Самый старый областной город беларуси. Численность населения городов Белоруссии. Крупные города Белоруссии

В IX—XI вв. на территории современной Беларуси сформировались общности кривичей, дреговичей, радимичей, составившие этнические ядра древнейших раннефеодальных белорусских государств — Полоцкого (X—XII вв.) и Туровского (X—XIV вв.) княжеств. Земли Среднего Побужья с некоторыми древнейшими городами объединились вокруг своего главного города Берестье (Брест), Северного Посожья — входили в состав Смоленского княжества, а города Гомель, Чечерск, Речица — в состав Черниговского княжества. На землях Верхнего Понеманья в XII—XIII вв. возникли Городенское и Новогородское (Новогрудское) удельные княжества. Общественное развитие земель Беларуси раннего средневековья шло в общем русле с другими восточными славянами.

Указанный период характеризуется развитием феодальных отношений, принятием христианства согласно византийскому обряду, прогрессом в области культуры. В условиях углубления общественного разделения труда и отделения ремесла от земледелия, развития торговли, появления в IX в. устойчивого денежного обращения возникают и растут многочисленные укрепленные города, окруженные крепостными стенами. Они становятся центрами хозяйственной и культурной жизни территорий различных славянских племен и их княжеств. В этот период были заложены основы градостроительства и монументальной каменной архитектуры.

Первые города на территории Беларуси возникли в IX—XIII вв. как укрепленные, огражденные поселения («грады»). Некоторые города выросли на местах прежних городищ периода железного века, другие развились из бывших центров племенных поселений, порубежных крепостей (Гродно), феодальных замков, как сложившиеся центры ремесел и торговли на значительных земледельческих территориях.

Для развития городов важное значение имело их размещение на водных и сухопутных торговых путях, где и возникли ранние и наиболее известные города: Полоцк, Витебск, Друцк, Туров, Берестье (Брест), Городня (Гродно), Пинск и др. Древние варяги, проникавшие в IX—XI вв. по торговому пути «из варяг в греки» (в Византию; в IX—XIII вв. его средняя часть проходила по территории Беларуси), из Балтийского в Черное море, видели множество поселений, огражденных стенами. Поэтому они называли земли кривичей и полочан вдоль Западной Двины «Гардарик» («страна городов»).
На севере и северо-западе Беларуси в IX—X вв. города возникали как опорные центры племен в результате заселения территбрии Беларуси восточными славянами. К таким городам относятся: Полоцк, Витебск, Лукомль, Минск, Друцк, Орша, Заславль, Логойск, Браслав, Шклов, Волковыск, Новогрудок. Города были пунктами, куда привозили полюдье древляне, дреговичи, кривичи.

Византийский император Константин Багрянородный составил описание (около 948 г.) «О Русах, приезжающих из России на моноксилах (лодках-однодревках) в Константинополь: «Зимний и суровый образ жизни этих самых Русов таков. Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми Русами из Киева и отправляются в полюдье, то есть в круговой объезд и именно в славянские земли Вервианов (Древлян) Другувитов (Дреговичей) Кривитеинов (Кривичей) Севериев (Север) и остальных славян, платящих дань Русам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои од- нодревки... снаряжаются и отправляются в Византию...»

В 945 г. киевский князь Игорь, «...желая больше имения», решил собрать полюдье дважды в течение одной зимы, но был убит восставшими древлянами.

Интенсивный рост городов в Беларуси начался в XI—XII вв. как результат прогресса в развитии сельского хозяйства и ремесел. В южной части Беларуси города возникали как центры ремесел и торговли, обслуживавшие значительные земледельческие регионы. В XI—XIII вв. на территории нынешней Гомелыцины выросло ожерелье древних городов: Гомель, Мозырь, Рогачев, Стрешин, Чечерск, Брагин, Речица.

В IX—XIII в. на территории Беларуси существовало более 40 городов. О 35 из них имеются сведения в славянских летописях («Повесть временных лет», XII в.), других письменных источниках. Некоторые выявлены в результате археологических открытий. К IX в. относится возникновение Полоцка; в X в. возникли Заславль, Туров, Волковыск; в XI в. — Браслав, Брест, Витебск, Друцк, Давид- Городок, Копысь, Логойск, Лукомль, Минск, Орша, Пинск; в XII в. — Борисов, Брагин, Гомель, Гродно, Клецк, Мозырь, Мстиславль, Но- вогрудок, Рогачев, Слуцк, Пропошеск (Пропойск, с 1945 г. — Слав- город), Чечерск; в XIII в. — Волковыск, Здитов (теперь д. Здитово в Березовском районе), Каменец, Копыль, Кобрин, Речица, Слоним, Турийск (теперь д. Турейск в Щучинском районе).

Многие древние города Беларуси носят имена своих князей- основателей. В их числе: Борисов, Заславль, Браслав, Давид-Городок, Туров, Мстиславль. Ряд городов назван по их месторасположению на реках: Минск, Полоцк, Витебск, Пинск, Слуцк.

С начала своего существования города становятся центрами экономической и культурной жизни окружающих территорий, устанавливают и развивают торговые связи с ближними и дальними группами восточно-славянского населения.

В центре города находился детинец (крепость), укрепленный деревянными остроколами-палисадами или срубными деревянными стенами — городнями, рвами и земляными валами, а позже — каменными стенами (в некоторых западных городах — с башнями-донжонами). В детинце находились замок феодала, административное управление, церковь, монастырь. Рядом с детинцем располагался окольный город со второй линией укреплений. Его обычно составляя посад (предместье) — торгово-ремесленная часть феодального города. Посады имели все древние белорусские города, в больших городах они делились на районы (концы).

Преобладающим населением посадов были ремесленники и торговцы. Уже в X в. в крупнейших городах Беларуси насчитывается свыше 40 видов ремесел. Кроме ремесел часть городского населения занималась промыслами, пашенным земледелием, огородничеством и скотоводством.

Планировка улиц в больших городах была радиально-кольцевой или радиально-веерной. Главная улица начиналась от городских ворот. Улицы шириной 2—5 м мостили бревнами и деревянными плахами, уложенными на бревенчатых лагах. В некоторых крупных городах (Полоцк, Минск) на улицах имелись дренажные устройства для отвода воды.

Для белорусских торгово-ремесленных городов типичной была планировочная структура с двумя центрами — феодальным замком и рыночной площадью с лавками, мастерскими ремесленников, торговыми складами. Вдоль городских улиц располагались дворы горожан с домами и хозяйствеными постройками (мастерские, сараи, склады), обнесенные заборами с входными воротами (брамой) под двускатной крышей.

Жилищное и хозяйственное строительство в городах XI—XII вв. велось из дерева. На усадьбах возводились небольшие однокамерные (однокомнатные) жилища наземного типа срубной конструкции из бревен, реже — из брусьев (Минск, Давыд-Городок) площадью 12—16 кв. м. Застройка отличалась плотностью расположения зданий. Дворы обычно были обнесены прочными деревянными оградами. Археологические исследования жилья посадского населения феодального Витебска, проведенные в 1981—1989 гг., показали процесс его развития от простых однокамерных изб к многокамерным избам с сенями, которые появляются в XII в.

В южной части Беларуси известны также наземные каркасные дома и полуземлянки.

Дома нередко имели деревянные полы из колотых досок. В верхних венцах стен вырубались небольшие окна, в домах более состоятельных владельцев они были слюдяными или стеклянными. Здания накрывали двускатными крышами из дранки. Для обогрева помещения служила глинобитная или каменная печь, стоявшая в ближайшем от входа углу дома.

В некоторых городах (Новогрудок, Берестье, Слоним) встречаются дома двухкамерной планировки, площадью в несколько десятков квадратных метров. Так, в Новогрудке в XII—XIII вв. на территории окольного города существовал квартал с двухкомнатными жилыми домами богатых горожан с площадью жилищ до 75 кв. м. Большинство строений имели оштукатуренные стены, большие окна с круглыми стеклянными дисками, отличались «белыми» печами различных типов.

В XII—XIII вв. в городах получили дальнейшее развитие ремесла, среди которых преобладали кузнечное, ювелирное, кожевенное, сапожное, портняжное, гончарное, бондарное, косторезное. Широкое распространение получило производство различных железных изделий, домашнего инструмента (замков, топоров, ножей, серпов, сошников, гвоздей и т. д.), оружия и амуниции (мечей, кольчуг, панцирей, наконечников копий, подков и др.). Увеличилось производство одежды и обуви, домашней утвари (керамической посуды, бондарных изделий), украшений, подвесок, височных колец, браслетов, бус, пуговиц и т. д. Археологические находки того времени включают костяные гребешки, шахматные фигуры, рукоятки ножей и др.

Уникальной является находка на территории окольного города в Гомеле разрушенной мастерской первой половины XIII в., где изготовлялись «брони дощатые» — железные прямоугольные выпуклые пластины к воинским доспехам. В мастерской оказалось 1,5 тыс. таких пластин, которые там изготовляли и обрабатывали, что свидетельствует о хорошо налаженном, широкомасштабном производстве защитного вооружения на древнем белорусском порубежье.

Разнообразные изделия ремесленников древнейших городов сегодня экспонируются в историко-археологических и краеведческих музеях Беларуси.

Среди различных слоев горожан развивалась письменность, известная на белорусских землях с X в. Наиболее ранними ее памятниками являются надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава (X в.), на кирпиче из Софийского собора (XI в.), текст Туровского Евангелия (XI—XII вв.), надпись на кресте Евфросинии Полоцкой (XII в.). Известны надписи XII в. на предметах быта: пряслицах из раскопок в Друцке, Пинске, Гродно, амфорах, найденных в Новогрудке и Пинске, на памятниках эпиграфики — Борисовых камнях (XII в.) и Рогволодовом камне (XII в). Археологами найдены в Брестском городище самшитовый гребень с частью вырезанного на нем алфавита, а также берестяные грамоты XIII— XIV вв. в Витебске (1959) и Мстиславле (1980).

С принятием в X в. христианства в древних городах Беларуси началось строительство монументальных каменных крестово- купольных храмов, построенных из плинфы — широкого и плоского обожженного кирпича толщиной 3—3,5 см. В X—XI вв. для их строительства приглашали мастеров из Византии, что способствовало усвоению восточнославянскими мастерами лучших традиций создания культовых православных храмов. В 1001 г. в Друцке была построена одна из первых церквей на землях восточных славян, а в XII в. в городах Беларуси имелось около 20 православных храмов.

В XII в. в городах древних белорусских княжеств под влиянием византийской, древнерусской и западноевропейской архитектуры сложились характерные местные архитектурные школы — полоцкая и гродненская. Для архитектурной школы как определенного направления в зодчестве характерно проявление своеобразия в стилевых принципах и определенные хронологические рамки, а также наличие архитектурных памятников, созданных учениками и последователями известного мастера. Основываясь на лучших традициях зодчества предшествующих столетий, белорусские архитектурные школы формировались также и на местной народной основе. Летописи сохранили имена древних зодчих — создателей архитектурных школ — полоцкого Иоанна и гродненского Петра Миланего.

Своеобразием и неповторимостью отличаются монументальные архитектурные шедевры древних белорусских городов XII—XIII вв.: Софийский собор и Спасо-Евфросиниевская церковь в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно. Уровню лучших памятников древнерусской культуры своего времени отвечали также монументальные каменные соборы в Новогрудке, Турове, Волковыске.

Вышедшая из колыбели византийских и восточнославянских традиций жизнеспособная и самобытная белорусская культура уверенно и успешно развивалась во всех удельных княжествах, а затем в Великом Княжестве Литовском.

Многие белорусские города насчитывают в буквальном смысле слова многовековую, если не тысячелетнюю историю. И с каждым связаны многочисленные местные легенды и предания, не говоря уже о более чем интересных исторических фактах.

    Патриарх среди городов, о которых сохранилось достаточное количество исторических известий.

    Город тесно связан с именем монахини Ефросиньи, получившей ещё при жизни прозвище Полоцкая. Одна из наиболее известных женщин древнебелорусских земель, просветительница и основательница нескольких монастырей (а при них – специальных «подразделений», где переписывались книги и собиралась крупнейшая по тем временам библиотека.

    Кроме того, именно с Полоцком связана одна из самых драматических историй нашей древней истории – история полоцкого князя Рогволода и дочери его,Рогнеды. И киевского князя Владимира, который из-за несогласия девицы с его матримониальным предложением настолько потерял контроль над собой, что фактически дотла разорил город, девицу публично изнасиловал (и взял в качестве очередной жены, ибо до принятия христианства активно практиковал многоженство, да и гарем имел немалый), а её отца и братьев убил. Красно Солнышко, говорите? Святой, говорите?.

    На втором месте – Заславль. Первое известное название – Изяславль. Относительно этого города известна более или менее достоверная дата его основания. И имеет она отношение всё к той же Рогнеде и её сыну, Изяславу. Как известно, Рогнеда мужа-насильника неудачно попыталась убить, а единственным, кто стал на её защиту, стал их совместный сын. Согласно историческим свидетельствам, эта ситуация была истолкована авторитетнейшими людьми города (а власть князя, вполне сообразно с нынешними представлениями о демократии, была ограничена мнением этого самого собрания мудрецов) как необходимость отправить проштрафившуюся женщину и юношу в их вотчину, на земли их предков. Ну, разве что не совсем в Полоцк, а на новое место, где надлежало заложить новый город. Так и появился Изяславль, впоследствии превратившийся в Заславль.

    Кстати, анекдотично, что железнодорожная станция в этом городе до сих пор называется «Беларусь». Так что поезд Минск-Беларусь – это не шутка, а ироническая реальность.

    Строго говоря, Витебск должен был бы оказаться на втором месте, поскольку первые сведения о его существовании приходятся на Х век. И уже тогда это было не просто маленькое поселение, а вполне себе самостоятельный и способный обороняться населённый пункт.

    Согласно легенде, город был основан княгиней Ольгой, впоследствии принадлежал одному из самых загадочных правителей – Всеславу Чародею. В XI веке город и прилегающие земли превратились в небольшое удельное княжество.

    Сегодня Витебск – неизменная столица «Славянского базара», многочисленных выставок, проходящих в формате «город мастеров», родина множества всемирно известных художников и артистов, среди которых особо следует выделить Марка Шагала, всю жизнь верно служившего музе своего родного города.

    Также город, чья история отсчитывается от Х века и непосредственно связана с полоцким князем Рогволодом. Правда, не столько с самим князем, сколько с его противостоянием с князем самого Турова – Туром. Город, благодаря выгодному положению (на пути «изваряг в греки») на протяжении нескольких веков был центром общественно-полической, торговой и даже религиозной жизни. Считается, что именно в Турове был построен первый христианский храм – в 1005 году. Причём «Повесть временнЫх лет» отдельно отмечает, что это был храм «по западному (или латинскому) обряду». И обязан город был появлению такого храма именно заезжим западным купцам. Именно для них он и был возведён, и даже была образована епископская кафедра. Кстати, Туровское Евангелие, созданное в XI веке, было первой религиозной книгой, созданной на наших землях и сохранившейся до наших дней.

    Впрочем, практика показывает, что местные жители, во все времена весьма благосклонно относящиеся к верованиям своих гостей и соседей, ревностно сохраняли языческое мировоззрение своих предков. Даже сегодня, спустя почти тысячелетие христианства, мы видим и приношения на могилах (конфетки, «стопочки», сигаретки), и ленточки на деревьях, и по дереву стучать не забываем, чтобы ничего дурного не вышло.

  • Брест или Берестье

    Также один из древнейших белорусских городов. Вот только из исторических зданий там мало что сохранилось.

    Зато сохранилось множество легенд о сакральном месте, где был основан город. Началось всё, как гласят легенды, в берёзовом или берестовом (разновидность вяза) лесу, где было образовано небольшое языческое капище, вокруг которого начал расти посёлок. Достаточно быстро он превратился в город, а выгодное территориальное положение способствовало развитию торговли.

    Нынешнее название город получил благодаря полонизации. А поскольку в Польском королевстве XVII века один Брест уже был, то наш получил название Брест-Литовский. Кстати, популярная ныне торговая марка.

    Собственно Брестом город стал после карательных операций, которые проводил в окрестностях города российский полководец Суворов. Как и Могилёв, Брест был практически полностью вырезан «освободителями» и «усмирителями» заезжего палача.

  • Гродно или Городня

    Гродно или ГорОдня – самый западный город Беларуси, и тоже один из древнейших. И, кстати, едва ли не единственный, в котором сохранились здания и сооружения XVI-XVII веков. Удивительно, но даже в советские времена в городе сохранились культовые сооружения в немыслимых для советской республики количествах. В этом смысле Гродно чем-то напоминал нынешние страны Балтии – в ответ на приказы из союзной столицы, Москвы, там долго разбирались, а когда создатели этих приказов отправлялись к праотцам или просто забывали о поручениях, успешно саботировали уничтожение архитектурных памятников. Впрочем, и не только их.

    Первое упоминание города в летописях – 1005 год. Самое громкое упоминание – 1863 год, когда город и его окрестности стали едва ли не центром восстания под руководством Кастуся Калиновского. В ХХ веке город побывал и российским, и польским, и «возвращённым» в состав СССР.

  • Сегодня это небольшой районный город, а ведь в своё время был центром мощного княжества, а позднее – вторым по значимости центром Турово-Пинского княжества. Первое упоминание относится к XI веку, источник – «Повесть временнЫх лет». Один из успешнейших торговых центров на территории нынешних белорусских земель. И достаточно длительное время избегавший серьёзных разрушений во время набегов нахальных соседей, благодаря обилию болот. При малейшей опасности жители легко могли эвакуироваться на болотные острова, а захватчики оставались «хлопать клювом» у оставленного города.

    Пинск известен тем, что стал одним из первых населённых пунктов, в которых королева Бона Сфорца начала свою земельную реформу.

И любой из перечисленных городов достоин того, чтобы туда приехать. И найти, возможно, остатки древних сооружений. И услышать новые легенды, предания. Узнать ещё больше о нашей земле.

Катерина Сидорук

Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» организовывает виртуальную экскурсию по самому древнему городу Беларуси – Полоцку. Тысячелетние храмы, улицы, которые помнят древних князей и удивительные музеи – обо всем этом можно прочитать в очередном экскурсионном маршруте. Экскурсионный маршрут «По улицам самого старого города Беларуси» состоит из трех остановочных точек. Примерная продолжительность – 10-12 часов (дорога из Минска занимает 6 часов туда-обратно)

Остановочная точка 1. Прогулка по Старому городу примерная продолжительность 2 часа

Полоцк – самый старый город Беларуси. Согласно летописям, он был основан в 862 году. За время своего существования город неоднократно подвергался разрушениям. Но все же город по-прежнему поражает воображение. Софийский собор в Полоцке – одна из самых главных достопримечательностей города. Он был основан в самом начале XI века. Тот, самый первый храм, был расписан фресками, по аналогии с новгородским Софийским собором.
Софийский собор Своим существованием собор должен был напоминать о могуществе княжеской власти и о том, что Полоцк – это есть православные владения. К сожалению, до наших дней собору не удалось дойти в первозданном виде. Уже в XVII веке собор подвергся различным разрушениям. В 1607 году он горел, а перестроен, и значительно, был лишь в 1618 году. Тогда храм принадлежал униатам. Во время Северной войны 1700-1721 года в храме располагался пороховой склад. Но 1 мая 1710 году он взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен. В руинах собор пробыл сорок лет. В 1750 году его восстановили униаты, в этом же виде собор дошел до наших дней. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня. После Полоцкого церковного собора 1839 года храм церкви был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт. Побывать в Полоцке и не посмотреть на Борисов камень – непростительно. Первая попытка вытащить камень из реки состоялась в 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году камень был всё же поднят из Двины и установлен в Полоцке напротив Софийского собора, где и находится до сих пор.
Борисов камень Камень представляет собой валун полевого шпата красноватого цвета неправильной формы и размером примерно 3 метра в поперечнике. На нём выбит четырёхконечный крест на ступенчатом подножии и традиционная для Борисовых камней надпись. Вследствие естественного выветривания полевого шпата, поверхность камня зернистая и неровная, а надпись на нём читается с трудом.

У Полоцке находится, пожалуй, самый необычный памятник в Беларуси – памятник букве Ў. В сентябре 2003 года во время празднования Дня белорусской письменности в Полоцке был торжественно открыт этот памятник. Буква Ў – без преувеличения уникальная. Она не встречается больше ни в одном славянском языке.


Памятник букве Ў

Остановочная точка 2. Прогулка по Нижне-Покровской - примерная продолжительность 1 час

Следующий остановочный пункт нашего виртуального путешествия – небольшой, но довольно уютный музей – стационарную выставку «Прогулка по Нижне-Покровской» . В музее, экспозиционная площадь которого составляет немногим менее 100 квадратных метров, можно узнать много интересного о людях, живших на улице Нижне-Покровской, о постройках и учреждениях, которые находились там в то время. Уникальная историческая территория должна иметь такие места, где бы житель города или турист мог ощутить веяние истории. В этом плане интересной стала стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской», которая открылась в мае 1998 г. в самой старой гражданской постройке города Полоцка. Так называемый «Домик Петра I» является памятником архитектуры XVII в. Экспозиция, открытая в нём, была создана на основе содержательного музейного памятника 1910 г. - «Путеводителя по городу Полоцку». Небольшое печатное издание было выпущено в местной типографии, в связи с перенесением мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. До сих пор эта стационарная выставка является первой и единственной в Беларуси экспозицией, посвященной истории одной улицы в определенный отрезок времени. В 2008 г. музей на 4 года закрыли на ремонт и реэкспозицию. За время работ заменили кровлю, привели в порядок подвальные помещения, облагородили прилегающую территорию, построили санитарные комнаты. В 2012 г. обновлённый музей вновь гостеприимно распахнул двери для своих посетителей.

Сегодня экспозиция стационарной выставки знакомит всех желающих с историей одной из самых старинных улиц города Полоцка – Нижне-Покровской, название которой на городской карте появилось после строительства в 1781 г. в конце бывшей улицы Великой Покровской церкви. В мае 1900 г. церковь во время большого полоцкого пожара сгорела. Но в октябре 2004 г. полочанам удалось восстановить храм, а через 4 года былое название вернула себе и улица Нижне-Покровская, носившая в советское время имя Ленина.

Остановочная точка 3. – Музей белорусского книгопечатания примерная продолжительность 1,5 часа

Музей белорусского книгопечатания – единственный музей подобной тематики в Беларуси. Только там можно увидеть всю историю развития письменности на белорусских землях: от берестяных грамот до современных книг, а также редкие издания, первые печатные машинки и многое другое. Музей находится в бывшем жилом корпусе мужского Богоявленского монастыря, В XVIII веке там были кельи и жили мужчины-монахи. Монастырь был закрыт в 20-ые годы XX века, в первые годы советской власти. С тех пор здание по-разному использовали в Полоцке. Музей знакомит с историей белорусской книжной культуры. Экспозиция размещается в 15 залах, в которых представлено 1500 экспонатов, в основном это книги.

К сожалению, значительное количество редких белорусских книг хранится за границей. Такая ситуация сложилась в силу исторических причин. Наши земли очень часто попадали под боевые действия, во время которых их грабили и разоряли, вывозили самые значимые ценности. А книги всегда считались большой ценностью. Еще со времён Ливонской войны 1558-1581 годов начался процесс вывоза ценных книг из белорусских земель. Практика вывоза книг продолжилась и в советское время. Книги активно вывозятся из провинции в Москву и Сакт-Петербург. Эта тенденция сохранялась на протяжении десятилетий. Многие книги исчезли и во время Великой Отечественной войны.

В разделе Прочее о городах и странах на вопрос Какой город в белоруссии самый старый? заданный автором Ленка 10.07 лучший ответ это По́лоцк (белор. По́лацк) - город в Витебской области, административный центр Полоцкого района, самый древний город Беларуси и один из древнейших городов Киевской Руси. Находится в устье реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Население 82,8 тыс. человек
Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 году. В середине X века возникло Полоцкое княжество. Оно занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, является Рогволод (ум. ок. 978). В 988-1001 годах в Полоцке княжил Изяслав Владимирович, сын Рогнеды Рогволодовны и Владимира Святославича, родоначальник династии полоцких князей Изяславичей. К 992 году относится основание Полоцкой епархии (по некоторым источникам, 1104 год) .
В 1003-1044 годах в Полоцке княжил Брячислав Изяславич. Он значительно расширил территорию Полоцкого княжества, присоединив города Усвят и Витебск, а также земли между Западной Двиной и Дисной, где основал город Брячиславль (Браслав) .
В период правления Всеслава Брячиславича (с некоторыми перерывами с 1044 по 1101 год) был построен Софийский собор (между 1030-1060 годами) , один из самых ранних храмов Древней Руси. Всеслав Брячиславич - единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069). При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло своего наивысшего могущества.

Ответ от Анэт [гуру]
Самый древний белорусский город - Полоцк (Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 году.) - город в Витебской области, административный центр Полоцкого района и один из древнейших городов Киевской Руси. Находится в устье реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Затем следует Витебск (947г.) и Туров (980г.) , самый молодой город в стране - Наровля, получивший городской статус в 1971г.



В 2012-м году самый древний город Беларуси, Полоцк, отметил свое 1150-летие. Сейчас это совсем небольшой городок с населением 82 тыс. человек.

А в средневековье Полоцк был крупнейшим городом Великого княжества Литовского. Но после многочисленных войск теперь от великого Полоцка остался маленький, но приятный городок, гуляя по которому погружаешься в атмосферу былых времен.

Изюминкой города является Спасо-Евфросиниевский женский монастырь,

// tan-alex.livejournal.com


зайти в который женщинам дозволяется, только облачившись в длинные юбки и хустки.

// tan-alex.livejournal.com


И мы, как настоящие христианки, повиновались. Внутренний дворик монастыря украшен благоухащими розами,

// tan-alex.livejournal.com


а пять черных круглых куполов Кресто-Воздвиженского собора, построенного в неовизинтийском стиле, придают ему величественность и монументальность.

В этом храме и покоятся святые мощи Евфросиньии Полоцкой, заходя в который я почувствовала какое-то душевное умиротворение и легкость, которой почему-то не ощущается в обычных церквях.

// tan-alex.livejournal.com


Экскурсия по городу нас тоже не разочаровала. Вход в сувернирный магазинчик в центре города украшает оригинальная тележка с цветочными горшками.

// tan-alex.livejournal.com


В магазине мне понравились стильные манекены,

// tan-alex.livejournal.com


кукольная парочка жениха и невесты

// tan-alex.livejournal.com


и керамические сувениры на всевозможные темы.

// tan-alex.livejournal.com


Люблю живые изгороди.

// tan-alex.livejournal.com


Кафедральный Богоявленский собор XVIII в.

// tan-alex.livejournal.com


Лютеранская кирха, построенная XIX-XX веков, в здании которой сейчас располагается Краеведческий музей.

// tan-alex.livejournal.com


И еще одна изюминка города - Софийский собор, древнейшее каменное сооружение на территории Беларуси, построенное между 1030-1060 годами. Явился символом принятия полочанами христианства.

// tan-alex.livejournal.com


Взорван в 1710 году русским царем Петром I, но в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко. Сейчас в соборе располагатся музей, проводятся экскурсии, концерты и фестивали органной музыки.

// tan-alex.livejournal.com


Возле собора красуется 8 метровый Борисов камень с выбитыми в нем надписями и крестами. Найденный возле деревни Подкостельцы в 5 км от Полоцка, в 1981-м году был перевезен к Софийскому собору. По одной из версий, камни отмечали маршруты торговых путей.

// tan-alex.livejournal.com


Поднявшись к собору сверху открывается вид на реку Западная Двина.

// tan-alex.livejournal.com


Побродив по узким улочка Полоцка, можно увидеть весьма разнообразные здания

// tan-alex.livejournal.com


// tan-alex.livejournal.com


и валун с выбитыми в нем языческими символами.

// tan-alex.livejournal.com


Самая центральная в городе - площадь Свободы,

// tan-alex.livejournal.com


// tan-alex.livejournal.com


центральное место которой занимает памятник героям Отечественной войны 1812 года, построенный в 2010-м году вместо его предшественника (Кстати сказать, в начале 1930-х годов памятник был снесён "на металл для нужд I пятилетки". Вместо него некоторое время красовался вездесущий Ильич.).