Асмолов психология личности культурно историческое понимание. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. К уровням методологии науки

В учебнике психология личности предстает как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. С привлечением разрозненных ранее фактов из эволюционной биологии, культурной антропологии, истории, социологии, филологии и медицины обсуждаются вопросы о происхождении человека, норме и патологии личности, социальных программах поведения, роли конфликтов и взаимопомощи в развитии личности, мотивации личности и поиске человеком смысла существования.

Для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов, а также специалистов пограничных областей человекознания, желающих расширить горизонты своего сознания.

3-е издание, исправленное и дополненное.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека" Асмолов Александр бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Книги:

  • Асмолов А.Г. Деятельность и установка (1979)
  • Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.
  • Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002 - 480 с.
  • Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 - 528 с.
  • Асмолов А.Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования №1, 2008 С.65-86
  • Asmolov A.G. Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Статьи:

  1. Асмолов А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности // Вопросы психологии. 1980. №3
  2. Асмолов А.Г. Диспозиционная структура регуляции социального поведения личности: от гипотезы к концепции // Вопросы психологии. 1980. №3
  3. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. №2
  4. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983 №3
  5. Асмолов А.Г. , Величковский Б. М. Проблемы преподавания психологии для непсихологов // Вопросы психологии. 1984.№3
  6. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 1986. №1
  7. Асмолов А.Г. Непройденный путь; от культуры полезности - к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. №5
  8. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г. , Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное повеление // Вопросы психологии. 1991. №2
  9. Асмолов А.Г. , Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. №1
  10. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. №6
  11. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. №1
  12. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение // Вопросы психологии. 1999. №4
  13. Асмолов А.Г. Полифония личности А.Р. Лурия и гамбургский счет в психологии // Вопросы психологии. 2002. №4
  14. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. №4
  15. Асмолов А.Г. Вперед к Д. Б. Эльконину: неклассическая психология будущего // Вопросы психологии. 2004. №1
  16. Асмолов А.Г. Назад - к методологии психологии // Вопросы психологии. 2004. №3
  17. Асмолов А.Г., Цветков А.В. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. №1
  18. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Познавательный эгоцентризм как механизм социального поведения личности // Вопросы психологии. 2006. №2
  19. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. №4
  20. Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. 2008. №5
  21. Асмолов А.Г. , Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. №3

С этим автором также ищут:

А.Г. Асмолов - Психология индивидуальности

Биография

Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972-1981), доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1981-1988). Кандидат психологических наук (1976), доктор психологических наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Заведующий кафедрой психологии личности. Главный психолог Гособразования СССР (1988-1992 гг.); зам. и первый зам.министра образования России (1992-1998); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); вице-президент Российского Общества Психологов (с 2000 г.), член-корр. Российской академии образования (с 1995 г.) академик Российской академии образования (с 2008 г.), зам.председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАК"а; главный редактор журнала "Педология" (1999-2004), гл.редактор журнала "Век толерантности", член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов, член Общественного совета Российского еврейского конгресса, Член президиума Российского еврейского конгресса, член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005). Награждён почетными значками Гособразования СССР, Минобразования Российской Федерации, медалью К. Д. Ушинского, золотой медалью Российской академии образования, лауреат Национального психологического конкурса "Золотая психея". А. Г. Асмоловым опубликовано свыше 330 научных работ.

Интересные факты:

    участвовал в разработке программы "Что, где, когда"

Научная деятельность

Область научных интересов: общая психология, психология личности, методология психологии, культурная антропология, историческая психология, этнопсихология, практическая психология образования.

Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности» (1996). В работе реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия.

Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, её предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности.

Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.).

Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.«Народ хочет знать»

А. Асмолов рассказал, как бороться с ущемлением прав детей в России в ходе круглого стола в РИА Новости .

«Российское образование в опасности?»

Академик А.Г. Асмолов о дополнительном образовании

Информационно-образовательные программы для детей

Детство как стратегический ресурс развития общества

"Психология в психозойскую эру..."

"Стратегия социокультурной модернизации образования в России"

Выступление А.Г. Асмолова на открытии V съезда РПО

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.7-78
  2. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.387-391
  3. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 7-182
  4. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. М., 2004. С.69-239
  5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-179
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.72-113, 117-143
  7. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2001. С. 17-146, 227-252

Дополнительная литература:

1. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.24-43

2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.14-35

3. Новиков В.В. Социальная психология. М., 2003. С.108-122

4. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.7-44

5. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.14-33

6. Социальная психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.70-76

7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999. С.135-147

8. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Под.ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1996. С.16-478

Тема: Зависимость человека от социальной среды

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- рассмотрят механизмы зависимости человека от социума

Научаться дифференцировать положительные и отрицательные аспекты зависимости в регуляции социального поведения личности

Приобретут навыки участия в групповой дискуссии

Ход работы: студенты выполняют доклады по предложенным ниже темам. Затем проводится групповая дискуссия-обсуждение по изложенному материалу.

Темы докладов

1. Социальные потребности и социальная мотивация

2. Конформизм и индивидуализм.

3. Бегство от свободы

4. Социализация: основные направления исследований

5. Социальное влияние

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2002. С.42-328

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С.180-220, 256-276

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. С.345-365, 391-404

4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.98-135, 194-209

5. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001. С.10-154

6. Духовный кризис /Под.ред. Грофа С., Гроф К. М., 2000. С.19-233

7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. С.89-109, 115-183

9. Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1994. С.284-285, 390-427



10. Пайнс Э., Маслач К Практикум по социальной психоло­гии. СПб., 2000. С.46-105, 140-240, 282-484

11. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.237-307, 365-448

  1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.122-196

Дополнительная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991

2. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. СПб., 2003. С.261-397

3. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.275-428

6. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983

7. Орлов А.Б.Личность и сущность // Вопросы психологии,
1995. №2

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-225

9. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.123-242

10. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.82-84

11. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999. С.177-196, 282-292

12. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. С.316-346, 540-614

ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.410-421

Раздел II. Социально-психологические аспекты социализации индивида

Тема: Социальная ситуация развития и проблемы адаптации

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- проанализируют этапы социализации как процесса последовательной адаптации личности в социальных ситуациях и развития в них

- овладеют навыками комплексного анализа социально-психологической адаптации человека в различных социальных и возрастных ситуациях

Ход работы: студенты разбиваются на группы и готовят ответ на один из вопросов для обсуждения. Каждая группа делает устный доклад, после чего проводится фронтальный опрос по теме семинара.

Вопросы для обсуждения

1. Как происходит расширение социальной ситуации развития
в онтогенезе?



2. Что значит «быть адаптированным» в социальной среде,
обществе, культуре?

3. Покажите динамику микро- и макросоциализации. Почему
подростковая субкультура не является макросредой?

4. Объясните смысл китайского выражения: «42 года - возраст,
в котором становишься мудрым».

5.Почему К.Г.Юнг считал, что к 56-ти годам человек «должен
освободиться из плена социального Я»?

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С.227-255

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.26-113, 238-259

3. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.391-424

5. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 7-182

6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.14-35, 62-100

  1. Психология человека от рождения до смерти /Под.ред. Реана А.А. М., 2002. С.20-92

8. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.145-236, 308-364

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.39-385

10. Социальная психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.349-377

  1. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.25-51, 110-133, 163-206, 216-235, 248-260, 280-291, 315-322, 334-353, 379-392, 416-420, 481-501, 514-520, 533-547

12. Шибутани Т. Социальная психология Ростов н/Дону, 1998. С.396-507

Дополнительная литература:

1. Алмазов Б.Н. Очерки клинической психологии. Екатеринбург, 2006. С.33-99, 138-165

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2007. С.274-287

3. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.48-69, 277-387

4. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2003. С.136-151

Асмолов Александр Григорьевич родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психологических наук, доктор психологических наук. Профессор. Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Главный психолог Гособразования СССР (1988-1992 гг.); зам. министра образования России (с 1992 г.); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); член президиума Российского Общества Психологов (с 1996 г.), член-корреспондент Российской Академии Образования (с 1995 г.); член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов; награжден почетными значками Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации; заведующий кафедрой психологии личности.

Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология. Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности». На факультете психологии МГУ А.Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Александр Григорьевич опубликовано свыше 140 научных работ, среди них основные научные труды: «Личность как предмет психологического исследования», «Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов», «Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе», «Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов», «Культурно-историческая психология и конструирование миров».

Книги (4)

Культурно-историческая психология и конструирование миров

В данную книгу избранных трудов известного психолога вошли его работы, посвященные разработке методологии современной психологии, а также использованию возможностей психологии в социальном реформировании реальности.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

На пути к толерантному сознанию

Книга содержит конкретные методические разработки и программы, направленные на формирование у учеников средней школы установок толерантного сознания - терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Впервой части книги даны программы специальных курсов учебных занятий в школе. Вторая часть представляет собой методическое руководство по организации и проведению тренинга толерантности. В ней изложен тематический план и подробный сценарий занятий.

По ту сторону сознания

По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии

Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической методологии анализа реальности бессознательного, деятельности, психических процессов, личности и невербальной коммуникации. Адресуется психологам, философам, всем тем, кого интересует методология познания истории, общества и человека.

Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека

Александр Григорьевич Асмолов

Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека

Быть может, прежде губ родился шепот,

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящаем опыт,

До опыта приобрели черты.

Осип Мандельштам

Никому не рассказывайте своих снов.

Вдруг к власти придут фрейдисты.

Станислав Ежи Лец

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

Глава 2 Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности 2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности.Достаточно очевидным является тот факт, что способы скрытого принуждения людей широко и публично, как правило, не освещались. Поэтому

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

Психология формирования и развития личности. Л. И. Анциферова Развитие личности – это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики,

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

Движущие силы и условия развития личности. А. Г. Асмолов Данная А. Н. Леонтьевым (1983) характеристика предмета психологии личности представляет собой пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную картину системной детерминации развития личности.

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора

51 СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Социальная психология (СП) – отрасль психологии, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, что обусловливается их вхождением в социальные группы, включая психологические характеристики самих

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

§ 2. Три теории культурно-психологического развития Первая задача, которая встает при подходе к проблеме исторического развития человека, заключается в том, чтобы определить своеобразие того процесса развития, с которым мы встречаемся в этом случае. В психологии были

Из книги Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря автора Кашкаров Андрей Петрович

Мир Александра Лурии и культурно-историческая психология В своем небольшом выступлении я постараюсь кратко коснуться тех моментов, которые, как мне кажется, характеризуют личность Александра Романовича Лурии. Когда мы говорим об Александре Романовиче Лурии, то

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Александр Асмолов: «Психоанализ самого себя, или Откровенный разговор о мотивах построения учебника “Психология личности”» Передо мной полемическая интеллигентная статья мастера методологии науки Вадима Розина «Возможно ли целостное изучение личности?». В этой

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1.7. Углубленное понимание личностного интереса ребенка как наиболее детерминирующего фактора развития гармоничной личности В педагогических вузах и в частности в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) традиционно и целесообразно ведутся научные изыскания по теме

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Историческое развитие сознания у человека Проблема антропогенеза Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги автора

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и