Когда зародилась логика как наука. История формирования логики. «история науки логики»

В своем развитии логика прошла два этапа:

1) с IV в. до н. э. до XIX в. н. э. В этот период произошло возникновение формальной логики, автором которой традиционно считается Аристотель, и ее медленное совершенствование;

2) с конца XIX в. до наших дней произошла научная революция и на смену аристотелевской логике пришла современная.

Отдельные логические проблемы возникали перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет назад в Древней Индии. В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое в ней отождествляется с доказательством.

Логика в Древней Индии не рассматривалась как система, а трактовалась в виде кратких афоризмов. При этом логика была полностью зависима от других наук. Логика Древней Индии была практически неизвестна в Западной Европе. Поэтому считается, что логические проблемы получают свое освещение только в Древней Греции и Риме.

Основными причинами возникновения логики как науки являются:

1) зарождение и развитие наук. Логика и пыталась выявить и объяснить те требования, которымдолжно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности;

2) развитие ораторского искусства и искусства спора. Основателем логики как науки принято считать Аристотеля. Однако первое систематическое изложение логических проблем было раньше дано другим древнегреческим философом – Демокритом. Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом, или о канонах» (от греч. canon – «правило, предписание»). В данной работе была раскрыта сущность основных форм познания и критерии

истины, показана роль логических рассуждений в познании, дана классификация суждений и предпринята попытка разработать индуктивную логику.

В центре логических размышлений Аристотеля лежит теория дедуктивных умозаключений и доказательства. Он также дал классификацию категорий и близкую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления – закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

В Средние века в развитии логики как науки сыграла проблема общих понятий – «универсалий». Суть проблемы заключается в том, что появляется раньше – общие понятия, вытекающие из нашего разума (рационализм), или единичные, фактические предметы (номинализм).

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась как искусственное мышление и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и воображении.

Следующий этап в развитии логики начинается с XVII в. Он связан с созданием в ее рамках индуктивной логики, в которой нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе накопившегося эмпирического материала. Потребность в таких знаниях наиболее полно осознал и выразил в своих трудах Ф. Бэкон. Он и стал родоначальником интуитивной логики.

Растущие потребности научно-технического прогресса обусловливают дальнейшее развитие современной логики.

Понятие «логика» происходит от древнегреческого лпгйкЮ - «искусство рассуждения» и льгпт - «мысль», «слово», «речь». Отсюда и самое распространённое определение логики: логика - наука о правильном мышлении . Также логику часто определяют как науку о способах рассуждения и способах доказательств и опровержений . Последнее определение имеет веские основания. Несмотря на то, что логика - это отдельная наука и дисциплина философии, она скорее метод, чем отдельное знание. По меньшей мере, таковой её рассматривал основатель - древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.).

Многие историки однозначно указывают на то, что логика первоначально зарождается в недрах единой всеобъемлющей нерасчлененной науки - философии. Историк логики Маковельский А.О. называет логику первого периода Античности онтологичной , вполне справедливо отмечая в соответствующих учениях поиск истины в самом бытии. Известно, что закон тождества у Парменида характеризуется как закон самого бытия, в связи с чем отрицается возможность мышления об изменении вещей. Формулировка закона достаточного основания у Демокрита напрямую говорит о том, что ничто в мире не происходит беспричинно и безосновательно. Метафизические взгляды Парменида с диалектическими Гераклита происходили в рамках онтологической интерпретации логических закономерностей. В логических представлениях Платона имеет место быть также онтологический характер: ведь объективный идеализм признает подлинной действительностью само мышление, превращенное в абсолют.

Традиционно полагается считать, что логика зародилась в качестве инструмента ораторского искусства. В учебнике Ивлева Ю.В. приводится описание споров в Индии. Для этих споров воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора.

Если причины возникновения логики сформулировать коротко, то их две: 1) зарождение и развитие наук; 2) зарождение и развитие ораторского искусства.

Основные этапы развития логики

Этап 1 . Фрагменты логической науки возникли независимо в Древней Индии, где первыми логиками были Даттария Пунарваса Атрея, женщина-аскет Сулабху и Аштвакра. Греческая логика распространилась позднее в Западной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а индийская - в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии. Логика Античности . «Логика зародилась в лоне философии как инструмент ораторского искусства и научного знания. Формальная логика - одна из самых древних наук. В Древней Греции логику разрабатывали Гераклит (554-483 гг. до н.э.), Парменид (VI-V вв. до н.э.), Зенон из Элеи (ок. 500/490 - ок. 430 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.), Платон (428/27 - ок. 348 гг. до н.э.). Основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона, - Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Впервые термин «логика» для обозначения самостоятельной науки стал употребляться стоиками (Зенон, Хрисипп (ок.281-208 гг. до н.э.)).

Этап 2 . Логика Средневековья (V-XI в.в.). Логику разрабатывали арабоязычные учёные Аль-Фараби (ок. 870-950 гг.) и др., а также европейские логики Средних веков. Средневековая логика называется схоластической. Её расцвет относят к XIV в. и связывают с именами Уильяма Оккама (ок. 1294- 1349/50 гг.), Уолтера Бёрли (1273/75-1337/57 гг.), Альберта Саксонского (ок. 1316-1390 гг.). Теоретический поиск в средневековой логике вёлся по проблеме истолкования природы общих понятий. Реалисты считали, что общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей. Номиналисты же напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, названия для них.

Этап 3 . Логика Возрождения (XV-XVII вв.). Идёт бурное развитие науки. Развивается методология научного познания. Возрастает роль логики в научном познании. Англичанин Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) разработал основы индуктивной логики. Французский философ Рене Декарт (1569-1650 гг.) сформировал четыре правила научного исследования. Таким образом, возрождается роль логики в познании мира. В 1662 г. вышла в свет логика, написанная двумя картезианцами: Антуаном Арно и Пьером Николем, под названием «Логика Пор-Рояля». Авторы фундируют свою концепцию логики отчасти на взглядах Декарта, отчасти Аристотеля, хотя последний переосмысливается и даже критикуется. Основных логических идеи в этой логике две: 1) доказать, что мышление должно быть правильным, т.е. действовать по правилам; 2) дать правила не только для рассуждений, но для всех действий ума, и для понятий, и для суждений, и для рассуждений.

В 1620 г. в Лондоне был опубликован Ф. Бэконом «Новый Органон», в котором содержались основы индуктивных методов, усовершенствованных позже Джоном Стюартом Миллем (1806-1873гг.) и получившие название методов установления причинных связей между явлениями (методов Бэкона-Милля).

Этап 4 . Логика Нового Времени (XVII-XIX в.в.). В логике произошла научная революция. На смену традиционной логике пришла математическая (символическая). В основе последней лежат идеи немецкого учёного Г. Лейбница (1636-1716 гг.) о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Г. Гегель (1770-1831 гг.) разработал проблемы диалектической логики. Русские учёные М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.), А. Н. Радищев (1749-1802 гг.) разработали классификацию умозаключений по сходству.

Этап 5 . Логика Современности (XIX-XXI вв.). В трудах философов и учёных Германии К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельса (1820-1895 гг.) развивается диалектическая логика. Символическая логика широко применяется в математике, физике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике. Большая заслуга в этом принадлежит англичанину Дж. Булю (1815-1904 гг.), немецкому учёному Г. Фреге (1848-1925 гг.), английскому философу Б. Расселу (1872-1970 гг.), русскому учёному Порецкому (1846 - 1907 гг.).. Бертран Рассел и Альфред Норт Уайтхед (1861-1947 гг.) в совместном труде «Принципы математики» (1910-1913 гг.) сформулировали язык классической логики высказываний и язык классической логики предикатов . Современная логика пользуется именно этой формализацией».

Введение

Логика - это наука о законах и операциях правильного мышления. Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика является одной из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но всегда вынуждены следовать им.

Объекты и проблемы, рассматриваемые в логике, являются своеобразными и абстрактными. У них нет эмоционального оттенка, и они должны быть схвачены разумом. Многие положения, гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются, как скажем, описания раннего утра или картинки из жизни народов. Чтобы уяснить тот или иной логический парадокс или закон, одно и то же место, оставшееся непонятным при первом чтении, нужно прочесть дважды и лишь, потом продвигаться дальше. Только понимание каждого шага проводимого рассуждения может дать понимание рассуждения в целом, а с ним и интеллектуальное удовлетворение от познания.

Целью работы является рассмотреть типы логики. Из цели можно выявить следующие задачи:

  • - изучить историю появления логики;
  • - рассмотреть индуктивную, дедуктивную и диалектическую логики в экономической теории. логика индуктивный дедуктивный диалектический

История возникновения логики

В качестве самостоятельной науки логики была разработана более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее учредителем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 до н.э.).. В своих логических трудах, известных под названием «Органон» (с греч. «орудие, инструмент»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: личность, противоречия и исключенного третьего, описал важные логические операции, разработал теорию понятия и суждения, тщательно исследовал дедуктивные (силлогистические) выводы. Учение Аристотеля о силлогизме легло в основу одного из направлений современной математической логики - логики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля была логика древних стоиков (Зенон, Хрисипп и т.д.), описание в дополнение к аристотелевской теории силлогизма комплексного мышления. Логика стоиков - основана на других областях математической логики - логики высказывания.

Среди других античных мыслителей, которые разработали и комментировали логику Аристотеля, следует назвать Галена, чьим именем называется 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного тем, что он разработал визуальную схему, показывающую взаимосвязь между понятиями подчинения («дерево Порфирия»); Боэций, разработки которого служили в течение длительного времени и были в качестве основных логических пособий.

Логика разрабатывалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, адаптируя ее для оправдания религиозной догмы.

Значительны успехи логической науки и в современную эпоху. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). Бэкон подверг критике витую средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Этот метод должен быть индукцией, принципы которой изложены в его эссе «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка индуктивного метода - огромное достижение Бэкона, однако он неправомерно противопоставил свой метод дедукции; в действительности, эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные позже английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806-1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона - Милля легли в основу комплексной дисциплины, которая в течение длительного времени была элементом европейской системы образования и является основой логики образования в настоящее время.

Эта логика называется формальной, потому что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее также называют традиционной или логикой Аристотеля.

Дальнейшее развитие логики связанно с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей, как Декарт, Лейбниц, Кант и др.

Французский философ Декарт (1569-1650) подверг критике средневековую схоластику, он разработал идею дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, содержащиеся в книге «Правил для руководства ума». В 1662 году в Париже вышла книга «Логика или художественное мышление», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, также известная как «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на последующую историю развития логики.

Основной вклад в изучение логических задач внес немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), который сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая была разработана только в XIX-XX вв; немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), и многие другие западноевропейские философы и ученые.

Существенные достижения в развитии логики русских философов и ученых. Большое количество оригинальных идей выдвинули М. В. Ломоносов (1711- 1765), А. Н. Радищев (1749-1802), Н. Чернышевский (1828- L889). Известны своими инновационными идеями в теории рассуждений российские логики М. И. Карийский (1840-1917) и Л. В. Рутковский (1859-1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С. И. Поварнин (1870-1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко использоваться, разработанные в математике методы расчета. Эта тенденция развита в трудах Д. Буля, У. С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных методов рассуждений расчета с использованием формального языка называется математической или символической логикой.

Символическая логика - интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество секций, или, как их обычно называют, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется развитию многозначной логики, которая в дополнение к традиционной логике, принятой в двух значениях истинности - «правда» и «ложь» - может быть много значений истинности. Таким образом, в развитой польским логиком Лукасевичем (1878-1956) трехзначной логике вводится третье значение - «возможно» («нейтрально»). Он также построил систему модальной логики со значениями, «может», «невозможно», «необходимо» и т.п., а также четырехзначную и бесконечнозначную логику.

Перспективными являются такие разделы, как вероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия -- от 0 до 1; временная логика и многие другие.

Особое значение для юриспруденции имеет раздел модальной логики, называемой деонтическая логика, которая изучает структуру языковых требований, т.е. высказываний со значением «должен», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Тем не менее, символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может заменить последнюю. Эти две области, два шага в развитии формальной логики.

Особенностью формальной логики является то, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их внешнего вида, изменения и развития. Этот аспект изучения диалектической логики мышления впервые представлен на валовой основе в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770-1831), и пересмотренный с материалистической позиции в философии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы человеческого мышления и методологических принципов и требований, которые формируются на их основе. К ним относится объективный и всеобъемлющий обзор предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект -- человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Язык. Основные функции. Предпосылки возникновения логики как науки. Логика и софистика.

Язык – знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации от одного субъекта к другому.

Классификация

Естественные языки: мимика, жесты, танцы, национальные устные и письменные языки (русский, английский, китайский, арабский и др.). Естественные языки возникли как средство общения между людьми. Их формирование и развитие представляет длительный исторический процесс, происходящий стихийно, не подчиняющийся никаким законам.

Искусственные языки создаются человеком намеренно для решения определенных задач. Примеры: язык химических формул, языки программирования, язык дифференциального и интегрального исчисления в математике.

Для хранения информации используют устные и письменные варианты национальных языков, а также языки науки. Язык науки – некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный специальной терминологией. Любая научная дисциплина – философия, физика, химия, математика, черчения и прочее – в обязательном порядке создает собственный научный язык, свою терминологию.

Разновидностью языка науки является формализованный язык. Это языки различных математических и физических теорий. В таком языкеточно заданы правила образования выражений и преобразования одних выражений в другие.

Членение языков

Объектный язык – тот, который является предметом исследования.

Метаязык – тот, с помощью которого изучается объектный язык.

Фраза «Круглые квадраты не существуют» относится к объектному языку, но когда учитель на уроке начинает разбирать эту фразу и говорит: «Слово «квадраты» - это нарицательное существительное мужского рода множественного числа, слово «круглые» - это прилагательное мужского рода и множественного числа, слово «не» - это отрицательная частица, а «существуют» - глагол», то все данные выражения учителя относятся к метаязыку.

Чтобы исследовать метаязык нужно использовать метаметаязык.

Метаметаязык – тот, с помощь. Которого изучается метаязык.

Утверждение «Фраза учителя относится к метаязыку» относится, в свою очередь, к метаметаязыку.

Также важно знать, что в каждом языке есть знаки. Со знаками объектного языка все понятно. Одно слово = 1 знак объектного языка. Но в метаязыке, кроме знаков объектного языка есть и метазнаки.

Метазнаки во фразе учителя: «нарицательное существительное», «мужской род», «множественное число», «прилагательное», «отрицательная частица», «глагол». То естьметазнаки – знаки, необходимые для изучения объектного яызка.

Членение научных языков на языки разного уровня

Дело в том, что в логике принято распределять все предметы по порядкам (уровням) бытия.

К нулевому порядку относят собственно индивиды – те предметы, о которых мы утверждаем, говорим.

К первому порядку относят признаки индивидов. Это атрибуты, присущие индивидам, и отношения между ними.

Ко второму порядку относят признаки признаков. То есть свойства и отношения, присущие свойствам и отношениям индивидов.

Пример

Если мы рассматриваем людей, то люди – индивид. Этот предмет относится к 0-ому порядку. Но слова «русский», «китаец», «араб» являются признаками людей, то есть признаками индивида. Значит, эти предметы относятся к 1-ому порядку. Но когда мы станем рассматривать слово «русский», то мы можем сказать, что «русский – это национальность». То есть слово «национальность» является признаком «русского». А значит предмет «национальность» является признаком признака индивида. Делаем вывод, что «национальность» - предмет 2-го порядка.

К третьему порядку относится признак признака признака.

Функции языка

Основными функциями естественных языков являются:

1) Информационная функция – язык выступает в качестве средства фиксации и хранения информации о мире: о предметах, событиях, явлениях, процессах, ситуациях.

2) Коммуникативная функция – с помощью языка осуществляется общение (коммуникация, обмен информацией) между людьми

3) Познавательная функция – с помощью языка из имеющегося знания получается новое знание. Язык – инструмент рационального познания

4) Экспрессивная функция – язык используется для выражения мыслей, чувств, душевных состояний и переживаний. С помощью языка мы оказываем воздействие на других людей.

Предпосылки возникновения логики как науки

Логика является одной из древнейших наук. Она появилась в IVдо н.э. в трудах Аристотеля: «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях». Все эти труды были объединены последователями Аристотеля в «Органон» (орудии или инструмент познания). В «Органоне» был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы (предпосылки возникновения) логики.

Первая проблема – проблема построения теории правильных рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантированно получать истинные заключения.

Второй круг проблем – логико-семиотические проблемы. Это все, что связано с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. Также это проблемы, связанные с установлением смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов.

Третья проблема – логико-методологическая. Сюда относятся: выработка правил осуществления таких познавательных процедур, как определение, классификация, объяснение, аналогия и др. Также здесь решается задача организации систем знания – научных теорий, например.

Четвертая группа проблем – метатеоретические. Это рассмотрение таких свойств, которые могут быть присущи различным логическим теориям, как-то вопросы их непротиворечивости, полноты и др.

То есть логика была создана, чтобы аргументировать любые явления, которые происходят в мире. Логика – наука, которая следит за рассуждениями. Именно она делит их на истинные и ложные. Логика создана для того, чтобы контролировать наше мышление.

Логика и софистика

Кроме всего перечисленного еще 1 важной причиной создания логики была софистика.

Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V - 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.

Но со временем значение термина «софист» изменилось. Теперь софисты не стремились добиться истины, а выдавали что угодно, абсолютно любой тезис за истину, используя апелляции и уловки языка. То есть, владея языком, софист мог достичь чего угодно.

Логика, в свою очередь, стремится к адекватному познанию мира. С помощью логики мы получаем адекватные, обоснованные знания о мире.

Таким образом, можно сказать, что логика является контрмерой против софистики.

Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия, которые породили человеческую, общественную, культурную потребность в данной системе знания.

YIII-III вв. до нашей эры. Совершенно удивительное время в истории человечества. В этот период почти одновременно и независимо друг от друга в ряде регионов планеты (Греция, Индия, Китай) происходят своего рода интеллектуальные революции, в ходе которых возникают масштабные и яркие философские системы, во многом определившие характер развития ведущих культур современности.

Существует немало версий относительно причин такого яркого интеллектуального всплеска.

В курсе философии или культурологии Вы можете познакомиться с концепцией "осевого времени" Карла Ясперса, с теорией "вызовов-ответов" Арнольда Тойнби, с пассионарной моделью истории Льва Николаевича Гумилёва, с формационным учением Карла Маркса, в которых даются различные оригинальные объяснения данного периода.

Одним из ярких последствий интеллектуальных революций рассматриваемого нами периода было создание в Китае, Индии и Греции стройных систем логического знания. Наиболее совершенной из них оказалась логика, разработанная эллинами.

Обратимся теперь к истории Древней Греции или Эллады. При изучении самых разных дисциплин Вы часто будете обращаться к культуре этого региона, который принято считать "колыбелью современной цивилизации".

Итак, общепризнанно, что логика как наука появилась примерно 2300 лет назад в древней Греции. Отцом её является Аристотель.

Для народов Древней Греции это был сложный период перехода от одного типа культуры и форм общественной и государственной жизни в рамках Микенской монархии к качественно иному способу их социально-культурного, политического и духовного бытия.

Монархия рухнула. Старые формы регламентации общественной жизни больше не удовлетворяли людей. Традиционная мифология, авторитетом олимпийских богов освящавшая социальные формы земной жизни людей, не соответствовала интересам развития Эллады.

Новые, очень динамичные социальные группы населения (купцы, ремесленники, земледельцы, мореплаватели) всё больше испытывали потребность в научных знаниях, в новой системе образования, в новой философии и идеологии, в новых политической и правовой системах, в новой морали. Образ жизни тех новых слоёв населения, от деятельности которых зависело в полной мере будущее греческих городов-полисов и всей греческой цивилизации, нуждался в оправдании, объяснении, освящении, понимании.

Духовное и интеллектуальное поле для новых знаний и ценностей "расчистили" греческие софисты - учителя "мудрости", всеми возможными способами разрушавшие господствовавшие в то время системы ценностей. Историческая миссия софистов заключалась в максимальном раскрепощении творческого потенциала греческого общества. Они её выполнили, насколько им позволяли уровень культуры, науки и экономики того периода.

Но софисты очень преуспели и в своей разрушительной работе. Их скептицизм и релятивизм всё больше вырождался в крайне неприятный и опасный для существования общества голый субъективизм и цинизм. Вы это прекрасно можете почувствовать по тем исходным принципам, которыми руководствовались многие софисты: "всё истинно, что ты считаешь истинным", "всё ложно, что ты считаешь ложным", "всё дозволено".

Когда греческое общество начало осознавать, что уничтожается не только то в его культуре, что мешает дальнейшему поступательному развитию, но и сами глубинные основы нравственного и интеллектуального бытия, оно выдвинуло из своих недр выдающихся мыслителей, которые не только смогли защитить эллинскую культуру и науку, но и обеспечить ей динамичное развитие на многие века, а также всемирно-историческое признание в будущем.

В первом ряду этих мыслителей стоят, безусловно, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Именно им принадлежит огромная заслуга в изучении языка и мышления, в определении основ, законов и основных приемлемых правил нормального мышления и языковых средств его выражения, в выявлении и критике многочисленных ошибок и сознательных нарушений правил грамотного человеческого мышления.

Разумеется, потребность в борьбе с софистами, весьма произвольно использовавшими речевые средства для достижения своих целей, была пусть и важной, но далеко не единственной предпосылкой создания логики как науки о правильном мышлении.

Второй такой предпосылкой была, безусловно, объективная и субъективная потребность многих эллинов в овладении "божественным даром" - красноречием, настоящим ораторским искусством, крайне необходимым для открытой и активной политической и парламентской деятельности свободных граждан. Тем искусством, о владельце которого величайший римский оратор и учёный Цицерон (106-43 гг. до н.э.) скажет впоследствии: "Он может безопасно пребывать даже среди вооружённых врагов, ограждённый не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела".

Третья предпосылка: помимо политических и торжественных речей развитию красноречия способствовало множество, разнообразие и значительность судебных дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы. Логика и возникла как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей, понять, в чём заключается её источник, на чём она основывается.

Четвёртой такой предпосылкой было бурное развитие различных наук и прежде всего математических дисциплин. Научное познание предполагает наличие строгого, максимально формализованного языка, построенного по устоявшимся, проверенным, испытанным правилам.

Логика возникла и как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Пятой (а по значимости, может быть, и главной) предпосылкой была острая потребность в выработке новых норм нравственности и права, посредством которых можно было бы организовать на новых принципах жизнь населения как внутри греческих полисов (городов-государств), так и на межгосударственном уровне.

Осуществляется это обычно так: разрабатываются и обосновываются высшие или основополагающие ценности, а затем из них по определённым правилам выводятся иерархически построенные системы норм, предписаний, запретов.

Разработку фундаментальных идей и ценностей осуществляет философия. А разработку и шлифовку правил вывода призвана была выполнить новая наука - логика.

Логика, по существу, и является наукой о выводном знании или, точнее, наукой о формах и правилах выведения нового знания.