Методы патопсихологической диагностики восприятия. Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс Научно - познавательное

Научно - познавательное

Пояснительная

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Занятия ориентированы на интересы и возможности детей, предполагают максимальную гибкость содержания. Содержание занятий отобрано исходя из потребностей изучения тем по обязательной программе по предметам, с учетом особенностей познавательных интересов и возможностей детей. Поэтому структуру программы представляют три блока: блок по развитию кругозора (русский язык , математика, окружающий мир, литературное чтение), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию творческого потенциала личности ребенка. На занятиях дети приобретают мыслительные и исследовательские умения. Дети учатся:

    анализировать сравнивать рассматривать проблему с разных сторон доказывать проверять вести диалог работать в малых группах, парах составлять план собирать информацию

В первый год развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, творчества проходило преимущественно в игровой деятельности детей. Игра – основной вид деятельности детей первого года обучения в школе.

В дальнейшем занятия направлены на развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой . Учащиеся привлекаются к исследовательской, творческой и проектной деятельности . Формируется аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Цели работы

    создание благоприятных условий для развития детей в интересах личности, общества и государства;

· выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления.

Задачи

· предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу:

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности:

· установление сотрудничество детей, родителей и педагога в развитии творческих способностей учащихся.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

1 год

Диагностика восприятия у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития слухового восприятия, внимания, памяти, восприятия пространства, координации движений.
    Методика «Совмещение вырезов»

Диагностика внимания у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития внимания, быстроты реакции, ориентационных способностей, зрительно-моторной координации у младших школьников.

Игры «У кого мяч?», «Нос, пол, потолок», «Лесные игры», «Волшебное слово», «Буква заблудилась», «Закончи рисунок», «Соедини точки» и др.

    Методики «Треугольник», «Найди и вычеркни»

Диагностика памяти у детей 7-8 лет.

    Подвижные игры и упражнения для развития памяти, внимания, совершенствования двигательной, моторной памяти у детей 7-8 лет.

Игры «Скопируй позу», «Отгадай и запиши», «Вернись на место», «Продолжи закономерность», «Запомни и повтори» и др.

    Методика «10 слов»

Диагностика мышления у младших школьников

    Подвижные игры и упражнения для развития мышления у младших школьников.

Игры «Рыбы, птицы, звери», «Веселая олимпиада», «Существительное, прилагательное, глагол», «Буквы, цифры, слова – невидимки», «Успей хлопнуть!», «Грамматическая арифметика», «Вставь заплатку» и др.

Методика «Матрица Равенна»

Диагностика воображения

    Подвижные игры и упражнения для развития воображения, логического мышления, выразительности движений

Игры «Угадай», «Представь себе», «Замри», «Придумай и покажи», «Классный театр», «Мохнатая азбука» и др.

    Методика «Предложения»

Тренировочные занятия по включению детей в исследовательскую деятельность .

Темы занятий:

    «Секреты русского языка», (шарады, кроссворды, метаграммы) «Мир чисел» (установи закономерность, числовые головоломки).

Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты. Математические игры

· «Мир фантазии». Придумывание историй.

· «Тайна растений» Викторины по окружающему миру

Олимпиада эрудитов

Самостоятельные учебные исследования

Темы исследований:

    «Лексика и фразеология», «Речевое творчество». Палиндромы. Чайнворды. Ребусы. «В мире задач». Группирование по одному и нескольким признакам. Экология. В мире животных. Сказочные дебри. Придумывание сказок.
    Мир линий. Долина знаков

· Лексика и фразеология .

    Я – частичка природы
    Веселая грамматика Прибаутки, потешки, побасенки

Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты:

    Здоровье Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Классификация по одному и более признакам. Сравнение предметов (сходство и отличие)

Исследовательская практика.

· Как устроены слова.

· Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей).

· Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами.

· Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение.

Интеллектуальный марафон

Исследовательская практика.

· Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни.

· Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты.

· Выражение. Построение сообщения по алгоритму.

Фантастические исследования

· Если бы …

Наблюдения, эксперименты, исследования

· Детское словотворчество.

· Способность рассуждать.

Оформление мультимедийных презентаций

Защита проектов и исследований

Интеллектуальный марафон

Технологические основы выполнения и анализа интегрированных работ

· Способность комбинировать.

· Способность анализировать.

· Речевое творчество. Мир фантазии.

· Тренинг мышления и памяти.

· Тренинг внимания.

· Детское творчество

Ожидаемый результат

Выпускник начальной школы, обладающий

· устойчивым вниманием,

· развитым воображением,

· способностью исследовать и анализировать информацию,


Патопсихологическая диагностика нарушения восприятия включает методы исследования иллюзий и галлюцинаций, методы диагностики нарушений зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного и кинестетического восприятия, а также восприятия пространства.
Методы исследования иллюзий и галлюцинаций
Исследование сенсорной возбудимости. Оно включает предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Далее предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.
Пробы Ашафенбурга. Испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.
Пробы Рейхардта. Испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.
Пробы Липмана. После надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.
Анализ нарушений восприятия в жалобах больного и его поведении во время беседы и других мероприятиях.
Диагностика нарушений зрительного восприятия
Пробы на узнавание реальных трехмерных объектов.
Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.
Пробы на узнавание незавершенных объектов.
Пробы на узнавание контурных изображений.
Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.
Пробы на узнавание конфликтных изображений.
Методика "Вырезы". На таблице сверху изображены фигуры с вырезами, а внизу на второй ее половине фигуры с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами.
Методика "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом, таким тестом «всеобщего интеллекта», к которым относят, например, шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания и восприятия.
Проективная методика ТАТ. Прямо или косвенно с ее помощью можно выявить и нарушения зрительного восприятия, дефекты смыслового восприятия.
Диагностика нарушений слухового восприятия
Пробы на узнавание мелодий.
Пробы на узнавание бытовых шумов.
Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.
Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятия
Пробы на узнавание объектов на ощупь.
Оценка позы и положения тела.
Пробы на воспроизведение позы пальцев.
Диагностика нарушения восприятия пространства
Пробы на ориентировку в правом и левом.
Пробы на ориентировку в помещениях.
Пробы на ориентировку в городе.
Пробы на ориентировку в географических картах.
Пробы на ориентировку в схемах и чертежах.
Методика "Компасы". На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.

Другие новости по теме.

Патопсихологическая диагностика нарушения восприятия включает методы исследования иллюзий и галлюцинаций, методы диагностики нарушений зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного и кинестетического восприятия, а также восприятия пространства.

Методы исследования иллюзий и галлюцинаций

Исследование сенсорной возбудимости. Оно включает предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Далее предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.

Пробы Ашафенбурга. Испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.

Пробы Рейхардта. Испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.

Пробы Липмана. После надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.

Анализ нарушений восприятия в жалобах больного и его поведении во время беседы и других мероприятиях.

Диагностика нарушений зрительного восприятия

Пробы на узнавание реальных трехмерных объектов.

Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.

Пробы на узнавание незавершенных объектов.

Пробы на узнавание контурных изображений.

Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.

Пробы на узнавание конфликтных изображений.

Методика "Вырезы". На таблице сверху изображены фигуры с вырезами, а внизу на второй ее половине фигуры с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами.

Методика "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом, таким тестом «всеобщего интеллекта», к которым относят, например, шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания и восприятия.

Проективная методика ТАТ. Прямо или косвенно с ее помощью можно выявить и нарушения зрительного восприятия, дефекты смыслового восприятия.

Диагностика нарушений слухового восприятия

Пробы на узнавание мелодий.

Пробы на узнавание бытовых шумов.

Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.

Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятия

Пробы на узнавание объектов на ощупь.

Оценка позы и положения тела.

Пробы на воспроизведение позы пальцев.

Диагностика нарушения восприятия пространства

Пробы на ориентировку в правом и левом.

Пробы на ориентировку в помещениях.

Пробы на ориентировку в городе.

Пробы на ориентировку в географических картах.

Пробы на ориентировку в схемах и чертежах.

Методика "Компасы". На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.

Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

Андронникова Е.А. Заика Е.В

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

УДК 159.9(37+52+53) ББК 88.3 К 88

Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов./Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с.

ISBN 978-966-2411-02-7

Печатается по решению ученого совета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.

В данном пособии приведены основные методы исследования и диагностики восприятия, внимания и памяти. В него включены как классические, так и современные методы. Приводятся процедуры исследования, экспериментальный материал, инструкции испытуемым, способы фиксации и обработки данных. Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и для практических психологов, работающих в области общей, возрастной, педагогической, медицинской и инженерной психологии.

Рецензенты:

Дусавицкий А.К. - д.психол.н., проф. кафедры психологии Харьк. нац. ун-та им. В. Н. Каразина Кузнецов Н.А. - д.психол.н., проф. кафедры практич. психол. Харьк. нац. пед. ун-та им. Г.С. Сковороды

Репкина Г.В. – канд.психол.н, доц., г. Луганск

РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.....................................................

Общие методы исследования восприятия.............................................................................

Методика изучения ведущей сенсорной системы человека......................................................

Методика изучения линейного глазомера...................................................................................

Методика изучения наблюдательности (перцептивного внимания) ........................................

Методика изучения восприятия пространственных признаков «Компасы» .........................

Методика «Совмещение вырезов».............................................................................................

Нейропсихологические методы исследования восприятия.............................................

Зрительный гнозис.......................................................................................................................

Акустический гнозис...................................................................................................................

Соматосенсорный гнозис............................................................................................................

Патопсихологические методы исследования восприятия...............................................

Детские методы исследования восприятия.........................................................................

Методика «Эталоны» ..................................................................................................................

Методика «Перцептивное моделирование»..............................................................................

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках» ................................................................

РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ.......................................................

Общие методические указания по психодиагностике внимания...................................

Исследование объема внимания............................................................................................

Методика исследования объема внимания при восприятии простейших объектов.............

Исследование переключаемости внимания........................................................................

Методика « Таблицы Шульте»....................................................................................................

Методика Горбова «Красно-черная таблица» ..........................................................................

Методика « Черно-красная таблица Горбова-Шульте» ............................................................

Исследование избирательности внимания.........................................................................

Методика Мюнстерберга............................................................................................................

Методика Торндайка...................................................................................................................

Исследование устойчивости внимания...............................................................................

Методика счет по Э. Крепелину.................................................................................................

Методика Умственная работоспособность по Э. Крепелину без бланков...........................

Методика «Найди и вычеркни»..................................................................................................

Методика «Переплетенные линии Рея» ....................................................................................

Исследование концентрации внимания..............................................................................

Методика корректурная проба Бурдона....................................................................................

Методика корректурная проба Бурдона-Анфимова.................................................................

Методика корректурная проба Ландольта................................................................................

Методика корректурная таблица Бентона.................................................................................

2.7 Исследование способностей распределения внимания.....................................................

Методика отыскания чисел........................................................................................................

Методика отсчитывание по Блейхеру.......................................................................................

РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ..............................................................

3.1 Общие методические указания по психодиагностике памяти........................................

3.2 Классические методы исследования памяти......................................................................

Метод однократного предъявления...........................................................................................

Метод фиксированного числа предъявлений...........................................................................

Метод заучивания........................................................................................................................

Метод уравнивания.....................................................................................................................

Метод узнавания..........................................................................................................................

Метод сбережения.......................................................................................................................

Метод парных ассоциаций..........................................................................................................

Метод антиципации.....................................................................................................................

Метод реконструкции.................................................................................................................

Метод измерения объема кратковременной памяти................................................................

Дополнение к разделу классические методы исследования памяти...................................

Первичная диагностика развития памяти..............................................................................

3.3 Методы исследования произвольной и непроизвольной памяти................................

Методика определения объема кратковременной памяти.....................................................

Методика исследования оперативной памяти........................................................................

Методика заучивания цифр......................................................................................................

методика исследования слуховой оперативной памяти на числа.........................................

Методика заучивание 10 слов..................................................................................................

Методика исследования зрительной и слуховой памяти......................................................

Методика исследования динамики процесса заучивания. ....................................................

Методика иссл. непроизвольного запоминания и условий его продуктивности................

Методика иссл. продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания...........

Методика иссл. непосредственного и опосредованного запоминания. ...............................

Методика сравнения процессов активного воспроизведения и узнавания. ........................

Методика «Двойная стимуляция со свободным выбором»...................................................

Методика исследования ассоциативной памяти...................................................................

Методика исследования опосредованного запоминания «Пиктограмма»...........................

Методика целенаправленный анализ числового ряда............................................................

Методика исследования памяти с помощью текстов.............................................................

Методика исследования зависимости запоминания от установки личности. .....................

Методика «Предъявление организованных последовательностей».....................................

Методика «Составление связного текста из отдельных высказываний».............................

Методика «Упорядочивание геометрических фигур»...........................................................

Методика «Предъявление сходных фигур вперемежку» ......................................................

Методика «Придумывание арифметических задач»..............................................................

Методика «Варьирование задач на раскладку карточек»......................................................

Методика «Варьирование принципов выбора слов» .............................................................

Методика «Накладывание фигурок на схему» ......................................................................

Литература....................................................................................................................................

РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии отощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное,слуховое, осязательное,вкусовое иобонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, иликинестетические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестетические ощущения, сопровождающиедвижения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использованиеречи. За счет словесного обозначения возникает возможностьабстрагирования иобобщения свойств предметов.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность,константность,категориальность,апперцепция.

Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

Приведенные методы диагностики восприятия делятся по разделам: общие методы диагностики восприятия, нейропсихологические методы, патопсихологические методы и детские методы диагностики восприятия .

1.1 Общие методы исследования восприятия

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей

сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал

восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет

большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи

информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения,

совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.

Для определения

ведущей сенсорной

применяется

методика

«Ведущий

чувств» (ВОЧ),

предложенная польскими

психологами

(перевод Ефремцевой) .

Оборудование. Испытуемым предлагается стандартный бланк с

вопросами (табл. 1).

Инструкция испытуемым. Внимательно прочитайте вопросы и в

опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.

Обработка и интерпретация данных. Подсчитайте результаты,

начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.

Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов,

определяет ведущую сенсорную систему.

Таблица 1. Бланк методики "Ведущий орган чувств"

1. Люблю наблюдать за

длительной

37. У меня неплохая

облаками и звездами

старую мелодию, ко мне

стереоаппаратура

возвращается прошлое

прихожу в себя

Часто напеваю себе

потихоньку

время еды

мне говорит о человеке

такт ногой

3. Не признаю моду,

поговорить

значение

39. На отдыхе люблю

которая неудобна

по телефону

одеваться у

осматривать

памятники

архитектуры

28. Люблю потягиваться,

склонность к полноте

расправлять конечности,

беспорядок

разминаться

В автомашине

Предпочитаю

синтетических

значение

который кто-то читает,

постель для меня мука

6. Узнаю по шагам, кто

плохого дня

вошел в помещение

организм

удобную обувь

атмосфера

напряжении

помещении

от освещения

развлекает

смотреть

подражание диалектам

фотографирую

теле- и видеофильмы

концерты

Внешнему

20. Долго помню, что

32. Узнаю когда-либо

серьезное

приятели

виденные

значение

или знакомые

через годы

говорит о

личности

нравится

21. Легко отдать деньги

Люблю ходить под

45. Охотно посещаю

принимать массаж

за цветы, потому что они

дождем, когда

галереи и выставки

украшают жизнь

стучат по зонтику

22. Вечером люблю

46. Серьезная

свободное

принять горячую ванну

когда говорят

дискуссия

люблю наблюдать

интересно

23. Стараюсь записывать

заниматься

чувствую,

свои личные дела

подвижным спортом или

прикосновение

наслаждаюсь

выполнять

какие-либо

движением

двигательные

значительно

упражнения,

чем словами

потанцевать

24. Часто разговариваю с

Когда близко тикает

48. В шуме не могу

витрине, знаю, что мне

будильник,

сосредоточиться

будет в ней хорошо

Ключ для обработки результатов

Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ГЛАЗОМЕРА

Оснащение. Стандартный лист бумаги, на котором нарисованы два отрезка 1 - 108 мм, 2 - 150 мм; 3 - прямая, ограниченная слева; 4 - прямоугольная ось ординат длиной 126 мм и отрезок - 21 мм; 5 - окружность диаметром 30 мм (размеры испытуемому не сообщаются). Объекты расположены таким образом, чтобы начало каждого отрезка находилось в различных точках листа (рис. 1, уменьшенный в 3 раза). Линейка.

Рис.1 Материал для изучения линейного глазомера.

Инструкция испытуемому. Вам необходимо выполнить, не используя линейку, следующие задания:

1. Разделить первый отрезок на 4 равные части.

2. Разделить второй отрезок на 3 равные части.

3. Отметить от точки вправо отрезок длиной 45 мм.

4. Отложить по осям ординат отрезки, равные по длине расположенному

в правой нижней части листа.

5. Поставить точку в центре круга.

Обработка результатов: Измерьте величину ошибок (отклонений от заданных параметров в мм). Вычислите суммарную величину ошибок в мм, которая является показателем успешности. Проведите сравнительный анализ

успешности (точности линейного глазомера) у студентов группы. Для этого необходимо составить таблицу всех показателей, вычислить среднее значение по группе .

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ (ПЕРЦЕПТИВНОГО ВНИМАНИЯ)

Перцептивное внимание заключается в умении быстро и точно заметить, выделить существенные детали объекта, окружения, внешнего облика человека. Это свойство является очень важным для врачей, психологов, всех работающих с людьми. В специальных исследованиях была установлена прямая корреляционная зависимость успешности перцептивного внимания и успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Самым непосредственным образом перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога. Как правило, для изучения перцептивного внимания испытуемым предлагают картинки с недостающими деталями и просят в ограниченное время определить, каких деталей не достает; либо предъявляют два одинаковых рисунка, отличающихся отдельными элементами. Мы предлагаем второй вариант.

Оснащение. 2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 2), секундомер.Инструкция испытуемому. Внимательно рассмотрите картинки и

назовите все замеченные несоответствия. Для того, чтобы сделать работу более динамичной, можно ограничить время, например - 20 или 30 с.

Обработка результатов. Показателем наблюдательности является количество элементов, правильно названных испытуемым.

Рис. 2. Картинка для изучения наблюдательности.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ «КОМПАСЫ»

Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора.

Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

Время выполнения задачи - 5 мин.

Инструкция: ―Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 5 мин. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали! ... Стоп!‖

Обработка результатов

Результаты обследования обрабатываются по ключу. Определяются следующие показатели:

общее число просмотренных компасов - производительность (Р);

время выполнения задания (Т);

число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п);

относительная частота неправильных ответов (п/Р);

скорость работы (комп./мин)

Оценка выводится по таблице 2.

Восприятие – целостное отражение действительности (предметов, ситуаций событий и явлений), возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участнику или моменту объективной действительности. Восприятие не только связано с действием, с деятельностью, - и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие - это форма познания действительности.

Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тот час же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, содержание-свойства, признаки которого, выявленные общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающегося его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности. Рассмотрим далее такие характеристики восприятия как восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

На рубеже 18-19 веков этой проблематике уделялось очень много внимания исследователей. Все взгляды на проблему восприятия можно" свести к двум основным: позиция нативистов и позиция генетистов. Первые говорили о врожденном восприятии пространства (врожденность аппаратов для восприятия), вторые утверждали, что восприятие пространства является продуктом развития, личностного опыта. Добавить авторов (Кто именно?)

Восприятие пространства является сложным образованием, в котором в тесном единстве сплетаются разнородные компоненты. В нем нужно различать протяженность и собственно пространство. Протяженность - это внеположность, которая дана непосредственно, первично, вместе с чувственными качествами ощущений. И уже далее в результате более или менее длительного развития формируется восприятие пространства, в котором получают все более дифференцированное и адекватное отражение реальные пространственные свойства и отношения предметов.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположен­ного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.

Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемыенистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия пространства.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект . При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства. (Раскрыть понятия)

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие - влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий.

Так сложный комплекс приборов, который лежит в основе восприятия пространства, требует, естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов. (Раскрыть понятие анализатора)

Восприятие величины связано с глазомером, т.е. способностью сравнивать пространственные формы, расположен­ные в 3-х измерениях.

Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения. Существенную роль в константности восприятия формы играют прошлый опыт и представления. В восприятии трехмерной формы существенную роль играют глубинные ощущения.

Эксперименты. Очень показательны эксперименты Эймса по изучению восприятия пространства. Например, знаменитая комната Эймса и эксперимент на восприятие глубины. Испытуемый смотрит одним глазом через отверстие на комнату. Ему предлагается через другое отверстие дотронуться с помощью длинной указки до дальнего правого угла потолка. Он не может дотянуться. Затем до дальнего левого угла потолка: на сей раз угол к его удивлению оказывается слишком близко, нежели он предполагал. Это происходит потому, что он смотрит одним глазом.

Рассмотрим еще два эксперимента. Первый эксперимент с воздушными шарами. Два шара, не полностью надутых, в темноте освещены. Испытуемый смотрит на них с 6 метров. Одновременно мехи резко надувают один шар и сдувают другой. Кажется, что первый шар быстро приближается, а второй - удаляется. Можно вызвать так же впечатление изменения относительного расстояния до шаров, увеличивая освещенность одного из них и уменьшая освещенность другого. Именно увеличение освещенности предмета создает иллюзию его приближения. Почему - не выяснено.

И последний эксперимент. Наблюдатель устанавливал размер светового пятна так, чтобы оно на заданном специальной отметкой расстоянии походило на шарик для настольного тенниса.. во второй серии наблюдатель должен был выполнить аналогичную задачу, приравнивая пятно к бильярдному шару. В обеих сериях размеры пятна оказались точно соответствующими размерам сетчаточных проекций обоих шаров. (Кто поставил эти эксперименты)

Описанные выше исселования приводят к важному обобщению: чем в меньшей степени процесс восприятия детерминируется стимулами, тем менее стабильным он является и тем в большей мере испытывает влияние со стороны факторов, связанных с наблюдателем. Именно это лежит в основе таких факторов как влияние бедности на оценку размеров монеты.

Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Природа этого процесса еще не вполне изучена. Некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. В восприятии движения несомненно значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Осмысливание ситуации на основе косвенных признаков так же играет в восприятии движения большую роль.

Теории движения разбиваются на две группы. Первая выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям (М. Вертгеймер). Согласно этой точке зрения восприятие движения может возникнуть даже в отсутствие предмета, который движется (фи-феномен) – раскрыть стробоскопический эффект .

Наши глаза могут давать информацию о движении двумя разными способами. Когда глаз остается неподвижным, образ движущегося объекта перемещается по рецепторам сетчатки и вызывает в них быстро сменяющиеся сигналы. Когда сам глаз следует за движущимся объектом, его изображение остается неподвижным относительно сетчатки, так что оно не может быть сигналом движения, однако мы все же видим движение. Мы видим мир константным потому, что эти две системы тормозят друг друга во время нормальных движений глаз. Скорость движения может восприниматься независимо от оценки времени.

Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действитель­ности. В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью; 2) собственно восприятие времени. В восприятии времени нужно различать длительность и собственно время. В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения "и торможения. Но восприятие времени обусловлено и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

Небольшие промежутки времени по их истечении обычно более или менее сильно переоцениваются, большие -недооцениваются. Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этотзакон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность.

По мере того, как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается. Роль этого фактора можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется. (Чей закон?) В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких, и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. Одни люди стойко недооценивают время, другие - переоценивают. Характерной особенностью времени является его необратимость. Установление объективного порядка или необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Поскольку время - направленная величина, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений, но и постоянную отправную точку, от которой ведется отсчет. Естественной отправной точкой является настоящее. Но необходимо принять и общую систему координат с постоянной точкой, от которой ведется отсчет посредством постоянных, общих единиц счисления. Эта исходная общая точка может быть фиксирована лишь за пределами субъективного, личного переживания, в историческом процессе определенным историческим событием, от которого ведется летоисчисление.