Философская мысль про поступок человека. Человеческий поступок как предмет философской онтологии. Философские афоризмы и мудрые высказывания для статуса

ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС П МАДСИ, ЪОБОЙЙ, УФТБДБОЙЙ, МАВЧЙ Й ДТХЦВЕ

***
~~~~~

дХНБФШ П УЕВЕ ОБДП ОЕ МХЮЫЕ ЙМЙ ИХЦЕ, Б НЕОШЫЕ
- бНЧТПУЙК пРФЙОУЛЙК -

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ ЕУФШ ОЙ ЮФП ЙОПЕ, ЛБЛ ТСД ЕЗП РПУФХРЛПЧ
-й.ч.зЈФЕ-
~

лБЦДЩК УМЩЫЙФ ФПМШЛП ФП, ЮФП ПО РПОЙНБЕФ
- й.ч. зЈФЕ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лФП ДХНБЕФ, ЮФП РПУФЙЗ ЧУЈ, ФПФ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБЕФ
-мБП-ГЪЩ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъОБАЭЙК МАДЕК ТБЪХНЕО, Б ЪОБАЭЙК УЕВС УБНПЗП - РТПЪПТМЙЧ
-мБП-гЪЩ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУА ЦЙЪОШ РТПЧЕДЕФ ЗМХРЕГ РПДМЕ НХДТПЗП Й ОЙНБМП ОЕ РПЪОБЕФ ЙУФЙОЩ, ЛБЛ ОЙЛПЗДБ МПЦЛБ ОЕ РПКНЕФ ЧЛХУБ РЙЭЙ
-вХДДЙКУЛБС НХДТПУФШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рТЕЛТБУОПЕ РПУФЙЗБЕФУС РХФЕН ЙЪХЮЕОЙС Й ВПМШЫЙИ ХУЙМЙК, ДХТОПЕ ХУЧБЙЧБЕФУС УБНП УПВПК, ВЕЪ ФТХДБ
- дЕНПЛТЙФ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

цЙЪОЕООЩК ПРЩФ ДБЈФ ОБН ТБДПУФШ ФПМШЛП ФПЗДБ, ЛПЗДБ НЩ НПЦЕН РЕТЕДБФШ ЕЗП ДТХЗЙН.
-бОДТЕ нПТХБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дБ, РМПИП НОЕ, ОП ЬФП ОЕ РТЙЮЙОБ, ЮФПВ ДПУФБЧМСФШ УФТБДБОЙС ДТХЗЙН
-ьУИЙМ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБДЕЦДБ - МХЮЫЙК ЧТБЮ ЙЪ ЧУЕИ, ЛПФПТЩЕ НОЕ ЙЪЧЕУФОЩ
-у. гЧЕКЗ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПЗДБ ОЕ ДПУФЙЗБАФ ЦЕМБЕНПЗП, ДЕМБАФ ЧЙД, ЮФП ЦЕМБМЙ ДПУФЙЗОХФПЗП
- нЙЫЕМШ ДЕ нПОФЕОШ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мЕЗЛП ПУОПЧБФШ РПТСДПЛ Ч ПВЭЕУФЧЕ, РПДЮЙОЙЧ ЛБЦДПЗП ПРТЕДЕМЈООЩН РТБЧЙМБН. мЕЗЛП ЧПУРЙФБФШ УМЕРГБ...
оБУЛПМШЛП ФТХДОЕЕ ПУЧПВПДЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ!

-б. уЕОФ-ьЛЪАРЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уБНПЕ ЧЩУПЛПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ - ЬФП ДПУФБЧМСФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ ДТХЗЙН.
-рШЕТ вХБУФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБН УМЕДХЕФ ПВТБЭБФШУС УП УЧПЙНЙ ДТХЪШСНЙ ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ НЩ ИПФЕМЙ ВЩ, ЮФПВЩ ДТХЪШС ПВТБЭБМЙУШ У ОБНЙ
-бТЙУФПФЕМШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБУМБЦДЕОЙЕ ПВЭЕОЙЕН - ЗМБЧОЩК РТЙЪОБЛ ДТХЦВЩ
-бТЙУФПФЕМШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пУФЕТЕЗБКФЕУШ ФЕИ, ЛФП ИПЮЕФ ЧНЕОЙФШ ЧБН ЮХЧУФЧП ЧЙОЩ, ЙВП ПОЙ ЦБЦДХФ ЧМБУФЙ ОБД ЧБНЙ.
- лПОЖХГЙК -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нЩ ОЕ УФПМШЛП ОХЦДБЕНУС Ч РПНПЭЙ ПФ ДТХЪЕК, УЛПМШЛП Ч ХЧЕТЕООПУФЙ, ЮФП НЩ ЕЈ РПМХЮЙН
-дЕНПЛТЙФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дТХЗ - ЬФП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ФПФ, ЛФП ОЕ ВЕТЕФУС УХДЙФШ
-б. уЕОФ-ьЛЪАРЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч ЛПНРМЕЛУЕ ОЕРПМОПГЕООПУФЙ ИХЦЕ ЧУЕЗП ФП, ЮФП ПВЩЮОП ЙН УФТБДБАФ ОЕ ФЕ, ЛПНХ УМЕДПЧБМП ВЩ
-цБЛ фБФЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПМОЕЕФ ФПФ, ЛФП РПЪЧПМЙМ УЕВЕ ТБУРХУФЙФШУС. нОПЗЙЕ ФПМШЛП ДМС ФПЗП Й УФТЕНСФУС ОБЧЕТИ, ЮФПВЩ ЬФП УЕВЕ РПЪЧПМЙФШ. пЦЙТЕОЙЕ - БРПЖЕПЪ ЛБТШЕТОПЗП ТПУФБ.
- еМЕОБ еТНПМПЧБ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лФП ОЕ ЛБТБЕФ ЪМБ, ФПФ УРПУПВУФЧХЕФ ЕЗП УЧЕТЫЕОЙА
-мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПЙУФЙОЕ ЧУЕЗДБ ФБН, ЗДЕ ОЕДПУФБЕФ ТБЪХНОЩИ ДПЧПДПЧ, - ЙИ ЪБНЕОСЕФ ЛТЙЛ.
-мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пДЙОБЛПЧП ПРБУОП ВЕЪХНОПНХ ЧТХЮБФШ НЕЮ, Б ВЕУЮЕУФОПНХ - ЧМБУФШ
-рЙЖБЗПТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЕУМЙ ОЕ НПЦЕЫШ ТБУРЙМЙФШ ГЕРЙ - РМАК ОБ ОЙИ, НПЦЕФ ВЩФШ, РТПТЦБЧЕАФ…
- жБЪЙМШ йУЛБОДЕТ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЛПЗДБ зПУРПДШ ТБЪДБЕФ РЙМАМЙ ХНБ, ОЕЛПФПТЩН ДПУФБЕФУС РМБГЕВП.
- уФЙЧЕО лЙОЗ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПФ, ЛФП ДПВТ, - УЧПВПДЕО, ДБЦЕ ЕУМЙ ПО ТБВ; ФПФ, ЮФП ЪПМ, - ТБВ, ДБЦЕ ЕУМЙ ПО ЛПТПМШ
-бЧТЕМЙК бЧЗХУФЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фБКОЩК ЙУФПЮОЙЛ АНПТБ - ОЕ Ч ТБДПУФЙ, Б Ч ЗТХУФЙ; ОБ ОЕВЕУБИ АНПТБ ОЕФ
-нБТЛ фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дПМЦОП ВЩФШ, ЧЕЪДЕ Й ОБ ЧУЕИ РПРТЙЭБИ ЙДЕКОЩЕ МАДЙ ОЕТЧОЩ Й ПФМЙЮБАФУС РПЧЩЫЕООПК ЮХЧУФЧЙФЕМШОПУФША. чЕТПСФОП, ЬФП ФБЛ ОХЦОП
- б.р. юЕИПЧ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

п, ВХТШ ЪБУОХЧЫЙИ ОЕ ВХДЙ,
рПД ОЙНЙ ИБПУ ЫЕЧЕМЙФУС...

-ж.фАФЮЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рЕТЧЩК ЮЕМПЧЕЛ, ВТПУЙЧЫЙК ТХЗБФЕМШУФЧП ЧНЕУФП ЛБНОС, ВЩМ ФЧПТГПН ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ
-ъЙЗНХОД жТЬКД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ УПНОЕЧБЕЫШУС - ЧПЪДЕТЦЙУШ!
-рТЙОГЙР ДТЕЧОЕТЙНУЛПЗП УХДПРТПЙЪЧПДУФЧБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъМПЧЕЭЙК РТЙЪОБЛ - НПМЮБОЙЕ УТЕДЙ ЧЕМЙЛЙИ ВЕД
-уПЖПЛМ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рМЩЧХ ОЕ ФБЛ, ЛБЛ ЧЕФЕТ ДХЕФ,
б ЛБЛ РБТХУ РПУФБЧМА.

-йЪТЕЮЕОЙЕ ДТЕЧОЙИ НПТЕРМБЧБФЕМЕК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уЕТШЈЪОПУФШ - ЬФП РПЪБ, РТЙОЙНБЕНБС ФЕМПН, ЮФПВЩ УЛТЩФШ ОЕДПУФБФЛЙ ХНБ.
-жТБОУХБ мБТПЫЖХЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рТЙТПДБ, Ч ЪБВПФЕ П ОБЫЕН УЮБУФЙЙ, ОЕ ФПМШЛП ТБЪХНОП ХУФТПЙМБ ПТЗБОЩ ОБЫЕЗП ФЕМБ, ОП ЕЭЕ РПДБТЙМБ ОБН ЗПТДПУФШ, - ЧЙДЙНП, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЙЪВБЧЙФШ ОБУ ПФ РЕЮБМШОПЗП УПЪОБОЙС ОБЫЕЗП ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБ.
-жТБОУХБ мБТПЫЖХЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уБНПЕ ПРБУОПЕ УМЕДУФЧЙЕ ЗПТДЩОЙ - ЬФП ПУМЕРМЕОЙЕ: ПОП РПДДЕТЦЙЧБЕФ Й ХЛТЕРМСЕФ ЕЈ, НЕЫБС ОБН ОБКФЙ УТЕДУФЧБ, ЛПФПТЩЕ ПВМЕЗЮЙМЙ ВЩ ОБЫЙ ЗПТЕУФЙ Й РПНПЗМЙ ВЩ ЙУГЕМЙФШУС ПФ РПТПЛПЧ.
-жТБОУХБ мБТПЫЖХЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч НЙОХФЩ ЛПМЕВБОЙС УНЕМП УМЕДХК ЧОХЫЕОЙА ЧОХФТЕООЕЗП ЗПМПУБ, ЕУМЙ ХУМЩЫЙЫШ ЕЗП. иПФС ВЩ, ЛТПНЕ ЬФПЗП ЗПМПУБ, ОЙЮФП ОЕ РПВХЦДБМП ФЕВС РПУФХРЙФШ ФБЛ, ЛБЛ ПО ФЕВЕ УПЧЕФХЕФ.
-дБОЙЕМШ дЕЖП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зМХРПУФШ - ЬФП ОЕДПУФБФПЛ, Й РТПФЙЧ ОЕЗП ОЕФ МЕЛБТУФЧБ.
-йННБОХЙМ лБОФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ЮЕМПЧЕЛ УБН УМЕДЙФ ЪБ УЧПЙН ЪДПТПЧШЕН, ФП ФТХДОП ОБКФЙ ЧТБЮБ, ЛПФПТЩК ЪОБМ ВЩ МХЮЫЕ РПМЕЪОПЕ ДМС ЕЗП ЪДПТПЧШС, ЮЕН ПО УБН.

-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ФЩ ОБРТБЧМСЕЫШУС Л ГЕМЙ Й УФБОЕЫШ ДПТПЗПА ПУФБОБЧМЙЧБФШУС, ЮФПВЩ ЫЧЩТСФШ ЛБНОСНЙ ЧП ЧУСЛХА МБАЭХА ОБ ФЕВС УПВБЛХ, ФП ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПКДЕЫШ ДП ГЕМЙ.
-ж.н. дПУФПЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАДЙ ПЗТБОЙЮЕООЩЕ… ЗПТБЪДП НЕОШЫЕ ДЕМБАФ ЗМХРПУФЕК, ЮЕН МАДЙ ХНОЩЕ.
-ж.н. дПУФПЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч ПФЧМЕЮЕООПК МАВЧЙ Л ЮЕМПЧЕЮЕУФЧХ МАВЙЫШ РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ПДОПЗП УЕВС.
-ж.н. дПУФПЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рХВМЙЛБ - УЧЙОШС, ТЕЛМБНБ - ЬФП ЗТПНЩИБОЙЕ РБМЛПК ЧОХФТЙ РПНПКОПЗП ЧЕДТБ.
- дЦПТДЦ пТХЬММ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дПВТПДЕФЕМЙ НПЗХФ РТЙОЕУФЙ Й ЧТЕД, ЕУМЙ ПОЙ ОЕ ПУЧЕЭЕОЩ УЧЕФПН ТБЪХНБ.
-пОПТЕ вБМШЪБЛ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уПЧЕФЩ ТЕДЛП РТЙОЙНБАФУС У ВМБЗПДБТОПУФША. фЕ, ЛФП ВПМШЫЕ ЧУЕЗП Ч ОЙИ ОХЦДБЕФУС, ТЕЦЕ ЧУЕЗП ЙНЙ РПМШЪХЕФУС.
-жЙМЙРР юЕУФЕТЖЙМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уФpЕНСУШ Л ЧЕpЫЙОЕ, РПНОЙ, ЮФП ЬФП НПЦЕФ ВЩФШ ОЕ пМЙНР, Б чЕЪХЧЙК.
-ьНЙМШ пЦШЕ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мХЮЫЙК УРПУПВ ТБЪПВТБФШУС УП УЧПЕК ЧОХФТЕООЕК РТПВМЕНПК - ЬФП РПДЧЕТЗОХФШ ЕЈ ФТПЕЛТБФОПНХ ПУНЕСОЙА.
-зЕТНБО зЕУУЕ,"уФЕРОПК ЧПМЛ"-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пВБСОЙЕ - ОЕРТЙОХЦДЈООПУФШ ЮХЧУФЧ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ ЗТБГЙС - ОЕРТЙОХЦДЈООПУФШ ДЧЙЦЕОЙК.
-бОДТЕ нПТХБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБ УБНПН ДЕМЕ МАВПК ЮЕМПЧЕЛ РТЙЮЙОЙФ ЧБН ВПМШ. чЩ РТПУФП ДПМЦОЩ ОБКФЙ ФПЗП, ЛФП УФПЙФ ЧБЫЙИ УФТБДБОЙК.
- вПВ нБТМЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рТЕЦДЕ ЮЕН РПЛБЪЩЧБФШ РБМШГЕН… ХВЕДЙУШ, ЮФП ФЧПЙ ТХЛЙ ЮЙУФЩ!
- вПВ нБТМЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лТБУПФБ - ЬФП ЧЕЮОПУФШ, ДМСЭБСУС НЗОПЧЕОЙЕ.
-бМШВЕТ лБНА-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зТЕИ, УПЧЕТЫЕООЩК ПДОБЦДЩ У УПДТПЗБОЙЕН, НЩ Ч ЦЙЪОЙ РПЧФПТСЕН ЕЭЕ НОПЗП ТБЪ, ОП ХЦЕ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН.
-п.хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЙЮФП ФБЛ ОЕ НЕЫБЕФ ТПНБОХ, ЛБЛ ЮХЧУФЧП АНПТБ Х ЦЕОЭЙОЩ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ЕЗП Х НХЦЮЙОЩ.
-п. хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еДЙОУФЧЕООЩК УРПУПВ ПФДЕМБФШУС ПФ ЙУЛХЫЕОЙС - РПДДБФШУС ЕНХ.
-п. хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уБНБС ПВЩЛОПЧЕООБС ВЕЪДЕМЙГБ РТЙПВТЕФБЕФ ХДЙЧЙФЕМШОЩК ЙОФЕТЕУ, ЛБЛ ФПМШЛП ОБЮЙОБЕЫШ УЛТЩЧБФШ ЕЈ ПФ МАДЕК.
-п. хБМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПМШЛП ДЧБ УПТФБ МАДЕК РП-ОБУФПСЭЕНХ ЙОФЕТЕУОЩ - ФЕ, ЛФП ЪОБЕФ П ЦЙЪОЙ ЧУЈ ТЕЫЙФЕМШОП, Й ФЕ, ЛФП ОЙЮЕЗП П ОЕК ОЕ ЪОБЕФ.
-п. хБМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ УЮБУФМЙЧ, ПО ЧУЕЗДБ ИПТПЫ, ОП ОЕ ЧУЕЗДБ ИПТПЫЙЕ МАДЙ ВЩЧБАФ УЮБУФМЙЧЩ.
-п. хБМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПМШЛП ОЕЗМХВПЛЙЕ МАДЙ ЪОБАФ УЕВС ДП УБНЩИ ЗМХВЙО.
- п. хБКМШД -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУЕЗДБ РТПЭБК УЧПЙИ ЧТБЗПЧ - ОЙЮФП ОЕ ДПУБЦДБЕФ ЙН ВПМШЫЕ.
-п. хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мХЮЫЕЕ ХЛТБЫЕОЙЕ ДЕЧХЫЛЙ - УЛТПНОПУФШ Й РТПЪТБЮОПЕ РМБФШЙГЕ.
-еЧЗЕОЙК ыЧБТГ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пВЩЮОП НЩ УМЩЫЙН ХЦЕ ПЛПОЮБФЕМШОХА ТЕДБЛГЙА ЧЪДПИПЧ.
-уФБОЙУМБЧ еЦЙ мЕГ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

п ЮЕН ОЕ ЪОБАФ, ФПЗП ОЕ ЦЕМБАФ.
-пЧЙДЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕ ВХДЙ МЙИП, РПЛБ ПОП ФЙИП!
-тХУУЛБС РПУМПЧЙГБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

тЕЧОПУФШ - УЕУФТБ МАВЧЙ, РПДПВОП ФПНХ ЛБЛ ДШСЧПМ - ВТБФ БОЗЕМПЧ.
-у.вХЖЖМЕ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПЗП, ЛФП МАВЙФ ФЕВС, ПВНБОХФШ ПЮЕОШ РТПУФП. б ФПЗП, ЛПЗП МАВЙЫШ УБН, - РПЮФЙ ОЕЧПЪНПЦОП.
-уЕТЗЕК мХЛШСОЕОЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зТЕИ РТЕДБЧБФШУС ХОЩОЙА, ЛПЗДБ ЕУФШ ДТХЗЙЕ ЗТЕИЙ.
-зЕООБДЙК нБМЛЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЧУЕ ДБЧОП ХЦЕ УЛБЪБОП, ОП ФБЛ ЛБЛ ОЙЛФП ОЕ УМХЫБЕФ, РТЙИПДЙФУС РПУФПСООП ЧПЪЧТБЭБФШУС ОБЪБД Й РПЧФПТСФШ ЧУЕ УОБЮБМБ.
-бОДТЕ цЙД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕ ОБКДС НЕУФБ РПД уПМОГЕН, МАДЙ ОБЮЙОБАФ ЪБНЕЮБФШ ОБ ОЈН РСФОБ.

-бТПО чЙЗХЫЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дБЦЕ уПМОГЕ, ЛПЗДБ ПРХУЛБЕФУС, - ЧУЕЗДБ ЛТБУОЕЕФ.
-мЕПОЙД у. уХИПТХЛПЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рБДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ ЧПЪНПЦОП МЙЫШ У ЧЩУПФЩ, Й УБНП РБДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ ЕУФШ ЪОБЛ ЕЗП ЧЕМЙЮЙС.
-оЙЛПМБК вЕТДСЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нОПЗЙЕ МАДЙ, УМБВЩЕ ПФ РТЙТПДЩ, ДЕМБАФУС УПЧЕТЫЕООП ДТСОША ПФ ФПЗП, ЮФП ОЕ ХНЕАФ ВЩФШ УБНЙНЙ УПВПА Й ОЙ Ч ЮЈН ОЕ НПЗХФ ПФДЕМЙФШУС ПФ ПВЭЕЗП ИПТБ, РПАЭЕЗП У ЮХЦПЗП ЗПМПУБ.
-дНЙФТЙК рЙУБТЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пУХЦДБАФ ФП, ЮЕЗП ОЕ РПОЙНБАФ.
-лЧЙОФЙМЙБО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУСЛПЕ ПУМБВМЕОЙЕ ХНУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ Ч ПВЭЕУФЧЕ ОЕЙЪВЕЦОП ЧМЕЮЕФ ЪБ УПВПК ХУЙМЕОЙЕ НБФЕТЙБМШОЩИ ОБЛМПООПУФЕК Й ЗОХУОП-ЬЗПЙУФЙЮЕУЛЙИ ЙОУФЙОЛФПЧ.
-ж. фАФЮЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПНРШАФЕТОЩЕ ЙЗТЩ Й УПГЙБМШОЩЕ УЕФЙ - ЧТЕНСРТПЧПЦДЕОЙЕ, ЧЕДХЭЕЕ Л ЖЙЪЙЮЕУЛПК, ХНУФЧЕООПК Й ДХИПЧОПК ДЕЗТБДБГЙЙ МЙЮОПУФЙ.
-уФЙЧЕО иПЛЙОЗ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

с ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙДХ ФХДБ, ЛХДБ ЙДХФ ЧУЕ.
-з. вБМШФБУБТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нПК ЦЙЪОЕООЩК ПРЩФ ХВЕДЙМ НЕОС, ЮФП МАДЙ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ОЕДПУФБФЛПЧ, ЙНЕАФ ПЮЕОШ НБМП ДПУФПЙОУФЧ.
- б.мЙОЛПМШО -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пТБФПТ ДПМЦЕО ЙУЮЕТРБФШ ФЕНХ, Б ОЕ ФЕТРЕОЙЕ УМХЫБФЕМЕК.
-хЙОУФПО юЕТЮЙММШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПИЧБМБ ЗМХРПУФЙ ДПМЦОБ ВЩФШ ЙЪМПЦЕОБ Ч РПОСФОЩИ ДМС ОЕЈ ЧЩТБЦЕОЙСИ.
-ьТБЪН тПФФЕТДБНУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ЛФП-ФП МЙЦЕФ ФЕВЕ РПДПЫЧЩ, РТЙЦНЙ ЕЗП ОПЗПК, РТЕЦДЕ ЮЕН ПО ОБЮОЕФ ЛХУБФШУС.
-рПМШ чБМЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дЧЕ ПРБУОПУФЙ ОЕ РЕТЕУФБАФ ХЗТПЦБФШ НЙТХ: РПТСДПЛ Й ВЕУРПТСДПЛ.
-рПМШ чБМЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дЕМБФШ ФП, ЮФП ДПУФБЧМСЕФ ХДПЧПМШУФЧЙЕ, - ЪОБЮЙФ ВЩФШ УЧПВПДОЩН.
-чПМШФЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЕУЛПОЕЮОП НБМЕОШЛЙЕ МАДЙ ЙНЕАФ ВЕУЛПОЕЮОП ЧЕМЙЛХА ЗПТДПУФШ.
-чПМШФЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЙЮФП ФБЛ ОЕ УРПУПВУФЧХЕФ ДХЫЕЧОПНХ УРПЛПКУФЧЙА, ЛБЛ РПМОПЕ ПФУХФУФЧЙЕ УПВУФЧЕООПЗП НОЕОЙС.
-мЙИФЕОВЕТЗ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лБЦДЩК ЙДЕФ УЧПЙН РХФЕН. оП ЧУЕ ДПТПЗЙ ЧУЈ ТБЧОП ЙДХФ Ч ОЙЛХДБ. ъОБЮЙФ, ЧЕУШ УНЩУМ Ч УБНПК ДПТПЗЕ, ЛБЛ РП ОЕК ЙДФЙ… еУМЙ ЙДЕЫШ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН, ЪОБЮЙФ, ЬФП ФЧПС ДПТПЗБ. еУМЙ ФЕВЕ РМПИП - Ч МАВПК НПНЕОФ НПЦЕЫШ УПКФЙ У ОЕЕ, ЛБЛ ВЩ ДБМЕЛП ОЙ ЪБЫЕМ. й ЬФП ВХДЕФ РТБЧЙМШОП.
- лБТМПУ лБУФБОЕДБ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЕЪДЕКУФЧЙЕ РПТПЦДБЕФ УПНОЕОЙС Й УФТБИ. дЕКУФЧЙЕ РПТПЦДБЕФ ХЧЕТЕООПУФШ Й НХЦЕУФЧП. еУМЙ ИПЮЕЫШ РПВЕДЙФШ УФТБИ - ДЕКУФЧХК.
- дЕКМ лБТОЕЗЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПЗДБ ЛФП-ФП ЙДЕФ ОЕ Ч ОПЗХ, ОЕ УРЕЫЙ ПУХЦДБФШ ЕЗП: ЧПЪНПЦОП, ПО УМЩЫЙФ ЪЧХЛ ДТХЗПЗП НБТЫБ.
-з.фПТП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЩЧБАФ ЧТЕНЕОБ, ЛПЗДБ МАДЙ РТЙОЙНБАФ ЛПММЕЛФЙЧОХА ЧПОШ ЪБ ЕДЙОУФЧП ДХИБ.
-ж. йУЛБОДЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЙУЕЛУХБМШОПУФШ ХДЧБЙЧБЕФ ЧБЫЙ ЫБОУЩ ОБ УЧЙДБОЙЕ Ч УХВВПФОЙК ЧЕЮЕТ.
- чХДЙ бММЕО -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

с МАВМА УЧЙОЕК. уПВБЛЙ УНПФТСФ ОБ ОБУ УОЙЪХ ЧЧЕТИ. лПЫЛЙ УНПФТСФ ОБ ОБУ УЧЕТИХ ЧОЙЪ. уЧЙОШЙ УНПФТСФ ОБ ОБУ ЛБЛ ОБ ТБЧОЩИ.
-хЙОУФПО юЕТЮЙММШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПДУХОШ УЧПА НЕЮФХ ЧТБЗБН, НПЦЕФ ВЩФШ ПОЙ РПЗЙВОХФ РТЙ ЕЈ ТЕБМЙЪБГЙЙ.
-уФБОЙУМБЧ еЦЙ мЕГ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

йЪ ФПЗП, ЮФП ДХТБЛБН ЪБЛПО ОЕ РЙУБО, ЧПЧУЕ ОЕ УМЕДХЕФ, ЮФП ПОЙ ОЕ РТЙОЙНБАФ ХЮБУФЙС Ч ЙИ ОБРЙУБОЙЙ.
-ч. дПНЙМШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч НХФОПК ЧПДЕ МХЮЫЕ ЦЙЧЈФУС ОЕ ФПНХ, ЛФП МХЮЫЕ РМБЧБЕФ, Б ФПНХ, ЛФП ИХЦЕ ФПОЕФ...
-уФБУ сОЛПЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~

оЕФ ФБЛПЗП РТЕРСФУФЧЙС, ЛПФПТПЗП ВЩ ОЕ РТЕЧПЪНПЗМП ОБИБМШУФЧП.
-рЕФТПОЙК бТВЙФТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАДЙ, УЮЙФБАЭЙЕ ОБЗМПУФШ ЧФПТЩН УЮБУФШЕН, ЧТСД МЙ ЪОБЛПНЩ У РЕТЧЩН.
-бМЙ бРЫЕТПОЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вПМШЫЙОУФЧП ЧЩДБЕФ ЪБ ОПТНБМШОПЕ ФП, ЮЕН ЦЙЧЕФ, УЛПМШ ВЩ ТХФЙООЩН, ЗМХРЩН Й ВЕУУНЩУМЕООЩН ЧУЈ ЬФП ОЙ ВЩМП.
-бМЙ бРЫЕТПОЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУСЛПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ЧПЪПНОЙЧЫЕНХ УЕВС УЧСФЩН, УФПЙФ РПТЩФШУС Ч РБНСФЙ Й Ч ВХДХЭЕН ВЩФШ УЛТПНОЕЕ.
-бМЙ бРЫЕТПОЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

цЙЪОШ ЧУЈ ЧТЕНС ПФЧМЕЛБЕФ ОБЫЕ ЧОЙНБОЙЕ; Й НЩ ДБЦЕ ОЕ ХУРЕЧБЕН ЪБНЕФЙФШ, ПФ ЮЕЗП ЙНЕООП...
-жТБОГ лБЖЛБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПОЛПУФШ ОЕ ДПЛБЪЩЧБЕФ ЕЭЕ ХНБ. зМХРГЩ Й ДБЦЕ УХНБУЫЕДЫЙЕ ВЩЧБАФ ХДЙЧЙФЕМШОП ФПОЛЙ.
-б.у. рХЫЛЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛПН ВЕЪ ЛПНРМЕЛУПЧ НПЦЕФ ВЩФШ ФПМШЛП РБГЙЕОФ УХНБУЫЕДЫЕЗП ДПНБ.
-в.вЕТНБО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕМШЪС ЧУЕН ДБФШ ЧУЈ. рПФПНХ ЮФП ЧУЕИ НОПЗП, Б ЧУЕЗП НБМП.
-н. цЧБОЕГЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дХИПЧОБС РХУФПФБ ДЕМБЕФ ВЕЪМЙЛПК ЧОЕЫОПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ.
-уХИПНМЙОУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юФПВЩ ПГЕОЙФШ ЮШЈ-ОЙВХДШ ЛБЮЕУФЧП, ОБДП ЙНЕФШ ОЕЛПФПТХА ДПМА ЬФПЗП ЛБЮЕУФЧБ Й Ч УБНПН УЕВЕ.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

хУРЕИ ПУФТПЗП УМПЧБ ЪБЧЙУЙФ ВПМЕЕ ПФ ХИБ УМХЫБАЭЕЗП, ЮЕН ПФ СЪЩЛБ ЗПЧПТСЭЕЗП.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАВПЧШ РТЙДБЕФ ВМБЗПТПДУФЧП ДБЦЕ Й ФЕН, ЛПФПТЩН РТЙТПДБ ПФЛБЪБМБ Ч ОЕН.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

йОФТЙЗБ УПУФБЧМСЕФ УЙМХ УМБВЩИ. дБЦЕ Х ДХТБЛБ ИЧБФБЕФ ЧУЕЗДБ ХНБ, ЮФПВЩ ЧТЕДЙФШ.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъМПК ЮЕМПЧЕЛ ЧТЕДЙФ ДТХЗЙН ДБЦЕ ВЕЪ ЧУСЛПК ДМС УЕВС ЧЩЗПДЩ.
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЙФБС ВЙПЗТБЖЙА, РПНОЙФЕ, ЮФП РТБЧДБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЗПДЙФУС Л ПРХВМЙЛПЧБОЙА.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юФП ОЕ ХВЙЧБЕФ НЕОС, ФП ДЕМБЕФ НЕОС УЙМШОЕЕ.
-оЙГЫЕ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ, ОБУФПКЮЙЧП РПЧФПТСАЭЙК, ЮФП ПО ОЕ ДХТБЛ, ПВЩЮОП ЙНЕЕФ ЛБЛЙЕ-ФП УПНОЕОЙС РП ЬФПНХ ЧПРТПУХ.
-хЙМУПО нЙЪОЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пОБОЙЪН - ТБЪОПЧЙДОПУФШ ЦЕУФЙЛХМСГЙЙ, ЧЕДХЭaС Л ЬСЛХМСГЙЙ.
- ч.мЕОЙО, ЙЪ РЕТЕРЙУЛЙ У о.лТХРУЛПК -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ УПЛТХЫЙМ ЧПЛТХЗ УЕВС ЛХДБ ВПМШЫЕ РТЕЛТБУОПЗП, ЮЕН УПВТБМ Ч УЧПЙИ НХЪЕСИ Й ЛБТФЙООЩИ ЗБМЕТЕСИ.
-й. б. еЖТЕНПЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ - ЕДЙОУФЧЕООПЕ ЦЙЧПФОПЕ, УРПУПВОПЕ ЛТБУОЕФШ. чРТПЮЕН, ФПМШЛП ЕНХ Й РТЙИПДЙФУС.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ВЩ ЪНЕК ВЩМ ЪБРТЕФОЩН, бДБН Й ЕЗП ВЩ УЯЕМ.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ РПДПВЕО мХОЕ - Х ОЕЗП ФПЦЕ ЕУФШ ФЕНОБС УФПТПОБ, ЛПФПТХА ПО ОЙЛПЗДБ ОЙЛПНХ ОЕ РПЛБЪЩЧБЕФ.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пДЕЦДБ ДЕМБЕФ ЮЕМПЧЕЛБ. зПМЩЕ МАДЙ ЙНЕАФ ПЮЕОШ НБМПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ ПВЭЕУФЧП.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ЫХФЛБ РТСЮЕФУС ЪБ УЕТШЈЪОПЕ - ЬФП ЙТПОЙС; ЕУМЙ УЕТШЈЪОПЕ ЪБ ЫХФЛХ - АНПТ.
-б.ыПРЕОЗБХЬТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

жХФВПМ - ЬФП ЙЗТБ ДМС МПЫБДЙОПК ТБУЩ Й ЫПХ ДМС ДЕВЙМПЧ.
- чМ. нБСЛПЧУЛЙК -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нПК УРПУПВ ЫХФЙФШ - ЬФП ЗПЧПТЙФШ РТБЧДХ. оБ УЧЕФЕ ОЕФ ОЙЮЕЗП УНЕЫОЕЕ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зМХРПУФШ, ОЕ РПДЛТЕРМЕООБС ЮЕУФПМАВЙЕН, ОЕ ДБЈФ ОЙЛБЛЙИ ТЕЪХМШФБФПЧ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЕДЙОУФЧЕООЩК ХТПЛ, ЛПФПТЩК НПЦОП ЙЪЧМЕЮШ ЙЪ ЙУФПТЙЙ, УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП МАДЙ ОЕ ЙЪЧМЕЛБАФ ЙЪ ЙУФПТЙЙ ОЙЛБЛЙИ ХТПЛПЧ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

йОПЗДБ ОБДП ТБУУНЕЫЙФШ МАДЕК, ЮФПВЩ ПФЧМЕЮШ ЙИ ПФ ОБНЕТЕОЙС ЧБУ РПЧЕУЙФШ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъБЭЙЭБК РТБЧБ РТПФЙЧОЙЛПЧ - ЬФП МХЮЫЙК УРПУПВ УПИТБОЕОЙС УЧПЙИ УПВУФЧЕООЩИ РТБЧ.
-бТПО чЙЗХЫЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

хФПНМЈООЩК ВЕЪДЕМШЕН ЮЕМПЧЕЛ ОЕ УЛМПОЕО ТБВПФБФШ.
-аТЙК фБФБТЛЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

УМЙЫЛПН НОПЗЙЕ УЕКЮБУ ФТБФСФ ДЕОШЗЙ, ЛПФПТЩИ ПОЙ ОЕ ЪБТБВПФБМЙ, ОБ ЧЕЭЙ, ЛПФПТЩЕ ЙН ОЕ ОХЦОЩ, ЮФПВЩ РТПЙЪЧЕУФЙ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ОБ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ ЙН ОЕ ОТБЧСФУС
-хЙММ уНЙФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕЗП ИПЮЕФУС ВПМШЫЕ ЧУЕЗП, ЛПЗДБ ЪБМЕЪЕЫШ ОБЧЕТИ? - рМАОХФШ ЧОЙЪ!
-н.цЧБОЕГЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

РТБЧЙФЕМШУФЧП ЛБЛ ЗТХДОПК НМБДЕОЕГ: ЮХДПЧЙЭОЩК БРРЕФЙФ ОБ ПДОПН ЛПОГЕ Й РПМОБС ВЕЪПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ОБ ДТХЗПН.
-тПОБМШД тЕКЗБО-

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕРПОЙНБОЙЕ ЧУЕЗДБ ЧЩЪЩЧБЕФ БЗТЕУУЙА. уФЕРЕОШ БЗТЕУУЙЧОПУФЙ, ОБЧЕТОПЕ, НПЦЕФ ВЩФШ НЕТПК ОЕРПОЙНБОЙС.
-ч.ч. оБМЙНПЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нПМЮБОЙЕ - УБНПЕ УПЧЕТЫЕООПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ РТЕЪТЕОЙС.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ФЕВЕ ОЕ РП УЕТДГХ НПК РХФШ, ЧЩВЕТЙ УЧПК ЙМЙ ЧЩВЕТЙ У ЛЕН, Б НОЕ РП ВБТБВБОХ ЧУС ЬФБ НХФШ: С ОЕ ЮЕТЧПОЕГ, ЮФПВЩ ОТБЧЙФШУС ЧУЕН!
-л. лЙОЮЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАВПЧШ - ЬФП ОЕЮФП ОЕЧЕДПНПЕ, ЧИПДСЭЕЕ ЮЕТЕЪ ЗМБЪ Й ХФЕЛБАЭЕЕ У ЛПОЮЙЛБ РПМПЧПЗП ЮМЕОБ Ч ЧЙДЕ ЛБРЕМЕЛ, УТЩЧБАЭЙИУС У ОЕЗП ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ ПВЙМШОП. мАВПЧШ - ЬФП УБНБС ПЗМХРМСАЭБС УЙМБ ЙЪ ЧУЕИ, ЮФП ФПМШЛП УХЭЕУФЧХАФ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ УХЭЕУФЧ. пЗМХРМСАЭБС ДП ФБЛПК УФЕРЕОЙ, ЮФП ЧМАВМЕООЩК ЧРБДБЕФ Ч ФТСУХЮЛХ Й ОБЮЙОБЕФ РХУЛБФШ УМАОЙ, УМПЧОП ЛТЕФЙО.
- уБМШЧБДПТ дБМЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дЕВЙМЩ Ч РТБЧЙФЕМШУФЧЕ ДЕМБАФ тПУУЙА УФТБОПК ДХТБЛПЧ. зПУХДБТУФЧХ ОЕ ОХЦОЩ ХНОЩЕ ПВТБЪПЧБООЩЕ ДЕФЙ, ОХЦОЩ ФХРЩЕ ДЕВЙМЩ, ОЕПВТБЪПЧБООЩЕ ТБВЩ, ЖБОБФЕАЭЙЕ ПФ ЖХФВПМБ Й ОЕ ЪБДБАЭЙЕ ЧПРТПУПЧ.
- у.р. лБРЙГБ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

иТЕО, РПМПЦЕООЩК ОБ НОЕОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ, ЗБТБОФЙТХЕФ УРПЛПКОХА Й УЮБУФМЙЧХА ЦЙЪОШ!
-жБЙОБ тБОЕЧУЛБС-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБЫБ УЙУФЕНБ ЪДТБЧППИТБОЕОЙС ГЕМЕОБРТБЧМЕООП Й ИМБДОПЛТПЧОП ХОЙЮФПЦБЕФУС
- рБЧЕМ чПТПВШЕЧ, БЛБДЕНЙЛ тбно. 2014 З -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ВПМШОПК ПЮЕОШ ИПЮЕФ ЦЙФШ, - ЧТБЮЙ ВЕУУЙМШОЩ.
-жБЙОБ тБОЕЧУЛБС-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПТЙЗЙОБМШОБС РПДВПТЛБ: © сайт, 2005-2017. рТЙ ГЙФЙТПЧБОЙЙ ОЕ ЪБВХДШФЕ ДБФШ УУЩМЛХ ОБ УБКФ: http://сайт/

Очередная подборка мыслей мудрых людей. Философские афоризмы Сократа, Геродота, Аристотеля и других великих мыслителей, прописавших истины нашей современности – свои мудрые высказывания , еще до нашей эры. Мысли философов для публикации в социальных сетях Инстаграм, Вконтакте, Твиттер, Одноклассники, Ватсап, Телеграм, Фэйсбук и др. В продолжение статьи « «…

Философские афоризмы и мудрые высказывания для статуса

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее (Геродот)

Как нельзя порицать за невольный поступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние (Еврипид)

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим (Демокрид)

Заговори, чтобы тебя увидели (Сократ)

Когда слово не убьет, то палка не поможет (Сократ)

Философские афоризмы

Надежда – источник великой тревоги, свобода от надежд - источник великого покоя

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности (Конфуций)

Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков (Лаоцзы/Ли-Эр)

У солнца есть один недостаток, оно не может видеть самого себя (Сократ)

Твое право ругаться, мое право не слушать (Аристипп)

Самая необходимая наука – это наука забывать не нужное (Антисфен)

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного (Аристотель)

Наслаждаться общением – главный признак дружбы (Аристотель)

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей (Аристотель)

Если ты не воспитан и молчишь, то ты воспитан, если же воспитан и воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан (Теофраст)

В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина (Менандр)

Давать советы глупцу – только злить его

Женщины учены от природы, мужчины – от книг

Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого. (Солон)

К другу не учащайся ходить, дабы пересыщенный тобой, он не возненавидел тебя (Солон)

Молчание может быть самым тяжким обвинением (Менандр)

Не будь сварливым и не уживчивым, такие люди никогда не выходят из нищенского состояния. (Менадр)

Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что скопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести (Менандр)

Природа каждому дала два уха и один язык, для того чтобы говорить меньше, чем слушать (Плутарх)

Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего (Плутарх)

Или как можно короче, или как можно приятнее (Плутарх)

Когда надо давать советы другим, каждый – кладезь премудростей. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.

Цитируем по книге:
Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, “Next”, 1994. 383 с.

Со стр. 321-322
Аверинцев С.С., Бочаров С.Г. 1976, 1986. Комментарии.

«Среди работ выдающегося учёного - филолога Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975), опубликованных посмертно, центральное место принадлежит большому труду «Автор и герой в эстетической деятельности». Напечатан он был по рукописи, сохранившейся, (к сожалению, не полностью) в архиве М. Бахтина.
Та самобытная философская эстетика, образцом которой является известный нам труд М. Бахтина об авторе и герое, была только частью обширного философского замысла, выходившего за рамки эстетики. Речь идёт о более общих вопросах, лежащих на границе эстетики и нравственной философии; речь идёт о том, что М. Бахтин называет миром человеческого действия, «миром события», «миром поступка». Ведущая этическая категория в этой работе - «ответственность»; своеобразная её конкретизация - вводимый здесь М. Бахтиным образ-понятие «не-алиби в бытии»: человек не имеет нравственного права на «алиби», на уклонение от той единственной ответственности, какой является реализация его единственного неповторимого «места» в бытии, от неповторимого «поступка», каким должна явиться вся его жизнь (ср. Древнюю притчу о таланте, зарытом в землю, как о нравственном преступлении).
Человек, «участно мыслящий», «не отделяет своего поступка от его продукта» - таков главный тезис этой своеобразной «философии поступка», как определяет сам автор в тексте работы её содержание. Исходя из этого содержания, мы и озаглавили работу в нашей публикации, поскольку авторское её заглавие нам неизвестно.
Публикуемое философское сочинение, по-видимому, писалось в годы пребывания автора в Витебске (1920-1924).
Читатель заметит, что М. Бахтину как мыслителю было свойственно возвращаться к некоторым постоянно ведущим темам своего философского творчества и создавать новые вариации любимых мыслей.
При чтении надо помнить о том, что сам автор не готовил эти рукописи к печати, отсюда местами тезисная и конспективная форма изложения некоторых положений. Рукописи сохранились в плохом состоянии, отдельные слова остались в них неразобранными. Труднейшую работу по прочтению рукописей и подготовке их к печати проделали Л.В. Дерюгина, С.М. Александров, Г.С. Бернштейн.»
Бахтин М.М. К философии поступка. Цит. по указ. соч.

Со стр. 12
«Каждая мысль моя с её содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всей своей жизнью.

Со стр. 19
Психическое бытие - абстрактный продукт теоретического мышления, и менее всего допустимо мыслить акт-поступок живого мышления как психический процесс и затем приобщение его к теоретическому бытию со всем его содержимым. Психическое бытие такой же отвлечённый продукт, как и трансцендентная значимость. Здесь мы совершаем уже чисто теоретически весомую нелепость: большой теоретический мир (мир как предмет совокупности наук, всего теоретического познания) мы делаем моментом маленького теоретического мира (психического бытия как предмета психологического познания).
Менее всего в жизни-поступке я имею дело с психическим бытием (за исключением того случая, когда поступаю как теоретик-психолог).

Со стр. 20
Все попытки изнутри теоретического мира пробиться в действительное бытие-событие безнадёжны; нельзя разомкнуть теоретически познанный мир изнутри самого познания до действительного единственного мира. Но из акта-поступка, а не из его теоретической транскрипции есть выход в его смысловое содержание, которое целиком приемлется и включается изнутри этого поступка, ибо поступок действительно свершается в бытии.

Со стр. 23
Эстетическое видение есть оправданное видение, если не переходит своих границ, но, поскольку оно претендует быть философским видением единого и единственного бытия в его событийности, оно неизбежно обречено выдавать абстрактно выделенную часть за действительное целое.
Эстетическое вживание в участника не есть ещё постижение события. Пусть я насквозь вижу данного человека, знаю и себя, но я должен овладеть правдой нашего взаимоотношения, правдой связвющего нас единого и единственного события, в котором мы участники, т.е.
Со стр. 24
я и объект моего эстетического созерцания должны быть определены в единстве бытия, нас равно объемлющем.
Но эстетическое бытие ближе к действительному единству бытия-жизни, чем теоретический мир, поэтому столь и убедителен соблазн эстетизма. Но в действительной жизни остаётся эстетическая ответственность актёра и целого человека за уместность игры, ибо вся игра в целом есть ответственный поступок его - играющего, а не изображаемого лица - героя.
Итак, ни у теоретического познания, ни у эстетической интуиции нет подхода к единственному реальному бытию события, ибо нет единства и взаимопроникания между смысловым содержанием - продуктом и актом - действительным историческим свершением и вследствие принципиального отвлечения от сабя как участника при установлении смысла и видения. Это и приводит философское мышление, принципиально стремящееся быть чисто теоретическим, к своеобразному бесплодию, в котором оно, безусловно, в настоящее время находится. Некоторая примесь эстетизма создаёт иллюзию большей жизненности, но лишь иллюзию.

Со стр. 26
Современный человек чувствует себя уверенно, богато и ясно там, где его принципиально нет в автономном мире культурной области и его имманентного закона творчества, но не уверенно, скудно и неясно, где он имеет с собою дело, где он центр исхождения поступка, в действительности единственной жизни, т.е. мы уверенно поступаем тогда, когда поступаем не от себя, а как одержимые имманентной необходимостью смысла той или иной культурной области. Но как и куда включить в этот процесс моего мышления, внутри святой и чистый, сплошь оправданный в его целом? В психологию сознания? Может быть, в историю соответствующей науки? Может быть, в мой материальный бюджет, как оплаченный по количеству воплотивших его строк? Может быть, в хронологический порядок моего дня, как моё занятие от 5 до 6? В мои научные обязанности? Но все эти возможности осмысления и котексты сами блуждают в каком-то безвоздушном пространстве и ни в чём не укоренены. И современная философия не даёт принципа для этого приобщения, в этом её кризис. Поступок расколот на объективное смысловое содержание и субъективный процесс свершения. Но ни в том ни в другом нет места для действительного ответственного свершения-поступка.

Со стр. 32
Поступок не со стороны своего содержания, а в самом своём свершении как-то знает, как-то имеет единое и единственное бытие жизни, ориентируется в нём, причём весь - и в своей содеражетльной стороне, и в своей действительное единственной фактичности; изнутри поступок видит уже не только единый, но и единственный конкретный контекст, последний конекст, куда относит и свой смысл, и свой факт. Для этого, конечно, необходимо взять поступок не как факт, извне созерцаемый или теоретически мыслимый, а изнутри, в его ответственности.
Ответственный поступок один преодолевает всякую гипотетичность, ведь ответственный поступок есть осуществление решения - уже безысходно, непоправимо и невозвратно; поступок - последний итог. Всесторонний и окончательный вывод; поступок стягивает, соотносит и разрешает в едином и единственнном и уже последнем контексте и смысл и факт, и общее и индивидуальное, и реальное и идеальное, ибо всё входит в его ответственную мотивацию; в поступке выход из только возможности в единственность раз и навсегда.

Со стр. 33
Только поступок, взятый извне как физиологический, биологический и психологический факт, может представиться стихийным и тёмным как всякое отвлечённое бытие, но изнутри поступка сам ответственно поступающий знает ясный и отчётливый свет, в котором и ориентируется.

Со стр. 34
Неправильно будет полагать, что эта конкретная правда события, которую и видит, и слышит, и переживает, и понимает поступающий в едином акте ответственного поступка, несказанна, что её можно только как-то переживать в момент поступления, но нельзя отчётливо и ясно высказать. Я полагаю, что язык гораздо более приспособлен высказывать именно её, а не отвлечённый логический момент в его чистоте.
Язык исторически вырастал в услужении участного мышления и поступка, и абстрактному мышлению он начинает служить лишь в сегодняшний день своей истории. Для выражения поступка изнутри и единственного бытия-события, в котором совершается поступок, нужна вся полнота слова: и его содержательно-смысловая сторона (слово-понятие), и его наглядно-выразительная (слово-образ), и эмоционально-волевая (интонация слова) в их единстве. И во всех этих моментах единое полное слово может быть ответственно-значимым - правдой, а не субъективно-случайным.

Со стр. 35
Отсюда ясно, что первая философия, пытающаяся вскрыть бытие-событие, как его знает ответственный поступок, не может строить общих понятий, положений и законов об этом мире (теоретически-абстрактная чистота поступка), но может быть только описанием, феноменологией этоо мира поступка. Событие может быть только участно описано.

Со стр. 36
Ни одно содержание не было бы реализовано, ни одна мысль не была бы действительно помыслена, если бы не устанавливалась существенная связь между содержанием и эмоционально-волевым тоном его, т.е. действительно утверждённой его ценностью для мыслящего. Действительное поступающее мышление есть эмоционально-волевое мышление, интонирующее мышление, и эта интонация существенно проникает во все содержательные моменты мысли. Эмоционально-волевой тон обтекает все смысловое содержание мысли в поступке и относит его к единственному бытию-событию. Именно эмоционально-волевой тон ориентирует в единственном бытии, ориентирует в нём и действительно утверждает смысловое содержание.

Со стр. 38
Эмоционально-волевой тон, объемлющий и проникающий единственное бытие-событие, не есть пассивная психическая реакция, а некая должная установка сознания, нравственно значимая и ответственно активная. Это ответственно осознанное движение сознания, превращающее возможность в действительность осуществлённого поступка. Эмоционально-волевым тоном мы обозначаем именно момент моей активности в переживании, переживание переживания как моего: Я мыслю - поступаю мыслью, чувством, желанием.

Со стр. 41
В основе единства ответственного сознания лежит не принцип как начало, а факт действительного признания своей причастности к единому бытию-событию, факт, не могущий быть адекватно выражен в теоретических терминах, а лишь описан и участно пережит; здесь исток поступка и всех категорий конкретного единственного нудительного долженствования. И я - есмь - во всей эмоционально-волевой, поступочной полноте этого утверждения - и действительно есмь - в целом и обязуюсь сказать это слово, и я причастен бытию единственным и неповторимым образом, я занимаю в единственном бытии единственное неповторимое, незаместимое и непроницаемое для другого место. В данной единственной точке, в которой я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единстенного бытия не находился. И вокруг этой единственной точки располагается всё единственное бытие единственным и неповторимым образом. То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может. Единственность наличного бытия - нудительно обязательна. Этот факт моего не-алиби в бытии, лежащий в основе самого конкретного и единственного должествования поступка, не узнаётся и не познаётся мною, а единственным образом признаётся и утверждается.

Со стр. 43
Всё содержательно-смысловое: бытие как некоторая содержательная определённость, ценность как в себе значимая, истина, добро, красота и пр. - всё это только возможности, которые могут стать действительностью только в поступке на основе признания единственной причастности моей.

Со стр. 44
Ответственность возможна не за смысл в себе, а за его единственное утверждение-неутверждение. Отвлечённо-смысловая сторона, не соотнесённая с безысходно-действительной единственностью, проективна; это какой-то черновик возможного свершения, документ без подписи, никого ни к чему не обязывающий. Бытие, отрешённое от единственного эмоционально-волевого центра ответственности - черновой набросок, непризнанный возможный вариант единственного бытия; только через ответственную причастность единственного поступка можно выйти из бесконечных черновых вариантов, переписать свою жизнь набело раз и навсегда.

Со стр. 45
Участное мышление и есть эмоционально-волевое понимание бытия как события в конкретной единственнности на основе не-алиби в бытии, т.е. поступающее мышление, т.е. отнесённое к себе как к единственно ответственному поступающему мышлению.

Со стр. 53
Отпавшая от ответственности жизнь не может иметь философии: она принципиально случайна и неукоренима.

Со стр. 51
Конкретно-индивидуальные, неповторимые миры действительно поступающих сознаний, из которых, как из действительных реальных слагаемых. Слагается и единое-единственное бытие-событие, имеют общие моменты, не в смысле общих понятий или законов, а в смысле общих моментов их конкретных архитектоник. Эту архитектонику действительного мира поступка и должна описать нравственная философия, не отвлечённую схему, а конкретный план мира единого и единственного поступка,
Со стр. 52
основные конкретные моменты его построения и их взаимное расположение. Эти моменты: я-для-себя, другой-для-меня и я-для-другого; все эти ценности действительной жизни и культуры расположены вокруг основных архитектонических точек действительного мира поступка: научные ценности, эстетические, политические (включая и этические и социальные), и, наконец, религиозные. Все пространственно-временные и содержательно-смысловые ценности и отношения стягиваются к этим эмоционально-волевым центральным моментам: я-для себя, другой-для-меня и я-для-другого."

Трактат "К философии поступка"

Трактат "К философии поступка" может рассматриваться как введение в "первую философию" Бахтина, из которого видно, что основополагающий вопрос бахтинской философии - это событие бытия, онтологическим условием которого является способ бытия человека, а ведущий вопрос - это человеческое событие с точки зрения его воплощения, т.е. бытия в мире с другими. В связи, с чем ведущую роль приобретает понятие поступка, который есть не что иное, как событие в аспекте его воплощения.

Обращаясь к Бахтину, в философии которого ответственность выступает основополагающим феноменом, определяющим как раз нравственный характер его "первой философии", мы, прежде всего, отмечаем более радикальное развитие тезисов в трактате "К философии поступка", по сравнению с другими трудами.

По Бахтину, ответственный способ бытия предполагает совершение поступков на основании признания своего не-алиби в бытии. Это значит, что принятие на себя ответственности за свое бытие всегда имеет в виду другого (других). Итак, поскольку ответственный способ бытия закрепляется в конкретном поступке, структурированном отношением к другому, другой является 1) соучастником и 2) потенциальным свидетелем такого самоудостоверения.

Не что иное, как воплощение человеческого события в мире, в мире с другими, является первостепенным основанием к тому, чтобы фундаментальная онтология была проработана как этика. "Быть ответственным" в плане воплощения и, следовательно, в перспективе жизненного мира, означает способность "ответить за себя. Этика жизненного мира определяется тогда дилеммой, может или нет человек в бытии друг с другом "отвечать за себя". Для Бахтина это не некий вторичный уровень тематизации, а анализ человеческого события в аспекте его воплощения, или - более специально - философия поступка. Ответственный способ бытия в силу воплощения события означает вместе с признанием своего не-алиби в бытии - "бросанием себя на самую свою собственную способность стать виновным" 5 - способность отвечать за себя в бытии с другими. Таким образом, изначальный феномен ответственности открывается в своем этическом содержании в соответствии с определением человеческого события как события, т.е. когда мы начинаем анализировать человеческое событие с точки зрения его воплощенности в мире с другими. В известном смысле ответственность как этическое понятие - это эпифеномен события с другими.

Таким образом, с точки зрения порядка обоснования, не этика направляет и определяет пути "первой философии" Бахтина, а сама философия события открывает исходное этическое измерение. Которое (используя выражение Бахтина) есть "условие возможности для "морально" доброго и злого, т.е. для морали вообще и ее фактично возможных видообразований" 6

Возникает вопрос об этической трактовке способа бытия: что значит быть безответственно? Вопрос о безответственном способе бытия упирается в вопрос о повседневном бытии друг с другом, которое хотя и идентифицируется как несобственное, однако не может трактоваться как этически негативное согласно основоположениям экзистенциальной аналитики. Из этого вытекает, что этическая интерпретация ответственного способа бытия должна предполагать принципиальное различение несобственного - в смысле безответственного - способа бытия и повседневного бытия друг с другом. Таким образом, в философии поступка Бахтина выступает пара ответственного и безответственного. Соответствующий последнему способ бытия Бахтин называет самозванством. Это такой способ бытия, при котором поступки человека не удостоверяются его ответственностью, т.е. не основываются на признании своего не-алиби в бытии. Ответственность и самозванство в таком случае не равноисходные, но равновозможные способы бытия, этическое значение которых определяется бытием друг с другом в мире.

Повседневность как таковая не является сущностным определением этически негативного способа бытия. Бахтин рассматривает повседневность как нередуцируемый способ человеческого бытия как бытия в мире с другими. "В жизни, - пишет он, - я приобщен к быту, укладу, нации, государству, человечеству, божьему миру, здесь я всюду живу в другом и для других" 7 . Такое приобщение истолковывается у Бахтина как ритмизация.

Для Бахтина этическая индифферентность ритмизации как таковой означает, что приобщение повседневному ритму - мы можем говорить здесь о социализации, институализации и т.п. - само осуществляется или в модусе ответственности или в модусе самозванства. Этически индифферентное "не сам" ритмизованного способа бытия (социальные роли, представительство) оказывается тогда условием возможности осуществления самозванного способа бытия: "Я, -пишет Бахтин, - прячется в другого и других, хочет быть только другим для других, войти до конца в мир других как другой, сбросить с себя бремя единственного в мире я (я-для-себя)" 8 . С другой стороны, приобщение повседневности, если оно опирается на признание своего не-алиби в бытии, исполняется как модуляция ответственности. Бахтин отмечает оправданность самоотчуждения в таком случае, а образующийся социальный порядок называет хором.

Бахтинский подход к анализу человеческого события как события дает основание к тому, чтобы наряду с этическим различением ответственного и самозванного способов бытия ввести различение интенсивности и экстенсивности события. Самым загадочным, конечно, остается само сопряжение экстенсивности и интенсивности. После всего сказанного уже нельзя ограничиться формальным отношением взаимоотталкивания между ними, зафиксированным соответственно в полюсах самоутверждения и самоотчуждения. В рамках такого подхода событие с другими открывается только в своей негативной функции по отношению к собственному состоянию.

Непредопределенная заданность человеческого бытия делает риск и дерзание существенными характеристиками экзистирования. По этому поводу Бахтин говорит в данном случае об "испытании человека в человеке" 9 . Бахтин приводит к тому, что человек в своем бытии есть испытание для самого себя. Человеческое бытие испытывает себя на свои собственные возможности. Поскольку же испытание не является здесь испытанием чего-то готового и определенного, но личность становится личностью в ходе (круге) самоиспытания, испытание тем самым обретает полярный бытийный смысл для человека - оно оборачивается воспитанием. Таким образом, становление личности обеспечивается амбивалентным феноменом испытания-воспитания.

Вместе с тем, следуя за Бахтиным, - что бытии в мире само по себе испытательно-воспитательно - позволяет рассмотреть не только негативную причастность другого самостному бытию. Бахтин пишет: "важнейшие акты, конституирующие личность, определяются отношением к другому… Само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть значит общаться. Быть значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе" 10 . В этом, заключается высшая степень социальности, которую он называет также внутренней, потому что она относится к имманентному бытийному устройству личности, выраженному в амбивалентном феноменен испытания-воспитания. На основании книги о Достоевском можно сформулировать следующие положения, позволяющие прояснить позитивное значение отношения к другому:

обладая зафиксированным выше бытийным устройством, личность в силу ее воплощенности раскрывается лишь в результате вопрошания и провоцирования;

обнаруживающаяся здесь причастность другого испытатльно-воспитательному формированию личности - не однонаправленный акт, но момент взаимодействия, которое получает название внутренней социальности;

социальный характер этой диалогической структуры обретает конкретные феноменальные черты: внутрення социальность означает, что имманентное испытатльно-воспитальное формирование "субъекта" события происходит в поле испытатльно-воспитательного взаимодействия "Я" и другого.

Бахтин пишет, что "ближайшие обыденные, житейские звенья не пропускаются, а осмысливаются в свете последних вопросов как этапы или символы последнего решения" 11 . Он пытается удержать человеческое событие во всей его феноменальной полноте. Таковая предполагает, что всякое "последнее решение" имеет свою "предысторию", принадлежащую повседневному бытию друг с другом, которая в свою очередь связанна с поступком.

"Очищающий смех" в религии

Любое признание в приверженности религии и, тем более, православию было абсолютно исключено в печати (кроме чисто церковной) СССР до конца 1980-х годов. И это диктовалось, между прочим, не только властями, но и подавляющим большинством идеологов - в том числе и "оппозиционных" по отношению к режиму. Так, в "Новом мире" времен Твардовского регулярно публиковались предельно резкие антирелигиозные материалы, в чем каждый может убедиться, перелистав номера этого журнала за шестидесятые годы.

А что касается православия, то и сам лидер диссидентства А.Д. Сахаров, более или менее сочувственно говоривший о других религиозных исповеданиях, в своем "послании" от 3 апреля 1974 года по сути дела "заклеймил" православные убеждения А.И.Солженицына как, по его определению, "религиозно-патриархальный романтизм" и как одну из тех "направленностей", которые "приводят его (Солженицына) к очень существенным ошибкам, делают его предложения утопичными и потенциально опасными" 12 . Таким образом, Сахаров волей-неволей присоединился к руководителю агитпропа ЦК КПСС тов. Яковлеву, который незадолго до него, в конце 1972 года, писал, что "антикоммунизм... пытается гальванизировать... религиозно-идеалистические концепции прошлого. Яркий пример тому - шумиха на Западе вокруг сочинений Солженицына" 13 . Вроде бы идеалом А.Д.Сахарова не являлся коммунизм, но все же оказывается, что для его идеала (каким бы он ни был) православие столь же неприемлемо, как и для коммунизма...

Вполне понятно, что в подобных условиях религиозные убеждения Бахтина никак не могли быть высказаны в печати. Так, например, при публикации его краткого, но поистине великолепного наброска "К философским основам гуманитарных наук" пришлось опустить некоторые слова. Этот отрывок впервые опубликовал Вадим Кожинов: "…мысль о Боге в присутствии Бога, диалог, вопрошание, молитва... Душа свободно говорит нам о своем бессмертии, но доказать его нельзя..." 14 .

Вместе с тем то, что выразилось здесь прямо и открыто, так или иначе живет в любых текстах Бахтина, и необходимо только воспринимать эти тексты непредвзято и достаточно углубленно, дабы увидеть это.

Впрочем, нельзя умолчать о том, что читая Бахтина, начинаешь сомневаются не только в его православности, но и в религиозности вообще. Камнем преткновения являются в этом отношении, прежде всего бахтинские исследования народной смеховой культуры - в особенности его книга о Рабле, воспринимаемая некоторыми читателями даже как нечто "сатанинское". При этом, по меньшей мере, странно - ухитряются не замечать очень значительную роль "смеховой темы" в книге Бахтина о Достоевском (хотя тема эта и предстает здесь, конечно, совсем по-иному, чем в книге о Рабле).

В книге о Достоевском говорится, в частности: "... след художественно-организующей и освещающей мир работы амбивалентного смеха... мы находим во всех его романах... Но самое главное, можно сказать, решающее свое выражение... смех получает в последней авторской позиции... Трагический катарсис (в аристотелевском смысле) к Достоевскому неприменим. Тот катарсис, но, не адекватно и несколько рационалистично выразить так: ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди. Но ведь таков и очищающий смысл амбивалентного смеха". Здесь цитируется текст, написанный еще даже не реабилитированным официально Бахтиным для второго издания его книги о Достоевском. Курсив здесь самого автора, и ясно, что он был призван обратить сугубо пристальное внимание читателей на выделенные слова. Более того, Бахтин специально предупредил читателей, что выражает суть дела "не адекватно" и "несколько рационалистично", поскольку он не имеет возможности высказать собственно религиозное истолкование проблемы. Но - имеющий уши да слышит! - здесь высказано, без сомнения, именно глубоко и всецело религиозное понимание бытия Мира, где "все впереди и всегда будет впереди".

То, что Бахтин определяет как "очищающий смех", имело в православии многовековую традицию, известную под именем "Христа ради юродства". Несколько десятков русских юродивых, начиная с Исаакия Печерского (XI век; скончался в 1090 г.), причислены Православной Церковью к лику святых. Более того, черты юродства присутствуют и в поведении величайших святых, в том числе Феодосия Печерского и Кирилла Белозерского. Юродивые играли такую заметную роль на Руси, что в записках иностранных путешественников XVI-XVII веков (Герберштейн, Горсей, Флетчер и др.) им посвящены специальные параграфы.

Словом, те, кто захотел бы усмотреть в понятии "очищающего смеха" отступление от православия, должны уж в таком случае отлучить от него и весь сонм русских юродивых... Правда, необходимо оговорить, что феномен юродства не сводится только к смеху (в нем воплощена и специфическая печаль), а с другой стороны, стихия веселия (о нем говорил и Нил Сорский) - неотъемлемое качество, атрибут православия в целом, а не только поведения юродивых.

Ясно, что наибольшие упреки вызывают бахтинские исследования смеховой культуры Запада; именно в них находят чуть ли не антирелигиозные и даже "сатанинские" тенденции. Однако обвинения такого рода направлены, если вглядеться в суть дела, вовсе не против Бахтина, а против католицизма, в котором материально-телесная стихия имеет совершенно иное значение, чем в православии. И ведь чтобы осознать это, даже не обязательно скрупулезное исследование: достаточно внимательно воспринять своеобразие католических храмов и самого богослужения.

В бахтинских трудах, раскрывающих материально-телесную стихию книги Рабле и других явлений западной литературы, нелепо усматривать нечто противоречащее религии; перед нами объективное и глубокое раскрытие тенденций, присущих культуре, которая существовала и развивалась, как и доказал Бахтин, всецело в лоне католицизма. В отличие от многих поверхностных работ западноевропейских ученых, которым тот же Рабле казался еретиком или даже атеистом, Бахтин раскрыл во всей полноте то, что, если воспользоваться модным термином, можно определить как "католический менталитет". Характерно, что вначале книгу Бахтина о Рабле воспринимали на Западе или недоверчиво, или даже враждебно; лишь позднее была признана.

Наконец, нельзя не подчеркнуть, что Михаил Михайлович неоднократно утверждал высшее значение религии для мыслителя и даже ученого. Только религия, говорил он, определяет ничем не ограниченную свободу мысли, ибо человек абсолютно не может существовать без какой-либо веры, и отсутствие веры в Бога неизбежно оборачивается идолопоклонством, то есть верой в нечто заведомо ограниченное временными и пространственными рамками и не дающее действительной, полноценной свободы мысли.

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.