Определение понятия «явление. Определение литературы Что такое явление в театре определение

Явление, сцена это часть акта (действия) в драматическом произведении, которая характеризуется неизменным количеством действующих лиц. Явление иногда определяется как основная единица сюжета рассказов, романов и других жанров художественной литературы.

Понятие явления в литературе исходит от театра, где под ним понимается краткая часть спектакля, которая разворачивается в одном месте действия с одними и теми же действующими лицами. Явлению свойственна структура законченного произведения, с завязкой, развитием действия и концовкой.

Слово «явление» для обозначения отдельной части пьесы распространено в русской драматургии как синоним слова «сцена» в зарубежных пьесах; термин «действие» заменяет слово «акт».

Происхождение

Акт в прозе – глава

Явление представляет собой часть акта, или действия (лат. actus – действие) – раздела драматического произведения. Деление драматического произведения на акты введено в древнегреческом, а затем в римском театре, в котором спектакль состоял из 5-ти действий.

В античном театре пьеса исполнялась несколькими актёрами, которые играли все роли. Деление актов на сцены позволяло актёрам сменить костюмы и подготовиться к следующей роли во время промежуточных сцен. Структура явлений в театральном спектакле также использовалась для изменения места действия путём изменения фона. После окончания явления ненадолго закрывался занавес, во время чего менялись декорации и реквизиты на сцене, чтобы показать другое местоположение. По этой причине сцены в драматическом тексте часто вводятся с указанием места, например, сцена 1, загородный дом; сцена 2, сад.

Явление в структуре драматического произведения

Явление содержит небольшой отдельный фрагмент общего повествования драматического произведения. В явлении участвуют одни и те же действующие лица и действие происходит в одном месте и времени. В акт входит несколько сцен. В одноактных пьесах сцены составляют сюжет из 3-х частей с началом, развитием, концом действия.

Драматурги и театральные режиссёры произвольно распределяют акты на сцены (явления), причем акты одной пьесы могут иметь разное количество сцен. В трагедии в пяти актах «Ромео и Джульетта» (1597) великого английского драматурга У. Шекспира акты включают разное количество сцен: акт I – 5 сцен, акт II – 6 сцен, акт III – 5 сцен, акт IV – 5 сцен, акт V – 3 сцены. В драме знаменитого русского драматурга А. Н. Островского в пяти действиях «Гроза» (1860) в первом действии 9 явлений, во втором – 10, в третьем – 5, в четвертом – 6, в пятом – 7.

Действие и явление

Явление начинается с появления действующих лиц и заканчивается их уходом. Оно представляет собой короткий диалог или событие, происходящее в одном месте. Например, в 6-й сцене второго акта трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» описано тайное венчание Ромео и Джульетты.

Структура драматического произведения устроена таким образом, что поток повествования перемещается от сцены к сцене. Действие и явление (акт и сцена) как структурные элементы драматического произведения имеют следующие различия:

Действие и явление – части пьесы или театрального спектакля. Главное различие между ними заключается в их продолжительности: действие – длительная часть пьесы; явление – краткое событие или диалог. Продолжительность явлений зависит от их количества в действии: чем больше сцен, тем короче каждая из них. Акт в театральном представлении обычно длится от 30 до 90 минут.

Действие считается основным инструментом разделения драматического произведения, формирования его структуры. Оно разделяется на несколько явлений, а явление не разделяется на составные части, но может переходить только к другому явлению, где продолжается действие и общий поток повествования.

Акт и сцена обозначаются в тексте драматического произведения заглавными буквами, но для нумерации актов используются римские цифры (АКТ I), для сцен – арабские (СЦЕНА 1).

Акт установлен античными драматургами как главный элемент пьесы. Разделение драматического произведения на сцены, или явления, не обязательно.

Значение явления в драматическом произведении

В драматургии разделение произведения на акты и сцены играют композиционную роль, поскольку упорядочивание, последовательность повествования улучшает передачу актёрами его смысла и понимание читателями. С XVIII в. в пьесах чётко фиксировались явления, которые обозначались порядковым номером и перечислением действующих лиц.

В театре XVIII-XIX вв. спектакли разбивались на сцены главным образом по техническим соображениям: количество явлений определялось конструкцией сцены. Выдающийся русский писатель Л. Н. Толстой разбил драму в 6-ти действиях и 12-ти картинах «Живой труп» (1911) на большое количество явлений, поскольку создавал пьесу для театра с новейшим устройством сцены. Современная драматургия редко придерживается принципа деления действий на явления.

Слово явление произошло от латинского scaena, scena, что в переводе означает сцена.

Определение понятия «явление»

По мере накопления знаний отдельных необходимых свойств и связей исследуемого объекта, установления отдельных законов, которым подчиняется его функционирование и развитие, возникает потребность в объединении знаний, сведении их в единое целое. Этот момент развития познания является ступенью воспроизведения сущности как совокупности необходимых свойств и связей (законов) объекта, взятых в их естественной взаимозависимости, в их «живой жизни» (В. И. Ленин). Поскольку сущность есть целое, расчлененное на множество взаимосвязанных сторон, отношений, представляющих необходимое в чистом виде, воспроизвести ее в познании можно только через систему идеальных образов, понятий, только через построение соответствующей теории.

Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категория «сущность» возникает, формируется и развивается вместе с категорией «явление ». Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате ее взаимодействия с другими вещами.

Таким образом, сущность представляет собой совокупность всех необходимых свойств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости законов ее функционирования и развития. К области же явления относятся внешние проявления всех этих сторон и связей (законов).

Идеалисты или вообще отрицают существование сущности, или отрицают ее материальность. Не признавал существования сущности, например, Беркли. Это же характерно и для воззрений Маха и Авенариуса. Другие философы (например, Платон, Гегель) признают объективное реальное существование сущностей, но считают их идеальными. У Платона эти сущности образуют особый мир, являющийся истинной реальностью, составляющий высшее бытие. У Гегеля сущность является понятием того или иного предмета, сохраняющим себя при всех его изменениях.

Диалектический материализм считает, что область существования такого рода понятий - не окружающая действительность, не внешний мир, а сознание. Существуя в сознании, они не только не составляют никакого высшего по отношению к внешнему миру бытия, но подчинены этому миру, зависимы от него, ибо их содержание почерпнуто из этого мира, представляет собой снимок, копию с тех, или иных сторон, или связей объективной действительности.

Отдельные материальные системы, как и объекты, состоящие из таких систем, имеют еще один структурный параметр - отношение между явлением и сущностью, или, иначе говоря, отношение между феноменалистской и эссенциалистской сторонами. Этот аспект систем является наиболее важным среди атрибутов материального объекта; с ним тесно связана структура процесса познания. Все другие аспекты, выраженные в соотношениях категорий «система - элемент», «целое - часть», «содержание - форма», в своем конкретном превращении из «вещи в себе» в «вещь в нас» имеют исходным своим звеном явление. В разрабатываемой В. П. Бранским атрибутивной модели материального объекта явление и сущность занимают место фундаментальных, наиболее сложных атрибутов; все другие атрибуты (качество, изменение, закон, возможность, причинность и т.д.) характеризуют различные стороны этих атрибутов или различные аспекты взаимоотношения между ними.

Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т. е. как внешние свойства и их системная структурированность. Такое определение мало информативно, если не раскрыть понятия «сущность» (ситуация, аналогичная сложившейся при определении понятия «система»). Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Это определение недостаточно корректно в том плане, что в нем сущность, а с ней и явление лишены подвижности; а между тем они динамичны в своем соотношении, что и должно быть отражено, на наш взгляд, в исходном определении сущности.

Таковым может быть понимание сущности как отношений или свойств системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства. Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения. Все материальные системы, заключая в своем содержании причинно-следственные связи, имеют обусловленное и обусловливающее. Нет ни одной системы, которая имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без ее проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.

Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно, в форме видимости. Видимость проистекает из-за обмана органов чувств (галлюцинации, аггравации и т.п.), из-за недостаточной осведомленности, искажающей картину реальности, из-за социально-групповой позиции субъекта познания и т. п. В отличие от этих субъективных заблуждений (имеющих, кстати, некоторую реальную основу) объективная кажимость имеет непосредственное полное основание внутри структуры действительной сущности или во взаимодействии таких сущностей. Например, заработная плата выступает как оплата всей произведенной работы; на самом же деле она представляет собой денежное выражение стоимости рабочей силы и детерминирована структурой производственных отношений. Приведенный пример относится к внутрисущностной кажимости. Е.П. Никитин предлагает выделять и другой вид кажимости - кондициональную, или межсущностную, кажимость. К последней можно отнести кажущийся излом линий предметов, частично погруженных в воду. Здесь нет обмана органов чувств: они, верно, передают преломление лучей света от разных поверхностей. Эта кажимость вызвана взаимодействием двух сущностей, двух структур и является следствием соответствующих условий. Отсюда и название - «межсущностная», или «кондициональная» (conditio - условие), кажимость. Вне данных условий ее нет. В обоих случаях кажимость противоположна сущности. Кажимость искаженно выражает сущность. Но и будучи противоположной, сущности, ее искаженным выражением, она остается объективной, находится в единстве с явлением.

Явления, как мы видим, бывают двух типов:

Кажимости, как подтип неадекватных явлений (видимостей), тоже подразделяются на два вида:

а) внутрисущностные;

б) кондициональные (межсущностные).

При рассмотрении категорий «явление» и «сущность» имеются в виду оба типа явлений (заметим, что термин «явление» даже в философской литературе часто употребляется в значениях, тождественных понятиям «материальный объект», «событие», «процесс», «существование», «реальность», а не только как проявление сущности).

Так, например, в теории познания Бруно лежит представление о всеобщей взаимосвязи и диалектической противоречивости явлений. «Центральным пунктом в его теории познания, - пишет о Бруно В.А. Ивлиев, - является учение о единстве и борьбе противоположностей», которое следует из того, что каждое явление «существует не изолированно».



Явление

Явле́ние

сущ. , с. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? явле́ния , чему? явле́нию , (вижу) что? явле́ние , чем? явле́нием , о чём? о явле́нии ; мн. что? явле́ния , (нет) чего? явле́ний , чему? явле́ниям , (вижу) что? явле́ния , чем? явле́ниями , о чём? о явле́ниях

1. Какие-либо природные, физические явления - это действия, процессы и свойства окружающего нас мира, которые не зависят от действий человека.

Стихийное явление. | Небесные явления. | Выделение биогаза из свалочных масс - явление известное.

2. Какое-либо явление действительности - это то, что происходит вокруг нас, и то, что нас окружает в нашей общественной и повседневной жизни.

Существует и такое явление, как «телефонное право». | Эта благотворительная акция - не разовое явление, а начало целой кампании по облегчению жизни малообеспеченных жителей района.

Событие, факт

3. Какие-либо болезненные явления в организме человека - это внутренние процессы, связанные с его жизнедеятельностью.

Явления сердечной недостаточности. | Побочные явления. | Болезненные явления у заразившегося человека обнаруживаются не сразу.

4. Культурным, научным, историческим и т. д. явлением называют талантливых творческих людей, события культурной жизни или какие-либо достижения, открытия в различных областях.

При определённом накоплении культурной свободы и возникло явление, которое потом стали называть Серебряным веком и которым мы гордимся, считаем классическим. | Пожалуй, в обувной моде XX века каблук-стилет - это самое оригинальное явление, не имеющее аналогов в прошлом.

5. В философии явлением называют внешнее выражение сущности вещей, процессов, а также то, как та или иная вещь отражается в чувственном восприятии человека.

Звёздное небо, как и вся Вселенная, есть только представление, явление в нашем сознании.

6. В христианстве явление Иисуса Христа, ангелов, святых - это их приход (наяву или в видении) к человеку или людям.

После явления Ангела шествие Авраама и Исаака продолжается.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "явление" в других словарях:

    Любые изменения в природе. (Н.В.Щеглова) Явление (философия) Явление (религия) Явление (театр) в пьесе, спектакле часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития… … Википедия

    См. в ст. Сущность и явление. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЯВЛЕНИЕ … Философская энциклопедия

    Явления, ср. 1. только ед. Действие по глаг. явить в 1 знач. и явиться во 2 знач. (книжн. устар., церк.). Явление Христа ученикам. Явление мощей (обнаружение). 2. Часть акта или действия, в к рой состав действующих лиц не меняется (лит., театр.) … Толковый словарь Ушакова

    Баротропное явление перемена местами сосуществующих фаз в системах жидкость жидкость (жидкость газ или газ газ) при больших давлениях и определённых температурах; находящаяся сверху менее плотная при обычных условиях фаза становится тяжёлой и… … Термины атомной энергетики

    Случай, событие, феномен, действие; оказательство, даршан, картина, изображение, обнаружение, приход, сцена, реалия, оказание, поветрие, изъявление, проявление, эффект, пришествие, обнаруживание, полье, появление, глория, оказывание, мираж,… … Словарь синонимов

    См. Сущность и явление …

    См. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Выделенный в тексте отрывок драматического произведения, на протяжении которого состав действующих на сцене лиц остается неизменным … Большой Энциклопедический словарь

    ЯВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. явиться. 2. В философии: проявление, выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я. и сущность. 3. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления. 4. Событие, случай … Толковый словарь Ожегова

    Христа народу. Жарг. мол. Шутл. О приходе нежданных гостей. /i> По названию картины художника А. А. Иванова (1837– 1857 гг.). Максимов, 502 … Большой словарь русских поговорок

    явление - Событие, случай, факт. О степени распространенности, повторяемости события; о его важности, известности. Анормальное, банальное, будничное, бытовое, важное, временное, всеобщее, грандиозное, единичное, естественное, жизненное, загадочное,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Явление смыслов , Алексей Лапшин. Одесса 1973 года подарила миру философа и политолога Алексея Лапшина, одного из самых интересных публицистов современной России. Метод Лапшина строится на взвешенной и лаконичной критике…

Вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление - коррелятивное понятие к "вещи-в-себе"; однако поэтому, согласно Канту, нет просто видимости, а есть "вещь-в-себе", которая фактически предстает перед познающим субъектом. Н.Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание) есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью. (Кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования.) сущих в себе вещей на психофизическом уровне, означающее, что оно становится отражением, есть не что иное, как само познание, рассматриваемое известным образом в планеобъекта. "Я познаю нечто" и "нечто является мне" - два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. Видимость). Противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. Шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определенный, не только теоретический, скепсис; см. также Иллюзионизм, Феноменализм.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

– философская категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, ее обнаружение; б) любое формообразование в его целостности (здесь термин "явление" употребляется как синоним "тела", "вещи", "предмета" и т.п; в) видимость (кажимость) как...

Философский словарь

– сущее, проявляющее себя, в отличии от феномена, не само, но через что-то другое, как например болезнь дает о себе знать через симптомы. Включает феномен в свой состав. содержит в себе отсылающую связь, причем отсылающее является феноменом (по видимому – аналогично “означающее...

Значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

явление

явле ́ние

1. ср.

1) Процесс действия по знач. глаг.: явить (1а1), явиться (1а2).

2) перен. По~, возникновение чего-л. при каких-л. условиях.

а) Всякое про~ чего-л. в виде каких-л. изменений.

б) Симптом какой-л. болезни.

а) Событие.

б) Редкостное происшествие; случай.

в) Особое свойство, состояние, положение.

2. ср.

То, в чем проявляется, обнаруживается сущность; феномен (в философии).

Малый академический словарь русского языка

явление

Я, ср.

Действие по знач. глаг. явиться .

Меж тем Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье. Пушкин, Евгений Онегин.

Явление гения - эпоха в жизни народа. Белинский, Сочинения А. Пушкина.

Часть акта, действия (в пьесе), в которой состав действующих лиц не меняется.

- Читает XII явление, значит, скоро конец первого действия. Чехов, Драма.

Костромской ослабевал с каждым явлением, и

когда кончился акт, то ему пришлось довольствоваться весьма жидкими аплодисментами. Куприн, Полубог.

3. Филос.

Внешнее выражение сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.

Всякое проявление чего-л., каких-л. сил, процессов и т. п.

Химические явления. Метеорологические явления. Явления природы. Остаточные явления в легких.

То, что происходит, случается, имеет место в окружающей действительности; событие, факт.

Временное явление. Отрицательное явление действительности.

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений - есть одно из самых поучительных явлений истории. Л. Толстой, Война и мир.

Быстрый рост городов и промышленных центров породил множество негативных явлений. Кованов, Сердца, отданные людям.

Событие, факт.

Талант - явление сравнительно очень редкое и потому драгоценное. Ленский, Причина упадка театрального дела в провинции.

Глинка - явление чисто русское, он основоположник национальной музыки. С. А. Морозов, Музыка остается с тобой.