Общественные обсуждения или публичные слушания градостроительный кодекс. Публичные слушания по проектам градостроительной документации. и проекту межевания территории

3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье — общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Комментарий к Ст. 28 ГрК РФ

В целях реализации требований о проведении публичных слушаний органы местного самоуправления согласно п. 2 комментируемой статьи должны принять нормативный акт, устанавливающий порядок проведения слушаний.

Правовое значение результатов публичных слушаний определено п. 9 комментируемой статьи, согласно которому глава муниципального образования при принятии решения учитывает мнение участников публичных слушаний.

Основы правового содержания публичных слушаний установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно указанному Закону публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.

При этом на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься:

— проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

— проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

— проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы выдачи разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

— вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Так, например, решением Совета депутатов г. Юбилейный Московской области от 26 мая 2005 г. N 153 было утверждено Положение «О порядке проведения публичных слушаний в городе Юбилейный».

Этим нормативным актом установлены следующие основные понятия.

Публичные слушания — форма участия жителей города в осуществлении местного самоуправления путем выражения своего мнения (отношения) к решению общественно значимых вопросов местного значения.

Представитель общественности — физическое или юридическое лицо, а также их ассоциации, организации, группы или иные объединения, за исключением тех, кто принимает решения по данному вопросу в силу служебных обязанностей, представляет органы местного самоуправления и государственные органы или участвует в их деятельности на основании возмездного договора.

Комиссия — коллегиальный орган, сформированный на паритетных началах из должностных лиц органов местного самоуправления и представителей общественности, осуществляющий организационные действия по подготовке и проведению публичных слушаний.

Эксперт публичных слушаний — лицо, представившее в письменном виде заключение по вопросам, выносимым на публичные слушания, и принимающее участие в прениях для их аргументации.

Кроме того, Положением о публичных слушаниях установлено, что публичные слушания проводятся по вопросам местного значения, их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

На публичные слушания для обсуждения выносятся:

1) проект Устава г. Юбилейный, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Юбилейный;

2) проект городского бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития г. Юбилейный;

4) вопросы о преобразовании г. Юбилейный;

5) проект генерального плана и внесение в него изменений с учетом особенностей, предусмотренных ГрК РФ.

На публичные слушания могут выноситься иные вопросы местного значения, предусмотренные действующим законодательством и требующие учета интересов жителей города.

Правом инициативы проведения публичных слушаний обладают:

1) инициативные группы граждан г. Юбилейный численностью не менее 50 человек;

2) зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения и организации;

3) органы территориального общественного самоуправления;

4) глава г. Юбилейный;

5) Совет депутатов г. Юбилейный;

6) органы государственной власти Московской области.

Ходатайство от имени населения, подписанное установленным числом граждан, либо протокол собрания представителей общественного объединения, организации, органа территориального общественного самоуправления о проведении публичных слушаний направляются в Совет депутатов или главе города.

Ходатайство о проведении публичных слушаний должно включать:

1) тему публичных слушаний;

2) обоснование необходимости проведения публичных слушаний;

3) информационные, аналитические материалы, относящиеся к теме публичных слушаний;

4) список кандидатур для включения в состав комиссии.

Не позднее чем через три недели со дня регистрации в Совете депутатов ходатайства о проведении публичных слушаний:

1) при отклонении инициативы о проведении публичных слушаний ее инициаторы вправе повторно внести предложение о проведении публичных слушаний по тому же вопросу с приложением более 200 подписей жителей г. Юбилейный;

2) если в поддержку назначения публичных слушаний высказались более 200 жителей города, публичные слушания по указанной теме назначаются Советом депутатов в обязательном порядке.

Публичные слушания, проводимые по инициативе главы города по вопросам, отнесенным к его компетенции, назначаются постановлением главы города не позднее чем через три недели со дня регистрации в администрации ходатайства о проведении публичных слушаний либо глава города вносит инициативу о проведении публичных слушаний в Совет депутатов. В решении (постановлении) о проведении публичных слушаний указываются:

1) тема публичных слушаний;

2) дата, место, время проведения публичных слушаний;

3) инициатор проведения публичных слушаний;

4) состав комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний;

5) порядок ознакомления и получения документов, предлагаемых к рассмотрению на публичных слушаниях;

6) источники финансирования мероприятий, связанных с проведением публичных слушаний.

Решение (постановление) о проведении публичных слушаний публикуется (обнародуется) не менее чем за 15 дней до их проведения. Публичные слушания назначаются не позднее чем через два месяца со дня регистрации ходатайства о проведении публичных слушаний в Совете депутатов или администрации города. Комиссия осуществляет организационные действия по подготовке и проведению публичных слушаний. Комиссия имеет право привлечь экспертов по вопросам, выносимым на публичные слушания.

Участниками публичных слушаний с правом на выступление являются глава города, депутаты Совета депутатов, уполномоченный представитель инициативной группы, эксперты, иные лица, внесшие письменные рекомендации по вопросам публичных слушаний не позднее чем за пять дней до даты проведения публичных слушаний.

Публичные слушания проводятся в форме выступлений участников. Время выступления, порядок выступлений, количество выступающих, продолжительность публичных слушаний определяются комиссией.

По результатам публичных слушаний составляется итоговый документ — заключение. Результаты публичных слушаний заносятся в протокол, который подписывается членами комиссии. Результаты публичных слушаний по каждому вопросу подлежат обязательному рассмотрению органом местного самоуправления с принятием соответствующего решения. Заключение комиссии и решение органа местного самоуправления публикуются (обнародуются) в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний. Если решение органа местного самоуправления не совпадает с заключением комиссии, то проводятся повторные публичные слушания либо создается согласительная рабочая группа органа местного самоуправления и комиссии по проведению публичных слушаний.

Второй комментарий к Статье 28 Градостроительного кодекса

1. Положения комментируемой статьи основываются на конституционной норме ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, которая непосредственно устанавливает право граждан осуществлять местное самоуправление путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления. К таким «другим формам» и относится институт публичных слушаний. Формулировка «право на благоприятные условия жизнедеятельности» в Основном Законе отсутствует, но согласно ст. 55 Конституции РФ перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Статья 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» развивает указанные выше конституционные нормы, так же как и весь ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принят в развитие главы 8 Конституции РФ о местном самоуправлении. Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.

Часть 1 комментируемой статьи императивно устанавливает принцип обязательности проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, увязывая обязательный характер слушаний с целью:

— соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности;

— соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Здесь видна попытка законодателя достичь баланса между защитой общесоциальных интересов всего населения соответствующего муниципального образования и защитой экономических интересов обладателей земельных участков (подразумевается не только право собственности, но и иные вещные права на земельные участки).

Принцип обязательности проведения публичных слушаний корреспондирует с нормами п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Напомним, что термин «поселение» здесь понимается в смысле ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как сельское либо городское поселение. Согласно ст. 2 данного Закона под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения:

— сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

— городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

— муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера;

— городской округ определяется как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;

— городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

— внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

— внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Часть 2 содержит бланкетную норму, отсылающую в области вопросов организации и проведения публичных слушаний к уставам муниципальных образований и (или) нормативным правовым актам представительных органов муниципальных образований. При этом устанавливается оговорка об обязательности учета в указанных нормативных правовых актах положений комментируемой статьи. Следовательно, указанные вопросы могут регулироваться либо уставом, либо специально принятым муниципальным нормативным правовым актом, либо частично уставом, а частично — специальным нормативным правовым актом представительного органа. Такой подход законодателя представляется обоснованным с учетом довольно объемного перечня вопросов, которые в обязательном порядке должны регулироваться именно уставом муниципального образования. Большинство уставов муниципальных образований содержат, как правило, одну статью, в которой регулируются лишь основные вопросы организации и проведения публичных слушаний. Как правило, эти статьи в основном дублируют приведенную выше норму п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

К примеру, п. 4 ч. 3 ст. 16 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 «Об Уставе города Саратова», практически копирует указанную выше норму ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Аналогичные нормы содержит, в частности, п. 3 ч. 3 ст. 24 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы Иркутска от 20 мая 2004 г. N 003-20-430537/4. Даже структурно, юридико-технически приведенные статьи повторяют ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Статья 10 Устава муниципального образования «Город Балаково» (Саратовская область), принятого решением Совета муниципального образования город Балаково от 12 декабря 2005 г. N 14, структурно отличается от перечисленных статей, но в плане нормы об обязательности проведения публичных слушаний также совпадает с ними (п. 3 ч. 2 ст. 10 указанного Устава).

Специализированные нормативные правовые акты представительных органов власти муниципальных образований должны содержать более подробную и конкретизированную регламентацию проведения публичных слушаний, адаптируя ее при этом к специфике местных условий соответствующего муниципального образования (в рассматриваемом случае — сельских, городских поселений и городских округов). Закон позволяет представительным органам муниципальных образований принимать специализированный комплексный нормативный правовой акт, касающийся проведения публичных слушаний, либо принимать нормативный правовой акт, регулирующий именно рассматриваемый вид публичных слушаний, однако на практике второй подход практически не встречается. Как правило, примерная структура большинства подобных нормативных правовых актов включает в себя следующие составные части:

общие положения. Здесь устанавливаются статус, значение процедуры публичных слушаний и их нормативно-правовая база;

— перечень вопросов, выносимых на публичные слушания. В этой части устанавливаются как обязательные, так и необязательные вопросы, подлежащие рассмотрению на публичных слушаниях. Может быть установлен исключительно перечень обязательных вопросов, как, например, в разделе II Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утв. решением Саратовской городской Думы от 16 ноября 2005 г. (далее в тексте — Положение о публичных слушаниях в г. Саратове). Согласно п. 3 указанного Положения в обязательном порядке на публичные слушания выносятся проект Генерального плана муниципального образования «Город Саратов», а также проекты о внесении в него изменений — правило, основывающееся на комментируемой статье ГрК РФ;

— инициаторы проведения публичных слушаний. Здесь перечисляются субъекты, обладающие правом инициировать публичные слушания. К примеру, в соответствии со ст. 3.1 Положения о публичных слушаниях в г. Саратове к субъектам инициативы проведения публичных слушаний относятся: группа жителей г. Саратова количеством не менее 50 человек; глава муниципального образования; городская Дума;

— участники публичных слушаний. Здесь могут не только содержаться перечни участников, но и оговариваться в общих чертах их основные права в рамках проведения слушаний;

— порядок проведения публичных слушаний (или порядок подготовки и проведения слушаний). Здесь подробно по стадиям регламентируются действия всех участников слушаний (включая прежде всего органы местного самоуправления) на всех стадиях слушаний, подробно регулируются процедурные моменты;

— может предусматриваться отдельным блоком такой раздел, как порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, как, к примеру, это установлено разделом VI.1 Положения о публичных слушаниях в г. Саратове;

— результаты публичных слушаний. Здесь устанавливаются порядок принятия и оформления итогового документа (заключения) слушаний, а также порядок действий участников слушаний на их последней стадии;

— приложения. Этот раздел может не встречаться, но при его наличии в нем, как правило, устанавливаются образцы соответствующих документов слушаний — чаще всего это итоговый документ, перечень (список) инициативной группы, образцы бланков протоколов и т.д.;

— в случае формирования специализированного органа местного самоуправления по подготовке и обеспечению проведения публичных слушаний специализированный нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления может включать часть, устанавливающую статус и порядок деятельности такого органа (см. раздел IV Положения о публичных слушаниях в г. Саратове).

Эта примерная структура может быть как значительно увеличена, так и сжата — это зависит от специфики самого соответствующего муниципального образования и от специфики его нормативно-правовой базы.

3. Императивное правило ч. 3 комментируемой статьи о том, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, имеет целью обеспечение полноты участия населения в публичных слушаниях.

Этой же цели подчинено правило, согласно которому в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа слушания должны проводиться с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений. Объект капитального строительства понимается здесь в смысле его определения, установленного п. 10 ст. 1 ГрК РФ (см. комментарий к ст. 1).

4. В целях обеспечения предоставления всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения по предмету слушаний, а также в целях обеспечения гарантий более полного учета мнений населения законодатель установил возможность разделения на части территории населенного пункта, в котором проводятся слушания. С этой же целью законодатель предоставил органам представительной власти субъектов РФ полномочия по установлению предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на такой территории.

Региональная нормотворческая практика в данной области идет по двум основным направлениям: либо включение соответствующей нормы в основной закон субъекта РФ о регулировании градостроительной деятельности, либо принятие отдельного специализированного закона. В частности, согласно ст. 20 Закона Саратовской области от 9 октября 2006 г. N 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на части населенного пункта, при проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, городских округов не должна превышать 300 тысяч человек. В некоторых субъектах РФ существует также практика принятия отдельных специализированных законов, устанавливающих такую численность. К примеру, Законом Свердловской области от 25 декабря 2006 г. N 102-ФЗ «О предельной численности лиц, зарегистрированных на части территории населенного пункта, в котором проводятся публичные слушания по проекту генерального плана поселения или генерального плана городского округа, в случае разделения его территории на части» предельная численность лиц, зарегистрированных на части территории населенного пункта, в котором проводятся публичные слушания по проекту генерального плана поселения или генерального плана городского округа, в случае разделения его территории установлена в процентном выражении в зависимости от численности населения такого населенного пункта: 30% от численности лиц, зарегистрированных на всей территории населенного пункта, — в населенных пунктах с численностью населения 1 000 000 человек и более; 40% — в населенных пунктах с численностью населения от 300 000 человек до 999 999 человек включительно и 50% — в населенных пунктах с численностью населения менее 300 000 человек.

5. Правило ч. 5 комментируемой статьи установлено в целях обеспечения участия населения в публичных слушаниях и в целях информирования населения о слушаниях. Оно предусматривает, что в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления в обязательном порядке организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению. Это правило корреспондирует с нормой ч. 4 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Уполномоченный на проведение слушаний орган местного самоуправления обязан обеспечить доведение до населения всей полноты информации о предмете слушаний — о проекте генерального плана. Организация выставок, экспозиций, демонстрационных и наглядных материалов проекта, организация выступлений разработчиков проекта и органов местного самоуправления в средствах массовой информации — это не полный перечень форм и способов доведения такой информации до населения. В этой связи следует подчеркнуть важность оперативного взаимодействия представительного органа власти соответствующего муниципального образования с местными СМИ. Трудность практической реализации данной обязанности ответственного органа состоит в том, что финансирование организации публичных слушаний осуществляется за счет средств местного бюджета, которых часто может для этого недоставать. Существует практика формирования на период подготовки слушаний специализированного органа местного самоуправления, функцией которого является осуществление подготовки проведения публичных слушаний (например, разделом IV Положения о публичных слушаниях в г. Саратове предусмотрено создание Оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний, Комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов»). Представляется целесообразным наделение таких специализированных органов полномочиями по обеспечению выполнения рассматриваемой обязанности, но с обязательным привлечением для этого, при необходимости, управленческих ресурсов и компетенций представительного и исполнительного органов власти муниципального образования.

6. Правило ч. 6 комментируемой статьи — это развитие и конкретизация конституционно-правовой гарантии непосредственного, прямого волеизъявления как одной из форм осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ). Любой из участников слушаний вправе направлять в уполномоченные на проведение слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана. Эти замечания и предложения подлежат занесению (включению) в протокол публичных слушаний. Форма протокола публичных слушаний определяется специализированным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Как правило, в структуру протокола входят следующие блоки информации: место и время проведения слушаний; предмет слушаний; участники слушаний; председатель и секретарь слушаний; способ информирования общественности; основание проведения слушаний; повестка дня (вопросы, подлежащие обсуждению); порядок проведения слушаний; замечания и предложения. В обязательном порядке должны вноситься и по возможности подробнее фиксироваться все предложения и замечания, касающиеся предмета слушаний (в данном случае — проекта генерального плана). При отсутствии предложений и замечаний также в обязательном порядке в протокол должна быть внесена запись об этом. Если слушания проводятся в нескольких населенных пунктах, то в обязательном порядке указывается тот населенный пункт, представитель которого внес соответствующие предложения и (или) замечания. Протокол подписывается председателем и секретарем публичных слушаний; при отсутствии одной из таких подписей протокола юридически нет. Если территория муниципального образования разделена на части, соответствующим образом оформляется и подписывается протокол каждого заседания. Срок, в течение которого протокол должен быть составлен в окончательном виде, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Например, согласно п. 6.1.1.8 Положения о публичных слушаниях в г. Саратове — не позднее 7 дней со дня проведения каждого заседания публичных слушаний.

7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает императивную норму об опубликовании информации о результатах публичных слушаний: заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещается на официальном сайте поселения, официальном сайте городского округа в сети Интернет.

Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом соответствующего муниципального образования. Часть 3 содержит также императивное требование, согласно которому порядок опубликования должен обеспечивать возможность ознакомления граждан с правовыми актами, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается ограничение доступа:

— к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

— к информации о состоянии окружающей среды;

— к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

— к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Правовой режим информации о результатах публичных слушаний — это правовой режим общедоступной информации, то есть общеизвестных сведений и иной информации, к которой не ограничен доступ (ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Напомним, что в рамках информационного обеспечения градостроительной деятельности функционирует ФГИС ТП — федеральная государственная информационная система территориального планирования, и органы местного самоуправления должны обеспечивать доступ к проектам генеральных планов и материалам по их обоснованию в ФГИС ТП с использованием интернет-сайта (в настоящее время это fgis.economy.gov.ru) не менее чем за 3 месяца до их утверждения (подробнее см. комментарий к ст. 57.1).

Правовой режим видов информации, в отношении которой законодательно устанавливаются соответствующие ограничения, определяется специализированными федеральными законами, к примеру, правовой режим государственной тайны — Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне». Необходимость подобного ограничения может быть продиктована, в частности, спецификой правового статуса муниципального образования — ЗАТО (например, поселок Светлый Саратовской области).

Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления конкретизируют и развивают нормы ч. 7 комментируемой статьи. В частности, согласно п. 7.5 Положения о публичных слушаниях в г. Саратове заключение о результатах публичных слушаний публикуется в газете «Саратовская панорама» или размещается на официальном сайте городской Думы (saratovduma.ru) или на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (saratovmer.ru).

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает минимальную и максимальную продолжительность сроков, в течение которых должны быть проведены публичные слушания, — от одного до трех месяцев. В случае если по каким-либо причинам публичные слушания проведены в срок менее одного месяца, то исходя из буквального толкования комментируемой нормы они должны считаться несостоявшимися. Возможность продления трехмесячного срока закон не устанавливает. Уставом соответствующего муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования могут устанавливаться и иные сроки, но они в любом случае не должны превышать 3 месяцев или быть менее 1 месяца.

Так, согласно п. 6.1.1.4 Положения о публичных слушаниях в г. Саратове срок проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования «Город Саратов» или проекту о внесении изменений в Генеральный план города составляет два месяца и не может превышать трех месяцев с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

В соответствии с п. 7.1 Положения о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утв. решением Думы г. Иркутска от 31 августа 2005 г. N 004-20-160180/5, срок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана города, проекту планировки территории и проекту межевания территории — с момента публикации сообщения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний — не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Начало течения срока — следующая за днем оповещения жителей муниципального образования дата, а окончание срока — дата опубликования заключения о результатах слушаний, то есть эта дата поглощается сроком проведения публичных слушаний.

9. Частью 9 устанавливается исчерпывающий перечень видов решения главы местной администрации с учетом заключения о результатах слушаний. Это, соответственно, либо решение о согласии с проектом генерального плана и о направлении его в представительный орган, либо решение об отклонении проекта и о направлении его на доработку. Указанные полномочия главы местной администрации обусловлены его правовым статусом как руководителя местной администрации на принципах единоначалия — ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

О порядке подготовки, утверждения и согласования генерального плана см. комментарии к ст. ст. 23 — 25.

Навигация по записям

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации и проведения публичных слушаний

Общие положения

Публичные слушания представляют собой организационную форму участия населения в обсуждении вопросов градостроительной деятельности, выделения земельных участков под строительство и реконструкцию объектов.

1. Публичные слушания по проекту генерального плана

1.1. Общие положения

1.1.1. Публичные слушания по проекту генерального плана, в том числе по внесению в него изменений, проводятся в обязательном порядке в целях:

доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана;

соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности;

соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства .

1.1.2. Публичные слушания проводятся в населенном пункте, на который разрабатывается генеральный план.

1.2. Порядок организации публичных слушаний

1.2.9. Публичные слушания должны быть проведены, а заключение об их результатах опубликовано не ранее, чем через один месяц и не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о проведении публичных слушаний.

1.3. Порядок проведения публичных слушаний

1.3.1. Перед началом проведения публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

1.3.2. Председатель Рабочей комиссии открывает публичные слушания, информирует их участников о содержании проекта генерального плана, представляет инициаторов проведения публичных слушаний, себя и секретаря и отвечает на вопросы участников публичных слушаний.

1.3.3. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта и его суждение заносится в протокол публичных слушаний .

1.3.4. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

1.3.5. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта.

1.3.6. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.

1.3.7. После завершения публичных слушаний по проекту генерального плана Рабочая комиссия оформляет протокол о проведении публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний и представляет проект генерального плана Главе муниципального образования для принятия соответствующего решения. Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

1.3.8. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов не позднее десяти дней со дня проведения публичных слушаний.

2. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки

2.1. Общие положения

2.1.1. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, в том числе по внесению в него изменений, проводятся в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки.

2.1.2. Проекты правил землепользования и застройки до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

2.1.3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания проводятся с участием граждан, постоянно проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта правил землепользования и застройки, уполномоченных представителей объединений этих граждан, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

2.1.4. В случае, если внесение изменений в правила землепользования и застройки связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территории. При этом о проведении публичных слушаний извещаются правообладатели земельных участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию отдельного объекта капитального строительства, правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с указанным земельным участком, и правообладатели помещений в таком объекте, а также правообладатели объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий.

2.1.5. Извещения направляются в срок не позднее, чем через 15 дней со дня принятия главой органа местного самоуправления решения о проведении публичных слушаний по предложениям о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

2.2. Порядок организации публичных слушаний

2.2.1. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся Рабочей комиссией.

2.2.2. Глава муниципального образования при получении проекта правил землепользования и застройки, прошедшего соответствующую проверку, принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее десяти дней со дня получения проекта.

2.2.3. Данным решением устанавливается время и место проведения публичных слушаний, а также определяется состав участников публичных слушаний, подлежащих оповещению об их проведении.

2.2.4. Решение о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

2.2.5. Последняя информация и проект итогового документа (заключения о результатах) публичных слушаний должны быть опубликованы не позднее 7 дней до даты проведения публичных слушаний.

2.2.6. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования проекта.

2.2.7. Рабочая комиссия может использовать другие формы информирования населения о проводимых публичных слушаниях.

2.3. Порядок проведения публичных слушаний

2.3.1. Перед началом проведения публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

2.3.2. В месте проведения публичных слушаний для общего обозрения должны демонстрироваться материалы, входящие в проект правил землепользования и застройки.

2.3.3. Председатель Рабочей комиссии представляет инициаторов проведения публичных слушаний, себя и секретаря, оглашает тему, информирует участников публичных слушаний о содержании проекта правил землепользования и застройки.

2.3.4. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

2.3.4. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта правил землепользования и застройки, для включения их в протокол публичных слушаний.

2.3.5. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта.

2.3.6. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.

2.3.7.После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Рабочая комиссия представляет указанный проект главе органа местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

2.3.8. Глава органа местного самоуправления с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

об утверждении проекта правил землепользования и застройки;

об отклонении проекта правил землепользования и застройки и

направлении его на доработку.

2.3.9. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее 10 дней со дня проведения публичных слушаний.

3. Публичные слушания по проекту планировки территории

и проекту межевания территории

3.1. Общие положения

3.1.1. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения Главы местной администрации муниципального образования, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

3.1.2. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства с участием:

граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта её планировки и проекта её межевания;

правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории;

лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

3.2. Порядок организации публичных слушаний

3.2.1. Глава местной администрации муниципального образования при получении проекта планировки и проекта межевания территории, прошедшего соответствующую проверку, принимает постановление о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее, чем десять дней со дня получения проекта.

3.2.2. Данным постановлением устанавливается время и место проведения публичных слушаний, определяется состав Рабочей комиссии, уполномоченной на проведение публичных слушаний, а также определяется состав участников публичных слушаний, подлежащих оповещению об их проведении.

3.2.3. Постановление о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

3.2.5. Срок проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

3.2.6. Публичные слушания должны быть проведены, а заключение об их результатах с итоговым документом публичных слушаний и приложением к нему направляются Рабочей комиссией Главе местной администрации муниципального образования.

3.2.7. Глава местной администрации муниципального образования принимает решение об утверждении документации по планировке территории и проекту межевания территории или об отклонении такой документации и направлении её на доработку.

3.3. Порядок проведения публичных слушаний

3.3.1. Перед началом публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

3.3.2. В месте проведения публичных слушаний для общего обозрения должны демонстрироваться материалы проекта планировки и проекта межевания территории.

3.3.3. Председатель Рабочей комиссии открывает публичные слушания, информирует их участников о содержании обсуждаемого проекта и отвечает на их вопросы.

3.3.4. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

3.3.5. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта, для включения их в протокол публичных слушаний.

3.3.6. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта.

3.3.7. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.

3.3.8. После завершения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории Рабочая комиссия оформляет протокол о проведении публичных слушаний и представляет проект планировки и проект межевания территории Главе муниципального образования для принятия соответствующего решения. Обязательными приложениями к данному проекту являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

3.3.9. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов не позднее десяти дней со дня проведения публичных слушаний.

4. Публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения

на условно разрешенный вид использования земельного

участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства

4.1. Общие положения

4.1.1. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

4.1.2. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства (далее – разрешение на отклонение от разрешенного строительства) направляет соответствующее заявление главе администрации муниципального образования для комиссионного рассмотрения.

4.1.3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.

4.1.4. Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонение от разрешенного строительства проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, отклонение от разрешенного строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4.2. Порядок организации публичных слушаний

4.2.1. Глава администрации муниципального образования принимает решение о назначении публичных слушаний по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Публичные слушания проводятся Рабочей комиссией.

4.2.2. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. Указанное лицо вносит соответствующую плату по смете, составленной Рабочей комиссией не позднее трех дней со дня получения указанной сметы.

4.2.3. Комиссия посредством опубликования в местных средствах массовой информации направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющим общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанное сообщение содержит сведения о времени и месте проведения публичных слушаний и публикуется в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

4.2.4. Сообщение комиссии о времени и месте проведения публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

4.2.6. Публичные слушания должны быть проведены, а заключение об их результатах опубликовано не позднее чем через месяц со дня опубликования сообщения о проведении публичных слушаний.

4.3. Порядок проведения публичных слушаний

4.3.1. Перед началом проведения публичных слушаний Рабочая комиссия организует регистрацию участников с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных.

4.3.2. Заинтересованное лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, информирует участников публичных слушаний по существу своего обращения и отвечает на их вопросы.

4.3.3. После получения информации и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого вопроса и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

4.3.4. Участники публичных слушаний вправе представить в Рабочую комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

4.3.5. Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого вопроса.

4.3.6. Участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого вопроса и не проводят каких-либо голосований.

4.3.7. После завершения публичных слушаний Рабочая комиссия оформляет протокол публичных слушаний и составляет заключение о результатах публичных слушаний и на основании этого заключения осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе администрации муниципального образования.

4.3.8. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее десяти дней со дня проведения публичных слушаний.

Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

3. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

4. Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5. Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

7. Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

8. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

9. В течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

10. В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

11. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

12. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.

13. Не требуется представление указанных в части 12 настоящей статьи документов, подтверждающих сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц), если данными лицами вносятся предложения и замечания, касающиеся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, посредством официального сайта или информационных систем (при условии, что эти сведения содержатся на официальном сайте или в информационных системах). При этом для подтверждения сведений, указанных в части 12 настоящей статьи, может использоваться единая система идентификации и аутентификации.

14. Обработка персональных данных участников общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

15. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, не рассматриваются в случае выявления факта представления участником общественных обсуждений или публичных слушаний недостоверных сведений.

16. Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

17. Официальный сайт и (или) информационные системы должны обеспечивать возможность:

1) проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте и (или) в информационных системах внесенных ими предложений и замечаний;

2) представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.

18. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

19. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

20. Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

21. На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

22. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:

1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

23. Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

24. Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются:

1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам;

2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) официальный сайт и (или) информационные системы;

5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний;

6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

25. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.