Лапин телевидение ссср. Сергей лапин. Запрет «КВН» из-за бороды

СЕРГЕЙ ЛАПИН

С того злополучного мая, когда я прошел через «чистилище» в связи с ужасной ошибкой, следующие три месяца в редакциях газет, на телевидении и радио, на партийных собраниях обсуждали в подробностях «исторический прокол» в «Труде».

Михаил Сергеевич Горбачев выжидал время, пока «уляжется пыль», как он выразился в разговоре со мной. Но уже 4 августа 1991 года я был представлен на Коллегии Гостелерадио СССР в качестве первого заместителя председателя.

Короткий комментарий по этому поводу высказал председатель Гостелерадио Сергей Георгиевич Лапин: «Некоторые из сидящих в зале сегодня вспомнили, конечно, ошибку в «Труде». Но это не меняет сути дела. Я искренне рад возвращению на телевидение Леонида Петровича. Вы тоже его хорошо знаете. Так что в добрый час!».

Сергей Георгиевич крепко пожал мне руку и дружески похлопал по плечу.

На самом деле я нервничал и прекрасно понимал, что моему возвращению он вовсе не радуется. Как позже он признается, в моем назначении он увидел, что грядут большие перемены в Гостелерадио СССР, а сам он уже сходящая со сцены политическая фигура.

Для того чтобы сделать такой вывод, надо было хорошо знать Сергея Георгиевича. Это был, безусловно, человек сильной воли, твердых политических убеждений, огромной эрудиции. Имел огромный опыт международной политической деятельности, руководил ТАСС, был послом в Китае и Австрии, заместителем министра иностранных дел СССР, владел иностранными языками. К тому же последние 15 лет он возглавлял Гостелерадио, провел несколько крупных реформ на телевидении и радио, сумел мощно укрепить материально-техническую базу телевидения и радио. Это при нем бурное развитие получило космическое телевидение, создание стройной системы «Орбита», развитие радиорелейных линий. Опять же благодаря его международному опыту быстро удалось наладить сотрудничество со странами, входящими в систему Интервидения и Евровидения.

Весь этот многолетний опыт (15 лет - это целая эпоха) он последовательно реализовал через многие творческие начинания. Он высоко ценил музыку и литературу на телевидении. Был инициатором создания многих талантливых многосерийных художественных и документальных фильмов. Он был заядлым театралом, и на советском телевидении появились десятки знаменитых театральных и телевизионных фильмов.

И вместе с тем у него был тяжелый, капризный характер. Редко мог кто-либо переубедить Сергея Георгиевича, если он уже принял для себя однозначное решение.

В политике Лапин последовательно отстаивал партийные позиции и в этом плане, как правило, занимал консервативные позиции.

До прихода к руководству М. С. Горбачева Сергей Лапин имел твердую поддержку в высшем руководстве страны.

Вот что писал о Лапине известный журнал «Форбс» в начале 1986 года, когда Сергей Георгиевич покидал свой пост:

«В политическом отношении Лапин представляет собой абсолютно надежного члена партии, которого можно отнести к «сталинистам». В переговорах он был тверд, порой к нему трудно было подступиться. Он всегда был прекрасным профессионалом в своем деле, а, следовательно, и крупной фигурой, вызывающей к себе уважение своим блестящим знанием дела. Он умел быть язвительным и своенравным, даже грубым, а потом с присущим ему шармом вновь завоевывать симпатии собеседника. Безусловно, это человек, с которым подчиненным и партнерам в переговорах приходилось нелегко».

От себя добавлю еще, что это был человек с высоким художественным вкусом. Он, как магнитом, притягивал к себе людей одаренных, талантливых и не терпел пошлости, примитивизма, дурновкусия. Признаюсь, если бы он был жив и руководил современным телевидением, то 3/4 нынешних многосерийных фильмов и развлекательных программ никогда не появились бы на телеэкране. Но вот парадокс, он никогда бы не поддержал большинство тех новых телевизионных циклов программ, которые мне довелось вместе с моими коллегами создавать в годы горбачевской перестройки.

Многие из этих слов оказались пророческими.

…Но вернемся к 4 августа 1985 года. После представления меня Сергей Георгиевич позвал к себе в кабинет и организовал маленькие мужские посиделки. Оказывается, он на следующий день уходил в отпуск и решил воспользоваться двумя поводами: «обмыть» мою должность, а заодно свой отпуск.

Посидели вместе часок, и Сергей Георгиевич дал массу дельных советов. Я внимательно слушал его, а про себя, грешным делом, подумал: «Ну и хитер же ты, Сергей Георгиевич, по сути, бросаешь меня в огромную телевизионно-радийную топку, где в общей сложности работали в целом по стране 96 тысяч человек, 130 телерадиоцентров, 2 крупных предприятия, одно из которых, Останкинский телецентр, было крупнейшим в Европе. На нем трудились более 9000 человек. А еще в системе Гостелерадио имелось 4 крупных научных центра. Кроме телевидения и внутрисоюзного радио работала мощная структура - иновещание. Это двухтысячная армия творческих и технических сотрудников, обеспечивавшая круглосуточное вещание на 83 языках мира.

Вот какая махина легла сразу на мои плечи, ну что поделаешь: отпуск так отпуск! Я был в тот момент уверен, что Лапин не случайно сразу же бросил меня в «одиночное плавание». Мысли разные приходили, в том числе и такие: выдюжит - молодец, а если нет, - обнаружится ошибка высшего руководства, готовящего Кравченко на смену Лапину.

Почти уверен, именно так и полагал Сергей Лапин. Но я не подвел ни его, ни себя.

Каждый день по составленному заранее графику у меня проходили встречи с крупными творческими коллективами - главредакциями. Это были «мозговые атаки», выливавшиеся в трехчасовые открытые диспуты о настоящем и будущем телевидении. А главное, о том, что в нем немедленно надо изменить, какие новые циклы программ открыть, чтобы сменить «телевизионный» репертуар. В соответствии с духом времени и задуманной М. С. Горбачевым политической реформой гласности и демократизации.

На этих творческих встречах я предложил представить себе современное телевидение как бы с чистого листа.

Моим обещаниям тотального обновления программ мало кто верил тогда.

И тем не менее в ходе «мозговых атак» удалось предложить около 70 новых циклов программ. Самым принципиальным было решение перейти на открытое прямое вещание большинства общественно-политических передач. Это означало, что политическое вещание становится бесцензурным. Такое раньше и в дурном сне не могло присниться.

Начали с радикальных перемен в главной политической передаче «Время». Она отличалась славословием, пестрела цитатниками из разного рода приветственных телеграмм и выступлений партийных вождей. В экономическом блоке постоянно звучали трескучие сообщения о производственных успехах, техника показывалась чаще, чем люди. Реального критического анализа положения дел в экономике просто не было.

Пришлось многое и быстро ломать. Мы при этом исходили из того, что программа «Время», как и все общественно-политическое вещание, должна ориентироваться на глубокий объективный анализ всех сторон нашей жизни. Публицистическое исследование фактов и явлений действительности должно вестись непременно заинтересованно, нешаблонно, если нужно - остро критически и бескомпромиссно, но при любых обстоятельствах оптимистично, конструктивно по духу и адекватно сути происходящего.

Я вообще уходил на телевидение со сложившимся представлением, что нужна смелая, острая, жесткая постановка вопросов, которая бы обеспечивала социальную защиту людей. А на телевидении что нашел?

Люди видели в нем средство развлечения, и никто не рассматривал ТВ как скорую социальную помощь, как средство защиты. Отчего? Да оттого, что на телевидении в то время не было серьезных передач с анализом экономических и социальных проблем, которые были бы рассчитаны на обеспечение защиты интересов различных социальных групп. Поэтому, когда в программе «Время» появились сюжеты такого свойства, это вызвало немедленный отклик телезрителей. Множество людей стали присылать свои письма с просьбами помочь, защитить, выехать на место, послать в командировку, снять какой-то сюжет. Это было приятно, это ожидалось.

Перестройка потребовала от тележурналистов страстной гражданской позиции, иначе злободневность и глубина темы могли оказаться обманчивыми. Что скрыто за поверхностью факта, житейского случая, производственной ситуации, какие нравственные и социальные пружины определяют поступки людей? Как преодолеть инертность мышления? Пока, к сожалению, на телеэкране ощущалась поверхностная постановка этих проблем. Нужно было выйти на новый уровень телевизионной публицистики, разрабатывающей современную тему. Но вот беда: за долгие годы в сознании журналистов сложились устойчивые стереотипы, страх преодолеть внутренне выстроенный «забор» с трудом позволял определить, что можно и что нельзя, жесткая самоцензура сковывала творчество тележурналиста.

И вот когда в программе «Время» неожиданно для страны с первых минут появились острые социальные сюжеты из провинции о человеческих горестях: о неустроенности с жильем, низкой зарплате, плохом медицинском обслуживании, бюрократической волоките, несправедливом увольнении людей, административных злоупотреблениях зарвавшихся начальников - наступил даже какой-то шок. Спасибо Горбачеву, в этот момент он уберег и программу, и руководство телевидения от грубого давления сверху. Именно с непосредственным участием Горбачева в эти первые месяцы произошли серьезные эксперименты в программе «Время». Одно из первых его выступлений, с изложением собственного видения перестройки, демократизации в стране, прошло в Ленинграде. Причем все попытки договориться с Горбачевым о прямой трансляции его речи были безуспешны. И тогда мы пошли на опасный рискованный вариант. Всего лишь на одну камеру удалось записать выступление генсека, при этом звук речи писался прямо с камеры. Поэтому получилась как бы подпольная несанкционированная запись выступления на телевидении Горбачева. Оно было, без всякого преувеличения, ярким эмоциональным, остро критичным. По ходу речи была подвергнута критическому анализу и экономическая, и политическая, и международная политика прежнего руководства страны.

С огромным трудом нам удалось уговорить Михаила Сергеевича дать согласие на вечерний показ в полном объеме этого выступления. Показ в техническом плане был несовершенным, но по содержанию этот выход в эфир произвел колоссальное впечатление глубиной и откровенностью оценок, отсутствием всяких заготовленных текстов. Произошел некий политический взрыв в обществе. А когда через неделю Горбачев выступил с еще одной такой яркой импровизированной речью в Минске и нам снова почти нелегально удалось показать ее в записи в рамках программы «Время», это был огромный успех уже обновленного ТВ.

Чуть позже вернувшийся из отпуска Сергей Георгиевич Лапин, оценив наш необычный эксперимент, лукаво посмотрев на меня, пошутил: «Леонид Петрович, не торопишься ли ты, мало ли какие кадровые перемены еще могут произойти… Как бы не пожалеть потом - так и партбилет потерять можно…».

Я успокоил его, признавшись, что сам очень перетрухнул. Но когда Горбачев одобрил, страсти улеглись. Но вот у меня возникли другие проблемы - куда посложнее. И рассказал Сергею Георгиевичу о своих «мозговых атаках» в главных редакциях. Вот, говорю, в моем блокноте набралось уже около 50 интересных предложений от тележурналистов. Предлагают очень интересные смелые проекты. «Может, рассмотрим на Коллегии Госкомитета?» - предложил я Лапину, листая свой пухлый блокнот.

Не глядя на меня, он положил перед собой чистый лист бумаги и стал на нем рисовать чертиков. Все знали об этой его привычке. Знали, что он всякий раз так делает, если сильно нервничает. Потом поднял на меня глаза и, в свою очередь, спросил: «Может, пока из этих 50 проектов хотя бы один протолкнем через Коллегию?».

Установилась тяжелая пауза, после чего, еще раз внимательно посмотрев на меня, он произнес: «Ладно, валяй! Судя по всему, твое время пришло. Думаю, что больше трех месяцев мне здесь поработать не дадут. Действуй, но без авантюры, и чаще советуйся!»


| |

биография

Родился я в мае 1945 года, с тех пор мучаюсь сам и мучаю других своим упрямством. Рос без отца. Сосед по квартире (мы - я, мать и бабушка в одной комнате и рабочая семья из 7 человек в другой) иногда завешивал окно одеялом и занимался в темноте каким-то колдовством, он был фотолюбителем. Правда, кроме этого он увлекался еще охотой и рыбной ловлей, копировал картины по клеточкам, а также был большим любителем выпить.

К несчастью, я заразился от него только первым - фотографией. С тех пор и навсегда фотобумага, которая оживает в проявителе - самое большое для меня чудо. Так я стал колдуном и начал учиться на волшебника.

Ребенком был слабым, много болел. Любимыми предметами в школе стали физика и математика. Учителя хвалили и просили решить задачку. Поступил в Физико-Технический институт. Однако увлечение фотографией приобрело такие угрожающие размеры, что стало главным в жизни. Когда в 1969 году бросил институт и решил заниматься фотографией, собственно фотографий-то у меня и не было. Ни одной. И ничего я в этом не понимал.

Но мне повезло: где-то случилось что-то и карточки пошли. Произошло это в 1979-80 годах. Постепенно для меня открылись работы мастеров: А. Картье-Брессона, Ю. Смита, А. Кертеша, они стали моими учителями.

Работал фотографом в разных организациях: на заводе, в Доме учителя, в торговой рекламе и так далее. К фотографии шел издалека: снимал натюрморты, стенки, потом обнаженную натуру. Моим новым друзьям-фотографам это понравилось, правда, потом, когда начал снимать людей на улице, они сказали, что я безнадежен и ничего из этого не получится.

Тут мне опять помогло мое упрямство, я не послушался и продолжал стоять на своем. Стоял и продолжаю стоять на том, что разница между натюрмортом и репортажем не так велика, как это принято считать. Правда, люди имеют обыкновение все время куда-то двигаться, а предметы притворяются неживыми. Но, пожалуй, других отличий я не вижу.

Принимал участие в десятке выставок на Малой Грузинской. Помню, как впервые разрешили выставлять обнаженную натуру. В 1985 году там же состоялась первая персональная выставка. Несколько человек сказали, что им понравилось. Отступать было некуда.

С 1979 по 1983 преподавал в заочном народном университете искусства (ЗНУИ). Потом работал в различных Домах культуры. Наибольший резонанс имела Студия художественной фотографии в ДК МГУ (1985-87 г.). Ученики тех лет работают сегодня практически во всех московских изданиях, кто-то стал знаменитым. Некоторые вспоминают те годы, как самые счастливые. Многие мастера фотографии впервые были представлены Москве именно в Студии: Собственно это были не выставки, работы развешивались на один вечер. Выставки надо было «литовать», то есть брать разрешение в соответствующей организации (цензура). Залитовали и провели Первую московскую молодежную выставку с афишами и зрителями, затем выставку Игоря Мухина. Этого Партком МГУ уже не вынес. Мухин снимал хиппи и панков, они приходили смотреть на себя, садились на пол и не очень стеснялись в выражениях. Начались разборки, и мне пришлось уйти.

Первыми нас открыли финны. Приехав в Москву в 1986 году, они с удивлением обнаружили, что в Советском Союзе были и есть фотографы, даже не фотографы, а дежурные в котельной, ночные сторожа или просто безработные тунеядцы, которые серьезно занимаются фотографией, с прессой не связаны и показывают в своих снимках реальную жизнь людей. Назвали они это странное явление «новой волной». Вскоре в Финляндии выходит книга «Инаковидящие». Пошли выставки и поездки за границу, благо перестройка это позволяла. Впоследствии книги вышли в Англии, Швейцарии, Франции, Америке. Автор последней и самой интересной Changing Reality («Изменяющаяся реальность») - прекрасный человек Leah Bendavid-Val, редактор книжного отдела National Geographic. Я помогал ей всем, чем только мог.

С 1992 по 1997 два дня в году заседал в кремлевских кабинетах. Называлось это комиссией по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации. Я был как бы эксперт по фотоискусству. Толку от этого было мало, из двух выдвинутых на премию фотографов: В. Гиппенрейтера и Л. Бергольцева ни один ее не получил. Уж очень непривычно было бы присудить премию по изобразительному искусству за какие-то фотографии! Но не посещать заседания было нельзя, иногда мой голос при тайном голосовании становился решающим. В результате вместо какого-нибудь престарелого академика премию получал талантливый художник из Якутии. А премия, если не ошибаюсь, была 10 или 20 тысяч долларов.

С 1999 года преподаю в МГУ на факультете журналистики, читаю курсы: «Фотокомпозиция», «Бильдредактирование», «Фотомастерство», «Основы теории изображения и дизайна».

Уже давно я не хожу по улицам с камерой. Десяток настоящих фотографий мне удалось сделать. За оставшуюся жизнь я, в лучшем случае, сниму еще десять того же уровня. Но мне вполне достаточно и того, что уже лежит в папке, на которой написано «выставка».

Поэтому я решил, что принесу большую пользу, если буду преподавать и писать книги о самом главном в моей жизни - фотографии. Надеюсь, в этом я не ошибся.

Лапин Сергей Георгиевич – председатель Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию.

В 1929-1931 годах работал почтальоном и грузчиком на станции Красное Село. В 1930-1932 годах учился на редакционно-издательском отделении в Ленинградском историко-лингвистическом институте, окончил 2 курса. В 1932-1940 годах работал литсотрудником, ответственным секретарем, заместителем редактора в газетах Ленинграда и Ленинградской области. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС и на следующий год был направлен на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), по окончании которой в 1942 году переведен в аппарат ЦК партии. В 1942-1944 годах – инструктор, заведующий сектором отдела печати Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

С 1944 года работал главным редактором политвещания Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме СССР (с 1946 г. – Комитета по радиовещанию при Совмине СССР). В 1949-1953 годах – заместитель председателя Комитета по радиовещанию при Совете Министров СССР.

В 1953 году был переведен на дипломатическую работу, что являлось для него понижением в должности. Являлся сотрудником аппарата Верховного комиссара СССР в Германии (1953 год), советником посольства СССР в ГДР (1953-1955 годы), заведующим 3-м европейским отделом МИД СССР, секретарем парткома МИД (1955-1956 годы). В 1956-1960 годах – чрезвычайный и полномочный посол СССР в Австрии. Считается, что получил этот пост благодаря протекции тогдашнего Министра иностранных дел СССР В.М. Молотова, который ему симпатизировал, но вскоре попал в опалу. Для С.Г. Лапина же эта командировка оказалось успешной и по возвращении из нее, он в 1960 году был назначен первым заместителем председателя Госкомитета Совмина СССР по культурным связям с зарубежными странами, а вскоре вновь вернулся к дипломатической работе, сделав неплохую карьеру на этом поприще.

В 1960-1962 годах – Министр иностранных дел РСФСР. В советское время МИД союзной республики даже такой как РСФСР особой роли в международных вопросах не играл – все внешнеполитические дела решались в МИД СССР. Так что эта должность была декоративной, но все же достаточно престижной. Для одних дипломатов это была синекура перед пенсией, для других – пересадочная площадка для нового карьерного рывка. С Лапиным случилось второе – глава «большого» союзного МИДа А.А. Громыко забрал его к себе заместителем.

В 1962-1965 годах – заместитель Министра иностранных дел СССР. В 1965-1967 годах – чрезвычайный и полномочный посол СССР в Китайской Народной Республике. В разгар культурной революции, когда отношения между Советским Союзом и Китаем предельно осложнились, пост посла в Китае стал исключительно важным и ответственным. Именно в период работы в Пекине Лапин становится одним из фаворитов генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, с которым он впервые встретился в 1960 году ещё в период работы в Вене, когда Брежнев был председателем Президиума Верховного Совета СССР.

С апреля 1967 по апрель 1970 года – генеральный директор Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС).

17 апреля 1970 года стал председателем Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, а с июля 1970 года – председатель Государственного комитета Совета Министров СССР (с июля 1978 года – Государственного Комитета СССР) по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). Руководил Гостелерадио 15 лет.

Период 1970-х - 1980-х годов стал временем глобальной реорганизации, политической и технологической перестройки системы Центрального телевидения СССР. Среднесуточный объем вещания вырос с 1673 часов в 1971 году, до 3700 часов в 1985 году. К Московской олимпиаде 1980 года был введён в эксплуатацию новый телецентр (Олимпийский телерадиокомплекс) после чего телецентр в Останкино стал одним из крупнейших в мире на тот момент. Во второй половине 1970-х годов к спутнику «Молния» прибавились спутники «Радуга», «Экран» и «Горизонт», существенно увеличившие возможность космической телевизионной трансляции. Все эти нововведения непосредственно связаны с деятельностью Лапина на посту председателя Гостелерадио. Однако, Лапин в большей степени получил известность своими политическими решениями, связанными с введением на телевидении и радио более жёсткой, чем в годы «оттепели», цензуры. Многие передачи и фильмы подвергались серьёзной правке, а порой и отменялись целиком. Так уже в 1972 году прекращён показ в прямом эфире телевизионной передачи «Клуб весёлых и находчивых» (КВН). Была на продолжительное время снята с эфира популярнейшая программа «Кинопанорама». Для сотрудников телевидения была введена система запретов. Не разрешалось появляться на экране телевизора людям с бородами. Мужчинам-ведущим было запрещено выходить в эфир без галстука и пиджака. Женщинам не разрешалось носить брюки. При этом, по словам очевидцев, он был человеком начитанным, великолепно знал русскую литературу, цитировал наизусть стихи поэтов Серебряного века, отлично разбирался в живописи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1982 года за большие заслуги перед Советским государством и в связи с семидесятилетием со дня рождения Лапину Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Со смертью Л.И. Брежнева его карьера не закончилась, однако с приходом к власти М.С. Горбачева на своём посту он пробыл уже совсем недолго – 16 декабря 1985 года его в возрасте 73 лет отправили на пенсию.

Дипломатический ранг - чрезвычайный и полномочный посол.

Член ЦК КПСС в 1966-1986 годах. Депутат Верховного Совета СССР 8-го - 11-го созывов (1970-1989).

Родственники и друзья электромеханика, задержанного после ЧП с лифтом на северо-западе Москвы , собираются провести митинг в его защиту. В соцсетях начали собирать деньги, чтобы оплачивать для него адвоката.

Напомним, 14 января в элитном жилом комплексе с высоты 7 этажа рухнул лифт. Погибла ехавшая в нем 36-летняя Ирина Володина , дочь известного телеведущего Евгения Кочергина . Женщина скончалась на месте.

После падения подъемника день сотрудники Следственного комитета провели в офисе управляющей и обслуживающей компаний обыски, изъяли всю документацию по лифтам. Но пока в списке подозреваемых только один человек: 29-летний электромеханик Алексей Белоусов, житель подмосковного Железнодорожного. Он сотрудники компании «Лифт Гарант», которая отвечает в «Алых парусах» за работу лифтов. В пятницу молодого человека арестовали на два месяца. По данным «КП », напарника Белоусова в Следственном комитете тоже допрашивали. Но пока претензий к нему нет.

29-летний электромеханик Алексей Белоусов, житель подмосковного ЖелезнодорожногоФото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Механиков двое, Леша и еще один парень, - рассказала «КП» невеста электромеханика Анастасия Красенькова . - Они работают по сменам и за ними закреплен весь объект, а не какие-то отдельные лифты. Ходят на вызовы, которые поступают из диспетчерской. Пришли – устранили неполадку – отзвонились в диспетчерскую – ушли. Работают двое суток через двое. Такой в данной компании график. В день, когда произошло ЧП, у моего жениха вообще был выходной, он был дома. А Лешу задержали, потому что он последний ездил на вызов по этому лифту. Кстати, он мне несколько раз рассказывал, что ему приходиться обслуживать больше лифтов, чем положено по нормативам. Зашивались.

В компании «Лифт Гарант» общения с прессой пока старательно избегают.

А на самом деле сейчас никакого норматива и нет, - объяснил нам вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров . – Раньше его рассчитывали по тарифным нормам. Сейчас строгих документов нет. Обслуживающие компании сами это решают. В среднем по стране сейчас на каждого механика выходит по 30-40 лифтов. Если это квалифицированный и опытный специалист – до 70. Но в Москве, где все объекты обслуживающей компании могут быть более-менее рядом, за некоторыми механиками могут быть закреплены и до 100 лифтов. На мой взгляд для качественной работы их должно быть как минимум в два раза меньше.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

После трагедии в семье известного диктора Центрального телевидения Евгения Кочергина многие вспомнили, что похожим образом ранее погибла дочь еще одного деятеля советского ТВ.

Сергей Лапин возглавлял Гостелерадио больше 15 лет – с июля 1970-го по декабря 1985-го. Но о его личной трагедии долго время знали только самые близкие друзья. В 1979 году трагически погибла дочь Лапина. Об этом уже после смерти самого Сергея Георгиевича рассказывали его знакомые. Женщина собиралась отправиться со своим новорожденной дочерью. Нажала кнопку лифта. Когда створки открылись, не глядя стала заходить внутрь спиной, катя за собой коляску. Из-за какого-то технического сбоя кабина остановилась этажом выше. Молодая мама шагнула в пустоту. А коляска с малышкой так и осталась на лестничной площадке.

Председатель Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 - Гостелерадио СССР) (17 апреля 1970 - 16 декабря 1985). Герой Социалистического Труда (1982).

Биография

Начало карьеры

Согласно официальной биографии, родился в семье рабочего.

Годы с 1932 по 1940 провёл на журналистской работе в Ленинграде и Ленинградской области.

В 1939 вступил в партию большевиков, а в 1942 году окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б).

В 1941, несмотря на призывной возраст (29 лет) и тяжелое положение на фронте, в армию не пошел.

C 1944 работал в Государственном комитете по радиофикации и радиовещанию при Совете министров СССР («Радиокомитет»), к концу 40-х годов стал заместителем председателя этой организации.

В 1953 неожиданно перешёл на работу в МИД СССР, что являлось для него понижением в должности. В 1956 году Лапин назначен послом СССР в Австрии .

В 1960 стал министром иностранных дел РСФСР, а уже в 1962 - заместителем министра иностранных дел СССР. С этой должности в 1965 уехал послом в КНР. Именно в период работы в Пекине Лапин становится одним из фаворитов недавно пришедшего к власти генсека Леонида Брежнева, с которым он впервые встретился ещё в период работы в Вене , когда Брежнев был председателем Президиума Верховного Совета СССР.

По возвращении в Москву в 1967 году Лапина ждёт новое назначение - генеральным директором ТАСС.

1970-1985

15 апреля 1970 года был снят с должности председатель Госкомитета по радио и телевещанию (новое название бывшего «Радиокомитета») Николай Месяцев. 17 апреля 1970 на его место назначен Сергей Лапин.

Период 1970-1980 годов известен как время глобальной реорганизации, политической и технологической перестройки системы ЦТ СССР. Среднесуточный объем вещания вырос с 1673 часов в 1971 году, до 3700 часов в 1985 году. К Московской олимпиаде был введён в эксплуатацию новый телецентр ОТРК (Олимпийский телерадиокомплекс) после чего телецентр в Останкино стал одним из крупнейших в мире на тот момент. Во второй половине 1970-х годов к спутнику «Молния» прибавились спутники «Радуга», «Экран» и «Горизонт», существенно увеличившие возможность космической телевизионной трансляции. Все эти нововведения непосредственно связаны с деятельностью Лапина на посту председателя Госкомитета по радио и телевещанию.

Лапин получил печальную известность своими политическими решениями. С его именем связано введение более жёсткой, чем в годы «оттепели», цензуры на радио и телевидении. Многие передачи и фильмы подвергались серьёзной правке, порой отменялись целиком. Уже в 1972 году прекращён показ в прямом эфире Клуба весёлых и находчивых. Была на продолжительное время снята с эфира популярнейшая программа «Кинопанорама», когда её ведущим был Алексей Каплер.

Тщательной проверке на предмет идеологической «чистоты» подвергались развлекательные и эстрадные передачи. Была введена система обоснованных запретов. Лапин не разрешал, к примеру, на экране телевизора появляться людям с бородами. Мужчинам-ведущим было запрещено выходить в эфир без галстука и пиджака. Женщинам не разрешалось носить брюки. Лапин запретил показывать по ТВ крупным планом певицу Пугачёву, поющую в микрофон, так как счёл это напоминающим оральный секс.

Правление Лапина стало также известно как период антисемитизма на Центральном телевидении СССР. На телевидении постепенно перестали снимать таких популярных исполнителей, как Вадим Мулерман, Валерий Ободзинский, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус , Эмиль Горовец, Нина Бродская..

Лапин был категорически против кандидатуры Владимира Высоцкого на главную роль в сериале «Место встречи изменить нельзя», который в 1978 году собрался снимать Станислав Говорухин. Обойти запрет удалось только благодаря настойчивости и остроумию Говорухина.

При этом в характере Сергея Лапина уживались образцовая эрудиция и глубокие познания в литературе и искусстве.

Со смертью Брежнева карьера Лапина не закончилась, однако с приходом к власти М.С. Горбачева на своём посту он пробыл уже совсем недолго - 16 декабря 1985 года его отправили на пенсию. В отставку был отправлен и бессменный заместитель Лапина Энвер Назимович Мамедов . Скончался 7 октября 1990 года в Москве . Похоронен на Кунцевском кладбище.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1982).
  • Кавалер 6 орденов Ленина.