Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Путешествие по родной речи. Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов» Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия для ст

Контрольная работа

Конспект занятия по словарной работе «Дружба и друзья» (вторая младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.

Демонстрационный материал: паровоз, сундучок, рукавички, заяц, лиса.

Методические приемы: игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы, рефлексия.

Словарная работа: друзья, грустный, веселый.

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи:

1. образовательные - формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. развивающие - развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3. воспитательные - воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Ход занятия.

Дети зашли в группу, поздоровались с гостями. Воспитатель:

Дети, какое у вас сегодня настроение?

Покажите (улыбаются).

А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).

Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).

Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.

Песня «Паровозик».

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали.

Воспитатель:

Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.

Ой, кто это? (зайчик).

Давайте поздороваемся (здороваются).

Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

Почему вы так решили? (не улыбается).

Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).

Давайте у него спросим?

Какая лиса?

Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).

Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

Почему? (обидела, забрала рукавички).

Кто такие друзья?

Друзья - это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

А можно нас назвать друзьями? (да).

Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

Игра «Хорошо - плохо».

Обижать друг друга - плохо

Делиться игрушками - хорошо

Играть вместе - хорошо

Ссориться - плохо.

Воспитатель:

Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).

Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она нас приведет?

Физминутка.

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает сундучок).

Воспитатель:

Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.

Игра «найди пару» (дети находят пары разные по размеру, цвету, одни для зайца сделанные из белого меха).

«Найди дружка».

Воспитатель:

Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.

Нужно зайчика с лисичкой помирить.

Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

Ребята, а как мы их будем мирить?

А может, мы им танец станцуем?

Танец «Помиримся»

Воспитатель:

Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями).

А мы с вами тоже друзья? (да).

Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Дети прощаются и уходят.

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)

Тема: Подготовка к обучению грамоте. «Знакомство с согласными звуками [с],[с’], буквой С».

Цель: продолжить знакомство с согласными звуками [c], и буквой С; закреплять с детьми звуки [а], [у], [о], [м], а также буквы. Задачи:

1.Обучающие - учить детей делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове; закреплять обобщающее понятие «дикие животные и домашние животные»; учить подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему; познакомить детей с ударным гласным звуком; учить детей читать и составлять слова.

2.Развивающие - развивать умение анализировать правильное написание буквы; развивать любознательность, внимательность, сообразительность, мышление.

3.Воспитывающие - воспитывать у детей интерес к животным; воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

Материал к занятию. Полотно с буквами, домики с гласными и согласными буквами, указка, иллюстрации с изображениями животных, схемы слов, рабочие тетради Астафьевой Е.О. «Играем, читаем, пишем» простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом)

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить - тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды. Как называют такие звуки? (Гласные [а], [о], [у]).

Как называют звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (согласные [м], [х], [с]).

Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [c], и буквой С, которая обозначает эти звуки.

Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук [c], то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком.

Покажите, где живет глухой согласный? Он может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, Василек).

Придумайте слова со звуком [c] и .

А сейчас послушайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь везет только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.

Чтение слова «сани».

Какой первый звук в слове «сани»?

Это гласный или согласный?

Докажите. (Когда мы произносим, во рту мешают зубы и язык, но нельзя произнести громко).

Сколько слогов в слове? Как вы догадались? (В слове «сани» два гласных звука [а], [и], значит и два слога).

Какой первый слог в слове «сани»?

Составьте предложение с этим словом.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре -

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре -

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире -

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Пять, шесть - за столы тихо сесть

(Дети сели за столы).

Каких животных называют домашними? Каких вы знаете?

Каких животных называют дикими?

Какие дикие животные живут в нашей республике РБ?

Давайте поиграем в игру «Кто лишний». (свинья, кошка, лиса, собака).

(Лиса лишняя, так как она - дикое животное, все остальные - домашние).

А теперь поиграем по-другому. Лишним будет животное, в названии которого нет звука [c] (кошка).

Эти схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два три.

К какой схеме относится название каждого животного?

Откройте рабочие тетради.

Посмотрите, как правильно пишется слово собака. Расставьте гласные над слоговой схемой этого слова, поставьте ударение.

Напишите над схемой для двухсложного слова гласные О, А (либо И,А) и определите к какому слову будет относится эта схема: кошка или лиса. Поставить ударение.

В игру «Кто лишний?» можно поиграть еще и по-другому: учитывать количество слогов в слове. (Лишним будет слово собака, т.к в нем три слога, а в остальных по два).

Физминутка

А теперь следующая игра «Путешествие с буквой С».

Стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие надо тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве).

Найдите схему, соответствующую звуковому составу этого слова, запишите над схемой соответствующее слово, закрасьте схему. (ус, оса, сам, сом, суп, соки).

Подвести итог занятия

Конспект занятия по связной речи «В гостях у сказки» (подготовительная группа)

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек. Задачи:

1 обучающие - учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок; закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги; продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

2 развивающие - развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.

3.Воспитательные - воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок; участие в интернет-конкурсе «Моя любимая сказка».

Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка - Снегурочка.

На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился - Колобок.

Всех излечит, излечит, добрый доктор - Айболит.

Она красива и мила, а имя её от слова зола? - Золушка.

Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше - Карлсон.

В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой - Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

С

К

А

З

К

И

Звучит музыка. Воспитатель:

Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (показ слайдов)

Кто живёт в сказках?

Как начинается сказка?

Какими словами заканчивается?

Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)

Ребята, а какие присказки вы знаете? (показ слайдов)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;

«Сказано-сделано».

Воспитатель:

А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (показ слайдов)

Загадывание загадок детьми.

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

А дорога далека, а корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

Колотил, да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель:

Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется иллюстрация (показ слайдов)

«Сказочная избушка»

Воспитатель:

У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Ребёнок по иллюстрации составляет сказку.

Воспитатель:

Молодец, хорошую придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка - дети шагают

Стоит задом наперед - дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка - Грозят пальцем

Бабушка Яга живет - грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие - показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! - бег на месте

Дыбом волосы стоят -руки вверх

Воспитатель:

Выставляется иллюстрация леса (показ слайдов) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:

Надо придумать сказку по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко

Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.

Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.

Воспитатель:

Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку

Конспект урока русского языка, 1 класс

Тип урока: Урок изучения новых знаний
Павлова И.В. учитель начальных классов МКОУ "СОШ № 2 города Олонца"
Применяемые технологии и приемы: технология дифференцированного обучения, ИКТ, технология сотрудничества, проблемный диалог, продуктивное чтение, здоровьесберегающие технологии.
Тема: Развитие речи. Текст. В Сутеев «Три котёнка»
Цель: умение пересказывать текст
Задачи:
- обучать нормам речевого этикета
- формировать умение находить связь смысла содержания с пунктами составленного плана
- воспитывать культуру общения
- формировать умение ориентироваться и находить необходимую информацию в словаре
Оборудование и материалы: компьютер, Интерактивная доска, мультимедийная презентация «К уроку по Сутееву»
1. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок русского языка.
Урок развития речи. (Слайд 1 презентации)
Красиво говорить - нелегкое дело,
Мы за него возьмемся смело.
Чтобы в речи ошибок не допускать,
Будем говорить, слушать и размышлять.
Обучающиеся внимательно проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.
- Перед вами портреты известных людей(слайд 2) Посмотрите внимательно. Назовите их имена. Кто в этом ряду показался лишним? Почему?
-На портретах изображены детские поэты, они писали стихи для детей.
Дети называют имена и фамилии поэтов:
А.С. Пушкин
С.Я. Маршак
А.Л. Барто

Четвёртый портрет нам неизвестен.
- Перед вами на слайдах(3-6) изображён детский писатель Владимир Сутеев. Чтобы узнать его биографию, ученик нашего класса Георгий Суворов от имени самого писателя поведает о себе.

Ученик рассказывает биографию Сутеева.
с показом книжной выставки писателя и выполнением интерактивного задания на доске.
(Слайд 3)

Меня зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Родился я 5 июля в 1903 году в городе Москва. Мой отец работал врачом, очень хорошо рисовал, и его увлечение и знание искусства передалось и мне. Так, в 14 лет я уже подрабатывал, рисуя для различных выставок здравоохранения. Интересно, но я мог рисовать одной рукой и в то же самое время другой рукой писать какой-нибудь рассказ.
Мне нравилось писать для детей сказки, их у меня много, сценарии, по которым снимались советские мульфильмы. Вот некоторые из них: «Кто сказал мяу?», «Живые грибы», «Кораблик», «Мешок яблок», «Три собаки», «Страшный зверь», «Две сказки про карандаш и краски» Также я иллюстрировал не только свои книжки, но и книги Джанни Родари «Приключения Чипполино», английского писателя Муура « Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», детские сказки советских писателей Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.
Сейчас я хочу проверить, как вы вспомните те мои произведения, которые знаете с детства. Вот Вам задание: переставьте буквы в « перепутанных словах»:
1.«блояок» («Яблоко»)
2. «аёлк» (Ёлка»)
3 «отк – ловрбыл» (« Кот – рыболов»)
4. «абубкшин догоро» («Бабушкин огород»)
5. «ядяд ишам» («Дядя Миша»)
6. «нзарые олкёас» (Разные колёса»)
7. «лонкёцып и тёуокн» (Цыплёнок и утёнок»)
8. «ымошокн и арканадш» (Мышонок и карандаш»)
9. «емулеы ркиу» («Умелые руки»)
10. «арпизканя ошкак» («Капризная кошка»)

3. Целеполагание
Игра «Угадай-ка детёнышей зверей»
Работа в парах.
- У меня на карточках написаны звери, вы дописываете рядом их детёнышей.
Корова – …
Уж-…
Мышь- …
Еж-…
Овца – …
Лошадь - …

Перед вами текст, в котором главными героями являются те детёныши, которых вы сейчас назвали и они пропущены. Догадайтесь, о ком этот текст. (Слайд 11)
Сообщение темы.

Текст. Рассказ Сутеева В.Г.« Три котёнка» .
Сейчас прозвучит этот текст. Во время чтения попробуйте определить жанр текста. Читаем вместе. (Звучит аудиозапись).
- Какой жанр текста мы прочитали?
- Почему это не сказка и не стихотворение?
Попробуйте его пересказать. Трудно? Сможете ли вы, ребята, назвать цель нашей работы на уроке.
Цель урока – научиться пересказывать текст «Три котёнка»
Личностные:
- быть внимательным к окружающему миру
3. Организация освоения новых знаний
Работа по соответствию плана рассказа тексту.
- Перед вами план рассказа(Слайд №11)
1. Котята и серая мышь.
2. Вслед за лягушкой!
3.Видим рыбку в пруду.
4. Идём домой.

Работа в парах.
-Сейчас мы разделимся по парам.
Посмотрите на составленный план. Как бы вы, первоклассники разделили расположенный на доске текст?

Беседа по конкретному содержанию данного рассказа.

Работа по первой части. (Котята и мышь.)
- Опишите цвет котят, какими они были вначале.

Сейчас посмотрите на доску. Перед вами котята. (Слайд 13) Какие из них могли быть героями нашего рассказа?
-Кто на пути котят повстречался первым?
-Изменилось ли что во внешнем виде котят после совместной погони за мышкой? Почему?
- Перескажите первую часть.
Физминутка
Мы,как мышки, маленькие(приседаем)
Мы, как рыбки, плаваем(движение «волна»)
Мы как кошки, моемся,(движения руками)
Как лягушки, прыгаем.(прыжки)

Работа над второй частью «За лягушкой»

-Куда прыгнула лягушка?

А что такое самоварная труба? (Слайд 14)
Посмотрите на слайд, на нём изображена часть русской избы, найдите в ней самоварную трубу.
- Изменилось ли что во внешнем виде котят, когда они вылезали из самоварнойтрубы? Подумайте и скажите, а почему именно такого цвета стали наши герои?
- Перескажите вторую часть.
Работа над третьей частью.
- Какие водоёмы вы знаете?
- Перед вами различные водоёмы. Выберите тот, который подходит по смыслу к нашему рассказу.
- А что такое пруд? Посмотрим в словарь. Прочитайте определение такого водоёма, как пруд.
- Какими котята стали после того, как половили рыбу в пруду?
- Перескажите третью часть.

Работа над четвёртой частью.
-Какими котята станут, вернувшись после таких приключений домой?

Перескажите 4 часть
Физминутка «Кошечка»
На чердак залезла кошка, (показывают движения кошки)
Посмотрела кошка вниз (Движения головы вниз)
Посмотрела кошка вправо. (Смотрят вправо)
Посмотрела киска влево. (Смотрят влево)
Вверх голову подняла(Смотрят вверх)
Взглядом проводила мух.(Движения глаз от правого плеча к левому)
Изогнулась, потянулась, встала лапкой на карниз
И спустилась быстро вниз

5. Первичное закрепление.
-- В начале урока мы узнали, что Сутеев был писателем. Вспомните его биографию и скажите, кем ещё был Владимир Григорьевич?(МУЛЬТИПЛИКАТОРОМ)
Попробуем и мы поработать над мультфильмом « Три котёнка» по рассказу Сутеева.
Работа по группам.
1-я группа - «Корректоры»
- Вы должны откорректировать сценарий « Три котёнка». В нём пропущены слова, искажены некоторые факты.
2-я группа – « Монтажёры»
- Вам нужно расставить кадры из мультфильма по порядку.
3-я группа – «Художники»
- Вы должны раскрасить некоторые чёрно-белые снимки в цвете в соответствии с текстом.
- Вам поручено озвучить наш мультфильм.
- За работу.
Обучающиеся выполняют работу, предложенную учителем

6. Проверка усвоения
Полученных знаний
Группы представляют свою работу.

1-я группа - «Корректоры»
2-я группа – « Монтажёры»
3-я группа – «Художники»
4-я группа – «Звукооператоры»

«Лидер» 1-й группы читает исправленный текст.
Выходят все участники 2-й группы с кадрами, расставленными по порядку.
Показывают ребятам получившиеся кадры.
На доску включается мультфильм с выключенным звуком, участники 4-й группы озвучивают его.

7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Подведём итог нашего урока. Перед вами незаконченные предложения. (Слайд 16)
Выберите любое предложение и продолжите его.
1. На уроке я научился …
2. Оказывается, что Владимир Сутеев …
3. Сегодня мне удалось …
4. Мне было интересно, когда …
5. Меня удивило то, что …
6. Теперь я умею …
7. Я испытал трудность при …
8. Я думаю, что в будущем …
Дети дают оценку работе на уроке

Презентация на тему: Развитие речи. Сутеев «Три котёнка»

Аннотация: Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе содержит развивающие задания, позволяющие закрепить представления детей о структуре речи, а также умение пользоваться графическими схемами и моделями.

Цели и задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о структуре речи.
  • Закрепить знания детей об основных единицах речи: звуки, слоги, слова, предложения.
  • Продолжать тренировать в умении выполнять звуко-буквенный анализ слов, подбирать слоги, слова, придумывать предложения, опираясь на графические схемы-модели.
  • Развивать слуховое внимание, мышление, речь детей.
  • Работать над дикцией.
  • Воспитывать усидчивость и любовь к родной речи.

Материал к занятию:

  • Карта речи (модель), предметные картинки, модели гласных звуков (по артикуляции), схема-модель для звукового анализа слов, пеналы, схема-модель для заучивания скороговорки, схемы предложений на каждого ребенка, наборы цветных кругов для определения самооценки на каждого ребенка, простой карандаш, бумага.

Ход НОД:

За высокими горами,
За далекими лесами
Чудо- государство есть
Под названьем «Наша речь»

Сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие по родной речи, но прежде я должна выяснить, готовы ли вы к нему? Отвечайте быстро не раздумывая на мои вопросы.

Интеллектуальная разминка:

Как называются люди, которые отправляются в путешествие?

Путешествие может быть длинным, а может быть наоборот…

Путешествие может быть скучным, а наоборот….

Путешествие может быть безопасным, а наоборот…

Карта, компас, рюкзак, пылесос. Что лишнее?

Ребята, сегодня мы вспомним из чего состоит наша речь, а поможет нам в этом карта речи. На нашей карте множество островов. Как вы думаете, что означают самые маленькие острова?

Правильно, это звуки. А мы можем увидеть звуки? Чем они отличаются от букв? Почему они разного цвета?

Перед вами портреты гласных звуков. Попробуйте отгадать все гласные звуки.

1. «Узнай портрет».

А сейчас задание усложняется и я вас попрошу отгадать слово только по гласным звукам.

2. «Узнай слово по гласным звукам».

(Педагог демонстрирует картинки и называя гласные звуки в слове просит угадать его).

Картинки: верблюд, енот, носорог, ананас.

Мы знаем, что звуки есть гласные и согласные. Как могут звучать согласные звуки?

3. «Отгадайте слово по первым звукам слов».

(Педагог демонстрирует картинки: ворона, енот, тарелка, ель, рыба )

4. «Звуковой анализ слова ВЕТЕР».

(Дети выполняют звуковой анализ слова с помощью звуковых обозначений.)

И действительно, ребята, вдруг поднялся сильный ветер. Давайте изобразим как дует ветер.

Посмотрите, наши самые маленькие островки соединились в островки побольше. Как они называются? Слоги.

5. Упражнение «Дарю слог».

Ребята, сейчас я вам буду дарить слоги, а вы попробуете придумать на них слова.

6. Отгадайте слово по первым слогам других слов.

Педагог называет слова: ослик, тропа, варежка.

Динамическая пауза «Остров».

Долго шли мы по горам,
Долго плыли по морям.
Зорко всматриваясь в даль
Нажимали на педаль.
Лишь на остров мы приплыли,
Дружно все дрова рубили,
Кашу вкусную варили.
Дует с моря ветерок,
Раздувает костерок.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Упражнение на дыхание: вдох носом, медленный выдох ртом. На выдохе дети произнося звук У-у-у…

И снова сильный ветер соединил наши острова. Острова-слоги соединились в острова еще больше-слова.

7. Давайте разомнем язычки и вспомним скороговорку про слова:

Кошка, мышка, дом, окно, небо, улица, кино, солнце, радуга, трава – это разные слова.

Давайте поиграем со словами

8. «Четвертый лишний».

Апельсин, лимон, слива, клен. Что по смыслу выйдет вон?

Кошка, лошадь, кролик, крот. Кто ошибку здесь найдет?

Ель, береза, липа, мак. Что я говорю не так?

Дупло, скворечник, птенец, гнездо. Что же здесь опять не то?

И снова дует сильный ветер. Наши острова-слова встали рядом и образовалось что? Предложение.

10. «Придумай предложение по схеме».

Придумайте предложение по схеме и произнесите его с правильной интонацией.

(Дети самостоятельно придумывают предложения каждый по своей схеме и произносят его с правильной интонацией.)

Дружат гласные с согласной
Образуя вместе слог.
Та и на, запомни: Таня
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква
Со и ва, читай сова.
И слова дружить умеют
И в согласье находясь
Образуют предложенье,
Могут даже и рассказ.

Итог занятия:

Ребята, наше путешествие по родной речи подошло к концу и я вас попрошу себя оценить. Как вы считаете, как вы сегодня поработали?

(Дети с помощью цветных кругов оценивают свою работу на занятии)

Кудерцева С.В.,
учитель-логопед

Конспект урока по развитию речи на тему: «Синонимы и антонимы». (обучение грамоте)

Учитель: Гребенева Мария Андреевна

Класс: 1 класс

Цели: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции. Ход занятия:

Ι. Актуализация знаний.

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

II . Формулирование проблемы.

Учитель: (обращаясь к детям) -Ребята, бывает так, что дети опаздывают в школу. Так однажды опоздали три товарища на урок, зайдя в класс, они сказали по очереди:

Первый сказал:
- Не сердитесь на нас за опоздание!

Второй:
- Не обижайтесь на нас!

Третий:
- Не злитесь на нас!

Учитель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Учитель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река (что делает?) бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.(спеши-поторапливайся)
2. Приятелей много, а друга нет. (приятель- друг)
3. Переливает из пустого в порожнее.(пустое- порожнее)

ΙΙΙ . Развитие умений – применение знания.

Дидактическая игра «Найди друзей»

Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

(Алфавит-азбука, аккуратный -чистый, огонь- пламя, алый- красный, скакать-прыгать, бросать-кидать)

Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

IV.Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

V . Обобщение и систематизация изученного.

В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова с противоположным значением: горячий ( холодный ), широкий (узкий), злой(добрый), трусливый (смелый), конец (начало), радость(грусть), война(мир), ночь (день), высокий(низкий), тяжелый(лёгкий), большой(маленький), новый (старый) радоваться грустить), бездельничать, плохо (хорошо), мелко(глубоко), грязно (чисто), рано (поздно), сладкий (горький), молодой – старый, светло – темно, плачет – смеется.

Игра «Подскажи словечко»

Куст низкий, а дерево … (высокий)
Вагон большой, а тележка … (маленькая)
Ночь была холодная, а день … (тёплый)
Молоко жидкое, а сметана … (густая )
Малина сладкая, а лимон … (кислый)

VI . Итог урока.

Сегодня мы с вами совершили путешествие по стране слов. Скажите:

Как эти слова называются?(синонимы и антонимы).

Какую работу выполняют синонимы- слова- друзья близкие по значению и антонимы – слова- недруги противоположные по значению?

(Они позволяют нам не повторяться, делают нашу речь богаче и красивее).

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Конспект НОД для старшей группы «Вежливые слова»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы) . Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз - два - три - четыре - пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.

    Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

    Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

    У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

    Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

    Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись. Вы добрые дети. И мне сегодня было очень приятно с вами беседовать.