Что такое две строфы. Что такое строфа и сколько это строчек? Основные признаки строфы

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико - синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа - это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы - повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова -
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - ДИСТИХ, в силлабической - ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Что с тобой? - спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) - простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

ПЯТИСТИШИЕ - квинтет.

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ - секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ - сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) - восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй - с четвёртым и шестым, седьмой - с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ - нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ - децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА - форма строфы, в которой написан роман "Евгений Онегин" А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает - с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Схема АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.

БАЛЛАДНАЯ строфа - строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили...
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет - стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана "Божественная комедия" Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД...КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ - встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад...
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери...
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО - стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ - стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Строфа

Строфа

СТРОФА - организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в С. является соединение их рифмой, к-рая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами С. Так парная рифмовка (aa bb cc и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф - двустишие. Последнее при правильном чередовании женских и мужских рифм может быть превращено в четверостишие. Перекрестное (abab cdcd и т. д.) и опоясывающее (abba cddc и т. д.) сочетания рифм соответствуют двум основным видам четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов С. между собою дает множество сложных С. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет С. из шести стихов: ccabab или ababcc, или ccabba или abbacc. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения С. В белом (нерифмованном) стихе С. создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) - чаще всего женских с мужскими.
Значительное внимание как на Западе, так и в русской поэзии уделялось также сочетанию в С. рифмованных стихов с нерифмованными. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в С. укороченных и удлиненных стихов. С одной стороны, нередко вводится в ряд стихов равной длины один более длинный или чаще более короткий, к-рый дает даже в сложнейших строфических построениях исключительную четкость композиционных очертаний. С другой стороны, большое распространение получило правильное чередование в С. стихов неравной длины, чаще всего рифмованных.
Следует еще принять во внимание, что все намеченные принципы построения С. могут комбинироваться друг с другом, что множество С. допускает удвоение посредством прибавления С. с обратным («зеркальным») расположением элементов.
Особую роль в композиции С., гл. обр. песенного типа, могут играть повторы тех или иных композиционных единиц. Здесь следует отметить повторы в пределах одной С., напр. повторение первого стиха в последнем стихе той же С., к-рое создает отчетливое кольцеобразное построение. В песенных жанрах нередко встречается также самостоятельная С. (см. Рефрен), которая без изменений повторяется после каждой С. стихотворения и, в закономерном чередовании с последним, дает циклически возвращающуюся двучленную композицию.
Наконец, в жанрах песенной, гл. обр. народной, лирики конструкция С. при отсутствии всяких других внешних структурных признаков создается иногда лишь при помощи последовательно проведенного синтаксического параллелизма. Такое построение С. тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис более или менее независим от строфических рамок. Наряду с жанрами, в к-рых совпадение синтаксического периода со С. узаконено правилами (см. Стансы), в строфике повествовательных стихотворных форм нередко имеет место расхождение границ С. с синтаксическим членением (строфический enjambement).
При определении термина С. выше было подчеркнуто в качестве обязательного ее признака требование закономерной повторяемости. Однако возможны стиховые жанры, в к-рых повторение С. ограничивается более или менее ощутимой аналогией, к-рая в ряде случаев оказывается достаточно отчетливой для сохранения за подобной нестрогой С. ее композиционных функций.
Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Так античная поэзия является богатейшим источником строфических форм, к-рые позднее неустанно разрабатывались в лирике европейских народов. Таковы: элегический дистих, алкеева или горациева строфа, асклепиадова строфа нескольких видов, сапфическая малая и большая и др. Большинство античных С. неоднократно воспроизводилось и в русском стихосложении, правда чаще неточно. Гораздо меньшую роль в этом смысле сыграла в русской поэзии восточная поэзия, из к-рой в сравнительно недавнее время были попытки заимствования нек-рых форм (газель, персидское четверостишие). Из богатого строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю нек-рые «твердые формы», как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др.
Из числа С., прочно воспринятых в русском стихосложении, следует в первую очередь назвать александрийский стих, заимствованный у французов и сделавшийся в русской поэзии XVIII в. обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Он состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре «романса», а также в эпиграммах, надписях и т. п. (ср. «Черная шаль» Пушкина).
Трехстишия простейшего вида - с одной рифмой, проходящей через все три стиха - встречаются у нас редко. Гораздо более популярной, в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте, оказалась терцина.
Четверостишие - самая распространенная из всех строф. У большинства русских поэтов эта С. едва ли не преобладает численно над всеми другими строфами, вместе взятыми. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи. Необходимо также отметить т. н. «балладную» С., ставшую популярной со времен Жуковского.
Пятистишие как самостоятельная С. встречается сравнительно редко.
Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них - простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа aabccb (ср. «Усы» Пушкина).
Семистишие, так же как и большинство других С., состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Как на любопытный его образец можно указать на С. типа aabcccb, примененную Лермонтовым в «Бородине».
Восьмистишия встречаются в русской поэзии довольно часто. Обыкновенно они представляют собою ту или иную комбинацию двух четверостиший. К так наз. «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина.
Одной из вариаций октавы является так наз. «спенсерова» С., введенная английским поэтом Э. Спенсером (1553-1599). Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ababbcbcc. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела.
Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом с рифмовкой по схеме ab ab ccd ccd (примеры см. в одах Ломоносова).
Строфы, превышающие десять стихов, встречаются в русском стихосложении сравнительно редко. Особое значение в русской поэзии получила С. из 14 стихов, примененная Пушкиным в «Евгении Онегине» и потому прозванная «онегинской» С.; она строится по схеме A b A b CC d d E ff E gg (прописными буквами обозначены женские рифмы)
Строфы большего объема, чем описанные выше, мало употребительны и, по большей части, не проводятся последовательно через все произведение. Поэтому их целесообразнее рассматривать вне принципов повторности, лежащих в основе С., как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.Библиография:
Русская дана в кн:. Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933, и дополнение за 1933-1935 гг., «Литературный критик», 1936, кн. 8 и 9; Meyer R. M., Grundlagen des mittelhochdeutschen Strophenbaus, Strassburg, 1886; Schipper J., Englische Metrik..., T. 2 - Neuenglische Metrik, 2. Halfte - Strophenbau, Bonn, 1888; Naetebus G., Die nicht-lyrischen Strophenformen des Altfranzosischen, Lpz., 1891; Huegli E., Die romantischen Strophen in der Dichtung deutscher Romantiker, Zurich, 1900; Minor J., Neuhochdeutsche Metrik, 2. Aufl., Strassburg, 1902; Martinon Ph., Les strophes, P., 1913; Kossmann E. F., Die siebenzeilige Strophe in der deutschen Litteratur, Haag, 1923. См. также «Стихосложение» и статьи по отдельным видам С., упоминаемым в данной статье.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Строфа́

(греч. strophe – поворот), в европейской поэзии со времён Средневековья группа стихов, являющаяся единицей деления стихотворного текста, при графическом выражении приобретающая в этом тексте функцию абзаца и аналогичная по формальным признакам всем прочим группам стихов, из которых данный текст состоит. Её основные признаки: постоянное количество стихов (в противном случае называется строфоидом), графическая обособленность, смысловая законченность, а также интонационная и синтаксическая завершённость (нарушением двух последних признаков является междустрофный анжанбеман ). Второстепенные признаки строфы: постоянный порядок стихов определённой длины, постоянный порядок рифм или клаузул (стиховых окончаний). При историческом срастании нескольких формальных признаков с определённой темой она превращается в одну из твёрдых форм .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Строфа

СТРОФА - сочетание стихов в известном порядке. Этот порядок определяется известной системой рифм, связанной с большей или меньшей ритмической и грамматической законченностью того или иного стихосочетания. Последнее в целом есть, конечно, результат сложного творческого процесса. Определенное сочетание стихов диктуется поэту наравне с прочими элементами воплощения данного замысла характером именно этого замысла, а в конечном счете особенностью мировосприятия данного поэта. Что касается связи известного замысла с известной строфой, то можно привести в качестве примера обычную четырехстрочную строфу с обычной трехстрочной рифмовкой (первого стиха с третьим и второго с четвертым ) из Пушкинского: «Я помню чудное мгновенье». Несмотря на обычность строфы Пушкин сделал ее неузнаваемой, благодаря повторности рифмовки, вследствие чего одна строфа как бы сливается с другой, и получается единая строфа, построенная на 4-5 - рифмах, одной звучальностью и кружевной расположенностью которых отображается переход от музыки «чудного мгновенья », когда «явилась ты » через «томленье грусти безнадежной » к музыке нового «пробуждения », когда опять предстал «гений чистой красоты » и воскресли «и жизнь, и слезы, и любовь ». (Мы описали весь круг настроений и рифм). Касаясь вопроса о связи между общим мировоззрением поэта и известным характером стихосочетания, укажем хотя бы на строфику Тютчева: у Тютчева нет так называемых твердых строф (см. терцины, сонет и т. д.), и он часто не выдерживает выбранной им самим простой строфы. Это стоит в несомненной связи с постоянной борьбой в поэте ночного и дневного начала, из которых первое говорило ему, что «мысль изреченная есть ложь» и что если вообще нельзя выразить себя, то тем более нельзя открыться в клетке «твердой формы...»

Комбинации стихосочетаний представляются совершенно неисчерпаемыми, ибо строфы могут видоизменяться и в связи с расположением рифм (как указано выше), и в связи с количеством сочетаемых стихов (4, 5, 9 и т. д.), и в связи с тем, состоят ли строфы из стихов одного размера или из стихов разных размеров и т. д.

Существенное значение имеет также грамматический состав строфы, ибо, например, отдельные строфы лермонтовского: «Когда волнуется желтеющая нива», - строфы, представляющие части временного периода, имеют совершенно иное звучание и занимают иное место в ритмическом узоре стихотворения в целом, чем занимали бы подобным же образом построенные строфы, будь они совершенно самостоятельными предложениями. Чрезвычайно резко бросается это в глаза при строфическом enjambement (см. это слово), как бы разрушающем самостоятельность строфы, но вместе с тем придающем ей своеобразный оттенок (особенно, когда это enjambement подчеркнуто отсутствием его в других строфах).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Строфа" в других словарях:

    Строфант … Русское словесное ударение

    Ы; мн. строфы, дат. ам; ж. [греч. strophē кружение, поворот] Сочетание строк в стихе, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. Стихотворение из двух строф. Онегинская с.… … Энциклопедический словарь

    - (греч. strophe, от strepho обращаюсь). 1) в древней лирической поэзии у греков означала часть оды, петой во время первого хора. 2) определенное число стихов, куплет гимна или оды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. strophe букв. поворот), группа стихов, объединенных каким либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм… … Большой Энциклопедический словарь

    строфа - СТРОФА1, ы, мн строфы, род. строф, дат. строфам и строфам, ж Часть текста стихотворного произведения с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько строк. Стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»… … Толковый словарь русских существительных

    строфа - СТРОФА´ (от греч. στροφή, букв. кружение; поворот) 1) в Древней Греции хоровая песнь на театре, при исполнении которой хор двигался по сцене, возвращаясь на свое первоначальное место. Затем С. стали называть форму поэзии, объединявшую собой… … Поэтический словарь

    Строфа - СТРОФА сочетание стихов в известном порядке. Этот порядок определяется известной системой рифм, связанной с большей или меньшей ритмической и грамматической законченностью того или иного стихосочетания. Последнее в целом есть, конечно,… … Словарь литературных терминов

    строфа - ы, ж. strophe f., нем. Strophe <гр. strophe изменение, поворот. Повторяющееся в стихотворении сочетание из определенного числа строк с определенной рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединенная ритмически и по содержанию нескольких … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Поэзия является крайне интересным искусством, зародившимся еще в древней Греции. Именно там мыслители и ученые отдавали дань выверенному, даже по математическим правилам, рифмованному слову. Тогда и зародились правила стихосложения, и вместе с ними появилась строфика – наука о стихотворных строфах и законах их построения. Что такое строфа в стихотворении? Разберемся по порядку.

Вконтакте

Определение понятия

Само слово по-гречески означает «поворот» или «кружение», что совершенно естественно, ведь каждая такая конструкция как бы «закругляет» поэтическую мысль.

В стихосложении так называют сочетание стихотворных строчек, придающее повествованию смысл , ритм и единство синтаксиса.

Возникает вопрос: строфа – сколько же это строк? Это некоторое количество стихотворных строк, от 2 до 14 в зависимости от типа строфического построения.

Поэтому вопросы типа: «3 или 4 строфы – это сколько строк?» считаются некорректными, так как количество стихов или строк в разных строфических конструкциях неодинаково.

Виды строф

Дистих

Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь. В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух.

Такой вид применял в своих сочинениях М.Ю. Лермонтов. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы.

Терцет

3 стиха, или терцет – это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение. Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.

Самым известным поэтическим произведением, написанным в стиле трехстиший, является стихотворение А. Блока «Песнь Ада».

Катрен

Самой распространенной поэтической формой у русских поэтов считается катрен, или четверостишие. В нем сочетается четыре стиха, что становится достаточно оптимальным для получения разнообразной интонации и ритма.

По сути, подобной конструкцией написаны 80% отечественной поэзии. Гибкий и подвижный синтаксис позволяет такой поэтической форме легко входить в состав других видов, например, в такие системы, как сонет и онегинская строфа, придуманная А.С. Пушкиным.

Катрен может обладать параллельной рифмовкой, когда рифмуются 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Либо перекрестной, когда рифмуются первая и третья, а также вторая и четвертая строки. Может быть и редкая последовательная рифмовка, когда строчки рифмуются друг за другом по порядку:1 со 2, 2 с 3, 3 с 4.

Обратите внимание! 4 строки – это катрен, а 4 строфы – это совсем другое, они могут быть в любом стихотворении, написанном двустишием, терцетом и т. д. Примеров подобных стихотворений можно привести очень много.

Еще одним редким видом является октава. В музыкальной терминологии этот термин довольно известен и означает восемь нот, практически так же и в стихосложении. Октава – это восьмистрочная конструкция с очень интересной рифмой. В ней рифмуются между собой 1, 3, 5 — нечетные строки, а также 2, 4 и 6 – четные строчки плюс в конце примыкает дистих, который также зарифмован. Самым известным примером такой оригинальной поэтической композиции является произведение А.С. Пушкина «Домик в Коломне».

Смешение видов: стансы и сонет

Данный вид представлен четырьмя строками с соответствующим стихотворным размером – четырехстопным ямбом.

Важно! Ямб – двусложный стихотворный размер, представляющий собой два слога, второй из которых является ударным. А четырехстопный ямб – это двусложный размер, который повторяется 4 раза, то есть имеет 4 стопы по 2 слога в каждой.

Чаще всего в стансах присутствует перекрестная рифма. Стансы могут состоять из нескольких строф, и каждое четверостишие будет обладать гибкой системой синтаксиса и смысловой законченностью.

А.С. Пушкин – великий русский поэт, наследие которого столь обширно, что в его творчестве можно найти и примеры данного вида: «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Брожу ли я».

Из интересных разновидностей также можно отметить сонет, включающий в себя 2 катрена и 2 терцета.

Отдельным особняком стоит шекспировский, или английский, сонет, включающий три катрена и дистих. Естественно, что его автор В. Шекспир сделал это намеренно, на свой лад меняя правила строфики.

Сколько строк насчитывает сонет ? Как правило, 14. Сонеты написаны пятистопным ямбом и очень редко шестистопным.

Важно! Рифмы в сонетах могут меняться, если в катренах присутствует равнозначная рифмовка, а трехстишиях также две неодинаковые рифмы.

Сонет – это не только визитная карточка любовных стихотворений, но и связанных с творчеством и посвященных какому-либо лицу. Известным любителем сонетов также являлся А.С. Пушкин, который создал «Мадонну» и «Поэту».

Отдельный вид строфики: онегинская

Русская поэзия не мыслит себя без имени Александра Пушкина, поэтому особый вид строфической системы, введенный именно им в литературу получил имя онегинской строфы. Свое название данный термин ведет от фамилии главного героя романа в стихах « ». Можно догадаться, что сам роман написан именно данной строфической конструкцией. Это сколько строк? Всего их, как и в сонете, четырнадцать, однако в отличие от последнего структура онегинской строфической системы крайне интересна:

  • первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой;
  • далее возникает новая рифма между 5 и 6 строками, потом седьмая и восьмая идут в рифму;
  • далее идет рифма 9 и 12, а между ними рифмуется 10 и 11;
  • завершается все это рифмовкой 13 и 14 стиха.

Эта структурная композиция сохраняется на протяжении всего романа, за исключением писем Татьяны и Онегина, а также песни девушек из третьей главы.

Как делятся строфические композиции?

Делятся они по принципу соединения рифм. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое строфа в стихотворении?», нужно учитывать соединение рифмованных стихов с нерифмованными строками. Существуют также укороченные и удлиненные стихи, чередующиеся в стихотворениях с обычными.

В поэзии могут использоваться и удвоенные строфические композиции с «зеркальной», то есть обратной, рифмовкой.

Строфические повторы

Особым элементом в законах строфики становятся повторы. Чаще всего такие композиционные вставки можно встретить в песнях. В каких-то жанрах повтор называется рефреном, в каких-то проще – припевом – циклической композицией, которая повторяется через каждую группу стихов. Главной отличительной особенностью рефрена является закономерность данного повторения.

Многообразие строф в мировой поэзии

Кроме многогранной русской поэзии существует еще огромное количество уникальных видов, кочующих по стихотворениям всего мира.

Лирика Древней Греции преподнесла нам элегию, горациеву, сапфическую и асклепиадову строфы, которые названы по имени их авторов: Горация, Асклепиада и первой древнегреческой поэтессы Сапфо.

Меньшую роль в образовании законов строфики играла восточная поэзи я, представившая миру персидские катрены и турецкие газели. Страны Дальнего Востока также внесли свой вклад в поэзию мира посредством японских хокку.

А английские, французские и немецкие поэты подарили миру множество стихотворных форм:

  • рондо,
  • шекспировский сонет,
  • октаву,
  • триолет,
  • терцину,
  • септиму,
  • нону.

Внимание! А как называется строфа из пяти стихотворных строчек? Довольно редкой в русском стихосложении она становится потому, что там присутствует последняя нерифмованная строчка, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». А строфа из пяти стихотворных строк называется квинтет, т. к. по латыни «квинта» означает «пять».

«Романс» строфической науки: александрийский стих

Особняком как в поэзии мира, так и в русской поэтической традиции стоит александрийский стих, который прибыл к нам из Франции и стал в 18 веке венцом русской героической поэмы. Александрийский стих состоит из некоторого количества двустиший с шестистопным ямбом. Хорошим примером будет являться стихотворение «Черная шаль» А. Пушкина.

Что такое строфа в стихотворении

Изучаем теорию поэзии — строфы, рифмы

Вывод

Таким образом, ответ на вопрос: «Как определить количество строф в стихотворении?» становится чрезвычайно актуальным для тех, кто собирается анализировать стихотворения. Для подробного рассмотрения поэтических произведений пригодятся такие определения, как строфика – это наука о правилах построения строфической системы, стих, строчка и конечно же, видовое разнообразие, чтобы верно определить стихотворный размер и понять, почему стихотворение построено автором именно так.

Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа. Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей из строф является двустишие. Существуют также строфы: - онегинские - балладные - одические - сонеты - лимерики

Четверостишия Четверостишие (катрен ) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки. Октавы Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым. Схема октавы: абабабвв В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, несмотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы. Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын! Терцины Терцины (терцеты ) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия. Схема терцины: аба бвб вгв гдг дед Чёрный маг Когда сгустится тьма вокруг Ты словно раб предназначенья, Начертишь кровью ровный круг, Отбросишь жалкие сомненья. Войдёшь в него, забыв про страх. Тебя подхватят тьмы теченья. Отбросишь тело, - бренный прах. Ты с теми, кто во тьму шагнули! Погасли огоньки в глазах. А где твой дух, а не в аду ли? (Джейнджер Скауджер Алкариот)

Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме "Евгений Онегин". Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия . В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб ), во втором - кольцевая (абба ), в третьем - смежная (аабб ), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла - все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух из уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.

Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных. Королева Британии тяжко больна, Дни и ночи ее сочтены. И позвать исповедников просит она Из родной, из французской страны. Но пока из Парижа попов привезешь, Королеве настанет конец... И король посылает двенадцать вельмож Лорда-маршала звать во дворец.

строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Сонет бывает итальянский и английский . Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен. Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова: абаб абаб вбв гбг или абба абба вгв гвг В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно: Поэт! не дорожи любовию народной, Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где огонь твой горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие. My mistress" eyes are nothing like the sun; Coral is far more red than her lips" red, If snow be white, why then her breasts are dun; If hairs be wires, black wires grow on her head. I have seen roses damask"d red and white But no such roses see I in her cheeks; And in some perfumes is there more delight Than in that from my mistress reeks. I love to hear her speak, yet well I know, That music hath a far more pleasing sound; I grant I never saw a goddess go; My mistress, when she walks; treads on the ground. And yet, by heaven, I think my love as rare As any she belied with false compare.

Лимерики (лимрики ) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы. В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина. Непослушную внучку из Йены Бабка сжечь собралась как полено. Но заметила тонко: "А не сжечь ли котенка?"- Невозможная внучка из Йены. К удалому флейтисту из Конго Раз в сапог заползла анаконда. Но настолько отвратно Он играл, что обратно Через час уползла анаконда. Теплокровный старик из-под Кобо Чрезвычайно страдал от озноба И доху на пуху, И тулуп на меху Он носил, чтоб спастись от озноба.

За термином акростих с крывается достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки. Лазурный день Угас, угас. Ночная тень Ах! Скрыла нас. Следует отдельно оговорить еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы). В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы), и телестиха приведем два произведения одного из наших авторов. Фиалка

Абсолютно пустынная местность, Безымянные темные скалы... Вечной тенью покрыта окрестность, Где покрытые мхом перевалы Да долины имеют дыханье, Его звук слегка в воздухе разлит... Жизнь - пустое без смерти страданье, За страданьем - бессмертие манит... И не слышно ни строчки, ни слова, Красота пустоты завлекает, Лишь притянет - отбросит, и снова Меня тихо к себе подзывает. Но в пустыне я чую движенье, Одинокое, но непростое По долине немое круженье, Радость роста чего-то иного. Солнце светит особенно ярко, Так торжественно, так вдохновенно... У горы вырастает фиалка - Фиолетовая королева. Холод или тепло - без различья, Цвет не важен, важней радость роста, Что бывает в мильонах обличий... Шаг вперед сделать очень непросто: Щит незримый - как камень в ограде. Эх, быть может, все это - напрасно? Юркий ветер фиалку погладил - Я увидел, она так прекрасна... (Ясный Рассвет)

Канава

О, люди! Это вовсе не пустяК: Нетороплива, даже величавА, Корабликов бумажных караваН Несёт, хоть не вода в ней, а отравА, Природные законы все попраВ, Обычная вонючая канавА (Ясный Рассвет)

Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих . Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп . Рассмотрим пример: Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986): Дети любят игрушки. Так все говорят! Ну а разве игрушки Не любят ребят? Очень любят! Души в них не чают! Жаль, Что это НЕ ВСЕ замечают!.. Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.")

У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный , который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров: Давно в любви отрады мало: Без отзыва вздохи, без радости слезы; Что было сладко - горько стало, Осыпались розы, рассеялись грезы... В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.

Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром . В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов. * * * Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы напали на него все страны вселенной, Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда не бывало. И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь, И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей этого города. В каждом их слове и взгляде. (Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского) В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает уникальной интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь успеха. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и дало ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был написан англо-саксонский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности.

Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих . На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро В середине где-то марта, А по тропочке средь леса Добрый молодец идет. Он ходил в далеки страны, Повидал немало дива И теперь спешит вот к дому Через десять целых лет. Соловьишка песнь выводит, Счет годам ведет кукушка, Ну а думы все Еремы К родной горнице летят...

Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал: "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."

Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

Наименьшей из строф является двустишие . Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

Нестрофические встречаются:

В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)

В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие. Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит поздное молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются - и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!.. А.С.Пушкин, Ночь

Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой - И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока - Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. В.А.Жуковский, Мщение

Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами, Я положил свое чувство сыновнее Все в нее. В.С.Курочкин, фрагмент .

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов : первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв

В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, не смотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын!

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки . В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:

аба бвб вгв гдг дед и т.д.

Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.