Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Монастырь Георгия Хозевита

Монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж). Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, которая в настоящее время ответвляется налево от современного шоссе. Интересно обратить внимание на остатки древнего римского акведука, встречающиеся по пути рядом с дорогой. Этот водопровод неоднократно восстанавливался и при византийцах и при крестоносцах, в настоящее время он не действует, зато в самом ущелье вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей возле монастыря. Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани. Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья. По свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии, и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец. Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре. Рядом с киновией образовывались пещерные кельи монахов, ищущих полного уединения. Анахореты жили там до конца эпохи крестоносцев и с 1880 года стали вновь заселять их. По преданиям, в этих пещерах скрывались еврейские пророки и праведники, очищая свои сердца постом и молитвой. Не исключено, что здесь подвизался будущий вождь еврейских повстанцев Шимон бар Кохба, о чем говорит его настоящее имя – Симон Хозиба. Игумен Даниил свидетельствует: “И есть от Иерусалима до Иордана 26 верст великих, 15 верст до Кузивы, идеже постился Иоаким неплодства ради своего; и есть место то в потоце глубоко у пути близ на левой руце тамо идуче. А от Кюзивы до Иерихона 5 верст, а от Иерихона до Иордана 6 верст...” . Вышеупомянутый Фока в своем “Сказании” пишет: “За этим монастырем (св. Евфимия С. Б.) есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в пещере служат келиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя” . В 1187 году монастырь разрушается солдатами Цалах эд-Дина и остается в полузаброшенном состоянии до 1878 года, когда здесь поселяется греческий монах Каллиник, который начинает проводить археологические раскопки (в сотрудничестве с Клермоном-Гано) и постепенно восстанавливать монастырь.В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.Сегодня монастырь открыт для посещения и представляет собой один из самых популярных туристских объектов Израиля. Все его кельи, часовни и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Тот, кому доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого впечатления, полученного от видов, открывающихся с веранд монастыря (см. фото). Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов. Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Святой Девы Марии; нижний – складские помещения и древние захоронения. В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный досмотр. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались (сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики продовольствия развьючивали своих ослов. Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства игумена монастыря иеромонаха Антония. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид. Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Церковь Святой Девы Марии. В главной церкви монастыря, посвященной Пресвятой Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец Дионисий. На западной стене изображены: Иоанн Колов †422, египетский отшельник (слева, на столбе), за ним: Иоанн Хозевит, Георгий Хозевит, св. Феоктист, Феодосий Киновиарх, преп. Зосима †523, палестинский отшельник и Мария Египетская. Сверху, над ними – Успение Богородицы, Воскресение Христа и икона, на которой написано: “ΣΟΧΟΔΟΩΖΗ ΗΓΗΠ” (Живоносный Источник). Самый верхний ярус изображений занимает сцена Распятия. На северной стене: св. Аверкий, епископ Иерапольский †167, Афанасий Афонский †1000 – основатель киновиального монашества на Афоне, св. мученики Козьма и Дамиан, Пресвятая Дева Мария, по бокам ниши: Иоахим, неизвестный святой, Герасим. На верхнем ярусе изображены: Богоявление, Воскрешение Лазаря, Первое чудо в Кане, Преображение, Вход Христа в Иерусалим, Вознесение. Здесь же, рядом с нишей, в серебряных ларцах хранятся черепа Иоанна Хозевита и др. подвижников.На южной стене: (слева направо) знаменитые святые и монахи-подвижники: св. Евфимий, св. Лаврентий и св. Стефан (в окне), Савва Освященный, Кириак и Харитон (в окне), Калинник (на столбе), Варлаам, Индийский отшельник и Иоасаф Индийский царевич (Будда), Иоанн и Варсонофий Великий †563, палестинский отшельник – авторы “Руководства к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна”. На верхнем ярусе изображены: св. Митрофан †326, патриарх Константинопольский, св. Фома, св. Евфросиния и Матрона, 40 мучеников из Себастии, Иоанн и София – родители св. Саввы, св. Аркадий, св. Ксенофонт, св. Даниил Столпник †490, Встреча Марии и Елисаветы, Сретение.Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых расписаны иконами: Благовещение, св. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Угодник, они относятся ко времени императора Алексея II Комнина (1167-1183). Церковь свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита (часовня св. Стефана). С северо-восточной стороны от церкви Пресвятой Богородицы находится частично высеченная в скале тесная часовенка Святых Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Она соединена с главным храмом небольшим притвором, вход в нее с юго-западного угла. У северной стены находится реликварий с черепами сорока епископов (или монахов), претерпевших мученическую смерть во времена персидского нашествия. В маленьких нишах на противоположных стенах хранятся деревянные ларцы с черепами: на северной (слева) – св. Ксенона Отшельника и на южной (справа) – св. Георгия Хозевита, тело же святого захоронено в гробнице за иконостасом справа. В центре, в раке под стеклом, покоятся мощи св. Иоанна Румынского (1913-1960), прославившегося своими аскетическими подвигами в монастыре св. Георгия Хозевита. (Черепа и мощи всех остальных монахов, умерших в этом монастыре, хранятся в отдельной пещере-усыпальнице, расположенной вне монастыря, в расстоянии 150 метров к востоку от него. По уставу монастыря, усопших хоронят без гроба, неглубоко в земле; место отмечают надгробной плитой и деревянным крестом, затем, по прошествии определенного времени (трех лет), кости вынимают и складывают в общую гробницу, а черепа, количество которых уже превышает число 250, кладутся отдельно, на полу, вдоль стен усыпальницы).Часовня Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита есть древнейшая часть лавры, в ее полу сохранилась мозаика VI-VII веков. Здесь же, на стенах, сохранились следы росписи XII века. Западная стена исписана образами святых: внизу – явление Пресвятой Девы св. Евстафию, вверху – св. Феодорит, св. Георгий, св. Димитрий. На северной стене, над черепами мучеников изображены свв. Иоахим и Анна, Жертвоприношение Авраама. Интересна икона свв. Иоанна и Георгия Хозевитов вместе с патриархом Софронием (русская). Церковь св. Илии Фесвитянина. Выше этих церквей, находится еще одна Святыня и посвященная ей церковь пророка Илии, попасть в которую можно, поднявшись на крышу церкви Пресвятой Девы Марии. Эта церковь представляет собой часовню, но уже с престолом для совершения литургии, разместившуюся в пещере скалы. По преданию, в этой пещере в течение более трех лет жил пророк Илия, подчиняясь повелению Господню: “И было к нему слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и из потока он пил” (3 Цар. 17:2-6). На иврите этот поток называется “нахаль Керит”, Ономастикон Евсевия-Иеронима называет его “Хорра” (ροΧρά) или по-латыни – “Хорат” (Chorath) и относит его “по ту сторону Иордана, где скрылся Илия, на супротив какой-то реки” .Здесь же, по преданию, будущий Богоотец Иоаким молился и жаловался Господу на свое бесплодие и получил от ангела известие о скором рождении у его жены Анны Девочки, Которой в свою очередь надлежало стать Матерью Бога. Предание говорит, что также и сама Анна прожила здесь отшельницей остаток своей жизни после того, как отвела свою трехлетнюю Дочь Марию в Храм, и одно время здесь даже почиталась стопа св. Анны, впоследствии увезенная на Афон, где легла в основу новой монашеской обители св. Анны.В росписи стен пещеры изображены: свв. Иоахим и Анна, свв. Иоанн и Георгий Хозевиты, Рождество. Почитаются здесь иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, Илии. На западной стене находится большая икона Св. Серафима Саровского (1759-1833) – знаменитого русского старца-пустынника. В восточной стене есть могила патриарха Илии I (494-516). Здесь также находится могила монаха Каллиника (1830-1909), восстановившего монастырь.http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel18.htm

Регулярная статья Дата создания: 08.12.2015

Вади эль-Кельт или на иврите ручей Прат - самый крупный водный поток в Иудейской пустыне , не пересыхающий даже в летнюю жару. Вода его использовалась людьми с самых древних времен для сельского хозяйства и скотоводчества всей северной части пустынной Иудеи .

Описание

Крупнейший оазис всего Ближнего Востока - Иерихонский также питается в основном, водой из этого источника. В почти тридцатикилометровом русле ручья можно найти свидетельства самых различных времен - водоводы и акведуки: иродианские, римские, турецкие, арабские. Водный поток складывается из целого ряда источников - родников, расположенных вокруг Иерусалима с его восточной стороны.

У источника Эйн Фара пророк Иеремия по велению божьему спрятал в скалах свой пояс, а потом нашел испорченным (Иеремия 13:1-10).

К востоку от Эйн Фара расположены два родника - Эйн Фаджера и Эйн Джумеса, образующие естественную купальню. Затем, при слиянии вади Эйн-Фара с вади Сувенит бьют источники Эйн Фавуар, заключенные в бетонный бассейн.

Ущелье вади продолжает на восток огромного русла - долины ручья Сорек и образовалось от него же после раскола иорданской впадины. До этого истоки Сорека находились глубоко в иорданских горах, которые сегодня по ту сторону долины. Однако ущелье вади Кельт значительно круче, его берега менее размыты, за счет того, что находится он в пустынной зоне, где практически не бывает осадков, разрушающих склоны.

Достопримечательности

Здесь сохранились развалины старой насосной станции, а также внушительные руины одного из монастырей св. Харитона - монастыря Фаран, основанного Харитоном в 275 году – это была первая монастырская лавра в Иудейской пустыне. За последнее время было совершено несколько неудачных попыток восстановить монастырь, в настоящее время часть территории древнего монастырского города принадлежит русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). В пещере, где, по преданию, преподобного Харитона, ныне обустроен храм.

На выходе вади Кельт в Иерихонскую долину стоят две высокие крепости, охранявшие оазис еще со времен Хасмонейской династии - Дагон и Кипрос. После Хасмонеев крепости были реконструированы Иродом Великим , а затем заброшены.

В ущелье сохранились множественные следы водоводов иродианского и римского периодов, снабжавших родниковой водой высокогорные форпосты. Эти водные системы - гениальные инженерно-архитекутрные сооружения, изучению которых посвящаются ныне тома.

Самая интересная и важная достопримечательность вади Кельт - один из древнейших монастырей мира - православный монастырь св. Георгия (IV век нашей эры), который как бы прилепился к скале над обрывом в недоступном месте нижнего русла вади.

Вади Кельт в ХХ веке

Крепости времён Хасмонейской династии использовались израильской армией как удобные стратегические точки: на Кипросе был наблюдательный пункт ВВС, а локационная база на Дагоне существует до сих пор.

Хасмонейский акведук вёл из вышеупомянутого бассейна в крепость Кипрос, но нынешний, подновленный одним из членов знаменитого семейства террористов Хуссейни в 1919 году, заканчивается у Эйн Кельт, а оттуда идет другой акведук до Иерихона . Когда в результате Шестидневной войны территория Иудеи вновь вернулась еврейскому государству, начальник генерального штаба Израиля Моше Даян оставил воду вади Кельт во владении семейства Хуссейни, к которому, в частности, относился известный борец за права палестинских террористов и арафатовский «мэр» Иерусалима Фейсал Хуссейни. Семейство это продает воду жителям Иерихона, но Израиль пользоваться этой водой не имеет права. Хуссейни подновили старый акведук, турецких, а, возможно, частично, еще иродовских времен. После 1967 года по вади Кельт в Иерусалим проникали террористы. Это практически прекратилось в «черном сентябре» 1970 года , когда король Иордании Хуссейн ликвидировал террористические лагеря в своей стране.

Источники

Игорь Торик , «Энциклопедический путеводитель по Израилю», копирайт Игорь Торик. Книгу в электронном виде можно приобрести на сайте http://ejwiki-books.com/ в разделе "Электронные книги".

На Ближнем Востоке, располагается на территории Израиля, на западном побережье Мёртвого моря. Название произошло от «Иудея» - названия удела одного из 12 колен Израилевых. С более точным переводом название звучит как безлюдная пустыня.

Пустыня это не только песок и барханы, это неприступные горы, быстрые и опасные селевые потоки, сходящие с гор, зеленые русла местных ручьев и богатый животный мир.

На простых людей Иудейская пустыня наводила ужас, ее так и называли «пустыней ужаса» из-за разбойников и львов, обильно ее населявших. Здесь же в пустыне перед началом проповеди провел 40 дней в посте, молитве, терпя искушения, Иисус Христос. В византийскую эпоху Иудейская пустыня стала местом подвига монахов. Покидая города и селения, они уходили в пустыню. Вся пустыня наполнена пещерами подвижников-отшельников и монастырями.

В настоящее время различные технологии значительно смягчили и улучшили жизнь человека в столь безводном и жарком месте. Это удивительный край, славится красотой своих глубоких каньонов, историей человека, оставившего в ней свой след, а так же богатством животного и растительного мира.

Ярко оранжевые пески ласкают взор. Иногда мы видели крепости с колючей проволокой, по периметру прожектора. Наверное, это военные объекты. Замечаю, что даже здесь в безлюдной пустыне кружатся по ветру, пакеты и мусор.

Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка.


Пустыня не всегда может быть безжизненной, в её оазисах цветут красивейшие цветы.


Восточная полоса иудейской пустыни, является одной из «стен» сирийско-африканского разлома, который разорвал земную кору на две части, с одной стороны сотворил самое низкое место на суше земного шара, а с другой образовал высоченные «стены» вокруг этой низины.

Вода, стекающая с этой «стены», проточила в ней узкие и очень глубокие ущелья, которые ныне нам известны как каньоны иудейской пустыни. Один из таких каньонов — Вади Кельт расположен к северу от дороги из Иерусалима в Иерихон.

Едем из Эрихона к востоку. Путь проходит по извилистой дороге. Автобус остаётся на стоянке.

Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров.

Длина глубокого и узкого ущелья — около 28 километров, а перепад высоты – более 1000 метров. На дне каньона есть три ручья: Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт. В одном из водопадов ручья Эйн-Прат можно искупаться и перевести дух при изнурительной жаре.

Нам предстоит спуститься глубоко вниз к храму, что находится в каньоне ущелий. Нас предупредили, что некоторые паломники могут остаться наверху. Дорога состоит из больших плит. Местные извозчики с ослами, предлагают свои услуги по крутому спуску, но никто из наших паломников не пожелал.

Здесь необычная природа. Горы спускаются к руслу ярусами-ступенями, потому, что почва многослойная, и река её размыла от времени.

На узком уступе отвесной скалы приютился монастырь Св. Хозевита. Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена. (фото из интернета)

Постепенно вечереет, воздух насыщен свежестью, и незнакомыми горными запахами. Мы неспешно спустились, последний отрезок пути надо пройти с подъёмом.

Наконец подошли к вратам храма пр. Хозевита , основанный, около 480 г. и посвящён Пресвятой Богородице. В пещерах ущелья, по соседству с храмом, располагались кельи иноков. Некоторые кельи виднелись в почти отвесной стене.

Добродушные монахи угостили нас кофейным напитком, чтобы подкрепить наши силы для обратной дороги.

Теперь наш путь обратно, нужно подняться по крутому склону извилистой дороги. Несколько человек согласились ехать на ослах, их сопровождали пешие погонщики. Я не поехала на осле, а пошла пешком, чтобы прочувствовать всю вечернюю красоту гор. Поднялись довольно скоро, и времени потратили почти это - же, за которое спустились. Меня это даже удивило. Вот, что значит освящённый кофейный напиток.

Едем по Иудейской пустыне. Дороги хорошие, ровные. Освещение отличное, особенно возле жилых мест. На каждом столбе по 5 светильников, словно пять ярких звёзд светят в ночи. Мелькают необычные силуэты пальмовых рощ. Вдали тянутся бескрайние пески. Лишь далеко на горизонте, у подножия горного хребта тянется красивая цепочка от далёких огоньков. Небо бархатно-тёмное, на котором видны незнакомые мне созвездия.


На территории Палестинской автономии, в нескольких километрах от Иерихона, находится греческий православный монастырь Святого Георгия, он же Вади-Кельт . Монастырь высечен в скалах долины русла реки Кельт, которая наполняется водой только в дождливое время. Вокруг – необыкновенной красоты каньон, безжизненные и умиротворённые пейзажи. Напряжение в воздухе создают разве что время от время проезжающие машины с палестинскими номерами и машины миротворцев из ООН, призванных следить за обстановкой.

Дорога к Вади-Кельту – это, строго говоря, дорога на Иерихон. Она уходит ответвлением от 1-го шоссе, которое, в свою очередь, соединяет Иерусалим с 90-м шоссе, идущим вдоль Мёртвого моря. Подъезд непосредственно к Иерихону по этой дороге закрыт, израильтянам въезд туда и вовсе запрещен, как во все крупные поселения на территории Палестины; но сам Вади-Кельт находится ещё на территории так называемой зоны С Палестинской автономии, где и военный контроль, и гражданская администрация осуществляются Израилем. Собственно, граница между зонами А и С проходит как раз рядом с монастырём, поэтому около Вади-Кельта дорога "заканчивается".

Вид на монастырь с одной из скал на подъезде. Внизу виднеется русло реки Кельт:

Так выглядит сама скала -"смотровая площадка", с которой открываются эти виды. Здесь, как и на некоторых других скалах в окрестности, стоят путеводные кресты: в средние века они указывали паломникам дорогу к монастырю.

Виды на сам каньон – довольно красивые и безжизненные пейзажи; меж тем, когда-то здесь тоже жили люди. В каньонах много пещер, которые в раннее средневековье облюбовали отшельники, текущая на дне каньона река (тогда она ещё не высыхала) снабжала их самым необходимым - водой:

Говорят, что в дождливое время высохшее русло реки наполняется водой:

Ещё раз вид на монастырь с этого ракурса:

Дорога к Вади-Кельту – это бывшая дорога на Иерихон. Сейчас, непосредственно около монастыря дорога заканчивается, её перекрыли камнями, сделав дальнейший путь для машин невозможным. На фотографии ниже видны устроенные на дороге завалы: справа стоят израильские машины, слева – жёлтое маршрутное такси на Иерихон. Единственный способ добраться до города – перелезть через завалы и ехать дальше на палестинской маршрутке. В самом низу фотографии виден кусочек дороги – это спуск к монастырю.

Ворота около начала спуска к монастырю:

В начале спуска находится ещё одна смотровая площадка, откуда открывается вид на монастырь с другого ракурса. Напомню, что это греческий православный монастырь, названный именем Святого Георгия. Его построили византийцы в 5 веке н.э. в тех краях, где было много пещер отшельников. Потом его несколько раз разрушали и восстанавливали, нынешний вид монастыря - постройка второй половины 19-го века, кажется, на деньги русской православной церкви.

Назумленные фотографии монастыря:

И ещё раз общий вид:

Следующая остановка на пути – легендарные Кумранские пещеры . Это место, где в 1947 году были обнаружены так называемые Кумранские свитки, или свитки Мёртвого моря – фрагменты книг Ветхого Завета, большинство из которых были написаны в период Второго Храма, где-то в 250 г. до н.э. – 68 г. н. э. До кумранских находок анализ библейских текстов производился на основе средневековых манускриптов; найденные же Кумранские манускрипты позволили судить о текстах Ветхого Завета более ранних периодов.

Рассказ о найденных Кумранских свитках уже практически стал легендой: в 1947 году молодой бедуин-пастух пошёл искать свою козу, заблудившуюся где-то в этих краях, и случайно набрёл на пещеру, где обнаружил кувшины со свитками. Найденные им семь свитков бедуины за гроши перепродали торговцу антиквариатом в Иерусалиме, а тот, в свою очередь, три из них продал профессору Еврейского университета в Иерусалиме, и ещё четыре и несколько фрагментов – настоятелю сирийского монастыря Святого Марка. Профессор сразу же определил значимость этих свитков, и здесь началась история одного из самых важных открытий человечества.

Как только стало известно, об открытии какого масштаба идёт речь, на территории Кумрана, а затем и в прочих окрестностях около Мёртвого моря, начались массовые поиски других свитков; причём искали все: евреи, арабы, христиане... К 1956 году обнаружилось, в общей сложности, 11 пещер, содержавших сотни рукописей, названных "рукописями Мёртвого моря". Всего было найдено около 15 тысяч фрагментов, что, в общей сложности, представляет более 500 книг: это почти все библейские тексты, причём в нескольких экземплярах.

Писала эти тексты, по всей видимости, религиозная секта есеев, удалившаяся от мира в ожидании прихода Мессии. Эти свитки они хранили для будущих поколений, упаковывая их в специальные сосуды, запечатанные смолою, чтобы внутрь не попадали влага и свет. Недалеко от пещер Кумран – первых пещер, где были обнаружены свитки, - были найдены поселения есеев – хозяев свитков.

Это было довольно небольшое поселение, состоявшее из пары десятков помещений. Ессеи удалились от мира, чтобы жить в святости и чистоте, ожидая прихода Мессии. На территории поселения были найдены бассейны для ритуального омовения, сосуды, похожие на те, в которых хранились найденные свитки, чернильницы с высохшими растительными чернилами, обломки столов, на которых могли готовить кожу / пергамент для свитков и пр.

В Иерусалиме найденные свитки хранятся в специальном здании музея Израиля – Храме Книги: здание построено таким образом, что в случае опасности, оно немедленно уходит глубоко под землю вместе со всем своим содержимым.

Один из самых интересных свитков – так называемый Медный свиток, вычеканенный на куске меди в 1-ом веке н.э., - находится в археологическом музее Аммана. Он содержит текст на иврите, в котором перечисляются все сокровища, спрятанные в различных местах Иудейской пустыни и окрестностях Иерусалима: считается, что это те самые сокровища, которые удалось спасти из Второго Храма до его разрушения римлянами. По понятным причинам, иорданцы не собираются продавать этот свиток Израилю.

Часть свитков заполучил себе Ватикан, и доступа к этим свиткам и вовсе нет.

Фото 1. Монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж).

Монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона.
Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.

Фото 2. В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья. По свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

Фото 3.

Фото 4. Фока в своем “Сказании” пишет: “За этим монастырем (св. Евфимия С. Б.) есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в пещере служат келиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя”

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7. Часовня Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита есть древнейшая часть лавры, в ее полу сохранилась мозаика VI-VII веков. Здесь же, на стенах, сохранились следы росписи XII века.

Фото 8. Это мощи св. Иоанна Румынского (1913-1960), прославившегося своими аскетическими подвигами в монастыре св. Георгия Хозевита.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11. Черепа и мощи всех остальных монахов, умерших в этом монастыре, хранятся в отдельной пещере-усыпальнице, расположенной вне монастыря, в расстоянии 150 метров к востоку от него. По уставу монастыря, усопших хоронят без гроба, неглубоко в земле; место отмечают надгробной плитой и деревянным крестом, затем, по прошествии определенного времени (трех лет), кости вынимают и складывают в общую гробницу, а черепа, количество которых уже превышает число 250, кладутся отдельно, на полу, вдоль стен усыпальницы

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14. В главной церкви монастыря, посвященной Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец Дионисий.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18. Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых расписаны иконами.

Фото 19.

Фото 20. А этот страшный туннель ведет...в туалет

Фото 21. Лучший вид из окна туалета, что я встречал

Фото 22. Это доказательство, что я в туалете

Фото 23. На колокольнях висят колокола, отлитые в стародавние времена в России династией Строгановых

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26. Вот и надпись видна про потомственных и почетных.

Фото 27. А это пещера отшельника - туда влезал монах и ему в корзинке передавали еду, а он оттуда спускался крайне редко. Теперь это просто как реликвия

Фото 28. В 1187 году монастырь разрушается солдатами Цалах эд-Дина и остается в полузаброшенном состоянии до 1878 года, когда здесь поселяется греческий монах Каллиник, который начинает проводить археологические раскопки (в сотрудничестве с Клермоном-Гано) и постепенно восстанавливать монастырь.

Фото 29. В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.

Фото 30. Это я

Фото 31. А это моя жена меня снимает

Фото 32.

Фото 33. Выше этих церквей, находится еще одна Святыня и посвященная ей церковь пророка Илии, попасть в которую можно, поднявшись на крышу церкви Пресвятой Девы Марии. Эта церковь представляет собой часовню, но уже с престолом для совершения литургии, разместившуюся в пещере скалы. По преданию, в этой пещере в течение более трех лет жил пророк Илия, подчиняясь повелению Господню: “И было к нему слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и из потока он пил” (3 Цар. 17:2-6).

Фото 34. Монах

Фото 35.

Фото 36. Здесь же, по преданию, Иоаким молился и жаловался Господу на свое бесплодие и получил от ангела известие о скором рождении у его жены Анны девочки, которой в свою очередь надлежало родить Иисуса Христа. Предание говорит, что также и сама Анна прожила здесь отшельницей остаток своей жизни после того, как отвела свою трехлетнюю дочь Марию в Храм, и одно время здесь даже почиталась стопа св. Анны, впоследствии увезенная на Афон, где легла в основу новой монашеской обители св. Анны.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40. Монахи

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43. Византийский двуглавый орел

Фото 44. Нечто типа уголка-музея

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48. Магазин самообслуживания - берешь товар - открытки, книги, свечи и др - оставляешь указанную сумму в евро или долларах. Я не купил - открытки были по 3 доллара

Пока и все - в следующей части мы выйдем из монастыря и пойдем по дну ущелья - самая тяжелая часть пути - ни тропинки, ни ровной поверхности - только огромные валуны и мелкие камни древнего бурного водного потока.