Почему мы стремимся к одиночеству? Что говорит о вас любовь к одиночеству

, социальный психолог Марк Сандомирский затронул тему одиночества. «Корпоративное и профессиональное единство мнений — великая сила. Задумался я об этом намедни, обнаружив, что меня процитировали на сайте Костыринской психиатрической больницы: Мир становится более индивидуа ли стичным, утверждает... Марк Сандомирский. „Люди все в меньшей степени связаны друг с другом и все в большей мере живут для себя. А значит, в какой-то момент они могут прийти к выводу, что им не нужна семья“... Какова бы ни была причина, стремление к одиночеству — это не просто одна из особенностей современного мира, это болезнь», — считает эксперт.

«Коллеги, правда, выразили мое мнение несколько более „круто“, чем это делал я сам.
Я-то полагаю, что стремление к одиночеству — это болезнь, но не отдельно взятого человека, а современного общества в целом. Ставить гражданам диагноз „стремление к одиночеству“ и лечить, точнее, радикально избавлять от одиночества помещением в больничную палату, считаю излишне радикальным подходом. По крайней мере, пока. За исключением психотического эскапизма. А вы как считаете?», — спрашивает эксперт.

ИА REX: Можно ли лечить одиночество?

Юрий Юрьев , политконструктор:

Чаще всего одиночество от бедности. Человек наедине с собой может быть скромнее и экономичней, чем на людях. Семья из двух человек — может быть многократно затратнее, а не вдвое, поскольку находится на виду и требует «социальных стандартов». Соответственно любая публичная деятельность требует не только затрат, но и успешного, а лучше преуспевающего вида. Поэтому одиночество может быть вполне рациональным поведением, с экономической точки зрения. Не говоря уже о творчестве, многие виды которого являются ничуть не коллективными.

Кирилл Мямлин , публицист:

Если мы вспомним, откуда идут религиозные корни либерализма — то все встанет на свои места. При этом отметим, что иудаизм в своей скрытой борьбе с христианским проектом за монополию на монотеизм достиг многого — христианский проект на Западе практически уничтожен. Сейчас они активно взялись и за Россию. И разрушение, которое через квазирелигию либерализма внедряется в подсознание человечества, сможет быть остановлено только созидательной концепций другой религии.

Сергей Сибиряков , координатор международной экспертной группы:

Одиночество является очень сложным, многомерным явлением. Нет какого-либо лекарства от одиночества, просто потому, что существует много различных типов одиночества. Многие из нас чувствуют себя одинокими в тот или иной период жизни. И в таких случаях часто глушат одиночество, уходя в изменённые состояния сознания с помощью религии, алкоголя, наркотиков, мистики. Это всё небезопасно для психического и физического здоровья. Лично я, редко ощущаю себя одиноким, потому что голова постоянно занята решением интеллектуальных задач и осмыслением действительности. На мой взгляд, это самый лучший способ лечения одиночества.

Новости и общество

Самодостаточность - это стремление к одиночеству или бегство от реальности?

9 августа 2013

В наше время модно быть сильным духом человеком. Дело даже не в моде, а в необходимости. Современный образ жизни не оставляет нам другого выбора. Постоянная конкуренция на работе и в личной жизни, растущие потребности и катастрофический недостаток свободного времени — чуть дашь слабинку, и круговорот жизненных событий выкинет тебя на берег, как ненужный груз.

В такой неблагоприятной атмосфере человек должен не только постоянно удерживать завоеванные позиции, но и самосовершенствоваться. Несоответствие запросов общества и собственных сил на удовлетворение потребностей — вот основная причина стрессов и депрессий.

Каким должен быть идеальный человек 21 столетия? Умным, образованным, ухоженным, законопослушным, воспитанным, самодостаточным? Да, самодостаточность — это то, что отличает духовно зрелую личность от закомплексованного индивида. Эта зрелость вызывает уважение, зависть, стремление подражать и гамму прочих противоречивых чувств. Считается, что самодостаточный человек — это нечто изолированное, замкнутое в самом себе и поддерживающее само себя собственными силами, свободное от мнения окружающих и прочих предрассудков. Но означает ли такая свобода наличие счастья? И самодостаточен ли человек, не достигший определенных высот, но довольный своим нынешним состоянием дел? В каких сферах жизни проявляется это качество?

С точки зрения психологии, самодостаточность — это способность индивидуума преодолевать свои проблемы и удовлетворять свои потребности собственными силами. Главными качествами самодостаточного зрелого человека являются отсутствие страха и полное принятие ответственности за свои поступки. Если такая личность что-то делает, то делает это в первую очередь для себя и для своих близких, мнение окружающих здесь вовсе не необходимый атрибут, похвала и уважение — это скорее приятное дополнение к тому удовлетворению, которое уже получено от удачно проделанной работы. Самодостаточность может проявляться в разных сферах жизни:

1. В хозяйственной — подразумевается самостоятельность принятия решений в бытовых вопросах.

2. В социальной — означает признание и компетентность человека в тех делах, которыми он занимается. При этом важно, чтобы индивид сам был удовлетворен собой и своей работой.

3. В психологической — значит принятие самого себя, отсутствие страха или дискомфорта перед возможным одиночеством. Человек не боится своих внутренних проблем, ему есть чем заняться наедине с собой. Однако самодостаточность — это
вовсе не отсутствие привязанности или любви к кому-либо. Это лишь отсутствие зависимости.

Что касается такой спорной категории как самодостаточность женщины, то здесь можно сказать лишь одно: излишняя показная уверенность и сила могут помочь построить карьеру, но в отношениях с представителями противоположного пола они неуместны. Несоблюдение этого простого правила зачастую ведет к проблемам в личной жизни.

Самодостаточность — это не врожденное качество, оно приобретается в процессе развития и социальной адаптации. Его можно развить целенаправленно, работая над собой. Помните, что лишь вы — творец своей жизни, несущий ответственность за все, что в ней происходит.

, 2014

Во все исторические эпохи властители прекрасно понимали, насколько пагубно для людей состояние изоляции. В древние времена ссылка считалась самым страшным после смертной казни наказанием. (Заметим, что находились и такие, кто ставил ссылку на первое место.) В конце XVIII века и на протяжении XIX века в системе тюремного наказания заметно усиливалась роль одиночного заключения. Английский юрист Уильям Пейли отмечал, что одиночное заключение «усиливает боязнь наказания» и, следовательно, становится фактором, сдерживающим рост преступности. В наши дни в США приблизительно 25 тыс. заключенных содержатся в тюрьмах категории «супермакс». Один известный психолог подчеркивал, что в подобных тюрьмах «заключенные живут в такой тотальной и антигуманной… изоляции, которая ранее никогда не существовала». И критики, и сторонники одиночного заключения как меры наказания используют для его описания одни и те же слова - «смерть заживо».

Но самым ярким свидетельством тяги людей к жизни в коллективе является, разумеется, создание семьи. На протяжении всей истории человечества во всех культурах именно семья, а не отдельный индивид составляют основу общественной и экономической жизни. Такое положение вещей объясняется рядом причин. Как утверждают эволюционные биологи, представителям ранних человеческих сообществ жизнь в коллективе предоставляла конкурентные преимущества в вопросах обеспечения безопасности, добывания пищи и возможности воспроизводства. Специалисты в области общественных наук Николас Кристакис и Джеймс Фаулер утверждают, что в результате процесса естественного отбора у людей появилась генетическая предрасположенность к созданию тесных социальных связей.

Однако сегодня ситуация изменилась. В последние полвека человечество приступило к осуществлению уникального социального эксперимента. Впервые в истории значительное число жителей планеты самых разных возрастов, придерживающихся самых разных политических взглядов, начали жить одиночками (я использую термин «одиночка» для описания людей, которые живут одни. Одинокие могут жить, а могут и не жить одни. У некоторых есть сексуальные партнеры, дети или соседи по совместно арендуемой квартире. Не все одинокие являются одиночками). До недавнего времени большинство рано связывали себя узами брака с твердым намерением не расставаться до смертного часа. В случае ранней кончины одного из партнеров второй быстро вступал в новый брак; если же партнер умирал в преклонном возрасте, то оставшийся в живых воссоединялся со своей семьей. Сейчас принято жениться / выходить замуж гораздо позже, чем это делали наши предки. Согласно результатам исследований, проведенных Исследовательским центром Пью (Pew Research Center), средний возраст вступления в первый брак «поднялся до самой высокой планки и за последние полвека увеличился на пять лет». Иногда за браком следует развод, после которого человек на годы, а то и десятилетия остается одиноким. Вдовец или вдова, пережившие супруга или супругу, делают все возможное для того, чтобы не жить с другими родственниками, в частности с собственными детьми. Иными словами, человек на протяжении всей жизни предпочитает чередовать условия проживания: один, вместе, вместе, один.

До недавнего времени многие рассматривали жизнь в одиночестве как переходный период между более устойчивыми формами организации жизни и быта, будь то нахождение нового партнера или переезд в дом престарелых. Теперь такой подход остался в прошлом - впервые за всю историю страны большинство американских взрослых являются одинокими. Среднестатистические американцы проведут большую часть взрослой жизни не в браке и большую часть «внебрачного периода» будут жить в одиночестве. Мы привыкаем к такой ситуации.

Мы осваиваем жизнь соло и вырабатываем новые способы существования. Сухие цифры никогда не в состоянии отразить полную картину происходящего, но в данном случае статистика просто поразительна. В 1950 году 22 % американцев были одинокими; 4 млн человек жили отдельно, что составляло 9 % всех домохозяйств. В то время одинокую жизнь вели в основном люди в отдаленных и обширных по территории штатах страны - на Аляске, в Монтане и Неваде, то есть там, где была работа для одиноких мужчин, которые относились к своей ситуации как к короткому переходному периоду, за которым следует обычная семейная жизнь.

В наши дни одинокими являются более 50% взрослых американцев; 31 млн человек - приблизительно один из семи взрослых - проживают в одиночестве. (В эту статистику не входят 8 млн обитателей частных и государственных домов престарелых и тюрем). Одинокие составляют 28% всех американских домохозяйств. Одинокие и бездетные супружеские пары - самые распространенные категории и по числу домохозяйств «обгоняют» такие формы организации проживания, как нуклеарная семья, семья из нескольких поколений, живущих под одной крышей, соарендаторы квартир или определенная группа людей, живущая в специально для нее снятом или построенном доме. Возможно, вы удивитесь, но жизнь в одиночестве является одной из самых жизнестойких форм организации домохозяйства. Исследования, длившиеся пять лет, выявили, что одинокие люди не склонны менять свой образ жизни, равно как место жительства. Именно эта группа населения по сравнению со всеми остальными группами, за исключением категории женатых пар с детьми, является наиболее стабильной в том, что касается формы проживания.

Современные одиночки, собственники или арендаторы квартир, - это главным образом женщины, которых в общей сложности насчитывается 17 млн. Число одиноко живущих мужчин составляет 14 млн. Из общего количества взрослых представителей обоих полов 15 млн принадлежат к возрастной группе 35 – 64 года, около 10 млн составляют престарелые (лица старше 65 лет). Число молодых взрослых (между 18 и 34 годами) достигает 5 млн по сравнению с 0,5 млн в 1950 году. Молодые взрослые представляют собой наиболее быстро растущий сегмент одинокой части населения.

В отличие от своих предшественников наши одинокие современники проживают в определенных районах крупных городов по всей стране. Городами с наибольшим числом проживающих в одиночестве людей являются Вашингтон, Сиэтл, Денвер, Миннеаполис, Чикаго, Даллас, Нью-Йорк и Майами. Более половины обитателей Манхэттена проживает в квартирах, рассчитанных на одного человека.

Несмотря на распространенность «жизни в одиночестве», этот феномен мало обсуждают и он малопонятен. Повзрослев, мы стремимся переехать в собственные стены, но сомневаемся, стоит ли долго вести такой образ жизни, даже если он полностью нас устраивает. Мы переживаем за судьбу не нашедших своей «половинки» друзей и родственников, даже если те твердят, что все у них в полном порядке и они встретят кого-нибудь, когда придет время. Мы стараемся поддержать престарелых родителей, а также вдовствующих дедушек и бабушек, проживающих отдельно, и теряемся, когда те заявляют, что никуда не хотят переезжать и собираются коротать век в одиночестве.

Распространяясь все шире и шире, феномен одиночества перестает быть делом сугубо личным и приобретает общественное значение. К сожалению, его чаще всего рассматривают однобоко - как следствие человеческой самовлюбленности, серьезную социальную проблему, вызванную растущей фрагментацией общества и индивидуализацией его членов. Подобные нравственные оценки, в сущности, не выходят за крайне узкие рамки романтических идеалов сериала «Отец знает лучше» и гламурных соблазнов «Секса в большем городе». На самом деле жизнь в одиночестве гораздо более разнообразна и комфортна, чем кажется со стороны. Становясь все более популярным, этот феномен изменяет «социальную ткань» и представление о человеческих взаимоотношениях, влияет на особенности градостроительства и развития экономики. Феномен одиночества оказывает значительное воздействие и на процесс личного взросления, старения и умирания. Это явление так или иначе затрагивает все социальные слои населения и почти все семьи, вне зависимости от их социального положения и состава в данный конкретный момент.

Это явление гораздо шире, чем большинство из нас себе представляет. Можно, конечно, пытаться объяснить растущее число живущих в одиночестве людей исключительно американской спецификой, следствием того, что литературный критик Гарольд Блум назвал национальной «религией самообеспечения». Современные американцы на самом деле в меньшей степени склонны жить в одиночестве, чем граждане Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии - стран, имеющих один из самых высоких уровней жизни, где приблизительно 40 % домохозяйств состоит всего из одного человека. Скандинавы инвестируют в социальную защищенность и общества взаимопомощи, что одновременно избавляет их от необходимости делить друг с другом жилплощадь.

Такой подход распространен не только в Скандинавии. В Японии, где вся жизнь традиционно была организована вокруг семьи, из одного человека состоят около 30 % домохозяйств, причем их процент гораздо выше в городах, чем в сельской местности. Культура и традиции во Франции, Германии и Англии очень различны, но процентное соотношение домохозяйств, состоящих из одного человека, еще выше, чем в США. То же самое можно сказать о Канаде и Австралии. Сегодня наиболее быстрый рост домохозяйств, состоящих из одного человека, наблюдается в Китае, Индии и Бразилии. По данным исследовательской компании Euromonitor International, во всем мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось - со 153 млн в 1996 году до 201 млн в 2006 году, то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33%.

В чем же причина столь масштабного роста? Бесспорно, ему способствуют накопление богатства, созданного вследствие экономического развития, и развитие системы социального страхования. Грубо говоря, сегодня одиночество стало более доступным экономически, но экономический фактор - всего лишь фрагмент общей картины. Сам по себе он не дает ответа на вопрос: почему такое множество обеспеченных граждан в развитых странах используют свои капиталы и возможности не как-нибудь иначе, а именно для того, чтобы отгородиться друг от друга?

Помимо экономической независимости и социальной защищенности резкое увеличение числа одиноко живущих людей объясняется общемировыми культурными и историческими изменениями, которые один из основателей социологии Эмиль Дюркгейм называл «культом индивида». По Дюркгейму, культ индивида явился результатом перехода от традиционных сельских общин к современным индустриальным городам, где индивид постепенно стал «своего рода предметом поклонения», чем-то более священным, чем группа.

Сейчас бытует мнение о том, что счастье и успех скорее зависят не от того, связывает ли один человек себя с другим, а с открытием целого мира возможностей для того, чтобы индивид мог выбрать лучший для себя вариант. Свобода, гибкость, личный выбор - именно эти ценности считаются сегодня приоритетными. Эндрю Черлин, ученый, специализирующийся на изучении семьи и семейных отношений, отмечает, что сегодня «главное обязательство человека - это обязательство по отношению к самому себе, а не по отношению к собственному партнеру и детям». Это означает, что в наши дни культ индивида достиг таких масштабов, каких Дюркгейм и вообразить не мог. Еще не так давно человек, недовольный своим супругом или супругой и желающий развода, должен был обосновывать свое решение. Сейчас все ровно наоборот. Если несчастливый брак мешает человеку реализовать свои жизненные планы, тот должен обосновать, почему не разводится. Вот насколько далеко простирается стремление заставить людей заботиться исключительно о своих собственных интересах!

Мы уже не привязаны к какому-либо конкретному месту жительства. Мы переезжаем так часто, что социологи называют современные жилые районы «районами ограниченной ответственности», обитатели которых знакомы друг с другом, но не ожидают того, что их связи окажутся долгими и серьезными.

Точно такая же ситуация сложилась и на рынке труда. Компании больше не заключают пожизненных контрактов даже с наиболее ценными сотрудниками. Каждый из нас прекрасно понимает: чтобы выжить, следует исходить только из своих интересов и уметь «вертеться». Немецкие социологи Ульрих Бек и Элизабет Бек-Гернсхайм пишут о том, что «впервые в истории индивид становится базовой единицей социального воспроизводства общества». И все вращается вокруг этого.

Культ индивида постепенно распространялся на Западе на протяжении XIX и начала XX веков. Однако наибольшее влияние на общество он начал оказывать только во второй половине ХХ века. В этот период в общественной жизни четко обозначились четыре социальных фактора: усиление роли женщин, революция в средствах коммуникаций, массовая урбанизация и скачок средней продолжительности жизни. Все это создало условия для настоящего расцвета индивида.

В наше время модно быть сильным духом человеком. Дело даже не в моде, а в необходимости. Современный образ жизни не оставляет нам другого выбора. Постоянная конкуренция на работе и в личной жизни, растущие потребности и

катастрофический недостаток свободного времени — чуть дашь слабинку, и круговорот жизненных событий выкинет тебя на берег, как ненужный груз.

В такой неблагоприятной атмосфере человек должен не только постоянно удерживать завоеванные позиции, но и самосовершенствоваться. Несоответствие запросов общества и собственных сил на удовлетворение потребностей — вот основная причина стрессов и депрессий.

Каким должен быть 21 столетия? Умным, образованным, ухоженным, законопослушным, воспитанным, самодостаточным? Да, самодостаточность — это то, что отличает духовно зрелую личность от закомплексованного индивида. Эта зрелость вызывает уважение, зависть, стремление подражать и гамму прочих противоречивых чувств. Считается, что самодостаточный человек — это нечто изолированное, замкнутое в самом себе и поддерживающее само себя собственными силами, свободное от мнения окружающих и прочих предрассудков. Но означает ли такая свобода наличие счастья? И самодостаточен ли человек, не достигший определенных высот, но довольный своим нынешним состоянием дел? В каких сферах жизни проявляется это качество?

С точки зрения психологии, самодостаточность — это способность индивидуума преодолевать свои проблемы и удовлетворять свои потребности собственными силами. Главными качествами самодостаточного зрелого человека являются отсутствие страха и полное принятие ответственности за свои поступки. Если такая личность что-то делает, то делает это в первую очередь для себя и для своих близких, мнение окружающих здесь вовсе не необходимый атрибут, похвала и уважение — это скорее приятное дополнение к тому удовлетворению, которое уже получено от удачно проделанной работы. Самодостаточность может проявляться в разных сферах жизни:

1. В хозяйственной — подразумевается самостоятельность принятия решений в бытовых вопросах.

2. В социальной — означает признание и компетентность человека в тех делах, которыми он занимается. При этом важно, чтобы индивид сам был удовлетворен собой и своей работой.

3. В психологической — значит принятие самого себя, отсутствие страха или дискомфорта перед возможным одиночеством. Человек не боится своих внутренних проблем, ему есть чем заняться наедине с собой. Однако самодостаточность — это

вовсе не отсутствие привязанности или любви к кому-либо. Это лишь отсутствие зависимости.

Что касается такой спорной категории как самодостаточность женщины, то здесь можно сказать лишь одно: излишняя показная уверенность и сила могут помочь построить карьеру, но в отношениях с представителями противоположного пола они неуместны. Несоблюдение этого простого правила зачастую ведет к проблемам в личной жизни.

Самодостаточность — это не врожденное качество, оно приобретается в процессе развития и социальной адаптации. Его можно развить целенаправленно, работая над собой. Помните, что лишь вы — творец своей жизни, несущий ответственность за все, что в ней происходит.

Как говорилось ранее, одиночество - переживание состояния отчужденности от общества. Некая социализация. Социальная дезадаптация. Однако, творческие люди часто стремятся к уединению. Общество мешает им сосредоточиться, вдохновиться, сотворить.

Самоуглубляясь в художественном переживании, художник достигает не только "ослабления" внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира как не менее важной реальности; способен сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, развивающимся, самодостаточным.

Как и у любого человека, переживание художника -- это, прежде всего борьба против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (как естественный результат переживаний большинства), а, скорее, на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его действительного воплощения.

Если обычное переживание нацелено на выработку "совладающего" поведения, достижение реалистического приспособления человека к окружению, то переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, "смысловое принятие бытия" у художника только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению внутренних необходимостей его жизни. Таким образом, приоритетное стремление художника -- не в том, чтобы просто выжить, проникнувшись императивами внешней действительности, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.

На этих путях рушится увлекающая некоторых психологов и философов сентенция, гласящая, что "жизнь выше, чем ее смысл". Художник, пожалуй, мог бы сказать иначе: художественное прозрение жизни, ее одухотворение выше, чем то, что формулируется как ее смысл, оправдание языком теории. Развивая эту идею о силе проницательного творческого начала, можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству есть нелюбовь его к "миру", невозможность оставаться в границах этого "мира". В психологической науке удачное "совладеющее" поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У художника же все наоборот: чувство обретенной в завершенном произведении искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты, расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла, в конечном итоге вновь приводящего творца к выходу за пределы данного мира.

Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что это процесс далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы "извне", ему необходимо мастерство (овладение мастерством), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать и себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты - от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главный защитный фактор - это способность художника осуществить интеграцию своего "я". Именно потому, что интенсивность "повышенной" жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально "собирать" себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться в этой концентрации синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения, наряду с потребностью вживания в разные роли, может быть оценена как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь художника. Способность художника добиваться собранности души в ее высшем средоточии, выходить в иррациональном порыве за пределы себя, за пределы данного мира, подчинять этому все прочие цели обсуждалась в литературе уже начиная с античности. История искусств хранит множество примеров, когда смертельно больному писателю, живописцу удавалось оттянуть время смерти до момента завершения произведения. Энергия творчества способна на время нейтрализовать не связанные с ней физические ощущения, болевые стрессы. Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий "откат" - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника. Пламя угасает, и состояние творческого порыва сменяет обыденность. Отсюда и безудержное стремление к одиночеству, которое принимает у художников характер пандемии.

С одной стороны, творчество есть то, что связывает художника с другими людьми, становится для него убежищем от одиночества. С другой -- "писатель может говорить свободно только наедине с самим собой... Для того, чтобы установить контакты с современниками, он должен порвать всякие контакты с ними и в этом всегда есть что-то от безумия". Чем в большей степени художник достигает уровня индивидуального самосознания, утверждая свое уникальное личное тождество, тем в большей степени он сталкивается лицом к лицу со своим одиночеством. С одной стороны, одиночество художника, когда оно выступает как условие его творчества, есть добровольное уединение. ("Только тот любит одиночество, кто не осужден его испытывать".) Такого рода наблюдения накоплены и психологической наукой: "Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение с целью их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру". Индивидуально - психологические особенности одинокой личности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Не желаемое одиночество

Желаемое

1. При неудовлетворенности количеством оценки

А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности

Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах

В) невысокая коммуникативность

А) заниженная ожидаемая оценка

Б) низкий уровень притязаний

В) коммуникабельность

Г) демонстративность

2. При неудовлетворенности качеством оценки

А) завышенная самооценка

Б) повышенная тревожность

В) неуверенность, мнительность, подозрительность

Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический

А) заниженная самооценка

Б) высокий интеллектуальный уровень

3. При неудовлетворенности значимостью оценки

А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений

А) твердость, упрямство, самонадеянность

В случае художника можно говорить о "позитивном типе одиночества", переживаемом как необходимое условие раскрытия новых форм творческой свободы, генерирования нового опыта, новых экспериментов. В противовес этому негативный тип одиночества связан, как правило, с переживанием отчуждения от своего "я", состоянием "печальной пассивности", летаргического самосострадания и т.п. Многие художники, называющие себя одинокими, не были изолированы от остальных в объективном смысле. Многие состояли в браке, жили с друзьями и семьей. Сильной детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии.

Таким образом, по теоретической части, мы делаем, следующие выводы:

1) Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности;

2) Одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом;

3) Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных "составляющих" может меняться. Поэтому "одиночество" скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества);

4) Изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения;

5) Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); общество, государство.