Скачать презентацию на тему древнерусская литература. Древнерусская литература презентация к уроку по литературе на тему. Н.Рерих Поход князя Игоря»

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Древнерусской (или русской средневековой, или древней восточнославянской) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века. Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов. Особенности и жанры древнерусской литературы

Академики: Дмитрий Сергеевич Лихачёв Борис Александрович Рыбаков Алексей Александрович Шахматов. Крупнейшие исследователи древнерусской литературы

все произведения носили религиозный или исторический характер; в древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства, так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Особенности Древнерусской литературы:

произведения создавались в соответствии с этикетом, то есть по определённым правилам; Древнерусская литература развивалась очень медленно: за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений Особенности Древнерусской литературы:

ЛЕТОПИСЬ - это описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам. Примеры произведений: «Повесть временных лет», « Лавреньевская летопись», « Ипатьевская летопись» Жанры древнерусской литературы

ЖИТИЕ – это жизнеописание святого. Примеры произведений: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского» Жанры древнерусской литературы

ПОУЧЕНИЕ – это духовное завещание отца детям. Примеры произведений: «Поучение Владимира Мономаха» Жанры древнерусской литературы

ХОЖДЕНИЕ – это описание путешествий. Примеры произведений: «Хождение за три моря» Жанры древнерусской литературы

СЛОВО- это жанр церковного или светского красноречия. Примеры произведений: «Слово о Законе и Благодати», «Слово о погибели Русской земли» Жанры древнерусской литературы

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ – это описание военных походов и битв. Примеры произведений: « Задонщина », «Сказание о Мамаевом побоище» Жанры древнерусской литературы

Письменная литература на древнерусском языке появилась в 11 веке, вскоре после крещения Руси князем Владимиром. Её основу первоначально составили церковные книги, привезённые из Византии, и произведения устного народного творчества. Возникновение древнерусской литературы:

1. Киево -Новгородский период (10-12 века) - созданы первые летописные своды, написаны первые жития и религиозные книги и исторические хроники. - создано первое собственно русское письменное произведение – « Слово о Законе и Благодати » В развитии древнерусской литературы выделяют два периода:

проповедь « Поучение Владимира Мономаха » автобиографическое произведение « О путях и ловах » летописный свод «Житие Феодосия Печерского Произведения древнерусской литературы 1периода

Первую часть летописи составляет рассказ о мировой истории по Библии – от сотворения мира до всемирного потопа и распределения земли между сыновьями Ноя: Симом, Хамом и Иафетом. Затем Нестор повествует о расселении славянских племён, об их отношениях с соседними племенами, об основании Киева, о возникновении русской земли, государства, о первых новгородских и киевских князьях Сюжет

Литература этого периода отражает постепенное возрождение Руси, объединение русских земель. Возникают новые жанры: сатирическая повесть и бытовая повесть. Усиливается авторское начало, в литературе появляется вымысел. Период Московской Руси (13-17 века):

воинские повести « Задонщина » и « Сказание о Мамаевом побоище » « Житие Стефана Пермского » и « Житие Сергия Радонежского » автобиографическое произведение « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное » « Домострой » - свод наставлений и правил поведения в семье и обществе благочестивого человека. Произведения древнерусской литературы 2 периода

« Слове о полку Игореве » (1187)

Время центрального события, описанного в «Слове…», – похода Игоря – относится к периоду с 23 апреля по 10 мая 1185 года. Однако автор заявляет во вступлении, что рассказ его охватит времена «от стараго Владимира до нынешняго Игоря», то есть два века. Хронологические рамки произведения

Неудачный поход князя Игоря в половецкую степь явился для автора поводом поразмышлять над судьбой русской земли и призвать русских князей к единению. В начале похода войско Игоря застаёт солнечное затмение, что считалось в те времена дурным знаком. Игорь призывает воинов к храбрости. В первой битве русичи побеждают, а во второй терпят сокрушительное поражение, а сам Игорь попадает в плен. Автор восхищается мужеством князя;а с другой стороны, он осуждает Игоря за недальновидность, так как поражение в битве с половцами открыло дорогу врагам для новых набегов. Сюжет

Спасибо за внимание Выполнила ученица 10 класса МБОУ « Сулеевская СОШ» Гаязова Илюза Наилевна

Слайд 1

Древнерусская литература
Уроки литературы в 9 классе

Слайд 2

2
Д.С.Лихачев
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»

Слайд 3

Перун
Христиане и язычники
Свержение идола Перуна

Слайд 4

В 988 году Русь принимает христианство

Слайд 5

История возникновения:
Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.

Слайд 6

Древнерусская литература прошла многовековой путь развития. Ее истоки восходят к концу X века и первым годам XI столетия. Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков. Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.

Слайд 7

Шесть периодов развития древнерусской литературы.
1. XI век – первая треть XIIвека. 2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека. 3. Вторая треть XIII – конец XIVвека. 4. Конец XIV – XVвек. 5. Конец XV – XVI век. 6. XVII век.

Слайд 8

Древнерусская литература XI - первой трети XII века
«Повесть временных лет» Создание славянской азбуки. Смерть Олега. Смерть Игоря и месть Ольги. Сказание о Белгородском киселе. Сказание о Кожемяке.
«Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о погибели русской земли». «Слово о Законе и Благодати»

Слайд 9

Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века
«Слово о полку Игореве» Киево – Печерский патерик «Слово» Кирилла Туровского «Моление» Даниила Заточника

Слайд 10

Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века
Третий период связан с монголо – татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует героическая тема и вера в национальное возрождение. «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Задонщина»
Нашествие хана Батыя на Русь.

Слайд 11

Древнерусская литература конца XIV - XV века
Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. «Житие Сергия Радонежского»

Слайд 12

Древнерусская литература конца XV – начала XVI века
Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»

Слайд 13

Литература XVII века.
Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума»
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.

Слайд 14

Отличительные черты:
Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную

Слайд 15

Слайд 16

Псалтырь
Так выглядели первые книги
Берестяная грамота

Слайд 17

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
Кириллица

Слайд 18

ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

Слайд 19

Деяния человеческие сохраняются в камне, в дереве, в красках. И все они становятся объектом пристального внимания историка, изучающего культуру, а в ней – искусство, ремесла, литературу, книгу…

Слайд 20

Слайд 21

Книга как таковая пришла на Русь вместе с христианством. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близкими, что переводить болгарский на русский не было необходимости.
Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент

Слайд 22

До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом или полууставом птичьими перьями.
Образцы полуустава кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.)

Слайд 23

Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие, 11 век

Слайд 24

Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».
Геннадиевская Библия

Слайд 25

Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами - книги.
Крестовая палата - Московский Кремль

Слайд 26

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Все рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи, основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
Евангелие апракос полный. 1362 г. Новгород. Писец Микула

Слайд 27

Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие – древнейшая точно датированная книга, написанная кириллицей.

Слайд 28

Оно написано в 1056 - 1057 гг. на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 245б

Слайд 29

Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 271 б

Слайд 30

Изборник Святослава
Вторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) - Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.

Слайд 31

Это русский список с болгарской рукописи X в. Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты. Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.
Изборник Святослава. Фронтиспис с изображением мирообъемлющего храма

Слайд 32

Заглавная страница из Изборника 1073г
Изборник Святослава. Рисунки на полях

Слайд 33

Геннадиевская Библия
Для каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.

Слайд 34

Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.

Слайд 35

Геннадиевская Библия - высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.

Слайд 36

1) переводные;
2) оригинальные (с XI века).
Жанры древнерусской литературы

Слайд 37

Слайд 38

Жанры древнерусской литературы.
Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам»,то есть в хронологической последовательности. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях. Повесть - повествует о важнейших исторических событиях. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Житие - описание подвигов и добрых дел святых. Слово - образец торжественного красноречия.

Слайд 39

Богоматерь
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения
«Хождение Богородицы по мукам»
Хождение

Слайд 40

Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония Муромские
Сергий Радонежский
Житие

Слайд 41

Житие
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.

Слайд 45

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня 1228 года.

Слайд 46

Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В память о святых супругах установлен день Петра и Февронии.

Слайд 47

Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный). Повесть относится к жанру «жития». «Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 48

Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год
«Повесть временных лет»
Летопись

Слайд 49

49
Летописание началось на Руси в XI веке.

Слайд 50

Что такое летопись.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы 11 – 17 вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Слайд 51

Как создавались летописи.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Слайд 52

«Повесть временных лет»
Нестор - первый русский летописец.
«Повесть временных лет» - первая русская летопись начала XIIвека.

Слайд 53

«Повесть временных лет»
Монах Нестор

Слайд 54

Слайд 55

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод,который мы сейчас называем «Повесть временных лет.Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям

Слайд 56

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Киеве нача первее княжити,и откуду Руская земля стала есть…»

Слайд 57

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..

Слайд 58

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377.
Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Слайд 59

Лаврентьевский летописец

Слайд 60

Лаврентьевская летопись
Рукопись «Повести временных лет» - древнейшего летописного свода - начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней.
Первая страница Лавреньевской летописи 1377 г.

Слайд 61

Слайд 62

Страницы из «повести временных лет»

Слайд 63

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав русской церкви.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Ярослав Мудрый

Слайд 68

Самое крупное летописное произведение средневековой Руси (XVI в.). До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.
Лицевой летописный свод
Миниатюра Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.

Слайд 69

Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV (Грозного) в период с 1568 по 1576 гг. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.

Слайд 70

Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.

Слайд 71

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Владимир Мономах 1053-1125
Поучение

Слайд 72

Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слайд 73

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
Слово

Слайд 74

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Повесть

Слайд 75

Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный»

Слайд 76

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному
Послание

Слайд 77

Киево-Печерский патерик
Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях
Патерик

1 слайд

2 слайд

Содержание Начало Древней Руси Язычество на Руси Этнографическое происхождение понятия «Русь» Происхождение понятия «Русь» по Д. И. Иловайскому Земледелие на Руси Киевская Русь. IX-XII вв. Первые князья: а) Рюрик б) Олег в) Игорь г) Ольга д) Святослав е) Владимир I Святой ж) Ярослав Мудрый з) Владимир II Мономах и) Мстислав Великий 10. Принятие христианства на Руси Города, торговля и ремесло Древней Руси Генеалогическое дерево Рюриковичей Русские княжества в конце XII века

3 слайд

Середина I тысячелетия Восточно-славянские племена словене кривичи вятичи поляне древляне 15 племён и другие

4 слайд

Хозяйство славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и литейное производство. Общая оборонительная линия «Змиевы валы» Религия поклонение силам природы культ предков

5 слайд

Язычество (от церковнославянского языцы – народы, иноземцы) – обозначение нехристианских политеистических (политеизм – многобожие) религий Поклонение явлениям природы Языческие боги Культ предков Земледельческие культы

6 слайд

7 слайд

8 слайд

Способы обработки земли Подсечное Переложная Трехпольная Использование выжженного участка леса Оставление участка Переход на другой Яровые посевы Озимые посевы Пар Возвращались На прежнее поле Поле оставляли На несколько лет

9 слайд

(IX – XII вв.) Государственное устройство - раннефеодальная монархия Великий князь

10 слайд

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь Согласно «Повести временных лет» призван на княжение в 862 г. Ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу Князь – вождь племени, правитель государства или государственного образования Возможная этимология От болгарск. кнез – старейшина От финск. kuningas – король

11 слайд

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, летописец. (ок. 1050-ок. 1113) Нестор является автором «Чтения о житии и погублении Святых князей Бориса и Глеба», «Жития Феодосия Печерского», первой редакции летописного свода «Повести временных лет». Нестор считается крупнейшим историком средневековья. Н. М. Карамзин назвал Нестора «отцом русской истории». В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» - Нестор использовал в качестве исторического источника официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных лет» охватывает период правления семи великих князей: почти два с половиной столетия (850 1110 годы). «Повесть временных лет» - условное название общерусского летописного свода, составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В заглавии великого труда: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть», - Нестор объяснил свою задачу: связать историю русской земли с историей известных ему стран и народов мира. Он возвел происхождение восточных славян, на территории которых образовалось русское государство, к временам библейского Великого потопа. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. «Повесть временных лет» легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.

12 слайд

В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей Древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки» Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей Упрочнил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)

13 слайд

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков. . . на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застреляли, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги». («Повесть временных лет»). «Повесть временных лет» так рассказывает историю о смерти Олега. Как-то Олег встретил волхвов и кудесников и спросил, как он умрет. Один из волхвов ответил, что причиной смерти будет любимый конь князя. Слова эти «запали в душу Олегу», и приказал он увести своего любимого коня, холить его и лелеять, но никогда не подводить к нему. Приказание его было выполнено. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании, «призвал старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег посмеялся над кудесником, который сказал неправду. И пожелал увидеть останки коня. «И приехал на то место, где лежали голые кости и череп голый, . . . посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого разболелся он и умер».

14 слайд

Расширил границы Древнерусского государства, Подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове Отразил набеги кочевников-печенегов Организовал военные походы против Византии 941 г. – закончился неудачей 944 г. – заключение взаимовыгодного договора Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

15 слайд

Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения: уроков – определения точных размеров дани 2) погостов – установления мест сбора дани Поездка в Византию (957) и принятие христианства под именем Елена В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов Жена князя Игоря, правила на Руси во время его военных походов и в период малолетства сына Святослава

16 слайд

«В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла в Царьград». («Повесть временных лет») Император Византии Константин Багрянородный, по приданию, был очарован разумом и мудростью Ольги и сказал, что «она достойна царствовать в столице – в Константинополе». Княгиня Ольга просила крестить ее в христианскую веру: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». («Повесть временных лет») Император с патриархом крестили русскую княгиню и дали ей при крещении имя Елена (так звали мать Константина Великого). Патриарх византийский дал ей свои наставления и церковные заповеди: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». («Повесть временных лет») После возвращения на родину, княгиня Ольга захотела обратить в истинную веру и своего сына Святослава. «Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». . . И не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям». («Повесть временных лет»)

17 слайд

Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского Государства в 964-972 гг. Инициатор и руководитель многих военных походов Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968-971) Военные столкновения с печенегами (969-972) Договор между Русью и Византией (971) Убит печенегами во время возвращения из Болгарии В 972 г. на днепровских порогах Инициатор и руководитель многих военных походов Убит печенегами во время возвращения из Болгарии В 972 г. на днепровских порогах Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского Государства в 964-972 гг. Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968-971) Военные столкновения с печенегами (969-972) Договор между Русью и Византией (971)

18 слайд

*Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле *980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) *988 г. – Принятие христианства *Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир Окончательно покорил радимичей, совершил Успешные походы против поляков, печенегов, Основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) *Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле *980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) *988 г. – Принятие христианства Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил успешные походы против поляков, печенегов Основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле 980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) 988 г. – Принятие христианства

19 слайд

«В 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий… «После многомесячной осады город был сдан, и Владимир отправил византийским императорам послание с ультиматумом, что то же самое произойдет и с Царьградом (Константинополем), если они не выдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры отвечали, что непристойно христианке выходить замуж за язычника. Владимир был согласен креститься и принять новую внру, силу которой он испытал на себе. Анна приехала в Корсунь, но в это время «по Божественному промыслу разболелся… Владимир глазами и не видел ничего и скорбел сильно и не знал, что делать» … И послала к нему царица сказать, чтобы он крестился побыстрее. «Владимир сказал: «Если и вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь я узнал истинного Бога»… Крестился же он в церкви Святого Василия, а а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». («Повесть временных лет»)

20 слайд

Покровитель просвещения и строительства Способствовал возвышению международного авторитета Руси Осуществлял военные походы Основатель письменного русского законодательства Единовластный правитель Древней Руси Способствовал расцвету древнерусского государства Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами «Русская правда» «Правда Ярослава» в Прибалтику в польско- литовские земли в Византию окончательно разгромил печенегов Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским

21 слайд

Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава Мудрого стало составление свода законов, получившего название «Русская Правда». Свод включал статьи, как уголовные, так и гражданские. Он устанавливал судопроизводство, определял наказания. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от законодательств других стран того времени, в «Русской Правде» не было предусмотрено применение пыток и телесных наказаний, хотя смертная казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. Свод в значительной мере ограничил кровную месть. Основным видом наказания были денежные штрафы: Статья 20. если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого. Статья 21: Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить «во пса место» (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (приближенного князя). Статья 22: За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен… Статья 23: За убийство смерда или холопа штраф 5 гривен. Штраф за убийство тиуна равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Такой штраф мог разорить целую общину.

22 слайд

Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Организатор успешных походов князей против половцев (1103, 1109, 1111) Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097) Ввел в действие «Устав Владимира Мономаха» Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Гарольда II - Гите Остановил распад Древнерусского государства Написал «Поручение», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли

Летописи представляют собой памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны. Презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе при изучении древнерусской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «Краснопресненская СОШ имени В.П.Дмитриева » Калининского района Тверской области Павлихиной Фаины Александровны по литературе « Жанр летописи в истории Древней Руси » (номинация «Мой лучший урок», гуманитарный цикл)

Жанр летописи в истории Древней Руси Презентация к уроку литературы в 6 классе

Цель Узнать об истории летописания в Древней Руси.

Жанровое своеобразие Страница Ипатьевской летописи Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в.

Жанровое своеобразие Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы.

История летописания Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.

История летописания Летописи - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв.

История летописания Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “ Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др.

Киевские летописи В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе.

Южнорусские летописи Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92).

Владимиро-Суздальские летописи Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.

Новгородские летописи Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

История летописания Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.

История летописания Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.

История летописания В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени.

Повесть временных лет Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

Повесть временных лет « Повесть временных лет» - это ансамблевое произведение, так как в нее входят разнообразные жанры, как: сказание, житие, молитва, собственно летописное повествование, летописная повесть, кодексы, договоры.

Повесть временных лет «Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы стремятся представить свой народ как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны - о доблести князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан.

Повесть временных лет Летописцы говорят от лица всей Руси, поднимаясь над мелочными феодальными спорами, решительно осуждая распри и « которы », с болью и тревогой описывая бедствия, приносимые набегами кочевников.

Повесть временных лет Словом, «Повесть временных лет» - это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах: начале русской государственности, начале русской культуры, о началах, которые, по убеждению летописцев, сулят в грядущем могущество и славу их Родине.

Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи - это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний.

Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи представляют собой памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны.

Источники Д.С.Лихачёв. Великий путь: Становление русской литературы XI–XVII вв. М.: Современник, 1987. mp3extaz.com›data/ на гуслях tululu.org› Древнерусская литература› Летописи


Cлайд 1

Cлайд 2

Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…». Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.

Cлайд 3

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина). Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Cлайд 4

Cлайд 5

В те далёкие времена, когда Русь испытывала постоянные набеги от кочевников, когда прошло чуть больше ста лет после принятия христианства на Руси, страной правил Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. После смерти князя Святополка киевляне выбрали его своим князем.

Cлайд 6

В годы его правления были написаны справедливые законы, построены каменные крепости вокруг некоторых городов, заложены новые города, в том числе Владимир. Но прежде всего Владимир Мономах снискал уважение современников своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил кочевников.

Cлайд 7

Во многом благодаря Владимиру Мономаху была достигнута победа над половцами и заключён выгодный для Руси мирный договор. Прожив славную жизнь, он написал поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей собственной жизни, которые считал достойными подражания.

Cлайд 8

Он проповедовал идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.

Cлайд 9

Cлайд 10

Произведение имеет черты исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.

Cлайд 11

Cлайд 12

Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

Cлайд 13

В начале 12 века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.

Cлайд 14

Ярослав Мудрый –один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав «Правду Ярослава». При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе.

Cлайд 15

Не только князья, но и простые люди описаны в летописи. Это простой юноша, не только не князь, но даже и не дружинник, - Кожемяка. Это и безымянный старик в Белгороде. Храбростью, силой и хитростью победили они врагов. За строчками летописца мы видим былинных богатырей, чувствуем патриотическую гордость, восхищаемся славой защитников Руси.

Cлайд 16

Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрёл народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получившего в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Троицко-Сергиевская Лавра «Житие протопопа Аввакума» – полемическое произведение, в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675гг. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме Сожжение протопопа Аввакума

Cлайд 19

Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. «Житие…» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов. Памятник древнерусской литературы конца13 – начала 14вв. В житие изображена деятельность правителя и полководца