Как проверить гласную в окончании существительных. Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Закрепление. Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного

Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате , по деревне по воде ).

Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).

3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

первая - с низкой степенью обучаемости;

вторая - группа со средней степенью обучаемости;

третья - группа с высокой степенью обучаемости.

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Цели . 1. Учить сравнивать и писать ударные и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.

Объяснение нового материала

К – №1

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

    3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? (просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

К – №2

Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).

  • Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
  • Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.

Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.

  • Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
  • (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

Задание упражнения :

  • Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.

Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.

  1. Первое предложение выполняется с комментированием.
  2. Самостоятельная работа
  3. 1-й уровень - 2, 3 предложение;

    2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;

    3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.

    Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
    -е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.

В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

  1. Ознакомление с заданием.
  2. Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
  3. С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
  4. Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
  5. Проверка выполненного задания.
    (осуществляется с 3-го предложения)

Формирование умений и навыков

1-й уровень

О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .

2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .

3-й уровень
Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)

1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На брош… - __________________________

Около постельк… - ____________________

По колыбельк… - ______________________

О медал… - ___________________________

В бутылк… -__________________________

О ноч… - _____________________________

На снег… _____________________________

3-й уровень

  1. Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
  2. Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.

(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.

К - №8

(Дифференциация по уровню трудности и творчества)

1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.

  • Профессии людей.
  • Названия людей.
  • Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

    К- №9

    (Дифференциация по уровню трудности)

    1-й уровень
    Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.

    Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

    2-й уровень
    Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).

    3- уровень
    Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.

    Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
    Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

    Первичное закрепление темы:

    “Правописание безударных окончаний имён существительны х”

    К- №10 (дифференциация по степени трудности)

    1-й уровень
    Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

    Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

    2-й уровень.
    Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.

    Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .

    3-уровень.
    Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
    Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
    Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
    Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.

    К - №11

    1-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
    б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
    в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.


    Найди лишние.

    2-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
    Указать склонение и падеж имён существительных.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
    б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
    в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишние. Расскажи о его значении.

    3-й уровень
    Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

    а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
    б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
    в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

    Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных единственного числа.

    Цель : «Открыть» с учащимися правило проведения орфографического

    разбора существительных с безударными окончаниями,

    развитие речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся, углублять словарный запас. Содействовать развитию монологической и диалогической речи, умению общаться, воспитывать добрые качества, трудолюбие толерантность, создать атмосферу радости совместного труда.

      Орг момент.

    Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу.

    Дети садятся, включается пение птиц в лесу.

    - Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

    2.Чистописание.

    Птица рада весне, а младенец – маме.

    Как понимаете смысл этой пословицы?

    Написание каких слов можете объяснить?

    Весне – безударная гласная в корне слова, проверяемая, ВЁСНЫ.

    Младенец – млад.

    Почему эту орфограмму нужно проверять? Какие гласные нуждаются в проверке?

    Чему учимся на минутке чистописания?

    Мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы.

    При быстром письме некоторые буквы, сочетания могут уподобляться друг другу. Какие?

    т ш иц ещ е с мл ми ер уг

    Массаж рук:

    Мы капусту рубим, рубим. (ребром ладони)

    Мы капусту солим, солим. (пальцами)

    Мы капусту трём, трём. (кулаком по ладони)

    Мы капусту жмём, жмём. (сжимаем и разжимаем пальцы)

    Напишите правильно буквы, соединения. Спишите пословицу.

    Найдите в этой пословице имена сущ.

    Определи падеж имён сущ ( весне, маме. (Д. п))

    В каком слове написание окончания не вызывает сомнения, а в каком мы задумаемся что писать? От чего это зависит.

    Это зависит от ударения.

    Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

    Тема урока «Ударные и безударные окончания имён суш» (СЛАЙД 1)

    Мы сегодня с вами сравним написание ударных и безударных окончаний имён сущ, познакомиться со вспомогательным приёмом проверки безударных окончаний.

    3. Словарная работа.

    На доске слова.

    По д_роге, из глуши, в к__лективе, к _вце, по к_пусте, без меб_ли, на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке, в х_зяйстве, от т_тради, у м_ркови.

    Какие задания мы можем выполнить со словарными словами?

    Вставить пропущенные буквы.

    Составить словосочетания гл+сущ и определить падеж сущ.

    Разделить на группы м. р. , ж. р., ср, р.

    Разделить на группы по склонениям.

    Здорово! Сколько вы придумали заданий. Давайте разделим на 3 группы опираясь на знание склонений имён сущ..

    Работа в группах.

    1 группа – выписывает сущ 1 скл. Поставить ударение, выделить окончание.

    2 группа – 2 скл.

    3 группа – 3 скл

    Карточки для 3 человек

    По д_роге, в к__лективе, к _вце, по к_пусте,

    на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке.

    Взаимопроверка в парах

    Как справились с работой. Может у кого возникли разногласия и нужна помощь?

    4Исследование по новой теме

    Объединитесь в группы по 4 человека. Перед вами задача: что общего у всех слов. Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

    Имена сущ, стоят в одном падеже. (Д.п, П. п., Р.п.)

    Слова одного склонения.

    Лишнее слово.

      К ОВЦЕ – ударное окончание, одушевлённое, 2 слога.

    Какое окончание у сущ 1 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

      О МОЛОКЕ – ударное окончание. В коллективе – двойная согласная.

    Как переносятся слова с двойными согласными?

    Какое окончание у сущ 2 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

      ИЗ ГЛУШИ – ударное окончание, 2 слога, не словарное слово.

    Какое окончание у сущ 3 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    Что можете сказать об окончании?

    Сущ одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

    Как вы думаете, этот вывод относится ко всем падежам?

    Давайте проверим.

    5.Работа с учебником.

    Стр 94 упр 179 устно.

    Чтение вывода в учебнике.

    Безударные окончания в именах существительных можно проверить

    Какие слова – помощники возьмём для проверки окончаний сущ 1 скл? 2 скл?

    А для 3 скл лучше взять слова глушь, рожь. (СЛАЙД 3)

    Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку

    в правописании окончания имени существительного

    Составим план действий. (СЛАЙД 4)

    Поставлю ударение в слове

    Окончание ударное?

    Если да, то Написание соответствует произношению.

    Если нет, то Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.

    Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже.

    Пушу окончание, какое и в слове – помощнике.

    Посмотрите на доску. Надо вставить пропущенную букву. Как это сделать?

    Для полянк…, к тропинк… .

    6.Закрепление.

    1.Упр 180 стр 94.

    Разбор слова зарядка подробно. (СЛАЙД 5)

    Остальные по вариантам (по 1 чел у доски)

    Какие слова -помощники?

    2. Докажи письменно, какую гласную выбираешь в окончании.

    По какому слову проверяем.

    на ветке (на реке)

    у сирен...

    к пристан....

    на поезд...

    к бабушк…

    из избушк…

    3. Определи слабую позицию. Проверяй слабую позицию по сильной.

    На л…сной опушк... выросла стройн… бере..ка. Распустила она св..и с..рё..ки, разметала густые, з...леные ветви. Скоро в этой гущ... в...твей пос...лились птицы. Росла и х...р...шела берё..ка!

    Кто быстро справиться: разбор 1 предложения по членам, определите падеж и склонение имён сущ.

    7.Домашнее задание.

    С. 95 упр 182 –разбор.

    8. Рефлексия.

    Какую цель ставили на уроке

    Что вам больше всего удалось на уроке?

    Над чем стоит ещё поработать?

    Мы обязательно включим такие задания на следующем уроке.

    Кто доволен своей работой?

    Нужен вам сегодняшний урок и зачем? (Чтобы построить грамотно предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь склонять слова, определять падеж).

    Спасибо за урок. Урок окончен.

    Проверить правописание безударных гласных в падежных окончаниях достаточно просто – нужно лишь задать правильный вопрос. В статье приведены примеры окончаний, а также рассмотрены случаи написания мягкого знака в падежных окончаниях.

    Особенности безударных окончаний прилагательных

    В русском языке правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных аналогично правописанию ударных. Исключением являются только окончания в совпадающих формах И. п. и В. п. мужского рода единственного числа – в ударной позиции в прилагательных пишется гласная -о- (большой, голубой) , в безударной – -ы- (-и-) (сильный, крепкий) .

    Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?

    Правильное написание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных можно проверить с помощью вопроса – Какой? и производных от него. Падежные окончания прилагательных в косвенных падежах (кроме В. п., ед. ч., муж. рода) совпадают с окончаниями поставленного вопроса. После основы на твердый согласный пишутся гласные -о-, -ы- , после основы на мягки или шипящий – -е-, -и- .

    Примеры: посеять (какие?) белые астры, смотреть на (какое?) звездное небо, попрощаться со (каким?) старым другом .

    В притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ье (рысий, рысья, рысье, рысьи) в косвенных падежах (кроме формы В. п., ед. ч., муж. рода) перед окончанием пишется мягкий знак (лисьего меха, волчьих стай) . Мягкий знак перед окончанием пишется также в названиях месяцев (июньский, октябрьский, декабрьский, но январский) .

    ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

    Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

    1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

    2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

    Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

    Пример:

    Летом ребята купались в озере.

    Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

    Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

    Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

    Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

    Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

    Склонение существительного определяется по именительному падежу .

    Родительный падеж

    Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

    Окончания:

    1-е склонение: -и, -ы.

    2-е склонение: -а, -я.

    3-е склонение: -и.

    Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

    Дательный падеж

    Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

    Окончания:

    1-е склонение: -е.

    2-е склонение: -у, -ю.

    3-е склонение: -и.

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

    В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

    Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

    Окончания:

    1-е склонение: -у, -ю.

    2-е склонение: -а, -я.

    Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

    Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

    Творительный падеж.

    Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

    1-е склонение: -ой(-ей).

    2-е склонение: -ом(-ем).

    3-е склонение: -ю.

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

    Предложный падеж

    Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

    1-е склонение: -е.

    2-е склонение: -е.

    3-е склонение: -и.

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

    В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

    Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

    1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

    2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

    Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

    Летом ребята купались в озере.

    Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

    Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

    Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

    Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

    Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

    Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

    Родительный падеж

    Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

    Окончания:

    1-е склонение : -и , -ы .

    2-е склонение : -а , -я .

    3-е склонение : -и .

    Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

    Дательный падеж

    Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

    Окончания:

    1-е склонение : -е .

    2-е склонение : -у , -ю .

    3-е склонение : -и .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

    В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

    Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

    Окончания:

    1-е склонение : -у , -ю .

    2-е склонение : -а , -я .

    Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

    Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

    Творительный падеж.

    Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

    1-е склонение : -ой (-ей ).

    2-е склонение : -ом (-ем ).

    3-е склонение : -ю .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

    Предложный падеж

    Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

    1-е склонение : -е .

    2-е склонение : -е .

    3-е склонение : -и .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

    В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.