Н. Гоголь, «Невский проспект». Анализ произведения. «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» Сон пискарева анализ

Название этого произведения говорит о том, что основной образ и своего рода главный участник событий, которого создал Гоголь, ‒ Невский проспект. Краткое содержание, безусловно, не сможет так ярко рассказать об этой улице, что так и «пахнет гулянием». Итак, постараемся вспомнить, о чем эта книга.

Описание Невского проспекта

Обратимся к тому, как начинает Н.В. Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этого произведения стоит начать именно с описания этой улицы. Богатый язык писателя очень живо передает нам атмосферу Петербурга того времени. Мы так и видим людей, проходящих по главной улице этого города. С утра на Невском можно встретить нищих, рабочих людей, чиновников. В полдень там появляются гувернантки с детьми, и этот проспект смело можно назвать «педагогическим». С двух до трех часов на проспекте можно увидеть настоящий «парад чинов». Это настоящая выставка дамских шляпок, туфелек, башмачков, платьев, мужских бакенбард и усов. После четырех часов проспект пустеет и вновь оживает с наступлением сумерек, так пишет Гоголь. Повесть «Невский проспект», краткое содержание которой мы рассматриваем, знакомит нас далее с двумя действующими лицами.

Встреча Пирогова и Пискарева

Вечером на проспекте встречаются два товарища. Так продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание книги невозможно без описания этих двух персонажей. Пирогов - самовлюбленный поручик, уверенный в своем успехе у женщин. Пискарев напротив, застенчивый и робкий художник, не смеющий надеяться на взаимное внимание со стороны юных особ. На Невском поручик обратил внимание на очаровательную блондинку, а художнику приглянулась брюнетка. Далее молодые люди разминулись.

Прекрасная незнакомка

Следует заметить, что центральное произведение в цикле "Петербургские повести" Гоголя ‒ "Невский проспект". Краткое содержание этого произведения заставляет нас проследовать вместе с Пискаревым за прекрасной молодой девушкой. Ему только хотелось узнать, где она живет ‒ ни о чем другом он и не мечтал. Однако улыбка, с которой незнакомка обернулась на молодого человека, окрылила его. А что с ним стало, когда, подойдя к дому, барышня жестом велела ему идти за ней!

Разочарование

Пискарев шел за незнакомкой, питая самые нежные и возвышенные чувства. Дверь им открыла женщина. Квартира, в которую они вошли, поразила Пискарева: он понял, что попал в приют разврата. Потрясенный молодой человек сбежал.

Сны и мечты

Оказавшись дома, Пискарев заснул. Ему приснился сон. Именно этим эпизодом продолжает Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести далее расскажет нам, что приснилось молодому человеку.

Итак, Пискарев увидел, что за ним пришел лакей, и, сказав, будто его прислала та самая барыня, велел следовать за ним. Он оказался на бале в великолепном особняке. Все дамы были прекрасны, но блистательнее всех, конечно, была Она. Девушка пыталась что-то сказать Пискареву, но им постоянно мешали. Он проснулся. Жизнь потеряла смысл для молодого человека. Чтобы лучше спать, он купил опиум. Его существование обретало смысл только в сновидениях.

Пискарев представлял, что женится на этой девушке, и она сойдет с того ужасного пути, по которому шла. Однажды он решился сделать ей предложение. Отправившись в тот дом, он вновь увидел ее и рассказал о своем плане. Ответом на его слова было презрение. Пискарев вновь бежал и несколько дней не выходил из своей комнаты. Когда дверь взломали, то нашли молодого человека с перерезанным горлом.

О Пирогове

Рассказом о друге несчастного Пискарева продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести отправляет нас по следам блондинки и Пирогова в дом жестянщика Шиллера, чьей женой и была светловолосая девушка. Кроме Шиллера в комнате был еще сапожник Гофман. Вместе они выставили Пирогова, но тот решил не сдаваться и, придя на следующий день, стал заигрывать с молодой женщиной. Она пригрозила тем, что пожалуется мужу. Пирогов заказал у Шиллера шпоры, чтобы иметь повод для того, чтобы появляться в этом доме снова. Наглое поведение Пирогова вывело жестянщика из себя. Он, сговорившись с женой и друзьями, решил проучить его. Блондинка пригласила его к себе в комнату, куда через некоторое время ворвался Шиллер с друзьями и, побив молодого человека, выставил его.

Однако Пирогов недолго досадовал. Подкрепившись пирожками, поручик снова начал радоваться жизни.

Литература. 10 класс
Урок №2
Тема: Художник и «страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

I. Работа по материалам домашнего задания.
Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
Какова функция этого эпизода во всей повести?
Расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
Какова смысловая роль сна Пискарева?
В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
Расскажите историю поручика Пирогова. Какова ее композиционная роль в повести?
Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности?
Итоги подводит учитель.
Сквозная тема петербургских повестей - обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. «О, не верьте этому Невскому проспекту Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Эти слова из повести «Невский проспект» можно поставить эпиграфом ко всему петербургскому циклу.
Вместо людей по Невскому проспекту («Невский проспект») движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумление» и т. п. Бездуховный мир омертвел и рассыпался на детали, вещи. Человека замещает предмет его туалета. Когда высокий дух покидает мир, в нем нарушается иерархия ценностей - и все рассыпается и сваливается в бесформенную кучу. Человек уже не может отличить добро от зла, высокое от низкого. Он теряет целостность восприятия, лишается ориентации.
Петербургскому мечтателю-романтику, художнику Пискареву кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе» - «сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты и толстый контрабас, выглядывающий из-за перил великолепных хоров, - все было для него блистательно». Но это блеск хаоса, отражающий абсурдность мира, потерявшего смысл, утратившего организующую его духовную вертикаль.
В фантасмагории петербургской жизни путается и смещается все, извращаются представления о прекрасном. Художник Пискарев находит ангельскую красоту там, где она и не ночевала, в жалкой наглости и глупой пошлости продажной женщины.
«Романтику» Пискареву противопоставлен «реалист» Пирогов, который является пленником окружающей его пошлости. Сама антитеза двух героев - Пирогова и Пискарева - оказывается мнимой. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
Подмена подлинных ценностей мнимыми приводит к разрушению Божеского образа в человеке.
Задание на дом: Стр.84-89. Ответить на вопросы, касающиеся повести «Нос».
В чем реальность начала повести?
Где любил прогуливаться майор Ковалев?
Какими словами описаны любимые места майора Ковалева?
В чем реальность людей, «населяющих» страницы повести? Приведите приметы реального быта реальных людей.
Какие нереальные события служат завязкой истории майора Ковалева?
Как разворачиваются дальнейшие события, связанные с носом?
Почему расстроился и огорчился майор Ковалев?
Удивляются ли герои повести, что все это могло произойти не с реальным человеком, но с отдельной частью его лица?

Тема урока:

Цели урока:

    составить сравнительную характеристику героев повести «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как раскрывает в повести общечеловеческую проблематику; учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,

опираясь на вопросы учителя.

Ход урока.

I . Слово учителя.

На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова, назвать детали, при помощи которых автор создает характеры, на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)

II . Выступление групп и обсуждение вопросов:

1 этап.

Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

(Портрет героя заменен социальным портретом, т. е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)

Выступление 1 группы.

· «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;

· «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант »;

«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства »;

· «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;

· «имеют особенный дар заставлять смеяться »; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами »; «умел рассказать анекдот »;

· «был доволен своим чином »; «очень льстило это новое достоинство »

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?


(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

2 этап.

2. Характер

Выступление 2 группы.

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?

(Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)

3 этап.

Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)

Выступление 3 группы.

(Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева

с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;

«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)

Что мы узнаем о характере героя из снов?

(Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)

(Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)

Вывод (всему классу)

    раскрыть … (внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу) показать разлад … (между мечтой героя и реальной жизнью) объяснить причину … (трагической гибели художника)

Выступление 4 группы.

в) Окончание приключений

Пискарев Пирогов

Выступление 5 группы.


(Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)

(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)

(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)

III . Подведение итогов работы в группах.

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

(мечты и действительности).

IV . Домашнее задание.

Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести «Невский проспект»)».

Приложение.

В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:

    в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1; в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2; предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень); в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу)

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?

2 группа. 2. Характер

Пискарев а) преследование Пирогов

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

Что мы узнаем о характере из снов?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

— автор многих интересных и комичных произведений, которые мы читаем с удовольствием, насмехаясь над реальностью, взять бы знаменитое произведение Ночь перед Рождеством. Но, совсем другое произведение Невский проспект, чей мы сделаем сегодня.

Невский проспект анализ

Анализ повести Невский проспект следует начать с того, что в Невском проспекте Гоголя и в анализе по плану, автор впервые пробует объединить трагический сюжет со смешным, пошлость со святым, низменное и высокое. Само произведение входит в цикл и представляет собой повесть, состоящую из трех частей.

Сначала мы видим перед собой Невский проспект. Он как живой, живет своей жизнью, где встречаются самые разнообразные люди, в зависимости от времени суток. И вот, по этой Петербургской главной артерии прогуливались наши герои. Герои очень разные с разными взглядами на жизнь, с разным отношением. Первый — это Пирогов, который был карьеристом, наглым и самоуверенным человеком. Второй — Пискарев. Это художник с тонкой душевной организацией, романтик по натуре, очень ранимый, робкий. И вот на проспекте они встречают двух женщин и каждый из них идет за своей избранницей. Художник идет с целью познакомиться, влюбившись в девушку с первого взгляда, а вот поручик идет, чтобы развлечься.

Как оказалось, художника привлекла путана. Увидев, кем является его избранница, он убегает и начинает встречаться с девушкой во сне. Для этого он даже опиум стал принимать. А далее решается сделать ей предложение в реальности, но девушка отказывает ему. Не выдержав такого, он совершает самоубийство.

Поручик же выбрал себе замужнюю женщину, но это его не отпугнуло. Он начинает добиваться расположения жены немецкого жестянщика и в итоге с позором был вышвырнут на улицу. Немного успокоившись после произошедших событий, Пирогов продолжил жить, как ни в чем не бывало.

Вот так, в небольшом по содержанию произведении, автор поднял такие проблемы, как несовместимость мечты с действительностью, затронута тема духовного обнищания, показана мещанская крайность, от которой автор нас предостерегает. Гоголь затрагивает и тему одиночества, и тему нравственности, есть здесь и тема любви. Своей повестью автор показал, для кого существует Петербург. Это город для толстокожих людей, людей испорченных и меркантильных, таких как Пирогов и путана, а вот высоконравственным людям выживать в таком городе сложно, а то и невозможно.