Святые упц кп. Украинская православная церковь и захваты храмов. Равны ли патриархи между собой

Церкви, соборы и храмы Киева. Все о святых местах и паломничестве в Киев.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Любые Музейная карта Юнеско

  • На протяжении веков стоят среди холмистых улиц Киева исполненные величия древние храмы и церкви, украшающие город священной красотой, золотом куполов отражающие солнечные лучи. Киевским храмам посвящены тематические экскурсии, в этих церквях киевляне венчаются и крестят детей. Гостей города часто удивляет, сколько золотых куполов блестит на солнце на холмах правого берега Днепра, на старых улицах Подола, Верхнего города, Латинского квартала. Построенные в условиях сложного рельефа киевские храмы и монастыри органично вписались в облик города. Есть здесь не только красивые храмы традиционной архитектуры, но и поистине жемчужины православного зодчества.

    Самая старая из каменных церквей Древней Руси - Десятинная - была возведена в 996 году, а Софийский собор с его великолепными мозаиками, ослепительно белыми стенами и золотыми куполами - древнейший киевский храм, построенный в первой половине 11 века. Еще одним весьма интересным храмом можно назвать Кирилловскую церковь, построенную в 12 веке и до сих пор сохранившую на своих стенах древнейшие фрески тех времен.

    Уникальный комплекс монастырей Киево-Печерская лавра - одна из важнейших православных святынь города. Впрочем, этот великолепный архитектурный ансамбль сам легко может сойти за небольшой город: сюда входит четырнадцать православных храмов, мужской монастырь, семь музеев и множество других зданий, глядя на которые перед глазами проносятся вехи истории архитектуры Киевской Руси и Украины. В 1990 г. Киево-Печерская лавра и Софийский собор были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Напротив Софии Киевской стоит поразительной красоты Михайловский Златоверхий собор - блистательное произведение древнерусской живописи, знаменитое изящными красочными мозаиками.

    Один из самых прекрасных храмов Киева - Андреевская церковь - величественно возвышается на холмистом берегу Днепра. Это одно из выдающихся сооружений в стиле барокко, которому присущи помпезность, колоритность, великолепная отделка и контрастные цвета.

    Главным же храмом Украинской православной церкви считается Владимирский собор, который строился долгих двадцать лет, с 1862 по 1882 гг., и представляет собой непревзойденный шедевр киевской архитектуры и живописи. Над росписью внутренних помещений собора работали великолепные художники, среди которых знаменитый Васнецов.

    Свято-Покровский женский монастырь - один из самых новых монастырей Киева, а главный его храм - Никольский собор - самый крупный из киевских храмов. Ещё в начале 20 века в Киеве был построен Николаевский костел - потрясающей красоты здание в готическом стиле. Его конструкция кажется легкой словно кружево, башни тянутся к небу, а лепная отделка стен поражает своей яркостью.

    Из Киева шагнуло христианство по всей Киевской Руси, именно здесь оно зародилось, и это в полной мере ощущает каждый, кому доведется самому увидеть удивительные церкви этого города. На протяжении столетий хранят их стены и своды людские молитвы, просьбы и сомнения - обращения к богу, создающие неповторимую священную атмосферу. Будучи даже неверующим человеком, отказаться от посещения киевских церквей невозможно: изящные башни и купола притягивают взгляд, а благолепие внутреннего убранства завораживает.

    • Где остановиться: в более чем 1000 вариантов размещения в Киеве : имеются и «хилтоны» с «хайяттами», и демократичные «трешки», и апартаменты - выбор большинства туристов, и хостелы со спартанской обстановкой. Исторический центр будет удобен любителям достопримечательностей, но обойдется недешево. Окраина заманивает привлекательными ценами, однако до центра города нужно добираться на метро.
    • Что посмотреть: первым делом - прогуляться по Крещатику и Андреевскому спуску , не забыв отведать борща и вареников в любом из многочисленных ресторанчиков. Затем побывать в

Мы уже рассказывали о том, куда, как и за сколько можно сходить в Киеве. В этой статье уделим больше внимания именно религиозным достопримечательностям Киева. Ведь совсем не удивительно, что именно его называют матерью городов русских. Помимо того, что украинская столица является крупным современным мегаполисом, здесь с особой бережностью и трепетом относятся к многочисленным храмам, соборам и монастырям. Любоваться ими можно бесконечно, и в этом гиде мы постараемся рассказать вам максимум о том, как это лучше всего сделать.

Киево-Печерская лавра

Год основания: 1051 год, основал Ярослав Мудрый.

Когда приезжать: туристов здесь принимают ежедневно с 08:30 до 18:00.

В чем особенность? Первое место, которое стоит посетить. Киево-Печерская лавра является древнейшей и без преувеличения главной православной святыней не только города, но и страны. Это уникальный комплекс, не имеющий аналогов во всем мире. На территории всей Киевской Руси в свое время именно этот монастырь стал первым - его историческая ценность неоспорима. Удивительно и то, что нашествия и войны хоть и были, но почти не тронули лавру: ей удалось сохраниться практически в первоначальном виде, потому что всегда максимально быстро отстраивалась.

Киево-Печерскую лавру можно назвать маленьким православным городком в центре большого города. Только оцените его масштаб: здесь 14 храмов, мужской монастырь, одна из первых на Руси типографий, 7 музеев, пещера с мощами святых и многое-многое другое. Монастырь обрел статус лавры в семнадцатом веке: это высший статус, который говорит о его бесспорной значимости.

Все соборы Киева прекрасны, однако именно лавра удивляет туриста самыми ценными сокровищами: на приличной глубине под землей здесь размещены кельи, в которых более тысячи лет назад молились монахи. В этих же пещерах хранятся и мощи святых. В лавру за благословением приезжали Петр Первый, Николай Второй, Екатерина Вторая и многие другие монархи. Нельзя не отметить, что именно здесь создавалась легендарная «Повесть временных лет», без которой сегодня было бы сложно восстановить историю Древней Руси.

Сколько стоит вход? Если заходить в лавру через центральный вход, то заплатить придется около пятнадцати гривен. Однако за эти деньги вы сможете насладиться только архитектурой. Максимальная же стоимость составит около пятидесяти гривен, однако в нее будет включено посещение всех объектов комплекса, включая уникальные пещеры с кельями монахов и мощами святых (туда вход оплачивается отдельно). Если вы школьник или студент, то можете рассчитывать на приличную скидку. Пройти в лавру бесплатно можно в воскресенье, когда люди идут на службу: в этот день чаще всего контроллеры не работают. На всякий случай напомним, что девушки и женщины должны быть в платке и в юбке ниже колена.

Как доехать? Если вы будете ехать на метро, то выходите на станции «Арсенальная». К слову, эта станция является самое глубокой не только в Киеве, но и мире. Только представьте: ее глубина равняется ста пяти метрам! Когда выйдете из метро, увидите памятник с пушкой, вам нужно в подземный переход за этим памятником. Выходите налево и попадаете на остановку, где ждете двадцать четвертый автобус - он и довезет вас до лавры. Также ищите Киево-Печерскую лавру и другие церкви Киева на удобной интерактивной карте .

Андреевская церковь

Год основания : заложена в 1744 году к приезду Екатерины Первой. Адрес - улица Андреевский спуск, дом 23.

Когда приезжать: богослужения проводятся с 10:00 до 13:00 и с 17:00 до 19:00 каждый день. Музей работает с 13:00 до 17:00 (в среду выходной!).

В чем особенность? Андреевская церковь является неповторимо яркой постройкой в стиле барокко. Строилась церковь по проекту всемирно известного Бартоломео Растрелли. И сегодня именно эту церковь называют его лебединой песней. Как и все сооружения в стиле барокко, Андреевская церковь парадная, эффектная, живописная, богатая на декор.

Заложена церковь на крутом берегу Днепра, видимо, поэтому она так мало за свою историю использовалась по прямому назначению. Из-за не совсем удачного расположения церкви постоянно угрожал сдвиг с обрыва. Храм пришел в запустение и был под угрозой уничтожения. Спасла ее императрица Екатерина, благодаря чему мы и можем сегодня наслаждаться этим великолепием. Церкви Киева: фото смотрите ниже.

Сколько стоит вход? Вход для туристов совершенно бесплатный. Имейте в виду, что по пятницам, субботам и воскресеньям в церкви можно послушать концерт камерной классической музыки (начало в 19:30).

Как доехать? Если вы движетесь от Майдана Незалежности, то садитесь на 18 или 16 троллейбус. Также можно доехать до станции «Почтовая площадь», затем пересесть на фуникулер: поднимаетесь, идете направо, а там и Андреевский спуск. Есть еще вариант: выйти на станции «Контрактовая площадь» и просто идти вверх по Андреевскому спуску - эту великолепную церковь вы точно не пропустите. Найти ее сможете и на удобной интерактивной карте . Насладитесь красотой Андреевской церкви и на видео .

Михайловский Златоверхий собор

Год основания: с 1108 до 1113 года собор возводил внук Ярослава Мудрого - князь Святополк Изяславич.

Когда приезжать: утренние богослужения начинаются в 08:00, вечернее богослужение - в 17:00. Адрес - ул. Трехсвятительская, дом 6.

В чем особенность? Этот собор широко известен благодаря своим неповторимым мозаикам и фрескам. Никакие другие церкви города Киева не могут удивить туриста таким великолепием: фрески именно в этом соборе знаменуют новый этап в развитии живописи в Древней Руси.

Златоверхим собор назван не просто так. За всю историю каменного русского зодчества впервые купол собора позолотили. В соборе стали хоронить князей Киева, однако в середине тринадцатого века его ждало значительное разрушение из-за нападения орды. После этого собор несколько раз перестраивали.

Мозаики в Михайловском соборе изящно называют «мерцающей живописью». Они словно расплываются по стенам, обволакивают весь храм. Иногда кажется, что они немного блекнут, а затем вдруг вспыхивают яркими красками. Это красота не передается словами.

Сколько стоит вход? Собор ежедневно принимает туристов с 08:00 до 21:00. Вход на территорию собора совершенно бесплатный. Платить придется в том случае, если вы хотите попасть в музей, - около 15 гривен. Что касается комплексной экскурсии, то она обойдется приблизительно в 250 гривен, а краткая - в 70 гривен.

Как доехать? Проще всего выйти на станции «Почтовая площадь», пересесть на фуникулер и пройти пятьдесят метров вверх. Также можно выйти на «Площади Независимости» и примерно семьсот метров пройти по Михайловской улице. Если идти нет времени или желания, то садитесь на восемнадцатый или пятнадцатый троллейбус и проедьте одну остановку. Также смотрите церкви киева на карте .

Софийский собор

Год основания: Ярослав Мудрый отдал приказ о строительстве Софийского собора в одиннадцатом веке (1037 год).

Когда приезжать: храм работает с 09:00 до 18:30 по адресу улица Владимирская, 24.

В чем особенность? Киевский Софийский собор называют архитектурным чудом Европы. И не зря: аж с одиннадцатого века в нем сохранилась уникальная фресковая живопись и подлинные мозаики. Кроме того, туристы могут посетить гробницу Ярослава Мудрого, который покоится в этом храме.

В начале тринадцатого века на территорию нынешней Украины пришла монгольская орда. Храм был ограблен, однако не разрушен. После этого его успешно восстановили, однако пришла следующая напасть - гонения на православие. И собор приходит в упадок, он был практически на грани полного разрушения… Спасением Святой Софии стал Петр Могила, который основал здесь мужской монастырь.

Сегодня собор украшен двенадцатью куполами, восемь из которых впечатляют своей старинной сферической формой. Нельзя сказать, что это чистый византийский стиль, скорее, его элементы. Также именно этот собор представляет новое на то время направление - мазепинское барокко.

Будучи в храме, обязательно взгляните на саркофаг Ярослава Мудрого. Очень долгий период в нем находилось тело легендарного князя. Открывалась гробница за всю историю четыре раза, последний - почти десять лет назад. Ученые были в шоке, потому что после исследования стало ясно: скелет принадлежал женщине. Есть предположение, что останки князя были вывезены в Штаты во время Второй мировой.

Сколько стоит вход? Вход на территорию храма платный - около десяти гривен. Если будет желание заказать экскурсию, то придется заплатить около шестидесяти гривен. Школьники, студенты и пенсионеры могут рассчитывать на скидку. Экскурсионные группы формируются почти каждый час.

Как доехать? Советуем выйти на станции метро «Золотые ворота», а затем около пяти минут подниматься вверх по Владимирской улице. Также можно выйти на станции «Майдан Незалежности» и немного пройтись по Софиевской улице. Ищите собор на карте . Фото соборов Киева смотрите ниже.

Если вас остро интересуют христианские церкви и монастыри Киева, то помимо достопримечательностей, указанных выше, советуем посетить следующие:

  • Владимирский собор.

Где: бульвар Шевченко, дом 20.

Еще одно место, от которого захватывает дух. Главный иконостас этого собора выполнен из чистого мрамора, который специально привозили в Киев из Италии, Бельгии, Франции и Испании. Над уникальными мозаиками работали талантливейшие мастера из Венеции.

Стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейскую тематику. Если вдумчиво рассмотреть все фрески, то можно воспроизвести историю русской православной церкви. В этом соборе хочется задержаться, выдохнуть, остановить ритм. Несмотря на то, что когда-то советская власть открыла в этом месте Музей антирелигиозной пропаганды, собору удалось сохранить свою уникальность и святость.

  • Свято-Введенский монастырь.

Где: улица Московская, дом 42.

Все православные храмы Киева близки сердцам верующих. Однако есть среди них и те, которые особенно впечатляют своим величием: именно таким является Свято-Введенский монастырь. Это очень кроткое место, где строго соблюдаются богослужебный и монастырский уставы.

Построен монастырь был благодаря Матроне Егоровой, богатой капитанской вдове. У нее была благая цель - создать крепкую женскую общину. Она постепенно стала скупать дома в районе, пока не стала владеть всем кварталом. После этого она попросила у митрополита разрешение на постройку монастыря. Приходите сюда, чтобы поклониться уникальной святыне - чудотворной иконе Божией Матери «Призри на смирение». Она славится своими уникальными исцеляющими способностями.

  • Свято-Пантелеймоновский монастырь.

Где: улица Академика Лебедева, дом 19.

Если сравнивать этот храм с другими, то строиться он стал значительно позже - в двадцатом веке, однако это не уменьшает его уникальности и исторической ценности. Несмотря на то, что история храма не такая уж длинная, пережить ему пришлось многое. Сложными были тридцатые годы, но здание хотя бы сохранялось в целости. А вот Вторая мировая монастырь не пощадила. Полностью восстановили его только в девяностые годы. Сегодня в этом монастыре можно поклониться иконе Божией Матери, которая датируется шестнадцатым веком. Приятно здесь и просто отдохнуть душой: совсем рядом находится живописный парк с беседками и ухоженными аллеями. Правда, находится монастырь на окраине Киева - удобнее всего сюда добираться на личном транспорте.



Фото: по запросам Яндекс и Гугл

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Шелестящие каштаны. Зеленые днепровские склоны. Плеск рыбы в Славутиче. Полускрытая под снегом брусчатка мостовых. Уникальные здания, помнящие позапрошлый век. Богатейшие музеи и изысканные театры. Стройные оболонские высотки, приземистые подольские домики и прекраснейшие храмы Киева.

Но разве можно представить Град Кия без золотистых маковок церквей, горящих в лучах заката? Стрел, устремленных ввысь, соединяющих земной и небесный миры? Их блестящих куполов, прохладных стен, старинных фресок и таинственных икон?

Абсолютно нереально!

Свято-Ильинская церковь, Почайнинская, 2

Первый православный храм Киевской Руси.

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь, Фроловская, 6/8

Свято-Покровский женский монастырь, пер. Бехтеревский, 15

Одна из малоизвестных изюминок Киева. , спрятавшийся в глубине квартала, образованного улицами Артема, Пимоненка, Глыбочицкой и Кудрявским спуском.

Основан в 1889 г. великой княгиней Александрой Романовой, задумывался в первую очередь как лечебница для бедных.

В 1911-м тут освятили Никольский собор, сооруженный в псевдорусском стиле.

В наше время, после ремонта и возвращения на место пятнадцати куполов, снятых большевиками, собор вновь радует глаза и душу киевлян и гостей столицы.

Как добраться : ст. м. «Майдан Независимости», либо «Лукьяновская», троллейбусы 6, 18, ост. «Полтавская».

Кирилловская церковь, О. Телиги, 12

Один из двух (второй – София) храмов Киевской Руси, стены которого уцелели, не в первозданном виде, но все же.

Построена в 1139 г. Всеволодом Черниговским как , на далеких для тогдашнего Киева выселках – Дорогожичах.

Стала местом вечного отдыха киевского князя Святослава Всеволодовича и нескольких черниговских Ольговичей.

В 1734 г. приобрела черты украинского барокко, сохранив неповторимые фрески 12 века и волшебные работы кисти Врубеля.

Лидирующее место в списке самых душевных сакральных мест столицы.

Как добраться : ст. м. «Лукьяновская», тролейбусы 6, 18, ост. «Кирилловская».

Киево-Печерская лавра, И. Мазепы, 21-25

Первейшая визитка нашей страны, непременное место паломничества миллионов туристов (независимо от религиозной принадлежности).

Один из древнейших монастырей Киевской Руси был основан в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием. За 964 года существования знавал космические взлеты и ошеломляющие падения. Самым сильным ударом стало разрушение в 1941-м Успенского собора, по легенде, возведенного по повелению самой Богородицы.

В 2000 г., к 950-летию , возрожденный Собор открыл двери для прихожан. Внутренняя роспись храма продолжается до сих пор.

Как добраться : ст. м. «Арсенальная», троллейбус 38, ост. «Национальный музей ВОВ».

Выдубицкий Свято-Михайловский монастырь, Выдубицкая, 40

Основан в 1070 г. Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Прославился как семейный монастырь Мономаховичей и центр политической жизни того времени.

Нынче в границах монастыря располагаются три красивейших, неповторимых храма, колокольня, колодец со святой водой и некрополь.

Находится на территории , излюбленного места прогулок горожан. Особенно в пору цветения сирени.

Как добраться : ст. м. «Дружбы Народов», троллейбус 43, ост. «Мост Патона»

Свято-Покровский собор, Приречная, 5А

Один из самых молодых и одновременно самых больших храмов Города. Строительство началось в 1997 г. и по сей день не завершено. «Фишкой» собора выступает мозаичная икона Покрова Божией Матери на фасаде, площадью 122 кв. м.

Как добраться : ст. м. «Минская», троллейбус 24 ост. «Приречная».

За кадром осталось еще множество великолепных храмов, украшающих наш Город. Но никто не помешает вам продолжить знакомство с ними самостоятельно. Открыв массу новых и интересных уголков любимого Киева.

Не важно, как вы относитесь к религии и вере. – это больше, чем культовые сооружения. Это неотъемлемая часть Великого Города над Днепром. Одна из красот, составляющих незабываемый, прекрасный и величественный организм по имени Киев.

Какова обстановка на Украине сегодня?

В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины.

18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию.

Сколько православных юрисдикций на Украине?

На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Глава «Киевского патриархата» Филарет (Денисенко) с бойцами «Правого сектора» Фото с сайта ruspit.ru

Что такое «Киевский патриархат»?

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» — церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% — Украинской греко-католической церкви.

Как захватчики храмов оправдывают свои действия?

Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма.


Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию?

При захватах храмов на Украине происходит , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари), самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины.

Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?

Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ. По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе.

Фото с сайта ruspravda.ru

Как относятся к нападениям на церкви местные власти?

Украинские власти придерживаются политики принципиального невмешательства в конфликт между «Киевским патриархатом» и УПЦ МП.

Год назад глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк дал пресекать попытки захвата храмов на Украине, а власти Ровенской области захваты храмов. Однако конкретных мер против экстремистов принято не было.

Что касается правоохранительных органов, то, по словам очевидцев, во время нападений на храм в селе Катериновка и селе Птичье, полиция вставала на сторону захватчиков.

Есть ли угроза захвата Киево-Печерской Лавры?

Да, «Киевский патриархат» действительно претендует на захват Лавры. 7 декабря на сайте Киевской городской рады была размещена петиция о переводе Лавры из УПЦ МП в юрисдикцию «филаретовцев». Петиция набрала необходимые 10 тыс. голосов. Авторы документа обвинили духовенство УПЦ МП в «антиукраинской, меркантильной, порой враждебной Украине позиции» и попросили депутатов содействовать передаче Лавры УПЦ КП. Киевский мэр Виталий Кличко уже поручил рассмотреть эту петицию комиссию по местному самоуправлению.

Представители УПЦ МП говорят о подтасовке интернет-голосов, поданных за петицию. Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир в своем открытом письме назвал инициативу с петицией провокацией с целью разжигания межконфессиональной розни. По его словам, «передача духовной колыбели православного монашества на Руси – Киево-Печерской лавры – раскольникам означает закрытие ее для мирового православия».

Раскольники под стенами Лавры

Какие предпринимаются меры воздействия на «Киевский патриархат»?

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда 20 декабря к властям Украины незамедлительно остановить представителей УПЦ КП, которые вступили в конфликт с общиной храма в селе Птичье. Глава СИНФО потребовал, чтобы «религиозные радикалы и боевики, которые препятствуют реализации данного решения, должны быть жестко остановлены бездействующими в настоящий момент правоохранительными органами».

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные.

Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».

Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания».

Фото с сайта rusprav.tv

Какова реакция международного сообщества на происходящее?

В ООН факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию».

Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января - 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.

«Враг изобрел ереси и расколы, чтобы разрушить веру, опорочить истину, разорвать единство. Служители ереси пропагандируют вероломство под видом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, утонченной хитростью, затуманивают истину. — «Какого придерживается единства, какую любовь хранит или о какой любви мечтает тот, кто, повинуясь порыву раздора, рассекает Церковь, разрушает веру, возмущает мир, искореняет любовь, оскверняет Таинство? СВ.КИПРИЯН Карфагенский

Сегодня нецерковные люди удивляются: «почему нет единства среди православных на Украине и почему у нас нет своей независимой церкви»?

Этими вопросами они показывают или свою некомпетентность в тех вопросах, о которых хотят выразить свое мнение, или свою предвзятость к Православной Церкви. Такие люди не могут ответить на вопрос: «Сколько в нашей церкви есть таинств?» — А тем более что-то рассказать о том или ином таинство, но берутся судить церковную иерархию. Свои мысли они формируют под влиянием средств массовой информации и не хотят заглянуть в «Закон Божий», а священнослужителей обвиняют в политике. Поэтому сначала напомним о Православных таинствах, без чего любые объяснения станут непонятными.

Таинства крещения, миропомазания, Причастия, покаяния и елеосвящения касающиеся жизни каждого христианина. Кроме них, установлены еще два таинства, которыми благословляется вступление на особый жизненный путь. Таинство священства совершается над человеком, становится священнослужителем и достает особенную благодать для того, чтобы отправлять богослужение и таинства для других людей.

Священнослужители бывают трех степеней. Высшая ступень — епископы, которые являются преемниками апостолов, руководят церквами и могут осуществлять все Таинства. В зависимости от того, какое место он занимает и каким округом руководит, епископ может быть — епископом, архиепископом, митрополитом или патриархом, но все это разные названия одного и того же сана епископа.

Вторая ступень священства — это священник, который может осуществлять все Таинства, кроме священства.

Младший степень священства — это диакон, который сам Таинств отправлять не может, а помогает священнику во время их осуществления.

Во время таинства священства епископ, за Литургией, возлагает руки на голову, кого посвящает и читает особую молитву, потом того, кого посвящают, одевают в одежду, надлежащий его сана. Священнослужители отдают всю свою жизнь служению Богу и людям, они получили благодать через апостолов от Самого Господа нашего Иисуса Христа, и мы всегда должны относиться к ним с особой любовью и уважением.

Следует предостеречь христиан от так называемых «православных церквей»: «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». Первой была основана «автокефальная церковь» 1 октября 1921 в соборе Святой Софии в Киеве. Несмотря на приглашение инициаторов, ни один православный епископ не появлялся на этот «всеукраинский собор». Присутствовали только ЗО священников, 12 диаконов и миряне. Тогда они, чтобы основать «независимую от Москвы» УАПЦ, решили отказаться от святых канонов Православной Церкви. Согласно 1 правила Святых Апостолов «епископа да поставляют два или три епископа». В первый же «митрополита» УАПЦ Василия Липкивского «рукоположили» священники, а он сразу «рукоположил» еще двух епископов. Поэтому народ стал называть их «самосвятами». Таких «епископов» в 1926г. насчитывалось уже 28, но когда начались сталинские репрессии, то некоторые из них перешли к «обновленцев», некоторые — на светскую работу, некоторые бежали за границу. Одним из тех «самосвятов» был Мстислав (Скрипник), епископ УАПЦ из США.

В 1989 Г.. »Автокефальная церковь» возобновилась в Украине и С октября УАПЦ избрали Мстислава Скрипника своим начальником, а 19 октября 1990 его сделали «патриархом» УАПЦ.

Господин Денисенко в своих интервью за последнее время разным СМИ постоянно напоминает, что его структура полностью тождественна с УАПЦ и между ними нет никакой разницы, нет никаких проблем канонического порядка, которые их разделяли. Действительно, его псевдоцерква, а точнее политическая группировка и УАПЦ как близнецы-братья: обе возникли с грубым нарушением вековечных церковных традиций и учреждений, а потому церквами могут называться разве что условно. Все это бывший митрополит Киевский хорошо знает, и сегодня он должен осознавать, что на самом деле представляют собой он и его организация.

Мы процитируем мнение самого Филарета (Денисенко), высказанное им на пресс конференции в октябре 1990 года по поводу УАПЦ, а значит и по поводу себя сегодняшнего:

«Так называемая УАПЦ не имеет канонической преемственности с Киевской митрополией … Она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с одним Православным Патриархатом … Поэтому я считаю, что УАПЦ действительно независима, но независима от всего Православия. Это и сухая ветвь, которая отломилась от живого дерева нашей веры. Православная Церковь считает, что все так называемые священнодействия, которые совершают священники и епископы этой «церкви», — неблагодатных … его название (Мстислава. — Ред.) — Патриарх Киевский и всей Украины — это насмешка над Церковью, потому что никто не может сам себе присваивать выше достоинство. УАПЦ самочинно возвела себя в достоинство Патриархата … Верующих так называемой УАПЦ мы призываем придерживаться церковных канонов и не разрывать Православную Церковь в Украине на две части … Уже в третий раз в истории XX века возникает эта «церковь», и каждый раз она засыхает, как отломана ветвь, потому что у нее нет благодати Божьей, которая питает истинную Церковь »
(Православный вестник. — 1991, № 1. — с. 10-13).

Хотелось бы, чтобы сегодняшний «патриарх Филарет» не забывал своей же характеристики тринадцатилетней давности, а если он почему-то подзабыл, что на самом деле представляет собой УАПЦ (а вместе с ней и ее копия — УПЦ КП), то пусть процитированы нами его мысли будут сегодня свидетельством беспринципности и лицемерия нынешнего лидера украинской «православной» схизмы.

Давайте, дорогие соотечественники, поразмышляем, может такой человек быть Предстоятелем Церкви?

УПЦ Киевского патриархата «образовалась» благодаря объединению некоторых «епископов» УАПЦ и лишенного сана за личные грехи и церковные нарушения прежнего митрополита Филарета (Денисенко) 25 июня 1992 .И еще до этого на архиерейском Соборе 1-3 апреля 1992 в Москве митрополит Филарет, признав свою вину в распространении искушения в Украине, перед Крестом, Евангелием и всем епископатом РПЦ, пообещал по возвращении в Украину сдать полномочия новому избраннику Архиерейского собора УПЦ, который соберет в Киеве. Поскольку Украинская Православная Церковь в то время уже была самостоятельна в управлении. Но украинские архиереи предупреждали, что он может обмануть, и Патриарх спросил Филарета при всех еще раз. И тогда Филарет не без раздражения ответил (цитируем по сохраненному аудиозаписи): «Мы ведь христиане. Сказано в Расписной «да будет слово ваше да — да, имеется — имеется, а все остальное от лукавого». Ведь это было сказано во время Собора Церкви, где председательствует Христос, а руководит Дух Святой. Когда он это не выполнил, став клятвопреступником, епископы УПЦ, собравшись ЗО апреля в Житомире, выразили ему недоверие, а на Архиерейском соборе в Харькове митрополита Филарета было устранено из Киевской митрополии и запрещено в священнослужении.

Таким образом, таинства УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата не действительны, поскольку священннослужители этих «церквей» не Благодати священства. Итак, люди не крещены, а не венчаны, на исповеди им не прощены грехи. Те священнослужители, которые переходят к ним из нашей Церкви, лишаются сана согласно 45 правила Святых Апостолов, которое говорит, что епископ, священник или диакон, который молится с отлученными от Церкви, пусть будет также отлучен, а если действовать с ними как служитель церкви, то будет лишен сана. Поэтому те, кто «принял» какие таинства в УПЦ КП или УАПЦ должны обратиться к канонической Церкви и получить эти Таинства заново, а, кроме того, исповедаться, как отлучены от Церкви. 10 правило Святых Апостолов говорит: «Если кто с отлученным от Церкви помолится, хотя бы и дома, то такой также становится отлученным».

В наше сложное лихолетье Православие в Украине переживает период особых испытаний. Гонения и расколы разрушают веру, искореняют любовь. «Мерзость запустения на святом месте», изреченная пророком Даниилом, связывается нашими современниками, прежде всего, с разрушенными и оскверненными храмами нашей земли. Но есть и другое толкование святыми отцами этих пророческих слов: «мерзость запустения» в святом месте — это епископские кафедры, занятые недостойными иерархами, лжеепископами, лжепатриарха.

Особенно большие усилия в борьбе с Православием в Украине ведет УПЦ КП и ее глава Филарет (Денисенко). Лишенный всех степеней священства за грехи против Бога и Святой Церкви, Филарет, НЕ покорившись суда церковном, отпал от Православной Церкви и организовал религиозную группировку, так называемый Киевский патриархат, что, хотя и называет себя православным, однако к Православию, на самом деле, никакого отношения не имеет. Это могут подтвердить события 1992 года, когда ни один из действующих монастырей, а также Киево-Печерская и Почаевская Лавры не пошли за клятвопреступником. Ведь мы знаем, что монастыри всегда были охранниками Истины, канонов и традиций.

Филаретовцы — вне Православием, вне Церкви. Подобное раскольническую группировку было создано в послереволюционные годы Василием Липкивским, которого автокефалисти называют «митрополитом». Однако в «хиротонии» Липкивского не участвовал ни один епископ, который является не только нарушением, а прямым пренебрежением апостольских правил и церковных канонов. Первое Апостольское правило гласит «Епископа поставляют два или три епископа». Но эту важную установку святых Апостолов раскольники пренебрегли. Апостольская преемственность благодати Святого Духа в самосвятском «рукоположении» Василия Липкивского прекратилась.

Подобное мы имеем и сейчас. Так называемый «Киевский патриархат» возглавляет простой монах, лишенный священного сана.

Бывший митрополит Филарет нарушил 34 Правило святых Апостолов, в котором сказано: «Первый (епископ) ничего чтобы не творил без согласия всех, потому что только согласие будет единодушием».
Филарет нарушил это правило и самочинно, без согласия архиереев, клира, монашествующих и мирян организовал новое религиозное группировки — УПЦ КП, покинув Православную Церковь. Кроме того, Филарет нарушил это правило еще и тем, что прервал общение с первым епископом Церкви. Предстоятель Церкви, как известно, подчиняется Архиерейскому Собору. А такой состоялся в 1991 году в Харькове, на котором Филарет, совершивший клятвопреступление и другие грехи, был отстранен от должности.

Архиерейский Собор Православной Церкви лишил его всех степеней священства за преступления против Бога, веры и Православия. Филарет был рукоположен в диакона, пресвитерский и архиерейский сан епископами, а также, будучи до 1992 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви, он в то же время был членом Священного Синода Православной Церкви. Церковь на вполне законных основаниях, в соответствии с Апостольских правил и правил Вселенских Соборов, лишила Филарета священства за совершение тяжких и смертных грехов.
Лишение Филарета сана было признано всеми каноническими Православными Церквами мира.

Святитель Иоанн Златоуст любое отделение от Церкви считает лишением благодати Духа Святого. Св. Киприан Карфагенский говорил: «Все, что только отделилось от животворного источника, не может с потерей спасительной сущности жить и дышать особой жизнью». Вот почему созданная лишенным сана Филаретом УПЦ — КП, не признается за Православную Церковь всем Мировым Православием. Вот почему Православные Поместные Церкви всего мира не допускают совместных богослужений с лжеепископами и лжесвященниками Киевского патриархата, и сослужат с иерархами и священниками канонической Украинской Православной Церкви, Предстоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Позицию Русской Православной Церкви поддерживают Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Болгарская и другие Поместные Церкви, молитвенное и евхаристическое общаются с Украинской Православной Церковью, которая является неотъемлемой частью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Раскольники для оправдания своих антицерковных устремлений вспоминают некоторые исторические факты, которые подают однобоко, не всегда правильно комментируя.

Так, они говорят о якобы неканоническое провозглашение автокефалии самой Русской Церковью в XV веке. Действительно, Русская Церковь, находившаяся сначала в юрисдикции Константинопольского патриархата, в 1448 году стала фактически автокефальной (то есть самостоятельной, самоуправляемой). Епископы, независимо от Константинополя, митрополитом избрали св. Иона. Причиной этого было отступление от Православия Константинопольского патриарха, принятие им в 1439 году унии с Римом. Церковные правила, как известно, велят прервать церковное общение с еретиками. Когда Константинопольский патриарший престол вновь стали занимать православные патриархи, то, хотя формально сначала и не было подтверждено право самостоятельности Русской Церкви, однако патриархи не протестовали против этого и не прерывали евхаристического общения с Русской Православной Церковью.

Автокефалисты говорят о якобы насильственном присоединении независимой Киевской митрополии к Московскому Патриархату. По этому поводу нужно сказать, что Киевская митрополия никогда не была автокефальной. После разделения Русской Церкви на две митрополии — Московскую и Киевскую (опять же по причине унии с Римом) — последняя в XVII веке была экзархатом Константинопольского Патриархата. Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью произошло по благословению двух Патриархов — Константинопольского и Иерусалимского. Почему раскольники не упоминают о тяготении к объединению митрополита Киевского Иова Борецкого, что направил в Москву своего посла с просьбой к царю, чтобы он принял Малороссию под свое крыло; митрополита Исаии Купинского, что обращался к московскому царю и Патриарху за поддержкой; митрополита Петра Могилы, что советовал вождям казацкой рати искать спасения в союзе с единокровным и единоверным Московским государством? Еще до воссоединения киевляне признавали Московского Патриарха Никона своим патриархом. В мае 1654 года, отправляя от себя посольство в Москву к царю, они писали и Патриарху Никону, называя его Святейшим Патриархом не только Большой, но и Малой Руси. Гетман Хмельницкий со всем казацким войском называли Московского Патриарха Никона своим великим святителем, своим верховным пастырем. Чуть позже известный украинский иерарх XVII века — архиепископ Черниговский Лазарь Баранович — пишет московскому царю: «примите желание мое: и буду со всей епархией моей прямо под благословением Патриарха Московского, наравне с другими великорусскими архиереями, и пусть наследники мои поставляются в Москве, а не в Киеве ».

Обманывая простой народ, автокефалисти иногда говорят, что автокефалия Украинской Церкви была утверждена в 1924 году, когда епископы Волыни, находясь под политической властью Польши, получили автокефалию от Константинопольского Патриарха. Но это неверно — Константинопольский Патриарх, как известно, никогда не подтверждал автокефалию Украинской Церкви, да и по церковным канонам не имеет права этого делать. В православном мире Вселенский (Константинопольский) Патриарх является первым среди равных ему предстоятелей других Поместных Церквей, то есть он имеет только первенство в почете, но отнюдь не первенство во власти. Поэтому он не имеет законного права объявить автокефальной какую-то часть другой Поместной Церкви. Даже если бы и сделал это, то такое деяние по канонам Церкви было бы недействительным и незаконным. Так, в 1924 году Константинополь провозгласил автокефалию Польской Церкви, которая входила в юрисдикцию Московского Патриархата. Эта автокефалия не было признано канонической даже самой Польской Церковью, о чем свидетельствует обращение православных епископов Польши к Русской Церкви: «Польская Автономная Церковь признает неканонической и недействительной автокефалию Польской Церкви, провозглашенную Томосом Константинопольского Патриарха Григория VII от 13.11.1924 г.., И просит благословения в Матери Русской Церкви на канонической автокефалии ».

Большие усилия сегодня направляются на создание канонической автокефальной Церкви в Украине за счет отделения от Русской Православной Церкви и искусственного объединения с безблагодатными УПЦ КП и УАПЦ, а затем и с греко-католиками. Некоторые думают, что автокефалия спасет Православие в Украине. Но это самообман. Гонения на Церковь еще больше усилятся. Следующим требованием будет подчинение Риму.

Мы живем накануне антихриста, когда многие уклонились от истины. Для того, чтобы «соблазнить, по возможности, и избранных» (Мф. 24. 24 ), ведется поистине нечеловеческое гонение на Церковь Христову, Святое Православие. Предостережение слово Христа о «лжепророков в овечьих шкурах», что «внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15 ), особенно понятны нам, которые узнают учителей раскола, развращают наш народ своим душепогибельним расколом.

НЕ автокефалия даст мир Украине, а общее покаяние нашего народа в Благодатной и истинной Церкви. Помните, что вне Церкви — не существует христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет спасения — и все это только в Единой Православной Церкви. Св. Киприан Карфагенский говорил: «Раскольник не предохраняет ни единства Церкви, ни братской любви, действует против любви Христовой».

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! .. А говорил в сердце своем:« взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов … пойду на высоты небесные, буду подобен всевышнего »(Ис. 14,12-14 ). Падение Филарета некоторые сравнивают с падением денницы, что стал сатаной. Филарет, претендовавший на Московский Патриарший престол и не получил его, восстал и воспротивился Духу Святому, который действует в Церкви Божией. Вследствие своей гордыни, не имея «мира в костях своих от грехов своих» (Пс. 37,4 ), Филарет упал, и подобно падшего ангела, ведет сейчас борьбу с Церковью, стремясь уничтожить истинное Православие.

Каждая «служба», оказываемого сегодня Филаретом — это накликание гнева Божия на нашу многострадальную Родину. Каждое «таинство», кощунственно сделано им или его лжеепископами и лжесвященниками, недействительно и неспасительно, потому что уводит человека еще дальше от Бога, ведет к вечной гибели. Клир Филарета состоит из двоеженцев и лишенных сана людей, потеряли страх Божий и имеют сожженную совесть.

Сегодня Филарет обращается к людям через средства массовой информации, рассылает повсюду свои воззвания и обращения, пытаясь вкрадчивыми словами соблазнить многих, повести от Христа.

Поэтому, будьте осторожны! Не поддавайтесь призывам расстриги Филарета, потому что может показаться «мягче елея речь его, но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый, ноги его нисходят к смерти, стопы его достигают преисподней» (Притч. 5,3 -5 ).

Помните, что Филаретовская секта УПЦ КП — это антицерковь, это антихристианство!

Те, кто сегодня еще находится в расколе, отделенные от Церкви, могут через покаяние вернуться в лоно спасительной Церкви. Чада канонической Украинской Православной Церкви не враждуют, они ждут возвращения наших братьев, оказавшихся в расколе. «Уста наши открыты к вам … сердце наше расширено … В городе нас … в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть, и жить» (2 Кор. 6,11 ; 2 Кор. 7,2- 3 ). Не только двери наших храмов, но и сердца, наши открыты для всех, кто приходит к истинному Православию, ищущих вечного спасения и жизни в Боге в канонической и благодатной Церкви Христовой, ежедневно молит Всеблагого Бога:

«Соединить их во Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви, да и тии с нами Славята пречестное и великолепное имя Твое во веки веков. Аминь »

В нашей Церкви богослужение совершается на церковнославянском языке. Она создана боговдохновенными равноапостольными мужами Кириллом и Мефодием на основе славянских языков: родственных сербской, болгарской, древнерусской. Церковно-славянский язык никогда не был языком разговорным, повседневной, она буквально создана по Божьему замыслу святыми Кириллом и Мефодием как язык богослужения, как язык молитвенного общения с Богом. А это очень важно: подобно тому, как священник отправляет Божественную Литургию в особых ризах, в особой обстановке. Эти ризы не обыденное, а не мирские, а после обедни он обязан снять их, когда выходит на улицу. Многие словосочетаний невозможно дословно даже перевести на современный язык.

К сожалению, некоторые выступает именно за перевод богослужений на украинский (или русский) язык. Представьте, что священник осуществляет Литургию в костюме, как сектантский пресвитер. Именно к отвлечению украинского народа от православной веры и приведет этот перевод, к потере духовной связи между поколениями, к разрыву с историческим прошлым. Уже есть проект перевода украинской письменности на латинский алфавит. А за этим стоит явное ополячения нашего народа и перевод его в католическую веру. Господь Иисус Христос сказал, что верный в малом — верный и в большом, а неверный в малом — неверный и в большом. Поэтому неудивительно, что после перехода на украинский язык УАПЦ и УПЦ КП служат вместе с греко-католиками, пренебрегая святыми церковными канонами, а нас обвиняют в том, что мы предали свой народ. Раз мы и бережем то, что было дорого для наших предков, за что они были готовы положить жизнь — это, в первую очередь, Православная вера во всей ее чистоте. Мы не изменили вере святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, преподобных Антония, Феодосия и всех преподобных Киево-Печерских, Иова Почаевского, мы не променяли эту веру на временное благополучие.

Иисус Христос сказал, что спустя будут познавать нас, что мы Его ученики, если будете иметь любовь между собой. Так от Бога те «учителя», которые называют себя «православными», а делают вражду по национальному признаком? «Нет ни скифа, ни эллина, ни иудея, а новая тварь во Христе Иисусе» (Гал. 6,15 ).

Разделение может быть только по отношению к Церкви: член Церкви (православный), раскольник (УАПЦ, УПЦ КП), еретик (католик, протестант, сектант) и язычник.

Церковнославянский язык, на котором молятся православные Украинцы, россияне, белорусы, сербы, болгары, поляки — ведет к росту любви между этими единоверными, единокровными народами, а перевод богослужений на национальные языки, напротив, к отдалению между ними. Последнее на руку только врагам Православия. Именно им, или людям, равнодушным к Церкви, богослужений, нужен перевод церковнославянского языка. А те, кому нужны Православная Церковь и ее богослужения, не желают перевода.

Современная верующий человек имеет образование, по крайней мере, среднюю, ей ничего не стоит 2-3 недели позаниматься церковно-славянском языке — и она будет понимать в общих чертах все, что происходит во время Литургии. Если наши соотечественники, выезжая на заработки за границу, способны выучить английский, французский, немецкий, итальянский языки, то неужели не могут выучить славянскую? Итак, это лукавая отговорка, что, мол, люди приходят в церковь и ничего не понимают.

Насколько дорогой была для нашего народа церковнославянский язык еще в начале нашего века, свидетельствуют сами «самосвяты». Так, «митрополит» Василий Липкивский вспоминает о набожного почтенного возраста священника, который присоединился к УАПЦ, но просил разрешения служить на славянском языке. Ему отказали и он отошел от УАПЦ. На Троицу, с болью в сердце, «митрополит» вынужден был подтвердить, что большинство, даже священники — искренние Украинцы держатся церковнославянского языка. А бабка на десятое село идет, чтобы отправить панихиду или молебен славянским языком. «Мы хотим молиться на славянском языке, как наши отцы и деды», — говорили люди («История УПЦ», ст. 26). Как заповидував нам наш современник и земляк прп. Лаврентий Черниговский: «Держитесь церковнославянского языка, как святого Евангелия».

Поэтому мы должны беречь церковнославянский язык, язык молитвенного общения наших дедов и прадедов с Богом и небожителями, как духовный и культурный сокровище нашего народа.

Давайте, дорогие соотечественники, сделаем для себя правильные выводы, от которых зависит наше вечное спасение. Аминь.

по материалам Свято-Успенской Почаевской Лавры