Плохие поступки людей примеры. Хорошие люди иногда могут совершать плохие поступки. Что такое "хорошо"

Чтобы понять, какими бывают страдания, Веды приводят некоторые сведения о наших возможных будущих проблемах. В Пуранах, например, описывается, от каких поступков какие виды страданий человек будет испытывать. Попробуем классифицировать по плохим качествам характера и проследим на основе Вед, какие страдания человек будет получать за содеянное.

Похоть, вожделение, разврат

«Тот, кто потворствует своей похоти с проститутками, совершает прелюбодеяние и ведет нечистую жизнь, получает проказу (коллагенозы)».

«Тот, кто бросает похотливые взгляды на женщин, получает болезни глаз».

«Тот, кто посещает проституток, получает болезни глаз».

«Гаруда Пурана» указывает на следующие рождения похотливых людей:

«Тот, кто занимается любовью с малолетними, становятся змеей».

«Тот, кто жаждет жены своего преподавателя, становится хамелеоном».

«Тот, кто развращает жену своего преподавателя или наставника, рождается кожным больным».

«Тот, кто занимается развратом и порочит женщин, становится евнухом».

«Тот, кто пристает к жене руководителя или правителя, рождается с очень плохим, мерзким характером».

«Тот, кто развлекается сексом с женой своего друга, становится ослом».

«Тот, кто очень страстен, становится похотливой лошадью».

Чанакья Пандит:

«Нет болезни столь же разрушительной, как похоть».

«Нет болезни, равной жадности, и нет добродетели, равной милосердию».

Гнев, раздражительность, оскорбления

В Пуранах по этому поводу говорится:

«Те, кто оскорбляют других, общаясь с ними, например, постоянно прерывают собеседника, причиняют им разочарование позорят их публично, лишают их собственности, получают болезненно чувствительный ум, головные боли».

«Тот, кто лицемерит и под видом совершенного и достойного человека непрерывно мучает и тиранит других людей, тот, кто постоянно со всеми плохо общается, бьет всех и плохо относится к маленьким детям, получает зуд и болезни кожи».

«Тот, кто любит сплетничать и слушать оскорбления в адрес других, поощряет плохое отношение к другим, заболевает воспалительными процессами в ушах и слышит жужжащие звуки в ушах».

«Сплетники, те, кто предают и ненадежные люди страдают от ожогов на голове и плечах, нарывами во внутренних органах, экземами».

«Тот, кто угрожает и плюет на своего преподавателя или запугивает священника, родится как ужасный преступник».

«Тот, кто не дает священнику согласно своим обещаниям, становится шакалом».

«Женщина, которая плохо относится к теще (свекрови) и тестю (свекру) и устраивает постоянные ссоры, становится пиявкой».

«Чей характер несдержан, становится слоном в пустынном лесу».

Жестокость

В Пуранах по этому поводу говорится:

«Тот, кто замуровывает крыс или змей в их норах, тот, кто ловит рыбу и заставляет ее умирать задыхаясь, тот, кто душит жизнь любого живого существа, будет страдать от астмы, хронического бронхита, болезни легких, пневмонии».

«Тот, кто отравляет других острыми и вызывающими раздражение пищевыми продуктами страдает кишечными коликами и гастритом».

«Тот, кто поджигает дома и является причиной смерти других людей, страдает от нарывов, ожогов и эпилепсии».

«Жестокие доктора, кто плохо обращаются с пациентами дают бесполезные лекарства, дающие чрезмерные дозы лекарств, те, кто дают вместо лекарства воду и берут за это плату, рождаются женщинами и имеют болезни матки. Их зачатие и выращивание детей будут сопровождаться серьезными осложнениями, болью и главным образом, кончатся абортами».

«Тот, кто гордится своей физической силой и неправильно использует свою власть (мощь) в угнетении и борьбе с другими, страдает от эпилепсии».

«Те, кто бьет невинных животных (коров, быков), лишает бессловесных животных продовольствия и питья, получают гнойники, теряют зубы, и страдают от гнойных ангин и тонзиллитов».

«Те, кто мучают людей в тюрьмах, родятся калеками и паралитиками, и будут страдать от хронических нервных болей и ревматических болезней».

«Бандиты и мародеры, а также все те, кто лишают людей их имущества, убивают и калечат их, будут жертвами эпидемий, тяжелых инфекционных болезней и им придется страдать от серьезных осложнений».

«Родители, которые тиранят и беспокоят своих детей, отворачивают их от духовной практики и вынуждают их вести мирскую жизнь, страдают от острых болезней дыхательной системы, дифтерии, плеврита, пневмонии, и т.д.».

«Мужья, которые бьют своих жен и родителей, которые бьют своих детей без понимания, страдают ишемической болезнью сердца, хроническими болезнями зубов и невритами».

«Кто убивает или наносит повреждения другим с помощью отравляющих средств, страдает от укуса змей или скорпионов».

«Гаруда Пурана» по этому поводу говорит:

«Тот, кто ударяет ногой корову или святого рождается хромым и перекошенным».

«Оградитель становится безумным».

«Тот, кто ненавидит мать, отца и преподавателя (наставника), тот, кто ссорится с сестрой и братом, будет разрушен при нахождении в утробе матери, вплоть до тысячи рождений».

Жадность, зависть

В Пуранах по этому поводу говорится:

«Тот, кто скупец и ростовщик, тот, кто разрушает, обедняет и ведет своих должников к голоданию через пени и завышенные проценты, страдает от туберкулеза».

«Кто отказывается дать голодному человеку, который пришел к нему домой, страдает от заряжения крови и язвы желудка».

«Спекулянты и черные торговцы страдают неизлечимой тучностью, слоновой болезнью и опухолями в животе».

«Тот, кто завидует благосостоянию других людей, получает болезни глаз».

Обман

«Санньяси, которые ложно позируют публике и обманывают людей, будут рождаться импотентами, страдать от ужасных разочарований и сильных желаний наслаждаться удовольствиями».

«Toт, кто обманывает массы через поддельные товары, получает хроническую диарею и расстройство желудка, болезни печени с анемией и недоеданием».

«Тот, кто продает несвежие овощи и плоды, испорченную пшеницу и рис за высокую цену, выдавая их за свежие, получит облысение, лейкодермию, кариес зубов и кровотечения».

«Тот, кто подмешивает минералы в зерновые и продает все это в общественных местах, тот, кто добавляет воду к молоку и продает это за такую же цену, как для чистого молока, страдает, кишечными коликами и гастритом».

«Чиновники и служащие, правительственные саны, которые неправильно используют общественные деньги и производят ложные расчеты, страдают от отеков, вплоть от отеков мозга, различных лихорадок».

«Служащие, те, кто притворяются работающими и, таким образом, обманывают своих руководителей, страдают от паралича и судорог конечностей».

«Псевдосвятые, которые обманывают людей в святых местах паломничества и храмах, требуя деньги, одежду и продукты питания, прикрываясь при этом Богом, страдают от болезней, которые дают сильную тошноту, рвоту, хронические диареи, слепоту».

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто приводит ложного свидетеля, становится глухим».

«Тот, кто хитростью или силой забирает участок земли, которая была предназначена не для него и обрекает, таким образом, кого-то на голод, будет рождаться шестьдесят тысяч лет, как червь в экскрементах».

«Тот, кто обманывает друга, становится стервятником».

«Тот, кто обманывает в продаже, становится совой».

«Тот, кто говорит неправду, становятся заикой».

«Тот, кто слушает неправду, становится глухим».

Убийство

«Гаруда Пурина»:

«Убийца священника рождается туберкулезником».

«Убийца коровы будет горбатым и ненормальным».

«Убийца девственницы становится прокаженным».

«Тот, кто живет насилием, кто грабит караваны на дороге и кто любит охотиться, становится козлом в доме мясника».

Чанакья Пандит также указывает нам, кто быстрее всех движется к гибели или деградации:

«Деревья на берегу реки, женщина в доме другого мужчины и цари без советников, без сомнения, идут к быстрой гибели».

«Тот, кто дружит с человеком, чье поведение капризно, чье сознание нечисто, и кто заведомо жулик, быстро погибнет».

«Женщина, которая бродит, неизбежно погибнет».

«Неудовлетворенные брахманы, удовлетворенные цари, стыдливые проститутки и бесстыдные домохозяйки погибают».

«Бездумный растратчик, бездомный мальчишка, бранящиеся торговец и человек, пренебрегающий своей женой и небрежный в своих поступках — все они вскоре придут к гибели».

Воровство

«Тот, кто присматривает себе чужую собственность, получает болезни глаз».

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто крадет драгоценные камни, рождается в семье деградантов».

«Тот, кто крадет золото, получает болезни ногтей».

«Тот, кто крадет любой металл, становится бедствующим».

«Тот, кто крадет продукты питания, становится крысой».

«Тот, кто крадет зерно, становится саранчой».

«Тот, кто крадет воду, становится птицей».

«Тот, кто крадет яд, становится скорпионом».

«Тот, кто крадет овощи, и листья становится плотоядным».

«Тот, кто крадет духи, становится ондатрой».

«Тот, кто крадет мед, становится оводом».

«Тот, кто крадет мясо, становится стервятником».

«Тот, кто крадет соль, становится муравьем».

«Кто крадет наркотики, плоды, цветы, становятся обезьяной».

«Кто крадет ботинки, траву и хлопок, родится в матке овцы».

«Тот, кто крадет ценные книги, рождается слепым».

Гордость, тщеславие, неуважение старших

«Кто угнетает других, держит их в постоянном рабстве чрезмерным тщеславием и гордостью, получает слоновую болезнь».

«Сыновья, которые не повинуются своим отцам и тянут их в суд, получают лейкодермию и потерю зрения».

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто из гордости оскорбляет своего преподавателя или наставника, становится эпилептиком».

Оскорбления Бога, писаний и святых людей

«Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях, получит рак языка и станет глухим».

«Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу, поучает желудочные язвы и рак».

«Гаруда Пурана»:

«Кто презирает Веды и священные писания, болеет желтухой».

Чанакья Пандит:

«Тот, кто поносит ведическую мудрость, кто отвергает образ жизни, рекомендованный в шастрах, и кто беспокоит миролюбивых людей, неизбежно доживет до беды».

Неправильное исполнение своего долга (религиозного долга)

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто неправильно определяет совместимость при браке, становится безгубым».

«Священник, тот, кто из-за жадности ест то, что не должно быть съедено, рождается с толстым животом».

«Святые, которые не предлагают пищу Богу (не освящают) и едят все невежественные пищевые продукты без колебания и понимания вещей, станут дикими тиграми в пустынном лесу».

«Священник, который не повторяет Имена Бога, тот кто не размышляет в сумерках о самоосознании, тот, кто внутри злой, в то время как внешне набожен, становится журавлем».

«Священник, который исполняет не свои обязанности, прислуживает кому-то из выгоды, неправильно проводит обряды, становится собакой, а если он не думает о Боге, становится вороной».

«Священник, который вместо Бога делает предложения вымышленному Богу (идолу), родится курицей».

«Негодяй среди святых, который служит и поклоняется Богу ради богатства, становится птицей».

Плохое поведение

«Кто слушает непристойные песни и танцы, заболевает воспалительными процессами в ушах, имеет жужжащие звуки в ушах».

«Падма Пурана», «Брахма Канда» 5.16:

«Кто в предыдущей жизни не дал приюта тем людям, которые пришли в гости или попросили ночлега, и если он был зол с ними определенно, в следующей жизни такой человек будет немым».

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто негостеприимен, становится раздражительным и скандальным человеком».

«Подстрекатель становится лысым».

«Тот, кто общается с деградированными людьми и не придерживается религиозных правил, родится голубем».

«Тот, кто отказывается от своей высокой культуры с рождения, порочит женщину из его семьи, становится гиеной, дикобразом или медведем».

«Тот, кто берет в жены женщину из очень невежественной семьи, становится волом».

Неправильное питание

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто ест мясо, рождается очень гневливым».

«Потребляющий токсины, рождается с больными зубами».

«Тот, кто ест сладости и не дает другим, рождается с толстой шеей».

«Тот, кто предлагает умершем родственникам нечистые продукты, рождается больным проказой».

«Тот, кто употребляет пищу отдельно от своей компании, становится одноглазым».

«Кто продает мясо, рыбу, яйца, становится неудачником».

«Тот, кто ест мясо, рыбу, яйца, становится болезненным».

«Тот, кто сильно переедает, становится свиньей».

«Тот, кто ест то, что предложено его умершим родственникам, родится собакой».

Жизнь в невежестве и самоубийство

«Гаруда Пурана»:

«Кто живут в человеческом теле животной жизнью (думают только о еде, сексе, обустройстве, сне) родятся деревьями, возвратившись из ада. Затем снова родятся в человеческом теле, но очень низкого происхождения среди греховных людей и будут очень несчастными. Такие люди могут родиться или мужчинами, или женщинами, но с тяжелыми болезнями типа проказы, слепоты. Они будут печальными и постоянно склонными совершать грехи».

«Тот, кто убивает себя, выпив яд, становится змеей».

Чанакья Пандит даже советует шакалу, пытающемуся есть мясо такого человека, не оскверняться и отойти:

«Шакал, отойди от тела этого человека, чьи руки никогда не давали милостыню, чьи уши не слушали голоса знающего, чьи глаза не замечали чистого преданного Господа, чьи стопы не ступали в святое место, чей живот наполнялся вещами, добытыми окольными путями, и чья голова держалась высоко от тщеславия. Не ешь его, о шакал, иначе ты осквернишься».

Таким образом, мы имеем много свидетельств из писаний о том, за какие поступки как придется болеть и страдать.

Вопрос: Всегда ли за определенный поступок человек будет получать определенный вид наказания?
Ответ: Дело в том, что все поступки, даже на вид похожие, на самом деле очень разные. Поэтому закон кармы гораздо сложнее уголовного кодекса. В целом, мы не можем точно знать, за какой поступок каким образом мы будем страдать. Единственное, что мы можем знать точно — что получим столько же страданий по количеству и по качеству, сколько причинили их другим живым существам.

Вопрос: А один раз попав на нижние планеты, достаточно ли хорошо человек осознает, что нужно начать жить по-другому или нет?
Ответ: Все люди осознают это по-разному. Кроме того, на том, что он один раз побывал в аду, плохая карма может еще не закончится и ему придется с Земли отправляться туда вновь. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» , 3.31.32: «Поэтому, если человек снова встает на путь порока, попав под влияние тех, кто одержим желанием чувственных удовольствий, ищет любовных утех или потакает прихотям языка, он опять оказывается в аду» .

Вопрос: А как определить, что человек вновь попадет на низшие планеты?
Ответ: Об этом говорится буквально в следующем стихе «Шримад-Бхагаватам» , 3.31.33. Такой человек: «Он утрачивает правдивость и чистоту, лишается милосердия, сосредоточенности, духовного разума, стыдливости, аскетичности, славы, терпимости и способности владеть умом и чувствами, удачливости и всех прочих добродетелей» .

Вопрос: Что человека заставляет так сильно деградировать?
Ответ: В основном, разврат. Об этом также говорится в «Шримад-Бхагаватам», 3.31.35: «Никакая другая привязанность не способна так ослепить и подчинить себе человека, как (чрезмерная) привязанность к женщине или к общению с людьми, неравнодушными к женщинам (занимающимися развратом)» .

Поведение, любые поступки людей обязательно обусловлены внутренним убеждением, идеей, верованием индивида. И, в большинстве своем, плохие и хорошие, злые и добрые поступки человека должны носить характер своей полезности (прагматизма) для него самого, т.е. человек совершает те или иные поступки с какой-либо практической целью, даже если она не осознается, исходя из своих убеждений, взглядов на жизнь — жизненных ценностей и приоритетов.

Если мы принимаем посылку о том, что люди выбирают убеждения, исходя из их прагматической адаптивности, как мы можем объяснить следующие, явно неполезные поступки и поведение?


1. Плохие поступки людей , которые наносят индивиду физический вред, например употребление наркотиков, спиртного или курение, а также психологический вред — частые компьютерные игры, «зависание» в соцсетях…
2. Злые поступки , за которые общество наказывает, например совершение уголовных преступлений.
3. Хорошие поступки людей — самопожертвование ради другого, например спасение ребенка из горящего здания.
4. Добрые поступки человека — бескорыстная помощь ближнему, например, материальное пожертвование нуждающимся, больным…и т.п.
Какая практическая выгода от этих человеческих поступков? Согласно теории прагматизма, люди не должны совершать подобные вещи, но они их совершают. Может быть, что-то не так в теории?

Несмотря на эти примеры, теория все же верна. Наша ошибка в том, что мы не видим настоящую выгоду от этих поступков. Определение вознаграждения поможет нам понять, почему люди продолжают вести себя подобным образом.

Давайте приглядимся к каждому из этих примеров.
Поступки, приносящие нам вред (такие, как употребление наркотиков, алкоголя), не противоречат теории, потому что боль появляется гораздо позже, после удовольствия. Люди, злоупотребляющие спиртным или наркотиками, могут искать немедленного вознаграждения и игнорировать отсроченные последствия. Немедленное подкрепление для многих наркотиков называется «кайф».

Некоторые люди зависимы от стимуляции, им нравится ощущать, как эндорфины выбрасываются в их мозг. Такие люди ищут приключений: кто-то любит кататься на американских горках, кто-то - быструю езду в автомобиле, прыжки с тарзанки или затяжные прыжки с парашютом.

Проблема в том, что кайф временный, длится всего лишь несколько минут или часов. В конечном счете у наркоманов начнутся ломки, а у алкоголика - похмелье, но несмотря на болезненные дни, которые, как они знают, им предстоят, многие люди выбирают несколько минут удовольствия. Они могут думать, что на этот раз боль их минует, или они могут ее просто игнорировать из-за сильного желания удовольствия.

Если выгода за злоупотребление химическими веществами - временное удовольствие, то какая может быть выгода от криминальной деятельности? Возбуждение? Удовольствие от запугивания? Финансовые приобретения?


Все вышеперечисленное и еще больше. Самое поразительное в рассуждениях преступников состоит в том, что они говорят себе о совершенном преступлении. Большинство уголовников считают, что они не сделали ничего неправильного. При этом мы не имеем в виду, что они настаивали на своей невиновности - почти все в тюрьме претендуют на невиновность. Мы имеем в виду, что даже те, кто частным образом признавался в совершенном преступлении, отрицали, что сделали что-то неправильно, хоть это и противозаконно. Многие из осужденных преступников приводили наивные, невинные объяснения нарушению закона.

Они говорят: «Все воруют, мне просто не повезло, что меня поймали». «Она заслужила того, чтобы ее побили, потому что это еще та стерва»; «Эти богатые люди в огромных домах… все деньги у них, а у меня нет ничего. Я имею право вломиться и забрать все, что я смогу»; «Я осчастливил мир тем, что убил подонка»; «Я скрывал товар своего друга, потому что просто пытался ему помочь»; «Я ограбил магазин, потому что мне нужны были деньги»; «Я ударил человека, потому что он мне надоедал. Я имел право»…

Это человеческая черта. Многим людям очень трудно думать о себе плохо. Я-концепция требует того, чтобы они видели себя в лучшем свете. Они могли совершить несколько чудовищных деяний, но найдут для себя то или иное оправдание. Например, некоторые серийные насильники считают себя посланниками Бога, которые должны наказывать женщин за их безнравственное поведение. В их глазах их поступки были не только не греховными, но даже благими и законными: они исполняли божью волю, избавляя мир от порочных женщин. Кажется, что, если постараться, люди могут рационализировать любые свои поступки.

Практическая выгода для многих нарушителей закона заключается не в деньгах, не в возбуждении или выражении фрустрации. Позитивные ощущения они черпают и из своих собственных извращенных рационализаций.

Конечное последствие их криминального акта - заключение в тюрьму, и это им не нравится. Но наказание не изменяет их поведение; поразительно, но они не связывают наказание с преступлением. Когда спрашивали заключенных в тюрьме: «Как вы здесь оказались?» Немногие отвечали: «Потому что я нарушил закон». Вместо этого большинство отвечало: «Потому что ОН втянул меня, сукин сын!», или «Менты нашли в моей машине наркотик, когда остановили меня за превышение скорости», или «Эта сука так громко закричала, когда я ее стукнул, что соседи позвонили ментам».

Когда их спрашивали: «Что бы вы могли сделать в будущем, чтобы избежать заключения?» Вместо того чтобы говорить что-то вроде: «Я не должен грабить магазины, распространять наркотики и бить жену», они отвечали: «Я должен избавиться от Него!», «Не гони, когда у тебя в машине наркота», «Обзавестись старой леди, которая не орет так много».

Это доказывает точку зрения касательно наказания. Чтобы наказание подействовало, недостаточно того, что оно сильное. Гораздо важнее, чтобы человек, подвергающийся наказанию, видел связь между своим поступком и этим наказанием. Большинство нарушителей закона не видит этой связи. Из-за своего искаженного мышления они не видят ничего такого, что бы они сделали неправильно, поэтому нет причины, чтобы прекращать свое криминальное поведение.

Наконец, остались третье и четвертое противоречие прагматизму, и оно кажется наиболее показательным. Что может быть наградой тем героям и героиням, которые жертвуют своими жизнями ради других? Или тем, кто жертвует своим имуществом?

В некоторых случаях может быть все просто - восхищение человечества. «Разве Михаил не чудесный человек?» - очень мощное подкрепление, если вы Михаил. Если всего лишь несколько человек могут наблюдать самопожертвование человека, ему кажется, что рукоплещет все человечество. Или, может быть, подсознательное желание «записать себя в Книгу Жизни на Небесах», по типу — добрые поступки списывают грехи…

Как много молодых людей представляют восторженный взгляд своей девушки, когда они воображают, что заряжают автомат? Тот факт, что их девушка вряд ли подумает: «Он такой большой, сильный, замечательный герой», а скорее: «Я не хочу выходить замуж за идиота, который заряжает автоматы», к этой фантазии не имеет отношения.


Словом, если вы узнаете свои глубинные, внутренние, часто скрытые убеждения , то вы осознаете источник своего поведения и конкретных спонтанных поступков в тех или иных ситуациях жизни, а значит — у вас будет шанс, например, не совершать плохих и злых поступков в будущем и не подвергать себя страданиям.

Да, хочу продолжить вчерашнюю тему.

По поводу болезненного переживания ошибок и неудачных проб. Дело в том, что в нашей культуре не очень прижилось (по крайней мере, пока) представление о том, что «хорошие люди могут совершать плохие поступки». И вообще как-то не очень обыватель отделяет представления о «человеке» и «действиях человека». А ведь совершать неприглядные действия приходилось в жизни каждому. Ну да, просто абсолютно каждому. Абсолютно каждый или в детстве яблоки в соседском саду крал, или стырил в пять лет у двоюродной сестры полюбившегося пупса, или в юношеские годы приврал, чтобы отбить девушку у соперника… Ну что-то да было в личной истории у абсолютно каждого человека. Не каждому удалось прикарманить миллионы Газпрома, но без билета на трамвае хоть раз каждый проехался. То есть, никто не идеален, и каждый из нас со стыдом вспоминает какие-нибудь действия, которыми он отнюдь не гордится. И самое-то важное, что, в целом, несколько мелких пакостей из прошлого не делают человека мерзавцем. Особенно, если он сам знает, что был неправ, раскаивается и пытается загладить вину (не всегда возможно исправить последствия наших поступков, но осознание вины и раскаяние сами по себе мучительны). Каждый когда-то был неправ. Каждый когда-то поступал-таки дурно. А нормальные люди такими действиями еще и не гордятся.

И, если совсем по-правильному, по-гуманистическому, то вот в чем дело: не стоит ставить знак равенства между поступком (особенно единичным поступком) и самим человеком, его натурой. Это, кстати, один из принципов здоровой педагогики: что хорошие дети иногда совершают плохие поступки . Нет, серьезно, швыряться кашей, капризничать или ломать чужие игрушки может каждый. И даже дурные поступки (и, в том числе, крайне неприятное - например, откровенное вредничанье) - в норме не повод переставать ребенка любить. Это же естественно - сказать ребенку что-то вроде: «Ты хороший. Я тебя люблю. Но твой поступок - дурной, злой поступок. Я ужасно огорчена твоим поведением, мне грустно и тяжело. Я надеюсь, ты не будешь так больше поступать. И я тебя люблю». Почувствуйте разницу между этими словами и пафосным: «Я теперь тебя больше не люблю! Тот, кто так поступает - не мой сын больше!». Как способ драматично навек отречься от предателя Отечества, юного Павлика Морозова - это вариант. Как метод воспитания, например, для того, чтобы ваш ребенок больше не крал деньги у бабушки из кошелька - ох, ну вот как-то не очень. Не очень подходящий метод.

Знаете, ведь эта простая формула - о «хороших людях, иногда совершающих плохие поступки» - она ведь дает огромные, просто огромные возможности для изменения поведения . Согласитесь сами: одно дело - перевоспитать дурного, подлого по своей натуре негодяя. А другое - уговорить хорошего, в общем-то, человека не совершать больше неких плохих действий. Изменить поведение ведь существенно проще, чем в корне перевоспитать порочное создание, не так ли? А в итоге в выигрыше - все: и ребенок, которого не лишают любви, даже если он вел себя плохо; и родители, которым проще с дитятей договориться; да и все окружающие, которые в итоге будут иметь дело не с мелким правонарушителем, а с оступившимся, но в целом хорошим человеком.

Конечно, такой воспитательный подход вряд ли будет применим к конченным социопатам, которым в кайф живых котят на деревьях вешать и бабочкам крылышки обрывать. Но для тех читателей этих строк, кто не социопат, мне кажется, будет куда как веселее считать свой единичный проступок - именно проступком, разовым упущением, а не проявлением сидящего внутри мирового зла. Не обижайте сами себя, друзья. Вы имеете право считать свои ошибки - всего лишь неправильными действиями, то есть, легко исправимыми поступками, а не, например, проявлением лузерской натуры.

Каждый из нас является членом общества, в котором традиционно существует определённая модель поведения, считающегося нормальным. Оно закреплено в понятии общечеловеческих ценностей. И что самое главное, оно не нарушает и этики, не приносит вреда окружающим. Однако есть люди, которые ему не следуют. Даже напротив, они, пренебрегая нравственными принципами, совершают аморальные поступки, вредящие остальным членам общества. Таких людей называют девиантами, и их поведение недопустимо.

Обращаясь к духовности

Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.

Гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов в католичестве, также относится к безнравственным качествам. Непомерная заносчивость и неуважение к другим людям никого не делают лучше. Точно так же, как и прелюбодеяние. Супружеская измена - это грех, аморальный поступок, предательство и унижение того, кому была дана клятва верности. Человек, её совершивший, не достоин доверия, уважения и доброго отношения.

Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.

Известные примеры

Многие из нас уже давно перестали замечать аморальные поступки людей, которые встречаются чуть ли не на каждом шагу. Ярким примером можно считать употребление нецензурных выражений, наблюдаемое повсеместно. Сквернословие - это речь, пресыщенная неприличными выражениями. Их ещё называют непристойными. Почему? Потому что они являются бесстыдными, а значит, нарушающими общественную мораль.

Брань, давно ставшая привычной и потерявшая свойство шокировать членов современного общества, уже практически перестала попадать в категорию безнравственных поступков. В отличие от оскорблений, которые являются умышленным уничижением достоинства и чести личности. И такие аморальные поступки, как оскорбления, караются законом. Все положения, касающиеся этого, прописаны в статье 5.61 КоАП РФ.

Противоречащие формы поведения

Если человек совершает аморальный поступок, то он однозначно не укладывается в общепринятые нравственные рамки. Но он соответствует определённым формам поведения, противоречащим нормам. Их существует несколько. Это наркомания, токсикомания, проституция, преступность, алкоголизм и суицид.

Считается, что человек придерживается той или иной формы поведения по одной из трёх причин. К первой, наиболее распространённой в современном обществе, относится неравенство на социальной лестнице.

Тут всё просто. На поведение и воспитание человека влияет его доход. Чем он меньше, тем выше вероятность деградации личности. Многие люди пытаются справиться с разочарованием в своей жизни при помощи наркотиков или алкоголя. Их нельзя винить в отсутствии внутреннего «стержня». Нищета действительно является психологически тяжёлым испытанием.

Внешние факторы

Совершение аморального поступка человеком, который следует той или иной форме поведения, может также зависеть от его окружающей среды. Ни для кого не является секретом то, что мысли и действия личности нередко формируются под влиянием семьи, друзей, коллег, одноклассников. К сожалению, те люди, которые выросли в окружении индивидов с аморальным поведением и ничего, кроме девиантных поступков, не видели, начинают считать всё подобное нормой.

Окружающая среда и общество - одна из основополагающих причин, формирующих сознание человека. Нередко для искоренения безнравственных деяний требуется помощь социологов, которые работают не с одним провинившимся индивидом, а с целой группой людей.

Важен и уровень воспитания. Порой люди не знают о таких элементарных понятиях, как «нравственность» и «мораль», из-за своего неведения. Из поколения в поколение должны передаваться правила, нормы и традиции, а это задача родителей. Но некоторые люди просто забывают воспитывать своих детей и прививать им осознание того, как поступать можно, а как нельзя.

Отношение к животным

Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.

Является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.

Реальные случаи

В нашей жизни имеют место самые разные аморальные поступки. И стать их жертвами или свидетелями не пожелаешь даже врагу.

Сколько известно ситуаций, когда сыновья напивались до невменяемого состояния и бросались с кулаками на своих матерей. Или когда любимый кем-то питомец подвергался жестоким действиям со стороны малолетних девиантов ради развлечения. Нередко многие люди становились свидетелями самоубийства, что тоже относится к рассматриваемой категории поведения. И конечно, никто из нас не застрахован от предательства ради личной выгоды пользовавшегося доверием человека.

Когда осознаешь, насколько часто происходят эти и подобные случаи, становится предельно ясно, что мораль в современном обществе, к сожалению, находится отнюдь не на первом месте в системе ценностей.

Невоспитанность

Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.

И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.

Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.

Профессор по бизнес-этике в Роттердамской школе менеджмента Мюэл Каптейн попытался разобраться в этом вопросе и выделил несколько ключевых моментов того, почему хорошие люди могут превратиться в нарушителей и преступников:

"Туннельное зрение"

Ставить и добиваться целей очень важно, как в жизни, так и в карьере. Однако упорно преследуя одну и ту же цель, можно не заметить утрату нравственных ориентиров.

Человек в погоне за результатом, может стать слеп ко всему остальному.

Сила имён

Когда одни понятия подменяются другими (взяточничество — "ускорить процесс", финансовые махинации — "финансовых инжиниринг"), то афёры и правонарушения могут рассматриваться в более позитивном ключе. Также анонимность и использование эвфемизмов (слов-заменителей) порождают некую свободу действий и освобождают человека от ответственности за совершение незаконных действий.

Теория социальной связи

В крупных организациях сотрудники могут чувствовать себя винтиками одного большого механизма нежели индивидуумами. Когда люди ощущают себя оторванными от производственных целей и руководства, они становятся более склонны мошенничеству.

В случае если сотрудники чувствуют себя брошенными — так, как будто они перестали двигаться в том же направлении, что и сама компания — на первый план выходят их корыстные интересы.

Эффект Галатеи

Самооценка определяет наше поведение. Люди, которые считают себя сильными личностями, имеют меньше шансов совершить неблаговидные поступки.

Кроме того, люди, за которых всё решает их окружение, чаще всего нарушают правила, так как чувствуют себя менее ответственными за происходящее.

Спешка

Каптейн утверждает, что когда руководитель не может контролировать время, находящееся в распоряжении его подчинённых, он оказывает немалое психологическое давление на сотрудников, требуя скорейшего выполнения поставленных задач. Примером этому служит эксперимент, проведённый среди группы студентов-теологов, которым прочли притчу о добром самаритянине, где рассказывалось о бескорыстной помощи попавшему в беду человеку от совершенно незнакомого ему прохожего.

Согласно условиям эксперимента, каждый из студентов должен был пройти от одного здания к другому. На его пути встречался человек, умоляющий о помощи.

Если на переход от одного знания к другому давалось достаточное количество времени, то пострадавшему, как правило, помогали все. Когда время умышленно сокращалось, то лишь 63 % студентов оказывали помощь. Когда студентам советовали добраться до места как можно быстрее, то 90 % из них игнорировали мольбы страждущего.

Топ-менеджеры должны понимать, что не существует никакой зависимости между количеством часов, проведённых человеком на рабочем месте, и результатами его работы.

Игнорирование мелкого воровства

На любой работе можно найти множество мелких соблазнов. Канцтовары, сахарные пакетики, туалетная бумага частенько перекочёвывают из офиса в дома сотрудников.

Как правило, подобные мелкие кражи остаются без внимания. Но та грань, за которую недобросовестный сотрудник может переступить, легко стирается, и кражи покрупнее воспринимаются им как что-то само собой разумеющееся.

Эгоцентричные предубеждения

Мало кому хочется признавать себя посредственным работником; многие считают, что они лучше и умнее других. Вот почему иногда возникает чувство протеста.

К примеру, чужое продвижение по службе воспринимается коллегами как большое недоразумение, не относящееся к профессиональным заслугам работника. Необъективность и чувство несправедливости заставляет людей идти на разного рода ухищрения и обман.

Эффект Пигмалиона

Определённое отношение к людям влияет на их поведение. Когда начальник относится к сотрудникам с недоверием и подозревает их в потенциальном воровстве, то с большей вероятностью они начинают вести себя как воры.

Данный эффект возникает даже у тех сотрудников, которые ни о чём таком никогда не помышляли.

Влияние среды

Сотрудники являются отражением окружающей их среды. Если на работе господствует коррупция, то продажность и подкупность воспринимается ими как должное.

Исследование, проводимое среди работников разных стран, показало, что люди, являющиеся выходцами из стран с высоким уровнем коррупции, более охотно брали и давали взятки.

Теория реактивного сопротивления

Как мы знаем, правила были разработаны для того, чтобы предотвращать неэтичное поведение. Однако когда правила считают несправедливыми или чрезмерными, они могут вызвать обратную реакцию.

Если человек чувствует в них угрозу своей свободе, он из принципа станет нарушать законы, пренебрегая данными правилами.

Подчинение

Подчинение нижестоящих сотрудников вышестоящим выступает основой, на которой построены любые рабочие отношения. Если начальник просит сделать что-либо (даже если это никак не вписывается в рамки закона), то чрезвычайно трудно порой ответить ему отказом.

Проще всего оправдать плохое поведение, а если люди выступают в качестве инструмента, исполняющего чужие желания, они чувствуют себя менее ответственными за происходящее.

Слепой эффект власти

Обретая власть и влияние, люди начинают предъявлять более завышенные требования не себе, а к другим. Устанавливая правила, они требуют их беспрекословного выполнения от подчинённых, но сами пренебрегают ими. Вот почему зачастую начальство обретает чувство вседозволенности и безнаказанности.

Теория разбитых окон

Данную теорию в своё время популяризировал мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, когда прилагал огромные усилия по снижению уровня преступности. Её идея заключалась в том, чтобы жёстко контролировать мелкие преступления и создавать некое подобие порядка в городе, тем самым препятствуя возникновению новых, более серьёзных правонарушений.

Происходящие на глазах людей беспорядки вызывают "цепную реакцию", провоцируя на дальнейшие беззакония. Иными словами, если в здании разбили стекло и не вставили новое, то рано или поздно в нём будут разбиты все остальные окна.

Эффект безбилетника

Когда вокруг всё в целом благополучно, некоторые люди начинают думать, что один маленький проступок ничего не изменит.

« ... Если никто не ворует на рабочем месте, то компания вряд ли заметит небольшую пропажу... »

— думают они. Положительное поведение иногда может вызвать обратную реакцию, а люди начинают позволять себе вольности, если общая сумма ущерба ограничена.

"Победитель получает всё"

В ситуациях, где существует чётко определённый победитель и проигравший, люди с большей долей вероятности начинают хитрить и обманывать, так как отчаянно хотят избежать финансовых и репутационных потерь. Конкурентная среда, в которой есть лучшие и худшие, подталкивает сотрудников вести нечестную игру.

Причина заключается в том, что победы и поражения задевают человеческое самолюбие. Каптейн утверждает, что организационная культура, поощряющая эгоизм, порождает ревность, зависть и мстительность среди сотрудников, стремящихся сохранить приобретённые статус и почести.

Причём люди, которые ближе всего оказываются у цели, пойдут на жульничество скорее, чем те, кому до цели ещё далеко.

Проблематичность наказания

Применение штрафов и других экономических санкций в ответ на "нечестную игру" и неэтичное поведение может возыметь нежелательный эффект. Само понятие "хорошего поступка" обесценивается.

Получается, что у любого проступка есть своя "цена", которую правонарушитель просчитывает для себя как "выгодную" или нет.

Механизм индукции

Люди склонны сравнивать свой настоящий опыт с прошлым. Другими словами, как только человек переступает черту дозволенного, он уже не считает свой поступок предосудительным.

А когда повторяющиеся аморальные действия становятся нормой, то более тяжёлое преступление становится лишь вопросом времени.

Эффект компенсации

Иногда люди, которые долгие годы вели себя честно и поступали правильно, вдруг начинали пускаться во все тяжкие. То есть накопленный так называемый "кредит доверия" позволял им оправдывать свои проступки в будущем.

Конформизм

Никто не любит доставлять неудобств и слыть в коллективе "белой" вороной. Чтобы вписаться в него люди стараются вести себя в соответствии с теми принципами и правилами, которые господствуют в данном коллективе.

Поэтому ради сохранения устоявшихся норм и порядка новички предпочитают игнорировать некие "злоупотребления" полномочиями и принятие "сомнительных" решений.