Кто бог в христианстве. Как зовут Бога — имена Бога в Библии и их значение. Бог - иной


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.612 Кто-то склонен считать, что у нас 3 Бога: Отец, Сын и Дух, единых в своих чувтсвах, действиях, любви к человеку... Кто-то считает что Бог Один, но един в трех лицах. И правильно ли считать, что у мусульман Аллах "однее", потому что "един в одном лице"?

Так все же, три Бога или один Бог? Сегодня кажется весь мир не имеет однозначного ответа на этот вопрос. Как ни скажи, всегда найдется тот, кто упрекнет. В конце концов, настоящую природу Бога человек никогда не сможет понять потому, что стоит гораздо ниже Его как в знании, так и в способностях познания. И во вселенной существуют такие формы природы, какие человеку и не снились.

Почему у евреев был "Один-Един" Бог? Только лишь в противовес языческому многобожию! Что значит "Один в трех Лицах"? Это один, играющий три роли одновременно (или поочередно)? Это что-то вроде "трехликого януса"? Или все же это три обособленные Личности, действующие совместно и однонаправленно, составляя из Себя одно Божество?

Я не знаю. И НИКТО не знает, как бы ни пытались люди утверждать и навязывать свои знания другим.

А что же знаю я? Не больше, чем об этом написано в Библии (всякие прочие человеческие мнения, пусть даже мнения богословов или отцов церкви - не в счет). А в Библии написано:

Иисус Христос и Отец - одно; - Иисус Христос - истинный и вечный Бог, в Котором обитала ВСЯ полнота божества телесно; - Есть Бог, у этого Бога есть Слово (Сын или же Иисус Христос), и это Слово само есть Бог, и это Слово вечно обитало и обитает "в недре" Бога; - Бог Библии - это ЕДИНЫЙ Бог(и) (мн.ч.). - Отец, Сын и Святой Дух - все названы Богом.

Трудно все это совместить? Мне тоже, но в этом истина. И Библия говорит, что нам открыто ДОСТАТОЧНО для понимания Бога (), и нам нельзя додумывать и придумывать что-либо еще сверх того, что нам Бог открыл (1Кор 4:6).

Если же кто-либо, зная все это, оказался не в состоянии в нужный момент подобрать нужные слова, чтобы выразить свою мысль, то нам следует это великодушно простить.

Однако, если кто-либо, зная все это, попытался домыслить, поправить написанное, дополнить своими представлениями или, хуже того "откровениями", то нам следует кротко и смиренно наставить такового. Если же он не примет наставления, тогда просто оставить его...

Да благословит Господь всех нас и да будем все едино, как Иисус Христос в Отце един! ().

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

С тех пор как человек стал разумным, он начал искать ответы на вопросы о том, кто создал все сущее, о смысле своей жизни, и не одинок ли он во Вселенной. Не найдя ответа, люди древности придумали богов, каждый из которых ведал своей частью бытия. Кто-то отвечал за создание Земли и Неба, кому-то подчинялись моря, кто-то был главным в подземном царстве.

По мере познания окружающего мира богов становилось все больше, но ответа на вопрос о смысле жизни люди так и не находили. Поэтому множество старых богов сменил один Бог-Отец.

Понятие Бога

До того как появилось христианство, люди несколько тысяч лет жили с верой в Творца, который создал все, что их окружает. Это не был единый бог, так как сознание людей древности не могло принять, что все сущее является творением одного создателя. Поэтому в каждой цивилизации, независимо от того, когда и на каком континенте она зарождалась, был Бог-Отец, у которого были помощники - его дети и внуки.

В те времена было принято очеловечивать богов, «награждая» их чертами характера, свойственного людям. Так было проще объяснить природные явления и события, происходившие в мире. Существенным отличием и явным преимуществом древней языческой веры было то, что бог проявляет себя в окружающей природе, в связи с чем ей поклонялись. В то время человек считал себя одним из многих творений, созданных богами. Во многих религиях существовал принцип присвоения земным ипостасям богов вида животных или птиц.

Например, в Древнем Египте Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а Ра - с головой сокола. В Индии богам давали образы животных, живущих в этой стране, например, Ганеша изображался в виде слона. Всем религиям древности была свойственна одна черта: независимо от количества богов и разности их имен они были созданы Творцом, стоящим над всеми, являющимся началом всего и не имеющим конца.

Понятие единого Бога

О том, что существует единый Бог-Отец, знали задолго до Рождества Христова. Например, в индийских «Упанишадах», созданных за 1500 лет до н. э., говорится о том, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана.

У народности йоруба, живущей в Западной Африке, в говорится, что вначале все было водным Хаосом, который Олорун превратил в Землю и Небеса, а на 5-й день создал людей, вылепив их из земли.

Если обратиться к истокам всех древних культур, то в каждой из них есть образ Бога-Отца, сотворившего все сущее вместе с человеком. Так что в этом понятии христианство ничего бы не дало нового миру, если бы не одно существенное отличие - Бог един, и нет кроме него других богов.

Упрочить это знание в умах людей, исповедовавших из поколения в поколение веру во множество богов, было делом сложным, возможно, поэтому в христианстве Творец имеет триединую ипостась: Бог-Отец, и Бог-Сын (его Слово), и его Уст).

«Отец есть предначинательная причина всего существующего» и «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — вся сила их» (Пс.32:6), - так утверждает христианская религия.

Религия

Религией называется форма мышления, основанная на вере в сверхъестественное, имеющая свод правил, определяющих норму поведения людей и свойственные ей обряды, помогающие осознанию мира.

Независимо от исторического периода и присущей ему религии существуют организации, объединяющие людей одной веры. В древности это были храмы со жрецами, в наше время - церкви со священниками.

Религия подразумевает наличие субъективно-личностного восприятия мира, то есть личной веры и объективно-общей, объединяющей людей одной веры в конфессии. Христианство - это религия, состоявшая из трех конфессий: православия, католицизма и протестантства.

Бог-Отец в христианстве, независимо от конфессии, - это единый творец всего сущего, Свет и Любовь, создавший людей по образу и подобию своему. Христианская религия открывает верующим знания о Боге едином, записанные в святых текстах. Представляет каждую конфессию его духовенство, а объединяющими организациями являются церкви и храмы.

до Рождества Христова

История этой религии тесно связана с иудейским народом, основоположником которого является избранник Бога - Авраам. Выбор пал именно на этого арамейца неспроста, так как он самостоятельно пришел к знанию о том, что идолы, которым поклонялось его окружение, никакого отношения к святости не имели.

Путем размышлений и наблюдений Авраам осознал, что существует истинный и единственный Бог-Отец, создавший все как на земле, так и на небе. Он нашел единомышленников, которые ушли за ним из Вавилона и стали избранным народом, получившим название исраэль. Таким образом, между Творцом и людьми был заключен вечный договор, нарушение которого влекло для иудеев наказание в виде гонений и скитаний.

Единого к I веку нашей эры была исключением, так как большинство народов того времени были язычниками. В иудейских святых книгах о сотворении мира говорилось о Слове, с помощью которого Творец все создал, и о том, что придет Мессия и спасет избранный народ от преследований.

История христианства с приходом Мессии

Зарождение христианства произошло в I веке н. э. в Палестине, которая в то время была под властью римлян. Еще одной связью с народом исраэля является воспитание, которое получил в детстве Иисус Христос. Он жил по законам Торы и соблюдал все иудейские праздники.

Согласно христианским святым писаниям, Иисус - это воплощение Слова Господнего в человеческом теле. Он был зачат непорочно, чтобы войти в мир людей без греха, и после этого через него явил себя Бог-Отец. Иисуса Христа называли единосущным сыном Божьим, пришедшим искупить человеческие грехи.

Самым важным догматом христианской церкви является посмертное воскрешение Христа и его последующее вознесение на небо.

Это предсказывали многочисленные иудейские пророки за много веков до рождения Мессии. Воскрешение Иисуса после смерти - это подтверждение обещания о жизни вечной и нетленности человеческой души, которое дал людям Бог-Отец. В христианстве у его сына в святых текстах множество имен:

  • Альфа и Омега - обозначает, что он был началом всего сущего и является его концом.
  • Свет мира - означает, что он являет собой тот же Свет, что исходит от его Отца.
  • Воскресение и жизнь, что следует понимать как спасение и жизнь вечная для тех, кто исповедует истинную веру.

Множество имен дано было Иисусу как пророками, так и его учениками и окружавшими его людьми. Все они соответствовали либо его деяниям, либо миссии, ради которой он оказался в человеческом теле.

Развитие христианства после казни Мессии

После того как был распят Иисус, его ученики и приверженцы стали распространять учение о нем вначале на территории Палестины, но по мере увеличения количества верующих ушли далеко за ее пределы.

Само понятие "христианин" стало применяться спустя 20 лет после смерти Мессии и пошло от жителей Антиохии, которые так называли последователей Христа. Большую роль в распространении учений Иисуса сыграл Именно его проповеди привели многочисленных приверженцев в новую веру из языческих народов.

Если до V века н. э. деяния и учение апостолов и их учеников распространялось внутри границ Римской империи, то затем они пошли дальше - в германские, славянские и другие народы.

Молитва

Обращение к богам с просьбами - это ритуал, свойственный верующим во все времена и независимо от вероисповедания.

Одним из значимых деяний Христа при жизни было то, что он научил людей, как правильно молиться, и раскрыл тайну, что Творец триедин и представляет собой Отца, Сына и Духа Святого - суть Бога единого и неделимого. В силу ограниченности сознания люди, хотя и говорят о Боге едином, все-таки разделяют его на 3 отдельные личности, о чем говорят их молитвы. Есть такие, что обращены только к Богу-Отцу, есть к Богу-Сыну и Богу-Духу Святому.

Молитва Богу-Отцу «Отче наш» звучит как просьба, направленная непосредственно к Создателю. Этим люди как бы выделили его первозданность и значимость в Троице. Однако даже проявляясь в трех лицах, Бог един, и это нужно осознать и принять.

Православие является единственной христианской конфессией, сохранившей веру и учение Христа неизмененными. Это касается и обращения к Творцу. Молитва Господу Богу-Отцу в православии говорит о Троице как единой его ипостаси: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, в Единому, славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи...».

Святой Дух

В понятие Духа Святого встречается нечасто, но отношение к нему совершенно разное. В иудаизме он считается «дыханием» Бога, а в христианстве - одной из его неделимых трех ипостасей. Благодаря ему Творец создал все сущее и общается с людьми.

Понятие о природе и происхождении Святого Духа было рассмотрено и принято на одном из соборов в IV веке, но еще задолго до этого Климент Римский (I век) объединил все 3 ипостаси в единое целое: «жив Бог, и жив Иисус Христос, и Дух Святой, вера и надежда избранных». Так Бог-Отец в христианстве официально обрел триединство.

Именно через него Создатель действует в человеке и в Храме, а в дни творения он активно принимал в них участие, помогая создавать миры видимые и невидимые: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Имена Бога

По мере того как язычество сменялось религией, прославляющей единого Бога, людей стало интересовать, как зовут Творца, чтобы иметь возможность обращаться к нему в молитве.

Исходя из информации, указанной в Библии, Бог лично назвал свое имя Моисею, который записал его на древнееврейском языке. Из-за того, что этот язык стал впоследствии мертвым, а в именах писали только согласные, то точно не известно, как именно произносится имя Творца.

Четыре согласные ЙХВХ обозначают имя Бога-Отца и являются глагольной формой ха-вах, означающей «становиться». В разных переводах Библии к этим согласным подставляются различные гласные, что дает совершенно разные значения.

В одних источниках он упоминается как Всемогущий, в других - Яхве, в третьих - Саваоф, а в четвертых - Иегова. Все имена обозначают Творца, создавшего все миры, но при этом имеют разное значение. Например, Саваоф означает «Господь Воинств», хотя тот не является богом войны.

Споры об имени Отца Небесного ведутся до сих пор, но большинство теологов и лингвистов склоняются к тому, что правильное произношение звучит как Яхве.

Яхве

Это название дословно означает "Господь", а также «быть». В некоторых источниках Яхве связывают с понятием "Бог Всемогущий".

В христианстве используют либо это имя, либо заменяют его на слово «Господь».

Бог в христианстве сегодня

Христос и Бог-Отец, а также Дух святой в современной христианской религии являются основой триединства неделимого Творца. Приверженцами этой веры являются более 2 миллиардов человек, что делает ее самой распространенной в мире.

Христианство сказало нечто такое, чего никогда в истории человечества не было. Никто и никогда такого и в мысли себе не мог представить. Почему? Не знали, кто такой Бог! Верили - да, он есть. Да, молились ему, приносили жертвы, да, верили. А кто Он? Какое было представление? Он может покарать, если будешь плохо жить. Он может помиловать... Помиловать, т.е. не наградить, а я пока говорю помиловать, при условии, если ты можешь его умилостивить.Чем? Какими-то делами, какими-то жертвами, какими-то подношениями...

Я помню в Индии, в индуистских храмах, зашли, а там изумительно точно сделанное гигантское изображение свёрнутой змеи, голова, язычок... и жрец сандаловый ладан воскуряет пред ним. Картина, я вам скажу, - мистически жуткая. Гигантская каменная змея, большая, чёрная, из базальта сделанная, и воскурение... Все верили, да, что божество можно умилостивить. Что в этом плане оно подобно нам, людям: его можно оскорбить, оно может разгневаться, и тогда берегись - громы и молнии обрушатся на твою голову, и ты узнаешь, что такое оскорбление бога или богов, ибо божество в наиболее высшем религиозном представлении, каковое было в ветхозаветной религии - Бог справедлив. Справедлив! Он дает благо добро творящим, он наказывает зло творящих, но он может быть и милостив, если вы сумеете совершить какие-то деяния, принести какие-то жертвы, и тогда он может изменить гнев на милость. Вот предел. Ясно, что такое божество [вне христианства]?

Христианство сказало совершенно другое. Я очень сильно сказал, «совершенно другое», но действительно, принципиально другое. Оказывается, это неверное представление, не такой Бог, не такими свойствами Он обладает, Бог совсем не такой, каким вы представьте Его себе. Теперь подумаем в кого мы верим. Мы совершенно забываем об этом: в кого мы верим. В какого Бога.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Он, который может всё сделать, и засвидетельствовал это Своими делами, вплоть до воскрешения четырехдневного Лазаря, который уже смердил, он, этот Иисус Христос, Богочеловек, добровольно отдаётся в руки этих негодяев, этих мерзацев, которые могли же побить Его камнями, правда же могли, и они это и делали, мы даже читаем... Нет-нет-нет, побить камнями - слишком легко, можно ударить камнем - он сразу умрёт. Нет - распять Его! Т.е. предать самым жесточайшим мучениям, которые [могли быть]. Он добровольно идёт ради спасения, я сейчас не объясняю что, но ради спасения людей. Берёт на себя то, что абсолютно немыслимо, причём, знает, что это такое. Апостол Павел где-то пишет очень хорошо, что если кто и решится умереть, то разве только за какого-нибудь своего благодетеля, очень большого, но чтобы умер за тех, которые Его ненавидят, которые оскорбляют, распинают, постоянно попирают Его волю... Представьте себе, за них умереть...

Слова с креста: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают».

Что-то такое, с какой-то высоты величия он видит, что происходит - прости им... Не вот этими мелкими страстишками злобствует и ненавидит.

У ряда «отцов» мы встречаем такие даже слова, я думаю, что они справедливы, что эта страшная картина, а те, кто смотрел фильм Гибсона, те, наверное, что-то вспоминают невольно, те ужасы, которым подвергался Христос, - многие отцы говорят: через этот крест, через этот ужас люди смогли увидеть - не просто услышать, - а смогли увидеть, смогли убедиться, что Бог есть не справедливость, нет! Он есть любовь - ЛЮБОВЬ, а не Справедливость! Справедливость одних казнит - других милует. Он есть ЛЮБОВЬ, которая не знает зла, не знает мести. Причём, что значит любовь? Речь идёт о какой любви, не об эмоции, которая у нас выражается очень неоднозначно: одних мы любим - других ненавидим. Совсем не об эмоциях идёт речь. Идёт речь о любви жертвенной, предельной, предельной до конца, до смерти. Так вот, Бог, оказывается, есть любовь - вот что открывает христианство. Причём эта любовь посмотрите в чём проявилась - в величайшем до предела смирении. Я бы сказал в таком великодушии, если перевести на наш обыденный, грубый язык - это такое великодушие! Да, величие души! Когда не считается ни с какими этими мелкими, если хотите, оскорблениями и делами, и смертями - ничем. Всё покрывает, ибо смотрит только на одно - на пользу человеку. Бог не царь, который казнит и милует, и который может сделать всё, что угодно, нет. Христианство этим самым заявило потрясающую истину о том, что Бог ничего не может сделать ни одному человеку - ни худа, ни добра, без произволения человека, без его волевого участия, без его стремления, я ничего не могу, но я стремлюсь. Бог всё даёт душе открытой, к закрытой Бог только стучится: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Оказывается, никакого насилия нет в действии Бога по отношению человека.

Самую мощную, влиятельную и многочисленную из всех существующих ныне основных опережая буддизм и ислам, представляет собой христианство. Суть религии, распадающейся на так называемые церкви (католическую, православную, протестантскую и другие), а также множество сект, заключается в почитании и поклонении одному божественному существу, иначе говоря Богочеловеку, имя которого - Иисус Христос. Христиане верят в то, что он есть истиный сын Божий, есть Мессия, что ниспослан он был на Землю ради спасения мира и всего человечества.

Зародилась религия христианство в далекой Палестине в первом веке н. э. Уже в первые годы своего существования она имела много приверженцев. Главной причиной возникновения христианства, по мнению служителей культа, явилась проповедническая деятельность некоего Иисуса Христа, который, являясь по сути своей полубогом-получеловеком, пришёл к нам в человеческом образе, дабы принести людям истину, причем его существование на самом деле не отрицают даже ученые. О первом пришествии Христа (второе христианский мир только ожидает) написано четыре священные книги, которые называются Евангелиями.В написанных его апостолами (Матфеем, Иоанном, а также Марком и Лукой, учениками двух других и Петра) священных писаниях рассказывается о чудесном рождении мальчика Иисуса в славном городе Вифлееме, о том, как он вырос, как стал проповедовать.

Основными идеями его нового религиозного учения были следующие: вера в то, что он, Иисус, действительно является Мессией, что он сын Божий, что будет его второе пришествие, будет конец света и воскрешение из мертвых. Своими проповедями он призывал любить ближних и помогать бедствующим. Доказывали его Божественное происхождение и те чудеса, которыми он сопровождал свои поучения. Множество больных были исцелены его словом или прикосновением, трижды он воскрешал мертвых, ходил по воде, превращал её в вино и накормил около пяти тысяч человек всего лишь двумя рыбами и пятью лепешками.

Он изгнал из Иерусалимского храма всех торговцев, показывая тем самым, что непорядочным людям нет места в святых и благородных делах. Затем была предательство Иуды Искариота, обвинение в умышленном богохульстве и наглом посягательстве на царский престол и смертный приговор. Умер он, будучи распятым на кресте, приняв на себя муки за все грехи человеческие. Через три дня Иисус Христос воскрес, а затем вознесся на небо.О религия христианство говорит следующее: существует два места, два особых пространства, недоступных людям при земной жизни. и рай. Ад - это место страшных мучений, находящееся где-то в недрах земли, а рай - место вселенского блаженства, и только сам Бог будет решать, кого куда направить.

Религия христианство основана на нескольких догмах. Первое - это то, что Второе - он троичен (Отец, Сын и Святой дух). Рождение Иисуса произошло по наитию Святого духа, Бог воплотился в Деве Марии. Иисус был распят, а затем умер, искупив людские грехи, после чего воскрес. В конце времен Христос придет судить мир, и мертвые воскреснут. Божественная и человеческая природа неразрывно соединена в образе Иисуса Христа.

Определенные каноны и заповеди имеют все религии мира, христианство же проповедует возлюбить Бога всем сердцем, а также полюбить ближнего своего как самого себя. Не полюбив ближнего, вы не сможете любить Бога.

Религия христианство имеет своих приверженцев почти в каждой стране, половина всех христиан сосредоточена в Европе, включая Россию, одна четверть - в Северной Америке, одна шестая - в Южной, и значительно меньше верующих в Африке, Австралии и

Для православного человека Библия дает четкие представления о том, в кого именно веруют христиане. Ветхий и Новый заветы подразумевают повествование о старом и новом заветах между человеком и Богом. В Новом Завете верующему человеку открывается истина о том, кто является в полном смысле Богом.


Для православных людей Бог это Святая Троица - Отец, Сын и Святой Дух. В православном богословии Троица именуется единосущной и нераздельной. Что же это означает?


Православные христиане имеют веру в единого Бога троичного в Лицах. Так, Отец - первое Лицо святой Троицы, Сын - второе Лицо Троицы и Святой Дух - третье Лицо Святой Троицы. Иначе Лица именуют ипостасями, поэтому можно встретить именование христианского Бога, заключающееся в термине триипостасный. По учению христианской православной Церкви все три Лица имеют божественное достоинство и равенство в божественном величии между собой.


Бог Отец явил себя миру в Ветхом Завете. Бог Сын воплотился на земле, приняв человеческое тело. В современное время уже никто не сомневается в исторической личности Иисуса Христа. Для православных людей Христос является в полном смысле Богом, даровавшем человечеству спасение. Именно о пришествии в мир Христа Спасителя и повествуют евангелия. Святой Дух явил себя миру на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Тогда Святой Дух сошел на апостолов Христовых, передавая им божественную благодать. Именно с момента Сошествия святого Духа на апостолов и началась общественная проповедь христианства. Поэтому праздник Пятидесятницы и называют днем рождения Церкви.


Тайна догмата о Пресвятой Троице скрыта для полного понимания человеком в меру ограниченности людского мышления. Человек не может в полной мере постигнуть сущность Бога. Православным остается верить в то, что Бог един, но троичен в Лицах. То есть, не существует трех разных богов, но один и един триипостасный Господь.


Необходимо отметить, что для православного человека Святая Троица это не просто Бог, который не учавствует в жизни людей. Так, христиане воспринимают Бога как любящего Отца. Святой Иоанн Богослов в своем евангелии говорит прямо, что Бог есть любовь. Именно восприятие божества и легло в основу мировоззрения православного человека. Бог не просто вселенский мировой судья, Он не просто Творец мира видимого и невидимого. Господь для православных людей является любящим Отцом, который готов помочь во всех праведных нуждах тем, кто с верой к Нему обращается.

Главной христианской вероучительной истиной является понимание Бога как Святой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа. Люди, исповедающие Бога именно так, именуются тринитариями.

Действительно христианами являются только те, кто исповедует троичность божества. Существуют три ветви христианства: , католицизм и протестантизм. Во всех этих деноминациях Бог являет собой Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Хотя во внутритроичном богословии и может наблюдаться . Так, например, православные говорят, что Святой Дух исходит от Бога Отца, а католики добавляют, что исхождение третей ипостаси Святой Троицы происходит от Отца и Сына. Это так называемая вставка "филиокве", которая в свое время (еще до момента разделения Церквей в 1054 году) была добавлена к Никео-цареградскому Символу веры.


Кроме этого, можно упомянуть о так называемых дохалкидонских церквях, например, коптской церкви, и нескольких других, которые не приняли постановления IV Халкидонского Вселенского Собора. Эти христиане не входят ни в число православных, ни в число католиков, не относятся они и к протестантам. Догмат о троичности божества в дохалкидонских Церквях поддерживается. Однако существует некоторое расхождение с ортодоксальным христианством касательно естеств в Иисусе Христе. Так, на IV Вселенском Соборе был оформлен догмат о том, что во Христе два естества - божественное и человеческое. Собор был вызван по поводу споров на счет человеческого существа во Христе. Противники Халкидонского Собора утверждали, что во Христе только одно естество. Дохалкидонские церкви до сих пор остались при таком мнении.


Теперь стоит упомянуть о сектах, некоторые из которых считают себя христианскими. Например, Свидетели Иеговы (выходцы из протестантизма, тоталитарная секта западного образца) не придерживаются тринитарных взглядов на сущность божества. Именно поэтому эта организация нехристианская. В таких же категориях можно говорить и о других сектантах и представителях различных течений псевдохристианства.


Таким образом, получается, что христианами в полном смысле слова являются те, кто исповедует троичность божества. Кто не является тринитарием (не исповедует троичности Бога), тот не может в полном смысле называться христианином.