Первые гейши были мужчины. Гейши - последние хранительницы традиционной японской культуры. Кимоно требует внимательной намотки. И вот гейши почти готовы к выезду

Очаровательная девушка с раскосыми глазами и выбеленным лицом, разливающая чай и занимающая гостя утонченной беседой. Таков стереотипный образ гейши в сознании европейца. В целом все верно, кроме одного. Изначально роль приветливой особы с набеленным лбом и щеками играл… мужчина. Гейши женского пола появились куда позднее, но постепенно вытеснили мужчин из профессии. Сама история гейш как профессии, или, даже, точнее - вида искусства, берет начало примерно в конце 16 века. Есть две основных версии появления гейш. По одной из них, самураи, уставшие от служебных дел, желали не просто выпить чаю или хорошего сакэ, а отдохнуть, так сказать, душой - поговорить с умным человеком. Но поскольку женщина в Японии тех времен считалась существом куда менее интеллектуальным, чем мужчина, самураи предпочитали общение с равными. Поэтому на месте прелестниц с выбеленными лицами изначально красовались мужчины в кимоно. Обладали они всеми качествами, присущими стереотипной гейше из фильмов и книг о Японии: были образованными, играли на нескольких музыкальных инструментах, владели искусством стихосложения и каллиграфии и мастерски умели поддержать беседу.


Есть также версия, что у «первогейш»-мужчин был прообраз. Им стал Сорори Шинзаэмон, советник тогдашнего японского императора. В конце 16 века Страной Восходящего солнца правил Тойотоми Хидэйоши. Он был существенной фигурой в истории страны, сумев объединить ее после феодальной раздробленности. Несмотря на это, Тойотоми не умел писать и с трудом читал переписанные от руки древние книги. Для пересказа книг монарх и завел себе специальную должность «отогишю» - собеседник и советник. Самым приближенным из них стал как раз Сорори Шинзаэмон. Происхождение этого достойного мужа история не сохранила - по-видимому, Сорори родился в довольно бедной семье, но в детстве был отдан на воспитание в монастырь и получил достойное образование.

Шинзаэмон читал императору вслух, был его советником по разным вопросам и просто развлекал, когда у правителя было плохое настроение. А Хидэйоши славился крутым нравом. При европейском королевском дворе Шинзаэмона, наверное, назвали бы шутом. Благодаря Сорори Шинзаэмону и его правителю шуты, развлекающие хозяев беседой и анекдотами, вошли в моду не только у самураев, но и у обеспеченных горожан. В этих кругах шут сделался уже не собственностью вельможи, а кем-то вроде свободного артиста. Называлась такая профессия «тайкомочи» - артисты нередко носили с собой барабаны тайко, при помощи которых аккомпанировали своим речам и привлекали внимание.

Чаще всего тайкомочи входили в свиту богатых куртизанок высокого ранга - таю - и должны были развлекать их клиентов. Если сама куртизнака-таю обычно подчеркивала свою изысканность и хорошие манеры, то задачей тайкомочи было контрастировать с ней, одновременно разжигая страсть клиента. Шут изображал смешные сценки из жизни, пел песенки скабрезного содержания и рассказывал непристойные анекдоты. При этом образование тайкомочи оставалось на уровне: он должен был, хоть и вышучивая, поддержать беседу на любую тему, развеселить гостя игрой на музыкальных инструментах и быть в курсе всех последних новостей. Они по-прежнему были мастерами чайной церемонии, каллиграфии и рисунка. Потому тайкомочи называли также «гэйнин» или «гейша» - и то и другое переводится как «человек искусства».

По разным данным, во время периода Эдо в Японии было около 500-800 гейш-мужчин. Но постепенно в профессии стали появляться женщины - танцовщицы и певицы, которые перетягивали на себя внимание зрителей - доблестных самураев и богатых горожан. Все-таки природу не обманешь. Гейши женского пола довольно быстро вытеснили с арены мужчин-тайкомочи.

Несмотря на бытующие на Западе убеждения, гейши прекрасного пола не были ни проститутками, ни даже куртизанками. Хотя некоторые гейши действительно отдавались клиентам за деньги, это не входило в их основные обязанности и не считалось достойным настоящей гейши высокого ранга. Искусством гейши было развлечь гостя изысканной беседой, приятным обществом, дать ему почувствовать себя особенным, уделить внимание. Такие девушки, с одной стороны, обучались древним искусствам - каллиграфии, стихосложению, игре на музыкальных инструментах, с другой - должны были быть в курсе всех последних новостей, включая политические, чтобы мужчине было о чем поговорить с ними. Поэтому услуги гейши стоили недешево.

Гейшами зачастую становились девочки из бедных семей, которых родителей попросту продавали в дом гейш - окия. Все свое детство они работали сначала служанками, а затем помощницами главных гейш в доме. Старшие наставницы обучали девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. Младшую гейшу (майко) можно было отличить по макияжу: в отличие от своих более опытных коллег, они оставляли не выбеленной полоску кожи у самых волос, а на щеках рисовали нежный румянец, подчеркивающий их молодость.

Когда в ремесло пришли женщины, гейши-мужчины оставили свою актерскую профессию, а их роль стала все больше сводиться к организации вечеринок. Сейчас мы назвали бы их организаторами или ивент-менеджерами. Кстати, кодексом профессии тайкомочи запрещалось иметь любые отношения с девушками-гейшами женского пола. Так оно и остается по сей день. В настоящее время в Японии осталось совсем немного гейш, около тысячи. Но традиции древности сохраняются. Многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, другие стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понто-тё.


Гейши - девушки, развлекающие клиентов танцами, пением и искусной беседой, - настоящий феномен японской культуры, который уже много столетий не дает покоя европейцам. Кто-то восхищается их пикантной красотой, кто-то - ошибочно путает с девушками легкого поведения. Однако мало кто знает, что первыми гейшами были отнюдь не женщины, а… мужчины, актёры и музыканты театра Кабуки. Кстати, сегодня в Японии все еще можно отыскать мужчин-гейш. Один из них - 26-летний юноша Эйтаро (Eitaro) , он избрал столь неординарную профессию, чтобы продолжить дело матери.


Мать Эйтаро умерла три года назад от рака, с тех пор он и его сестра продолжили "семейный бизнес", ведь у них работают еще шесть гейш. Парень с детства проявлял интерес к искусству: с 8 лет он занимался танцами, а однажды, когда ему было 10 лет, на одной из вечеринок он попробовал себя в роли исполнителя женских танцев. В 11 лет он уже выступал я Японском национальном театре.

Эйтаро было очень талантливым танцором, его мать не препятствовала увлечениям сына. Кстати, она приложила множество усилий, чтобы возродить традицию "домов гейш". Последнее подобное заведение было закрыто в 1980-х годах. После смерти матери Эйтаро и его сестра Маика даже не сомневались в том, что продолжат дело матери: "дом гейш", руководство которым они взяли на себя, расположен в токийском портовом районе Омори.


В Японии есть и другие мужчины, которые участвуют в выступлениях гейш: они подыгрывают девушкам на барабанах или подпевают. Эйтаро - единственный среди представителей сильного пола, кто надевает женское кимоно и выполняет все церемонии, которые полагается провести гейше. Возможно, это и обусловило его популярность, сегодня он частый гость не только на приватных вечеринках, но и на общественных собраниях.

К сожалению, культура гейш сегодня является практически "вымирающей", еще столетие назад их насчитывалось около 80 000, сегодня же мужчин развлекают лишь 1000 представительниц этой профессии.

Кстати, гейши - излюбленный образ у художников, увлеченных культурой Японии. На нашем сайте Культурология.ру мы уже писали о творчестве молодой итальянской художницы Zoe Lacchei. Ее неординарный

Гейша (яп. гэйся - «человек искусства») - традиционная японская артистка, развлекающая своих клиентов (гостей) танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой. Несмотря на то, что понятие «гейша» является наиболее распространенным при обозначении подобных артисток, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, в настоящее время встречаются и другие наименования для данной профессии. Так, в области Кансай (где расположен Киото - один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» (), а для начинающей гейши - понятие «майко» ().

О профессии

Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины - актёры и музыканты театра кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.

В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни: домашний очаг или публичный дом, именно гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» (карю:кай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй Мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (- «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.

Труд и быт гейши

Труд гейши в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей-мужчин. Гейша должна направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом свое достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд.

Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых представлениях, открытых для широкой публики. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известным и популярным персонажем.

Начало обучения

Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш - окия (яп.) - куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.

Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте (как правило, на японской лютне - сямисэне), традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций - икебана, поэзия, каллиграфия, живопись - то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии.

Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окейи будет заниматься с будущей гейшей: будущая гейша обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений.

Становление гейши

К 11-15 годам у большинства обучающихся девочек происходит церемония инициации - с этого момента они называются начинающими гейшами и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры. С этого времени начинающая гейша должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.

Также важнейшая задача старшей гейши состояла в поиске подходящего клиента для мидзуагэ - процедуры, включающей дефлорацию начинающей гейши. Старшая гейша должна согласовать условия с хозяйкой окия, и обеспечить установление наивысшей цены за мидзуаге. По окончании мидзуаге начинающей гейше надлежит сменить прическу на соответствующую её статусу. Современными гейшами мидзуаге не практикуется.

Дальнейшая карьера

С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, то есть обрести «данна» - мужчину, с которым гейшу свяжет договор на определённое время и для которого она станет любовницей, зачастую их связывают тесные любовные отношения, заканчивающиеся рождением детей. Обязанность данны состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, с которой у него заключён договор (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.

Отношения между гейшей и окия

Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являются дочерьми хозяйки дома - гейши, в силу возраста, прекратившей свою работу и выполняющей в своем доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих гейш, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый своей дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становиться ататори а также право в будущем унаследовать имущество окия.

Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Обычно при поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия.

Современные гейши

В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понто-тё.

Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Киото около сотни. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.

Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй Мировой войны «колонизацией» западной культурой - исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии - времена, когда стать гейшами обрекала нищета, прошли.

Гейши и проституция

Вопреки расхожему мнению, гейши не являются проститутками. В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и тем более завязать его не представляется возможным. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и прическе гейш и японских куртизанок тайю или ойран существовало множество предписанных различий, которые не позволяли спутать гейшу c куртизанкой или проституткой, а также четко указывали на социальный статус женщины и ее род занятий.

Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.

Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов - если гейша и отдаётся кому-либо, то происходит это исключительно по ее воле и является частью личной жизни, а не профессии.

Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время Американской оккупации Японии во время Второй Мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.

Гейши в поп-культуре

В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры. Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению достаточно заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии.

Так, в 1997 году был опубликован роман Артура Голдена «Мемуары гейши», рассказывающей о жизни девочки из рыбацкого посёлка, Чио Сакамото, ставшей впоследствии известной гейшей под именем Саюри Нитта. Огромная популярность книги способствовала появлению новых аналогичных романов. К примеру, Минеко Ивасаки, чьё жизнеописание легло в основу бестселлера Артура Голдена, написала весьма успешную автобиографию - в России издана под названием «Настоящие мемуары гейши» (в США - «Гейша, жизнь» (англ. Geisha, A Life), в Великобритании - «Гейша Гиона» (англ. Geisha of Gion)). Значительным успехом пользовалась и произошедшая в 2005 году экранизация книги Голдена.

В 1998 году, певица Мадонна появилась в облачении и макияже гейши на церемонии вручения наград «Грэмми». В следующем году она предстала в подобном образе в видеоклипе на песню «Nothing Really Matters», а в 2001 году часть представления в рамках турне «Drowned World» была стилизована под японскую тематику.

Однако, нельзя не отметить, что использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии. Следует помнить, что большинство современных западных авторов не имеют достаточных знаний о профессии гейш, а также об укладе традиционного японского общества, которое они стремятся описать, а в некоторых случаях - неправдоподобность порождается желанием соответствовать интересам и ожиданиям публики, воспитанной в рамках западной культуры. Необходимо отметить, что портреты и описания, появляющиеся в их работах, не являются достаточно реалистичным описанием быта гейш; подобные произведения в значительной части представляют собой стилизацию.

Гейши являются неотъемлемой частью японской культуры, хранителями «настоящего японского духа». К сожалению, эта ритуальная профессия становится все менее популярной. Если сто лет назад количество гейш достигало 80 000, то сейчас - чуть более 1 000. Их можно встретить только в самых богатых кварталах крупных городов или на престижных курортах.

Не все знают, но изначально роль гейши исполняли мужчины, работавшие шутами на банкетах в «юкаку» (квартале развлечений). Первой гейшей женского пола стала «жрица любви» по имени Касэн в 1761 году. Примечательно, что 26-летний Эйтаро - единственный ныне живущий мужчина, работающий гейшей. Профессию он выбрал неслучайно, пойдя по пути своей покойной матери. После ее смерти Эйтаро и его сестра Майка стали руководителями «окия» (дома гейш) в токийском районе Омори. Эйтаро и его команда из шести женщин очень высоко ценится среди клиентов.

(Всего 13 фото)

1. 26-летний Эйтаро - единственный мужчина-гейша во всей Японии. (EFE/Everett Kennedy Brown)

2. Профессиональный стилист учит Эйтаро, как правильно ухаживать за париком. (EFE/Everett Kennedy Brown)

3. Эйтаро примеряет свой новый парик. (EFE/Everett Kennedy Brown)

4. Обязательный макияж. (EFE/Everett Kennedy Brown)

6. Команда Эйтаро выбирает музыку для клиентов. (EFE/Everett Kennedy Brown)

7. Последние приготовления перед выездом на банкет. (EFE/Everett Kennedy Brown)

8. Гейши едут на банкет к своим клиентам. (EFE/Everett Kennedy Brown)

9. Эйтаро развлекает гостей. (EFE/Everett Kennedy Brown)

10. В 10 лет Эйтаро уже танцевал с другими гейшами, а в 11 - дебютировал на сцене национального японского театра. (EFE/Everett Kennedy Brown)