Ольга Васильева: «Хиджабу не должно быть места в школе. «Рамзан Кадыров все объяснил одной фразой

Верховный суд России в среду признал законным запрет носить мусульманским девочкам платки в школах, отклонив жалобы семи родителей из Мордовии, передает РБК.


Это не первая подобная жалоба, которая заканчивается запретом. Россия — многоконфессиональная страна, при этом — светское государство. Как обеспечить равные права для всех граждан России, при этом не задев религиозных чувств представителей разных конфессий? У экспертов нет единого мнения на этот счет. Одни считают, что в светском государстве должна быть свобода выбора. Другие полагают, что необходимо уважать право на проявление религиозности.

Президент Института национальной стратегии, политолог и публицист Михаил Ремизов считает «абсолютно правильным» решение «об исключении хиджаба как символа религиозности в публичных школах».

«Могут быть школы религиозные, мусульманские, христианские, но в публичных государственных муниципальных школах, точно так же, как и в вузах, запрет абсолютно правомерен», — сказал Ремизов «Актуальным комментариям».

«Сегодня ситуация отношения к хиджабу в школах используется родителями учеников в некоторых случаях, по сути, для тестирования на прочность российской общественной системы, и является темой для вполне сознательных и намеренных провокаций», — полагает эксперт. «В этой ситуации государству нужно просто демонстрировать последовательную позицию и не поддаваться на давление. Не только государству, но и обществу», — отметил Ремизов.

«По большому счету, исламисты займут ровно столько места, сколько им оставит общество. Поэтому уступчивость в таких вопросах будет восприниматься как зеленый свет для дальнейшей экспансии», — констатировал эксперт.

Диаметрально противоположного мнения придерживается советник муфтия Ставропольского края, эксперт совета муфтиев России, инспектор по правам человека в гражданском комитете и комиссии по правам человека в Северо-кавказском федеральном округе Руслан Камбиев. По его словам, данное решение ущемляет религиозные права девочек, воспитанных в традициях ислама, и обязанных носить платок с 12 лет.

«Я только что разговаривал с муфтием Ставропольского края, это наше консолидированное решение о том, что мы не поддерживаем это», — сказал Камбиев «Актуальным комментариям».

Эксперт совета муфтиев отметил, что Духовное управление Ставропольского края и Совет муфтиев России подадут совместную просьбу президенту РФ Владимиру Путину.

«В общем, постараемся оспорить это решение», — подчеркнул Камбиев, напомнив, что суд пересмотрел решение отнести Коран к экстремистской литературе. «Мы надеемся, что и это решение (запрет на ношение хиджаба в школе — прим. ред.) будет пересмотрено», — сказал советник муфтия.

Исполнительный директор фонда имени Григория Богослова Леонид Севастьянов назвал проблему ношения хиджаба в школах надуманной: «В светском государстве государством не навязывается норма или мода на одежду. Человек сам имеет право на выбор — надеть ему джинсы или строгий костюм».
«Другое дело, если в школе есть общепринятый дресс-код, как то было в советское время, когда все школьники должны были быть в школьной форме. В таком случае приверженцы других культурно-религиозных традиций, желающие учиться в этой школе, должны придерживаться данного дресс-кода. Но в случае отсутствия строго регламентированной формы в школах любое ограничение девушек на ношение головного убора является ущемлением их прав именно с точки зрения светского государства», — отметил эксперт АК.

Павел Зарифуллин, директор «Центра Льва Гумилева» в интервью «Актуальным комментариям» подчеркнул, что проблема языкового и национального многообразия России сейчас особенно актуальна.

Впрочем с хиджабами он посоветовал решить просто: «Надо ввести косынки как обязательную форму для девочек — в школу — как в церковь».

По данным экспертов, в России насчитывается до 8 миллионов мусульман, большинство из которых проживает, в том числе, в Поволжье. Только в Мордовии существует 60 традиционных татарских сел, где девочек с малых лет приучают ходить в платках и косынках.

В мае прошлого года правительство Мордовии постановлением запретило посещать школы с покрытой головой. С жалобой на это постановление в Верховный суд осенью прошлого года обратились семь жителей Мордовии. Заявители рассказывали, что их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее образование, а некоторым — перейти в другие школы.

Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия — это светское государство, а запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других.

Гумилев-центр

Подавляющее большинство наших соотечественников (74%) ответили «нет» на вопрос «Левада-центра»: «Допустимо ли посещать занятия в учебных заведениях в хиджабе?», сообщает Regions.ru .

36% «скорее не одобряют» и 38% «определенно не одобряют» этого. Только 18% не считают необходимым запрещать мусульманским девушкам приходить на учебу в таком виде, а каждый пятый (9%) не имеет мнения на этот счет.

Резче всего против хиджабов в учебных заведениях настроены москвичи: против высказался 91% жителей столицы. Кроме того, чаще среднего «против» бывают настроены пожилые люди.

Отметим, что хиджаб - это не паранджа, закрывающая лицо, а платок, прикрывающий волосы. Напомним также, что примерно до начала 1960-х гг. головной убор (шляпку или платок) на людях носили все женщины и в Европе, и в России: этого требовали нормы приличия. Правда, сейчас эта норма забылась: даже воцерковленные православные женщины чаще всего покрывают голову только в храме.

«Чем, на ваш взгляд, объясняется столь решительное неприятие мусульманской одежды в учебных заведениях? Разрешили бы вы школьницам ходить в платках, если бы это зависело от вас?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

«Речь идет в основном о высших учебных заведениях, потому что представить себе отдельно исламскую, православную, иудейскую школу - это можно, и такие есть в той же Москве. Там принята определенная форма одежды, как раз ходят в головных уборах, и это не вызывает никаких вопросов. Высшее образование формировалось в рамках жесткой конфессиональной ориентации. В основном это были университеты при Церкви, основным предметом в университетах была теология. Они были христиански ориентированными. Поэтому и коллизия такая: сталкиваются две мощные традиции - создатели системы высшего образования и другая конфессиональная ориентация. Мне кажется, именно с пониманием этого и надо формировать принципы: высшая школа сейчас светская, принимают в вузы не по конфессиональному признаку, но историческая традиция принадлежит христианской конфессии. Конечно, в Иране или еще где-то это будет иначе, но в России и Европе именно так. Необходимо соблюдать уже установленные светские нормы. Понятно, что мы, православные, тоже хотим, чтобы женщины носили платки, и не только в церкви, но мы этого не требуем. Значит, требовать, чтобы так было у других, тоже нет необходимости. Тем более, хиджаб - не просто платок, а идентифицирующий конфессиональную принадлежность элемент одежды», - отметил священник.

«Что касается школ, тут есть критерий регионального характера. Понятно, что в нашей Рязанской области, как и во всей центральной части России, где доминирует православное сообщество, должны существовать принципы терпимости и взаимного уважения к нашим традициям. Равно как если мы приедем в Татарстан, мы должны уважать местные традиции. Там имеют право и возможность носить платки, а православные иконы в публичных местах будут неуместны. В целом проблема ношения платков больше надумана, идет это со времен СССР, поскольку министерство образования действует советским методом, подавляя все конфессии, кроме атеизма», - заключил о. Сергий.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «хиджаб - это все же не просто платок, а именно часть одежды, которая выглядит для наших современников декларативной в отношении определенной религиозной принадлежности».

«Причем ислам многими нашими светскими соотечественниками рассматривается именно как нечто агрессивное или даже связанное с террористическим намерениями. Действительно, это не всегда имеет прямое отношение к исламу в чистом виде, а нам известны разновидности исламской сектантской культуры. Часто это не нейтральное обозначение религиозной принадлежности, а именно агрессивное. Хотя платок, хиджаб каждый имеет право носить в общественном месте. Так что тут противоречие. С одной стороны ощущение исходящей угрозы, а с другой стороны некий общий дресс-код, который требует, чтобы все были одинаковы, а это тоже принуждение. У нас нет единого идейного единства, понимания, чтó есть норма одежды, поведения в современном светском обществе. У нас нет общего знаменателя, абсолютного требования, кто как должен быть одет, поэтому такие противоречия, разнобои и страхи», - подчеркнул священник.

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», заявил, что лично он не видит ничего страшного в том, что люди следуют своим религиозным предпочтениям в одежде.

«В некоторых европейских странах ношение хиджабов в учебных заведениях запрещено, в других нет. Думаю, протест москвичей и других россиян вызван, в первую очередь, тем, что люди воспринимают их не просто как религиозную одежду, а как демонстрацию желания приезжих установить у нас свои порядки. Если эти религиозные нововведения в одежде и поведении основаны именно на желании привнести нечто свое, новое, или вызваны протестом против того, что уже существует, мне кажется, хиджабы носить не стоит. Последствия всего этого могут быть нежелательными. Если же это религиозное установление, я не против, хотя и здесь должна быть умеренность, - ведь так можно дойти и до ношения паранджи. Интересно все же, чем вызвано внезапно возникшее желание носить хиджабы в учебных заведениях? Раньше, в советское время, такого не было и в мусульманских республиках, а значит, сейчас это явное нововведение даже для родителей девочек, которые так ходят в школы. Мне кажется, нужны дополнительные исследования причин, по которым стали носить такую одежду. Пусть поработают социологи, историки, другие специалисты - тогда и можно будет принимать решение», - подчеркнул о. Михаил.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «такая постановка вопроса вызвана не серьезными жизненными обстоятельствами или противоречиями - она, скорее, носит какой-то провокационный характер».

«Почти в любой религиозной традиции маленьким девочкам и девочкам школьного возраста никто не предписывает покрывать голову вне храма. Поэтому проблема, на мой взгляд, надумана. Это тот случай, когда на чем-то концентрируют внимание, чтобы не решить проблему, а создать ее. Не думаю, что такие ответы люди давали в свете последних событий: "Левада-центр" готовит опросы заранее, это серьезная организация. И этот опрос, скорее всего, готовился до того, как произошли трагедии, связанные с деятельностью ИГИЛ. Да и появление самого ИГИЛ, по сути, спровоцировали - проявили неоправданную агрессию против мусульманских стран, и получили такую реакцию. Не проявляйте агрессию, и реакции не будет», - заключил он.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, рассказал, что, когда он учился в школе, девочки иногда ходили в платках - например, когда хотели скрыть неудачную стрижку, или после педикулеза.

«Но разница между платком и хиджабом все же есть. Сейчас хиджаб ассоциируется, в первую очередь, с деяниями, которыми "прославили" себя "Братья-мусульмане", ИГИЛ, террористы и так далее. Обратите внимание: на листовках, развешанных в общественных местах, потенциального террориста представляют в виде человека в хиджабе. И таких листовок в городах-мегаполисах больше, чем в провинциальных. Как следствие - ассоциация у наших соотечественников: хиджаб - террорист. К сожалению, небезосновательная. Отсюда отрицательное отношение к ношению хиджаба. По-человечески хочется уважать традиции представителей различных конфессий и религиозных групп, но боюсь, вслед за разрешением носить хиджабы возникнет вопрос о легализации многоженства, возможности ношения буддистских религиозных нарядов. Думаю, "подтянутся" и нетрадиционные религиозные объединения, желающие носить свою нетрадиционную религиозную одежду. Поэтому лучше носить одежду светскую. Так будет меньше поводов для провокаций и расшатывания устоев наших образовательных учреждений», - считает священник.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что нет ничего плохого, если женщина прикрывает голову в знак смирения.

«Но реакция москвичей, да и остальных россиян мне понятна: мы представители другой культуры, и у многих демонстрация иной традиции вызывает отторжение. Происходит столкновение двух культур. Кроме того, многие, не разбираясь, ставят знак равенства между традиционным и радикальным исламом. А последние события у многих людей вызывают тревогу. С радикальным исламом у людей ассоциируются и хиджабы. Чтобы не было конфликтов, мусульманкам, носящим хиджабы, наверное, лучше обучаться в специализированных классах или в религиозной школе. Считаю, нам нужно искать компромисс. Не стоит идти на конфликт, чтобы отвоевать право ходить в платке. К тому же многие мусульмане - богатые люди, и открыть исламскую школу для них труда не составит. Есть православные школы - ну, пусть будут и исламские. Решение, которое бы устроило всех, найти нетрудно, было бы желание», - заключил о. Андрей.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, заявил, что ему трудно судить, почему люди столь категорично выступают против ношения хиджабов, но высказал свою точку зрения.

«В школе к учащемуся предъявляют определенные требования. Они его дисциплинируют и ставят знак равенства между всеми учениками независимо от их национальной, религиозной принадлежности или уровня доходов родителей. Мне кажется, это очень важный принцип, который всегда декларировался в школе. Кто бы ты ни был - сын богатого купца, аристократа (если, конечно их дети наравне со всеми посещали занятия), или из простой семьи, все равно должен соблюдать определенную форму одежды. Я выступаю за то, чтобы этот принцип соблюдался в школе, а дети не соревновались бы в том, у кого более дорогая или модная одежда - это очень сильно разрушает психику ребенка и приводит к нездоровым отношениям в детском коллективе. Думаю, в вопросе с хиджабами надо иметь в виду этот же принцип. Необходимы какие-то нормы, - например, школьная форма, которую должны носить все дети. Поэтому ношение хиджабов, на мой взгляд, в школе нежелательно», - продолжил он.

«Часто люди, которые выступают с крайне либеральных или антицерковных позиций, говорят: "Тогда не нужно носить и крестики". Да, если ребенок носит крестик как украшение, демонстрируя его, это тоже неправильно. Нательный крест должен быть скрыт под одеждой. Тем не менее, все-таки нельзя сравнить христианский крест с одеждой, если она заметно меняет облик человека, ее носящего. А вот небольшие знаки отличия, которые не выбиваются из общей формы, принятой в учебных заведениях, вполне допустимы. Ни в коем случае нельзя запрещать и мусульманскую атрибутику, но все-таки хиджаб - нечто другое. Это не просто символ принадлежности к религии, он несет определенную смысловую нагрузку. Думаю, это, прежде всего, некое ущемление и демонстрация второстепенности роли женщины в обществе, знак ее покорности - мужу, Богу… И хиджаб слишком контрастирует с обликом других учащихся. Думаю, именно это лежит в основе резкого неприятия хиджабов в обществе. Не говоря уж о том, что многие атрибуты мусульманства ассоциируются с современными террористами, с ИГИЛ - думаю, это тоже влияет на настроение людей, которые так категорично отвергли возможность ношения хиджабов», - заключил священник.

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил: «Наверное, плохо, когда люди приходят в театр в джинсах и кедах, а не в костюмах и вечерних платьях. И одежду для храма нужно надевать, когда идешь именно туда. А в школе, мне кажется, все ученики должны одеваться так, как большинство людей. Различие показывает неравенство».

«Говорят, мусульманкам нельзя ходить по-другому. А почему нельзя? Они что, не люди, что ли? Я был в Турции и видел там мусульманок, которые ходят в шортах, с пирсингом и с тату - нормальные мусульманские девчонки. А в мечеть они одеваются так, как этого требуют их традиция. Вообще, мне кажется, идет какая-то наглядная агитация из Саудовской Аравии. Например, татарская национальная одежда всегда была традиционной. Но нет, теперь саудиты говорят: "Одевайтесь, как положено в Саудовской Аравии, а то, как вы одевались раньше - плохо". Это рушит уклады. И хиджабы в школы, мне кажется, надевают, чтобы показать неравенство, отделить себя от других школьников, сразу заявить: "Мы не такие, как вы". А вообще я плохо представляю себе, как вызывать девочку в хиджабе к доске, спрашивать у нее урок и тем более говорить, что она его плохо выучила. Это все равно, что человека во фраке вызвать из оркестровой ямы и начать с ним диалог во время действа на сцене. Те, кто носят хиджабы, вызывают ощущение специфической религиозной традиции или карнавала - у кого как», - продолжил он.

«Вообще мне нравится школьная форма. Я застал последний год, когда ввели новую, синего цвета. Мне казалось, это здорово и демократично. Она мне очень нравилась. Хорошая была форма, не знаю, почему ее отменили. Ну а сейчас давайте будем ходить в хиджабах? - Мне кажется, это неправильно. Я понимаю, если, к примеру, монах приехал с каким-то поручением в Москву, и гордо идет по улице в своей монашеской одежде. Но мы же не увидим его в театре, да и в школу преподавать его тоже, наверное, не пустят. Мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы дети сами себя чувствовали и комфортно, и в равном положении. Другое дело, если речь идет о каких-то закрытых учебных заведениях, - да и там не всегда носят религиозную одежду. Я знаю много монастырей, где есть приюты для девочек: приют-пансион при Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре, при Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре, в Свято-Никольском монастыре города Малоярославца. Но девочки там одеты нормально, никто не наряжает их как послушниц или монахинь. А вот в храм они действительно приходят в платочках», - заключил священник.

С началом нового учебного года снова разразились скандалы из-за формы одежды учащихся.

Речь идет не о единой школьной форме, а о строгой одежде мусульманок - хиджабе. На днях не пустили на первый урок двух одноклассниц в . Директор потребовала у девочек, чтобы те сняли платки. На что отец школьниц отреагировал весьма агрессивно.

Корреспонденты Total.kz спросили у депутатов, какова же судьба хиджабов в казахстанских учебных заведениях и есть ли этот вопрос на повестке дня парламентариев в новой сессии.

Ахмед Мурадов, депутат мажилиса

В Казахстане 80% мусульман, и они выбирают носить то, что разрешено их верой. А хиджаб - это арабское одеяние, исконно казахи никогда не носили его. Появление в особенного регламента или закона, запрещающего носить их в общественных местах, неправильно. Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб.

Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб

Не нужно делать вокруг религии, и в особенности хиджабов, какие-то споры и проблемы. В первую очередь хиджаб закрывает голову девушки. Но все-таки главнее не внешний вид, а то, что в этой голове находится. У нас демократичная страна, если хочешь - носи, но не надо нарушать принятые нормы.

Жамбыл Ахметбеков, депутат мажилиса

Тема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех – верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. В Казахстане нет письменного документа, запрещающего или разрешающего носить хиджабы. И я думаю, что он нам не понадобится, так как мы светское государство.

Светлана Романовская, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса

Я помню свое детство, не все жили в достатке, кто-то был богаче, кто-то беднее. Но была единая форма, которая настраивала на рабочий процесс. У меня самой младший сын в третьем классе учится. Я приложила немало усилий, чтобы найти ему форму. Сама я никак не отношусь к тому, нормально ли для школьников ходить на занятия в хиджабе. По-моему, должна быть свобода. И если говорится о детях первого класса, наверняка инициатива исходит не от детей, а от их родителей. Но мы пока такой вопрос не рассматривали, его никто не поднимал, и законодательно этот момент нигде не закреплен. А по закону все, что не запрещено, разрешено.

Галина Баймаханова, депутат мажилиса

Школа – это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Нельзя же ребенка, например, отправлять полуголым. Но есть религиозные учебные заведения – там, пожалуйста, можете демонстрировать свою религиозную принадлежность. Если родители такие глубоко верующие – пусть отдают ребенка в медресе. Кроме того, ношение хиджабов – это своеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию.

{also_read_block}

Хочу также отметить, что одежда – это внешняя сторона. И тот, кто упорствует в ношении определенных вещей, верит в эти символы – у него неглубокая вера. Это люди, как правило, не нашедшие своего места в этой жизни и сосредоточенные на деталях.

Поддержав запрет на ношение платков, глава минобрнауки РФ сослалась на несуществующее решение Конституционного суда РФ

«Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе», — заявила сегодня на пресс-конференции в Москве министр образования и науки РФ Ольга Васильева, сославшись на решение Конституционного суда РФ. Между тем решения по этому вопросу принимал Верховный суд РФ, касались они только отдельных регионов. А буквально в декабре Владимир Путин говорил, что право выбора одежды предоставлено самим школам.

ВАСИЛЬЕВА: «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ, ЧТО ХИДЖАБУ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕСТА В ШКОЛЕ»

Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева в ходе своей пресс-конференции в Москве поддержала запрет на ношение хиджабов в школах. По мнению главы ведомства, истинно верующий человек не будет зацикливаться на атрибутике. Так федеральный чиновник прокомментировала в ответе на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» в татарском селе Белозерье, расположенном в Мордовии, где местные власти запретили носить платки ученицам и педагогам в школе, мотивируя свое решение борьбой с экстремизмом.

«Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений, я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение. Коллеги, я вас прошу, я хорошо знаю и отвечаю за то, что я говорю. Мне бы очень хотелось, чтобы вы правильно воспринимали то, что я говорю. Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе. У нас светский характер образования», — заявила Васильева.

Она напомнила, что подобная ситуация в стране возникает не в первый раз, такой же случай несколько лет назад был в Ставропольском крае. «Конституционный суд принял решение, что хиджабу как подчеркивающему национальную принадлежность [атрибуту] не должно быть места в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом», — добавила она.

Отметим, что федеральный министр в своем ответе, по всей видимости, не вполне точна. Вопрос о ношении платков в школах в качестве последней инстанции рассматривал не Конституционный, а Верховный суд РФ. В 2013 году жалоба заявителей из Ставропольского края на запрет была отклонена, в феврале 2015 года последовало то же самое решение — Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить платки в школах и вновь отклонил жалобу семи родителей из Мордовии, как раз из того самого Белозерья. На заседании заявители настаивали, что решение правительства Мордовии ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования. Адвокаты для пущей убедительности ссылались на решение самого Верховного суда, который в 2003 году разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться в платках на паспорт. При этом представители властей региона настаивали на светскости России и убеждали в том, что их решение никак не может дискриминировать кого-то. В итоге судебная коллегия постановила решение Верховного суда Мордовии о запрете хиджабов оставить без изменения, а апелляционную жалобу жителей — без удовлетворения.

Кроме того, возникла путаница с определениями: защитники белозерских учительниц говорят о «платках», а их оппоненты и министр Васильева — о «хиджабах». Действительно, если слово «платок» близко и понятно всем жителям России независимо от вероисповедания, то слово «хиджаб» звучит как нечто чужеродное и даже зловещее. Поясним, что «хиджаб» в переводе с арабского означает «покрывало». Согласно исламской традиции, так называют всю одежду, закрывающую тело от головы до пят. Хиджаб — это полный комплект женской одежды, отвечающий требованиям шариата (покрывает все, кроме кистей рук и лица, не облегающий, непрозрачный, не пестрый, не мужеподобный). Платок можно рассматривать как часть хиджаба, но он не считается хиджабом как таковым. Поэтому и нельзя говорить, что платок не присущ народам России, ведь даже православная религия предписывает покрывать голову платком при входе в храм.

«ВСЕ-ТАКИ ЭТА РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — ОНА ЕСТЬ»

«Ольгу Васильеву ввели в заблуждение: на Ставрополье, так же как и в Мордовии, не дошли до Конституционного суда, остановились на президиуме Верховного, — подтвердил „БИЗНЕС Online“ адвокат жителей Белозерья Марат Ашимов , занимавшийся этим делом и два года назад, и сейчас. — Была очень сложная обстановка, что мы не решились подать в КС». При этом, по его словам, то решение Верховного суда РФ не снимает всех вопросов, поскольку тогда речь шла об ученицах школы, а теперь об учителях, некоторые из которых, отказавшись снимать платки, были вынуждены написать заявление об уходе.

Думает ли Ашимов сейчас о перспективе обращения в Конституционный суд РФ? «Нужно посоветоваться с коллегами из других регионов, потому что это такой шаг — если Конституционный суд запретит, то опротестовать будет уже невозможно. Это последняя инстанция. Очень часто решение Конституционного суда имеет политический окрас, на волне исламофобии, что царит сегодня в обществе, он может принять отрицательное решение», — считает адвокат.

При этом наш собеседник подчеркивает одну очень важную деталь: дело в том, что подтвержденные судом на федеральном уровне запреты формально касаются не всей России, а конкретно Ставропольского края и Мордовии: «Если бы был Конституционный суд, тогда да, его решение распространялось бы на всю Россию, а суд по Ставрополью касается только этого региона, и на Мордовию или, например, Татарстан никак не распространяется. То же самое касается решения по Мордовии».

Ашимов также настаивает, что учитывать региональную специфику в этом вопросе призвали на самом верху: «Все-таки эта региональная дифференциация — она есть, Максим Шевченко задавал этот вопрос Путину. На что он ответил, что каждая школа вправе решать этот вопрос самостоятельно. То есть дал понять, что решение этих вопросов находится в компетенции регионов и местных властей».

Действительно, с подачи журналиста и общественного деятеля Максима Шевченко эту тему не далее как 9 декабря комментировал глава государства. Тогда на заседании совета по развитию гражданского общества и правам человека он обтекаемо отметил, что вопрос ношения мусульманками платков в школе должен решаться в рамках действующего законодательства, а школы имеют право самостоятельно определять форму одежды учащихся. «Что касается одежды, то это чувствительная тема. Во многих европейских странах накладываются такие ограничения. Не буду приводить всех аргументов, это то, что тоже должно решаться в рамках действующего законодательства. Школам предоставлено право выбора одежды», — сказал тогда Владимир Путин .

А пока проблема ношения платков в учебных заведениях Мордовии вышла далеко за пределы одного конкретного села. Сегодня Ашимов сообщил в своем «Фейсбуке» и подтвердил в личном разговоре следующий факт: «В Мордовском государственном педагогическом институте имени Евсевьева студенток-мусульманок, носящих платок, не допускают до сдачи экзаменов и прохождения практики, угрожают отчислением и недопуском до занятий, всячески оскорбляют их религиозные чувства, говорят, что они выступают против государства. Администрация вуза ссылается на какой-то „внутренний“ документ, содержание которого тщательно скрывается».

Фото: e-nkama.ru

«МЕСТА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОЧЕНЬ МАЛО ОСТАЕТСЯ — КАК В МОРДОВИИ, ТАК И В ЧЕЧНЕ»

Между тем препятствия женщинам, желающим носить платки в образовательных учреждениях, чинят далеко не во всех регионах. Например, в Татарстане проблемы из этого сознательно не делают. «У нас есть распоряжение кабинета министров Татарстана, в котором подробно расписано, какую форму должны носить мальчики и девочки в школе, — рассказала „БИЗНЕС Online“ заместитель министра образования и науки РТ Лариса Сулима . — Но мы не акцентируем внимание на платках. У нас есть, конечно, отдельные школы, где девочки носят эти платки. Никаких запретов со стороны министерства образования мы не проводим».

По мнению Сулимы, такой проблемы в республике вовсе нет. «С министром образования России мы полностью солидарны, но в Татарстане эта тема не актуальна. Нет обращений граждан, нет такого, чтобы где-то массово начали носить эти платки. У нас нет такой проблемы. Было время, когда в пяти муниципальных районах вопрос поднимали родители, поэтому было принято постановление кабинета министров в 2013 году о школьной форме. В этом постановлении четко прописано, что в Татарстане образование в школе носит светский характер и форма должна быть светской», — заключает один из руководителей минобрнауки РТ.

Постановлением республиканского правительства регламентируется этот вопрос и в Чечне, где вопрос определения формы одежды делегировали родительским комитетам. В результате почти все школьницы, напротив, ходят в платках. «У нас это регламентируется постановлением правительства Чеченской Республики. В нем четко прописано, какой должна быть форма одежды в образовательных организациях, и в уставе школы непосредственно прописывается эта форма одежды. Все это с согласования родительского комитета, — сообщила нашему корреспонденту заместитель начальника отдела общего образования министерства образования и науки Чеченской Республики Элиса Одаева . — У нас в соответствии с менталитетом не найдется ни одного родителя, который не хотел бы, что бы его дочь носила платок. 100 процентов девочек у нас ходят в платках. Речь идет не о хиджабе, а о традиционном чеченском платке. В соответствии с нашим менталитетом. Не хиджаб, а что-то наподобие косынки».

«В Чечне этот дресс-код считается общепринятым: когда в школах с первого класса ходят в платочках, — рассказал „БИЗНЕС Online“ чеченский писатель и политолог Руслан Мартагов . — Такие белые платочки. Одно время этот дресс-код усиленно насаждался с самого верха республиканской администрации. С другой стороны, это идет еще от древних домусульманских традиций, согласно которым женщина без головного платка — что-то «не то».

При этом Мартагов замечает, что в современной Чечне можно встретить большое количество молодых девушек, которые ходят без платка. Но в школу, а также в университет или институт принято надевать платок — за этим следят. «То есть если в Мордовии допустили перегиб в одну сторону, запретив платки, то в Чечне существует перегиб в другую сторону. А места для индивидуальности очень мало остается — как в Мордовии, так и в Чечне», — замечает наш собеседник.

«НОШЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ОТНОСИТСЯ К НЕОТЪЕМЛЕМЫМ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

Напомним, в начале января стало известно, что в татарском селе Белозерье, где проживают 3 тыс. человек, по итогам заседания регионального комитета по противодействию экстремизму под руководством главы Мордовии Владимира Волкова и работы специальной комиссии местного минобраза появился приказ за подписью нового директора белозерской школы, вносящий изменения в правила внутреннего распорядка школы. По нему запрещено ношение платков на территории учебного заведения как ученицам, так и учителям. При этом власти видят в этом метод борьбы с экстремизмом, якобы несколько выходцев из зажиточного Белозерья замечены в рядах экстремистов, воюющих на Ближнем Востоке. Несколько учителей отказались подчиниться требованиям, что вызвало широкий общественный резонанс.

Альмира Адиатуллина: «Платок вовсе не религиозный атрибут, а просто скромная форма одежды, предписанная мусульманке. И светскому содержанию образования это никак не угрожает, поскольку является личным делом человека» Фото: «БИЗНЕС Online»

В пятницу вечером на сайте всемирного конгресса татар (ВКТ) появилось открытое на имя главы Мордовии, в котором, в частности, говорится: «Последние события в селе Белозерье являются грубым произволом и административным давлением властей Мордовии в отношении беззащитных женщин-преподавателей Белозерьевской средней школы, отстаивающих свое право на соблюдение национальных традиций и обычаев». А руководство региона обвиняется в нарушении Конституции РФ: «В многонациональной и многоконфессиональной Мордовии, даже не изучив опыт соседей, нарушая основной закон России, создают конфликтную ситуацию». «Исполком всемирного конгресса татар требует от властей Мордовии прекратить грубый произвол и административное давление на женщин-преподавателей Белозерьевской средней школы, отстаивающих свои национальные и религиозные права», — заключают авторы письма.

«Учителя Белозерьевской школы обратились к нам в конгресс с большим письмом с просьбой помочь. Как в такой ситуации не отозваться? Татарская общественность, и не только из Мордовии, также звонит в конгресс, требует отреагировать на эту ситуацию. Это событие стало греметь уже на всю Россию! — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник председателя исполкома ВКТ Талгат Бариев . — Это открытое письмо достаточно жесткое, потому что ну сколько можно? На ровном месте создают проблему». При этом власти республики на ситуацию никак официально не отреагировали, хотя трудно поверить, что ВКТ ни с кем не согласовал свой демарш.

«Что касается того, что несколько человек из этого села уехали воевать в Сирию, ну так пусть занимаются ими конкретно! Такие мероприятия не должны проводиться огульно по всей деревне! Это что такое? Что теперь, коллективная вина, что ли? Для того чтобы пресекать всякие такие опасные явления, у нас есть специальные силовые органы, при чем тут министерство образования Мордовии и тем более женщины-преподаватели?» — уверен советник главы ВКТ.

К министру Васильевой обратилась и председатель общественной организации женщин Татарстана «Муслима» Альмира Адиатуллина . Она указывает, что село Белозерье в Мордовии является местом компактного проживания татар, коренного для этих мест этноса. Подавляющее большинство жителей села являются практикующими мусульманами. Более 90% женщин носит традиционный мусульманский головной платок, включая учителей и учениц местной школы. Платок здесь является не данью моде, а неотъемлемым элементом образа жизни и местного уклада. И за долгие годы работы школы к ее учителям и ученикам у государства не было никаких претензий. «Ношение традиционной одежды относится к неотъемлемым правам человека. Платок вовсе не религиозный атрибут, как его пытаются ошибочно представить некоторые деятели, а просто скромная форма одежды, предписанная мусульманке. И светскому содержанию образования это никак не угрожает, поскольку является личным делом человека», — резюмирует общественный деятель — та самая, которая в 2003 году через суд добилась разрешения мусульманкам всей страны фотографироваться в платках на паспорт.

Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?

На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.

«Платочки могут и объединять нас – если мы сильная духом страна»

Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.

Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?

Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».

Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.

Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.

Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:

«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».

Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:

«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.

В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:

«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...

У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».

То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.

В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.

Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.

Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.

Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.

Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.

Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.

Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.