Интересные факты из жизни луи де фюнеса. Жанна де Фюнес: биография, годы жизни Даниэль де фюнес биография личная жизнь

Луи де Фюнес – великий комедийный талант Франции, который, по сути, уже давно принадлежит всему миру. Яркие образы, созданные этим замечательным актёром, действительно неповторимы. Каждый фильм с участием Фюнеса, наполненный бьющим через край весельем, великолепными трюками и невероятно смешными приключениями его героев, хранит обаяние старого французского кино.

Творчество гениального комика – настолько уникальное явление, что день его рождения считается во Франции национальным праздником.

Хотите почувствовать себя человеком, жизнь которого легка и беззаботна? Тогда чаще смотрите кинокомедии с участием Луи де Фюнеса!

Ранние годы

Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарса родился 31 июля 1914 года в местечке Курбевуа – парижском пригороде, расположенном в 8 км от центра столицы.


Его родители из аристократических семей испанской Севильи в 1904 году приехали во Францию, спасаясь от гнева своих родственников, которые были против бракосочетания влюблённых.

Отец Луи, известный юрист у себя на родине, во Франции стал огранщиком алмазов: нужны были деньги, так как семья росла (Луи был третьим ребёнком), и расходы увеличивались.


Мать вела домашнее хозяйство. Будучи по характеру женщиной темпераментной, она очень живо реагировала на проказы своего любимчика Луи, умевшего смешить её просто до колик.

Возможно, эта неявная, но ощутимая поддержка матери укрепила мальчика в его желании продолжать актёрские «изыскания», которыми он так увлекался, демонстрируя недюжинные артистические способности.

Луи с необычайной точностью имитировал говор окружающих, их походку и привычные жесты, причём копировал не только родных, но и всех, кого видел – молочника, разносчика выпечки, торговцев на базаре или даже идущих мимо прохожих.

Впоследствии мальчика неоднократно будут вызывать в директорский кабинет за постоянное передразнивание преподавателей и воспитателей колледжа-интерната в Куломье, где Луи обучался. Именно в этом учебном заведении юный артист вышел на сцену в роли жандарма – роли, благодаря которой он прославился на весь мир спустя многие годы.


Помимо страсти к актёрству, мальчик с энтузиазмом учился игре на пианино, занимался рисованием, изучал иностранные языки. А уж как он был удачлив на рыбалке, так на берегах Сены другого такого мальчишки-рыболова никто не смог бы найти!

Несмотря на столь разносторонние увлечения, Луи уже в раннем возрасте чётко осознавал, что хочет быть актёром. Он с упоением смотрел кинофильмы с любимым Чарли Чаплином , повторяя ужимки знаменитого комика.


Но сказать правдиво отцу и матери, в чём состоит его жгучее желание, он боялся, так как понимал: родители наложат строгий запрет на подобную карьеру. Поэтому Луи лишь оставалось озорничать в колледже, пародируя учителей и одноклассников. Из-за его забавной внешности друзья называли мальчика ФюФю.

На дальних подступах к карьере

Трудовой путь Луи начался сразу же по окончании школьной учёбы. Юноша хватался за любую работу, чтобы не сидеть на родительской шее. Он был чертёжником и счетоводом, коммивояжёром и чистильщиком обуви, скорняком и курьером.

Вскоре ему повезло: в один из ресторанов района Пигаль потребовался пианист, играющий джаз. Очень быстро Луи завоевал сумасшедшую популярность среди посетителей, которые валом шли в это заведение, чтобы от души повеселиться, наблюдая за гримасами Фюнеса во время игры.


Однако юноша по-прежнему мечтал о карьере актёра, поэтому посещал драматические курсы Рене Симона, в прошлом участника труппы «Комеди Франсэз».

Благодаря этим занятиям Луи Фюнес сумел доказать свой профессионализм некоторым театральным режиссёрам, и его стали брать на небольшие роли.


В 1939 году его было призвали в армию, но через месяц демобилизовали. При своём тщедушном телосложении (Луи весил 55 кг при росте 164 см) он ещё и сильно кашлял. Доктора заподозрили туберкулёз и отправили бойца домой, хотя истинной причиной его худобы и постоянного кашля являлось курение некачественного табака. После освобождения от воинской повинности молодой человек всё равно отдавал свой долг армии как мог: он нередко выступал перед солдатами в военных лагерях.


В скором времени немцы оккупировали Париж. Фюнес, оставшийся в столице, преподавал в музыкальной школе. Чтобы выжить, он также играл и пел по вечерам в ресторанах перед нетрезвыми немцами.

Кинокарьера

Луи де Фюнес, когда окончилась война, был уже 31-летним мужчиной. Все надежды позади? Может быть, для кого-то, менее упорного, – да. Но не для Фюнеса. Он предпринял новые попытки добиться исполнения мечты – и счастье улыбнулось ему: Луи получил эпизодическую роль портье в кинокартине режиссёра Жана Стели «Барбизонское искушение» (1946).


И хотя этот дебют не принёс актёру известность, но начало было положено: Луи стал регулярно сниматься в кино. Пусть в небольших, малозначительных ролях, но, по собственному признанию Фюнеса, это была для него своего рода школа, позволявшая оттачивать актёрское мастерство и пополнять «боевой арсенал» новыми приёмами, обогащавшими его игру.


Вот что говорил актёр о своём становлении:

«Я совершенно не сожалею о том, что моя актерская карьера развивалась так медленно. Именно эта медлительность помогла мне досконально понять мою профессию. Когда я был неизвестным, то пытался окрасить маленькие роли деталями, жестами, мимикой. Я получил комический багаж, который и помог мне сделать карьеру. И если бы мне снова предложили начать карьеру, я бы вновь повторил выбранный путь».

«Шесть потерянных часов» (1947), «Дю Геклен» (1949), «Первое причастие» (1950), «Улица без закона» (1950) – всего 75 фильмов с второстепенными ролями, целых 13 лет работы на съёмках картин, ныне забытых напрочь.


Со стороны казалось, что он играет не напрягаясь, легко и непринуждённо. На самом же деле артист тяжело переживал отсутствие предложений с яркими заглавными ролями, что выражалось резкими перепадами его настроения.

Интервью с Луи де Фюнесом

Именно этот период его биографии послужил основой слухов о ершистом и даже конфликтном характере Фюнеса. Именно об этом периоде сам Фюнес говорил Джеральдине Чаплин так:

«Я очень долго ждал в приёмной его величества Успеха. Ждал, стучал в двери, пока меня наконец-то не впустили».

Его долгое продвижение к желанному успеху, к признанию наконец-то увенчалось победой. В 1958 году киноартист снялся в картине «Не пойман – не вор» («Блеро»), в которой его колоссальный комический талант буквально фонтанировал. Триумфальная звезда де Фюнеса вспыхнула в одно мгновение. Теперь его знали далеко за пределами Франции.

Луи Де Фюнес в фильме «Не пойман – не вор»

К нему пришло всё, о чём он мечтал: всемирная слава, отличные роли, большие деньги... Каждый год он снимался в нескольких картинах, много работая и как бы стараясь наверстать упущенные возможности. Кинофильмы с его участием любили миллионы зрителей и с нетерпением их ждали.


Люди хотели снова и снова смотреть и до упаду смеяться над коллизиями, случавшимися с комиссаром Жювом, бизнесменом Леопольдом Сарояном, дирижёром Станисласом Лефортом, жандармом Людовиком Крюшо...

Луи Де Фюнес. Смешные моменты из «Жандармов»

Трилогия о Фантомасе (1964-1966 г.г.), «Разиня» (1964), «Большая прогулка» (1966), трилогия о жандарме (1964-1968), «Замороженный» (1969), «Человек-оркестр» (1970) – эти и множество других картин-хитов стали всемирными чемпионами по кассовым сборам.


В 1968 году Луи де Фюнес был признан лучшим французским актёром. В 1973 году он получил орден Почётного легиона – высшую награду Франции, в 1980 году – престижную национальную кинопремию «Сезар».

Жизнь господина де Фюнеса

Французский гений комедии, сыгравший свыше 120 ролей, навсегда вошёл в историю мирового кинематографа.

Личная жизнь Луи де Фюнеса

Луи де Фюнес был женат дважды. Первый брак, заключённый в 1936 году, продлился 6 лет и окончился разводом, в ходе которого бывшая жена Жермен Луиза Элоди Карруайе добилась согласия от Луи никогда не видеться с их общим ребёнком Даниэлем. Что, разумеется, Фюнес пообещал, но не исполнял: он всё же поддерживал тайные контакты со своим сыном.


Жанна Августина де Бартелеми де Мопассан, приводившаяся внучатой племянницей Ги де Мопассану – классику французской литературы, стала его второй женой.


Союз Луи и Жанны был идеальным. Фюнес боготворил супругу и был готов ради неё на любые жертвы. Он отказывался от баснословных гонораров и платил огромные отступные за разорванные контракты, если кто-то из партнёров смел сказать хоть одно недоброе слово о Жанне.


Она тоже безумно любила своего прославленного супруга, за которого вышла замуж, когда он был еще безвестным музыкантом в захудалом ресторане. Жанна являлась импресарио Луи и отстаивала его интересы везде, всегда и во всём, даже в мелочах.


В браке с Жанной у Фюнеса родилось двое сыновей – Патрик и Оливье. Старший избрал профессию врача. Младший, снявшись в нескольких фильмах со своим знаменитым отцом, предпочёл в дальнейшем другую деятельность: Оливье стал лётчиком авиакомпании «Эйр Франс».

Последние годы жизни

Крайне плотный и напряжённый график работы де Фюнеса подорвал здоровье актёра. В 1975 году он еле выжил после двух инфарктов. Врачи настойчиво рекомендовали оставить съёмки и как можно больше отдыхать.

После недолгих раздумий чета де Фюнес окончательно перебралась из Парижа в замок Шато-де-Клермон (возле Нанта) – царский подарок, преподнесённый Луи любимой жене ещё в 1967 году. Это старинное имение XVII ст. когда-то принадлежало семье Мопассан. Де Фюнес выкупил его, отреставрировал и подарил своей ненаглядной Жанне – и вот теперь они вдвоём коротали здесь свой век.


Луи собирался писать мемуары, но работа на великолепных угодьях собственного имения полностью увлекла его, и особенно – уход за роскошными розами, которые цвели в саду в неисчислимом количестве.


Фюнес обожал возиться со своими внуками, играл с ними, читал им сказки и басни. Он тепло относился к крестьянам из деревни, находившейся рядом с его замком, и часто помогал им в их бесконечных нуждах.

Однако дни и часы этой спокойной, размеренной жизни уже подходили к концу. Вечером 26 января 1983 года Фюнес пожаловался жене на сильную боль в сердце. Утром 27 января он позвал Жанну в свою комнату, говоря, что без нее ему очень одиноко – это были его прощальные слова. Произнеся их, Луи де Фюнес скончался.


И всё же он жив. Неподражаемый комик, талантливый актёр и просто жизнерадостный человек, де Фюнес с улыбкой встречает каждого, кто решил посмотреть его бессмертные кинокомедии...

31 июля 2014, 14:06

Этот невысокий, (всего 1 м 64см), но поистине великий человек очень долго шел к своей славе, шел упрямо и достиг цели – добился популярности и процветания, стал ведущим комиком французского экрана, одним из символов нации. Он известен и любим во всем мире, а во Франции день его рождения является национальным праздником.

Невероятное упорство и самоотверженность этого отважного клоуна, энергия, с которой он, до конца дней, отдавал себя профессии, на экране и на театральных подмостках, – пример высокого актерского достоинства и жизненной стойкости.

Карлос-Луи де Фюнес де Галарса (таково полное имя актера) родился 31 июля 1914 года в парижском пригороде Курбевуа, в семье испанских иммигрантов, отпрысков севильского графского рода. Но - увы! - потомственный титул не избавлял семью от весьма скудного существования. Потомок испанских аристократов, в юности Фю-фю (так его звали в детстве и так же французы называли своего любимчика) мечтал стать музыкантом или актером – скажем наперед – удалось и то и другое.

Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарза был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Он держал небольшой ювелирный магазин в пригороде Парижа. В доме безраздельно хозяйничала темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Луи, ее любимчика, умевшего до коликов рассмешить мать, выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал заработать. Мальчишка не унывал, ловил рыбу в Сене и с энтузиазмом копировал ужимки любимого Чаплина. О жгучем желании актерствовать родителям не говорил – боялся, что запретят и думать о карьере лицедея. Молодые годы де Фюнес провел дурачась, строя рожи одноклассникам и пародируя учителей.

Вот только одна зарисовка на "школьную" тему. "...Мадемуазель Сованж, бесцветная сухая особа, срывается, как обычно, на двадцать пятой минуте урока: "Фюнес, вон из класса!" Крышка парты с грохотом откидывается, и маленький взъерошенный мальчуган испуганно тянет тоненьким голоском: "Но мадемуазель, я же не сделал ничего плохого..." В классе - взрыв хохота. В том, как герой сцены вытягивает шею и мелко трясет подбородком, каждый узнает ненавистную математичку. Луи проявляет поразительную неспособность к точным наукам. Он не умеет складывать дроби, не может отличить катет от гипотенузы и с большим трудом решает простейшее уравнение с одним неизвестным. Чтобы в глазах приятелей не выглядеть полным идиотом, Луи устраивает шоу из каждого своего подхода к классной доске. За спиной учителя он гримасничает и выпучивает глаза, как умалишенный".

Жажду самовыражения Луи утолял и в лицее, на студенческой театральной сцене. Шутил он и дома, и в магазине. Без юмора и клоунады юноша не мог прожить и дня.

В 1939 году по слабости здоровья де Фюнеса освобождают от армейской службы – при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь – здесь он развлекал солдат исполнением популярных песенок – уже тогда неплохо играл на пианино.

Ранимые и впечатлительные, актеры могут быть безжалостны по отношению к коллегам – Катрин Денев о де Фюнесе: "Ни одна не захотела бы иметь этого карлика в постели". Однако звезда или ошибалась или говорила от своего имени – Луи любил женщин и они отвечали ему взаимностью. Это только поначалу девушки обходили стороной коротышку Луи. В юности Фю-фю был влюблен в соседку – актрису Элину Лабурдет, но та даже не смотрела в его сторону. Бордель – вот место, где де Фюнес освободился от комплексов и огорчений – первый сексуальный опыт он получил с проституткой. Говорят, с тех пор Луи навсегда остался циником – искал не любви, а наслаждений. Работая тапером на площади Пигаль, частенько всю зарплату он оставлял у продажных женщин.

Де Фюнес очень рано женился - в 22 года. Жена - Жермен Луиза Элоди Карруайе, подарила ему сына - Даниэля. Но этот брак продлился всего лишь шесть лет. В конце 1942года они развелись. Во время войны, Даниэль находит убежище вместе со своей матерью в Клермон-Ферране, а отец остается в столице, где он является джазовым пианистом в ночных клубах.

С первой женой Жермен

Известно, что отец навещал сына в тайне от его новой семьи передавая ему свою любовь к кино и рисованию, приносив апельсины и другие подарки. Но связь между Даниэлем и отцом прерывается когда ему было 11 лет. Даниэль посещал выступления отца, его премьеры. Но все же оставался в тени. Когда Луи де Фюнес умер от сердечного приступа 27 января 1983, Даниэль не был ни извещен, ни приглашен на похороны, ему было больно...! О смерти отца он узнает по радио. "Хорошо, что все же удалось провести жизнь, которую я хотел" - говорит Даниэль в своем интервью.

И через год после развода, в одной из драматических студий Луи познакомился с начинающей актрисой Жанной Августиной де Бартелеми де Мопассан, внучкой (внучатой племянницей) Ги де Мопассана. 22 сентября 1943 года они поженились. Луи заботился о своей супруге, как умел – в оккупированном фашистами Париже он цепко держался за место кладовщика, благодаря чему мог сносно питаться, подкармливать беременную жену и продолжить уч:) в театральных школах. В ноябре 1944 ого у четы родился сын – Патрик.

Со второй женой Жанной

Как это часто бывает, жизнь будущего комика складывалась не слишком весело. После войны де Фюнес был декоратором витрин в универмаге, жестянщиком, счетоводом, чертежником, фотографом, коммивояжером и скорняком – зарабатывал на хлеб и учился. Он выступал в кабаре, играл в экспериментальных театриках, декламировал, пел, танцевал, и, разумеется, смешил... и все это почти на голом энтузиазме. Луи участвовал в театральных массовках, со сцены бежал в бар, где садился за пианино. Наконец нашел работу в театре. Его стали понемногу приглашать на радио, телевидение и в кино.

Поначалу Жанна занималась только домом, но со временем все чаще вмешивалась в карьеру мужа и возмущалась, как нагло импресарио используют артиста в своих целях. В 1957 году Луи сказал: «С этого момента ты – мой импресарио!» И не прогадал. Жанне де Фюнес, например, не нравилось, что мужу подбирают в партнерши высоких полных теток – продюсерам казалось, что Луи на их фоне смотрится смешнее. Но Жанна была умнее. Однажды она познакомила супруга с приятельницей, красавицей-актрисой: «Она будет твоей экранной женой!» Они снялись в десяти самых удачных фильмах де Фюнеса, в том числе в серии комедий о жандарме Крюшо, и всем запомнилась эта парочка, многие даже думали, что они и в жизни муж и жена.

"Это моя мама сделала из отца того, кем он стал" - говорит Патрик. - Она была для него одновременно режиссером, импресарио и даже партнером по фильмам. Ни один режиссер не мог так воздействовать на отца, как мама. Во время съемок сделавшего его знаменитым фильма "Не пойман - не вор" режиссер Жюль Боркон, чтобы справиться с темпераментом отца, решил пригласить маму, согласившись даже оплачивать ей съемочные дни. И его расчет оказался верным, ибо отец снимался только для нее и не мог работать, если ее не было рядом. Они жили друг для друга".

В cinema де Фюнес дебютировал сразу после войны. Снимался много, но эпизоды ему доставались микроскопические – такие не задерживались в памяти зрителей. За полтора десятка лет работы в кино к 1960 году в актерской галерее Луи скопилось около ста портретных набросков. Пожалуй, только в дилогии "Папа, мама служанка и я" в 1954 году склочного соседа главных героев впервые заметили. Спустя еще четыре года (когда от темной шевелюры Фю-фю оставались одни воспоминания), Луи сыграл, наконец, свою первую "сольную партию" – роль в картине Ива Робера "Не пойман – не вор". Браконьер и плут Блеро открыл чуть ли не отмычкой ту самую заветную дверь, что привела актера к вершине славы.

Экранная "жена" Клоди Жензак

Позднее, снимаясь в комедии "На дерево взгромоздясь", де Фюнес посетует партнерше по фильму – дочери своего кумира Джеральдине Чаплин: "Я слишком долго ждал в приемной его величества Успеха, – слишком долго и безуспешно стучал, пока меня, наконец, не впустили..."

Однако, в интервью, данном актером в 1971 году можно прочесть и такое признание: "Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта неспешность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел, некоторый комический багаж, без которого не смог бы сделать карьеру. Если начать снова, я бы не отказался от своего пути".

Популярность "Непойманного" обеспечила де Фюнесу участие в новых фильмах в неизменном амплуа суетливого пройдохи. В начале 1960-х годов в мировом кино возрождается интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора. Персонаж Луи оказывается в это время, как нельзя, кстати. Вершина экранного успеха де Фюнеса – картины середины десятилетия.

Это, прежде всего, два фильма Жерара Ури, где Луи работал в паре с Бурвилем ("Разиня" и "Большая прогулка"), начало киносериала о приключениях провинциального жандарма Крюшо и незабвенная трилогия "Фантомас". Нелишним будет заметить, что в советском прокате фильмам де Фюнеса открыли "зеленую улицу". Лучшие ленты шли на наших экранах, феноменального француза гениально "перевел" на русский язык дублировавший комика Владимир Кенигсон.

На родине, в 1968-м, Луи де Фюнеса признали лучшим актером. По размеру гонораров (2,5 млн. франков за фильм) он превзошел всех звездных коллег (отнюдь не пустяк для человека, который так и не смог забыть свою нищую юность). Однако вскоре в карьере Фю-фю наметились первые признаки спада. Со смертью Бурвиля в 1970 году Луи потерял своего лучшего партнера. В нескольких последующих комедиях актер комиковал "в пустоте", казалось, его виртуозно-гротескная мимика становится самоцелью, единственным стержнем фильмов, в которых участвует де Фюнес.

В зените славы он получил редкую для звезды кино власть над сценаристами, режиссерами и продюсерами. Все они попали в зависимость от настроения и капризов Луи, состояния его здоровья или его планов на ближайший выходной.

Но зрители по-прежнему обожали своего кумира. Еженедельник "Экспресс" писал: "На протяжении 20 лет де Фюнес врачует соотечественников, помогая им отделываться от недостатков, которые он мастерски обличает своей клоунадой".

Зритель любит комических героев. Даже самые отъявленные экранные плуты – милые симпатяги, лирики и добряки в глубине души. Экземпляр, созданный Луи де Фюнесом – яркое и смелое исключение. Персонаж Фю-фю – маленький, антипатичный, глупый, жадный, вздорный, тщеславный, беспринципный, эдакий хитрюга, всегда оказывающийся в дураках. Образ, найденный актером, – продолжение традиции итальянской комедии масок и средневекового французского фарса.

Пластика актера подчеркнуто карикатурна, он не стремится вызвать даже тень сочувствия к своему герою. Комик упрямо, неистово, агрессивно изображал на экране один и тот же национальный, социальный тип – сатирическое воплощение человеческих слабостей и пороков. Таков его комиссар Жюв, самодовольный и подозрительный чинуша, то и дело впадающий в раж, оттого что реальность, с которой он сталкивается, устроена вовсе не так, как ему хотелось бы. Бесподобны эти выплески сумасшедшей энергии, прерываемые внезапным ступором в момент очередного провала. Первый полицейский страны замирает, обливаясь потом от умственного напряжения, и, вытаращив глаза, сообщает озаренно:

Я все понял!

Это был Фантомас!

В зале рыдают от хохота, зритель на может не платить любовью за эти минуты освобождения от утомительной серьезности лица, за счастье посмеяться вволю над этим дураком, а заодно и над собой.

Моды и течения менялись, но "бесноватый" де Фюнес оставался прежним и его можно было понять: слишком больших усилий, слишком многих лет стоило ему найти эту ноту, эту краску, это амплуа. Найти и дождаться, когда позовут, когда посмотрят, когда засмеются...

Вскоре после этого знаменательного события началась черная полоса в жизни актера. Первый инфаркт случился весной 1975-го на сцене, во время спектакля "Вальс тореадоров". Через несколько месяцев, уже в госпитале – второй. "Это, наверное, для того, чтобы я лучше осознал первый", – пробовал шутить де Фюнес. Он долго болел, журналисты о нем почти забыли. Режиссеры боялись приглашать актера, сердце которого может остановиться в любой момент, а публика отказывалась верить в то, что у клоуна вообще может быть сердце. Луи прервал работу в театре и кино. Обидевшись на молчание коллег, комик продал квартиру в Париже, уехал в свой замок де Клермон (наследство Мопассана), под Нантом, на берегу Луары, к любимым розам, в уединение и покой.

Шато-де-Клермон - загородная усадьба Луи де Фюнеса(после его смерти была продана

Тишину прервал звонок Клода Зиди, предложившего работу в картине "Крылышко или ножка". Де Фюнес согласился, но весь период съёмок оставался под медицинским наблюдением.

Ослабло не только здоровье – с годами и нрав де Фюнеса совсем испортился. Он часто ссорился с собратьями по искусству. Луи стал жадноват и брюзглив, подобно его персонажам. Теперь Фю-фю веселился только перед камерой, на жизнь комик смотрел угрюмо. Улыбку у де Фюнеса могла вызвать только любимая внучка, дочь младшего сына Оливье, который в детстве и отрочестве без особой охоты снимался в нескольких фильмах отца.

Актерских сборищ и застолий Луи терпеть не мог: "Каких только глупостей не говорит человек с бокалом в руке". Он жил будто не в наше время, а в XIX веке. Неохотно водил машину, как в юности удил рыбу, выращивал розы. "Я не люблю общества, у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от веселья, я провожу со своей семьей".

В последние годы Луи не снимался – берег силы, готовясь к единственной роли, о которой мечтал всю жизнь. Мечтал так давно. что режиссуру этой картины, экранизации мольеровского "Скупого", не доверил никому, став в первый и последний раз по обе стороны кинокамеры (добавим, что де Фюнес был автором сценариев нескольких своих кинокомедий), призвав в помощники Жана Жиро.

Роль Гарпагона, приди она лет на двадцать раньше, могла бы стать началом совсем другой биографии. Фильм был прохладно встречен прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во французское и мировое кино в 1980 году был отмечен почетной премией "Сезар".

Любимым режиссером де Фюнеса и, пожалуй, единственным другом среди представителей этой профессии был Жан Жиро, с которым они сделали все фильмы о жандарме из Сен-Тропеза, а также "Большие каникулы" в 1967 году и "Капустный суп" в 1981 году. После смерти товарища де Фюнес утратил интерес к жизни. Перестал проверять счета и принимать лекарства. Никого не приглашал, не отвечал на телефонные звонки. Жанне иногда казалось, что Луи не помнит имя внучки... Единственным человеком, которому Луи по прежнему доверял, был садовник Виктор. Вдвоем неторопливо беседовали о розах, правильном поливе и новых удобрениях. Иногда отправлялись вместе рыбачить...

За неделю до смерти Луи сказал жене: "Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка" – "Какая же?" – "Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались".

В январе 1983 г, сидя на скамье в саду среди клумб, де Фюнес обратился к садовнику Виктору: "Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к порогу, тем дальше он от меня..." В тот вечер у актера сильно болело сердце, но он не жаловался, только заметил, что, наверное, где-то подхватил грипп. Утром Луи вышел к Жанне со словами: "Я скучаю один в своей комнате..." Это были его последние слова.

Надгробие на могиле Луи де Фюнеса

После себя де Фюнес оставил двух сыновей: Оливье де Фюнеса, пилота авиакомпании «Эр Франс» (отец хотел, чтобы сын стал профессиональным актёром, после нескольких фильмов, в которых снимался вместе с сыном, но Оливье был против, пожелав посвятить свою жизнь карьере пилота),и Патрика де Фюнеса, врача по профессии.

Оливье де Фюнес. Кадр из фильма "Большие каникулы"

Обложка книги Патрика де Фюнеса

Как и многие артисты комедийного жанра, в жизни де Фюнес сильно отличался от своего экранного образа

31 июля исполняется 104 года со дня рождения величайшего комика . Его обожали в СССР и продолжают любить в России за сериалы о Фантомасе и о жандарме Крюшо , за фильмы «Замороженный» и «Человек-оркестр» и многие другие. В день рождения знаменитого актера EG . RU рассказывает о не самых известных фактах из его жизни.

Де Фюнес и детство

Родители Луи Жермена Давида де Фюнеса де Галарса (таково полное имя актера) являются испанцами, которым для вступления в брак пришлось в 1904 году эмигрировать в соседнюю Францию, где они поселились в парижском пригороде Курбевуа.

Отец бросил семью, когда третий и самый младший, Луи, был еще маленьким. Бывший огранщик алмазов написал записку жене, в которой заявил, что полностью разорился и вынужден покончить жизнь самоубийством. Правда, через 7 лет выяснилось, что он живет в Венесуэле с новой женой и тратит украденные у своей первой семьи деньги - на вторую семью.

Де Фюнес и школа


Еще в раннем возрасте маленький Луи, которого называли Фюфю , свободно владевший французским, испанским и английским языком, отличался своим умением имитировать походку, жесты и говор окружающих, чем приводил в восторг своих знакомых и вызывал недовольство школьных учителей.

Именно на школьном представлении Луи первый раз скопировал жандарма, вызвав гомерический хохот в зале.

Де Фюнес и музыка


Луи хорошо играл на пианино и одно время работал в ресторане тапером. Но Фюфю и там был собой! Уже в скором времени попасть в этот ресторан стало очень сложно. Все столики были заняты желающими не столько послушать весьма достойный джаз, сколько посмеяться над постоянно кривляющимся пианистом.

Де Фюнес и его внешность


В 1939 году Луи призвали в армию, но очень скоро демобилизовали с подозрением на туберкулез. Это вполне возможно, учитывая тщедушное телосложение воина, при росте 164 см весившего 55 кг. Но скорее всего, освобождению от службы посодействовали его покровители, зарабатывавшие на пианисте немалые деньги.

Де Фюнес и женщины


Первый брак де Фюнеса продлился 6 лет. Его первую жену звали Жермен Луизе Элоди Карруайе , у пары родился сын Даниэль .

В 1942 году он познакомился с внучатой племянницей Ги Де Мопассана Жанной Августиной де Бартелеми де Мопассан , работавшей простой секретаршей. Это был второй брак актера. С Жанной он стал отцом еще двоих сыновей и прожил счастливые 40 лет.

Де Фюнес и карьера


В кино Луи де Фюнес попробовал себя в 1945 году в возрасте 30 лет. Однако большой известности после нее актер не получил. А вот роль браконьера Блеро в фильме «Не пойман – не вор» (1958) принесла актеру зрительское признание.


Де Фюнес и его фобии


Луи де Фюнес был очень мнительным человеком и страдал манией преследования. Он всегда носил с собой заряженный пистолет, а несколько раз даже стрелял, испугавшись собственной тени. Слава Богу, ни в кого не попал.

Великий комик всегда боялся проспать работу и держал на тумбочке три будильника. Также у него лежали три книги, ни одну из которых Луи так и не дочитал до конца. Так он пытался «не стать умнее своих зрителей».

Де Фюнес и цветы

Актер был отличным садоводом и очень любил выращивать любимые розы. Селекционеры даже назвали в его честь один из сортов оранжевых роз.

Отец – Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарца
Мать – Леонор Сото де Галарца
Сестра – Мари (Мина)
Племянница (дочь Мины) – Изабель де Фюнес
Брат – Шарль
Жена – Жанна де Фюнес
Дети – Патрик и Оливье

Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарца

В 1904 году Карлос бежал с Испании вместе с будущей женой Леонор. Будучи испанцем, он не подлежал призову в армию и таким образом остался в живых. Отец Луи, в прошлом адвокат, устроился работать в ювелирный магазин, где был начальником отдела продаж. Однажды в его магазин пришел человек, который совершил крупную покупку в кредит, а потом бесследно исчез. Карлосу де Фюнесу пришлось возмещать ущерб. После этого отец Луи де Фюнеса так и не вернул былое благосостояние. Их семье пришлось переехать из Курбевуа в маленький рыбацкий городишко Вильер-он-Марн, на улицу Жильбер, 10.

Он отличался уравновешенным и спокойным нравом. В доме его не было слышно. Он был отменно вежлив, с большим чувством юмора, вот только повседневные заботы его не волновали. Большую часть времени он проводил в кафе. Это был истинный южанин.
Карлос отправляется в Венесуэлу, надеясь там преуспеть. Письма от него приходили все реже. Спустя три года жена Карлоса отправилась на поиски блудного мужа. Карлос возвращается во Францию болен туберкулезом. Дата и место смерти Карлоса: 19 мая 1934 в Малаге.

Леонор Сото де Галарца

Леонор, женщина бурного темперамента, до хрипоты ссорилась с соседками и легко, без малейших усилий выбивала кредит в мясной лавке. Муж, знатный испанский дворянин, любимец женщин всего квартала, очень скоро ее разочаровал. Своих детей Леонор обожала, поэтому не скупилась на шлепки и подзатыльники. Луи же ходил в любимчиках, и она не могла на него долго сердиться. Стоило ему изобразить, как старый лавочник взвешивает крупу, причмокивая и поплевывая на палец, мамаша начинала хохотать так, что дрожали оконные стекла. Однажды Луи вздумалось поиграть в благородного разбойника Зорро, и он ловко набросил лассо на шею одного из своих приятелей. Мальчишка чудом остался жив. После этого терпение матери лопнуло и Луи отправили зарабатывать деньги.

Луи де Фюнес часто вспоминал ее в своих интервью, утверждая. что она первая научила его играть комедию.

25 Октября 1957 года Леонор умерла. В тот день Луи играл в спектакле, и узнав о смерти матери, он не счел возможным его сорвать.

Мари (Мина)

В 1906 году появилась на свет Мари (по прозвищу Мина). Мина превратилась в в прелестную изящную женщину. Кутюрье Жак Эймс даже пригласил ее на работу маникенщицей. Будучи замужем за летчиком, она влюбилась в модного актера Жана Мюра и вместе с ним уехала в Мадрид, где легкомысленно представила его родственникам как своего мужа.
Мина любила повелевать и властно обращалась со своим маленьким братцем Луи.

Шарль

В 1910 году родился Шарль де Фюнес. Его биография коротка, так как во время второй мировой войны в 1939 году он погиб от очереди из немецкого пулемета. Луи де Фюнес тяжело пережил утрату. С братом были связаны их детские игры, они объездили на велосипедах часть Франции.

27 января 1944 года на свет появился сын Луи - Патрик де Фюнес. Врач по профессии, автор смелых и неординарных изданий по медицине. Отличительные черты почерка Патрика – неповторимые юмор и ирония, с которыми он подходит как к медицинским вопросам, так и к фактам биографии собственного отца.

В 1977 году женился на Доминик Ватрен, имеет троих детей - дочь Жулию и сыновей-близнецов Адриана и Шарля. Снявшись в шести фильмах вместе со своим знаменитым отцом, Оливье по его собственному признанию понял, что актерское ремесло не является его призванием. После ряда успешных ролей он покинул кино и стал пилотом пассажирских рейсов Air France. В настоящее время управляет Airbus A320 французской авиакомпании Air Inter.

Родилась 27 июля 1944 года в Париже, в семье ассистента режиссера, режиссера и сценариста Франсуа Жира.

Мать – Мария де Фюнес, родная сестра великого французского комика Луи де Фюнеса.

В кино дебютировала в фильме Рауля Андре “Ces messieurs de la gachette” (Николь Пелетье, 1969). Исполнила одну из главных ролей – Эмили в картине Мишеля Девиля “Рафаэль-развратник” (1971).

Лучшая актерская работа – Валентина Росселли в эротическом триллере итальянского режиссера Коррадо Фарина “Баба Яга” (1973).

Снималась на ТВ. В активе Изабель де Фюнес – 10 актерских работ в кино и на телевидении, пять музыкальных альбомов.

После 1978 года в кино не снималась.

Была женой французского актера Мишеля Дюшосуа.

Я самый обыкновенный человек, такой же, как все, и мне повезло в жизни не больше и не меньше, чем другим. Просто когда мне улыбнулась удача, я сумел поймать ее и удержать. Она до сих пор со мной, и я счастлив!

Луи де Фюнес

«Какие же вы молодцы, Патрик и Оливье, что написали эти воспоминания, в которых стремились как можно точнее отразить атмосферу юмора, царившую в нашем доме.

Мы с Луи всегда считали своей задачей дать нашим детям возможность максимально раскрыть свои таланты.

Читая эту книгу, рассказывающую подробности о прожитой вместе жизни, насыщенной яркими событиями, я понимаю, что Луи удалось в полной мере осуществить все, к чему он стремился».

Жанна де Фюнес

Марии Анжелес и Сами Нуира, моим друзьям из Туниса

Патрик де Фюнес

Моей жене Доминик и моим детям Жюли, Шарлю и Адриену

Оливье де Фюнес

1973 год. Триумф фильма «Приключения раввина Якова». Отец вложил все силы в роль вспыльчивого человека, вовлеченного в невероятные приключения. Сцена в чане с жевательной резинкой снималась в разрушенной фабрике, при температуре не выше десяти градусов. Оставаясь промокшим до костей между дублями, он много раз погружался в зеленую жижу, состоявшую из смеси сладкого теста и пищевого красителя.

После трех дней этой пытки, оглохнув на левое ухо, он бросился к отоларингологу, который обнаружил зеленоватую пробку, прилипшую к барабанной перепонке. С помощью мини-брандспойта в виде огромного шприца он направил в ухо сильную струю воды.

Позвольте дать вам совет, господин де Фюнес, - заключил он. - Перестаньте прочищать ухо ватой на спичке: этим вы только все усугубите и придется снова прибегать к подобной неприятной процедуре.

Пренебрегая этим советом, пациент продолжал прежние манипуляции. Но, едва обнаружив легкое снижение слуха, сам прибегал к струе воды из маленькой резиновой клизмы. Однажды вечером вместе с матерью Жерара Ури - Марселой мы решили отправиться в шикарный ресторан «Тайлеван». Отец пригласил на ужин также доктора Джиана, знаменитого рентгенолога, полную противоположность чопорности и высокомерию. Отец весьма ценил его как остроумного собеседника.

Ну вот, я опять плохо слышу левым ухом! - воскликнул он в дверях. - Обождите минуту, я только его прочищу.

Перевернув все шкафчики в ванной, он не нашел свою чудесную клизму. Пришлось идти, не прибегнув к спасительной процедуре.

Ну вот, я не услышу, что будет говорить Джиан.

Открыв нам дверь, Марсела Ури даже не успела нас расцеловать, как он воскликнул:

Милая, у тебя не найдется клизмы?

Не понимая, о чем идет речь, она так и замерла на месте.

В общем, по дороге в ресторан говорили только об этом. Марсела тщетно старалась его успокоить:

Послушай, Луи, ты же прекрасно все слышишь!

Сейчас, может быть, но Джиан говорит так тихо. Придется сесть слева от него, чтобы слышать правым ухом.

Наш друг уже поджидал нас в ресторане. Узнав о случившейся катастрофе, он лишь рассеянно посочувствовал. Тогда отец подозвал вышколенного метрдотеля, вероятно ожидавшего, что гость закажет шампанское, и сказал ему:

Вы можете послать курьера в дежурную аптеку и купить мне резиновую, предпочтительно детскую, клизму?

Достоинство подобных заведений заключается в том, что там ничему не удивляются. «Разумеется, господин де Фюнес», - был ответ.

Можно себе представить, сколько разговоров по этому поводу было на кухне! Четверть часа спустя, на удивление всем, грум принес на серебряном подносе маленькую розовую клизму. Широко улыбнувшись, отец тотчас отлучился ненадолго и по возвращении объявил, что ему гораздо лучше.

Жизнь с отцом была полна приятных и непредсказуемых неожиданностей. Во всяком случае, ее не назвать ни банальной, ни скучной. Миф о комическом актере, который по выходе из театра забывает о юморе и надевает маску страдающего меланхолика, в нашем доме не признавался напрочь.

Луи де Фюнес в жизни был такой же смешной, как на экране, не прибегая, однако, к одним и тем же приемам, ибо в первую очередь был истинным профессионалом и совершенствовал свое мастерство всю жизнь.

Любопытство его зрителей остается неизменным.

«Как он находил свои трюки?» - спрашивают они.

«Правда ли, что он был очень нервным человеком?»

«Рассказывал ли он вам свои гэги до того, как их сыграть?»

«Говорят, он был очень строг на съемочной площадке».

«Был ли он строг с вами?»

И еще множество вопросов, на которые мы отвечаем в этой книге, - мы, простые свидетели его, отнюдь не банальной, жизни.

1. Луи и Жанна

Мои родители появились на свет в одном и том же 1914 году, накануне Первой мировой войны. В день перемирия в 1918 году, в то самое время, когда все колокола Курбевуа возвещали победу, маленького беспечного Луи де Фюнеса интересовали лишь редиски, которые он выдергивал в семейном огороде. Его отец Карлос де Фюнес был жив. Будучи испанцем, он не подлежал призыву в армию и таким образом остался в живых.

Десятью годами раньше Карлос бежал из Испании, похитив мою бабку Леонор Сото де Галарца, в которую влюбился в Мадриде. С первой же встречи девушка не осталась равнодушной к шарму этого красивого андалузского адвоката, но родители не одобрили ее выбор, мечтая для нее о другой партии. Когда же претендент на ее руку посмел обратиться к ним за их согласием, они просто-напросто выставили его за дверь. Запертая в своей комнате, Леонор находилась день и ночь под неусыпным оком дуэньи, похожей на Алису Саприч в «Мании величия». Несмотря на принятые меры, влюбленные сумели бежать совсем как в романах. Зная свою бабушку, я не удивлюсь, если окажется, что она спускалась из окна с помощью простыни… Голубки благополучно пересекли границу и поселились в Курбевуа, близ Парижа. В 1906 году появилась на свет Мари (по прозвищу Мина), в 1910-м Шарль и спустя четыре года Луи. Затем семья переехала в коммуну Бекон-ле-Брюйер, где мой отец провел свои молодые годы.

Не имея права на адвокатскую практику во Франции, дед решил заняться изготовлением искусственных изумрудов. Идея была довольно смелая, если учесть, что он страдал дальтонизмом. Для него что красный цвет, что синий, что зеленый - все было едино. Отличать ему удавалось лишь черное от белого. Шестилетнему Луи приходилось подсказывать деду, какого цвета были его опытные образцы.

Скажи, малыш, какого цвета этот камешек - зеленый или голубой? - спрашивал он

Но он… желтый.

Папа был истинным художником! - рассказывал мой отец. - Он отличался уравновешенным и спокойным нравом. В доме его не было слышно. Он был отменно вежлив, с большим чувством юмора, вот только повседневные заботы его не очень волновали. Большую часть времени он проводил в кафе. Это был истинный южанин!

К счастью, моя бабка Леонор была женщина с головой и умудрялась все же прокормить семью. Общаясь с продавцами мехов, она направляла к ним дам из общества. С ловкостью хорошей актрисы ей удавалось их убедить, что манто из норки сделает их похожими на Грету Гарбо.

Затем наш дед отправился в Венесуэлу, надеясь там преуспеть. Письма от него приходили все реже. А мой отец оказался в интернате зловещего коллежа в Куломье.

Дети мои, вы никогда не будете жить в пансионе, - часто повторял он нам. - Мы там мерзли зимой, а мне было лишь десять лет. Никто не приходил меня проведать. Это была настоящая тюрьма!