Что вера без дел. Вера без дел мертва. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

10.12.2016

(откровение)

Так говорит Дух Святой!

О, когда же вы, называющие себя Мои народом, перестанете искусственно подделывать Моё Присутствие и наполняться ложными ликованиями вашими? Когда перестанете петь и плясать в своих церковных зданиях и пойдете во имя Мое делать добро людям? Когда вы перестанете умиляться буквой Моего слова в ваших, отделенных от мира зданиях, и понесете действия Моего живого слова в народы? Ибо вера ваша ныне не имеет дел, прославляющих Моё имя!
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак.2:20)
Вы заключили Моё слово в узы ваших зданий и не даете Моему живому слову производить дела веры, свидетельствующие о Моём всемогуществе! Раньше власти ваши заключали Моё слово в узы, заключая в темницы носителей Моего живого слова. Но ныне вы сами сокрылись за стенами ваших церковных зданий и тем самым, заключили в узы Моё слово, лишив его животворящего действия!
И вы что же думаете, что Я не продолжаю спасать людей в этом мире без того, чтобы они проходили через ваши религиозные церкви? Ошибаетесь! Ибо Я есть Спаситель грешников, и Я никогда не переставал спасать людей от грехов их! И ныне у Меня много таких, которые никогда не проходили через ваши церковные обряды и уставы, однако они Мои истинные дети!
Итак, ныне на Моей ниве, как и всегда, тружусь только Я Сам и со Мною Моё малое стадо! Остальные же, назвавшиеся Моим именем, влились в человеческие организации и забыли все Мои повеления!
27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. (Иоан.10:27)
Итак спрошу вас ныне, Мои ли вы ныне овцы, или у вас ныне иной хозяин? Кто господствует ныне над вами и через кого льётся ваша слава? Что есть ныне ваш храм? Это дом молитвы, или вертеп разбойников с меновщиками и торгашами? Знаете ли вы, что прославить Моё имя можно, только через Меня!
13 Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. (Ис.26:13)
А посему сосуды ваши ныне пусты, и не с чем вам идти на Моё поле, чтобы сеять Моё семя! Поэтому и сидите вы подле, раздающих всякое семя, и не разбирая качества сего семени, наполняете им своё чрево, пока вам его раздают! А когда прекращают вам его раздавать, расходитесь по домах, и голодаете до следующей раздачи. А когда поспешаете на новую раздачу, то несете еще и плату тем, кто вам раздает это сомнительное семя. Итак, в круговороте этого пленения, вы уже не способны, не только иметь дела веры, но и различать мертвое семя, от живого! И если вы даже и перестанете наполнять своё чрево ложным семенем, вы уже не способны найти тех, кто вам даст истинное Моё семя! Ибо вы погрузили свою душу во тьму и утратили свет Мой, в котором только и можно отличить истину от лжи!
12 Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоан.8:12)
От того душа многих из вас стенает в вас и вопиёт по истине Моей, но вы не желаете услышать её боль! И чтобы не слышать голоса вашей совести и голоса души вашей, которая видит перед собой отверстый ад, вы возбуждаете себя песнопениями, ликованиями и плясками! Вы убеждаете сами себя и убеждаете в том других, будто чувствуете Моё Присутствие среди вас, хотя Меня нет среди вас! Враг погружает вас в иллюзию обмана, и вы принимаете обычные человеческие эмоции за Моё Присутствие! Хотя это было бы совершенно невозможно для тех, кто ходит в Моём свете, и кто предоставил свой храм для Моего Присутствия! Слепой сидел у дороги и ждал, когда он почувствует Моё Присутствие, чтобы ему воззвать ко Мне об исцелении его слепоты. Шедшие же впереди, заставляли его замолчать и не тревожить Меня, так же, как ныне не позволяют вам ваши лидеры просить Меня об исцелении вашей слепоты.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. (Лук.18:39)
Однако, желание того слепого, быть исцеленным от слепоты, было так велико, что Я услышал его, чтобы спросить, чего он на самом деле хочет. Ибо многие из вас вопиют ко Мне о том и о сем, но не знают того, в чем они на самом деле нуждаются.
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. (Лук.18:41)
Итак, вы должны знать чего вы хотите и просьбу вашу вы можете адресовать только ко Мне для того, чтобы получить истинное исцеление от вашей слепоты! Много проходило мимо слепого людей, но он не просил у них исцеления, а ждал, когда появлюсь Я со Своим Присутствием, чтобы явить ему милость!
39 Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. (Втор.32:39)
Что же вы так ныне не разумны, народ Мой? От чего вы ищете исцеление у всякого мимо проходящего, которые возлагают на вас свои нечестивые руки, и дают вам то, что они имеют… Ибо мало произнести Моё имя, но нужно иметь Меня в себе, чтобы Я мог действовать через вас! Петр имел Меня в себе, поэтому Я мог, по его вере и по слову, действовать и исцелить хромого!
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. (Деян.3:6)
Большинство же из таких целителей, никогда Меня не знали и тем более, не впускали Меня в свой храм, чтобы дать Мне право действовать в их жизни! Таковые живут и водятся своими похотями, корыстью и властолюбием. Поэтому и дать они вам могут поистине ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОНИ САМИ И ИМЕЮТ! И это только дела плоти, которые известны своим нечестием:
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. (Гал.5:19-21)
Итак, перестаньте искать Меня в людях, зданиях и общинах, но ищите Меня, как тот слепой, у дорог, по которым Я хожу! Ибо Я не сижу в ваших зданиях, но ХОЖУ среди Моего народа и тружусь по спасению слепых грешников! Я с теми, кто подобен Илие, и Я бегу вместе с ним перед колесницей Ахава!
46 И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля. (3Цар.18:46)
Я с теми, кто подобен Елисею, который жаждал двойного помазания и следовал, не отступая за Ильёй! Я так же распинаюсь вниз головой на кресте с Петром, и полагаю Свою голову на плаху с Павлом! Ибо Я Бог Живой и Действующий, и Я не сижу праздно тогда, когда время так коротко! Потому, что Я живу в сердцах Моих детей, действую в них и веду их туда, куда Мне угодно! И если вы хотите найти Меня и прозреть, то поспешайте в народ с делами вашей веры! Несите им Мой свет, Мою любовь и Моё спасение, ибо вы призваны быть Моими светильниками в этом темном мире!
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. (Матф.25:34-36)

41… скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. (Матф.25:41-43)
Аминь!

Вера без дел мертва — пишет в соборном послании апостол Иаков. В этих четырех словах отображается суть христианской жизни — верить в Бога и доверять Ему свою жизнь. Человек не может существовать, не проявляя себя в делах.

Доверие, уверенность, верность

В жизни православного христианина эти понятия очень тесно переплелись. Истинная вера должна подкрепляться исполнением заповедей и хорошими делами, а творение второго питает первое.

Обычно веру характеризуют как признание чего-либо истинным, не требуя проверки. Действительно верующий в Бога не ищет доказательств Его существования, не требует обязательной личной встречи с Творцом («пока не увижу, не поверю»).

Конечно, моменты сомнений бывают у многих, даже у апостолов. Один из них, Фома, сказал, что не поверит в воскресение Спасителя, пока своими пальцами не почувствует раны Христа.

Потом он очень раскаивался за свои слова и исследовать язвы Иисуса считал дерзостью. Но свою верность Богу апостол доказал добрыми делами — проповедью христианства в Индии и мученической кончиной (его пронзили копьем насмерть — по одной из версий, брахманы были разгневаны распространением новой религии).

Опыт религиозной жизни открывает человеку нечто такое, что уже не позволяет сомневаться в том, что Бог есть. Слово «вера» имеет много однокоренных слов: доверие, уверенность, верность. Все они так или иначе относятся и к религиозной жизни человека.

Кто-то приходит в состояние уверенности в том, что Бог есть. Если относиться к этому не как к обычному знанию, а как к тому, что человек познает опытным путем, то можно дойти к доверию . Человек начинает понимать, в чем суть жизни православного человека, зачем изучать Священное Писание и жить по Евангелию, что только Господь точно знает, как для человека будет лучше.

Следующей ступенью можно назвать верность Богу . Это состояние, когда человек не просто все принимает, понимает, но и пытается совершенствовать себя в духовном плане. Он пытается жить по заповедям, остерегаться греха, чтобы не отделяться от Бога.

Если ты верен Богу, значит ты ничего общего с князем тьмы не имеешь. Ты каждой мыслью, словом, поступком пытаешься засвидетельствовать это.

Питается благими делами

Получается, что прав был апостол Иаков: вера без дел мертва . Пока человек жив, он так или иначе будет проявлять свою активность. Если говорить в общем — принимать или отвергать мысли, говорить с окружающими, планировать, ставить цели и двигаться к ним.

Можно быть неверующим и проявлять бурную активность. Можно заниматься делами милосердия, помогать нуждающимся — поступки действительно хорошие. Но если человек делает от себя и ради себя, то может попасться на любимую уловку дьявола — тщеславие и гордость. Вот почему истинные добродетели в первую очередь приписывают верующим как тем, кто в жизни руководствуется Божьей волей.

Вера православного христианина подкрепляется изучением Священного Писания и исполнением заповедей. Как можно быть верным Христу и не принимать Его слов и явленный каждому из нас пример? Как можно не молиться? Как не верить в Пресвятую Троицу и жизнь вечную? Как не помогать нуждающимся? Как не творить добрые дела? Как не проявлять к людям любовь, терпение, милосердие?

Соответственно, как не ходить в храм и не приступать к Таинствам, если это приближает к Богу и помогает восстановить связь, разорванную вследствие греха?

Это совсем не легкое занятие. В земной жизни нельзя потрудиться год-второй, а потом годами пожинать плоды. Мол, побыл годик настоящим верующим, помолился, походил в храм, регулярно каялся, упражнялся в добродетелях, помогал бедным, нищим, отверженным — словом, жил по Евангелию, а потом взял «отпуск». Да, в Бога я верю, но зачем все эти поступки, если Он у меня в душе?

Какое ужасное заблуждение! Как только вы примете такую мысль, вырваться из «отпуска» будет очень трудно. Вслед за добродетелями пострадает и ваша вера, так как она проявляется в поступках.

***

Истинно говорит апостол Иаков: вера без дел мертва. Это два крыла, на которых человек поднимается к жизни вечной. Пока они есть, можно подниматься вверх. Если поранить одно, то обязательно пострадает и второе. Но если отсечь что-то одно, то человек упадет.

Вера без дел мертва . И дела без веры мертвы. Если мы содержим здравые догматы, но не радеем о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон.

Гомилии на Книгу Бытия.

Свт. Кесарий Арелатский

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Чтобы имя христиан мы носили не для суда, но для защиты, обратимся же к благим делам, пока средства защиты находятся в нашей власти.

Проповеди.

Свт. Тихон Задонский

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

А если вера без дел мертва, то уже и нет ее. Ибо что в теле душа, то в душе вера. Тело живет, пока душа в нем есть. А как душа выйдет, уже тело мертво, нечувствительно, не слышит, не видит, не обоняет, не движется. Душа живет, пока вера в ней живет. Как не станет веры, то уже и душа умерла, ибо и она никакого не имеет движения духовного. Человек же, имеющий такую душу, как идол: «очи имеет, и не видит; уши имеет, и не слышит; ноздри имеет, и не обоняет» (Пс. 113:13–14) , то есть ни видеть, ни слышать духовного и спасительного не хочет. Ибо он весь плотен и душевен: «Душевный человек , – говорит апостол, – не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор. 2:14) . И сие есть то, что тот же апостол говорит: «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6) .

Ибо многие делают добро, но не от веры, потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от убийства, от воровства, от похищения, лихоимства, злословия, но делают то от страха человеческого, боятся гражданского наказания, а не от страха Божия, и это не от веры. Многие удаляются от нечистоты, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия, то есть не от веры, ибо такие тайно дерзают на такое, о чем «стыдно и говорить» (Еф. 5:12) . Иные кроткими и незлобивыми кажутся, но ради мирной и спокойной жизни с людьми. Это есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Иные ближним своим всякое добро делают, но ради того, чтобы ими любимы были, и это не от веры. Другие много дают милостыни, строят Божие храмы, богадельни, но ради того, чтобы пред людьми показаться, и это не от веры. Некоторые молитвы учащают, удлиняют, «чтобы их видели люди» (Мф. 23:5) , и это не от веры. Многие постятся много, но для того, чтобы «явиться перед людьми постящимися» (Мф. 6:16) , и это не от веры.

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы.

Прп. Никодим Святогорец

Якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть

Бездушному телу подобна одна вера без дел, брат мой христианин, и мертва есть сия вера, как мёртвое тело, если бездейственна и бездеятельна совершенно. Как тело не имеет никакой живой энергии, когда с ним разделяется душа, оно даже не называется человеком, так и вера, когда она непричастна делам, то не имеет никакой живой энергии для служения Богу, но даже не оставляет человека, имеющего такую бездеятельную веру, называться верным, по толкованию святого Митрофана.

Икумений же говорит, что брат Божий здесь имеет в виду веру после Крещения, которая если не имеет дел, то не только не приносит пользы, но ходатайствует человеку большее осуждение, как принявшему талант и не приумножившему его делами. Поэтому и Господь после крещения удалился на гору и там подвизался против дьявола, чтобы нам показать пример, что после крещения нам необходимо подвизаться для победы над дьяволом, и для приобретения христианских дел, поскольку без этого спастись невозможно.

Как сказал Златоуст Иоанн «хотя бы кто право веровал и в Отца и в Сына и в Духа Святого, но если не живёт, как должно, вера не принесёт ему никакой пользы ко спасению. Поэтому также, когда Христос говорит: се же есть живот вечный, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, не подумаем, что этого и довольно для нашего спасения. Необходима ещё добрая жизнь и благоповедение» (Беседа 31, на Иоанна).

Сказал же и божественный Кирилл Иерусалимский: «нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют этому дела христианские; в противном случае, чтобы и к нам не были отнесены эти слова: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили » (Из оглашений). По крайней мере, от этих слов брата Господня рушатся гнилые теории Лютеро-Кальвинистов, которые говорят, что одной веры достаточно для спасения без дел.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Прп. Серафим Саровский

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Вeра без дел мертва есть ; а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Поучения.

Прп. Исидор Пелусиот

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Надо, чтобы и дела оценивались по вере, и вера одушевлялась делами, потому что она без дел мертва .

Письма. Книга II.

Дидим Слепец

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Так как дух, связанный с телом, животворит его и, в свою очередь, дела, соответствующие вере, стараются, чтобы она была живой, то следует думать о том, чтобы вера сочеталась с делами, достойными добродетели, чтобы становилась не мертвой, но живой. Ведь и тот, кто имеет тело одушевленное - не мертвое, но живое, - хочет его иметь через сообщество духа. Необходимо, конечно, отметить, что когда вера мертва без дел, то она уж и не вера; ведь и мертвый человек уже не человек. А почему некоторые, называющие причиной дух, благодаря которому тело живет, говорят, что он достойнее тела, и поэтому, соответственно, утверждают, что и дела, оживляющие веру, более почетны, чем сама она, я, как мне кажется, стремился изложить более совершенным образом. Ведь как дух, без сомнения, лучше тела, так дела без сопротивления не должно ставить впереди веры, ибо человек спасается милостью, не делами, но верой. Пожалуй, правильно и то, что спасает вера, живущая с собственными делами, словно есть другой род дел, помимо которых приходит спасение по вере. Они не являются делами, которые под сенью закона почитаются.

Краткое изложение.

Экумений

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Вера без дел мертва. Иаков говорит о вере после крещения. Ведь вера, лишенная дел, не приносит никакой пользы, если не делает нас виновными в большем грехе, как принявших талант, но не привносящих к нему своей деятельности. Посему и Господь, подавая пример того, что после крещения надлежит иметь дела, когда крестился от Иоанна, ушел в пустыню и вступил в борьбу с дьяволом. И Павел увещевает уже удостоенных таинств, говоря: постараемся войти в покой тот (Евр 4:11) , так как веры уже недостаточно, но надлежит приложить и чистоту жизни и приложить к этому многое старание.

Комментарий на Кафолическое послание Иакова.

Лопухин А.П.

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Свое учение об оправдании св. Апостол заключает повторением мысли о бездеятельности и бесполезности одной веры без дел (ср. ст. 17 и ), но для пояснения присоединяет сравнение: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Здесь «по-видимому, нет точного соответствия между членами сравнения. Во взаимных отношениях между духом и телом, и между верою и делами, скорее духу надлежало уподобить веру, а телу дела, и тогда сравнение было бы такое: как тело без духа мертво, так дела без веры мертвы… но Апостол имел в виду тех, которые опускали нужду и значение самого дела, довольствуясь одною только верою. Потому ввиду главной своей цели он высказывает одну только общую мысль сравнения, что вера одна сама по себе, если не выражается в делах, - то же, что мертвое тело, безжизненна» (еп. Михаил). Еще раз, в заключение отдела речи, св. Апостол высказывает мысль об органической и потому нерасторжимой связи веры и дел: организм при сохранении связи всех его членов живет, при разрушении этой связи - умирает.

Изложенное св. Апостолом Иаковом в II гл. 14-26 ст. учение об оправдании делами, как свидетельством веры, издавна сопоставлялось с учением св. Апостола Павла об оправдании человека верою без дел закона (Рим 3:28; Гал 2:16) - тем более, что и Апостол Павел в доказательство своей мысли ссылается и на Авраама (Евр 11:17-19; Рим 4:1-13) , и на Раав (Евр 11:31) , которых он признает оправданными верою, тогда как Апостол Иаков решающее значение в их оправдании усвояет делам обоих. На этом основании издавна, особенно же со времени Лютера и в связи с протестантским учением об оправдании одною верою, нередко усматривали противоречие в учении двух Апостолов, Иакова в Павла, об одном и том же предмете. На самом же деле между ними существенное согласие в признании органической связи веры и вытекающих из сил природы дел, в каковом соединении или союзе веры и дел оба они видят существенно-необходимое условие для оправдания и спасения. Апостол Павел, в полном согласии с Апостолом Иаковом, спасающею признает не отвлеченную веру, а веру, действующую любовью (πίστις δι᾿ ἀγάπης ἐνεργουμένη, Гал 5:6). Различие же состоит в том, что тот и другой апостол, раскрывая это единое по существу учение, борется с неодинакового рода неправомыслящими, и потому каждый из них в целостном представлении об оправдании верою и делами выдвигает один - такой, другой - иной момент. Апостол Иаков борется с холодным бездушным правоверием и настойчиво внушает необходимость деятельности, требуемой верою ( и др.). Веру, как источник деятельной любви и вообще добродетели, св. Иаков высоко ценит и считает безусловно необходимою, но веру чисто теоретическую и отвлеченную, веру, ничем себя не свидетельствующую и не проявляющую, он именует бездеятельною, мертвою, даже бесовскою. Не иначе учит и Апостол Павел, но только, направляя свои послания (особенно послания к Римлянам и Галатам) против иудаистов, смотревших на закон Моисеев и, в частности, на обрядовые его предписания, как на совершенно необходимое и в христианстве средство для спасения, он выдвигает в оправдание главным образом момент веры, утверждает независимость веры от дел закона и отстаивает полную подавляемость веры, свидетельствуемой делами любви, как духовными плодами веры (Гал 5:6, , - для оправдания и спасения христианина. Ясно, что «дела закона», об излишестве которых при вере говорит Апостол Павел, суть нечто столь же отличное от дел, которыми, по Апостолу Иакову, вера достигает совершенства (2:22 . Очевидно, взаимовосполняющее и равнонеобходимое в христианской догматике богословия Апостола Иакова и богословия Апостола Павла. В разъяснение особенностей того и другого Апостола блаженный Феофилакт говорит: «Слово «вера» употребляется в двояком значении: иногда оно означает простое согласие ума с явлением. Ибо мы обыкновенно называем верою и это (почему и бесы веруют о Христе, что Он - Сын Божий), и опять именем веры мы называем сердечное последование, соединенное с твердым согласием. Божественный Иаков называет мертвою верою простое согласие, как не имеющее одушевляющих оное дел. А Павел говорит о вере сердечной, которая отнюдь не лишена дел, ибо в не имеющем честных дел ее и не было бы. Ибо и Авраам получил ее не прежде, как решился отвергнуть отцовскую немощь, за каковой подвиг и дана вера в награду. Но Павел почитает ее выше дел закона, выше покоя субботнего, выше обрезания и прочих очищений. Ибо и в слове «дела» усматриваются два значения. Делами называются дела, подтверждающие веру, не имея которых она остается мертвою. Делами называются такие и дела закона, без которых оправдывается Авраам и все христиане… Итак, Божественные апостолы не разноречат друг другу, но, принимая слово в различных значениях, каждый употребляет оные, где нужно, в своем значении… Оба приводят Авраама в подтверждения учения своего о вере. Один пример Авраама доказывает, что вера выше дел, а другой, что дела выше веры. Но каждый принимает слова («вера» и «дела») в своем значении и берет полезное для него в подтверждение».


Сегодня Церковь читает послание апостола Иакова 2 гл. 14-26 стихи.

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

А кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Из этого отрывка Священного писания мы должны вынести следующее. Вера, которая нас спасает ведёт к делам и делам милосердия к ближним.
Но есть люди, которые и веруют и принимают участие в милосердии, но сами не живут по законам и заповедям писания. Грешат и верят, что за милосердие и за искренность веры в Бога, они будут спасены. И тут апостол Иаков прямо говорит, что такае вера, совсем и не является верой. Только праведное поведение является свидетельством подленной веры . Это правильное поведение должно быть, как в заботе о ближнем, так и пример своей жизнью другим людям.

Если мы не исполняем тех законов которые прописаны в Священном писании и самой Церковью, а говорим, что мы живём, верим в Бога, оказываем добрые дела ближним и ни каму не делаем зла, но в то же самое время не соблюдаем постов, не ходим в храм, не молимся дома и считаем, что мы будем спасены за нашу веру, то конечно, апостол Иаков говорит, что у нас веры тогда нет совсем, ибо мы не верим закону и писанию, где сказано как себя должен вести христианин.

Конечно, если человек говорит о своей глубокой вере в Бога и тут же видит голодных, раздетых, больных и всё имея в достатке, не помогает этим людям, то апостол опять говорит, что это не вера, то, что у человека нет веры. Ибо кто верит в Бога и писание, тот читал, как надо поступать с голодными, замёрзшими и больными. И должны быть не только слова и сожаления, но дела, накормить, одеть, оказать помощь.

Если человек просто говорит "Я верю в Бога!" и делами милосердия и примером своей жизни, исполнением заповедей не доказывает свою веру, то такая вера, она мертва.

Ведь у Матфея евангелиста в 7 главе тоже есть такие слова: "

А всякий кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, подобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке " (имеется ввиду без фундамента, каменной основы).

Надо не только слушать то, что говорит нам Священное писание, но жить по нему и исполнять его.

Порой мы верим в Бога только потому, что мы боимся Бога, а боимся Бога потому, что мы грешные, ответа за грехи свои боимся. Но это ещё не показатель нашей веры. Вера должна быть основана не только на страхе, но и на любви. Как сказано и беси верят в Бога, тоже боятся Бога и трепещат перед Богом. Так чем же порой наша вера в нашем греховном страхе отличается от бесовской веры?

А вот когда будем делать дела милосердия и воздерживаться от грехов, быть примером жизненным другим христианам, вот тогда уже мы будем подтверждать свою веру делами и жизнью.

Именно такой веры и требует от нас Господь.

Вопрос: Почему вера без дел мертва?

Ответ: Иаков говорит: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Вера без дел – это мертвая вера, потому что отсутствие дел свидетельствует о неизменившейся жизни или духовно мертвом сердце. Есть много библейских текстов, в которых говорится, что истинная спасительная вера ведет к изменению жизни, и эта вера демонстрируется совершаемыми нами делами. То, как мы живем, раскрывает, во что мы верим и насколько вера, которую мы исповедуем, является живой.

Иногда текст из Послания от Иакова 2:14-26 вырывается из контекста в попытке создать основанную на делах систему праведности, но это противоречит многим другим местам Священного Писания. Апостол не говорит, что благодаря своим делам мы становимся праведными перед Богом, а что они демонстрируют настоящую спасительную веру. Дела не являются причиной спасения; они являются его свидетельством. Вера во Христа всегда приводит к добрым делам. Человек, называющий себя христианином, но живущий в сознательном непослушании Иисусу, имеет ложную или мертвую веру и не является спасенным. Павел по большему счету говорит об этом же в 1 Коринфянам 6:9-10. Иаков противопоставляет два разных типа веры – истинную, которая спасает, и ложную, которая мертва.

Многие называют себя христианами, но их жизнь и приоритеты говорят о другом. Иисус сказал так: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"» (Матфея 7:16-23).

Обратите внимание, что послание Христа созвучно с посланием Иакова. Послушание Богу – это знак истинной спасительной веры. Иаков использует примеры Авраама и Раав, иллюстрируя послушание, сопровождающее спасение. Само лишь заявление , что мы верим в Иисуса, не спасает нас, как и участие в религиозных обрядах. Нас спасает возрождение Святым Духом, и это возрождение неизменно будет наблюдаться в жизни веры, сопровождаемой постоянным послушанием Богу.

Непонимание связи между верой и делами происходит из-за непонимания библейского учения о спасении. Существуют два заблуждения в этом вопросе. Первое – это учение о том, что как только человек в какой-то момент своей жизни помолился или сказал: «Я верю в Иисуса», он спасается, несмотря ни на что. Таким образом, тот, кто в детстве поднял руку на церковном служении, считается спасенным, хотя он никогда не проявлял никакого желания ходить с Богом и на самом деле живет в вопиющем грехе. Это учение, иногда называемое «возрождением посредством решения», опасно и обманчиво. Идея о том, что исповедание веры спасает человека, даже если он впоследствии ведет нечестивую жизнь, предполагает новую категорию верующих, называемых «плотскими христианами». Это позволяет оправдывать нечестивый образ жизни: человек может быть нераскаявшимся прелюбодеем, обманщиком или грабителем, но он спасен; он – просто «плотский». Однако, как мы видим в Иакова 2, пустое исповедание веры – то, которое не приводит к послушанию Христу, – это на самом деле мертвая вера, которая не спасает.

Второе заблуждение – попытка сделать дела частью того, что оправдывает нас перед Богом. Совмещение дел и веры для обретения спасения полностью противоречит учению Писания. В Послании к Римлянам 4:5 говорится: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». В Иакова 2:26 говорится: «Вера без дел мертва». Между этими двумя стихами нет противоречия. Мы оправданы благодатью через веру, и естественным результатом веры в сердце являются дела, которые могут видеть окружающие. Дела, следующие за спасением, не делают нас праведными перед Богом; они просто исходят из возрожденного сердца так же естественно, как вода течет от источника.

Спасение – это суверенный акт Бога, посредством которого невозрожденный грешник очищен «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5), что приводит к его рождению свыше (Иоанна 3:3). Когда это происходит, Бог дает прощенному грешнику новое сердце и вкладывает в него новый дух (Иезекииля 36:26). Он удаляет его окаменелое сердце и наполняет Святым Духом. Дух затем приводит спасенного человека к жизни в послушании Слову Божьему (Иезекииля 36:26-27).

Вера без дел мертва, потому что она показывает сердце, которое не было преобразовано Богом. Когда мы возрождаемся Святым Духом, наша жизнь демонстрирует это возрождение. Наши дела будут характеризоваться послушанием Господу. Невидимая вера станет видимой по плодам Духа в нашей жизни (Галатам 5:22). Христиане принадлежат Христу, Доброму Пастырю. Как Его овцы мы слышим Его голос и следуем за Ним (Иоанна 10:26-30).

Вера без дел мертва, потому что вера приводит к новому творению, а не повторению старых греховных моделей поведения. Как писал Павел в 2 Коринфянам 5:17: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».

Вера без дел мертва, потому что она исходит из сердца, которое не было возрождено Богом. Пустые исповедания веры неспособны изменить жизнь. Те, кто утверждает, что имеет веру, но не обладает Духом, услышат слова Самого Христа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:23).