Как празднуют Рождество православные христиане? Как отмечают Рождество в России? Рождество в России: традиции и обычаи

Рождество Христово – это один из самых главных христианских праздников, по своей значимости он стоит вторым после светлого праздника Пасхи. Название этого праздника говорит само за себя – Рождество Христово – значит день рождения Иисуса Христа Сына Божьего, который пришел в наш мир, чтобы спасти людские души.

Когда и как празднуется Рождество

Празднование Рождества Христова начинается в предрождественский вечер 6 января, называемый Сочельником. Праздничное застолье или как правильно оно называется – вечерняя трапеза в канун Рождества на Руси всегда сопровождалась особыми обрядами и традициями. 6 января принимать в пищу можно только особую еду – вареную пшеницу или рис с фруктами, орехами и медом, такая еда называется сочивом, отчего и происходит название праздника – Сочельник. Принимать пищу можно только после литургии, переходящей в вечерню. В этот праздничный день многие верующие христиане, возвратившиеся после утренней службы из храма, вообще не принимают пищу, пока на небе не появится первая звезда, которая и считается символом той звезды, которая появилась над Вифлеемом при рождении Божественного Младенца и возвестила миру о приходе на землю спасителя. Первыми звезду, согласно Евангелию, увидели восточные мудрецы, которые пришли к Христу с богатыми дарами и низким поклоном.

Как проходит церковная служба в Рождественский Сочельник?

Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба) продолжается приблизительно три часа. Потом служат литургию, а после богослужения наступает празднование Рождества. Люди приветствуют друг друга словами «с Рождеством Христовым» или «с праздником». Если Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то праздничную всенощную служат в пятницу. В сам Сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а на Рождество в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Праздничное застолье

И на сегодняшний день первая звезда появившаяся на небе в Сочельник является сигналом к тому, что праздник начался. Именно ужин в Сочельник считается основным кулинарным событием в Рождество, к которому всегда готовились заранее и по традиции на столе обязательно должен быть пучок свежего сена, который символизировал бы то место, где был рожден младенец Иисус. Стол должна накрывать белоснежная скатерть. А блюд на столе должно быть 12, по количеству апостолов, и все эти блюда должны быть постными. Наши предки готовили в Сочельник борщи, рыбу, капусту, вареники и пироги с яблоками (капустой), а также другие постные блюда. Согласно традиции, только когда наступит 7 января на стол можно поставить блюда из мяса. Так на стол подавались домашняя колбаса, буженина, окорок, фаршированные гусь, утка или поросенок, студень, пряники и т.д.

Что такое вертеп?

Рождественский вертеп (первоначальное значение - пещера, потаённое место) - это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.). В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён «вертепный театр» - народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров. Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа - ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи - праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

Рождественские традиции

Традиционно с наступлением первого дня Рождественских праздников, то есть 7 января, было не принято ходить в гости. Исключение составляли женатые дети, которым полагалось во второй половине дня приходить в гости к родителям, говоря при этом, что они привезли «деду ужин».

Остальные дни Святок (с вечера Рождества Христова 6 января до Крещенского Сочельника в ночь с 18 на 19 января) было принято заботиться обо всех нуждающихся людях (больных, бедных, голодных и т.д.). Поэтому традиционным было посещение больниц, приютов, детских домов, тюрем и др. В старые времена даже цари на Святки переодевались в простых людей и шли по тюрьмам, подавая заключенным милостыню.

В каждой семье хозяйками готовились лучшие блюда и угощения, которыми угощали всех гостей пришедших в дом. Но не только забота о ближних была традицией в Святки. Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями, следованием приметам и магическими обрядами.

Как украсить дом на Рождество

Желательно, чтобы в квартирах присутствовала рождественская символика: Вифлеемская звезда, ангел и вертеп. В виде звезды можно сделать елочные украшения, а ангелов проще простого вырезать из бумаги и обклеить блестками и украсить лентами. С вертепом сложнее. В былые времена в семьях из разных материалов делали пещеры, в которых располагали фигурки Святого семейства и животных, а у входа – пастухов и волхвов. Сегодня можно использовать упрощенный вариант. Корзина покрывается еловыми ветками, а внутрь ее ставится икона Рождества.

Проведите Рождество с близкими

Ровно в полночь с 6 на 7 января во всех православных храмах начнутся торжественные богослужения. А весь день 7 января принято проводить с близкими, преподносить им подарки. Рождественской традицией считается - милосердие. Можно посетить больного человека, угостить соседку почтенного возраста или ребятишек из многодетной семьи.

Дарите подарки на Рождество со смыслом

Задумываетесь, что подарить на Рождество... Помните, Рождество Христово – праздник, напоминающий о самом главном в жизни человека: о Боге, вере, любви. Подарки, которые преподносятся близким, принято подбирать с духовным смыслом. Это может быть, например, книга, которая поможет человеку найти ответы на важные жизненные вопросы. Впрочем, любой подарок можно дополнить, вложив в него доброе поучение из духовной книги. Кроме того, хорошим подарком на Рождество будут нарядно оформленные сладости. А детям – игрушки.

Колядование

На Руси колядование (по-другому – славление) было особой традицией в Святки. Дети и молодые люди наряжались, брали в руки большую самодельную звезду и ходили от дома к дому по дворам с церковными песнями, а также духовными песнями-колядками, посвященными Рождеству.

Колядование проходило повсеместно, но в разных областях на Руси оно имело свои особенности. Некоторые районы вместо самодельной звезды представляли своеобразный кукольный театр, называемый «вертепом», в котором проигрывались сцены из Рождества Христова. Общеприняты были и так называемые святочные истории, то есть рассказы о чудесных, добрых событиях, которые происходили с людьми именно в Рождество. Рождественские дни для людей были днями примирения, добра и милосердия.

Помимо застолья, в этот праздник обычно занимаются гаданием. Это очень интересное занятие, в котором могут принять участие даже дети.

Две недели зимних каникул совпадают со Cвятками, которые начинаются 6 января и заканчиваются 19 января, когда православный мир отмечает Крещение. Предки были уверены, что Святки – лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней гадание считается наиболее верным, пророческим.

Приведем примеры наиболее интересных гаданий для детей, которые разнообразят святочные вечера. Кроме того, многие гадания еще и полезны для детей – они развивают фантазию, а также умение считать и читать.

Рождественское гадание с рисовыми зернами

Наполните миску рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число – отрицательный ответ, нечетное – положительный.

Рождественское гадание с мандаринами

Для этого гадания понадобится столько мандаринов, сколько человек хотят узнать будущее. Каждый ребенок загадывает желание или задает вопрос, ответить на который можно только словами «да» или «нет». После этого все очищают свой фрукт и считают количество долек. Если их окажется четное число, значит, желание исполнится, нечетное число говорит о том, что пожелание исполнится спустя какое-то время.

Рождественское гадание по Священной книге

Для этого гадания нужно взять книгу и, не раскрывая ее, загадать вслух номер страницы и строчку сверху или снизу. Затем следует открыть страницу и прочитать текст на загаданной строчке – он и является рождественским пророчеством. Если строчка будет мало напоминать мистическое предсказание, родителям придется придумать, что бы оно значило на самом деле. Ведь малыш не должен остаться расстроенным.

Рождественское гадание со скорлупой грецкого ореха

Приготовьте широкую чашу и налейте в нее воды. По краям чаши прикрепите написанные на бумажках слова: «удача», «счастье», «богатство», «неожиданное знакомство», «путешествие», «перемены в жизни», «приятная неожиданность», «выигрыш». Скорлупки от грецкого ореха по числу участников запускают в плавание. Чтобы различать скорлупки, в них можно поставить разноцветные свечки для торта. После того, как все скорлупки окажутся на воде, участники осторожно начинают дуть на них, стараясь не опрокинуть. Перевернувшиеся скорлупки выбывают из гадания. К какой надписи пристанет кораблик – то и произойдет у ребенка в наступившем году.

Рождественское гадание на будущее по льду

В миску или блюдце нужно налить воду и выставить ее на мороз в рождественскую ночь. Когда настанет утро, внимательно изучите с ребенком лед: если он вздыбился – предстоящий год будет добрым, если застыл ровно – год будет спокойным, если волнами пошел – предстоит и счастье, и небольшие неприятности.

Гадание с воском на домового

Это гадание подойдет для самых маленьких. Сначала нужно показать детям картинки, на которых изображен домовой, рассказать про его характер. Расскажите о традициях: домового задабривали, выставляя ему на ночь пищу, а при переезде в другое жилище заманивали его в старый башмак, чтобы забрать с собой, ведь это существо издавна считалось защитником дома.

Для гадания нужно взять небольшое блюдце, налить туда молока или воды и поставить около порога. Затем в металлической посуде следует растопить свечу, приговаривая при этом: «Домовой, хозяин дорогой, приходи поскорей, молока попить, о судьбе поговорить». Растопленный воск нужно залить в холодное молоко, а затем определить, какая фигура получилась. Каждой фигурке можно приписать какой-либо скрытый смысл: звезды – к интересным событиям и праздникам, крест – к печали, цветок – к радости, животное – к появлению нового друга, линии – к путешествиям. Виноград из воска означает удачу и счастье в наступившем году, гриб пророчит здоровье и долголетие, дракон – исполнение желаний и достижение всех целей. Силуэт месяца предсказывает получение прибыли, колокольчика – хороших новостей, лист предупреждает о завистниках и недоброжелателях.

Начало: Богослужение Рождества Христова – рассказ Николая Державина, вот уже 20 лет комментирующего телетрансляции праздничных богослужений.

Божественная Литургия

Патриарх направляется к кафедре, чтобы приступить к совершению – главной и важнейшей церковной службы. Слово Литургия переводится с греческого как «дело всего народа», «общее дело».

Церковь выбрала такое название для общей молитвы, потому что оно лучше всего выражает мысль о том, что эта молитва является делом всего церковного народа, преодолевая расстояния, границы и времена, и где каждый человек может непосредственно приобщиться к Богу.

Во время Литургии совершается таинство Причащения: хлеб и вино силой и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и преподаются верующим для причащения, во оставление грехов и в жизнь вечную. Во время Литургии Богу приносится жертва благодарения, поэтому она также называется , что в переводе с греческого означает «благодарение». Литургия есть центр жизни любого христианина, а духовно подготовить нас к нему призвано всенощное бдение.

Старший из сослужащих Патриарху священнослужителей, Евангелием совершает знамение креста и произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Благословенно Царство… Царство Небесное начинается уже здесь, на земле, для тех, кто приобщается к вечной жизни через веру, принятие святых Тайн Тела и Крови Христовых, через жизнь по заповедям Евангелия.

За возгласом следует великая или мирная ектенья. Великой она называется по большому числу содержащихся в ней прошений. Мирной – по начальным словам первого прошения: «Миром Господу помолимся». Это означает: будем молиться в мирном состоянии духа, примирившись со всеми. Прошения мирной ектеньи, произносимые архидиаконом от имени всех, собравшихся в храме, обнимают собой все насущные нужды человека, прежде всего, духовные. Хотя Церковь не забывает и о простых, житейских заботах человека.

В эту рождественскую ночь мы присоединяем наши молитвы к звучащим сейчас в храме прошениям мирной ектеньи. Духовный опыт Церкви свидетельствует об особой силе такой общей, соборной молитвы христиан. Сейчас Церковь возносит свою молитву о мире всего мира, о благостоянии православных Церквей-сестер, о нашей стране, ее властях и воинстве, о Патриархе и о сослужащих ему епископах, о нашем Первопрестольном граде, о тех, кто испытывает страдания, кто болен, о тех, кто оказался во вражеском плену. Не забудем о них сегодня.

Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов . Всех антифонов на Литургии – три, это псалмы 101, 111, 109. По завершении первого антифона следует малая ектенья, представляющая собой сокращенный вариант ектеньи великой или мирной. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя.

Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что и к великому таинству евхаристии следует приступать с очищенной совестью и чистым сердцем.

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне» , который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть. Гимн был составлен византийским императором Юстинианом Великим, славянином по происхождению, жившим на рубеже V-VI веков.

После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия. До этого момента, с самого начала Литургии, Предстоятель все время находится на возвышении на середине храма, которое сейчас иногда называется кафедрой, а в древности называлось амвоном.

Во время исполнения третьего антифона, который состоит из пения стихов псалма и тропаря Рождеству Христову, духовенство, кроме Патриарха и сослужащих ему архиереев, удаляется в алтарь. В алтаре архидиакон берет с престола Евангелие и через северные боковые двери направляется к патриаршей кафедре. Торжественная процессия останавливается на середине храма, перед иконой праздника. Патриарх прикладывается к Евангелию. Архидиакон возглашает стихи из псалтири, которые называются входными потому, что произносятся во время малого входа в дни великих праздников. В праздник Рождества Христова это стихи: «Из чрева прежде денницы родих Тя: клятся Господь и не раскается». «Ты – Иерей вовек по чину Мелхиседекову». Эти стихи относятся к числу ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Взирая на Евангелие, священнослужители поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти аллилуйя».

Во время пения Патриарх осеняет собравшихся трикирием и дикирием, а затем направляется в алтарь и, остановившись на амвоне, вновь благословляет молящихся.

Три свечи трикирия и две дикирия имеют свою символику. Это исповедание догмата о Святой Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа, двух природах или ипостасях – Божественной и человеческой – в единой личности Спасителя. Совершая крестное знамение, мы выражаем ту же истину. Три пальца вместе – символ Святой Троицы, два, прижатых к ладони, – символ Иисуса Христа. Приложившись к иконам на Святых вратах, святейший Владыка входит в алтарь и совершает каждение престола, на котором будет совершено принесение Бескровной Жертвы. Затем Патриарх совершает каждение всего алтаря.

– часть храма, отгороженная от остального пространства иконостасом. Само слово в переводе с латыни означает «высокий жертвенник». В алтаре находится престол, который является местом особого присутствия Божия.

Под пение «Исполла эти дэспота», что в переводе это значит «на многая лета, владыка», Патриарх совершает каждение иконостаса и молящихся. Исполнение песнопений на греческом языке, которое обычно бывает при архиерейских служениях, – дань исторической традиции. До середины XV века Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой и многие ее предстоятели были греками по происхождению.

Патриарх в алтаре начинает чтение так называемых «тайных молитв » или анафоры. Слово анафора означает возношение. Называются эти молитвы так, потому что во время их чтения возносятся Святые Дары, а «тайными» называются, потому что в это время совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя. Есть мнение, что они так называются также потому, что не произносятся вслух, громко, а читаются вполголоса. Мы расскажем об их основном содержании.

В настоящей молитве Патриарх просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и Серафимами, принять и от нас, грешных и несовершенных людей, трисвятую песнь – ангельское пение, совершаемое у Престола Божия; молится о прощении наших согрешений, а также о том, чтобы вся наша жизнь была посвящена служению Богу.

Духовенство в алтаре поет кондак Рождества Христова. Наступает время Трисвятого, но сейчас мы услышим другое песнопение, которое исполняется вместо Трисвятого в определенные дни церковного года: на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, в и . Это песнопение «Елицы во Христе крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Оно напоминает о древнем обычае принимать таинство Крещения, которое свершалось в указанные нами праздничные дни. Это песнопение содержит призыв, обращенный к новокрещенным. Смысл его: принявшие святое таинство крещения должны теперь верой и добрыми делами облечься во Христа.

Патриарх с дикирием в правой и с крестом в левой руке выходит из алтаря и, обратившись к народу, с амвона произносит: «Призри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и (его), егоже насади десница Твоя». Под виноградом (то есть виноградником) Господним подразумевается Церковь, основанная Спасителем.

Патриарх осеняет народ дикирием и крестом, а затем возвращается в алтарь, где проходит на горнее место, расположенное за престолом. Горнее место предназначено для возглавляющего богослужение Предстоятеля и своим названием указывает на «горний» небесный мир. Название же его произошло от того, что в древней Церкви оно было действительно высоким (по-славянски – горним), оно могло возвышаться от пола алтаря на 2 метра, и на нем сидели священнослужители в определенные моменты Литургии. На горнем месте устроен трон, на котором восседает Патриарх во время чтения Апостола – книги, которая содержит часть Нового Завета – Деяния и послания святых апостолов.

Патриарх осеняет трикирием находящееся в алтаре духовенство и благословляет чтеца, который будет читать фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, (глава 4, ст.4-7). Читаемый отрывок повествует о воплощении Сына Божия и как следствие этого Воплощения – усыновлении человечества Богу Отцу.

Священнослужители являются преемниками святых апостолов – ближайших учеников Спасителя. Поэтому во время чтения Апостола они имеют право сидеть. Чтению Апостола предшествует возглашение прокимна . За чтением Апостола последует чтение Евангелия. Сам Господь через Евангельское чтение будет возвещать слова вечной жизни. В знак смирения перед Ним Патриарх слагает с себя омофор – часть богослужебного облачения, символизирующую Воплотившего Сына Божия.

Евангелие будет возглашаться на середине храма. Сегодня читается отрывок из Евангелия от Матфея, гл.2, ст. 1-12. В нем говорится о появлении в Палестине таинственных восточных мудрецов, по-славянски – волхвами. Восточная и западная традиции называют волхвов царями. Их мощи, точнее – честные главы, находятся в Кельнском соборе. От даров, принесенных волхвами Богомладенцу Иисусу, берет свое начало обычай, особенно любимый детьми, дарить друг другу подарки на Рождество.

По завершении Евангельского чтения сослужащий архиерей осеняет народ дикирием и трикирием. Диаконы, участвующие в богослужении, будут сейчас возглашать прошение Сугубой ектении , а затем ектении об оглашенных. «Сугубая» означает двойная, усиленная. На каждое прошение хор от лица всех собравшихся в храме отвечает троекратным: «Господи помилуй».

За ектеньей Сугубой следует ектенья об . В древней Церкви оглашенными назывались взрослые люди, которые учились (оглашались) истинам христианской веры перед принятием святого крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать до определенного момента, как людям еще не вошедшим во всю полноту Церковной жизни. Они слушали Слово Божие, молились, но когда наступал самый важный этап богослужения, они выходили из храма, повинуясь возгласу диакона: «Оглашенные изыдите».

«Литургия оглашенных» (так называется вторая часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям.

Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в , перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».

Хор поет Херувимскую песнь . Патриарх у престола читает молитву на Херувимской, а затем вновь совершается омовение рук. Этим действием Патриарх Кирилл засвидетельствовал перед всеми, что к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых следует приступать в чистоте душевной и телесной. Затем с воздетыми руками он молится словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» – так звучит Херувимская песнь по-русски.

По завершении молитвы следует взаимное поминовение сослужащих: Архиерейство ваше, протоиерейство, священство, архидиаконство, протодиаконство, дьяконство ваше, – да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков.

Патриарх направляется к жертвеннику. Он находится здесь же, в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение») Святейший Владыка вынимает частицы, произнося имена живых и усопших. По окончании Литургии эти частицы о здравии и об упокоении будут опущены в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (т.е. здесь) Кровию Твоею Честною и молитвами святых твоих».

Мы видим и евхаристические сосуды – богослужебные сосуды, которые употребляются при совершении Евхаристии. Это – потир – чаша, в которой сейчас находится вино, предназначенное для совершения таинства, дискос , на котором полагается евхаристический хлеб – агнец, а также – звездица . Она представляет собой две крестообразно скрепленные друг с другом металлические пластины и символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя Мира. Об этом в данный момент говорит Патриарх: «И пришедше звезда, ста верху, едеже бе Отроча», т.е. пришла звезда и остановилась над местом, где родился Богомладенец Христос. Покровцы , которыми покрываются потир и дискос напоминают пелены Богомладенца и одновременно погребальные пелены Спасителя, которыми было обвито Его тело, положенное во гроб.

Пение Херувимской прерывается совершением Великого входа . Через двери алтаря Святые Дары с жертвенника переносятся на престол. Этот момент богослужения напоминает и символически изображает шествие Спасителя на добровольные страдания ради искупления рода человеческого. Поэтому мы видим во время Великого входа в руках у священнослужителей: крест, копие и лжицу (так по-славянски называется ложечка, которой причащают верующих) – богослужебные предметы, напоминающие об орудиях Страстей Христовых.

Патриарх встречает Святые Дары, стоя в , и совершает поминовение Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Поминает Патриарх и сослужащих ему епископов, а также всех епископов православных, священников и диаконов, монашествующих и мирян. Молитвенное поминовение членов Церкви на Великом входе означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Один из сослужащих архиереев, старший по званию, совершает поминовение Патриарха, всех молящихся в храме и всех православных христиан.

Хор завершает пение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя. – Отложим попечения житейские, чтобы встретить царя всего творения, которого незримо сопровождают с торжеством ангельские силы».

Святые Дары поставляются на престол и покрываются воздухом – особым покровом, символизирующим Плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении. Один из сослужащих архиереев осеняет народ трикирием и дикирием.

Звучат прошения так называемой Просительной ектеньи . Во второй ее части, которая содержит прошение о важнейших духовных благах, желанных для каждого христианина, хор от лица всех собравшихся в храме взывает: «Подай, Господи». Во время ектеньи Патриарх молится о том, чтобы Господь сподобил его принести Святые Дары в Жертву духовную и ниспослал на них, а также – на всех верующих, благодать Святого Духа. Просительная ектенья завершается возгласом: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Далее, верующие готовятся к возношению Святых Даров свидетельством мира и любви и исповеданием православной веры. «Мир всем», – этот возглас мы уже слышали и говорили о необходимости для христианина иметь мир душевный. Но мир душевный должен выражаться во взаимной любви друг к другу. И к этому участников Евхаристии призывает диакон: «Возлюбием друг друга да единомыслием исповемы» – Возлюбим друг друга и единомысленно исповедуем, открыто выразим свою веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную.

После этого поется , посредством которого собравшиеся в храме и исповедуют свою веру в истины христианского учения. Пению Символа веры предшествует голос диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем!».

В это время Патриарх снимает возду´х, покрывающий святые Дары в знак Воскресения Христова.

Возглас «Двери, двери…» в древности был обращен к привратникам – особой категории церковнослужителей, которые следили за тем, чтобы в самый важный момент Евхаристии в храм не вошли непосвященные: оглашенные, еще не принявшие Святое Крещение, или кающиеся, лишенные права участвовать в этой части Литургии, или неверующие.

Во время пения Символа веры Патриарх также произносит его перед престолом, а сослужители колеблют воздух над Святыми Дарами в знак сошествия на них Святого Духа.

Возглас диакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите» – еще раз призывает участников богослужения к молитвенной сосредоточенности. Святое возношение, Бескровная Жертва сейчас, через несколько минут, будет приноситься не только за нас, но и от нас, при нашем молитвенном участии. О том, что мы все, стоящие в храме, призываемся к участию в совершении таинства, свидетельствует богослужебный диалог.

Хор от имени всех молящихся завершает возглас словами: «Милость мира, жертву хваления». А это значит, что мы готовы возносить Святую Жертву, которая является высшей милостью и даром Божиим людям, и представляет собой, прежде всего, благодарное прославление Творца. Последующие три возгласа, на которые хор также отвечает от нашего имени, Патриарх произносит вне алтаря, обращаясь к народу и осеняя народ светильниками (дикирием с двумя свечами и трикирием – с тремя).

– Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

– И со духом твоим.

– Горе´ имеим сердца. (Отрешимся от всего земного и вознесем ум и сердце в горний, небесный мир).

– Имамы ко Господу.

Этот ответ молящихся Предстоятелю знаменует собой завершение приготовления к совершению таинства, а возглас «Благодарим Господа» означает начало Евхаристической молитвы или анафоры. Совершение таинства Евхаристии начинается с благодарения, подобно тому, как Спаситель на Тайной вечере вознес благодарение Богу Отцу.

Тем временем Патриарх читает молитву, в которой от лица всех верующих прославляет величие Божие и Его благодеяние роду человеческому, благодарит Бога за сотворение мира, за то, что он принимает эту службу хвалы и благодарения от людей, хотя ему и служат Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголяще». Последние слова молитвы произносятся вслух, в виде возгласа, а хор воспевает эту победную ангельскую песнь, прославляющую Святую Троицу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Эту песнь поют очень торжест­венно. Во время пения Патриарх читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный».

Патриарх продолжает чтение анафоры, исповедуя святость Божию и одновременно прославляя Его бесконечную любовь к человечеству, которая в высшей степени проявилась в послании в мир для нашего спасения Единородного Сына Божия.

Перед тем, как прозвучат установительные слова таинства Евхаристии, читается такие слова молитвы анафоры: «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

Патриарх снимает митру и возлагает на себя омофор – одежду подражания Христу, с тем, чтобы указать на важность совершающегося священнодействия.

– Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор поет «Аминь», а Патриарх читает: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя:

– Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.

Далее Патриарх продолжает: «Поминаюше убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную (справа) седение, Второе и славное паки пришествие», и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть, поминая Твою спасительную заповедь и все, что Ты совершил для нас: и Крест, и Гроб, и тридневное Воскресение, и восхождение на Небо, и седение одесную Отца, и Второе и славное паки пришествие - всё это вспоминая, мы, Твоё от Твоих Тебе приносим о всех и за всё, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся, Боже наш ». Во это время Патриарх берет руками, сложенными крест-накрест, Дискос и Чашу и возносит над престолом. Это и есть возношение - анафора . Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Наступает саамы важный и таинственный момент богослужения, вершина литургии.

За возношением Святых Даров следует их пресуществление. Патриарх просит о ниспослании Духа Святаго для освящения Даров и претворения их в Тело и Кровь Христовы. Затем, исповедав свое недостоинство, благословляет святой Хлеб и Святую Чашу. Силою и действием Святого Духа совершается величайшее таинство – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя.

Анафора обращена к первому лицу Святой Троицы - к Богу-Отцу, но эта молитва (по-гречески эпиклезис, что значит «призывание») обращена к Святому Духу. Это молитва призывания Святаго Духа на Святые Дары. После нее произносится: «И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Архидиакон отвечает: «Аминь», и говорит: «Благослови, Святейший Владыко, Святую Чашу». Патриарх говорит: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». Архидиакон говорит: «Аминь. Благослови, Святейший Владыко, обоя» (т. е. и то, и другое). И Патриарх благослов­ляет крестным знамением и Дискос, и Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Архидиакон отвечает: «Аминь, аминь, аминь».(т.е. истинно так, да будет).

Служащие и все молящиеся совершают поклонение Святым Дарам как Самому Господу. После молитвы Патриарха о причастниках и о всех, в вере почивших, и о живущих на земле, следует прославление Божией Матери. Перечисляя чины святых угодников Божиих (праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников и постников) Святейший Патриарх особо (изрядно) выделяет Пресвятую Богородицу – Ходатаицу перед Богом за человеческий род: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Затем хор исполняет песнопение в честь Божией Матери, не только святейший из людей, но, говоря словами Церковного гимна – «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим». Как раз этот гимн, слова из которого я только что привел, обычно исполняется в этот момент Божественной Литургии, но сегодня – день особый, сегодня великий праздник, поэтому вместо песнопения « » поется «Задостойник» – песнь из числа праздничных гимнов, в данном случае – ирмос девятой песни Рождественского канона.

Мы уже слышали ее сегодня во время утрени. «Таинство странное вижу и приславное, (вижу таинство чудное и необычайное), небо – вертеп, престол Херувимский, Деву (небом стал вертеп, престолом херувимским – Дева), ясли- вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем (ясли стали вместилищем Невместимого Бога, Которого мы воспевая величаем)».

«Любите убо нам яко безбедное страхом удобнее молчание, любовию же Дево, песни ткати протяженно сложенныя неудобно есть; но и Мати силу, елико есть произволение даждь». (Удовольствоваться нам было бы легче молчанием в страхе, как делом безопасным. Трудно, Дева, песни в любви к Тебе составлять, стройно сложенные, но Ты, Матерь, Сама даруй нам силу, если есть на то воля Твоя).

Наступает момент в молитве анафоры, когда Патриарх поминает святых, прославленных Богом, молится за живых и усопших членов Церкви: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Алостольстей Церкви, о иже в чистоте и честном жительстве пребывающих; о Богохранимей стране нашей». И нам здесь нужно помянуть всё самое главное, молитвенно обратившись к Господу. Завершается ходатайство молитвой о властях: «Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Патриарх продолжает: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия и на вся ны милости Твоя низпосли».

Просительная ектенья, которая звучит под сводами храма, знаменует собой начало приготовления молящихся к Причащению. Эта ектенья начинается словами: «Все святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Всех святых вспомнив, еще и еще раз Господу помолимся.

Во время просительной ектеньи Святитель молится о том, чтобы Господь сподобил молящихся достойно причаститься Святых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. ектенья завершается возгласом: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети признавати Тебе, Небесного Бога и Отца и глаголати».

Все собравшиеся в храме поют молитву Господню « ». Спаситель первым назвал Бога Отцом, как Сын Божий. То, что мы дерзаем повторить эти слова и называть Бога Отцем, стало возможно благодаря воплощению Сына Божия.

Одно из прошений молитвы Господней – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – относится не только к хлебу земному, к телесной пище и вообще к земным благам, в которых мы все, несомненно, нуждаемся, но, прежде всего, – к Хлебу Святой Евхаристии, к Телу и Крови Христовым – истинной пище и истинному житию, духовно питающим человека и вводящим его в жизнь вечную.

Приближается момент Причащения. Возглас «Святая святым!» напоминает о том, что к святости призван каждый христианин, недаром святой апостол Павел в своих Посланиях именует первых последователей Спасителя святыми. Кроме того, этот возглас служит напоминанием о том, что Святыня – Тело и Кровь Христовы – преподается тем, кто очистил свою душу покаянием в таинстве исповеди.

«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Один Господь свят, Он один – источник святости и может сделать причастником Своей святости каждого человека, устремленного к Нему всем сердцем и душой.

В этот момент богослужения, когда в алтаре за закрытыми Святыми вратами происходит причащение священнослужителей, алтарь символизирует Сионскую горницу, в которой Господь на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии.

Хор поет запричастный стих (исполняемый во время причащения) и другие праздничные песнопения. Затем оглашается Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

В храме начинается причащение мирян . Святые Врата открываются.

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Возглас протодиакона обращен к ожидающим Причащения. Приступите к Святой Чаше, осознавая свое недостоинство и веруя, что в ней пребывают истинное Тело и истинная Кровь Христова.

Причащение мирян заканчивается. Песнопением «Видехом свет истинный, прияхом духом духа небеснаго…» верующие благодарят Господа за Причащение Святых Тайн Христовых. Последнее явление Святых Даров, которое совершается при возгласе «всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает нам о Вознесении Господнем. Следует краткая благодарственная ектенья и заамвонная молитва, которую священник произносит, стоя перед ступенями, ведущими на амвон, напротив Святых врат. Патриарх, стоя в Святых вратах, произносит отпуст. Завершается праздничное богослужение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Первосвятительским словом Патриарха Кирилла – Предстоятеля Русской Православной Церкви, правящего епископа г. Москвы.

Рождество в России отмечается 7 января. Это государственный праздник, выходной день в стране. В Русской Православной Церкви он выступает одним из 12 главных праздников годового богослужебного круга. Его отмечают православные христиане страны.

Традиции и обряды

В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию. На них читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…». Верующие приходят в храмы, чтобы посетить службу, помолиться и причаститься. Рождественское богослужение транслируется по национальным каналам. Главная служба России проходит в Москве в храме Христа Спасителя и собирает до пяти тысяч прихожан. Главное богослужение страны возглавляет Московский патриарх.

Еще одна религиозная традиция - соблюдение Рождественского (Филиппового) поста, который предшествует Рождеству. Пост начинается 28 ноября и длится 40 дней. 6 января приниматься за ужин можно только после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду. На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. 7 января христианам разрешается разговеться.

В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги.

Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу.

Наиболее распространенное гадание - предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко - здоровье и мудрость, виноград - благополучие в доме, яйцо - новое начинание.

Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок - успех, дом - благополучие.

История праздника

На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения - 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях.

В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки - обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги.

В XVII-XVIII веках в российскую культуру из Польши пришла традиция устраивать вертепный театр. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа.

В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ - Вифлеемская звезда - была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.

В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР возродил празднование Рождества на государственном уровне. 7 января было объявлено официальным выходным днем.

Рождественские украшения

Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря.

Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет (топор), на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок. Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи.

Праздничный стол

Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья - каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них - открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба. 7 января хозяйки готовят холодец, жарят поросенка, дичь, баранину, запекают гуся или курицу с яблоками. На десерт подают торт с кремом и глазурью. Традиционным рождественским напитком является узвар - заваренные сухофрукты и ягоды.

Города и курорты

Рождественские каникулы в России пройдут в особой атмосфере и подарят заряд незабываемых эмоций.

Путешественникам, которые хотят оказаться в настоящей зимней сказке, придется по душе отдых на Кольском полуострове, который расположен в заполярной зоне. Он подарит возможность понаблюдать за уникальными явлениями природы - белыми ночами и северным сиянием. В центре Хибинского горного массива находится база отдыха, которая обладает комфортной инфраструктурой и позволяет отдохнуть от городской суеты. Сафари на квадроциклах и снегоходах, пешие прогулки по тундре принесут заряд адреналина.

Центр зимнего туризма в России - озеро Байкал. Байкальский лед представляет собой захватывающее зрелище - прозрачная застывшая вода переливается в солнечных лучах. Туристы смогут покататься на лыжах и коньках, поскользить на буерах, прогуляться по поверхности льда и осмотреть живописные бухты, заливы. В поселке Аршан расположен курорт, который славится своими лечебными термальными и минеральными водами.

Ознакомиться с культурой и историей России поможет тур по городам «Золотого кольца». В него входят древние города - центры народных ремесел: Переславль-Залесский, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Сергиев Посад, Костром, Иваново, Ярославль. В каждом из них расположены достопримечательности, которые поражают своей красотой и величием (Троице-Сергиева Лавра, Суздальский Кремль, Успенский собор). Города предлагают своим гостям недорогие гостиницы и рестораны.

Россия - страна, богатая горными системами. Любителям зимних видов спорта понравится отдых на горнолыжных курортах: Домбай, Шерегеш, Красная Поляна, Банное, Белокуриха. Эти курорты привлекают красотами заснеженных вершин, лесистых склонов, горных озер и рек, чистым воздухом и целебными источниками.

Заботливо сохраненная природа, многочисленные озёра, водопады и покрытые лесами пологие горы красивы в любое время года, но особое очарование эти места приобретают под Рождество, превращая его празднование в сказку, настоящую Рождественскую Сказку.

К Рождеству Муниципалитет, актёры местных театров и просто энтузиасты-любители устраивают в городке потрясающее празднество под названием «Dickens Christmas» (Рождество по Диккенсу), которое проходит с 25 ноября по 24 декабря. В этот период каждые выходные по улочкам даунтауна разгуливают ряженые — герои романов Чарлза Диккенса. Они разыгрывают сценки из его произведений, вовлекая в действие зрителей и прохожих, одаривают детей сладостями, поют рождественские хоралы. Музыканты в национальной шотландской одежде играют на волынках. Лоточники продают жареные каштаны и горячий шоколад. Белый кэб с милейшей конягой в упряжке и улыбчивым кучером катает всех желающих по набережной.

В первый год моего пребывания здесь это костюмированное действо стало для меня приятным сюрпризом. Я сидела в парикмахерском салоне и прихорашивалась к празднику, когда туда вдруг заглянули две дамы «в образе» и защебетали в манере XIX века: «Ах, как тут прелестно! Ах, какие у Вас, милочка, лучистые глазки! Восхитительно! Очаровательно!» Пообщавшись с посетителями и мастерами салона, дамы одарили всех рождественскими конфетками и упорхнули.

А когда в один из вечеров мы с мужем ходили по магазинам, на улице к нам подошел… дядюшка Скрудж (на фото 2 — крайний справа) и ворча, что Скрудж вовсе уж и не такой скряга, как о нём думают, вручил нам два талона на бесплатные булочки в местной кондитерской, куда мы, естественно, тут же и отправились, и не только отоварились дармовыми (мелочь, а приятно!) горячими булочками, но и прикупили выпечки к праздничному столу.

А уж детишкам какая радость! Особенно им нравится Father Christmas (Фазэ Крисмэс): да, по улицам тут разгуливает не толстячок Санта-Клаус в коротком полушубочке, а Рождественский Дед — персонаж, очень напоминающий нашего Деда Мороза. Малыши нашептывают ему на ухо свои тайные желания насчёт подарочков.

Повсюду — в магазинах, ресторанах — звучат традиционные рождественские мелодии и песенки, создавая особое предпраздничное настроение. Проходят выставки-распродажи рождественских яств и сувениров. Старинные усадьбы-музеи декорируются по всем правилам соответствующей эпохи — посещай и любуйся. В Соборах проходят концерты рождественских песнопений, органной и фортепьянной музыки. Дети участвуют в конкурсе изделий из имбирного теста. Каких только пряничных домиков, дворцов, сценок и даже скульптур они ни сооружают — фантазия просто удивительная!

Здесь, в небольших городах, люди могут позволить себе такую роскошь, как съездить в питомник, выбрать и самолично спилить рождественскую ёлку. Ёлочки выращены самых разных мастей: с мелкой или крупной хвоей, зелёные, голубые, совсем крошки и просто гигантские. На делянку приезжают целыми семьями: гуляют, наслаждаются солнечным деньком, хрустящим снегом, запахом хвои и предвкушением праздника. Приглянувшееся вам деревце может спилить для вас служащий питомника, потом ель аккуратно упакуют этакой длинной тощей селёдкой в сетку и погрузят в машину.

Дома ваша ёлочка расправит лапы, начнёт отогреваться, и повсюду разольётся неповторимый аромат смолы и хвои. А если ещё развести огонь в камине, зажечь свечи да налить в бокал эггнога, плеснув туда немного рома или коньячка (получается нечто вроде яичного ликёра, традиционный новогодний напиток американцев) — ммм…

Вечером в домах зажигаются окна. Повсюду загораются огоньками новогодние инсталляции и гирлянды. Нам нравится просто кружить на машине по окрестностям и любоваться этими украшенными домиками, светящимися фигурками и сценками, которые каждый старается соорудить у себя во дворе по мере сил и возможностей. В незашторенных окнах мелькают идиллические картинки семейных трапез и мирного вечернего досуга. И когда едешь вот так в полумраке салона, смотришь на всё это благолепие, на сердце снисходит полнейшее умиротворение, появляется чувство какой-то необыкновенной правильности устройства бытия — кажется, что вот так сейчас и на всей Земле, что нет ни войн, ни распрей, ни проблем.

Но американцы никогда, а в праздники особенно, не забывают о тех, кому не так повезло в жизни (не случайно для городского гуляния выбраны диккенсовские сюжеты — напоминают: не будь черствым эгоистом!). В предпраздничные дни американцы активно жертвуют продукты в Продуктовый банк, готовят горячие обеды в приютах, разносят в семьи малоимущих пакеты с едой и игрушками, проводят акции по сбору тёплой одежды для детей, собирают посылки для бедствующих по всему миру. А есть и такие, кто посылает своим знакомым или соседям, в чьей семье на данный момент финансовые затруднения, чек на посильную сумму.

Хорошие традиции, не правда ли? Вот и у меня это вызывает глубокое уважение.

Рождество – один из самых великих и значимых двунадесятых праздников для христиан всего мира, который имеет много традиций.

К нему готовятся заранее и очень основательно. Украшают дома и готовят богатый стол, при этом соблюдая традиции. Которые передаются из поколения в поколение.

Когда празднуется Рождество

Православные христиане отмечают Рождество в ночь с 6 на 7 января. Католики празднуют по старому стилю – 25 декабря.

Торжественное богослужение начинается ровно в полночь.

До революции Рождественские праздники сопровождались множеством традиций и народных обрядов. К сожалению, после того как этот праздник был запрещен, многие традиции были безвозвратно утрачены.

Рождество – тихий, светлый семейный праздник. Ведь само событие рождения Христа произошло тихо и неприметно. Иосиф и Мария, не найдя места в гостинице, вынуждены были остановиться в пещере, где содержали скот. Именно в ней и появился на свет Спаситель.

Первым, об этом радостном событии поведали ангелы простым пастухам. На небе зажглась яркая звезда, которая и указала путь вохвам, которые принесли Спасителю дары.

В храмах сооружают вертепы. Это неподвижная конструкция, сделанная из картона и еловых веток, изображающая пещеру, в которой родился Иисус Христос. Внутрь импровизированной пещеры помещают фигурки Святого Семейства, ангелов, овечек, волхвов и т.д., словом всех участников тех событий.

Период с Рождества до Крещения называют Святками. В эти дни принято делать добрые дела и ходить в гости к близким людям с поздравлениями.

Традиции празднования Рождества

Многим замечательным традициям мы обязаны именно Рождеству. Самый популярный символ праздника – украшенная игрушками елка. Вначале это были еловые ветки, сплетенные в венок, который украшали цветами, фруктами и сладостями. Кстати, не все знают, что звезда, которую устанавливают на верхушку, это та самая Вифлеемская звезда, которая указывала путь волхвам, а не символ Коммунистической партии.

Вечером шестого числа начинается сочельник. Название произошло от блюда, которое традиционное ели в этот день – сочива. Все члены семьи садились за стол после появления первой звезды, до этого вкушение пищи запрещалось. Стол накрывали постными блюдами, а во главе всегда стояло сочиво – вареная пшеница с медом.

Одна из главных, и самых ярких традиций Рождества – колядование. Раньше, эта традиция была языческой: колядка была символом поклонения Солнцу. Постепенно практически все языческие символы были вытеснены под влиянием христианства.

Ряженые люди собираются в компании и ходят вечером перед Рождеством по домам, возвещая радостную весть о том, что родился Спаситель и желают хозяевам здоровья и благополучия. В благодарность за добрую весть им кидают в мешок сладости, каравай, колбасу или немного денег.

Вечером шестого января крестники приносят кутью своим крестным и поют песни о Рождестве Христа. Крестные за это одаривают их подарками.

Так, традиционно празднуют рождество в России, Белоруссии и Украине.

Еще одна традиция, которая есть во всех странах – это дарить подарки родным, близким и тем, кто нуждается во внимании и заботе. Эта традиция берет свое начало от даров, которые преподнесли волхвы Христу.

Рождественский стол – традиционные блюда

Рождеству предшествует пост, длиной в шесть недель. Поэтому хозяева готовили на Рождество много вкусных блюд. Вечер шестого января называется сочельником. В этот день не принято вкушать пищи до первой звезды, и этого правила стараются придерживаться даже те христиане, которые не соблюдали пост.

После общей молитвы, все члены семьи садились за стол и кушали так называемую «голодную кутью» — кашу из пшена, которую готовили на воде и сдабривали медом и сухофруктами.

Основные блюда подавали только после службы. По традиции на столе должно быть 13 разных блюд. Это и запеченные поросята, мясо в горшочках, закуски, салаты, пироги и т.д. Кроме этого, к столу подают традиционную «богатую кутью», которую готовят с медом, орехами, сливками и сухофруктами.

Традиционный напиток на рождественском столе – взвар, который готовят из ягод и сухофруктов.

В старину существовала традиция открывать настежь двери и звать за стол любого прохожего, даже если это нищий. Считалось, что в образе любого человека мог прийти сам Христос.

В каких странах мира и как празднуется Рождество

Франция

Французы первые, кто заменил яблоки на елке стеклянными шарами. В этой стране возле елки ставят сапожки или ботинки, куда кладут подарки для детей.

Кстати, для французов елка не является обязательным атрибутом праздника, многие предпочитают украшать жилище цветами.

Вначале декабря по всей стране открываются рождественские ярмарки, где можно купить все необходимое для празднования Рождества.

Традиционные блюда на рождественском столе во Франции – жареный гусь и торт в форме полена, который подают в конце трапезы.

Финляндия

В этой стране, кроме обычной елки, ставят дерево еще и на улице. На нее вешают кормушки для птиц и насыпают под елку семечки и крошки.

Швеция

Рождество в Швеции, как и в любой католической стране, празднуют с 24 на 25 декабря. Здесь принято праздновать только в кругу своей семьи. Друзей, даже самых близких, на праздник не приглашают.

Традиционным блюдом для шведов на Рождество является свиной окорок, но чаще готовят индейку. Обязательно на столе должна присутствовать сельдь, картошка и лосось.

Елки на Рождество не украшают мишурой, здесь это считается дурным тоном. В качестве украшения используют однотонные лампочки и совсем немного игрушек.

Германия

Немцы начинают готовиться к Рождеству еще в конце Ноября. В каждой семье существует традиция – плести венок с четырьмя свечками. Каждое воскресенье следующего месяца на венке зажигают по одной свече. К Рождеству на нем должны гореть все четыре свечи.

Перед Рождеством готовят выпечку: штоллены и пряники. Штоллен – продолговатый сладкий хлеб с орехами, пряностями и изюмом, который символизирует спеленатого Христа.

Сербия

Рождество в этой стране отмечают по новому стилю – 7 января. Празднуют его больше месяца в кругу семьи. По традиции, отец семейства должен срубить ветку дуба для домашнего очага.

Англия

С начала 20 века англичане празднуют Рождество как чисто семейный праздник. Всего несколько традиций дошло до наших дней. Одна из них: обмениваться подарками, которые кладут в рождественский носок.

Традиционными блюдами на рождественском столе являются плум-пудинг и фаршированная индейка. Существует традиция прятать в пудинг мелкие серебряные монеты «на счастье».

Италия

В церквях и домах устанавливают рождественские вертепы. Кроме этого, жители этой страны наряжают елку и украшают свое жилье цветами.

В канун Рождества на стол подают рыбные или овощные блюда. На Рождество накрывают богатый стол. Обязательными блюдами являются пельмени в бульоне, отварное мясо, чечевица, шоколад и кексу с сухофруктами, обсыпанные сахарной пудрой.

Греция

Празднуют Рождество в этой стране 25 декабря. В Греции это праздник общенационального масштаба. Утром в храмах служат утреню и литургию. После службы все возвращаются домой, и садятся за стол.

Пекут традиционный «Христов хлеб», который украшают сверху крестом и орехами. Кроме основного угощения, на столе обязательно должны быть сухофрукты, мед, рождественское печенье, сухофрукты и гранаты.

Испания

За две недели до Рождества, праздник отмечают с коллегами и друзьями, которым преподносят так называемые «рождественские корзины». В них кладут продукты для праздника, начиная от шампанского, заканчивая сырами, сладостями или ветчиной.

Входные двери украшают рождественскими венками.

В любой стране Рождество – это время, когда есть возможность подарить немного тепла и заботы немощным, сиротам, одиноким старикам и тем, кто находиться в тюрьме.

Ведь Рождество – это напоминание нам всем, что в душе каждого человека живет любовь и добро.