Литературные викторины по сказкам андерсена. Сказочная, литературная викторина по сказкам Андерсена. Тест Сказки Андерсена. День, неделя, праздник детской книги. Посвящение в читатели. Школьная библиотека. День библиотекаря. «Принцесса на горошине»

Конкурс «Откуда эти высказывания»

Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?

    А король-то голый!” (Ребёнок; «Новое платье короля».)

    Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)

    Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)

    Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)

Конкурс «Чьи это вещи?»

Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и в корзине Герды.

Вещи в рюкзаке Кая:

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)

Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)

Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)

Горошина. («Принцесса на горошине»)

Вещи в корзине Герды:

Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)

Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)

Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)

Бусы из ракушек («Русалочка»)

Конкурс знатоков «Кто есть кто?»

1. Кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)

2. Кто из персонажей “так любил наряжаться”, что “на каждый час дня у него было особое платье”? (Король; «Новое платье короля».)

3. Кто из героев Андерсена совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы (Стойкий оловянный солдатик)

4. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)

5. . Кто из андерсеновских героев владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя. (Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)

Дополнительные вопросы:

1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Маленькая разбойница из сказки “Снежная королева”)

2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)

3. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)

4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец. (Роза и соловей из сказки “Свинопас”)

5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина из сказки “Принцесса на горошине”)

Конкурс «О ком (чём) идёт речь?»

1. О ком идет речь: «Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля» (русалочка)

2 О ком идет речь: «В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком» (Оле-Лукойе)

3. О ком идет речь: «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зеленым листочком – других игрушек у нее не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь нее на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев…» (Элиза)

4. В какой сказке поют песню, содержащую слова: «Ах, мой милый Августин, все прошло, прошло, прошло» («Свинопас»)

5. Кто был сыном старой оловянной ложки? (стойкий оловянный солдатик)

6. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

7. Какую страну Ханс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Данию)

8. Кто сказал: «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница» (полевая мышь)

9. Кто совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно? (Крот)

10. В кого превратился гадкий утенок? (в прекрасного лебедя)

11. Назовите сказку Андерсена, в которой собака помогает солдату стать королем (Огниво)

12. Какую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля» (никакую)

13. Что больше всего любила делать Русалочка? (слушать рассказы о людях)

Блиц-опрос:

1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребёнок)

2. Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)

3. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была только одна нога)

4. Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)

5. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? (Русалочка)

6. А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (“Огниво”)

7. Кто так говорил: “Ко-акс, ко-акс, брехкеке-кекс!”? (Сын жабы)

8. Как звали друга Герды? (Кай)

9. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)

Конкурс «К какой сказке относятся подборки слов?»

1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень, дружба, ворона («Снежная королева»)

2. Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

3. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

4. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)

5. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).

6. Роза, соловей, горшочек, трещотка. («Свинопас»).

7. Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. («Новое платье короля»).

8. Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. («Дюймовочка»).

Расшифровать слова, к какой сказке они относятся:

ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ

Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф. «Дюймовочка»

КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ

Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух. «Гадкий утенок»

Конкурс называется «Портрет героя». Нужно угадать героев по описанию:

1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)

2. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета. Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону он повернется». (Оле-Лукойе, «Оле-Лукойе»)

3. «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди» (ведьма, «Огниво»)

4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (принц-свинопас, «Свинопас»)

5. «У каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки, на память» (братья-принцы, «Дикие лебеди»)

6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (сын жабы, «Дюймовочка»)

Конкурс «Сказочная математика». Попробуйте ответить на вопросы «Сколько…»:

1. Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? (Семь)

2. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)

3. Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине (в сказке «Дикие лебеди»)? (одиннадцать дней в году)

4. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)

5. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)

6. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)

7. Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (одиннадцать сыновей и одна дочь)

8. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (два: чудесный котелок с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)

9. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)

Конкурс «Соедини слова»

Ответы: 1. Ледяная дева; Снежная королева. 2. Красные башмачки; Зеленые крошки. 3. Злой князь; Скверный мальчик. 4. Пастушка и трубочист; Улитка и розовый куст. 5. Дочь болотного царя; Новое платье короля. 6. Судьба репейника; Рассказы солнечного лучика.

Кроссворд

Ответы . По горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей. 8. Дюймовочка. 10. Свинопас. 11. Зонтик. По вертикали: 1. Ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7. Горшок. 9. Элиза.

Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена

По горизонтали : 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе.

По вертикали : 1. Птичка - верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчик, сердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебный предмет, который смастерил для Принцессы Свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди».

Викторина для детей старшей группы: «Волшебный мир сказок Ханса Кристьяна Андерсена»

Викторина посвящена 210-летию со дня рождения

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Литературная викторина предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, родителей и детей.
Назначение работы: Данная викторина позволит Вам в веселой, игровой форме закрепить знания детей о героях любимых сказок Х.К. Андерсена.
Цель:
формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.
Задачи:
1. воспитание у дошкольников интереса к книге;
2. приобщение детей дошкольного возраста к миру книжной культуры и воспитание грамотного читателя;
3. формирование эмоциональной отзывчивости на литературное
произведение;
4. закрепление знаний детей о сказочнике Хансе Кри́стиане А́ндерсене
(автора всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Снежная королева» и многих других).
Материал: мультимедийная доска, загадки для детей автор Дворецкая Т.Н.
Предварительная работа:
- чтение сказок Х.К. Андерсена;
- рассматривание иллюстраций книг;
- выставка детских рисунков по прочитанным произведениям.

ХОД ДОСУГА
Ведущий: Дорогие ребята проходите и садитесь на стульчики. Сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в волшебный мир сказок Ханса Кристьяна Андерсена.
Родился Ханс Кристьян Андерсен в Дании. С детских лет у мальчика был редкий талант сказочника. Его фантазия не знала границ. В народе говорили, что Андерсен может написать целое произведение обо всем на свете, о любом предмете «даже о штопальной игле». И действительно уже на следующий день этот талантливый сказочник уже рассказывал людям историю под названием «Штопальная игла».
Сказки Ханса Кристьяна Андерсена уже много лет, помогают детям быть внимательными к миру, в котором мы живем, учат видеть волшебное и особенное во всем, что нас окружает.
А любите ли Вы сказки? (ответы детей)
Вот и замечательно! А я сейчас и проверю, хорошо ли Вы знаете сказки Ханса Кристьяна Андерсена? Слушайте внимательно мои загадки, и если Вы, верно, отгадаете их, то отгадки появятся в этом зале.
Загадка первая:
Хоть сказка не русская - Сказка не наша.
Любимые в ней, два персонажа.
У мальчика с детства, подружка была.
Она по - соседству, напротив жила.
Смелая, верная эта подруга
В беде не бросала, любимого друга!
(Кай и Герда)
Звучит тихая музыка П.И. Чайковского Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» Звучат ответы детей после правильного ответа появляется изображение - Кай и Герда.
Загадка вторая:
Добрая девочка с рыбьим хвостом,
Пена морская была её дом.
В принца влюбилась бедняжка морская.
От Ведьменой силы вмиг стала немая.
На стройные ноги свой голос сменила.
Как имя у девочки, что принца любила?
(Русалочка)

Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Русалочки.
Загадка третья:
Король не ведая коварства,
Смог удивить за раз пол царства.
Рассмешил своим нарядом,
Всех людей, что были рядом.
(Новый наряд Короля)
Звучит музыка. После правильного ответа появляется изображение Короля.
Загадка четвертая:
Мама мечтала о маленькой дочке.
Ячменное зернышко посадила в горшочке.
Вырос прекрасный, красивый цветочек.
Девочка в центре, с мизинчик росточком.
(Дюймовочка)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Дюймовочки.
Загадка пятая:
Три собаки под землей,
Охраняли свой покой.
Сундуки монет под ними,
Были медно-золотыми.
(Огниво)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение солдата.
Загадка шестая:
Что сказать на самом деле,
Сто перин на той постели.
Но красавице-девице -
Тёмной ноченькой не спиться.
Не сомкнула глаз ни разу…
Принц влюбился в неё сразу.
Королевой хитрой брошена,
Всему виной горошина!
(Принцесса на горошине)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Принцессы в руках у неё горошина.
Загадка седьмая:
Девушка братьев любила, жалела.
Снять колдовство она очень хотела.
Ночами трудилась, себя не жалея.
Ходила на кладбище от страха робея.
Хоть и жгла крапива руки,
Но она терпела муки.
Обед молчания храня –
Шила рубашки под светом огня.
(Дикие лебеди)
Звучит тихая музыка. Появляется изображение девушки Элизы.
Загадка восьмая:
Холод в замке изо льда.
В нём живет совсем одна -
Повелительница вьюги.
Тянет ледяные руки…
Сердца нет, и нет души.
Кто же это подскажи?
(Снежная Королева)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение - Снежная Королева.
Загадка девятая:
Бравых 25 солдат,
И друг другу каждый брат.
Самый младший из бойцов
Был на подвиги готов.
В грустной сказке – западня…
Нет спасенья от огня.
(Оловянный солдатик)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение оловянный солдатик.
Загадка десятая:
Живётся на свете не сладко…
Если родился утёнком ты – гадким.
(Гадкий утёнок)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Гадкий утенок.
Загадка одиннадцатая:
Для юной принцессы послал принц подарки!
Они восхитительны были и ярки.
Прекрасная роза, живой соловей
Но были подарки не по сердцу ей.
Тогда принц оделся в простую одежду.
В душе не теряя, жениться надежду.
Он стал не приметный для тысячи глаз.
И прозвище дали ему
…….(Свинопас)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Свинопаса.
Загадка двенадцатая:
Интересный старичок
На макушке колпачок.
Ростом очень маленький
На нем кафтанчик аленький.
На глазах его очки.
А на ножках башмачки.
От зимы и до весны
Он приносит детям сны.
(Оле Лукое)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение сказочного Оле Лукое.
Ведущая: Ох, ребята и порадовали Вы меня своими ответами. Какие же Вы молодцы! Вижу я, любите Вы слушать сказки Ханса Кристьяна Андерсена и очень хорошо знаете сказочных героев.
В сказках Х.К. Андерсена главные герои испытывают не легкую и не веселую жизнь. Андерсен был уверен, что сказки помогают в стремлении человека к добру и правде, в преодолении испытаний и трудностей, в противостоянии добра над злом. В его сказках – неизменно побеждают добрые качества героев, вера и ожидание чуда, героизм, смелость и способность пожертвовать всем, полностью забыв о себе во имя добра.
Вы такие молодцы ребята! Но пришло время нам расставаться. Любите сказки, они помогут Вам найти ответы на все вопросы.

Сказки Ганса Христиана Андерсена любят и знают многие дети. Их изучают на уроках литературного чтения в начальной школе. Для того, чтобы разнообразить учебный процесс, можно провести с детьми в начальной школе викторину по сказкам Г. Х. Андерсена.

Вопросы по разным сказкам Андерсена

  1. Как звали самую маленькую девочку? Ответ: Дюймовочка.
  2. Какие предметы из сказки «Снежная королева» некоторым людям попадали прямо в сердце и оно превращалось в кусок льда? Ответ: Осколки.
  3. Кто получил второй приз «за быстроту бега в течение целого года» в сказке «Скороходы»? Ответ: Улитка.
  4. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки «Дикие лебеди»? Ответ: 11 братьев.
  5. Что каждое утро пила Дюймовочка, когда жила все лето и часть осени в большом лесу? Роса. Кто послал принцессе розу и соловья в сказке «Свинопас»? Ответ: Принц.
  6. Как называется сказка, повествующая о жизни и смерти одного лесного дерева? Ответ: «Ель».
  7. Кто украл ночью Дюймовочку из дома женщины, чтобы выдать малютку замуж за своего мокрого и безобразного сына? Ответ: Жаба.
  8. Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? Ответ: Олово.
  9. Что стояло посреди Замерзшего озера во дворце Снежной королевы, и на нем она восседала, когда бывала дома? Ответ: Трон.
  10. Какое слово должен был выложить Кай? За это ему обещали подарить весь свет и новые коньки в сказке «Снежная королева»? Ответ: «вечность».
  11. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? Ответ: Крот.
  12. Какое время года названо «молодым принцем» в сказке «История года»? Ответ: Весна.
  13. Одна из сказок Г.Х. Андерсена называется «...- Лукойе». Ответ: Оле.
  14. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (20 тюфяков, 20 перин и 1 горошину)
  15. Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы? 110 (10 - за горшочек с бубенчиками и 100 - за трещотку)

Мини-викторины по каждой сказке Андерсена

«Дюймовочка»

1. Откуда появилась Дюймовочка? (из цветка)
2. Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки? (из скорлупы грецкого ореха)
3. На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына? (на листке кувшинки)
4. Кто не захотел жениться на Дюймовочке? (майский жук)
5. Где провела зиму Дюймовочка? (в норке полевой мыши)
6. Кто был спасён Дюймовочкой? (ласточка)
7. Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом? (ласточка, улетела с ней в тёплые края)
8. С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях? (с королём эльфов)
9. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

«Стойкий оловянный солдатик»

1. Сколько солдатиков подарили мальчику в день рождения? (25)
2. Из чего были сделаны солдатики? (из старой оловянной ложки)
3. Как стойкий оловянный солдатик отправился в путешествие? (он упал из окна)
4. Где побывал солдатик? (плавал на лодочке, в желудке у рыбы)
5. Кто отправил в плаванье солдатика? (мальчики)
6. Куда вернулся солдатик после путешествия? (он снова оказался в той же комнате)
7. Кто бросил стойкого оловянного солдатика в печку? (мальчик)
8. Кого любил стойкий оловянный солдатик? (танцовщицу)

«Принцесса на горошине»

1. Почему принц не мог выбрать себе невесту? (потому, что он хотел жениться на настоящей принцессе и не знал
как узнать: настоящая она или нет)
2. Как принц нашёл настоящую принцессу? (она пришла во дворец в сильную бурю)
3. Сколько тюфяков и перин постелили принцессе? (20 тюфяков и 20 перин)
4. Что мешало принцессе ночью спать? (горошина)
5. Куда отправили затем горошину? (в музей)

«Русалочка»

1. Сколько дочерей было у морского царя? (6 принцесс)
2. В каком возрасте разрешалось им впервые всплывать на поверхность моря? (в 15 лет)
3. Что впервые увидела шестая дочь морского царя на поверхности моря? (корабль и молодого принца)
4. Кто спас принца во время бури и крушения корабля? (русалочка)
5. К кому за советом обратилась русалочка? (к морской ведьме)
6. Чем расплатилась русалочка с ведьмой за помощь? (своим чудесным голосом)
7. Что нужно было сделать русалочке для своего спасения? (убить принца)
8. Когда русалочка может обрести бессмертную душу? (когда её полюбит человек)

«Снежная королева»

1. Что смастерил злой тролль? (зеркало, в котором всё доброе уменьшалось, а всё безобразное
казалось ещё хуже)
2. Что случилось с этим зеркалом? (оно разбилось на миллионы осколков)
3. Почему Кай изменился, стал жестоким? (ему в сердце и глаз попали осколки зеркала тролля)
4. Кто похитил Кая? (Снежная королева)
5. Кто искал Кая? (Герда)
6. Кто подарил карету Герде? (принц и принцесса)
7. Кто отвёз Герду в Лапландию? (северный олень)
8. Какое слово очень хотел сложить из льдинок Кай? (слово «вечность»)
9. Что растопило осколок зеркала злого тролля в сердце Кая? (слёзы Герды)
10. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (из 7 рассказов)

«Дикие лебеди»

1. Как звали дочку короля? (Элиза)
2. Сколько братьев было у Элизы? (11 братьев)
3. В кого превратила злая мачеха братьев Элизы? (в диких лебедей)
4. Когда дикие лебеди превращались снова в принцев? (после заката солнца)
5. Как часто лебеди могут прилетать на родину, и как долго оставаться? (1 раз в год на 11 дней)
6. Из чего братья сплели сетку сестре для перелёта? (из лозняка и тростника)
7. Где поселилась Элиза? (на скале в пещере)
8. Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев? (из крапивы)
9. Почему Элиза не могла говорить? (от её молчания зависела жизнь и спасение братьев)
10. Почему хотели сжечь на костре Элизу? (потому что все считали её ведьмой)
11. Во что превратились поленья для костра, после того как пропали злые чары мачехи? (в благоухающий куст роз)


Угадай героя по описанию

  • Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая. - Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»
  • Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости. - Снежная королева
  • На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече - голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки… - Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  • Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами. - Искусственный соловей из сказки «Соловей»
  • Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику… - Оле-Лукойе
  • Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. - Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»

Кто кому говорит эти слова? И в какой сказке?

  • «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!» Принцесса - королю в сказке «Свинопас»
  • «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?» - Трубочист - пастушке
  • «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
  • «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!» Крыса - оловянному солдатику
  • «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!» Злая королева - братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
  • «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя - так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!» Курица - гадкому утёнку
  • «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света! Маленькая разбойница - Каю в сказке «Снежная королева»
  • «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели». Студент - Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
  • «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!» Полевая мышь - кроту в сказке «Дюймовочка»
  • «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!» Финка - северному оленю в сказке «Снежная королева»

Викторина повышенной сложности по сказкам Андерсена

  1. Как Г. К. Андерсен назвал свою автобиографическую книгу? («Сказка моей жизни».)
  2. В какой стране родился Г.К. Андерсен? (В Дании.)
  3. Какую страну Ганс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Свою родную Данию.)
  4. Какой праздник отмечается ежегодно в день рождения Г.К. Андерсена - 2 апреля? (Международный День детской книги.)
  5. Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.)
  6. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.)
  7. Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)
  8. Какую андерсеновскую героиню эльфы называли Майей? (Дюймовочку.)
  9. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)
  10. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева».)
  11. Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»? (Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное - увеличивалось во много-много раз.)
  12. Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья? (Розы.)
  13. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки? (Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)
  14. Кто показал Герде дорогу к чертогам Снежной королевы? (Финка.)
  15. Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай.)
  16. Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что? (Поцеловала его в лоб.)
  17. О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» (Заколдованный Кай говорит о снежинках.)
  18. Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева? (Старая ведьма.)
  19. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)
  20. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Дырявый мешочек с гречкой.)
  21. В каком возрасте русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
  22. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка.)
  23. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)
  24. Материал для дворца морского царя из сказки «Русалочка» Андерсена - это… (Коралл.)
  25. Кто был сыном оловянной ложки? (Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)
  26. На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)
  27. За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев? (За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)
  28. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
  29. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
  30. В какой сказке Андерсена цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды».)
  31. Каким именем, согласно сказке Андерсена, в Дании называют всех аистов? (Петер.)
  32. Назовите сказку Андерсена, название которой начинается и оканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас».)
  33. Название какой сказки Андерсена начинается и оканчивается на одну и ту же гласную букву? («Огниво».)
  34. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? («Дикие лебеди».)
  35. Какой герой сказок Андерсена так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения, имея на каждый час дня своё особое платье? (Король из сказки « Новое платье короля».)
  36. Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения. («Ромашка», «Гречиха».)
  37. Какого цвета было сердце у ромашки? (Жёлтого.)
  38. О каких двух феях идет речь в сказке «Калоши счастья»? (Фея Счастья и фея Печали.)

Вопросы по сказкам Андерсена с выбором ответа

При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны?
А. Зонтик.
Б. Лампа.
В. Зеркало.
Г. Кольцо.

Главы какой сказки Андерсена носят название дней недели?
А. «Дюймовочка».
Б. «Свинопас».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Огниво».

Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена?
А. 3.
Б. 6;
В. 12.
Г. 24.

Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев?
А. У него была одна рука.
Б. У него была одна нога.
В. Он был меньше всех ростом.
Г. Он был больше всех ростом.

Из какого предмета кухонного обихода отлили стойкого оловянного солдатика и его братьев из сказки Андерсена?
А. Миска.
Б. Вилка.
В. Кружка.
Г. Ложка.

Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик?
А. Бумажную балерину.
Б. Маленькую разбойницу.
В. Снежную королеву.
Г. Дюймовочку.

О какой счастливой резиновой обуви написал сказку Ганс Кристиан Андерсен?
А. Сапоги.
Б. Галоши.
В. Валенки.
Г. Тапочки.

Назовите сказку, которая НЕ принадлежит перу Г.К. Андерсена?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Дикие лебеди».
В. «Золотой гусь».
Г. «На утином дворе».

(Это сказка братьев Гримм.)

Снежная Королева обещала подарить Каю весь мир и что-то в придачу. Что же?
А. Пару коньков.
Б. Горные лыжи.
В. Снегоход.
Г. Ледокол.

Что освещало белые, ярко сверкающие чертоги Снежной Королевы в сказке Андерсена?
А. Солнце.
Б. Луна.
В. Звёзды.
Г. Северное сияние.

Какое слово складывал Кай из льдинок в чертогах Снежной королевы?
А. Эпоха.
Б. Вечность.
В. Бессмертие.
Г. Власть.

Где в сказке Ганса Кристиана Андерсена жила Снежная королева?
А. Финляндия.
Б. Дания.
В. Россия.
Г. Англия.

Осколок какого предмета троллей попал Каю в глаз?
А. Вазы.
Б. Зеркала.
В. Блюда.
Г. Бомбы.

На чём было написано письмо старой лапландки в сказке «Снежная королева»?
А. На шкуре.
Б. На рыбе.
В. На варежке.
Г. На льдине.

У какого из этих произведений есть подзаголовок: «Сказка в семи рассказах»?
А. «Снежная королева».
Б. «Дюймовойчка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

Хозяйка андерсеновского зимнего царства:
А. Снегурочка.
Б. Ледяная принцесса.
В. Снежная королева.
Г. Госпожа Метелица.

Какая героиня есть в сказках Г.К. Андерсена?
А. Тётушка зубная боль.
Б. Дядюшка аппендицит.
В. Бабушка ангина.
Г. Дедушка склероз.

В кого влюбилась Русалочка в сказке Г.К. Андерсена?
А. В принца.
Б. В дельфина.
В. В капитана Немо.
Г. В Синдбада-морехода.

В какой из столиц находится памятник Русалочке - героине сказки Андерсена?
А. В Хельсинки.
Б. В Берне.
В. В Осло.
Г. В Копенгагене.

Сколько дочерей было у царя морского в сказке «Русалочка»?
А. Три.
Б. Пять.
В. Шесть.
Г. Восемь.

Кому спасла жизнь героиня сказки «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Пирату.
Б. Принцу.
В. Солдату.
Г. Капитану.

Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Из жемчуга.
Б. Из янтаря.
В. Из кораллов.
Г. Из хрусталя.

Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андерсена?
А. Элли.
Б. Элиза.
В. Майя.
Г. Герда.

Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»?
А. 3.
Б. 7.
В. 11.
Г. 33.

Что принцесса плела своим братьям-лебедям в сказке Г.К Андерсена «Дикие лебеди»?
А. Сети.
Б. Рубашки.
В. Фенечки.
Г. Венки.

Из какого растения Элиза (в сказке Андерсена «Дикие лебеди») сплела рубашки для своих братьев?
А. Из полыни.
Б. Из крапивы.
В. Из бобовых стеблей.
Г. Из виноградной лозы.

Что устраивали цветы в сказке Андерсена «Цветы маленькой Иды»?
А. Выставки.
Б. Конференции.
В. Балы.
Г. Концерты.

Какой предмет сделал солдата из сказки Андерсена счастливым?
А. Топор.
Б. Огниво.
В. Табакерка.
Г. Калоши.

Кого солдат из сказки «Огниво» встретил на своём пути?
А. Старуху-ведьму.
Б. Старуху Шапокляк.
В. Бабу Ягу.
Г. Тётушку Зубную Боль.

Куда старуха попросила залезть солдата в сказке «Огниво»?
А. На крышу избушки.
Б. На верхушку дерева.
В. В дупло дерева.
Г. В окно дворца.

Какую ткань ткали два обманщика в сказке Андерсена «Новое платье короля»?
А. Шерстяную.
Б. Шёлковую.
В. Льняную.
Г. Виртуальную.

Что крикнул мальчик в финале сказки Андерсена «Новое платье короля»?
А. А одежду-то украли!
Б. А королеве-то не понравилось!
В. А король-то голый!
Г. А это уже не модно!

Кто единственный из всей толпы подданных не побоялся показаться глупым и закричал: «А король-то голый!»
А. Королева.
Б. Портной-конкурент.
В. Маленький мальчик.
Г. Камергер.

О ком в сказке Г.К. Андерсена сказали: «У неё только две ножки. Смотреть жалко! У неё нет усиков!»?
А. Дюймовочка.
Б. Элиза.
В. Герда.
Г. Снежная королева.

В честь единицы измерения какой величины получила своё имя сказочная героиня Дюймовочка?
А. Массы.
Б. Длины.
В. Давления.
Г. Радиации.

(Дюйм -единица длины, равная 2,54 см.)

Кто из этих живых существ НЕ пытался жениться на Дюймовочке?
А. Жук.
Б. Крот.
В. Жабёнок.
Г. Шмель.

Из какого цветка появилась Дюймовочка?
А. Роза.
Б. Тюльпан.
В. Колокольчик.
Г. Ландыш.

Кто расстроил свадьбу Дюймовочки и Крота?
А. Мать Дюймовочки.
Б. Отец Крота.
В. Ласточка.
Г. Адвокаты.

Какое новое имя получает Дюймовочка в финале сказки Андерсена?
А. Ласточка.
Б. Майя.
В. Эльфина.
Г. Королевна.

Какая из этих сказок НЕ принадлежит перу Г.Х. Андерсена?
А. «Золушка».
Б. «Дюймовочка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена?
А. В лебедя.
Б. В журавля.
В. В павлина.
Г. В селезня.

В какой сказке Андерсена смертельно больного императора вылечило пение маленькой серой птички?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Соловей».
В. «Огниво».
Г. «Новое платье короля».

В какой стране происходит действие сказки «Соловей» датчанина Андерсена?
А. Дания.
Б. Финляндия.
В. Индия.
Г. Китай.

У кого из персонажей сказок Андерсена поцелуй был «холоднее льда»?
А. У Русалочки.
Б. У Снежной королевы.
В. У Дюймовочки.
Г. У Элизы.

О ком Андерсен создал сказку?
А. О принце-свинопасе.
Б. О принцессе-доярке.
В. О короле-сапожнике.
Г. О королеве-поварихе.

Кто главный герой сказки Андерсена «Огниво»?
А. Королевич.
Б. Мудрый крестьянин.
В. Солдат.
Г. Пожарный.

У Шарля Перро есть сказка про солдата «Синяя свечка». А как называется аналогичная сказка у Андерсена?
А. «Соловей».
Б. «Огниво».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Стойкий оловянный солдатик».

Женой какого императора России была принцесса, которой читал свои сказки Г.Х. Андерсен?
А. Николая I.
Б. Александра II.
В. Александра III.
Г. Николая II.
(Принцесса Дагмара, которая, выйдя замуж за Александра III, стала Марией Фёдоровной.)

Работая в начальной школе продолжительное время, всё чаще сталкиваюсь с проблемой: дети не читают детскую литературу или читают только указанное произведение. Компьютер, интернет заменили живое слово. А ведь только самостоятельное чтение развивает воображение, мышление, творческую мысль ребёнка. Как активизировать работу ученика на уроке литературного чтения? Как заставить вчитываться в текст, «видеть» читаемое, сопереживать героям, учиться у них, оценивая их поступки?

Несколько лет подряд провожу литературные викторины. Такой вид работы может проводиться в рамках урока и во внеурочной деятельности. Вопросы викторины подобраны так, что нужно обязательно прочитать произведение иначе не ответить. Вопрос соревнования между группами также играет свою роль.

После раздела «Волшебные сказки» провожу викторину по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», затем продолжается эта работа во внеурочной работе. Так мы подробно знакомимся со всеми сказками писателя.

Приведу примеры вопросов викторины по сказкам Г.Х.Андерсена.

Тема: «Волшебные сказки. Литературная викторина по сказкам Г.Х.Андерсена».

(Проводится после завершения работы над разделом I..)

Цель:

  1. Развивать интерес к чтению.
  2. Формировать у детей тип правильной читательской деятельности.
  3. Обучать работе с детской книгой.
  4. Подвести итог осмысления и освоения детьми прочитанных сказок Г.Х.Андерсена, суть процесса «вчитывания» в текст.
  5. Пополнить словарный запас учащихся.
  6. Воспитывать понимание добра и зла, умение оценивать действия и поступки героев.

Оборудование:

  • выставка книг Г.Х.Андерсена: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»,«Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева»;
  • рисунки по прочитанным сказкам;
  • предметы «забытые» сказочными героями;
  • презентации-викторины по прочитанным сказкам.

Ход внеклассного мероприятия

I. Подготовительная работа.

Класс разделён на пять групп по 5-6 человек в каждой. Дети читают сказки Г.Х.Андерсена в определённом порядке:

  1. «Стойкий оловянный солдатик».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Гадкий утёнок».
  4. «Огниво».
  5. «Дикие лебеди».
  6. «Снежная королева».

На прочтение каждой сказки во внеурочной работе даётся определённое время – 2-3 недели. После прочтения – выступления учащихся: «Вопросы- ответы», «забытые вещи» героев, рисунки по содержанию. Выявляются победители каждого этапа работы.

Вопросы викторины по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

  1. Как они оказались у мальчика? (Подарили в день рождения.)
  2. Что мог сделать солдатик, чтобы его заметили на мостовой? (Закричать, но считал неприличным.)
  3. Что решили сделать мальчишки? (Отправить солдатика в плавание.)
  4. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (Бумажная лодочка.)
  5. Что увидел солдатик стоя на столе? (Ту самую комнату, того мальчика, то самое окно, те игрушки, дворец, красавицу танцовщицу.)
  6. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печку.)
  7. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печку за оловянным солдатиком.)

Вопросы викторины по сказке «Дюймовочка».

  1. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Как тюльпан.)
  2. Что было вместо вёсел? (2 конских волоса.)
  3. Куда поставила жаба ореховую скорлупу? (На лист кувшинки.)
  4. Какие слова говорил сын жабы? (Коакс.коакс. брекке-ке-кекс.)
  5. Кто помог Дюймовочке уйти от жабы? (Рыбки перегрызли стебель кувшинки.)
  6. Почему Дюймовочка смогла поплыть быстрее? (Один конец пояса привязала к мотыльку, а другой к листу кувшинки.)
  7. Кто унёс Дюймовочку с листа кувшинки? (Майский жук.)
  8. Чему удивлялись жучки- барышни разглядывая Дюймовочку? (2 ножки, нет щупалец, очень некрасивая.)
  9. Где жила Дюймовочка после листа кувшинки? (В лесу.)
  10. Почему её колыбелька не мокла под дождём? (Под листом лопуха.)
  11. Куда пошла Дюймовочка из леса зимой? (В поле.)
  12. К кому пришла Дюймовочка? (К полевой мыши.)
  13. Что попросила Дюймовочка у мыши? (Кусочек ячменного зёрнышка.)
  14. Кто пришёл в гости к мыши? (Крот.)
  15. Каким был домик крота? (В 20 раз больше, много комнат и длинный коридор.)
  16. Кого увидела Дюймовочка в коридоре у крота? (Ласточку.)
  17. Почему ласточка не улетела на юг? (Поранила крыло о терновый куст.)
  18. Кто готовил ткани для приданого Дюймовочки? (4 паука ткали ткани.)
  19. Почему Дюймовочка не упала улетая с ласточкой? (Привязалась поясом к самому большому пёрышку.)
  20. Куда опустила ласточка Дюймовочку? (На белый лепесток цветов.)
  21. Кого встретила Дюймовочка в чашечке лепестка? (Король эльфов. Маленький человечек.)
  22. Самый лучший подарок эльфов? (Прозрачные крылышки как у стрекозы.)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

  1. Какое было время года? (Лето.)
  2. Какими были лопухи? (Дети стояли в полный рост.)
  3. Чем мир лучше скорлупы? (Просторный.)
  4. Почему утка уселась опять в гнездо? (1 большое яйцо не лопнуло.)
  5. В какое общество ввела утка утят? (Птичий двор.)
  6. Чему учила утят мать-утка? (Лапки наружу, здороваться «Кряк!».)
  7. Что сделала злая утка с гадким утёнком? (Клюнула в шею.)
  8. Кто дразнил, клевал гадкого утёнка? (Утки, куры, братья, сёстры, мать, девушка, которая кормила.)
  9. Где очутился гадкий утёнок, сбежав со двора? (На болоте.)
  10. Сколько дней он сидел на болоте? (2 дня.)
  11. Что случилось с гусаками на болоте? (Застрелили охотники.)
  12. Куда добежал гадкий утёнок? (До бедной избушки.)
  13. Кто жил в избушке? (Старуха с котом и курицей.)
  14. Как старуха звала кота и курицу? (Сыночком и Коротконожкой.)
  15. Что случилось с утёнком зимой в полынье? (Примёрз ко льду.)
  16. Кто спас утёнка? (Крестьянин.)
  17. Кого встретил утёнок весной на воде? (3 белых лебедя.)
  18. Что увидел утёнок в воде? (Своё прекрасное отражение.)
  19. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех!)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».

  1. Что обещала ведьма солдату? (Денег.)
  2. Какое задание получил солдат? (Залезть в дупло.)
  3. Какие глаза были у 1 собаки? (Словно 2 чайных блюдца.)
  4. Какие глаза были у 2 собаки? (Мельничные колёса.)
  5. Какие глаза были у 3 собаки? (С башню.)
  6. Какие деньги были в 1, 2. 3 сундуках? (Медь, серебро, золото.)
  7. Полушка – это сколько? (Мелкая монета – одна четвёртая копейки.)
  8. Что просила ведьма? (Старое огниво.)
  9. Как можно справиться с собаками? (Посадить на клетчатый передник.)
  10. Что взял солдат? (Золото, огниво.)
  11. Куда пришёл солдат? (В город.)
  12. Чему удивился слуга, который чистил сапоги? (Богатый господин, а старые сапоги.)
  13. Кем стал солдат? (Барином.)
  14. Кого хотел увидеть солдат? (Повидать принцессу.)
  15. Как стал жить солдат? (Ходил в театры, жил весело, раздавал бедным деньги.)
  16. Сколько денег осталось у солдата? (2 денежки, обеднел.)
  17. Почему солдат вспомнил про огниво? (Не было денег на свечку, думал высечь огонь.)
  18. Что принесла 1 собака? (Мешок медных денег.)
  19. Какой 2 приказ дал солдат собаке? (Принести принцессу.)
  20. Как старуха фрейлина узнала про солдата? (Надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку.)
  21. Как отметила старуха дом солдата? (Крест мелом.)
  22. В чём хитрость королевы? (Мешочек с крупой на спину принцессе.)
  23. Кто принёс огниво солдату в тюрьму? (Мальчик.)
  24. Сколько монет и каких он получил? (4 серебряных монеты.)
  25. Кто спас солдата? (3 собаки.)
  26. Как радовались собаки? (Плясали перед каретой и кричали «ура».)
  27. Сколько времени длился пир? (Неделю.)
  28. Где сидели 3 собаки? (За столом, ели, пили и вертели громадными глазами.)

Викторина по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».

  1. Сколько детей было у короля? (11 сыновей и 1 дочь Элиза.)
  2. Чем занимались сыновья и дочь? (Ходили в школу, а Элиза рассматривала картинки в книжке.)
  3. Как учились сыновья? (Отлично умели читать по книжке и на память.)
  4. Что случилось в семье короля? (Умерла мать и король женился на мачехе.)
  5. Что задумала злая мачеха? (Избавиться от Элизы.)
  6. Что она сделала? (Отправила её в деревню к чужим людям.)
  7. Что она сделала с принцами? (Превратила в воронов.)
  8. Удалось ли ей довести своё злое дело? (Нет, они превратились в красивых диких лебедей.)
  9. Какие игрушки были у Элизы? (1 листок от дерева.)
  10. Что изменилось в жизни Элизы? (В 15 лет отправили во дворец.)
  11. Кто помогал королеве? (3 жабы.)
  12. Выполнили жабы задание? (Нет.)
  13. Что сделала королева во 2 раз? (Натёрла Элизу соком грецкого ореха, она стала чёрной.)
  14. Почему за книгу Элизы отдано полкоролевства? (Картинки были живые.)
  15. Что сделала Элиза в лесу? (Смыла в ручье черноту.)
  16. Кто встретился на пути Элизы?(Яблоня.)
  17. Где она оказалась? (В самой чаще леса.)
  18. Кто встретился в чаще леса? (Старушка с корзиной ягод.)
  19. Кого встретила она у моря? (11 лебедей с коронами на головах.)
  20. Где живут братья? (За морем.)
  21. Где отдыхают, перелетая море? (На 1 утёсе могут стоять тесно прижавшись.)
  22. Как братья решили перенести Элизу через море? (Плели сетку из ивовой коры и тростника.)
  23. Каким был утёс? (Не больше головы тюленя.)
  24. Кто рассказал Элизе как расколдовать братьев? (Фея Фата – Моргана.)
  25. Какое растение должна нарвать Элиза? (Крапиву.)
  26. Условие феи? (Не разговаривать, пока работает.)
  27. Где оказалась Элиза? (В замке короля.)
  28. Что она увидела в маленькой комнатке? (Связку крапивы и рубашку из крапивы.)
  29. Сколько рубашек успела сплести? (6.)
  30. Кто нашёл её в сыром подземелье? (Младший брат.)
  31. Кто помогал плести последнюю рубашку? (Мыши, дрозд.)
  32. Кому не успела доплести рубашку? (Младшему брату левый рукав, осталось крыло.)
  33. Что появилось на месте костра? (Куст красных роз.)

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

I часть – «О зеркале и его осколках»:

  1. Какое чудо сотворил тролль? (Зеркало.)
  2. Что случилось с зеркалом? (Упало на землю и разбилось вдребезги.)
  3. Что видел человек с осколком зеркала в глазу? (Всё только дурное.)
  4. А в сердце? (Сердце превращалось в лёд.)

II часть – «Мальчик и девочка»:

  1. Какой был садик у двух бедных детей? (Побольше цветочного горшка.)
  2. Как зимой дети смотрели друг на друга? (Через кружок от медной монеты на стекле.)
  3. Кого увидел Кай через кружок? (Снежинку – женщину – птицу.)
  4. Что случилось с Каем? (Осколок зеркала попал в глаз и кольнуло в сердце.)
  5. Как изменился Кай? (Видел всё безобразие.)
  6. Где катался Кай на санках? (На большой площади.)
  7. За кем ехал на санках Кай? (За Снежной королевой.)
  8. Как изменился Кай после второго поцелуя снежной королевы? (Забыл Герду, бабушку, всех домашних.)
  9. О чём рассказал Кай Снежной королеве? (Он знает 4 действия арифметики.)
  10. Где днём спал Кай? (У ног Снежной королевы.)

III часть – «Цветник женщины, умевшей колдовать»:

  1. Что о Кае думала Герда? (Кай умер.)
  2. Кто не соглашался? (Солнечный свет, ласточка и сама Герда поверила.)
  3. Кого спрашивала Герда? (Реку.)
  4. Что самого ценного отдала река? (Красные башмачки.)
  5. Что случилось с Гердой? (Лодка несла по течению.)
  6. С кем встретилась Герда? (Со старушкой.)
  7. Что сделала старушка? (Оставила у себя, чесала волосы золотым гребешком.)
  8. Что происходило с Гердой? (Забывала Кая.)
  9. Чем была набита перинка Герды? (Голубыми фиалками.)
  10. Какой цветок на шляпе старушки напомнил Герде о Кае? (Роза.)
  11. Что сделала Герда? (Убежала от старушки.)

IV часть – «Принц и принцесса»:

  1. Кто вспомнил, что видел Кая? (Ворон.)
  2. Куда отправилась Герда? (Искать Кая.)

V часть – «Маленькая разбойница»:

  1. Почему разбойники ухватились за карету? (Была золотая.)
  2. Какие животные томились у маленькой разбойницы? (Голуби, северный олень.)
  3. Куда унесла Кая Снежная королева? (В Лапландию.)
  4. Назови остров (У Северного полюса, на острове Шпицберген.)
  5. Как Герда оказалась в Лапландии? (На северном олене.)

VI часть:

  1. На чём писала слова лапландка? (На сушёной треске.)
  2. Что сделала финка с треской? (Сварила.)

VII часть:

  1. Какое слово не мог сложить Кай? (Слово «вечность».)
  2. Как Кай избавился от осколков льда? (Заплакал.)

После подведения итогов проводим итоговую викторину по сказкам Г. Х. Андерсена.

Итоговая викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

  1. Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете?
  2. Дюйм – это сколько? (2,54 см.)
  3. Какое зёрнышко дала колдунья? (Ячменное.)
  4. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Похожий на тюльпан.)
  5. Что было лодочкой у Дюймовочки? (Лепесток тюльпана.)
  6. Что было вместо вёсел? (Два конских волоса.)
  7. За что мышь оставила Дюймовочку жить у себя? (Убирать дом, рассказывать сказки.)
  8. Самый лучший подарок эльфов для Дюймовочки? (Прозрачные крылышки, как у стрекозы.)
  9. Куда полетела ласточка из тёплых краёв? (В Данию.)
  10. В какое время года происходили события с утёнком? (Лето.)
  11. Какой высоты были лопухи? (Дети могли стоять в полный рост.)
  12. Почему утка уселась опять в гнездо? (Одно большое яйцо не лопнуло.)
  13. Чему учила старая утка? (Бросить яйцо и учить утят плавать.)
  14. Каким был птенец? (Большой и гадкий.)
  15. Как называли птиц, которых увидел утёнок? (Лебеди.)
  16. Что увидел утёнок в воде? (Своё отражение.)
  17. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех.)
  18. Сколько было оловянных солдатиков? (25.)
  19. Как они оказались у мальчика? (Подарили на день рождение.)
  20. Почему вечером солдатика не уложили спать? (Притаился за табакеркой.)
  21. Кто жил в табакерке? (Чертёнок.)
  22. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (На бумажной лодочке.)
  23. Кого он встретил под мостом? (Водяную крысу.)
  24. Что потребовала крыса у оловянного солдатика? (Паспорт.)
  25. Что случилось с лодочкой? (Зачерпнула воды и стала тонуть.)
  26. Кто вынырнул из воды? (Большая рыба.)
  27. Где оказался солдатик? (В желудке у рыбы.)
  28. В чём стойкость солдатика? (Хотел заплакать, но удержался.)
  29. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печь.)
  30. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печь вслед за оловянным солдатиком.)

В конце работы подводятся итоги викторин. Награждаются победители викторины медалями и сладкими призами. Самых активных участников викторины отмечаем в классном уголке – оставил след на тропинке «Книга – лучший друг». В конце года мы провели литературный праздник совместно с учащимися 9 классов, где дети сыграли роль Г.Х.Андерсена и нам очень пригодились знания, полученные в результате литературных викторин.

Викторина по сказкам в начальной школе

Великий сказочник Андерсен

Викторина по произведениям Ханса Кристиана Андерсена для учащихся начальной школы
Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующая библиотекой, МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО
Описание материала : Многие поколения воспитывались на сказках великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена, сопереживая его героям и веря в победу добра над злом. Предлагаю Вам викторину для учащихся 4-5 классов по сказкам Х.К.Андерсена. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель:
Расширить знания детей о писателе Х.К.Андерсене, привить любовь к его творчеству.
Задачи:
Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Андерсена показать, что добро всегда побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Развивать эстетический вкус. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Оформление зала:
Рисунки детей. Портрет писателя. Книжная выставка «Великий сказочник». Видеозаписи сказок.
Ход мероприятия:
Ребята! В 2015 году исполняется 210 лет со дня рождения великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. «…Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста. Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен» - так написал об Андерсене известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Сказки Андерсена знакомы нам с раннего детства. Волшебное царство превращается у Андерсена в понятный, знакомый нам мир. Реальность и волшебство переплетаются в сказках самым чудесным образом. Сказки писателя (всего 168) переведены более чем на 100 языков мира, многие их них экранизированы. Давайте с вами вспомним эти сказки. (Просмотр отрывков из фильмов и рисунков детей) Вспомнили? А сейчас проведём викторину по сказкам писателя:
«Дюймовочка»
1.Откуда появилась Дюймовочка?
(из цветка)
2.Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки?
(из скорлупы грецкого ореха)
3.На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына?
(на листке кувшинки)
4.Кто не захотел жениться на Дюймовочке?
(майский жук)
5.Где провела зиму Дюймовочка?
(в норке полевой мыши)
6.Кто был спасён Дюймовочкой?
(ласточка)
7.Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом?
(ласточка, улетела с ней в тёплые края)
8.С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях?
(с королём эльфов)
9.Какое имя дал король эльфов Дюймовочке?
(Майя)
«Стойкий оловянный солдатик»
1.Сколько солдатиков подарили мальчику в день рождения?
(25)
2.Из чего были сделаны солдатики?
(из старой оловянной ложки)
3.Как стойкий оловянный солдатик отправился в путешествие?
(он упал из окна)
4.Где побывал солдатик?
(плавал на лодочке, в желудке у рыбы)
5.Кто отправил в плаванье солдатика?
(мальчики)
6.Куда вернулся солдатик после путешествия?
(он снова оказался в той же комнате)
7.Кто бросил стойкого оловянного солдатика в печку?
(мальчик)
8.Кого любил стойкий оловянный солдатик?
(танцовщицу)
«Принцесса на горошине»
1.Почему принц не мог выбрать себе невесту?
(потому, что он хотел жениться на настоящей принцессе и не знал
как узнать: настоящая она или нет)
2.Как принц нашёл настоящую принцессу?
(она пришла во дворец в сильную бурю)
3.Сколько тюфяков и перин постелили принцессе?
(20 тюфяков и 20 перин)
4.Что мешало принцессе ночью спать?
(горошина)
5.Куда отправили затем горошину?
(в музей)
«Русалочка»
1.Сколько дочерей было у морского царя?
(6 принцесс)
2.В каком возрасте разрешалось им впервые всплывать на поверхность моря?
(в 15 лет)
3.Что впервые увидела шестая дочь морского царя на поверхности моря?
(корабль и молодого принца)
4.Кто спас принца во время бури и крушения корабля?
(русалочка)
5.К кому за советом обратилась русалочка?
(к морской ведьме)
6.Чем расплатилась русалочка с ведьмой за помощь?
(своим чудесным голосом)
7.Что нужно было сделать русалочке для своего спасения?
(убить принца)
8.Когда русалочка может обрести бессмертную душу?
(когда её полюбит человек)
«Снежная королева»
1.Что смастерил злой тролль?
(зеркало, в котором всё доброе уменьшалось, а всё безобразное
казалось ещё хуже)
2.Что случилось с этим зеркалом?
(оно разбилось на миллионы осколков)
3.Почему Кай изменился, стал жестоким?
(ему в сердце и глаз попали осколки зеркала тролля)
4.Кто похитил Кая?
(Снежная королева)
5.Кто искал Кая?
(Герда)
6.Кто подарил карету Герде?
(принц и принцесса)
7.Кто отвёз Герду в Лапландию?
(северный олень)
8.Какое слово очень хотел сложить из льдинок Кай?
(слово «вечность»)
9.Что растопило осколок зеркала злого тролля в сердце Кая?
(слёзы Герды)
10.Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»?
(из 7 рассказов)
«Дикие лебеди»
1.Как звали дочку короля?
(Элиза)
2.Сколько братьев было у Элизы?
(11 братьев)
3.В кого превратила злая мачеха братьев Элизы?
(в диких лебедей)
4.Когда дикие лебеди превращались снова в принцев?
(после заката солнца)
5.Как часто лебеди могут прилетать на родину, и как долго оставаться?
(1 раз в год на 11 дней)
6.Из чего братья сплели сетку сестре для перелёта?
(из лозняка и тростника)
7.Где поселилась Элиза?
(на скале в пещере)
8.Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев?
(из крапивы)
9.Почему Элиза не могла говорить?
(от её молчания зависела жизнь и спасение братьев)
10.Почему хотели сжечь на костре Элизу?
(потому что все считали её ведьмой)
11.Во что превратились поленья для костра, после того как пропали злые чары мачехи?
(в благоухающий куст роз)
Ребята! Я думаю, вы с удовольствием снова перечитаете сказки великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена. Ждём Вас в библиотеке!

Список использованной литературы
1.Андерсен, Г.-Х. Сказки/Г.-Х.Андерсен; Предисл. С.Маршака; Ил. В.Панова.- М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Изд-во Астрель»: ООО Изд-во АСТ», 2004.- 413с.: ил.- (Внеклассное чтение)
2.Андерсен, Х.К. Сказки и истории/Х.К.Андерсен; Пер. с дат. Вступ. Ст. К.Паустовского.- Минск: «Мастацкая л1таратура», 1992.- 416 с. (Библиотека отечественной и зарубежной классики)
3.Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиографический словарь/Под общ. ред. И.Г. Минераловой.- М.: Флинта: Наука, 2005.- 520 с.