Обретение мощей оптинских старцев. Обретение святых мощей и канонизация собора преподобных оптинских старцев

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..» . Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. – Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство – признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».
Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. Могила святой Матроны позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную гробницу (раку).

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая; определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В октябре того же года состоялась общецерковная канонизация.

Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] Михалицын Павел Евгеньевич

Вторичное обретение мощей

Вторичное обретение мощей

11 января 1991 года в городе на Неве после долгих лет сокрытия честные мощи преподобного Серафима были вторично обретены и переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, 7 февраля торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский патриарший собор, для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь к месту земных подвигов старца.

Почитание Саровского подвижника особое у верующего народа: и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека, незримо пребывая с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях. Поэтому по всей Руси и в храмах, и в домах находятся его святые иконы.

Преподобного Серафима чтят как православные церкви, так и христиане инославные. В ряде стран с именем Саровского чудотворца неразрывно связаны представления не только о русском православном монашестве и его нравственных богатствах, но и о характерных чертах православной духовности вообще.

Как неиссякаемый источник мудрости, его наследие тщательно изучается, а жития издаются в Греции, Франции, Австрии, Бельгии, США и других странах. Исполняется предсказание старца, данное им Н. А. Мотовилову: «Господь поможет Вам навсегда удержать это (учение о Святом Духе) в памяти Вашей… тем более что и не для Вас одних дано Вам разуметь это, а через Вас для целого мира». Преподобный и Богоносный отец наш Серафим Саровский, всея России чудотворец, – усердный молитвенник и ходатай перед Господом обо всех обездоленных и нуждающихся в помощи.

К нам и нашим потомкам также обращены слова, сказанные старцем незадолго до его кончины: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!»

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всей России и чудотворца Во дни благочестивого великого князя Василия Васильевича , самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и

автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц февраль автора Ростовский Димитрий

Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелада (Красноглаголивого). При императоре Максимине , он принял мученическую кончину около

Из книги Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении автора (Маслов) Иоанн

2. Обретение и перенесение мощей святителя Тихона при архиепископе Воронежском Антонии В 1845 году в Задонском монастыре был заложен новый обширный собор по проекту архитектора К. Тона. Для возведения этого собора необходимо было сломать прежний ветхий храм. Остался

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского Хранит Господь вся кости святых Своих (Пс. 33, 21), - так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Обретение мощей преподобного Арсения В тот самый год, когда Старец пришел в Стомион, он решил обрести мощи преподобного Арсения Каппадокийского. С кончины Преподобного прошло уже более тридцати лет, и его останки еще покоились на кладбище острова Керкира (Корфу). Поручив

Из книги Ефросиния Московская. Крестный подвиг матери Русской земли автора Афанасьев Владимир Николаевич

Тропарь на обретение мощей преподобной Евфросинии Московской Глас 2: Днесь светло ликует первопрестольный град Москва, имущи драгое сокровище – чудотворныя мощи твоя, преподобная мати Евфросиние, имиже яко от неистощимаго источника верным подавши исцеления. Темже с

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелада (Красноглаголивого). При императоре Максимине , он принял мученическую кончину около

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца После кончины преподобного архимандрита Евфимия чудотворца и многих других настоятелей в обители его в честь боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа, находящейся в городе

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

Второе обретение мощей преподобного Серафима В 1991 году Русской Православной Церкви была возвращена великая святыня – мощи преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца.«Как стало ясно теперь, – писал патриарх Алексий II, – мощи были перевезены в город на

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 4-е. Обретение мощей преп. Сергия (Праведники во веки живут) 1. Исполнилось, братия, слишком 500 лет, как преставился, отошел ко Господу великий в своем смирении преподобный и богоносный отец наш Сергий. Сколько поколений сменилось, сколько славных людей за это время

Из книги Чудодейственная сила материнской молитвы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Поучение 1-е. Обретение мощей преп. Нила Столобенского (О пользе св. причастия) I. Св. преподобный Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 6 верстах от г. Осташкова.

Из книги автора

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей) Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во имя Святыя Троицы многими труды



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Значение при канонизации
  • 3 Перенесение мощей
  • Примечания

Введение

Рогир ван дер Вейден. Обретение мощей святого Губерта в церкви святого Петра во Льеже (ок. 1437)

Обре́тение моще́й - процесс нахождения (открытия, обнаружения, эксгумации ) останков христианина, причисляемого Церковью к лику святых. Чаще всего, связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации. С древних времён окружен молитвенным обрядом . В память об обретении мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых.


1. История

Почитание останков мучеников за веру известно с первых веков христианской истории. В период гонений верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в своё обладание тела мучеников, а места их погребения становились святилищами, где на их гробах совершалось христианское богослужение. В ранний период гробницы оставались закрытыми, позднее возникает традиция извлекать из них мощи и помещать в храмах в специальных раках.

К ранним и наиболее значимым случаям обретения мощей церковная история относит:

  • обретение главы Иоанна Крестителя (три случая: не ранее IV века, в 320-е годы и в 850 году);
  • открытие мощей святых Гервасия и Протасия Амвросием Медиоланским 19 июня 387 года. Открытие произошло в разгар арианских споров и способствовала победе православных;
  • обретение мощей Первомученика Стефана в 415 году палестинским священником Лукианом, который описал это событие в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Это обретение произошло в разгар пелагианских споров на проходящем неподалёку от Иерусалима в Диосполе (Лидда, современный Лод) соборе и обладание святыми мощами для иерусалимского епископа Иоанна способствовало повышению его духовного авторитета в борьбе с пелагианами;
  • обретение мощей апостола Варнавы, которое согласно Энкомию Александра Кипрского произошло после того как апостол трижды во сне явился саламинскому архиепископу Анфемию и указал место своего погребения. Обретение мощей Варнавы помогло Кипрской церкви в споре с Антиохийским патриархатом и способствовало утверждению её автокефалии.

История Церкви знает как единичные случаи открытия мощей, так и массовые мероприятия. Так, в катакомбах Рима в 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

  • папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых;
  • при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей святых.

Обретение святых мощей в средневековье всегда принимало характер общественно значимого события, что засвидетельствовано как письменными, так и изобразительными памятниками . Древние хроники фиксировали обретение мощей наряду с освящением церквей, землетрясениями и визитами важных государственных деятелей.


2. Значение при канонизации

Обретение мощей не является достаточным условием для кано­низации, так же как и отсутствие их - препятствием для неё. Для прославления святого требуется ряд оснований, главное из которых - чётко фиксированные чудеса по молитвам к нему . В связи с этим в отношении мощей святых в деяниях о канонизации делаются следующие указания:


3. Перенесение мощей

Якопо Тинторетто. Обретение мощей апостола Марка (ок. 1562 года, Пинакотека Брера)

С обретением мощей тесно связано их перенесение, особенно, в случае их нахождения вне храма. Так, после обретения мощей Первомученика Стефана в окрестностях Иерусалима их перенесли в Константинополь, где их встречала императрица Пульхерия. Это событие запечатлено на рельефе из слоновой кости (Трир, VI век), который является одним из самых ранних изображений подобных церемоний.

Перенесение мощей в церковной истории бывает связано с разорением городских и монастырских храмов во время войн и др. Одним из примеров такого перенесения является перемещение мощей преподобного Венедикта Нурсийского в аббатство Флёри (Франция) из монастыря Монтекассино (Италия) в связи с разорением последнего лангобардами.

В честь перенесения мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых. Например, 2 (15) августа - перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, 9 (22) мая - перенесение мощей Николая Чудотворца из Миры в Бари, 31 мая (13 июня) - перенесение мощей святителя Филиппа Московского из Соловецкого монастыря в Москву и другие.

Перенесение мощей бывает связано с их повторным обретением. Так в 828 году венецианские купцы, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Они решили спасти мощи евангелиста Марка, вывезя их к себе на родину. Они нашли их в церкви, построенной в 310 году над могилой апостола, которая предназначалась под снос. В Венеции для мощей был построен величественный собор, а дата их прибытия в Венецию (31 января 829 года) стала ежегодным городским праздником. При перестройке собора в конце XI века мощи евангелиста были утеряны, а затем повторно обретены чудесным образом в тайнике, находившемся в пилястре базилики.


Примечания

  1. Желтов Михаил, диак. Две византийские молитвы на перенесение св. мощей - www.mzh.mrezha.ru/lib/zheltov/zhl2005d.pdf // Богословские труды . - М .: 2005. - Т. 40. - С. 122–127.
  2. Уханова Е.В. Обретение мощей св. Климента, Папы Римского, и дипломатическая миссия Константина Философа // У истоков славянской письменности - www.krotov.info/history/09/3/uhanova.html. - М .: Муравей, 1998. - 237 с.
  3. Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  4. Димитрий Ростовский. Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовский)/Февраль/24#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.BE.D0.B5_.D0.B8_.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B5_.D0.BE.D0.B1.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B3.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.8B_.D0.9F.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.82.D0.B5.D1.87.D0.B8_.D0.B8_.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8F_.D0.93.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8F_.D0.98.D0.BE.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D0.B0
  5. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - days.pravoslavie.ru/Life/life1137.htm. Православие.Ru.
  6. Карташёв А.В. Вселенские соборы. - Клин, 2004. - С. 182.
  7. Epistola ad omnem ecclesiam, de revelatione corporis Stephani martyris ("Revelatio Sancti Stephani", Revue des Etudes Byzantines , 4, 1946, pp. 178-217)
  8. Hunt, E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire A.D. 312-460 , Oxford: Clarendon Press, 1982
  9. Лосева О.В. Варнава - www.pravenc.ru/text/154261.html // Православная энциклопедия . - М .: 2003. - Т. 6. - С. 641-646. - ISBN 5-89572-010-2.
  10. протоиерей Иоанн Мейендорф. Структура церкви - www.krotov.info/library/m/meyendrf/imperia_3.htm. Единство империи и разделение христиан .
  11. Голубцов А. П. Места молитвенных собраний христиан I-III веков - mystudies.narod.ru/library/g/golubtsov/a-22/5.html. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике .
  12. протоиерей Николай Погребняк. Иконография чрезвычайных ситуаций - www.mepar.ru/library/vedomosti/2/425/ // Московские епархиальные ведомости . - М .: Московская епархия, 2007. - № 7-8.
  13. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви - www.bogoslov.ru/bv/text/163126/index.html // Богословский вестник . - 1894. - Т. 2. - № 6. - С. 418-436.
  14. протоиерей Владислав Цыпин. Глава 48. Канонизация и почитание святых // Церковное право - www.klikovo.ru/db/book/msg/4203.
  15. митрополит Ювеналий (Поярков). О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых - www.tellur.ru/~historia/archive/03-00/yuvenaliy.htm // Мир истории . - 2000. - № 3.
  16. Деяние о Канонизации святых подвижников Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года - www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/sobor_10.html.
  17. Мария Да Вилла Урбани Собор Сан Марко. - Венеция: Storti Edizioni, 2006. - С. 12. - ISBN 88-7666-590-0

Чудесное заступничество прп. Саввы охраняло монастырь со дня его основания, но особенно явно это проявилось в Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века. Стабильное и обеспеченное положение обители было уничтожено пожарами и грабежами. Не все разоренные в Смуту монастыри и храмы Звенигорода смогли восстановиться. Но Саввино-Сторожевская обитель смогла выстоять, по молитвам святого основателя Господь сохранил монастырь во время всех испытаний.

Существует предположение, что Лжедмитрий II, желая привлечь к себе народную любовь, намеревался открыть св. мощи прп. Саввы Сторожевского. В грамоте от 8 сентября 1608 года, написанной в лагере под Москвой, он выказывает желание, чтобы его супруга Марина Мнишек находилась ближе к столице «для положения одного святого в монастыре Звенигородском, от чего бы почтение и удивление к нам в Москве возросло» Успенский А. Саввин Сторожевский монастырь. // Художественные сокровища России. Ежемесячный сборник, издаваемый Императорским обществом поощрения художеств. М., 1904, № 2-4, с. 62. Необходимо отметить, что авторитетный историк XIX столетия С.К.Смирнов иначе трактовал текст грамоты (Смирнов С.К. Ук. соч., с. 23). .



Звенигородского чудотворца особо почитал второй государь новой династии Алексей Михайлович Романов. При нем монастырь приобрел статус лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной царской резиденцией и одной из богатейших обителей эпохи. В царствование государя Алексея Михайловича Романова и произошло обретение святыни.



Обретение святых и нетленных мощей было вызвано многочисленными дивными исцелениями и чудотворениями, совершавшимися при гробе преподобного. Так, в 1651 году Андрей Шахов, царский надсмотрщик за постройкой каменных монастырских стен, впал в лихорадку столь опасную, что отчаялся в своей жизни. Но ему во сне явился преподобный Савва и исцелил его. В том же году саввинский ризничий Филарет пересказал Шахову, что братия часто видит в монастыре преподобных Сергия и Савву, которые ночью ходят по кельям и будят братию к утрене. Одному монастырскому каменщику, унывавшему по случаю смерти матери, около того же времени явился ночью некий юноша и сказал, что он послан прп. Сергием Радонежским в монастырь прп. Саввы помочь тому работнику и утешить его в горе.

В царских архивах хранятся описания двух чудес, датированных декабрем 1651 года. Одно из них – об исцелении Семена Даниловича Змеева, другое – об исцелении князя Андрея Михайловича Солнцева. Семен Змеев, повествует сказание, более десяти дней был при смерти: «гортань занялась», и не было ему возможности ни пить, ни есть. Готовясь к смерти, он принял Святое Причастие, родные же его, «чая его умроша», плакали о нем. Подошел день памяти преподобного Саввы (3 декабря), и Семен Змеев, вспомнив «преподобного и богоносного отца нашего Савву игумена, Сторожевского Чудотворца», стал у него «со слезами просити милости». Тотчас болезнь отступила, и стал он «здрав, яко прежде». Через несколько дней он поехал помолиться у гроба Святого и поведал о своем чудесном исцелении архимандриту Саввино-Сторожевского монастыря Гермогену с братией.

В те же дни архимандрит Гермоген получил известие от князя Андрея Солнцева. Много дней пролежал князь в лихорадке «и нача чести чудотворца Саввы житие, и дойдя до того слова, где угодник божий преподобный Савва исцеляет от разных болезней... стал просить со слезами милости, обещав быть у его многоцелебного гроба... во обители Пречистыя Богородицы и великого чудотворца Саввы помолиться, и в том же часу подал ему угодник Божий и великий чудотворец Савва от тоя болезни исцеление».

Несомненно, чудеса еще больше усилили в братии и благочестивых мирянах веру к Преподобному и желание видеть его нетленные мощи. Много было и других чудес и явлений прп. Саввы, то одного, то вместе с прп. Сергием Радонежским, происшедших перед самым обретением св. мощей.

С обретением святыни связана следующая удиви тельная история: «Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому царю. Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту в окружающие обитель леса Звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. У государя не оказалось оружия, и он, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его появлением, зверь бежал от царя. Спрошенный об имени, старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро пришел в обитель и сам царь Алексей Михайлович и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще не известный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха по имени Савва. Тогда царь, взглянув на образ Преподобного, уразумел, что это был сам он» Брандт И.В. Первое и второе обретение святых мощей преподобного Саввы Сторожевского. Звенигород 2002, с. 7-9. .



Св. мощи были обретены нетленными 19 января 1652 года. При обретении присутствовал сам Государь, царская семья, патриарх Иосиф и новгородский митрополит Никон (будущий патриарх). Святыня сохранялась в основном объеме древнего монастырского Рождественского собора у иконостаса справой стороны, на небольшом возвышении под сенью.



В дворцовых разрядах это великое церковное событие передается так: «Царь Алексий Михайлович 16-го января 1652 года пошел в Звенигород для обретения мощей преподобного Саввы чудотворца, а с ним, Государем, Святейший Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси, да Новгородский Митрополит Никон. С царем было 13 бояр, 10 окольничих, 100 стольников и 50 стряпчих, да при царице Марии Ильиничне 65 дворян; 19-го числа мощи обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в новой дубовой гробнице и поставлены на правой стороне в соборе у южных врат, ведущих в алтарь. На другой день, 20-го числа, совершено было Патриархом Иосифом торжественное празднование обретения мощей новопрославленного Угодника Божия, и по литургии был стол у Государя; за трапезою, за столом у Государя был Святейший Патриарх Иосиф Московский и всея Руси. В этот день Государь пожертвовал в монастырь 3000 руб., как значится во вкладной монастырской книге, да митрополит Никон дал вкладу 50 рублей» Смирнов С.К. Ук. соч., с. 27. .



Путешественнику с православного Востока архидиакону Павлу Алеппскому, побывавшему в монастыре четыре года спустя по обретении, удалось увидеть св. мощи открытыми. Он вспоминает: «Войдя в церковь, наш владыка Антиохийский патриарх Макарий, совершавший в то время путешествие по России. приложился, по их обычаю, ко всем иконам церкви и к мощам святого Саввы Нового, которые положены в серебряно-вызолоченной раке Видимо, первоначальная дубовая рака была богато украшена. , находящейся в углу церкви, направо, в помещении, похожем на место, где хранится Риза Господня, с куполом и медной загородкой, со сквозной резьбой кругом и слюдяной подволокой... Царь, взяв нашего учителя за правую руку, подвел его к раке святого, открыл ее и показал ему тело, и он приложился к нему; при этом царь с удивлением говорил: «Посмотри, какой прекрасный цвет этого черепа: истинно, он желт и тверд» и продолжал: «Когда я вынул мощи святого из земли, чтобы положить их в эту раку, я заметил, что потерялся один коренной зуб, и я не переставал искать его, пока не нашел. В то время у меня болели зубы, я их потер им, и они тотчас исцелились».

Государь много способствовал почитанию звенигородского чудотворца по всей России. Широкое распространение получили иконы прп. Саввы Сторожевского, не менее яркой характеристикой его почитания является тот факт, что Московский Печатный Двор в 1649 году два раза издал службу и житие прп. Саввы тиражами 200 и 1200 экземпляров. Каждый год Государь просил саввинских иноков присылать ему из монастыря «освященного масла, святой и умовенной воды» для орошения полей в своем любимом Измайлове при посеве хлеба Московские Церковные Ведомости. М., 1912, № 39. с. 886. .

Царь Алексей Михайлович имел непременное желание переложить святые и нетленные мощи преподобного Саввы из дубовой гробницы, в которой они почивали, в серебряную позлащенную раку. Не успев этого сделать, он завещал выполнить свое желание сыну.

В сентябре 1680 года его сын и преемник царь Феодор Алексеевич привез в обитель новую серебряную гробницу, при этом путь в Звенигород из Москвы Государь проделал пешком, несмотря на серьезную болезнь ног, которой страдал с детства. В книге царских выходов сказано, что царь пошел в Слввинскую обитель, по обету, пешком. «6-го числа царь пришел в Павловское «к вечернему кушанью» и ночевал в том селе, 7-го «после столового кушанья» пошел из Павловского. «А чудотворцева новая серебряная рака прежь государскаго пришествия в монастырь поставлена была на гостине дворе. А как Великий Государь изволил идти к монастырю, и из Саввинскаго монастыря встретили Великого Государя с животворящим крестом Коломенский архиепископ (Павел Моравский) и Саввинский архимандрит (Сильвестр) с игумны, и с попы, и с диаконы во одеждах; а раку несли серебряную перед ним, Великим Государем, верховые (придворные) певчие диаки, а перед нею шли черные священники и диаконы (иеромонахи и иеродиаконы) с кадилы и с свещами. И тое раку изволил Великий Государь поставить в соборной церкви на правой руке: и певши молебен, изволил Великий Государь с Коломенским архиепископом и с Саввинским архимандритом мощи чудотворца положить в новую серебряную раку» Смирнов С.К. Ук. соч., с. 34. .



Сто лет спустя, в 1781 году, надворным советником Николаем Владимировичем Шереметевым над ракой был устроен тонкой работы деревянный резной шатер, осеняющий св. мощи.