Статья 212 бюджетной классификации расшифровка. Новости компании. Коды видов расходов и порядок их применения

Приказом Минфина России от 01.12.2015 N 190н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н. Согласно внесенным поправкам начиная с 2016 г. изменился порядок применения отдельных кодов КОСГУ. Кроме того, введены правила применения видов расходов бюджетными и автономными учреждениями. Рассмотрим новшества в статье.

Изменения по КОСГУ

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания по соответствующим кодам. Данные коды используются в учреждениях государственного сектора при планировании, для ведения бухгалтерского учета, составления ими бухгалтерской и иной финансовой отчетности. Порядок применения кодов КОСГУ содержится в разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ.

Внесены коррективы в порядок применения кодов КОСГУ начиная с 2016 г. в отношении доходов, полученных в виде субсидий на государственное (муниципальное) задание автономными и бюджетными учреждениями и в части командировочных расходов.

Теперь доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания отражаются по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ (напомним: ранее применялся код 180 "Прочие доходы" КОСГУ).

В отношении командировочных расходов на наем жилого помещения и проезд укажем: если они возмещаются непосредственно самому работнику, то отражаются по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Если услуги на проезд и проживание для командированного работника приобретаются учреждением в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, такие расходы учитываются по соответствующим подстатьям 222 "Транспортные услуги" или 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Уточнен и порядок применения кодов КОСГУ в отношении возмещения расходов на проезд и проживание учащихся и спортсменов в случае направления их на различные мероприятия. Теперь такие расходы отражаются по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ (ранее было по кодам 222 и 226 КОСГУ соответственно).

Приведем сопоставительную таблицу изменений в классификации операций сектора государственного управления на 2015 - 2016 гг. (согласно информации, представленной на сайте Минфина):

Наименование операции

Применяемый код КОСГУ

Поступление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками, по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы

Компенсация работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками, по найму жилых помещений

Возмещение расходов по договорам гражданско-правового характера на приобретение услуг по проезду работниками к месту их служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования (перевозка)

Возмещение расходов по договорам гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию учащихся, спортсменов, работников в жилых помещениях (наем жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, направления работников (сотрудников) в служебные командировки

Компенсация расходов на проезд спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия)

Компенсация расходов на проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия)

Коды видов расходов и порядок их применения

Согласно поправкам, внесенным в п. 5(1) разд. III Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, виды расходов (ВР) детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Перечень и правила применения кодов видов расходов приведены в пп. 5(1).2 указанного раздела.

Таким образом, начиная с 2016 г. автономные и бюджетные учреждения для детализации расходов тоже будут использовать коды ВР. Закономерно возникает вопрос: в каких случаях применяются данные коды? Попробуем разобраться.

В настоящее время Приказом Минфина России от 24.09.2015 N 140н внесены изменения в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н. Отметим, что учреждения обязаны применять данные изменения при формировании плана ФХД начиная с плана на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. Вместе с тем Приказом, внесшим поправки, предусмотрено, что учредители могут установить требование о составлении плана ФХД с учетом изменений начиная с плана на 2016 г.

С опорой на поправки, внесенные в план, в новой форме плана в графе 3 по строкам 110 - 180 (по поступлениям доходов), строкам 300 - 420 (увеличение, уменьшение средств) указываются коды КОСГУ, а по строкам 210 - 280 (выплаты по расходам) - коды ВР. Из всех выплат по расходам выделены:

Выплаты персоналу (соответствует коду 110 "Расходы на выплату персоналу казенных учреждений" ВР);

Социальные и иные выплаты населению (соответствует коду 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению" ВР);

На уплату налогов, сборов и других платежей (соответствует коду 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей" ВР);

Безвозмездные перечисления организациям (соответствует коду 853 "Уплата иных платежей" ВР);

Расходы на закупку товаров, работ, услуг (соответствует коду 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" ВР);

Прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг) (указываются расходы по иным кодам ВР).

Таким образом, планирование расходов на 2017 г. (в некоторых учреждениях - на 2016 г.) будет осуществляться по видам расходов уже в 2016 г. При этом учредитель вправе предусмотреть в порядке составления плана ФХД дополнительную детализацию по кодам ВР в разрезе кодов КОСГУ. Например, планируемые выплаты работникам на возмещение командировочных расходов в части суточных, проезда и проживания будут отражаться по коду 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" ВР и по коду 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Для справки. Сопоставительная таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ относящихся к расходам и применяемых бюджетными и автономными учреждениями, размещена на официальном сайте Минфина (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация", разделе "Методический кабинет".

Увязка кодов ВР и кодов КОСГУ содержится также в Приложении 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ.

Обратите внимание на существенные требования утвержденной структуры видов расходов. Таковыми являются:

1) разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" и видом расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", а также видами расходов группы 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению" (в части элементов видов расходов 321 и 323);

2) отражение выплат физическим лицам за совершение ими определенных полномочий в соответствии с законодательством РФ, не предусматривающим заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера по обособленным элементам видов расходов 113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий";

3) отражение расходов на приобретение объектов, аналогичных включаемым в сферу информационно-коммуникационных технологий (с учетом - при необходимости - монтажных и пусконаладочных работ), закупаемых в рамках капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции объекта), - по соответствующим элементам подгруппы 410 "Бюджетные инвестиции";

4) отражение расходов по оплате договоров на пересылку (доставку) получателям выплат, относящихся к публичным нормативным (публичным) обязательствам, - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", в рамках направлений расходов, предназначенных для отражения расходов на исполнение соответствующих публичных нормативных (публичных) обязательств;

5) расходы по оплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим видам расходов 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" и 852 "Уплата прочих налогов, сборов";

6) отражение расходов, связанных с командированием работников государственных (муниципальных) учреждений, в следующем порядке:

Выдача командируемым работникам (сотрудникам) наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений и иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения или ведома работодателя, перечень которых определяется работодателем в коллективном договоре или локальном нормативном акте, - по соответствующим элементам видов расходов, предназначенным для отражения расходов на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, - 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда";

Оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

В заключение обобщим вышесказанное. Согласно поправкам, внесенным в Указания о применении бюджетной классификации РФ, коды КОСГУ в настоящее время применяются при планировании, исполнении плана, отражении операций в бухгалтерском учете и данных учета в бухгалтерской отчетности. При составлении плана ФХД на 2017 г. (в некоторых учреждениях - на 2016 г.) будут применяться коды ВР (по требованию учредителя с увязкой с кодами КОСГУ).

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12

Письмом от 21.07.2009 N 02-05-10/2931 финансовое ведомство довело до всех заинтересованных пользователей Методические рекомендации к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее - Указания N 145н). В связи с изданием данных Рекомендаций письма Минфина и Федерального казначейства, разъясняющие применение экономической классификации расходов бюджетов в 2005 - 2007 гг. и КОСГУ в 2008 г., не актуальны. В предложенном материале мы привели рекомендации по применению КОСГУ относительно расходов на оплату труда.

Следует отметить, что Методические рекомендации разъясняют положения Указаний N 145н в части применения статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления. Они предназначены для использования при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, осуществлении операций по приносящей доход деятельности, а также при санкционировании расходов и осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной Классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 "Доходы";
  • 200 "Расходы";
  • 300 "Поступление нефинансовых активов";
  • 400 "Выбытие нефинансовых активов";
  • 500 "Поступление финансовых активов";
  • 600 "Выбытие финансовых активов";
  • 700 "Увеличение обязательств";
  • 800 "Уменьшение обязательств".

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные Методическими рекомендациями, не являются кодами Классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Рекомендаций.

Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей), закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных, аналогичных по экономическому содержанию операций.

Для целей применения КОСГУ к расходам (группа 200 "Расходы") относятся операции, уменьшающие чистую стоимость активов при формировании финансового результата деятельности сектора государственного управления. В частности, эта группа детализирована статьями:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда";
  • 220 "Оплата работ, услуг";
  • 230 "Обслуживание государственного (муниципального) долга";
  • 240 "Безвозмездные перечисления организациям";
  • 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам";
  • 260 "Социальное обеспечение";
  • 290 "Прочие расходы".

Ниже мы приведем информацию по детализации статей, которая нужна бухгалтеру, производящему расчеты с персоналом.

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

Статья 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" детализирована следующими подстатьями:

  • 211 "Заработная плата";
  • 212 "Прочие выплаты";
  • 213 "Начисления на выплаты по оплате труда".

Подстатья 211 "Заработная плата". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством РФ:

211.1. Выплаты по заработной плате:

  • по должностным окладам, ставкам заработной платы, почасовой оплате, воинским и специальным званиям;
  • за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
  • за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • за сверхурочную работу;
  • подросткам, принимаемым на временные рабочие места;
  • преподавателям, являющимся штатными сотрудниками, в связи с проведением учебной практики и работой на стажерских площадках в рамках выполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора;
  • сотрудникам, призванным на военные сборы (средний заработок);
  • осужденным, работающим на штатных должностях в исправительных учреждениях и организациях, исполняющих наказания;
  • за время вынужденного прогула.

211.2. Надбавки:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия государственной гражданской и иной службы;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности);
  • за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Сибири и Дальнего Востока;
  • за сложность, напряженность, специальный режим работы;
  • за шифровальную работу, за знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора.

211.3. Оплата отпусков:

  • ежегодных отпусков, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск;
  • дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 4 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
  • отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям.

211.4. Выплата пособий и компенсаций:

  • за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • выплаты работникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, выходных пособий при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством РФ;
  • выплата государственному гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, а также реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, приводящими к сокращению должностей гражданской службы;
  • единовременное пособие военнослужащему при заключении контракта, выплачиваемое в соответствии с Приказом Минобороны России от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", включаемое в состав выплат по денежному довольствию;
  • ежемесячное пособие военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при заключении контракта.

211.5. Другие расходы по заработной плате:

  • выплата вознаграждений по итогам работы за год, премий, вознаграждений поощрительного, стимулирующего характера;
  • выплата материальной помощи;
  • выплата денежных средств сотрудникам за участие в боевых действиях;
  • оплата дней медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемых работникам - донорам крови;
  • оплата дней участия в выполнении государственных или общественных обязанностей.

Расходы по выплате удержаний, произведенных с заработной платы (п. п. 211.1 - 211.5), осуществляются по подстатье 211 "Заработная плата".

К таким удержаниям, в частности, относятся:

  • оплата услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытые в кредитных организациях, за счет средств работника (служащего) путем удержания работодателем необходимой для оплаты услуги суммы из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений, а также оплата почтового сбора;
  • перечисления денежных средств профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);
  • налог на доходы физических лиц;
  • удержания по исполнительным документам, в том числе на оплату алиментов; иные удержания в рамках исполнительного производства;
  • погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также возврат сумм, излишне выплаченных ранее по ошибочным расчетам;
  • возмещение материального ущерба, причиненного работником организации.

Оплата удержаний с выплат физическим лицам, произведенных по иным подстатьям Классификации операций сектора государственного управления, осуществляется по соответствующим статьям и подстатьям, в рамках которых были приняты обязательства (осуществлены соответствующие начисления в пользу физических лиц).

Подстатья 212 "Прочие выплаты". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц, в соответствии с законодательством РФ, в том числе:

212.1. Пособия, компенсации, выплаты, обусловленные статусом сотрудников:

  • подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • единовременное пособие при перезаключении трудового договора;
  • суточные при служебных командировках, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний";
  • продовольственно-путевые, полевые деньги;
  • возмещение расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных;
  • возмещение (компенсация) стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, государственным (муниципальным) служащим, военнослужащим, приравненным к ним лицам и членам их семей, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством случаях;
  • компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 01.01.2004, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 808 "О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности";
  • компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям согласно ст. 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
  • компенсация стоимости вещевого имущества (в частности, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, установленных Правительством РФ;
  • выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на обзаведение имуществом первой необходимости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 796 "О размере и порядке осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам учреждений, исполняющих наказание";
  • выплаты на содержание детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, по решению Министра обороны РФ (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в соответствии со ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  • компенсация стоимости проезда на все виды общественного транспорта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 816 "Об обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)";
  • компенсация за содержание служебных собак по месту жительства;
  • компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам образовательных учреждений, научным сотрудникам в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
  • выплаты, связанные с депутатской деятельностью, депутатам законодательного собрания, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной основе;
  • компенсации за установку телефона в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
  • компенсация взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами, взамен лечебно-профилактического питания;
  • компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;
  • ежемесячные компенсационные выплаты работодателем в размере 50% минимального размера оплаты труда, назначаемые и выплачиваемые находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан";
  • ежемесячные пособия супругам военнослужащих в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут устроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья;
  • доплата матерям-одиночкам пособий на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
  • дополнительные ежемесячные выплаты к пенсиям работникам-пенсионерам.

212.2. Прочие компенсации, в том числе:

  • возмещение расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, работникам бюджетной сферы в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по уплате ЕСН в соответствии с налоговым законодательством РФ, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе:

213.1. Единый социальный налог.

213.2. Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС штатным работникам, студентам, имеющим детей (за исключением пособий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и служба в правоохранительных органах):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в том числе лицам из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования за счет средств ФСС, выделяемых указанным образовательным учреждениям в установленном порядке;
  • пособие женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

213.3. Другие расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда:

  • оплата пособия по временной нетрудоспособности, за исключением пособия за первые два дня временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя (в том числе удержание суммы налога на доходы физических лиц с пособий по временной нетрудоспособности, за исключением налога на доходы физических лиц, начисляемого на эти пособия по первым двум дням временной нетрудоспособности и выплачиваемого за счет средств работодателя);
  • возмещение стоимости путевок для детей штатных сотрудников учреждений за счет средств ФСС в рамках государственного социального страхования;
  • оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;
  • возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение;
  • расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды), в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ по уплате ЕСН по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям Классификации операций сектора государственного управления, по которым отражаются расходы на оплату услуг по соответствующим договорам.

Социальное обеспечение

Статья 260 "Социальное обеспечение" детализирована следующими подстатьями:

  • 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения";
  • 262 "Пособия по социальной помощи населению";
  • 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления".

Подстатья 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения". На данную подстатью относятся расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальное обеспечение населения в рамках социального, пенсионного и медицинского страхования, в том числе:

261.1. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

  • за выслугу лет, по старости;
  • по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии.

261.2. Пособия в рамках государственного социального страхования:

  • по временной нетрудоспособности;
  • женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при усыновлении ребенка;
  • на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение;
  • по оплате дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами.

261.3. Санаторно-курортное обеспечение:

  • на санаторно-курортное лечение работников;
  • путевки на оздоровление детей.

261.4. Единовременные и ежемесячные выплаты, доплаты к государственным и муниципальным пенсиям, выплаты по обязательному медицинскому страхованию.

Подстатья 262 "Пособия по социальной помощи населению". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе:

262.1. Пособия за счет средств бюджетов (кроме ФСС):

  • единовременное пособие при увольнении государственным и муниципальным служащим и работникам;
  • выплата выходных пособий работникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении, не связанном с реорганизацией, изменением структуры учреждений и иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения;
  • выплата государственному гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, не приводящими к сокращению должностей гражданской службы;
  • выходное пособие судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременное пособие членам их семей;
  • пособия и компенсации гражданскому персоналу подразделений особого риска Минобороны;
  • выходное пособие женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 11.07.2002 N 265 "О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность";
  • ежемесячное государственное пособие, выплачиваемое обвиняемому сотруднику, временно отстраненному от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • государственные пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств бюджетов (кроме бюджета ФСС) в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

262.2. Другие выплаты по социальной помощи:

  • выплаты денежной компенсации (по оплате проезда на транспорте, для приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, канцелярских принадлежностей и т.п.), ежегодного и единовременного пособий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях, в соответствии с законодательством РФ;
  • выплаты денежных компенсаций детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, стоимости жилья или оплата приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам;
  • выплаты работодателем возмещения вреда и меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний, а также выплата сумм в возмещение вреда указанным гражданам и семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и аварии на ПО "Маяк";
  • ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан взамен бесплатного проезда;
  • возмещение стоимости проезда на лечение и обратно гражданам РФ, направленным на оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещение стоимости проезда на транспорте гражданам, больным туберкулезом, ВИЧ-инфицированным, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, страдающим психическими расстройствами;
  • выплаты субсидий гражданам на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием средств материнского капитала;
  • льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, за исключением статусных выплат, подлежащих отражению по подстатьям 212 "Прочие выплаты" и 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления";
  • оплата изготовления и ремонта протезно-ортопедических изделий, включая зубные протезы, обеспечения лекарственными средствами различных категорий граждан, обеспечение инвалидов транспортными средствами (включая расходы по доставке, хранению и подготовке транспортных средств к выдаче получателю), компенсация расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в соответствии с законодательством РФ;
  • выплата пособий и компенсаций, установленных для пенсионеров из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей, на оплату протезов пенсионерам-инвалидам, обеспечение лекарственными средствами различных категорий граждан в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Подстатья 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по социальному обеспечению категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством РФ, либо выплаты за особые заслуги перед РФ, кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, в том числе:

263.1. Пособия и компенсации:

  • выплата ежемесячного пособия в течение пяти лет после увольнения военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим выслугу от 15 до 20 лет, в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
  • выплата пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию в течение одного года после увольнения сотрудникам, имеющим выслугу менее 15 лет, а также ежемесячного пособия в размере 40% оклада месячного содержания в течение пяти лет после увольнения сотрудникам, имеющим выслугу от 15 до 20 лет, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах в Российской Федерации";
  • выплата пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также расходование денежных средств на оплату услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников указанным лицам);
  • ежемесячное пособие несовершеннолетним иждивенцам погибшего сотрудника правоохранительных органов;
  • единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью;
  • пожизненное содержание судей (включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания);
  • дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на государственную пенсию специалистов ядерно-оружейного комплекса РФ;
  • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан за особые заслуги перед РФ.

263.2. Пенсии:

  • пенсии, назначенные лицам, проходившим службу в системе национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, судьям, прокурорским работникам и членам их семей (пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.);
  • дополнительное ежемесячное обеспечение к пенсиям государственных служащих РФ, государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих;
  • ежемесячные доплаты к пенсиям, назначенным в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также к пенсиям в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа.

263.3. Другие расходы, выплачиваемые организациями сектора государственного управления:

  • расходы на обеспечение социальных гарантий и прав, установленных для пенсионеров из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей, на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение (в том числе обеспечение проезда к месту лечения и обратно);
  • расходы по выплате судьям, пребывающим в отставке, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта;
  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение судьям, находящимся в отставке;
  • возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей, кроме гражданских исков о возмещении вреда.

Г.И.Демидов

Эксперт журнала

"Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"

08 февраля

При ведении бухгалтерского учета бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо обратить внимание на некоторые уточнения и дополнения, введенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в порядок применения Бюджетной классификации РФ всеми типами учреждений. При этом следует также учитывать новый порядок учета некоторых хозяйственных операций, введенный редакцией Приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н в Единый план счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» бюджетная классификация не предусматривает коды классификации операций сектора государственного управления (статьи 18, 19, 20, 21, 23 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)). При этом применение кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - коды КОСГУ) всеми типами учреждений необходимо при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Коды КОСГУ являются инструментом отражения и управления экономическими операциями в целях достижения результатов исполнения бюджета (для казенных учреждений) и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных и автономных учреждений) в части доходов, расходов и источников финансирования. Коды КОСГУ определяются в рамках формирования учетной политики учреждения. С 2016 года расходы определяются не КОСГУ, а кодами видов расходов (ст. 18, 21 БК РФ), поэтому формирование и исполнение бюджетов в части расходов следует отражать по видам расходов, а не по кодам КОСГУ. В связи с этим внесены изменения в Федеральные законы от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и от 03.11.2006 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Допускается дополнительная детализация расходов по кодам КОСГУ (например, код 223.1, 223.2 и т.п.) для целей планирования и управления деятельности бюджетных и автономных учреждений. При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета учреждениям необходимо учитывать целевой характер расходования средств бюджета (ЛБО, субсидии), определяемый не кодами КОСГУ, а целевой направленностью этих средств.

В соответствии со ст. 306.4 БК РФ «нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств». Из вышеизложенного понятия следует, что нецелевое использование бюджетных средств (субсидии) относится также к бюджетным и автономным учреждениям, так как они являются участниками бюджетных правоотношений и на них распространяются нормы бюджетного законодательства в части участников бюджетного процесса. При этом целевое назначение расходов бюджетных и автономных учреждений в части субсидий бюджета определяется целевыми статьями расходов (далее - ЦСР), попадающих под финансовый контроль.

Формирование ЦСР предусматривает 10 знаков (8-17) структуры кода классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что структура целевой статьи расходов одинакова для всех типов учреждений. Первые пять знаков (8-12) структуры целевой статьи расходов определяют программную статью , другие пять знаков (13-17) - направление расходов (НР).

Программная статья расходов определяется целью, зафиксированной соответствующим Законом (решением) о бюджете, нормативно-правовым актом, государственной программой. При этом необходимо учитывать, что целью исполнения программной статьи расходов является не расходование денежных средств, а обеспечение их целевой направленности в соответствии с государственной программой. В противном случае нецелевое использование бюджетных средств квалифицируется органом финансового контроля как растрата государственных (муниципальных) средств бюджета. Поскольку денежные средства являются средством для достижения программной цели, обращается внимание на авансовые платежи по окончании года (дебетовое сальдо счета 206 00). В случае если органом финансового контроля устанавливается необоснованное перечисление авансового платежа по окончании года, приводящее к кассовому разрыву, то признается нецелевая направленность средств бюджета. Программная статья расходов определяется также общими функциональными целями , ради которых учреждения созданы учредителем, зафиксированные Уставом (положением) учреждения, соответствующим законодательством. К общим функциональным целям относятся, например, расходы по содержанию муниципальной администрации, централизованной бухгалтерии, обеспечивающей ведение бухгалтерского учета всех учреждений и т.п., так как данные расходы не могут быть обеспечены одной конкретной программной целью.

Целевая статья расходов, включающая направление расходов , определяется целью, зафиксированной в расходном обязательстве в соответствии с реестром расходных обязательств, конкретизирующим цель, связанную с целевой статьей расходов и кодами видов расходов. При этом необходима ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт. Направление расходов включает также общефункциональные расходы , определяющие выполнение функций учреждения (например, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями). Если перечень целевой статьи расходов один, все показатели программы выполнены и цели достигнуты, то признается целевая направленность бюджетных средств. В случае если фактически показатели программы выполнены, но цели были не достигнуты, то есть денежные средства израсходованы, но задание не выполнено или по окончании года имеется неизрасходованный остаток субсидии на выполнение задания, связанный с недостигнутыми показателями, то в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ может быть предусмотрен возврат в бюджет неиспользованного остатка субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания автономным (бюджетным) учреждением. Таким образом, выполненное государственное (муниципальное) задание определяется не суммой потребленных денежных средств (субсидий бюджета), а качественными и количественными показателями. В целях реализации утвержденных (плановых) показателей бюджетным и автономным учреждениям необходимо в оперативном порядке управлять направлением расходов для достижения целей и результатов выполнения государственного (муниципального) задания и на основе этого формировать Отчет об исполнении объемов выполненного государственного (муниципального) задания.

В соответствии с законодательством РФ с января 2016 года за бюджетными и автономными учреждениями закреплена обязанность по ведению бухгалтерского учета по кодам видов расходов (18, 19, 20 разряды классификации расходов бюджета). Начиная с января 2017 года бюджетные и автономные учреждения будут обязаны распределять результаты исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности функционально и в годовом отчете за 2017 год будет подлежать раскрытию себестоимость оказанных услуг в соответствии с прошлым периодом (2016 годом) в структуре классификации расходов бюджета (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов). В целях перехода на новую бюджетную классификацию при формировании финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений Минфином России регламентированы Таблица соответствия кодов видов расходов 2015 г. и 2016 г., а также Таблица соответствия кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и кодов видов расходов (КВР) для получателей субсидий (бюджетных и автономных учреждений). Например, код КОСГУ - 211 «Расходы по оплате труда», с января 2016 года соответственно код вида расходов (КВР) - 111 «Расходы по оплате труда». Командировочные расходы: коды КОСГУ - 212 (суточные), 222 - (транспортные расходы), 226 - (расходы по найму помещения), с января 2016 г. предусмотрен единый платеж командировочных расходов (код вида расходов - 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда»), не связанный с фондом оплаты труда. При этом необходимо учитывать основание выплаты и обоснование командировочных расходов (смета, соблюдение нормируемых расходов, выполнение цели командировки и т.п.). В случае если работник самостоятельно оплачивает командировочные расходы (перерасход), то используются КВР - 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда». В случае если учреждение оплачивает за услуги гостинице или транспортные услуги перевозчикам, то используется КВР - 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд». При этом необходимо учитывать, что перечисление денежных средств учреждением гостинице признается авансовым платежом, а перечисление денежных средств транспортным организациям признается моментом приобретения транспортных билетов.

При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности КВР отражают целевую направленность денежных средств. При этом необходимо учитывать, что не допускается направление за счет экономии денежных средств на иные расходы, не предусмотренные установленной целью (например, направление денежных средств обусловлено целью: приобретение компьютера. Экономия денежных средств от приобретения компьютера не может быть направлена на закупку мягкого инвентаря, расходных материалов и т.п.). Допустим цель направления расходов - строительство здания (под ключ). При этом не допускается приобретение оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, материальных запасов (шторы, посуда и т.п) за счет целевых средств (ЛБО, субсидий на цели осуществления капитальных вложений), связанных со строительством объекта. В соответствии с методологией бухгалтерского учета все поступающие в учреждение нефинансовые активы должны подлежать учету по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

Обращается особое внимание на применение КВР, связанных с ремонтом объектов основных средств. При этом необходимо учитывать вид ремонта (текущий, капитальный и т.п.), зафиксированный в договоре (контракте). При квалификации ремонта объекта основного средства в виде недвижимого имущества на текущий или капитальный ремонт с элементами реконструкции или без элементов реконструкции необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами. При проведении ремонта объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений) в зависимости от конкретного вида ремонта для целей бухгалтерского учета используются КВР в следующем порядке:

  • текущего ремонта 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд»;
  • если согласно договорным условиям предусмотрено проведение капитального ремонта без элементов реконструкции объекта недвижимости, то используется КВР - 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
  • если согласно договорным условиям предусмотрено проведение капитального ремонта с элементами реконструкции , то используется КВР - 400 «Капитальные вложения в объекты недвижимости имущества государственной (муниципальной) собственности». При этом необходимо учитывать, что данные расходы увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость объекта недвижимости.

Расходы по капитальному ремонту оборудования - движимого имущества (особо ценного и иного движимого имущества) признаются расходами и при этом используется КВР - 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». В случае если приобретается новое оборудование, то исключается проведение ремонта в текущем периоде (в противном случае признается нецелесообразное приобретение). По приобретенному оборудованию, бывшему в использовании, решение о проведении капитального ремонта принимает Комиссия по поступлению и выбытию активов на момент принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету.

При проведении учреждением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ применяется КВР - 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы». При этом необходимо конкретизировать цель НИОКР и выполнение следующих критериев признания НИОКР в качестве нематериального актива на бухгалтерском учете: признание в виде исследования; признание научной новизны; признание в будущем результата. В случае если одна из составляющих критериев признания НИОКР не исполнена, то на бухгалтерском учете учреждения признаются расходы и при этом применяется КВР - 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Принятие результата выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на основании Акта выполненных работ в оценке заказчика и на бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:

  • положительный результат НИОКР на бухгалтерском учете признается нематериальным активом (т.е. фиксируется исключительное право учреждения на результат интеллектуальной деятельности: Дебет 0 102 00 320 Кредит 0 106 02 420;
  • отрицательный результат НИОКР признается расходом учреждения: Дебет 0 401 20 200 Кредит 0 106 02 420 и одновременно на сумму расхода открывается забалансовый счет 01 «Имущество на праве пользования»;
  • в случае если получен положительный результат НИОКР, но исключительные права на результат закреплены не за учреждением, а за автором, согласно договорным условиям, то учреждение учитывает результат НИОКР на забалансовом счете 01 «Имущество на праве пользования».

В соответствии с Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н (новая ред. Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обратите внимание на применение счета 206 11 «Расчеты по авансам по заработной плате». Данный счет применяется в случае, если по определенным обстоятельствам по работникам учреждения на бухгалтерском учете формируется кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус» (суммы переплаты по заработной плате, в том числе по предоставленным авансовым отпускам). В этих случаях необходимо учитывать согласованное с работником учреждения удержание из его заработной платы.

В случае если имеется письменное согласие работника на удержание, а также в соответствии с нормой трудового законодательства (ст. 137 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)), необходимо на учете провести способом «Красное сторно» по начислению заработной платы (Дебет 0 109 60(80)211, 040120211 Кредит 0302 11 730 ). Если отсутствует письменное согласие работника на удержание из заработной платы или имеется сумма переплаты по заработной плате уволенного работника, то необходимо кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус» списать в следующем порядке: Дебет 0 206 11 560 Кредит 0 302 11 730 и одновременно списанная сумма подлежит отражению: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

В случае обнаружения счетной ошибки по начислению и выплате заработной платы работникам учреждения необходимо оформить Уведомление о перерасчете заработной платы и Справкой ф. 0504833 бухгалтерскую операцию отразить на учете: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

Если по окончании текущего года в учете отражается кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус», связанное с уволенными работниками, то необходимо перед составлением годового отчета списать данную сумму со счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» на счет 206 11 « Расчеты по авансам по заработной плате». При этом в январе следующего года необходимо по уволенным работникам открыть расчеты по компенсации затрат в следующем порядке: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

Редакцией Приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н в Единый план счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) введен новый счет бухгалтерского учета 201 06 «Денежные средства на специальных счетах в кредитных организациях» , который предназначен для учета денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе по аккредитивным счетам по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и оказанные услуги. Данный бухгалтерский счет подлежит применению для операций по движению денежных средств по отдельно открытым лицевым счетам, связанным с государственными оборонными заказами, а также по лицевым счетам, открытым для движения денежных средств с использованием банкоматов. При этом необходимо учитывать, что счет 201 06 «Денежные средства на специальных счетах в кредитных организациях» не подлежит применению для операций по перечислению заработной платы работников учреждений на их личные банковские карты. В соответствии с Письмом Минфина России от 08.07.2015 № 02-07-07/39464 в случае, если в соответствии с коллективным договором или трудовым договором с работником предусмотрено перечисление заработной платы работникам учреждения на банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты, операция перечисления заработной платы работникам учреждения на их банковские карты отражается в бухгалтерском учете без применения счета 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». В этом случае операция перечисления заработной платы работника учреждения на банковскую карту отражается в следующем порядке:

  • начисление заработной платы работникам учреждения: Дебет 1 401 20 211, 0 109 60(80) 211 Кредит 0 302 11 730;
  • перечисление заработной платы на банковские карты работникам учреждения: Дебет 0 302 11 830 Кредит 1 304 05 211, 0 201 11(21) 610 забалансовый счет 18 код КОСГУ 211. При этом указанный порядок отражения операции перечисления заработной платы на банковские карты работников необходимо учесть при формировании учетной политики учреждения. Счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» в соответствии п. 273 Инструкции по бухгалтерскому учету (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) применяется для удержания из заработной платы работников в пользу третьего лица.

С января 2016 года предусмотрен новый подход к отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с возвратами дебиторских задолженностей прошлых лет. При поступлении денежных средств на лицевой счет учреждения, связанный с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет (Дебет 0 201 11(21) 510 Кредит 0 205 00 (209 00) 660) , а также поступление денежных средств в виде возвратов, связанных с обеспечением закупок (Дебет 0 201 11(21) 510 Кредит 0 210 05 660), необходимо на забалансовом счете 17 «Поступление денежных средств на счета учреждения» показывать код КОСГУ 510 . Данная информация подлежит раскрытию в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ф. 0503737) в разделе 3 «Источники финансирования дефицита учреждения» на вновь введенных строках: по строке 591 подлежат отражению суммы прироста денежных средств (возвраты дебиторских задолженностей прошлых лет); по строке 592 подлежат отражению суммы поступлений в виде обеспечений.

С 2016 года под финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений открывается общий лицевой счет для движения денежных средств учреждения, связанных с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, со средствами от приносящей доход деятельности, а также со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения. Таким образом, неиспользованный остаток денежных средств по лицевому счету учреждения является общим, и необходимые платежи подлежат оплате в пределах остатков денежных средств лицевого счета, в том числе за счет средств, находящихся во временном распоряжении (временное покрытие кассовых разрывов). При этом необходимо учитывать, что допускается обеспечение исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (оплата иных денежных обязательств) за счет средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, при условии их временной невостребованности владельцем и восстановлении в течение текущего финансового года. При планировании деятельности бюджетных и автономных учреждений необходимо также учитывать, что в доходной части плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения закладываются все денежные потоки, кроме средств, находящихся во временном распоряжении учреждения. Использование денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, в оплату иного денежного обязательства в целях бухгалтерского учета признается не банковской операцией и отражается в учете с использование счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». Допустим имеется кредитовое сальдо счета 4 302 26 730 - начисленное денежное обязательство (кредиторская задолженность) за оказанные учреждению услуги. При этом учреждение не имеет возможности произвести оплату денежного обязательства по причине отсутствия субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, но на лицевом счете учреждения имеется остаток денежных средств находящихся во временном распоряжении учреждения. Руководством учреждения принимается решение произвести оплату денежного обязательства в пределах остатка денежных средств по лицевому счету с последующим восстановлением потребленного источника. Операция оплаты иного денежного обязательства средствами, находящимися во временном распоряжении учреждения, отражается на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • на основании заключенного договора на оказание услуги и Справки ф. 0504833 отражается принятое обязательство за счет плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (субсидий на выполнение задания): Дебет 4 506 10 226 Кредит 4 502 11 226;
  • на основании Акта оказанных услуг и Справки ф. 0504833 отражается принятое денежное обязательство: Дебет 4 502 11 226 Кредит 4 502 12 226;
  • на основании Акта оказанных услуг начисляется кредиторская задолженность по оплате за оказанные услуги: Дебет 4 109 60(80) 226 Кредит 4 302 26 730;
  • направление средств находящиеся во временном распоряжении учреждения в оплату денежного обязательства: Дебет 3 304 06 830 Кредит 3 201 11 610 18 код 610; Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 304 06 730 17 код 510;
  • перечисление денежных средств с лицевого счета учреждения в оплату денежного обязательства за оказанные услуги: Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610 18 код 226;
  • при поступлении на лицевой счет учреждения субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания прозводится восстановление потребленного ранее источника (средств, находящихся во временном распоряжении учреждения): Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 11 610 18 код 610; одновременно отражается не банковская операция: Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 06 730 17 код 510.

Данная информация подлежит раскрытию в Отчете об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) строки 831, 832.

С 2016 года при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственными и муниципальными учреждениями необходимо выполнять требования Минфина России по соблюдению принципов раскрытия информации в отчетности: достоверности, своевременности, оперативности, существенности и достаточности. Целью бухгалтерской (бюджетной) отчетности о государственных (муниципальных) финансах является предоставление информации необходимой (полезной) для принятия экономических (управленческих) решений учредителем, руководителем учреждения и иным пользователями отчетной информации. Для реализации этой цели особое внимание следует уделять проведению оперативного мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей в течение финансового года, а также формированию в обязательном порядке резервов предстоящих расходов.



На проживание;

В виде выплаты суточных или денежных средств на питание.

В ряде случаев права сотрудников госучреждения могут быть реализованы различными способами:

1) путем выплаты компенсации, размер которой рассчитывается исходя из определенной суммы расходов, понесенных сотрудником;

2) в интересах сотрудника могут заключаться договоры на приобретение услуг (работ, товаров).

Пример

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин , заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов , руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева , советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина , советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако , аудитор

А. Кузьмина , кандидат юридических наук

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова , ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная

Навигация

Что такое КВР 112 и его расшифровка в следующем году?

Многие бухгалтера сталкиваются с тем, как нужно правильно указывать в отчетности расходы денежных средств, выделенные на оплату выходного пособия, командировочных и других выплат, которые не связаны с зарплатой работников муниципальных (государственных) учреждений. В большинстве случаев для этих целей применяется КВР 112. Но в отдельных случаях специалисты могут использовать другие коды, поэтому необходимо строго следовать требованиям Указания Минфина.

В пункте 5.1.1 раздела III Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 года №65н расшифровка гласит, что КВР «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» применяется для обозначения выплаты, которые не имеют отношения к фонду оплаты труда.

Следует отметить, что код видов расходов 112 зачастую применяются с несколькими дополнительными кодами:

  1. КВР 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;
  2. КВР 133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия»;
  3. КВР 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, применяется для осуществления выплат в пользу работников государственных внебюджетных фондов»

Какие расходы относятся к КВР 112?

В бухгалтерских отчетах госучреждений по КВР 112 проходят денежные средства, которые не включены в фонд оплаты труда и выделяются на оплату командировочных и других расходов, а также выплату компенсации работникам организации, если это оговорено в трудовом договоре или установлено действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами.

Чем отличаются КВР 112, 113 и 244?

Иногда расходы, которые должны проходить по КВР 112, классифицируют как 113 или 244. Однако между ними есть существенная разница.

КВР 113 в отличие от кода 112 необходимо применять лишь для отражения средств, пошедших на выплату физическим лицам, которые сотрудничают с учреждением без договора гражданско-правового характера либо трудового договора: например, оплата участия спортсменов и тренеров в физкультурно-спортивных мероприятиях. Также по данной категории должна проходить компенсация стоимости проезда учащихся к месту учебы и производственной практики.

КВР 244, согласно Указаниям Министерства финансов РФ от 19.08.2016 года «02-05-10/48951, обозначает расходы бюджетных денег на вознаграждение физических лиц, которые были привлечены к работе государственного (муниципального) учреждения на основании гражданско-правового договора.

КВР 112 – Командировочные расходы

По КВР 112 проходят расходы, выделенные на оплату командировок работников, которые выдаются непосредственно откомандированному лицу наличными или на банковскую карту. Сотрудник самостоятельно оплачивает билеты и жилье. Однако если траты проходят по специальному договору, то в отчете они записываются как КВР 244.

КВР 112 – Расходы на обучение и медосмотр

В том случае, если медосмотр работников предусмотрено планом работы государственного (муниципального) учреждения, то средства на него выделяются по коду видов расходов 244. А КВР 112 применяется при компенсации трат сотрудникам, которые прошли данную процедуру самостоятельно.

Если организация заключила договор с учебным заведением, то оплата обучения работников в бухгалтерских отчетах проходит по КВР 244, но компенсацию проездных билетов записывается под КВР 112.

КВР 112 – Выходные пособия при увольнении

В Приказе №65н указано, что выплату выходного пособия по случаю увольнения работника, которое не связано с реорганизацией либо ликвидацией государственного (муниципального) учреждения, необходимо проводить по КВР 112. По такому же коду вида расходов выделяется и единовременное пособие работнику, который увольняется, если причина не связана с сокращением штата. В противных случаях используются КВР 111 или 133.

Некорректно применены КВР и КОСГУ при увольнении сотрудников

Согласно действующему законодательству, при увольнении работника ему должна быть выплачена зарплата за все отработанные, но еще не оплаченные дни, и компенсация за каждый неиспользованный отпуск. В Указаниях №65н Минфина сказано, что эти расходы должны проходить как КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», который соответствует 211 «Заработная плата» КОСГУ.

По КВР 112 должны проходить бюджетные средства для выплаты выходного пособия, если условия увольнения сотрудника соответствует кодам 262 «Пособия по социальной помощи населению» и 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

По какому коду КВР (244 или 112) следует учитывать расходы на ГСМ в служебных командировках на служебном автомобиле?

В Трудовом кодексе РФ оговаривается, что всем сотрудникам государственных учреждений оплачиваются командировки: проезд, проживание и суточные. Если поездка совершается на служебном автомобиле, то деньги из бюджета выделяются по КВР 112, однако при осуществлении оплаты командировочных по соответствующему контракту либо договору, то траты в отчетах должны проходить по КВР 244.

Личный опыт применения КВР 112

При распределении расходов из бюджета государственного учреждения у людей, которые редко сталкиваются с классификацией расходов, возникают трудности с правильным разделением средств в бухгалтерской отчетности. Примером этого может быть следующая ситуация: «Водитель заранее заправил служебный автомобиль перед командировкой по договору с поставщиком ГСМ, а затем заправил еще раз в пути. По какому коду вида расходов нужно проводить расходы?». Деньги, выделенные на первую заправку, должны проходить по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а вторую часть трат записывают под КВР 112.

Медосмотр сотрудников организации, который предусмотрен соответствующим планом, также оплачивается из бюджета учреждения по КВР 112, ведь расходы не относятся к фонду оплаты труда.

При классификации расходов по КВР следует помнить, что некорректное применение кодов, выявленное проверкой, расценивается как нецелевое использование денежных средств их государственного бюджета. Поэтому необходимо тщательно проверять данные с КОСГУ.