Лингвистическая типология и языковые ареалы: Учебное пособие. Классификация Дж. Гринберга: метод индексирования. и материалов конференций

«УУД на уроках русского языка» - Инновационные особенности УМК. Результаты государственной (итоговой) аттестации. Текстоведческий анализ текста. Преимущества интеграции для учителя. Владелец серебряных приисков. Преимущество интегрированных уроков. Дифференцированный подход. Преимущества для учащихся. Метапредметные результаты. Обновление содержания образования.

«Оценивание по русскому языку» - Электронный журнал. Составьте график. Вид сложного предложения. Формирование навыков учителей русского языка по составлению и использованию критериев оценивания. Традиционное оценивание. Понимание и оперирование знаниями. Применение умений и навыков. Цели и задачи изучения раздела «Синтаксис. Сложное предложение».

«Преподавание русского языка и литературы» - Творческий уровень познавательной активности. Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы. Количество зачетов по предмету в году. Прежние учебные и социальные неудачи. Особенности познавательной активности. Реабилитационно-воссановительный период. Организация обучения. Исполнительский уровень познавательной активности.

«МО учителей русского языка» - Организовать работу МО по проблеме « Технологическое творчество учителя. Проблемная тема МО на 2010 – 2011 гг. Использование Регионального компонента в целях повышения личностного роста учащихся. 1 заседание 1. Итоги августовской конференции 2. Знакомство с нормативными документами. Методы и формы повышения квалификации.

«Коммуникативная компетенция» - Модель опорной схемы. 1) Готовность к проявлению компетенции. Коммуникати-вная. Лингвисти-ческая. Последовательные действия. Описание. Что делает предмет? Культуро-ведческая. 3) Опыт проявления компетенции. Словарная работа Работа с текстом Учебный диалог. Коммуникативная компетенция. Этапы формирования коммуникативной компетенции.

«Критическое мышление» - Урок мне показался интересным и коротким, потому что мы писали диктант. (Пишут под диктовку, оставляя место для второго предложения.). ВЫЗОВ О каком Томе идет речь? «Мозговая атака». Сложное предложение (Задание: используя антонимы, исправить логическую ошибку.). Сразу чувствовалось, что человек любит движение и уверенно ходит по земле.

M/w- индекс синтетичности языка.

M- кол-во морфем в слове.

W- кол-во слов.

ИС>2- аналитический язык (англ.-яз.).

ИС от 2х до 3х-синтетические языки (русс, яз.)

ИС>3 – полисинтетические языки (чукчи)

Чистых языковых типов нет.

1. Синтаксическая типология (20век И. Мещанин)

Фенологическая типология.

Генеалогическая классификация языков. Всего 22 семьи. Некоторые не входят не в какую семью: японский, корейский, мертвые языки.

Индоевропейская семья состоит из 10 групп:

1. Славянские

2. Балтийские

3. Германские

4. Греческие

5. Кольские

6. Иранские

7. Романские

8. Индоарийские

9. Армянские и Албанские

Язык как социальное явление. Функции языка.

Язык – это основное условие возможности человеческого бытия.

Язык – это та среда, в которой происходит процесс взаимного договаривания с собеседником и обретается взаимопонимание.

Язык – это особая реальность внутри, которой происходит понимание человеком человека и человеком мира. Язык охватывает все стороны жизнедеятельности человека, каждый язык отражает определенные способы восприятия мира. Те знания, которые выражаются в языке, складываются в определенную систему взглядов –коллективную философию, которая усваивается всеми носителями языка. У каждого народа способ восприятия мира обладает национальной спецификой (менталитетом).

Э. Сепир: « Реальный мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм определенной группы. Мы говорим, видим, слышим, воспринимаем все явления действительности, таким образом, каким языковые нормы нашего общества предлагает данную форму выражения».

Функции языка.

1. Коммуникативная - основная функция языка, использование языка для передачи информации;

2. Мыслеформирующая - формирование мышления индивида и общества;

Констатирующая

Вопросительная

Аппелятивная (призывная)

Контактоустанавливающая

7. Метаязыковая . Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

8. Эстетическая - сфера творчества;

Индикатора (принадлежность)

Все функции взаимосвязаны.

Взаимодействие и взаимосвязь языка и речи.

Различие языка и речи было установлено швейцаром Фердинандом де Соссюр. Однако до него об этом говорили Лев Владимирович Щерба, Потебня Александр Афанасьевич, Крушевский Николай Вячеславович и др.

Речь – это акты говорения, понимания, высказывания, текст.

Язык или языковая система – это инвентарь языковых единиц (грамматик).

Речевая деятельность – это совокупность психофизических работ, осуществляемая говорящим для произведения речи, состоящей из актопонимания и актоговорения, в результате языковой деятельности получаются высказывание или текст.

Речевой акт - (из амер. лин-ки Дж. Серль и Дж. Остин). Они утверждали, что истинное содержание речи нужно искать в ситуации, которая оказывает воздействие. Оно представляет собой двусторонний процесс, охватывающий с одной стороны говорение, а с другой стороны параллейное слуховое восприятие и понимание.

В речевом акте создается текст. В речи как письменной, так и в устной язык представлен в размытом виде.

Уровневое строение языка.

Первым кто заговорил об этом это Фердинанд де Соссюр . В нашей стране систематизацией занимались Солнцев, Мельников, Щур .

Система – это сложный объект, состоящий из частей.

Солнцев определил систему как целостный объект, состоящий из элементов, которые связаны. Одним из важнейших свойств языка – неоднородность и способность языка к изменению. Система языка включает несколько различных уровней:

1. Низший – это фонетический уровень представлен совокупностью фонем. Фонема – это неделимая предельная единица языка. Фоны – это конкретные экземпляры фонемы.

2. Морфологический – в него входят морфемы. Морфы – это реальные экземпляры фонем.

3. Лексический – включает в себя лексемы и лексы в речи. Лексы меняют форму (о погоде).

4. Высший – синтаксический (предложения, высказывания в речи, в языке модели предложения).

Единицы языковых уровней и их функции.

1. Фонема (минимальные единицы звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов)

конститутивная

-дистинктивная - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции.

- перцептивная - (опознавательная, т. е. функция восприятия);

- делимитативная - (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

2. Морфема (минимальная значимая часть слова)

Ассоциативную (новые слова и формы)

3. Лексема (слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности всех его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий, а также всех возможных значений)

- номинативная (слова называют объекты действительности)

- указательная (слова, указывающие на предмет)

Предложение

- коммуникативная

Отношения между единицами языка.

Существует 2 вида отношения:

1. Парадигматические (книга , книгой – падежная парадигма; орел, коршун - хищные птицы-лексическая парадигма; [р],[р"] фонетическая парадигма).

Парадигматические отношения - отношения противопоставления нескольких элементов языка, выбора одного из взаимоисключающих элементов; единицы языка объединяются, таким образом, в сознании пользующегося языком, несмотря на невозможность реального их объединения в акте речи.

2. Синтагматическим отношения – принадлежат речевой деятельности. Каждая единица языка в процессе речи выступает в отношении с другими единицами языка, при этом обнаруживает свои сочетательные возможности (значимость, валентность).

Предмет фонетики.

Фонетика - это наука о звуковом материале языка, наука об использовании этих материалов в значении единиц языка и речи, а так же исторических изменениях в этом материале и приемах его использования.

Фонетика пользуется специальным видом письма - транскрипцией.

Все звуки изучаются с разных точек мнения. Исходя, из физиологических или акустических признаков такой подход называется акустическим аспектом .

Биологический аспект изучает работу произведенную человеком при произношении и слуховом восприятии.

Функциональный аспект изучает звуки с точки зрения их использования в речи, а так же роль звуков в обеспечении функционирования языка как средства общения. Так же включает себя фонологию (наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем)). Задачи фонологии:

Установление состава фонем

Способы их реализации в речевом потоке

Особенности сочетания фонем в слове

Функция фонем

Изучение особенностей фонем

Создателями её былиН. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский, существенное общетеоретическое влияние на возникновение фонологии оказали труды Ф. де Соссюра и К. Бюлера. Особенно же велик вклад в подготовку почвы для развития фонологии И. А. Бодуэна де Куртенэ.

Три аспекта изучения звуков речи.

1. Акустический. Звуки отличаются:

1)высотой тона;

2)долготой;

3)силой;

Тембром.

все звуки делятся нагласные и согласные, из-за наличия муз. тонов и шумов, отдельная группа – сонорные (сонатные)

2.Биологические аспекты-2 вида изуч.:

1) произносительный;

2) перцептивный.

Органы делятся с точки зрения произношения на:

Активные (язык, губы)

пассивные (зубы, носоглотка, гортань)

Артикуляционная классификация зв.:

Гласные (ртораскрыватели), (отсутствие фокус. образования)

6 основных различит. Черт в классификации гласных:

Продвижение языка назад или вперед (гл.заднего ряда, среднего, переднего)

Степень продвижения языка вверх и вниз (низкий, верхний, средний подъем)

Лабиализация (огубленность)

Назализация (произношение через нос)

Гл. различ. по долготе и краткости

-общенаучные методы (напр. индукции и дедукции)

Общелингвистические методы (методы оппозиционного анализа, дистрибутивного анализа, трансформационного анализа)

- Сравнительно-исторический метод (Бопп): комплекс исследовательских приемов;начинается с установления звуковых соответствий-. Диахроническая типология, установление типологических изменений и диахронических констант

Основной метод типологии - сопоставительный метод (сопостовительно-типологический метод): выявление сходных и различных черт систем и подсистем языков вне зависимости от генетического родства сопоставляемых языков.

- контрастивный метод - выявление не столько сходств, сколько расхождений между языками; особое направление типологии- контративная лингвистика, прикладное значение.

- метод типологических индексов (Гринберга)- количественный анализ типологических явлений; квантативная типология.-см.выше, например: индекс синтетичности: М (morphemes) деленная на W (words), если язык вообще не использует аффиксов, в тексте на сто слов будет сто морфем и индекс синтетичности-1 (min индекс синтетичности/ max индекс аналитичности); если в языке в каждом слове хотя бы один аффикс- на сто слов будет 200 морфем и индекс синтетичности-2; индекс от 1 до 2-языки традиционно считающиеся аналитическими, от 2 до 3 -синтетические, свыше 3-инкорпорирующие (полисинтетические). Индексы синтетичности: санскрит-2,59; англо-саксон.-2,12; английский-1,68; немецкий- 1,97; якутский-2,17; вьетнамский- 1,06; эскимосский- 3,72.

Метод представляет собой определенный подход к действительности, определенный путь познания природы и общества. В типологии также широко используется сопоставительный метод , сущность которого заключается в отыскании и определении явлений и фактов ряда языков,имеющих тождественные функции независимо от того, являются ли сопоставляемые языки генетически родственными или нет. Как отмечает В. Н. Ярцева, «целью типологического описания языков мира является выявление суммы сходных и различных черт, характеризующих их системы. В отличие от сопоставительного, типологический м . имеет дело с сопостав-ем, на основе которого выявляются изоморфные и алломорфные черты целых систем, подсистем и микросистем исследуемых языков. Определение изоморфных черт дает возможность отобрать типологические константы (изоглоссы),позволяющие произвести группировку исследуемых языков по 2 оппозитивным группам - языки, имеющие данный типологический признак, и языки, данного типологического признака не имеющие. Напр., если принять за типологическую константу категории падежа, реализуемой в системе склонения, и отсутствие категории падежа и, следовательно, системы склонения, то все известные науке языки разделятся на две типологические группы - языки с системой склонения <-> языки без системы склонения.Метод типологических индексов. В основу метода, который по характеру используемых количественных показателей называется также квантитативным, Дж. Гринберг положил отдельные черты и признаки,представляющие собой определенные отношения и получающие выражение в виде числовых индексов.

Каждый язык обладает своей, характерной для него структурой, под которой следует понимать его внутреннюю организацию (сложная система связей и отношений неограниченного числа единиц различных уровней: фонем, морфем, слов и т.п) Эти единицы, различаясь м\у собой во многих планах и отношениях, обладают в то же время рядом общих свойств и признаков, например, словоизменительные морфемы обладают общим свойством использоваться в рамках слова в качестве аффиксов. Фонемы не имея самостоятельного значения, будучи единицами односторонними, служат материалом для образования морфем и слов и в то же время обладают различительными или дистинктивными признаками. Эти свойства дают возможность объединить различные единицы языка по признаку их общности в совокупности различной величины, называемые подсистемами. Так можно говорить о подсистеме фонем, морфем и т.д.

Научные исследования Гринберга охватывают огромное количество языков, которые он изучал с разных точек зрения и в самых различных проявлениях. С именем Гринберга ассоциируются в первую очередь две области лингвистики - генеалогическая классификация языков и лингвистическая типология.

Гринберг разработал область диахронической типологии, которая изучает историческое развитие лингвистических состояний при помощи естественных диахронических процессов. С этой точки зрения синхрония и диахрония рассматриваются как элементы лингвистической эволюции. Более того, сравнение исторически независимых изменений позволяет сделать обобщения в области диахронических процессов.

Заслуги Гринберга в области лингвистической типологии являются общепризнанными. Его учение о языковых универсалиях (утверждениях, фиксирующих эмпирически устанавливаемые общие структурные свойства языков); его схемы, предложенные для изучения типологии порядка слов, используются ныне повсеместно, а универсалии, касающиеся порядка слов, инициировали разработку разнообразных объяснительных теорий и серьезно повлияли на развитие синтаксической типологии и грамматической теории в целом.

Опираясь на градуальную типологию Э.Сепира, Джозеф Гринберг в работе 1960 г. «Квантитативный подход к морфологической типологии языков» разработал методику, позволяющую количественно измерить принадлежность того или иного языка к определенному типу. Она может быть названа квантитативной методикой типолого-характерологической индексации. Учениками Дж. Гринберга оказались ленинградские исследователи - В.Б. Касевич, С.Я.Яхонтов и др. В книге «Квантитативная типология языков Азии и Африки» они применили названную методику к описанию восточных языков.

Суть методики Дж. Гринберга состоит в том, чтобы на материале текста, например, из ста слов, написанного на том или ином языке, определить индекс определенной типологической характеристики этого языка. Американский типолог предложил пять основных критериев для подобной характеристики: степень синтеза, способ связи, степень деривационности, место аффикса по отношению к корню, вид связи (без согласования, значимый порядок слов, согласование). Каждый из этих параметров накладывается на текст, что позволяет определить индекс его синтетичности / аналитичности, агглютинативности / фузионности, деривационности и т.д. Так, индекс синтеза определяется по соотношению морфем и слов в тексте. Если в нем сто слов и сто морфем, то индекс синтеза равен единице, поскольку мы определяем его посредством деления числа морфем на число слов. Но если в тексте 300 морфем и сто слов, то индекс синтеза будет равен трем. Опираясь на подобные подсчеты, Дж.Гринберг пришел к выводу, что самый аналитическим языком из исследованных им является вьетнамский (индекс синтеза - 1, 00), а самым синтетическим - эскимосский (индекс синтеза - 3, 72).

Несмотря на многочисленные критические высказывания в адрес как самих концепций, выдвинутых Гринбергом, так и используемых им методов, невозможно отрицать его роль в развитии сравнительного языкознания, а также языковой типологии и антропологии. Его труды пробудили угасший интерес к сравнительно-историческим и типологическим исследованиям в языкознании, и, хотя механизмы и методы, стоящие за результатами этих исследований, возможно, не до конца поняты и приняты многими учеными, это не дает повода отвергать или недооценивать сами исследования.

Метод индексирования или метод
типологических индексов был
разработан Дж.Гринбергом и занимает
особое место в практике типологическх
исследований. В основу его были
положены отдельные черты и признаки,
представляющие собой определенные
отношения и получающие выражение в
виде числовых значений индексов.
Метод индексирования Дж.Гринберга
вызвал широкий отклик у лингвистов.
1

Для разработки морфологической
типологии языков с числовыми данными
Дж.Гринберг отобрал ряд признаков –
основных показателей типологии языка:
синтез в языке, степень агглютинации,
характер словосложения, деривации
и т.д. Для определения числовых
величин (индексов), он произвел подсчет
количества соответствующих случаев на
100 слов, число, взятое как основание
для вычисления процента.
2

Использование в качестве материала
анализа реально функционирующих
текстов, а не системно-языковых фактов
позволяет Дж.Гринбергу вывести более
гибкие критерии типологизации, с одной
стороны, а с другой стороны, сделать
предметом типологического анализа
чисто синтаксические явления, в
частности, порядок слов.
3

Разделив полученные фактические
данные на 100, Дж.Гринберг получил
число, которое показывает, например,

слов. Подобный подход к решению
определенной типологической проблемы
состоит в том, что Дж.Гринберг
сравнивает не языки в целом, а только их
отдельные черты или характеристики, и
выражает эти отношения числовыми
индексами.
4

Вопрос
какие методы
лингвистического исследования
или преподавания
иностранного языка Вам
известны?
5

Свои вычисления Дж. Гринберг провел
по следующим параметрам:
степень синтеза;
способ связи;
степень деривационности;
место аффикса;
вид связи.
6

1. Степень синтеза (или общая
сложность слова). Число морфем в
обследованном тексте – М, число слов –
W, отношение М/W – показатель синтеза,
называется индекс синтетичности,
который для английского языка
колеблется между 1,62 и 1,68, для
русского – между 2,33 и 2,45, т.е. этот
индекс для языков аналитического строя
будет ниже, чем для языков
синтетического строя.
7

Опираясь на подобные подсчеты, Дж.
Гринберг пришел к выводу, что самым
аналитическим из исследованных им
языков является вьетнамский (индекс
синтеза – 1,00), а самым синтетическим
– эскимосский (индекс синтеза – 3,72).
8

2. Способ связи.
А – число агглютинативных
конструкций (agglutination), J – число
швов между морфемами (juncture),
отношение А/J – показатель степени
спаянности слова, носит название
индекс агглютинации или индекс
фузионности.
9

10.

Язык с высоким индексом
агглютинации следует считать
агглютинативным языком, а язык с
низким индексом агглютинации –
языком фузионным, т.е. флективным.
Число швов в слове всегда на единицу
меньше, чем число морфем. Так, в
слове leaves две морфемы, но только
один шов.
10

11.

3. Степень деривационности.
R – число корневых морфем в
исследуемом тексте, W – число слов в
том же тексте, отношение R /W – индекс
словосложения. Если в тексте
подсчитать все деривационные морфемы
D, то отношение D/W – показатель
словообразовательной способности
языка – индекс деривации.
11

12.

4. Место аффикса (по
отношению к корню).
Префиксы – Р, отношение Р/W – индекс
префиксальности – будет показывать
отношение числа префиксов к числу
слов.
Суффиксы – S, отношение S/W – индекс
суффиксальности – будет показывать
отношение числа суффиксов к числу
слов.
12

13.

Индекс преобладающего
словоизменения I/W – отношение числа
словоизменительных морфем к числу
слов (inflectional –
«словоизменительный»).
13

14.

Словообразование и словоизменение
При словообразовании при помощи
аффиксов образуются новые слова.
При словоизменении изменяется форма
одного и того же слова, новое слово не
образуется. Совокупность всех форм
слов (словоформ) при изменении
образует парадигму.
14

15.

Если слово обладает полной системой
словоформ, то говорят, что слово
обладает полной парадигмой.
Если слово представлено не всеми
формами, то это частичная парадигма.
Большинство слов русского языка
обладает полной парадигмой, но есть и
слова с частичной парадигмой: мечты,
победить, пылесосить.
15

16.

5. Вид связи (словоизменение без
согласования, значимый порядок слов,
согласование).
Словоизменение без согласования – Pi,
отношение Pi /N, т.е. индекс
словоизменения, в чистом виде
характеризует словоизменительные
возможности языка (pure inflexion,
nexus).
16

17.

Не́ксус (лат. nexus - «связь,
сцепление»):
1) предикативное отношение между
подлежащим и сказуемым;
2) один из типов соотношения
семантических и синтаксических
валентностей слова.
17

18.

Если связь, выраженная с помощью
порядка слов, то отношение О/N
представляет собой индекс изоляции
(order).
Если связь, выраженная с помощью
согласования, – Со, то отношение Со/N
представляет собой индекс согласования
(concord).
18

19.

Типологические индексы
M/W – индекс синтеза
A/J – индекс агглютинации/фузионности
R/W – индекс словосложения
D/W – индекс деривации
I/W – индекс преобладающего словоизменения
P/W – индекс префиксации
S/W – индекс суффиксации
О/N – индекс изоляции
Pi/N – индекс словоизменения в чистом виде
Co/N – индекс согласования
19

20.

В дальнейшем словацкий ученый
Виктор Крупа усовершенствовал метод,
преобразовав значение индексов таким
образом, чтобы они могли укладываться
в обычной шкале оценок от 0 до 1, а
Елена Самуиловна Кубрякова повторила
процедуру Дж. Гринберга и получила
для английского языка несколько иные
индексы.