Священный союз итоги. Священный союз. Роль конгрессов священного союза в международной политике

реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза". Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. 19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала свое поведение с общей линией С. с. Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две: 1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.). 2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа". Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трех руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.). Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821. 19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трех руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооруженное подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте. На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооруженном вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм. Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался ее выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам. Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами. Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с. Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжелый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

14.09.1815 (27.09). - Образование "Священного Союза" монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после . Предистория Священного Союза такова.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.: «...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения» . Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства» .

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» , документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям.

Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и , хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при .) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. , в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагматическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

Ныне демократизированная и "мультикультурализированная" объединенная Европа, исключившая упоминание о христианстве из своей конституции, демонстрирует полное торжество масонских идей Французской революции. Торжественное празднование ее 200-летия в 1989 г. в Париже стало сюрреалистическим спектаклем, репетицией парада воцарения антихриста. Европа стала колонией своей бывшей колонии или, по выражению Бжезинского, "вассалом" и "геополитическим плацдармом" США (прообраза царства антихриста) в завоевании Евразии как "главного приза" для Америки.

Ждал новый Священный союз. Он был создан по инициативе победителя Наполеона и русского императора Александра I. Создание священного союза оценивалось современниками по-разному. Но в основном Россию обвиняли в стремлении контролировать ситуацию в Европе. Священный союз, а точнее коалиция стран, которая по замыслам императора должна была преобразить послевоенный мир, появилась на свет 14 сентября 1815 года. Договор подписали король Пруссии император Австрии Франц I, Людовик XVIII и большая часть континентальных монархов. Только Великобритания официально не пожелала вступить в союз, однако принимала активное участие в его работе. Были у союза и противники: его проигнорировали и турецкий султан.

В историю Священный союз 1815 года вошел как сообщество государств, изначальной целью, которого было подавление назревающих войн. На самом же деле борьба шла против любого революционного духа, а также свободомыслия политического и религиозного. Дух данной коалиции соответствовал реакционному настрою существовавших тогда правительств. По сути, Священный союз взял за основу монархическую идеологию, но с утопической мечтой идеалистической взаимопомощи между правящими христианскими государями. «Пустой и звонкий документ» - именно так назвал его политический деятель Меттерних.

Александр I, как инициатор этой коалиции, призвал союзников, и императоров, объединить усилия против военных конфликтов и предложил править между народами в духе правды и братства. Одним из пунктов договора было требование неукоснительно выполнять заповеди Евангелия. Российский император призывал союзников одновременно сократить вооруженные силы и обеспечить взаимные гарантии неприкосновенности существующих территорий, а 800-тысячная армия России выступала надежным гарантом в этих прогрессивных предложениях.

Священный союз 1815 года был документом, состоящим из смеси мистицизма и не реальной политики, как говорили позже о нем историки, однако первые семь лет эта международная организация была очень успешной и плодотворной.

Канцлер Австрии Меттерних в 1820 год созывает конгресс Священного союза в городе Троппау. В результате многочисленных дебатов было вынесено решение, которое перечеркивало все прогрессивное, что намечалось ранее, а именно, странам, входящим в союз, разрешалось вводить дружественные войска на земли других государств для вооруженного уничтожения революционных бунтов. Такое заявление объяснялось просто, ведь у каждого государства были свои захватнические интересы и политические цели в послевоенном разделе.

Создание священного союза, а также достаточно передовые идеи не смогли остановить все возрастающие противоречия между участниками договора.

Одним из первых конфликтов был Неаполитанский. Император Александр настаивал на самостоятельности Неаполитанского королевства, в котором бушевала революция. Он считал, что сам король этого государства добровольно подарит прогрессивную конституцию народу, но у союзника по договору в лице Австрии было другое мнение. Австрийские военные жестоко подавили революционные выступления.

На последнем Веронском конгрессе Священный союз 1815 под влиянием Меттерниха стал орудием монархов против недовольства народных масс и любых революционных проявлений.

Непростой 1822 год показал разногласия между странами Австрией и Россией в связи с освободительным восстанием в Греции. Российское общество поддерживало греков, так как государство было единой с ним веры и, кроме того, дружба с этим государством значительно укрепляло влияние России на Балканах.

Следующие события в Испании подорвали устои союза и поставили точку в отношениях между странами в рамках этого договора. В 1823 году французские войска вошли на территорию Испании с целью насильственного восстановления здесь абсолютной монархии. Союз фактически перестал существовать, но в 1833 году такие страны, как Россия, Пруссия и Австрия пытаются вновь восстановить соглашение, но революционные события 1848-1849 годов заставили забыть данную коалицию навсегда.

Война, продолжавшаяся в Европе полных 10 лет, принесла огромный урон странам континента. Одновременно она способствовала появлению первого мирового опыта регулирования международных отношений и обретения политической стабилизации в Европе, гарантированной всей мощью держав-победительниц.

Венский конгресс, его решения, непоследовательные, противоречивые, несущие в себе заряд будущих взрывов, тем не менее сыграли эту роль. Но монархи этим не удовлетворились. Необходимы были более прочные, и не только силовые, но и юридические, а также нравственные, гарантии. Так в 1815 г. появилась идея Священного союза европейских государств - первой общеевропейской организации, целью которой должно было бы стать прочное обеспечение существующего порядка вещей, незыблемости тогдашних границ, стабильности правящих династий и других государственных установлений при уже свершившихся в разных странах послевоенных переменах.

Инициатором союза европейских государств стал Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Они содержали следующие статьи: поддерживать между государствами узы братской дружбы, оказывать друг другу помощь в случае дестабилизации международной обстановки, управлять своими подданными в духе братства, правды и мира, считать себя членами единого христианского сообщества, в международных делах руководствоваться евангельскими заповедями.

Таким образом, идеи Священного союза, который действительно стал прообразом международных организаций XX в., были исполнены самых благих намерений, и Александр I мог быть доволен своим детищем. Вскоре почти все страны Европы, кроме островной Англии, примкнули к Союзу, но и Англия активно участвовала в работе его конгрессов и оказывала на их политику достаточно силь­ное влияние.

По существу, решения Венского конгресса и Священного союза создали в Европе так называемую венскую систему, которая существовала около 40 лет, предохраняла Европу от новых больших войн, хотя противоречия между ведущими европейскими державами попрежнему существовали и являлись достаточно острыми.

Это выявилось сразу же после введения «венской системы» в жизнь. И главным ее испытанием стали не столько территориальные претензии держав друг к другу, сколько нарастание на континенте революционного движения, которое явилось логическим продолжением грандиозных преобразований общественной жизни стран Европы, порожденных и продолженных Великой французской революцией.

Заря новой революции, национально-освободительного движения, которая с 1820-х гг. поднималась над Европой, внушала ужас устроителям «венской системы». Опять замаячили призраки якобинства, беспощадного сокрушения тронов. Вспыхнули революционные движения в Испании, Португалии, Италии. В этих условиях заколебались даже либералы, к которым относился и Александр I. Русский царь медленно, но верно отходил от своих идеалистических представлений о послевоенном устройстве Европы. Уже в начале 1820-х гг. на примере событий в Испании, Италии, на примере восстания собственного Семеновского полка в центре Петербурга он понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народных революций или военных мятежей. Реальное дыхание народной свободы страшило создателя Священного союза и заставляло его дрейфовать вправо, хотя он поначалу и выступал против применения силы, как на том настаивали Австрия и Пруссия.

И все же, несмотря на глубокие противоречия, разрывавшие Священный союз с самого начала его существования, он во многом способствовал стабилизации ситуации в Европе, внес в европейскую практику новые гуманистические идеи, не дал Европе скатиться к новому военному.

Священный союз

Священный союз (французкий La Sainte-Alliance, немецкий Heilige Allianz) - консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись»

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса -- буржуазии. Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой -- высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

Низвержение монархии во Франции в июле 1830 года и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного союза, что выразилось, между прочим, в решениях, принятых на мюнхенгрецском съезде российского и австрийского императоров и прусского наследного принца (1833 г.); тем не менее успехи французской и бельгийской революций 1830 года нанесли сильный удар принципам Священного союза, поскольку теперь уже две великие державы, Англия и Франция, ранее вполне примыкавшие к этим принципам в сфере международных отношений (да и внутренних), теперь держались иной политики, более благоприятной буржуазному либерализму, -- политики невмешательства. Николай I, вначале пытавшийся склонить австрийского императора к совместному выступлению против «узурпатора» французского трона Луи-Филиппа, вскоре оставил эти усилия.

Тем временем нарастали противоречия между интересами России, Австрии и Пруссии.

Австрия была недовольна войной России на Балканах: австрийский канцлер Меттерних указывал на то, что помощь «греческим революционерам» противоречит принципам Священного союза. Николай I симпатизировал Австрии за её консервативную антиреволюционную позицию. Австрии симпатизировал и Нессельроде. Кроме того, поддержка со стороны Австрии могла бы развязать России руки на Балканах. Однако Меттерних уклонялся от обсуждения «турецкого вопроса». Но во время революции в Австрийской империи 1848--1849 годов он потерял свою должность, и у Николая I появилась надежда, что Австрия изменит свою позицию.

Летом 1849 г., по просьбе императора Австрии Франца-Иосифа I, русская армия под командованием фельдмаршала Паскевича приняла участие в подавлении Венгерской национальной революции. Затем Россия и Австрия одновременно послали в Турцию ноты, в которых требовали выдать венгерских и польских революционеров. Посоветовавшись с английским и французским послами, турецкий султан ноту отклонил.

Тем временем Пруссия решила усилить свое влияние в Германском союзе. Это привело её к нескольким конфликтам с Австрией. Благодаря поддержке России все конфликты разрешались в пользу Австрии. Это привело к охлаждению отношений России с Пруссией.

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.