Учимся писать письма. Учимся писать письма презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему. Объяснение смысла пословиц

Хозяшева Жанна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№2
Населённый пункт: город Алапаевск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся писать письма. Письмо другу с урока. 3 класс"
Дата публикации: 07.01.2016
Раздел: начальное образование

Русский язык (3 класс)
Тема: Учимся писать письма. Письмо другу с урока.

Цель
: Формировать у младших школьников навыков изложения информации в письменном виде.
Задачи
: Учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию Развивать коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение) Развивать навыки самоконтроля. Воспитывать бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)
(Слайд 1)

Ход урока

Организационный момент.
Здравствуй мир! Это я, А вокруг страна моя. Солнце в небесах горит И у ног земля лежит. Здравствуй же, родная школа, Здравствуй, дом мой самый лучший, Здравствуй, край, родной могучий! Здравствуй же, страна моя! Здравствуй мир!


Проснулся Я!
2. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
- У меня в сундучке лежит один предмет. Что это, вы узнаете, если внимательно послушаете легенду. Перенесёмся в далёкое прошлое. (читает ученик) Легенда В давние времена подарки дарили с тайным умыслом. Однажды персидскому царю принесли подарки от вождей другой страны. Вот они: птица, мышь, лягушка и стрелы. Задумался царь, что обозначают эти предметы?
(Слайд 2)
 Почему задумался царь?  Какой смысл вложили бы вы? А вот, что подумал царь? - Неужели они решили сдаться нам? Мышь обитает в земле, лягушка в воде, а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе со стрелами свою храбрость и силу! А мудрец, услышав это толкование, опечалился.  Как вы думаете, почему опечалился мудрец? А мудрец, услышав это толкование, опечалился и сказал, что, скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то погибнете под ударами наших стрел.  Почему мудрец и царь по-разному поняли смысл подарков? - В древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы. Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди стали использовать то, что лежит сейчас в сундучке. (С помощью этого люди передают информацию на расстоянии) - Что находится в сундучке? (письмо) - Почему возникла необходимость в письмах?
(В письмах заключалась наиболее понятная адресату информация.) - В современном обществе существует множество способов передачи информации: телефонный разговор, видеосвязь, смс – сообщения. - Так может быть, письма изжили себя? - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
(Слайд 3)

тема: Учимся писать письма.
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какие поставим перед собой цели? Чему учиться?
(Слайд 4)

Цели:
А) учиться писать письма Б) учиться бережному отношению к слову В) обогащать словарный запас
3. Изучение нового материала

а) история письма
- Напомните мне, пожалуйста, что такое письмо?
(Слайд 5)
- Заглянем в словарь
(Слайд 6)
(Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.) Словарь Ожегова Письмо (слово на доску) - Какие орфограммы встретились в слове?

Ученик.
В 18 веке появляются произведения, основанные на переписке действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме. Эпистола - (от лат письмо)- литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора.
(Слайд 7)

Ученик.
Письма люди писали друг другу ещё издавна. Если мы захотим узнать об истории письма, то будем удивлены разнообразием форм, размерами посланий, и даже материалами, которые использовались в процессе написания: папирус, пергамент, глиняные дощечки,береста, черепки.
(Слайд 8)

Ученик
На Руси слово письмо вошло во всеобщее употребление лишь с 18 века. До этого использовали название « грамота». Первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краями процарапывали буквы костяным «писалом». - Почему появились письма? - Для чего нужны письма?
(Слайд 9)
- Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы. - Все письма делятся на:
(Слайд 10)

письмо –пожелание

письмо-поздравление

письмо-повествование

б) словарная работа

Проведём словарную работу. (проводит ребёнок)
(Слайд 11)
1.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (конверт) 2.Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (адрес) 3.Цифровое условное обозначение населённого пункта. (индекс) 4. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (почтальон) 5. Человек, которому адресовано письмо. (адресат)
в) пирамида знаний о письме
- А сейчас построим пирамиду знаний о письме. Какие требования к оформлению письма вам уже знакомы.  Мысли в письме излагаются четко и последовательно  Письмо должно быть написано грамотно.  Если вы сомневаетесь в написании того или иного слова, обратитесь к орфографическому словарю.  Не используйте в письмах слова, значения которых адресат может не знать.  Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души  Прежде, чем начать писать письмо, чтобы оно получилось красивым, надо продумать его мысленно, составить план
(памятка на столе
) - В каких случаях вы будете писать письма друзьям?
(
Когда уезжаем из дома.)
- Как вы думаете, что должно интересовать друзей в ваших письмах?
(
Если мы живем в спортивном лагере, то какой лагерь, как выглядит место, где я живу. Кто мои друзья и воспитатели. Как проходит день в спортивном лагере. Как мое здоровье. Что было на обед или ужин. Интересные случаи.)
-
А что хотели бы вы узнать из ответного письма?
(
Что нового произошло. Чем занимаются друг.)
г) Обсуждение особенностей построения письма.

1. Обращение.

-
С чего обычно начинают письмо?
(
С обращения к тому, кому адресовано письмо).
Обращение (карточка на доску)

(Слайд 12)
- Как можно обратиться к другу? Здравствуй, Алёша! Привет, Светлана! Здравствуй, мой дорогой друг Кирилл!
-
Посмотрите, как обращаются в письмах. Можете определить, к кому обращаются? - Почему так важно правильно обращаться в письме?
(Слайд 13)

-
Есть правило: ! СЛОВО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТ ТОГО, К КОМУ ТЫ ОБРАЩАЕШЬСЯ (ОБРАЩЕНИЕ), ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ ИЛИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ.
2. Основная часть письма.

Основная часть (карточка на доску)

-
В основной части описывается причина написания письма: «Я очень скучаю…», «Мне необходим твой совет…», «Получила от тебя письма…». - О чем можно рассказать в основной части письма?
(
Рассказ о своей жизни, о каких-то своих делах, событиях.) - Если вам хочется что-то узнать о жизни вашего друга, как вы это сделаете?
(
Нужно задать вопросы.)
-
Какие можно задать вопросы?
(
Как здоровье? Какие у тебя новости? Получил ли ты мою фотографию?) - В письме обязательно надо написать слова благодарности. Спасибо за письмо. Спасибо за подарки.
3. Заключительная часть письма.

-
Как закончить письмо?
Прощание (карточка на доску)

(Слайд 14)
Пиши мне чаще. Жду ответа. Передайте привет Мише. До скорой встречи. До свидания.
-
Посмотрите, как прощаются в письмах. Можете определить, с кем прощаются в письмах? - Что ещё пишут в конце письма?
Подпись

Дата (Карточки)
- Почему так важно правильно проститься в письме? Повторим, из каких частей состоит письм? По ходу беседы на экране демонстрируется таблица:
Схема текста письма

Письмо


4 Работа в парах «Собери письмо»

(Слайд 15)
- Сейчас я проверю, как вы запомнили части текста. Поработаем в парах. Прочитайте письма. - Понравились они вам? Почему? - Попробуйте поменять части так, чтоб получилось красивое письмо.
5. Орфографическая подготовка.

-
Какие предложения встретятся в письме? - Какие знаки поставите в конце этих предложений?
- О написании каких слов хотите спросить? - Где можно узнать, как пишется слово? 7
(
В словаре.)
6.Гимнастика для глаз

(Слайд 16)

7. Самостоятельная работа.
- Сегодня я предлагаю вам написать письмо другу о своей работе на уроке русского языка по плану – памятке. После обращения к нему можете так и написать: «..Пишу тебе на уроке русского языка. Мы сегодня…..и т. д.». - О чём можно написать с урока? (- О том, что делали на уроке, чему и как учились, как относились к работе, как себя ощущали в разных видах деятельности, как общались, работая в группах, и т. д.) - Можете использовать наши традиционные слова: «Я понял… Я научился… Мне было...». - Это письмо будет итогом работы, оно покажет, удалось ли достичь поставленную цель. Желаю успеха. Пишут.
8. ПРОВЕРКА - рефлексия.
Несколько человек зачитывают свои письма, все желающие высказывают своё мнение о качестве составления текста письма, о чувствах, которые хотели передать, и что испытывали сами.

Вывод:
Считаю, что на первый раз получилось неплохо. Мы продолжим работу по составлению красивых интересных писем, предназначенных разным людям на следующих уроках. У нас остался ещё очень важный момент: научиться правильно писать адрес на конверте. Поэтому я предлагаю поинтересоваться в нашем почтовом отделении, в каких конвертах можно отправлять письма, какие марки наклеивать, и к следующему уроку развития речи принести чистый конверт с маркой. Дома на отдельном листе напишите небольшое письмо о своём любимом занятии в свободное время. Адресата выберите сами. Предлагаю памятку, которая поможет вам правильно проверить написанное, исправить грамматические ошибки
(приложение).
На следующем уроке развития речи мы напишем адрес на конверте, и вы сами можете опустить письмо в почтовый ящик. А почтальон доставит письмо вашему адресату на дом, в почтовый ящик указанной квартиры.
(Слайд 17)
- Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма!
Оценки за урок
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана
на доске: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно…
3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 9 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… 16. Мои достижения на уроке... 17. Сегодня на уроке я научился... 18. Мне было интересно.. 19. Мне было трудно... 20. Я понял, что... 21. Я почувствовал, что... 22. Больше всего мне понравилось... 23. Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься) 24. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен). потому что. , 25. Я выбирал эти задания на уроке, потому что:
10
«Собери письмо»

Письмо№1
 А что интересного вы, ребята, можете рассказать про свой город?  Дорогие ребята!  Вот мы и рассказали про свой город.  Мы очень любим свой город. В нём много зелени, старинных домов. Мы гордимся, что в нашем городе есть музей П.И.Чайковского. Вообще в нашем городе есть много хорошего.  Пишут вам Юля и Дима.  Будем с нетерпением ждать ваших писем.
«Собери письмо»


(Восстанови письмо, правильно распределив его части, к какому типу письма относится) Запишите только числа в нужном порядке.
Письмо № 2
 Твой друг Юрий Гагарин.  Но в школе ты станешь грамотным человеком – ты научишься дружить.  Вот ты и стал большим, вот ты и стал школьником. Задача перед тобой стоит важная, трудная – научиться писать, читать и считать. Все люди на земле: лётчики, агрономы, рабочие и моряки – начинали учиться с такой же палочки в твоей
тетради, с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.  Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учёбе.  Мой дорогой друг!
«Собери письмо»
(Восстанови письмо, правильно распределив его части, к какому типу письма относится) Запишите только числа в нужном порядке.
Письмо №3
 Пусть первые весенние лучи подарят тебе хорошее настроение!  Прими мои самые искренние поздравления с замечательным весенним праздником - Международным женским днем 8 Марта  Дорогая мама!  Желаю тебе здоровья, красоты и нежности. Пусть в твоей жизни всегда шагают рядом радость, удача и надежда.  С любовью твой сын(дочь).

Схема текста письма

Письмо
1. Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки. Дорогая бабуля! Мои дорогие мама и папа! Получил(а) ваше письмо… 2.Основное содержание письма, сообщение о новостях. Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей… Живем мы весело: ход и м в п оход ы, и г р а е м, к у п а ем с я в м о р е. К н а м приезжали гости – белорусские школьники. 3.Вопросы к родным и близким. Благодарность. Просьбы. Приветы. Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Какие новости? Спасибо за то, что сообщили в письме о том, как отдыхают мои одноклассники. Спасибо за подарки. Я прошу тебя писать мне чаще. Передайте большой привет Марии Петровне и Кате. 4.Прощание. Подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу). До свидания. До скорой встречи! Ваш сын Сережа. 17 июля 2010 года. Анапа.

План написания письма.
1. Обдумываю содержание письма (о чём хочу написать). 2. Выбираю вид основного текста (описание, рассуждение, повествование). 3. Составляю план текста (последовательность изложения мыслей). 4. Обдумываю слова-обращения. 5. Продумываю вопросы и пожелания. 6. Подбираю слова прощания. ………………………………………………………………………………………. .
Проверка написанного письма.
1. Перечитай текст целиком для проверки последовательности изложения мыслей. 2. Перечитай слова, в написании которых сомневался, и подбери проверочные слова или посмотри в словаре. 3. Если нашёл ошибки, исправь их аккуратно, чисто. 4. Дай, по возможности, проверить взрослым, или заранее извинись за
возможные ошибки.

Тема урока: учимся писать письма.

Цель урока: . способствовать развитию умения составлять письмо на заданную тему, обнаружить и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, определять пути их устранения.

Тип урока: развитие речи/решение частной задачи.

Задачи:

Обучающая · ознакомление с этикетными правилами написания письма;

приобретение навыков правильного написания письма

Развивающая · развитие орфографической зоркости учащихся;

обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;

формирование культуры речи учащихся

Воспитательная формирование нравственных основ человеческой личности;

·ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Ученик усвоит правило написания письма, научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки

    Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

    Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятель-

ность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Ребята, если вы отгадаете загадку, то вы сможете узнать, кто придёт сегодня к нам в гости на урок.
Кто в семь часов уж начал дело,
И в десять сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам? (Почтальон)
-Так кто же к нам придёт сегодня на урок?
- А приносит ли почтальон письма в ваш дом?
- Любите ли вы получать письма?
- Что вы чувствуете, когда держите в руках только что полученное письмо?

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Раздаётся стук в дверь. Заходит почтальон Печкин.
- Ребята, я сюда попал? Мне нужно в 4 класс доставить письма.
Да, вы правильно пришли, это 4 класс.
П: Я принёс вам письма, но мне пора идти дальше. До свидания.
До свидания, Печкин. До новых встреч!
Ребята, а вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о письме). А знаете ли вы, что такое письмо?
Для того, чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю Ожегова.
Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
А зачем нам нужны письма? Можно обойтись и без них. В наш век электроники можно позвонить, отправить СМС и бабушке, и дедушке, и родным, и близким

Уметь писать хорошие содержательные письма – это искусство. Письмо – один из жанров литературного творчества. Называется этот жанрэпистолярным

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

На протяжении многих тысячелетий люди пользовались устной речью (самый древний способ общения). Потребность в письме возникла около 3000 лет назад. Письменность помогает человечеству накопить, передать знания и достижения для следующих поколений. Первыми кто изобрели письмо, были народы Междуречья (территория Ирака) и древние египтяне. В Междуречье было «узелковое письмо» (показываю), так они общались друг с другом, и них содержалась в основном информация об их правителях, о земледельцах, о скотоводах. А древние египтяне писали на глиняных табличках (показываю). В них содержалась информация о жизни фараонов. В Древней Руси письменность изобрели монахи церкви Кирилл и Мефодий. Алфавит стали называть по имени монаха – Кириллица. Люди стали писать на иконах, дощечках, папирусах, пергаменте, а в Китае – на шёлке (показываю). В процессе эволюции (развития мира) возникла потребность в общении друг с другом на расстоянии. Люди стали писать в отдалённые уголки мира различные письма.

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Знакомство с видами писем .
Ребята, в сумке у почтальона Печкина было несколько писем.. Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано (письма заранее лежат на партах у ребят).
Первое письмо.
Дорогие ученики 4 класса!
Поздравляю вас с большим спортивным событием, которое произойдёт в нашей стране в 2018году!
Именно наша огромная страна удостоена чести с гостеприимством и дружелюбием принять участников и гостей на Чемпионате Мира по футболу
на своей территории. Россияне сделают все возможное, чтобы с достоинством организовать всемирные спортивные соревнования.
С уважением ваш почтальон Печкин
Это
письмо-поздравление , в котором почтальон Печкин поздравляет россиян с тем, что именно в России состоится чемпионат мира по футболу
Второе письмо.
Дорогие четвероклассники!
Я хочу рассказать вам о том, что в 2018 году, в городах
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград, Волгоград и Саранск . Федерации будет иметь место уникальное событие: именно здесь пройдут первые в истории России Чемпионат Мира по футболу. Эти самые знаменитые события в спортивном мире проходят единожды в четыре года и собирают в месте проведения и у экранов телевизоров миллиарды любителей спортивных соревнований со всех уголков нашей планеты.

Высылаю вам открытки с изображением мест проведения спортивных состязаний «Чемпионата Мира по футболу 2018»
Я скоро заеду к вам! До встречи!
Ваш почтальон Печкин
Это письмо-информация . В нём Печкин сообщает о том, в каком городе мира в 2018году состоятся России состоится чемпионат мира по футболу
Это письмо не только несёт информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.
Третье письмо.
Дорогие спортсмены!
Желаю вам с честью и достоинством выступить на Чемпионате мира по футболу в 2018 году.
Это
письмо-пожелание . В нём автор желает российским футболистом успешно выступить на Чемпионате Мира по футболу, в 2018году.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные:
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Какое из трёх писем почтальон принёс не по адресу? Почему?
(работа в группах)
-Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма. Вспомните основные составляющие (части) любого письма
Структурный анализ письма на доске.
Pабота с таблицей
Можно ли считать письмо текстом? Почему? (есть предложения и они связаны по смыслу, есть законченная мысль, начало, основная часть и концовка). Но письмо имеет и свои особенности. Посмотрите на таблицу.
(на таблице - схема текста письма)
Схема текста письма.
1. Начало (зачин) письма:
обращение;
начальная фраза о состоянии переписки.
2. Основная часть письма:
сообщение о новостях.
3. Концовка письма:
вопросы адресату;
просьбы;

приветы;
прощание;

подпись;
дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

Выбирают самостоятельно варианты работы

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. (ответы детей : приветствие, рассказ о своей жизни или о каких-либо событиях, прощание, подпись )

Что включает в себя начало?
О чём говорится в основной части?
Как завершается письмо?
Концовка может содержать много элементов: вопросы, благодарности, приветы, подписи.
Но не в каждом письме есть все эти элементы, Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. Нередко письма начинаются с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе. Желание узнать, как живут близкие люди, побуждает в каждом письме задавать вопросы

- Что нужно писать в каждой части?
- Я предлагаю вам написать письмо одного из трёх видов: поздравление, пожелание, информацию

1-я группа напишет письмо – поздравление,
2-я – письмо-пожелание,
3-я – письмо-информацию

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.


- О чем следует помнить, когда приступаешь к написанию письма? (следует так написать письмо, чтобы его было приятно и интересно читать, чтобы оно порадовало адресата, а, если это невозможно, то хотя бы огорчило как можно меньше)

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Попробуйте написать письмо российским спортсменам, которые успешно выступили на чемпионате мира по футболу.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

- Ребята, чему вы порадовались на уроке? Поделитесь, какие трудности возникли?

Вложите письмо в конверт. Напишите адрес на конверте. Опустите письмо в классный почтовый ящик.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Методическая разработка проведения

Урока письма на тему:

«Учимся писать письма!»

Письма – в прошлое окна…

Цель урока:
Показать значение переписки в жизни человека.
Закрепить представление о письме как тексте, его видах по цели общения.
Совершенствовать навыки работы с произведениями эпистолярного жанра.
Воспитывать толерантность, уважение, добрососедское отношение к людям разных национальностей.

Дидактический материал : словари Ожегова и Даля, раздаточный материал 15 основных правил искусства написания писем, отрывки из произведений писателей, конверт, ассоциативный кроссворд «Я к Вам пишу…».

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово учителя.

Вам было бы интересно получить письма от друзей или от кого – либо? Пусть они совсем коротенькие, несмелые, это всего лишь робкая попытка наладить дружеские отношения посредством письма. Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо, какую роль оно играет в жизни человека. Мы будем учиться грамотно писать письма. А, овладев этим искусством, вы сможете участвовать в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».

Письмо в нашей жизни.

Если человека, с которым мы хотим пообщаться, нет рядом снами, а далеко, мы пишем ему письмо.

В словаре В.И. Даля письмо определяется как «грамотка, уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому».

Согласно словарю С.И.Ожегова одно из значений слова письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь кому – нибудь, а другое – умение писать, учиться искусству письма…..

Письмо – наидревнейший вид письменного текста. Люди начали писать друг другу задолго до появления письменности. Использовали они для этого условные знаки или рисунки. Так было положено начало развитию эпистолярного жанра, важнейшему виду общения.

Словарная работа над паронимами адресат и адресант, значением слова эпистолярный.

адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т. д.;

адресант – тот, кто адресовал письмо, телеграмму, посылку и т. д.;

эпистолярный – о литературных произведениях: письма, переписки.

Мы пишем письма, чтобы передать какое – нибудь сообщение, информацию, рассказать о своих чувствах, выразить отношение к кому -, чему – либо.

Письма ведутся в разговорном стиле речи. Цель такого стиля – установление непосредственного контакта собеседников.

О чём и как писать письма?

Письмо – особый вид письменного текста. По форме – это монолог, сохраняющий самую тесную связь с диалогом, потому что любое письмо предполагает собеседника – адресата. Письмо поэтому следует писать так, как мы говорим. Однако и здесь есть свои особенности. В разговорной речи мы часто делаем оговорки, дополнения, пояснения, повторения, которые не следует делать в письме. Все мысли должны быть выражены возможно короче, но точно, ясно, определённо.

III . Знакомство с примерной схемой письма.

Письмо обычно состоит из трёх частей: зачина, средней части и концовки.

Начинаем мы письмо, как правило, с приветствия или обращения: Здравствуй, Саша! Добрый день, Оля! Уважаемый Максим Сергеевич! Дорогой Рустам! Уважаемая редакция!

После обращения мы обычно сообщаем о состоянии переписки: письмо получено, письмо не получено, иногда извиняемся за несвоевременный ответ.

Получила твоё письмо и сразу пишу ответ.

Сегодня получила твоё письмо, оно меня очень обрадовало.

Извини, что долго не отвечала на твоё письмо.

Извини, что задержалась с ответом.

Давно собиралась написать тебе, но всё никак не могла собраться.

Давно уже ничего не получаю от тебя.

Как ты живёшь? Какие у тебя новости? Как твоё здоровье?

А затем сообщается то, что касается самого пишущего. Это обычно вводится повторением вопроса. Например:

Как я живу? Живу я по – старому, хотя есть кое – какие новости.

Кроме того можно использовать такие фразы:

А сейчас опишу тебе свои новости.

У меня много новостей. Во – первых… Во – вторых…

Я хочу рассказать тебе о своей жизни (о делах, о событиях в нашей жизни и т.д.)

Заканчиваем мы письмо, как правило, словами:

Если вы что – то забыли упомянуть в письме, можно написать постскриптум РS (приписка в письме после подписи).

После постскриптума обычно ставят дату и место написания письма.

IY . Знакомство с основными правилами написания писем.

15 основных правил искусства написания писем.

Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона) .
Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются) .
Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки) .
Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат .
Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече) .
Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю) .
Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время) .
Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
Письмо перед отправлением следует перечитать.
Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

Y . Работа по развитию речи.

Редактирование негативного текста.

Привет, С.

У нас всё как всегда. А как у вас? Скоро у вас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на ёлку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.

Ну ладно. Кончаю тебе писать. Больше писать нечего.

Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?

Какие композиционные части отсутствуют?

(Нет основной части, в которой адресант рассказал бы подробно о своей жизни; нет вопросов к собеседнику; не соблюдается этикетная форма конца письма.)

YI . Самостоятельная работа.

Исправление текста, редактирование основной части, придумывание вариантов заключительных фраз.

YII . 1. Значение писем в литературных произведениях.

У каждого человека есть в жизни очень дорогие для него письма, сугубо личные. Это могут быть письма от любимых. “Только утро любви хорошо, хороши только первые встречи….” - писал Надсон. И если это “утро любви” закреплено словами в письме, чувство любви становится предметным, а письмо – необычайно дорогим, как и чувство человеческой любви.

Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их. Это: «Евгений Онегин» Пушкина. «Война и мир» Толстого, «Гранатовый браслет» Куприна, «Преступление и наказание» Достоевского.

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать только об одном…
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы…..ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой!...Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Безусловно, научиться писать яркие, интересные, содержательные письма, кроме того, соответствующие всем правилам и нормам русского языка, невозможно, не будучи любознательным и вдумчивым читателем. Мы с вами знакомы со многими произведениями как русской классической, так и русской литературы XX века, в которых герои пишут или получают письма. Давайте попробуем их узнать, вспомнить, о чем же были написаны эти письма, кто был их адресатом, а кто – адресантом (не путайте!) Итак, «Конкурс Эрудитов»!

VII. 2. «Конкурс эрудитов».

Каждому ученику раздается ассоциативный кроссворд «Я к Вам пишу…», в котором они сначала выделяют имена и фамилии героев, а затем комментируют (устно) ассоциации, которые вызывают эти герои со словом «письмо». Ответы сверяются по демонстрационному варианту кроссворда, выполненному в цвете.

Ассоциативный кроссворд

«Я к Вам пишу…»

Учащиеся выделяют карандашом следующих литературных героев: Обломов (письмо от старосты или письмо Ольге Ильинской), Печорин (письмо Веры), Гринев (письмо Маши Мироновой и др.), Татьяна (письмо Онегину), Желтков (А.И.Куприн «Гранатовый браслет», письмо героя княгине Вере), Марья (Болконская, письмо Жюли Курагиной), Шухов (Иван Денисович из одноименного рассказа А.И. Солженицына, письмо жены), Курдюков (мальчик из рассказа И.Бабеля «Письмо»).

Вспомните, о чем писали письма эти литературные герои?

Кто из них сам получал письма? О чем они? От кого?

Какое значение имели эти письма для дальнейшего развития сюжета?

Какие обращения, стилистические обороты характерны для писем героев?

Кто из героев обращается к своему адресату «милый друг»? Связывают ли их действительно дружеские чувства? (Речь идет о Марье Болконской, для которой в доме отца не было иной радости, чем письма от «милого друга» Жюли. И хотя, как мы впоследствии узнаем из романа «Война и мир», Курагина была жеманной и лицемерной, для княжны ее письма были дороги, как единственная возможность узнать, что происходит в высшем свете.)

YIII . Слово учителя.

Когда письмо готово, его следует перечитать. Затем сложить его по форме конверта и, вложив в него, запечатать. На конверте указать полный и точный адрес получателя вашей корреспонденции. С января 1997 года Россия перешла на европейскую систему адресования: имя, фамилия, дом, улица, город, страна.

Слово учителя о письмах военных лет:

Минул XIX век, пришел XX век, за ним XXI наступил… “и помнит мир спасенный…” Шестьдесят пять лет минуло с победного окончания Великой Отечественной войны. О ней написано немало книг. Но эта стоит на особом месте (это книга старшего политрука, корреспондента армейской газеты “Сын Родины” А.Г. Ришина, погибшего в 1942 году “Я пишу тебе из сорок первого”).

Эти письма сохранила и передала в редакцию его жена. В письмах описано множество фронтовых событий, имена людей, с которыми сводила его война…И звучит в них живой голос очевидца и участника событий, голос человека, своей героической гибелью заслужившего полное доверие тех, кто прочтет эти мужественные строки. Они глубоко трогают неиссякаемым оптимизмом, верой в душевные силы народа, в неизбежную победу в правой войне.

(Звучит песня Б.Окуджавы “Ах, война, что же ты сделала подлая….”

Солдатские письма…Это – простые письма, “треугольнички” со штемпелем и полевой своей почты. Эти весточки написаны моим дедушкой в окопах, на передовой, между боями, предельно просты и правдивы. Вот одно из них (в руке треугольник солдатского письма).

Здравствуй, моя дорогая Галия! Получил от тебя долгожданное письмо. Да, всем теперь тяжело. Но за меня не беспокойся. Питаюсь я отлично. Полевая кухня варит исправно.

Вот выдали валенки, ведь морозы стоят градусов так тридцать пять. Одного только не достает. Хочется побыть с тобой и сыном. Все пройдет, я верю и знаю, что вернусь к вам. А пока движемся на Запад. Уничтожаем на своем пути фашистов. Час нашей победы приближается. До скорой встречи.

Нурислам.

Письмо проецируется на экран.

Письма – свидетели истории, чувств. Как в этом письме солдат ясно и просто выразил свои мысли. Письмо написано так, что, слушая его, представляешь фронтовые дороги и видится за строками солдатская семья.

Как ласково обращается Нурислам в начале письма: “Моя дорогая Галия”. Далее он пишет о ней, а затем о себе, выражает желание скорого свидания, веры в победу.

IX . Вывод:

Итак, какую роль в жизни человека играют письма?
- Должны ли современные средства связи вытеснить традиционное письмо?

Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма в конверте – большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться. Не развита устная речь – не воспользуешься письменной.

Как хочется, заглядывая ежедневно в почтовый ящик, увидеть маленькое чудо – письмо. И вот свершилось: ты дождался его, читаешь и содержание объемлет тебя. Ты рядом с писавшим. И вот садишься за письменный стол “рука тянется к перу, перо – к бумаге…..”

Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком–то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом. И все-таки… Кто не любит получать письма? Ребята, так может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах? В письмах своим близким, друзьям, любимым... Ведь письмо может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим непростым искусством - писать письма. «Дневник – это Я, письмо - это Ты».

X . Домашнее задание: написать письмо на одну из тем: «Письмо ветерану», «Письмо Президенту», «Хочу рассказать тебе о своём родном крае», «Письмо другу. Однажды со мной случилось», «Письмо моему учителю».

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ТЕМА: УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 - 4 КЛАССОВ)

Составила: Клюева Валентина Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ «Черевковская средняя школа» СП « Ляховская начальная общеобразовательная школа» Красноборского района Архангельской области.

2016 год

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма; способствовать обогащению словарного запаса детей.
2. Развивающие: совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю, развивать письменную речь учащихся, коммуникативные способности.
3. Воспитательные: формировать интерес к изучению эпистолярного жанра, любовь к родному языку.

Планируемый результат:

Регулятивные УУД : умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Познавательные УУД : формирование представления о видах письма, о его структуре, об эпистолярном жанре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.

Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.

Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, конверты и почтовый ящик для этапа рефлексии, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари, карточки с заданиями, карточки со словами адрес, конверт, почта, индекс, марка, адресат и адресант, конвертики для конструирования письма (Дом. Зад.)

Подготовительная работа: сообщения ученикам из истории письма.

Ход урока

1 . Оргмомент. Цель: подготовить учащихся к работе.

Прозвенел звонок -
Время начинать урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.

Как мы будем работать? (Дружно, терпеливо, уважительно друг к другу)

2. Мотивация к деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к изучению темы: «Как написать письмо».

1) Ребята, отгадайте загадки:

Сбоку — марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень, быстрое, как птица,

Если захочешь — за море умчится.

2) Я домик. Но только совсем без этажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат. (Письмо). Верно, ребята, это письмо. (слайды 2-4)

Как появляются письма?
- Приходилось ли вам писать письма?
- Кому вы писали?
- Какие трудности вы испытывали при написании послания?
- А кто из вас получал письма?

Для чего нужны письма?

Всегда ли вам было интересно и приятно их читать?

3. Постановка проблемы и выведение темы и цели урока.

Цель:сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?
Главное - грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.

Знаете ли вы как правильно писать письма? Дети: нет.
-А хотите ли научиться? (да)

Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (выслушиваются ответы детей).
Итак, тема нашего урока- «Как написать письмо».
- Сформулируйте цель урока.

Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте!, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и?, если не знаете ответ, но хотите узнать.

Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?

Что такое письмо?
Какие бывают виды письма?
Какие существуют правила письма?
Из каких частей состоит письмо?
- Это и будет нашим планом урока.

4. Этап открытия новых знаний.
Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова,связанные со словом « письмо».
Адрес, конверт, почта, индекс, марка. (выкладываю на доску названные детьми слова)
- А в руках у меня осталось еще 2 слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? (нет) Это действительно в наше время редко используемые слова.
- Где вы можете узнать, что обозначают эти слова? (В словаре)
1 группа находит объяснение слова АДРЕСАТ, а вторая группа - АДРЕСАНТ.
(Адресат - человек, который получает письмо. Адресант - человек, который пишет письмо. (синоним - отправитель) (слайд 5 )

Итак, мы вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова.
- Хотелось бы вам больше узнать о них? Ребята подготовили небольшие сообщения о письме и почте и сейчас расскажут.

Историческая страничка (слайды 6 - 16)

Спасибо, ребята, за интересные рассказы.

А сейчас на карточке прочитайте записи. (Читают). Что вы прочитали? (письма).
- Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.

Первое письмо.

Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Твой Пух.

Это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

Второе письмо.

Дорогие друзья!

Я скоро заеду к вам.

До встречи!

— Это письмо друзьям: письмо-информация.

В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела. Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Четвёртое письмо.

Это письмо - благодарность. В нём классный руководитель благодарит родителя.

Пятое письмо.

Это письмо - просьба. В письме дядя Фёдор просит прислать ружьё.

Ребята, какой мы можем сделать вывод? (письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма - благодарности, письмо - просьба).

Так что такое письмо? (письмо - это текст, в котором нужно что - либо сообщить, кого - то поздравить, поблагодарить).

5. Физкультминутка .
Цель: снятие утомления через физические упражнения.

Письмо - это текст. А текст из чего состоит?(Из частей). Вот и письмо имеет части, свою структуру.
Структура письма. (Слайд 17)

Части письма.

Текст письма

1. Начало (зачин) письма:

Обращение;

Начальная фраза о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

Сообщение о новостях.

3. Концовка письма:

Вопросы адресату;

Просьбы;

Приветы;

Подпись;

Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам письмо.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере.

Живём мы весело: купаемся в реке, загораем,

ходим в походы, играем.

У меня много новых друзей...

Как вы живёте? Как ваше здоровье?

Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.

До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю.

Ваш сын Сергей.

г. Жуковка

А какие обращения ещё можно написать в письме? (дети предлагают и некоторые предложения записывают в тетрадь.) Дорогие мама и папа! Любимая бабушка! Уважаемый учитель! Привет, Юлька! Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый Андрей Петрович! (слайд18)

Начальная фраза о состоянии переписки: Получил ваше письмо. Давно не получала писем. Очень захотелось вам написать. (слайд 19)

Какие вопросы, ребята, можно задать? Как ваше здоровье? Какие новости? Как живёте? Если в письме есть вопросы, то на них обязательно нужно ответить.(слайд20)

Просьбы. Приветы: Я прошу вас прислать мне интересную книгу о животных. Передайте привет моим бабушке и дедушке, друзьям...(слайд 21)

Какими словами можно в письме попрощаться? До свидания! До скорой встречи! Ну, пока! Обнимаю вас.(слайд 22)

Какая концовка может быть в письме? (подпись, дата): Целую. Скучаю. Жду приезда. Ваш сын …Ваш внук...Твой надёжный друг...14 марта 20__ г. (слайд 23)

Если ты забыл что-то указать в письме, можно написать пост скриптум. (Пост скриптум - это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «P.S.». Пост скриптум переводится с латинского как «после написанного»). . P.S. Я забыла сказать, что у меня изменился адрес. . P.S. Я только что узнал, что занял первое место в соревнованиях! (слайд 24)

Ребята, письмо нужно правильно оформлять. Какие правила оформления вы можете предложить? (дети предлагают, учитель дополняет ответы).

— письмо пишут четким, разборчивым почерком;

— письмо пишут на аккуратном и чистом листе бумаги;

— письмо можно сопровождать рисунком;

— с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см; такие же поля — сверху и снизу;

— письмо не пишут сплошным текстом; в нем может быть много абзацных выделений (красных строк).

Письмо пишут грамотно, без ошибок.

Письмо должно быть короткое, но полное.

6. Первичное закрепление.

Цель:организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в микрогруппах.

Задание первой группе:

Задание второй группе:

Задание третьей группе:

Здравствуй, Паша!

Задание четвёртой группе:

И вот вы написали письмо. Что нужно дальше делать? (запечатать в конверт, конверт подписать, а потом опустить в почтовый ящик или отнести на почту). На конверте нужно написать адрес свой и адрес получателя, написать обязательно индекс, наклеить марки.(слайды 25-28)

7. Самостоятельная работа.

Цель: закрепить знания, ввести дополнительные знания, понятия.

1. Письмо - это устное сообщение о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

2. В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

3. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

4. Письма бывают деловые, официальные, личные.

5. В письмах обычно бывают такие части: присказка, основное содержание, концовка.

6. Письма бывают сказочные, бытовые, о животных.

7. Адресат - это человек, который получает письмо.

8. Письмо можно написать родителям, другу, учителю, даже президенту.

Самопроверка по ключу: - + + + - - + +

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании
Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

Я вам предлагаю 2 задания. Вы выберите одно.

2. Конструирование письма. (Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке). Текст письма записать. В помощь вам дарю памятку СТРУКТУРА ПИСЬМА.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты. способствовать формированию самооценки своей деятельности.

Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? На какие вопросы хотели найти ответы? Мы выполнили поставленную цель? Ответили на вопросы? (да). Дайте оценку своей работе на уроке.

СВЕТОФОР: Красный - плохо работал, неактивно.

Жёлтый - работал хорошо, но ошибался, буду стараться.

Зелёный - работал хорошо, у меня всё получилось.

Возьмите письмо нужного вам цвета и прикрепите к почтовому ящику.

10. Подведение итога урока.

Цель: подвести итог урока.

Учитель: Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS. Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону, слать факсы, отправлять интернет- письма или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит - это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо - это труд души, обращенный к другому человеку».

А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком.
- Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома? Где могут пригодиться эти знания и умения? Спасибо всем за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ: КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ.

Первое письмо.

Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — Очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

Второе письмо.

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.

Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.

Я скоро заеду к вам.

До встречи!

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Четвёртое письмо.

Уважаемая Ольга Петровна! Благодарю Вас за отличную учёбу и хорошее воспитание вашего сына. Классный руководитель Ирина Николаевна.

Пятое письмо.

Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо. Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо. Дядя Федор.

Историческая страничка (для сообщений учащимся)
1 ученик: Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали.

2 ученик: На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус - тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал - специально выделанная кожа молодых животных - пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.

3 ученик: Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году. Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.

4 ученик: Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна.

5 ученик: В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Почта существует с древних времён. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества.9 октября отмечается всемирный день почты.

СТРУКТУРА ПИСЬМА

1. Начало (зачин) письма:

  • обращение;
  • начальная фраза о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

  • сообщение о новостях.

3. Концовка письма:

  • вопросы адресату;
  • просьбы;
  • приветы;
  • подпись;
  • дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

Задание первой группе: Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.

Здравствуй, дорогая бабушка! Я соскучилась по тебе и решила написать письмо.

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

Как ты поживаешь? Как у вас дела? Передавай привет дедушке.

До свидания. Твоя внучка Таня.

Задание второй группе: правильно ли написал Толик письмо Паше? Какие он допустил ошибки? Каких частей недостаёт в его письме, перечисли.

Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с друзьями я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Ледниковый период - 2”.

На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок.

Побывали мы и в музеях. Особенно мне запомнилась экскурсия в музей почты имени Решетникова. Было очень интересно. Я узнал много нового об истории почты в нашем городе Екатеринбурге. Твой друг Толик.

Задание третьей группе: Правильно ли Петя написал письмо? Исправьте ошибки и прочитайте его правильно. Какой совет вы дадите Пете?

Здравствуй, Паша!

Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. До свидания.

Задание четвёртой группе: допиши недостающие слова в предложения.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Домашнее задание:

1. Пользуясь знаниями, полученными на уроке, напишите письмо. Адресата выберите сами.

2. Конструирование письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке).Текст записать на лист.

/data/edu/files/x1466705358.ppt (учимся писать письма презентация)

Методическая разработка урока «Учимся писать письма».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №4 Лукашевич Оксана Владимировна

Тема: Учимся писать письма.

Тип урока: практический урок формирования навыков.

Цель урока: создать условия для выявления степени осознанности и применяемости учениками изучаемой темы в реальной жизни человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важность, необходимость и востребованность обществом; о способствовать определению ряда тематических понятий в мировоззрении детей; о научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию; о познакомить с видами писем; о научить оформлять (заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления.

Развивающие: совершенствовать навыки орфографической зоркости; формировать умения ориентироваться в тексте; способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде.

Воспитательные: воспитывать чувства отзывчивости, доброты, уважения, и т.д. к адресату воспитывать любовь к произведениям русских классиков); воспитывать любовь к предмету "Русский зык" через актуальность его использования в жизни.

Оборудование: мультимедийная установка.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Звучит музыка для релаксации.

Улыбнёмся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

(Пауза).

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова моя мыслит ясно.

(Пауза).

Я хочу учиться.

Я готов работать.

Я работаю.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь -

За море умчится. (Письмо).

СЛАЙД 1.

- Правильно, это письмо.

Разговор сегодня важный

Предстоит нам совершить:

Как письмо в конверт бумажный

Написать и положить,

Как направить адресату

Сообщенье о себе,

Как спросить и как ответить

Чувства, раскрывая все.

А кто знает, что такое письмо? Для того, чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова.

«Письмо - бумага, с написанным на ней текстом для сообщения чего-нибудь, для общения с кем-нибудь.»

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем кому, куда и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.

III. Работа по теме урока.

1.Историческая справка о письме.

2.Какие бывают письма.

Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.

Первое письмо.

Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — Очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

— Это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего
друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

Второе письмо.

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.

Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам.

До встречи! Лягушка-путешественница.

— Это письмо друзьям: письмо-информация.

В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.

Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

— Это письмо-пожелание. В нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным...

Какие бывают письма? Кому они могут быть адресованы? Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом?

Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания.

Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

Получателя письма называют адресатом — от немецкого слова «адрес».

СЛАЙД (Схема-опора)

3. Особенности текста письма. Структура письма.

Чтобы написать письмо, что надо знать и уметь? (Уметь написать письмо грамотно, аккуратно, по всем правилам.)

Так что же является письмом? СЛАЙД 11.

Письмо.

Письмо - способ или средство, с помощью которого создаются тексты.

Письмо должно передавать информацию.

Письмо - это запись речь.

Письмо - только то, что можно увидеть глазами; это обязательно речь, запечатленная на какой-либо поверхности.

Письмо предполагает систему, то есть использование только заранее определенных знаков по определенным правилам.

Не письмо.

Детские каракули письмом не являются.

Географические карты, дорожные знаки и многие другие способы сообщения информацию передают, но это тоже не письмо.

Попытка выразить рисунком или символическими знаками какую-нибудь мысль тоже не будет письмом.

Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. С их помощью когда-то указывали количество предметов - проданных, взятых в долг и т.д. Иногда такие палочки раскалывали вдоль на две части, кредитор и должник получали половинки с одинаковым числом зарубок. Получалась "документальная запись" договора, подлинность которой можно было проверить, соединив эти половинки.

- Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но оно имеет и свои особенности. У письма есть адресат. В письме присутствуют приветствие, обращение, прощание.

СЛАЙД 12. Как писать письмо.

Схема письма.

I. Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.

II. Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.

III. Вопросы родным и близким.

IV. Слова благодарности.

V. Просьбы.

Приветы.

Прощание.

Концовка. Подпись.

VI. Дата и место написания.

(Если их нет в начале письма ).

Мои дорогие мама и папа!

Дорогая бабуля!

Получил(а) ваше письмо… Давно не было писем… Очень захотелось побыстрее написать вам.

Расскажу о нашей жизни в лагере…

Как здоровье дедушки? Какие у вас новости?

Получили ли вы мою фотографию?

Спасибо за письмо.

Спасибо за подарки.

Пишите мне чаще.

Передайте привет…

До свидания! До скорой встречи!

Целую много-много раз.

Обнимаю и целую.

Ваш сын…

Работа по таблице.

Что включает в себя начало?

О чём говорится в основной части?

Как завершается письмо?

Физкультминутка.

4. Конструирование письма.

Работа в группах.

1 группа - письмо родным и близким.

2 группа - письмо другу.

5. Работа с текстами писем.

На данном этапе происходит коррекция отдельных фрагментов текстов. Применяется эмоциональная окраска в форме эпитетов, сравнительных выражений, уточняющих характеристик для насыщения письма.

Физкультминутка.

6. Знакомство с правилами оформления конверта.

Письмо написано. Его необходимо передать адресату. Как это сделать?

(Высказывания детей.)

Письмо умеет путешествовать. И наши письма сейчас отправятся в дорогу. Что нам для этого надо?

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею. (Конверт).

Вложите свои письма в конверты и заклейте их. Теперь они могут отправиться в путь? (Нет). Почему? (На них нет адреса). Давайте подпишем наши конверты.

СЛАЙД 13.

Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

Названия стран, городов, посёлков, деревень и других населённых пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя - в дательном падеже; отправителя - в родительном падеже;

На почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);

Располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия

улицы, номера дома, квартиры;

населённого пункта;

района;

области (края);

Внизу в правой части - вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.

От кого Борисенко Михаила Ивановича

Откуда ул. Гагарина, дом 4, кВ. 1

с.Золотарёвка

Ипатовский район

Ставропольский край

Россия

Кому Зерний Ирине Геннадьевне

Куда ул. Пролетарская, дом 100, кВ. 1

с.Софиевка

Ипатовский район

Ставропольский край

Россия

Теперь, когда наши конверты подписаны, мы опустим их в почтовый ящик, откуда они отправятся в своё путешествие.

СЛАЙД 14.

7. Знакомство с правилами переписки.

СЛАЙД 15.

Как по-вашему, кто имеет право распечатать конверт с письмом? Почему? Что вы будете делать, если вам в руки попадёт письмо, адресованное не вам?

Сделайте, пожалуйста, этический вывод, который станет первым правилом переписки.

Полученное письмо вправе распечатать и прочитать только его адресат! Нельзя читать чужие письма!

Кто же такой адресат? Адресат - это человек, получатель письма или другого письменного сообщения. Слово адресат произошло от немецкого слова адрес.

Будете ли вы отвечать на полученное письмо? Какое время вам потребуется на то, чтобы собраться с ответом? Как быстро следует ответить на полученное письмо?

Какой вывод послужит вторым правилом переписки ?

Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее недели). Неприлично, невежливо оставить письмо без ответа!

Каким образом вы должны написать текст письма?

Сделайте, пожалуйста, ещё один вывод, который будет служить нам третьим правилом переписки .

Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Бумага и конверт должны быть идеально чистыми.

IV. Подведение итога урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом и позапрошлом веках был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у поэтов и писателей того времени. Сейчас письма, к сожалению, заменяются SMS-сообщениями (которые тоже надо уметь грамотно писать). Письма деловые и личные вытеснены телефоном, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах - об этом старинном способе общения людей.

СЛАЙД 16.

Письма - серьёзный и полезный «предмет».

Письма бывают длинными и короткими.

Ценными и дорогими.

Письма творят добро.

Пишите письма, хорошие письма и пусть торжественные ваши письмена всегда радуют тех, кому они адресованы!

Лукашевич Оксана Владимировна