Чеченская Республика (храмы). ​В Чеченской республике появился новый православный храм

О поддержке православия в Чечне

В начале марта в правительстве Чечни по поручению главы Чеченской республики Рамзана Кадырова трем православным священникам, в числе которых оказался и я, вручили ключи от автомобилей. Всего на сегодняшний день в республике служат три священника. Кроме меня, автомобили «Лада Приора» для нужд своих приходов получили православный священнослужитель Шелковского прихода имени Святой Великомученицы Варвары отец Сергий и настоятель храма Рождества Христова станицы Наурской отец Амвросий. Отмечу, что Рамзан Кадыров принял решение установить нам ежемесячную заработную плату в размере 15 тысяч рублей из его фонда. Кроме того, полностью были решены и жилищные проблемы каждого священника. Так, мне с матушкой и двум нашим ребятишкам (4 и 2 лет) строят сейчас «ударными» темпами на территории храма большой дом, изначально планировали здание 7 на 7 метров, сейчас площадь увеличивают. В семье священников традиционно много детей. Вот и мы с супругой в скором будущем надеемся, что Бог подарит нам еще одного малыша, поэтому большой дом будет весьма кстати. Никаких инцидентов с местным населением у нас не возникает, я с конца 2009 года служу в Чечне, мы выстраиваем конструктивный диалог с представителями других религий в республике. Радует, что со стороны главы республики мы видим понимание и поддержку нашей деятельности. Для нас регулярно организовывают паломнические поездки, помогали с организацией и проведением миротворческих конференций. Мы пытаемся отойти от стереотипа среди местных жителей, что нашу церковь посещают только бабушки в платочках. В прошлом году в работе общероссийской конференции приняли участие представители духовенства с многих регионов России, в том числе видные ученые, академики. Очень достойное было мероприятие, направленное на активизацию работы среди православных.

О комплексе церковных зданий

Конечно, в долгосрочных планах очень бы хотелось воплотить в действительность проект по строительству комплекса церковных зданий на территории нашего храма, чтобы паломники, вынужденные православные переселенцы из Чечни, которые уехали из республики во время военных кампаний, могли приехать на могилы своих предков, посетить храм, помолиться. Надеемся, что правительство Чечни поможет нам и в этом важном вопросе. Несколько лет назад на территории республики было более 1500 православных. Со временем число уменьшилось. Кто-то уехал, некоторые прихожанки вышли замуж и приняли ислам. На сегодняшний день, я думаю, цифра людей, придерживающихся Православия, около тысячи. Мы хотим построить нормальную трапезную, воскресную школу, открыть спортивный зал. Нужно эту работу обязательно проводить. Вот у меня у самого двое мальчишек. Они ходят в садик, где общаются с детьми, учат чеченский язык. Хочу, чтобы они выросли достойными людьми, поэтому нужно в них интерес к здоровому образу жизни поощрять.

О работе с приходом

Мы активно работаем со своим приходом, у нас их более 200 человек. По субботам мы общаемся в неформальной обстановке. Накрываем общие столы, ведем духовно-просветительские беседы с прихожанами, показываем им в небольшом кинозале нашем православные фильмы и передачи, обсуждаем. Стабильно остаются у нас после службы 40-50 человек. Кроме того, мы ведем активную работу и с подрастающим поколением. В конце апреля на большом пасхальном празднике мы планируем собрать в Русском драматическом театре города Грозный около 300 ребятишек со всей республики. Пытаемся развивать сестричество. Пока с этим сложности. Конечно, у нас волонтеры активно помогают заботиться о людях, которые в этом нуждаются, но этого недостаточно. Работаем в этом направлении. На каждом большом православном празднике бесплатно раздает литературу, например, «Азы православия», «Закон Божий» и другие книги. Нужно удовлетворять духовный голод людей. Помогать им с процессом самоопределения. Жители республики относятся к нам хорошо. Мою матушку очень уважают местные жители, когда она ходит по магазинам постоянно какие-нибудь гостинцы ей для ребятишек дают. Чечня сейчас активно развивается, следы войны уже почти устранили. Я вообще, если честно, когда ехал сюда, думал, что увижу руины. Но нет, когда я приступил к несению службы здесь, в республике уже полным ходом шло восстановление зданий, и ликвидация всех последствий военных действий.

О смешанных браках

Я стал в последнее время обращать внимание на большое количество смешанных браков, в том числе отток российских женщин в другие страны. Почему это происходит? Мне кажется, в нашем обществе из-за утраты духовных корней мужчины перестают играть главенствующую роль в семье, больше не являются опорой своей жене, деформированы представления о нормальной семье. Ведь что такое христианин? Это человек, который живет с Богом в душе, соблюдает основные заповеди, может постоять за свою семью, защитить ее в случае необходимости, будет опорой своим близким, который сможет прокормить своих детей. А у нас в наше время преобладает какой-то инфантилизм, детское отношение к жизни, незрелость, особенно у мужчин. Мужчина теряет способность содержать свою семью, да ему это, собственно говоря, и не особо нужно. Искажены представления об идеалах женской внешности, все это слепое следование западным идеалам «90-60-90» идет вразрез с нашей историей. Как такая женщина может выносить нормального полноценного ребенка? Я думаю, выход из сложившейся ситуации в том, чтобы больше работать над духовно-христианским наставлением жителей, помогать им преодолевать многочисленные соблазны, определять жизненные ориентиры, в том числе и на своем примере.

О себе

Я мечтал быть военным, даже планировал поступать в военное училище. Потом произошел духовный перелом, я поступил в духовную семинарию и закончил ее. С супругой мы живем в мире и согласии, она у меня преподаватель русского языка и литературы. Я считаю, что нужно довольствоваться тем, что дает Бог, но и прикладывать усилия, чтобы изменить свою и жизнь окружающих к лучшему.

Недавно в новостях прошло сообщение о массовом крещении в Чечне. Очень странно звучит… Кому же там массово креститься, каким массам? Оказалось, крестили 35 человек в Наурском районе. Единственный в Грозном православный храм Михаила Архангела пережил второе рождение. Появится ли новое поколение прихожан, или же храм умрет вместе с последними?

Храм Михаила Архангела, сентябрь 2011. Фото Ларисы Васильцун

Сейчас Чеченская республика превратилась практически в мононациональную российскую территорию. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, чеченцы составляют 93,5 процента населения, русские — всего лишь 3,7 процента. А ведь еще совсем недавно, особенно по историческим меркам, в 1989 году, численность русских в тогдашней Чечено-Ингушской АССР составляла 24,8 процента или же 269 130 человек. А в советские годы, по переписи 1970 года, и вовсе русских насчитывалось 366 959.

Почти все русское население было изгнано в результате этнических чисток 1991-1994 годов и последовавшей за ними Первой чеченской войны. Если учесть, что основная масса русских была жителями столицы, то понятно, что Грозный был городом многонациональным и многоконфессиональным. Да и практически все православные жители республики были сосредоточены в Грозном да еще в ряде станиц Наурского, Сунженского и Шелковского районов.

В XIX — начале XX веков территория Чечни входила в состав области Терского казачьего войска. В этот период здесь и были возведены многочисленные православные храмы в городе Грозном и казачьих станицах. В послевоенные годы на территории Чечено-Ингушской АССР действовали практически только два из них — в Грозном (Михаило-Архангельский храм) и в станице Орджоникидзевской (Сунженский район) — Покровская церковь (Ныне это территория Ингушетии).

Храм Михаила Архангела в Грозном основан в 1892 терскими казаками. Он был почти полностью разрушен во время первой и второй чеченских войн: в январе 1995 года рухнул купол, а в ходе второй кампании церковь уничтожили авианалеты. Три ее настоятеля в 1996-1999 годах были похищены — двое убиты, один освобожден в результате спецоперации. Тем не менее, даже во время боев, в подвале храма не прекращались богослужения.

Весь центр Грозного был разрушен. Нынешняя столица Чечни стала другим городом, практически заново отстроенным. Все восхищаются красотой и богатством новых улиц и площадей. Но он стал для нас, жителей того, довоенного Грозного, увы, чужим. Это другой город, с другими жителями. Мама одноклассницы моего сына, чеченка по национальности, с горечью рассказывала, как, приехав в Грозный на лето к родным, заблудилась в родных местах, там, где прожила большую часть своей жизни — все новое и другое.

Отстроили заново и единственный в Грозном православный храм Михаила Архангела, разбомбленный во время чеченской войны. И в советские годы этот храм был единственным в городе, но тогда всегда был забит прихожанами, коих было ох как много! А уж в праздники в церковь было просто не протолкнуться. И на тогдашней улице Ленина (ныне Кадырова) стояла очередь жаждущих освятить куличи или же причаститься и исповедаться.

Мое первое посещение храма состоялось во младенчестве — меня, нескольких месяцев от роду, принесли креститься туда мама и бабушка. Последний же раз я побывала в храме 19 августа 1991 года. Был Яблочный Спас. Тогда, тем ранним утром, идя в церковь на праздник, я еще не подозревала, что этот день впоследствии будет ассоциироваться с совсем другими событиями — августовским путчем. А для нас, грозненцев, это означало начало конца нашей прежней мирной и счастливой жизни.

Тогда на волне свержения прежней власти Джохар Дудаев и его ОКЧН (Общенациональный конгресс чеченского народа) свергли главу обкома КПСС Завгаева… У меня на носу былпоследнийпятый курс университета, кстати, наш первый корпус ЧИГУ (Чечено-Ингушский госуниверситет имени Толстого) находился совсем недалеко от церкви.

Храм Михаила Архангела, советское время

Но начался учебный год со страшных и трагических событий. После заседания ректората неизвестными был похищен ректор университет Виктор Абрамович Кан-Калик. Проректор Абдул-Хамид Бислиев, пытавшийся встать на защиту коллеги, был убит на месте. Тело Виктора Абрамовича, подвергнутого пыткам, было обнаружено в начале марта 1993 года.

Каждый поход на занятия по сути являлся стрессом для нас, особенно девочек, коих было на филологическом факультете, подавляющее большинство. Приходилось выбирать — по какому пути сегодня идти — через площадь, что напротив обкома — где ходят бородатые боевики с автоматами, или же через площадь напротив банка — где торгуют оружием и собираются на митинг оппозиционные Дудаеву силы. А каждый вечер и ночь — слышны раскаты орудий, стрельба, дудаевцы захватывали российские воинские части, расквартированные в городе. Но это так… невольное отступление…

Итак, 23 апреля 2006 года в светлый праздник Пасхи храм был вновь открыт для богослужений. 26 апреля 2009 года архиепископ Ставропольский Феофан освятил отреставрированный храм. Вторая православная церковь Чеченской республики находится в станице Ищерской Наурского района. Храм "Всех скорбящих Радостей" построили более полувека назад, за это время здание обветшало, и в прошлом году его также реконструировали. Строят церковь Рождества Христова и на месте разрушенного в 1937 году храма в станице Наурской. Работы планируют завершить к концу нынешнего года.

Отрадно слышать, что храмы восстанавливаются, но без прихожан — этот дом Бога остается пустым и мертвым. Мне удалось связаться с нынешним настоятелем храма Михаила Архангела отцом Григорием . То, что я услышала, оставило горький осадок. Вот что он сказал о том, сколько же реально прихожан сейчас в грозненской церкви:

— Я же не считаю, плюс минус 20-25. Бывает 10 придет — откуда ветер подует, бывает вообще никого в храме нет.

— Это постоянные жители или же военнослужащие, находящиеся в Чечне по контракту?

— Приходят и военнослужащие. Не важно, какие обязанности выполняет человек, но православным то остается. Но в большинстве своем — это те, кто проживает здесь.

— Это в основном пожилые люди?

— В основном пожилые, практически все — пенсионеры. Те, кто доживает тут своей век, не хочет покидать родной город.

— Прошло сообщение, что в Наурском районе состоялось массовое крещение. Кого крестили?

— Всех желающих. Были и дети, и старики. Наурский район большой. В нем, может быть, осталось около тысячи русских, в основном в станице Наурской.

— А нет такого, чтобы кто-то из русских возвращался назад, в Чечню?

— Сейчас практически никто не возвращается. Я, может быть, таких случаев, один-два слышал. Упорядоченного процесса возвращения нет, потому что этим вопросом никто не занимается.

— Правильно ли я поняла тенденцию, что со смертью прихожан нынешних новым появляться будет неоткуда?

— Разве что вы приедете…

Что ж, я надеюсь когда-нибудь вновь ступить на территорию храма, в котором крестилась, и вновь увидеть город, в котором родилась, который до сих пор снится, но… теперь только как гостья, увы…

По свидетельству историков, в давние времена огромная часть населения, проживавшего на нынешней территории республики, исповедовала христианство; есть сведения о проповедовавших в этих краях генуэзских и византийских миссионерах. Исследователи XVIII столетия также писали о существовании в горах Чечни культовых сооружений, по внешнему виду похожих на древние христианские храмы, однако до настоящего времени не сохранился ни один из них. Сегодня в многонациональной Чеченской Республике есть несколько действующих православных церквей и часовен, по поручению Рамзана Кадырова восстанавливаются храмы, разрушенные в конце прошлого столетия в ходе военных действий, а в некоторых станицах появляются и новые православные приходы.

Храм Михаила Архангела в столице Чечни

На рубеже XIX-XX веков Чеченский округ входил в состав Терской области. Терские казаки в большинстве своем были христианами, поэтому на территории расположения Терского казачьего войска возводились православные храмы. Один из них – грозненский храм Михаила Архангела. Основанный в конце XIX столетия храм не закрывался даже в сложные для православия советские годы. Тогда в нем служили пять священников, что по тем временам действительно было редким исключением. В 1990-е храм ощутимо пострадал в ходе длительных военных действий, но в 2004 здесь совершено первое в нынешнем столетии богослужение и началось восстановление здания. Первоначально оно было окрашено в традиционные цвета Терского воинства: бело-голубые стены и ярко-синие купола с золотыми крестами. Но такая отделка не сохранилась. Сегодня проспект Кадырова в чеченской столице украшают белоснежные стены и золоченые купола: во время реконструкции центра Грозного храм был вновь отремонтирован. В 2009 храм освятили, так и началась его новейшая история.

Храм Михаила Архангела – главный православный храм в Чечне. Поэтому в будущем здесь планируется возведение целого комплекса с воскресной школой для прихожан и их детей, с гостиницей и трапезной для гостей и паломников.

Станица Наурская: новый храм на старом месте

Христианские храмы в Чечне создаются и там, где еще в прошлом столетии стояли церкви. Так, в станице Наурской на месте давно разрушенного деревянного Христорождественского храма выстроен новый.

История его создания такова. Вначале в Наурской был создан православный приход, а для проведения богослужений прихожанам временно предоставили помещение бывшего клуба. Перед началом строительства его инициаторы тщательно изучили архивные данные о возведенном их дедами-казаками старинном деревянном храме, а старожилы станицы нашли место, где он стоял. Затем создали проект квадратного пятикупольного храма, напоминающего один из соборов Дивеевской обители. Несколько лет понадобилось на сбор средств, юридическое оформление и проведение всех необходимых работ. И сейчас над Наурской станицей уже возвышается новый краснокирпичный храм Рождества Христова.

Строительство еще до конца не завершено, но в марте 2015 года епископом Махачкалинским и Грозненским был совершен чин освящения надкупольных крестов, куполов и колоколов.

Новые православные приходы: строящиеся церкви в Чечне

В храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковской капитальный ремонт завершился в 2011 году. Ведется строительство церкви в станице Червленной, а пока функционирует небольшая часовня. Появился новый храм и в пригороде Грозного Ханкале, в расположении объединенной группировки войск. Освящен он во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Правда, при закладке храма планировалось его последующее освящение во имя мученически погибшего воина Евгения Родионова, но вопрос о канонизации к тому моменту так и не был решен положительно.

Кроме перечисленных православных церквей в Чечне есть еще несколько мест, где верующие имеют возможность помолиться и принять участие в богослужениях:

– в крупнейшем чеченском сельском поселении Курчалой, известном как место расположения роскошной мечети Кунта-хаджи Кишиева, действует храм святого благоверного князя Александра Невского;

– открыт в 2010 году после капитального ремонта храм «Всех скорбящих радости» в Ищерской;

– на территории военной базы в станице Калиновской расположена часовня святого великомученика Георгия;

– в грозненском Доме-интернате для престарелых есть своя молитвенная комната.

Храмы Чечни – пока недописанная страница современной истории республики, их возрождение не окончено и наверняка в ближайшие десятилетия еще несколько сел будут украшены изящными церквями или величественными соборами.

Храм Михаила Архангела — небольшой и единственный островок православия в Грозном. Его история необычна, неординарна. После военных 90-х он пережил свое второе рождение. Сегодня поговорим о прошлом, настоящем и будущем этого храма.

Храм Михаила Архангела находится на Проспекте Кадырова и является объектом культурногонаследия РФ, Он построен еще в 1890 году, но в первую чеченскую войну был почти полностью разрушен. В начале 2000-х его восставливали практически с нуля, и свой исторический облик храм потерял. Однако другие объекты — двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом и церковно-приходскую школу восстановить пока не удалось.

Вот так Храм выглядит с высоты.

Охраняют храм Михаила Архангела офицеры МВД, находящиеся в Чечне в командировке для выполнения специальных служебных задач. В данный момент времени — это буряты. Вот такой интересный парадокс: единственный православный храм в мусульманской республике охраняют буддисты-буряты. Они посменно несут дежурство, отдыхают в строительном вагончике, готовят в маленькой пристройке.

Храм был построен на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Итсорически храм был выполнен из красного кирпича с белой отделкой. В период 1994-1996 гг. храм сильно пострадал — была разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. Все убранство, иконы сгорели, настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года был похищен боевиками и через несколько недель расстрелян. В январе 1997 года был похищен другой настоятель храма — иеромонах Евфимий. Но его освободили в этом же году. А вот судьба иеромонаха Захария, похищенного в 1999 году, остается неизвестной и поныне. В ходе контртеррористической операции 1999-2000 гг. храмовый комплекс получил дополнительные разрушения, но богослужения продолжались в подвале церковного дома.

С начала 2000-х храм стали восстанаваливать. Как силами подразделений Минобороны РФ и Госстроя России, так и обычными жителями. К слову непосрественное участие в восстановлении принимали и тогдашний Президент Чечени Алханов вмесете с премьером Рамзаном Кадыровым. В целом храм попытались сделать похожим на исторический, но отличия все же есть, и серьезные. Особенно это касается цвета храма и его окон.В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые.

21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, состоялось освящение храма. К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. Поэтому при входе в храм можно увидеть надпись: "В дар от земляков с Воронежа".

Прихожане в основном, конечно, пенсионеры. Молодежи очень мало. Однако храм живет, здесь постоянно проходят служения. Немало пожертвований от военнослужащих и других заезжих людей. Самая большая проблема заключается в том, что храмовый комплекс, каков он был до разрушения, до сих пор не восстановлен. Есть необходимость в воскресной школе, библиотеке, гостинице для паломников, нормальной трапезной. Уже давно власти обещают построить необходимую инфраструктуру, но пока есть небольшое здание для трапезной и для жизни настоятеля.

Надеюсь, что все у этого храма будет хорошо, и он станет главным православным центром Чечни. А пока предлагаю насладиться внутренним убранством храма.

Posts from This Journal by “Путешествия” Tag


  • Никарагуанский канал: Россия и Китай переделают карту мира. Или нет?

    Несколько лет назад в мире широко обсуждали грандиозный проект — Никарагуанский канал, он же "Великий трансокеанский канал…


  • Реальные "тачилы" на Крымском берегу? Чьи они, может друзей с Украины...

    ПРогуливаясь по берегу Крымского побережья я случайно зашел на территорию бывшего совкового пансионата. Вот те на, Мерседесы самых разных марок,…


  • Почем вино в Крыму (август 2018г) для отдыхающих Россиян? И где найти вино из бочонка...

    Почем опиум для народа? Шутил Остап Бендер в знаменитом произведении. Однако, в Крыму с его не патриотичными ценами, отдыхающим не до шуток. Давайте…


  • Русская мечта. Мощное байк-шоу в Севастополе

    Мотоклуб "Ночные Волки" известен даже тем, кто очень далек от темы мотоциклов. Название "Ночные Волки", а также имя Александра…


  • В отпуск на Луну. Ошеломительный успех проекта "Юэгун-365"

    Уже давно никто не сомневается, что Китай в скором времени станет держаой №1 на планете. Более того, китайцам на Земле давно тесно, и они всерьез…


  • День Победы в Таиланде: экзотика с русской душой

    День Победы — значимый праздник для всех россиян, проживающих по всему миру. В том числе и для соотечественников, находящихся волею судьбы в…