Ататюрк биография читать. Турецкий реформатор Ататюрк Мустафа Кемаль: биография, история жизни и политическая деятельность. Мнения и оценки

В том, что евреи уничтожили в 1923 году Оттоманскую империю, лиц оной национальности обвиняли всегда и обвиняют сегодня не без оснований.
После ее развала Франция получила Сирию (которая тогда включала Ливан), Великобритания Ирак и Палестину (которая тогда включала и территорию нынешней Иордании). А оставшаяся часть территории сверхдержавы средневековья превратилась в новое государство под названием Турция.
И править этим государством стал Кемаль Ататюрк. «Ататюрк» в переводе означает «отец турок», что совершенно справедливо. Ибо он не только ввел в обиход сами названия «Турция» и «турки». Для новорожденного народа он ввел алфавит с латинскими буквами (в Оттоманской империи пользовались буквами арабскими).
В 1925 году он провел радикальную реформу головных уборов и одежды. Так родился национальный турецкий костюм. А в 1934 году он ввел в новом государстве для его граждан фамилии, принцип создания которых сам и придумал. Так возникли исконно турецкие фамилии. Ввел он в новообразованном государстве и европейские системы времени, календаря и других мер измерения (1925-31 годы).
А вот законы шариата, которые казались незыблемыми, отменил ко всем чертям. Впрочем, отменой меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) он яро занимался все годы своего правления, хотя исламский дух из созданного им народа так до конца и не выбил. Хотя всякие там титулы, дервишеские органы, гаремы и прочую чепуху, на которой веками строилась Блистательная Порта, он отменил безжалостно. И даже столицу перенес из Стамбула в Анкару (Ангору), чтобы отрезать старую элиту от власти.
Он даже геноцид армян 1915-16 годов осудил в резких тонах. Хотя сам в его проведении так же участвовал. Впрочем, это было единственное его нововведение, которое потом забылось.
Как вы понимаете, столь буйный и последовательный реформатор не мог не быть евреем. И действительно, Кемаль Ататюрк был донме (хотя школьный курс турецкой истории приписывает ему другое происхождение).
А кто такие донме? «Донме» (тур. d;nme, буквально - отступники) - секта в исламе, созданной в 17 веке последователями Шабтаем Цви. Были такие богоискатели на почве секса в среде польских евреев. После ряда перипетий часть из них типа приняла ислам и поселилась в Салониках.
Шабтай Цви заменил 10 общепринятых заповедей новым религиозным катехизисом из 18 пунктов, исключив из него завет «не прелюбодействуй». И ввел особый праздник донме - Праздник Овцы, который отмечаемый в ночь с 21 на 22 еврейского месяца адар. Суть этого празднества заключается в том, что несколько женатых пар едят новорожденных овец. После чего тушат свет и ложатся спать все вместе друг с другом. Дети, рожденные от такого союза, считаются у донме святыми.
Суть саббатианства заключается в клиппот. Чтобы достичь всеобщего счастья, полноценной жизни отдельного человека и гармонии между людьми в отношениях на личном уровне и шире, в обществе, люди должны, по Саббату (так в Европе называли Шабтая Цви), пройти максимальные страдания или, как вариант, опуститься на самое дно и побыть моральными уродами (опуститься в клиппот - зло ивр.). А уж там, в дерьме, осознать, что тиккун (исправление ивр.) - это единственно правильное.
Это в теории. На практике это вылилось в появлении в общинах народных традиций пьянок-гулянок и оргий - (опускание в клиппот). Также в саббатианстве развит культ проповедников, которых считают миссиями - новыми Шабтаями. Нетипично для классического иудаизма, где почитаются только ветхозаветные пророки. А уж все эти раввины, цадики (праведники ивр.), подвижники, мудрецы за историю выдающиеся, но всё же люди как люди.
Но, при этом, донме выполняют многие заповеди иудаизма и женятся только друг на друге и по сию пору. А все могло быть по-другому.
Основная часть донме, около 16 000, после окончания Первой Мировой Войны жили в Салониках. Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1924 году донме попросили раввинов Салоник, желая избежать возвращения в Турцию, разрешить им вернуться в иудаизм. Однако раввины Салоник донме обратно в евреи не приняли.
Свое решение раввины объяснили тем, что дети, родившиеся после ночей Праздника Овцы, считаются по еврейскому закону мамзерим, т.е. незаконорожденными, родившимися у замужней женщины не от ее мужа. Хотя логики я тут не вижу, потому что и мамзерим являются точно такими же евреями, как и не мамзерим - и тех и других родила мать-еврейка.
И донме уехали в Турцию, прочно вошли в ее политическую и культурную элиту, не смотря на свою малочисленность. А евреев Салоник в 1942 году немцы убили всех. Раввины вообще часто поступают правильно, хотя это не всегда сразу бывает очевидно.
Но вернемся к временам распада Оттоманской империи. Донме никогда не забывали, что они евреи и очень сочувствовали сионистскому движению. И были крайне недовольны политикой султана Абдул-Хамида за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля по переселению евреев во входившую тогда в Оттоманскую империю Палестину. А потому активно включились в революционную борьбу против прогнившего султанского режима. В среде младотурок, на первоначальном этапе их деятельности, значение донме было очень значительно. Хотя, в действительности, именно донме способствовали тому, что турецкие власти разрешили евреям из восточной Европы переселятся в Палестину в начале 20-го века.
После прихода младотурок во власть донме, естественно, заняли серьезные позиции во главе властной пирамиды. Кроме самого Ататюрка, донме были три министра первого турецкого правительства (Нужет Фаика, Мустафа Арифа и Мехмет Джавида). Сам Мустафа Кемаль дал очень интересный ответ на прямой вопрос одного из своих близких друзей Нури Чонкера (Nuri Conker) по поводу своего происхождения. Кемаль ответил: «Некоторые обо мне говорят, что я еврей, потому что родился в Салониках. Но не надо забывать, что и Наполеон был итальянцем из Корсики, хотя умер как француз и как таковой вошел в историю». (For me as well as some people want to say that I’m a Jew – because I was born in Salonica. But it must not be forgotten that Napoleon was an Italian from Corsica, yet he died a Frenchman and has passed into history as such.)
Исламисты в Турции ненавидели и ненавидят донме люто. В частности, один из самых страстных и авторитетных антисемитов сегодняшней Турции, Мехмет Сакат Аяги, обнародовал «Протоколы «красных». В Турции донме называют «красными турками», а обычных этнических турок, называют «черными турками». Это вызвано тем, что донме часто рыжие и белокожие, в отличие от жгучих брюнетов истинных турок. Так вот в «Протоколах «красных» программными целями донме объявляются «отключение турецких женщин от исламской культуры», «пропаганда бикини и отказа от чадры» и т. д.
Что, кстати, правда. В турецкой культуре и средствах массовой информации донме представлены чрезвычайно широко и всегда выступают за «западные ценности» вообще и бикини в частности. Что и не удивительно, потому что идеалы сексуальной свободы им были свойственны еще со времен Шабтая Цви.
Поэтому сегодня, во времена ползучей исламской революции в Турции, дня не проходит без того, чтобы тот или другой настроенный исламски орган массовой информации не предупреждали бы турецкий народ об опасности космополитизма, исходящий от донме. Этих продажных девок американского империализма, который, как известно игрушка в руках могущественного еврейского лобби. Ибо истинной целью оных девок является распад Турции на маленькие национальные государства (курдов, алавитов и т. д.), оставив самим туркам клочок земли вокруг Стамбула.
Именно донме, кстати, способствовали в 1997 году падению исламистского правительства Неджметина Арбакана. Что сегодня им вменяется в вину крайне активно так как нынешние правители Турции являются политическими последователями Арбакана.
А в Израиль, кстати, донме уехать права не имеют. Хотя без их помощи сионистский проект вряд ли бы состоялся. Потому что Израиль предоставляет гражданство только евреям, которые исповедуют иудаизм или не исповедуют никакую религию вообще. А донме все-таки мусульмане.

«На полях сражений он был великим полководцем и героическим воином, в зале переговоров - самым вежливым и цивилизованным человеком, он сделал всю страну школой. Будучи хорошим учителем, он учил население страны, а будучи президентом страны - отличался способностью предвидеть события. Как политик, он отличался умением убеждать и привлекать людей на свою сторону, в личных отношениях был великолепным другом, а в делах государства и народа отличался патриотичностью и стремлением развивать свое государство. Он был человеком, который во всем старался достичь совершенства».

Так выдающийся турецкий просветитель и политик Хасан Али Юджель говорил о Мустафе Кемале Ататюрке.

Юность реформатора

В начале XX века великая Османская империя вплотную подошла к своему закату. Ее исчезновение с карты мира было лишь вопросом времени. Что будет потом, мало кто представлял себе и в самой империи, и в остальном мире.

Появление на руинах империи современной Турции, такой, какой мы ее знаем, произошло благодаря деятельности человека, которого можно назвать «турецким Петром I». Однако, в отличие от Петра I, Гази Мустафа Кемаль-паша, более известный как Мустафа Кемаль Ататюрк, создавал не монархическое государство, а республику. Но масштаб проведенных им реформ ничуть не меньше тех, которые в России осуществил Петр Великий.

Гази Мустафа Кемаль-паша родился в 1881 году в принадлежавшем Османской империи городе Салоники в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего Али Рыза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым. Его точная дата рождения доподлинно неизвестна, сам Кемаль-паша в зрелом возрасте отмечал день рождения 19 мая — в день начала борьбы за независимость Турции.

Сам Мустафа Кемаль так вспоминал свои детские годы:

«Мои первые воспоминания относятся ко времени, когда мне уже надо было идти в школу. Между мамой и отцом тогда возникли сильные споры. Мама хотела, чтобы я учился в религиозной школе, одна из таких была в нашем квартале. Отец же, чиновник в таможенном управлении, был сторонником моего обучения в недавно открывшейся школе Шемси Эфенди, где преподавали по современной программе.

Наконец, отцу удалось успешно решить этот вопрос. Прежде всего, он известными ему способами уговорил маму, и через несколько дней я ушел из школы в квартале и поступил в школу Шемси Эфенди», - вспоминал Ататюрк.

Асаф Илбай, который был другом детства Мустафы Кемаля, вспоминал, что он не очень любил участвовать в дворовых играх, а больше сидел и наблюдал за тем, как играют его товарищи. Однажды Асаф Илбай и другие ребята все же уговорили Мустафу поиграть с ними, но узнав правила игры, Мустафа наотрез отказался наклониться, чтобы через него могли перепрыгнуть другие. Я не буду наклоняться, если кто-то хочет перепрыгнуть через меня, пусть прыгает так, сказал он.

Будущий основатель Турецкой Республики с детства отличался вспыльчивым и независимым характером и обостренным чувством справедливости, не терпел лжи и лицемерия, был поборником справедливости. Он не любил идти на компромиссы, а привычка прямо высказывать все, что он думает, принесла ему в дальнейшей жизни немало хлопот.

В школе он слыл большим непоседой и упрямцем, всегда заступался за слабых и беззащитных.

Из воспоминаний Ататюрка: "В школе был учитель по имени Каймак Хафиз. Как-то, когда он вел урок, я подрался с одним из учеников, поднялся большой шум. Учитель поймал меня и избил. Я был весь в крови..." После этого случая Мустафу забирают из этой школы, и он, следуя своим устремлениям, поступает в военную школу в Салониках.

Там, за высокие интеллектуальные способности учитель математики Мустафа Сабри бей дает ему второе имя Кемаль, что в переводе означает «зрелость», «совершенство» и которое как нельзя лучше подходит к характеру Ататюрка, всю свою жизнь посвятившего строению новой Турции, превращению ее в светское, цивилизованное государство.

В 1896 году он был зачислен в военную школу в македонской Битоле. В 1899 году Мустафа, проявивший яркие способности к военному делу, поступил в Оттоманский военный колледж в Стамбуле.

Невероятно, но факт: бесстрашный храбрец Мустафа в детстве страшно боялся…мышей. Сестра Ататюрка Макбуле ханым вспоминала, что в такие моменты мама Зюбейде ханым и она сама успокаивали Мустафу, говоря: «Ты же будешь солдатом! Разве подобает солдату бояться?»

В 1902-1905 годах Мустафа Кемаль-паша завершил свое военное образование, закончив Оттоманскую академию генштаба. Военная карьера Кемаля-паши началась с ареста за противозаконную критику политики султана Абдул-Хамида II. После нескольких месяцев в заключении молодой офицер был сослан в Дамаск, однако от критических мыслей о режиме, существующем в Османской империи, не отказался.

После двух лет службы в 5-й армии в Дамаске, Мустафа Кемаль-паша был переведен на службу в 3-ю армию в город Монстири с повышением в звании.

В 1911 году перспективный офицер Мустафа Кемаль-паша переводится на службу в Генштаб в Константинополе.

«Военный дебют» Кемаля-паши произошел в 1911 году на итало-турецкой войне, вспыхнувшей в Ливии. Подразделения под командованием молодого офицера действовали успешно: в декабре 1911 года он нанес поражение итальянцам под Тобруком. Весной 1912 года ему было поручено командование османскими войсками в Дерне.

В ходе Балканской войны 1912 года Мустафа Кемаль-паша успешно действовал против болгарских войск, а уже в 1913 году стал военным атташе посольства в Софии, где дослужился до звания подполковника.

В 1915 году подполковник Кемаль-паша был отозван на Родину для формирования 19-й дивизии, которой предстояло участвовать в боевых действиях Первой мировой войны.

В феврале 1915 года страны Антанты начали Дарданелльскую операцию, целью которой был захват контроля над проливом Дарданеллы и расположенным на берегу пролива портовым городом Чанаккале, взятие столицы Османской империи Константинополя и открытие для союзников морского пути в Россию.

После неудачи предпринятого в марте 1915 года прорыва англо-французской эскадры через Дарданеллы союзники приняли решение осуществить десант на полуострове Галлиполи. 25 апреля 1915 года английские и французские части, высаженные на мысе Арыбурну, выступили в бой с 19-й дивизией османской армией под командованием подполковника Мустафы Кемаля-паши.

Атака союзников была крайне мощной, и лишь высокое командное мастерство Кемаля-паши позволило османам удержать позиции. В своем обращение подполковник произнес фразу, ставшую широко известной: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть» .

Находившийся на самом опасном участке 57-й полк 19-й дивизии погиб практически полностью, но наступление союзников было отбито.

За этот успех Кемаль-паша был произведен в полковники.

В августе 1915 года группа османских войск под командованием Кемаля-паши одержала серию побед над союзниками — у залива Сувла, при Киречтепе и при Анафарталаре.

Успех, добытый в сражениях за Дарданеллы, сделал полковника Кемаля-пашу широко известным и популярным в стране. Он назначается командующим войсками в Эдирнеи Диярбакыре, а в апреле 1916 года производится в генерал-лейтенанты и вступает в должность командующего 2-й армией.

В августе 1916 году переброшенный на русско-турецкий фронт генерал Кемаль-паша во главе 2-й армии смог отбить у русских войск Муш и Битлис, однако вскоре царская армия вновь установила над ними контроль.

После инспекционной поездки в Германию на линию фронта вместе с наследным принцем Вахидеттином Эфенди Мустафа Кемаль-паша серьезно заболел и был направлен на лечение в Баден-Баден.

К моменту его возвращения в действующую армию, для Османской империи в войне все было практически кончено. Несмотря на это, генерал Кемаль-паша во главе 7-й армии с августа по конец октября 1918 года отражал атаки английских войск.

После подписания Мудросского перемирия, 31 октября зафиксировавшего поражение Османской империи в Первой мировой войне, генерал Кемаль-паша вернулся к работе в министерстве обороны.

Страна без султанов, халифов и шариата

Весной 1919 года Мустафа Кемаль-паша, полагавший, что независимость страны под угрозой, стал во главе революционного движения своих единомышленников, выступавших против оккупационных войск и султанского правительства.

В апреле 1920 года Мустафа Кемаль-паша в Анкаре созвал собственный парламент и сформировал новое правительство, видевшее своей задачей формирование нового независимого турецкого государства.

После нескольких лет кровопролитных войн с Арменией и Грецией, противостояния с Великобританией и Францией, Кемалю-паше удалось добиться признания своего правительства и новых границ государства.

В 1923 году, после вывода войск союзников, Мустафа Кемаль-паша основал Турецкую республику и был выбран её первым президентом, сохраняя этот пост вплоть до своей кончины.

Реформы, которые Кемаль-паша считал обязательными для сохранения государственности, были начаты еще до заключения Лозаннского мирного договора, окончательно поставившего точку в войне.

В 1922 году был ликвидирован султанат и взят курс на создание светского государства. В 1924 году, несмотря на яростное сопротивление консерваторов, Кемаль-паша добился упразднения халифата.

Следующим шагом стала передача всех научных и учебных заведений в распоряжение министерства просвещения, создание единой светской системы национального образования.

В 1926 году был принят новый Гражданский кодекс, где устанавливались либеральные светские принципы гражданского права, определялись понятия собственности, владения недвижимого имущества — частного, совместного и т. д. Кодекс был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, тогда — самого передового в Европе. Таким образом, в прошлое уходило законодательство Османской империи, основанное на шариате.

В 1928 году борьба главы государства за его светский характер завершилась принятием закона, отделяющего религию от государства.

Сопротивление религиозных фанатиков Кемаль-паша и его сторонники подавляли безжалостно. Дервишские ордена, составлявшие идеологическую опору противников власти, были распущены и запрещены.

«Великий турок»

Как когда-то Петр Великий, Кемаль-паша, меняя страну, поменял и столицу — из Стамбула она была перенесена в Анкару. Это позволило лидеру сильно ослабить влияние оппонентов на политические процессы.

Почетную фамилию "Ататюрк" Мустафе Кемалю присвоило Великое национальное собрание Турции 24 ноября 1934 года в рамках проводившейся тогда реформы, частью которой было присвоение всем гражданам Турции фамилий вместо имен и прозвищ, которые, как правило, связывались с профессией или другими характерными особенностями человека и не передавались в наследство детям.

«Ататюрк» в переводе с турецкого означает «отец турок» или «великий турок», и в данном случае это не преувеличение - именно благодаря гению этого человека растерзанная Османская империя избежала полного исчезновения с политической карты мира.

Несомненно, для того чтобы достичь этого, наряду с незаурядными личностными качествами, лидер должен обладать еще и твердым характером, стальной волей, умением молниеносно принимать решения.

Великий стратег и полководец Ататюрк в управлении государством нередко использовал военные, авторитарные методы. К этому его вынуждали, в частности, несколько мятежей с целью свергнуть правительство и возвратиться к мусульманским порядкам.

Его иногда так и называли - «диктатор-демократ», признавая, однако, что в то время для Турции вряд ли была возможна иная форма правления.

В буквальном переводе с турецкого определение «реформы Ататюрка» звучат как «революции Ататюрка», и это не преувеличение. Предпринимаемые им меры действительно предполагали сокрушение традиционного менталитета народа и беспрецедентное насаждение нового образа жизни. Но именно они за короткий срок превратили Турцию в современное светское государство.

Европеизацию страны Мустафа Кемаль, подобно Петру I, заставившему бояр «рубить бороды», начал с объявления преступлением ношения фески как «символа невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации».

Наиболее революционным преобразованием стала языковая реформа - отменив арабскую письменность, Мустафа Кемаль ввел новый алфавит. Он лично ездил по стране, обучая свой народ новой письменности.

При Ататюрке женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, и в Турции постепенно стали появляться женщины-учителя, врачи, юристы.

Старые шариатские суды сменило новое право, уничтожавшее юридическое неравенство между мужчиной и женщиной. Например, если муж скрыл, что он безработный, женщина имела право потребовать развод.

Выходным днем вместо пятницы было объявлено воскресенье.

А к началу 30-х годов, когда западные страны погрязли в Великой депрессии, экономика Турции переживала небывалый подъем.

Экономические реформы Ататюрка имели не меньшее значение, чем политические. При нем в сельском хозяйстве была отменена устаревшая система налогообложения и созданы благоприятные условия для частного предпринимательства.

Важнейшее значение имел Закон о поощрении промышленности, вступивший в силу с 1 июля 1927 года. Отныне промышленник, намеревавшийся строить предприятие, мог получить безвозмездно земельный участок до 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль и т.п. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, не налагались таможенные сборы и налоги.

При Ататюрке началось активное строительство дорог в стране, были приняты и реализованы 1-й и 2-й планы индустриального развития страны.

Ататюрк сформулировал и идеологическую основу нового Турецкого государства, получившую название «кемализм» . Он базировался на шести пунктах внесенных в Конституцию 1937 года:

1) народность;

2) республиканизм;

3) национализм;

4) светскость;

5) этатизм (государственный контроль в экономике);

6) реформизм.

То, что было хорошо для этнического большинства, отнюдь не обязательно было столь же хорошо для национальных меньшинств. Гонения на христиан, начавшиеся еще до прихода к власти Ататюрка, с меньшим накалом, но продолжались и при нем. Турецкие националисты требовали от меньшинств отказа от своего языка в пользу турецкого, а ассимиляция объявлялась высшим проявлением лояльности к государству.

Выступления курдов с требованиями автономии Ататюрк подавлял при помощи армии, само понятие «Курдистан» был изъято из книг и документов, а курды были объявлены «горными турками».

В международных отношениях курс, принятый при Ататюрке, также являлся весьма неоднозначным. В 1920-х, во время борьбы за создание Турецкой республики, Ататюрк сотрудничал с СССР, принимая от него помощь. Но, закрепившись у власти, он резко изменил курс, что привело к охлаждению отношений между двумя странами.

В 1930-х годах началось сближение Турции и нацистской Германии, чей лидер Адольф Гитлер отзывался об Ататюрке с одобрением. Уже после смерти Кемаля-паши Турция будет балансировать на грани вступления во Вторую мировую войну на стороне нацистского блока, однако сумеет этого, к своему счастью, избежать.

Маленькие слабости

Мустафа Кемаль Ататюрк не был аскетом, любил музыку, игру в нарды и бильярд, ценил хорошее вино и другие спиртные напитки. Как считается, последнее пристрастие спровоцировало цирроз печени, который мучил турецкого лидера в последние годы жизни.

Он очень любил национальный мужской танец «Зейбек». История сохранила редкие кадры, когда сам Ататюрк танцует «Зейбек». Современники рассказывали, что этот сильный и мужественный танец очень подходил ему по духу.

Его сестра Макбуле ханым вспоминала, что больше всего ее брат любил манную халву и йогурт, а в военной школе привык есть жареный нут. Ататюрк очень любил искусство, по рассказам сестры, он часто напевал türkü - народные песни.

Духовный наставник

Для Мустафы Кемаля им стал Мехмет Зия Гёкальп - турецкий писатель, поэт, социолог и политический деятель. Зия Гёкальп был одним из идейных вдохновителей младотурок. Сам учился у Али бея Гусейнзаде, был пантюркистом и пантуранистом. Ататюрк называл его своим духовным отцом.

Зию Гёкальпа по праву можно считать отцом турецкого национализма, его видения по «тюркизации» современной Турции и идеи о возрождении национального самосознания легли в основу просветительских программ Ататюрка. Именно благодаря его трудам и был развит кемализм.

Домашние любимцы

Ататюрк очень любил животных, особую привязанность испытывая к скакунам и собакам. Со своим боевым конем - арабским скакуном Сакарья он прошел все войны.

Позже он подарил Сакарью своей будущей супруге Латифе ханым. Современники рассказывали, что Мустафа Кемаль паша попросил свою мать Зюбейде ханым поехать в Измир и просить для него руки Латифе Ушаклыгиль. Туда же была отправлена и Сакарья - Ататюрк хотел подарить любимого скакуна своей возлюбленной в любом случае - как в качестве свадебного подарка, если она примет предложение, так и просто, в знак признательности за гостеприимство - в случае отказа.

Но Зюбейде ханым решила подарить Сакарью будущей невестке еще до того как та ответит на предложение ее сына. Говорят, Сакарья так понравилась Латифе ханым, что она, не скрывая восторга, радовалась подарку как ребенок.

Во время исторической битвы при Чанаккале у Ататюрка была собака по кличке Альп, в ходе Войны за независимость Турции и сражений против греческой армии - собака по кличке Альбер. А потом у него появился новый любимец - немецкая охотничья собака Фокс, которого очевидцы описывают как очень преданную хозяину, но недоверчивую к незнакомцам собаку, любившую носиться по саду и громко лаять.

Рассказывали, что Фокс многократно сопровождал своего хозяина в поездках по стране и за рубеж. Фокс никогда не отлучался от хозяина, и по его приезду во дворец всегда вбегал на территорию здания первым, давая всем понять, что президент вернулся.

Семья

Со своей супругой Латифой Ушаклыгиль Ататюрк прожил около трех лет, причины их расставания неизвестны. Ататюрк очень любил детей - родных у него не было, и он взял 8 приемных дочерей: Афет, Сабиху, Фикрийе, Улкю, Небиле, Рукийе, Зехру и Афифе и 2 сыновей - Мустафу и Абдуррахима.

Всем им Ататюрк обеспечил хорошее будущее. Одна из приемных дочерей Ататюрка стала историком, другая - первой турецкой женщиной-летчиком. Ее именем в Стамбуле назван аэропорт - «Сабиха Гёкчен».

Карьера дочерей Ататюрка стала широко пропагандируемым примером для эмансипации турецкой женщины.

«Выполнил все, что обещал»

«Нет армии», - сказали они. «Построим», - ответил он.

«Нет денег», - сказали они. «Найдутся», - ответил он.

«Много врагов», - сказали они. «Повергнем», - ответил он.

Выполнил все то, что обещал.

Это стихотворение - наглядный пример того, каким великим даром убеждения обладал Ататюрк.

«Он мог говорить часами, и при этом голос его временами звучал, как пушка, а временами - как звук водопада. Он мог поэтичным языком проникать в души слушателей. Во время наставлений его умные глаза светились, лицо увеличивалось и всем казалось, что говорит не человек, а сама история революции. В своих поездках, когда Ататюрк был президентом страны, он обращался к народу таким языком, от которого замирали все слушатели. История запомнит его как человека, которого можно было слушать, позабыв о времени», - писал историк Таха Торос.

А значимость блестящей речи, которую президент Турецкой Республики произнес 15-20 октября 1927 года на Съезде Народно-республиканской партии, и которая длилась 36 с половиной часов, трудно переоценить.

В 1937 году его состояние стало стремительно ухудшаться, но он продолжал активно работать.

Предчувствуя скорый конец, Ататюрк подарил принадлежащие ему земли Казначейству, а часть своей недвижимости — мэриям Анкары и Бурсы. Наследство он распределил между сестрой и приемными детьми.

Мустафа Кемаль Ататюрк умер 10 ноября 1938 года, в возрасте 57 лет, во дворце Долмабахче, бывшей резиденции турецких султанов в Стамбуле, и был похоронен на территории музея этнографии в Анкаре. 10 ноября 1953 года останки были перезахоронены в специально выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир».

…«Видеть меня - это не значит видеть мое лицо. Если вы понимаете мои чувства и мысли, это значит, что вы видите меня. Этого достаточно» , - говорил Ататюрк, самая главная и неоценимая заслуга которого в том, что после непрерывных поражений, нанесших сильный удар по национальному самолюбию турок, ему удалось убедить их в том, что принадлежность к турецкой нации - достоинство, а не проклятие, и возродить в них гордость за Отечество и флаг.

Эта гордость видна сегодня в глазах каждого турка, вывешивающего на стенах и балконах флаг Родины и портрет Отца нации, ибо нынешним статусом могущественного, демократического, экономически развитого государства Турция обязана своему первому президенту - Мустафе Кемалю Ататюрку.

Кто такой Мустафа Кемаль Ататюрк? Прежде всего, он – основатель и первый президент Турецкой Республики. Статья кратко, познакомит с этой культовой личностью, расскажет о его детстве, личной жизни и политической деятельности.

Детство и юность.

19 мая (по другим данным 12 марта) 1881 года в греческом городе Салоники (на тот момент это была провинция Османской империи), в трехэтажном розовом доме родился мальчик. Ему дали имя Мустафа. Прозвище Кемаль, что означает «совершенство», получил позже, в военном училище. Ребенок был белокожим, голубоглазым блондином.

Его отец, господин Али Риза, служил в таможенном надзоре. Потом оставил эту должность и занялся продажей древесины, затем продажей соли. Али Риза Эфенди был добродушным человеком, достаточно образованным для того времени. Отец зарабатывал немного, поэтому семья имела весьма скромные доходы. Мать – госпожа Зубайда очень чтила Коран и была искренней мусульманкой. Есть версии, что Зубайда Ханым была его тетей, которая усыновила мальчика после смерти родной матери.

Отец Ататюрка не отличался особым здоровьем, и вскоре заболел серьезно. Он умер в 1888 году в возрасте 50 лет. После смерти оставил троих детей. Это были: Мустафа (Кемаль Ататюрк), Макбуль и Наджие. Наджие умрет через некоторое время, но Мустафа и Макбуль будут продолжать свою жизнь. В районе Ахмет Субаши, в пустом доме, оказалась его семья почти без средств к существованию. Тогда Мустафе было 7 лет, и он был единственным мужчиной в доме.

После того, как он потерял отца, учился в школе Шамси Эфенди в Салониках. В 1899 году поступил в военный колледж. В 1902 году – в Стамбульскую Академию Генштаба в качестве лейтенанта пехоты, а в 1905 году закончил Академию в качестве капитана штаба.

Военная и политическая карьера.

Мустафа Кемаль был назначен на стажировку в тридцатой кавалерии в Хайфе. Так начался его офицерский путь. Он искренне заинтересовался своей работой, добился успеха благодаря своей способности и любви к преподаванию. Кемаль приобрел здесь опыт, который имел значение для его последующей жизни. Он много читал особенно биографии исторических личностей, а также ознакомился с трудами Вольтера, Руссо. Он видел неудачи в государственной жизни, отсутствие военной подготовки, проблемы, которые люди испытывают из-за плохого управления.

В конце XIX века Османская империя была только мифом. Государственная администрация была в состоянии разложения. Еще султан Абдулхамид II пытался ее очень жестокими методами объединить государство, но это ему не удалось. Страна погрузилась в огромный хаос. Турция была вынуждена отступать с завоеванных ранее территорий.

Сразу же после окончания Академии, Мустафу Кемаля обвинили в выступлениях против султана, арестовали и сослали в Дамаск, где он основал партию «Ватан». Эта партия и сейчас очень мощная и важная в Турции. Затем он участвовал в революции 1908 года.
Во время Балканской войны в 1912-1913 годах получил звание майора. Был назначен военным атташе в Софии в 1913-1915 годах. В Первой Мировой войне с успехом отражал вражеские атаки. После победы в Анафарталаре, получил известность как герой Анафартов.
После капитуляции Османской империи в 1918 году Кемаль увидел, как вчерашние союзники принялись по частям расхищать его родину. Он призвал к сохранению и целостности страны. Подписанный в 1920- м Севрский договор, закреплявший раздел страны, Мустафа Кемаль объявил незаконным. Затем он создал новый парламент. Перенес столицу в Анкару.

С поддержкой и усилиями Мустафы Кемаля, Великая национальная ассамблея Турции начала свою историческую миссию в Анкаре 23 апреля 1920 года. Кемаль был избран президентом парламента и правительства. Затем были турецко армянская и греко-турецкая войны. Греческая армия понесла тяжелые потери в этой войне, которая длилась 22 дня. Благодаря этой победе Мустафа Кемаль был удостоен звания маршала и титула Гази Великого Национального собрания Турции.

Достижения и реформы.

Ататюрк был избран президентом 4 раза подряд до своей смерти в 1938 году.

Реформы, проведенные турецким правительством в 20- е годы, основывались, в основном, на примере западноевропейских, поэтому одними из первых изменений было введение григорианского календаря (1925), замена арабского алфавита латинским (1928), введение десятичной системы мер и весов (1933). Во время правления Кемаля Ататюрка и его преемника Исмета Иненю существовала однопартийная система. С 1945 года уже существует многопартийная система.

Важным изменением было также введение фамилий. Сам Мустафа Кемаль выбрал для себя фамилию Ататюрк, что означает "Отец Турок". Эту фамилию нельзя было носить никакому другому жителю этой страны. Под его руководством было ограничено вмешательство ислама в политику государства. Начал действовать Уголовный кодекс, ввели обязательное обучение женщин, а также законы, гарантирующие им социальное и политическое равенство.

Мустафа Кемаль Ататюрк начал пятилетний промышленный план в 1933 году с целью смягчить последствия мировой экономической депрессии в 1929 году и ускорить развитие страны. Он основал модель светского государства.

Отдельно хочется сказать об отношениях Турции и Советского Союза. Кемаль вряд ли смог победить в греко-турецкой войне без помощи Ленина. Тогда это сыграло решающую роль, и турки были долгое время благодарны России. «Отношения с другом и соседом Турции – Россией – имеют искренний характер. Наша линия поведения – взаимное доверие». (Мустафа Ататюрк)

Женщины в его жизни.

О личной жизни Ататюрка много домыслов, поскольку в те времена его личную жизнь обсуждать было запрещено. Говорят, он разбил немало сердец. В Болгарии Кемаль познакомился с дочерью военного министра – Мити. Но ее отец воспротивился их свадьбе, т.к. Мустафа был мусульманином. Сестра его отчима Фикрия стала его любовницей, но Кемаль не захотел на ней жениться. Он искал женщину, равную себе. И тогда он встретил Латифу. Это была образованная девушка. Она изучала право в Европе, говорила на французском языке, как на родном. Вскоре они поженились. Фикрия, узнав об этом, приехала в Турцию. Поздравила Мустафу и его молодую жену. Позже захотела увидеться с ним еще, но ее не пустили во дворец. Фикрия вернулась в гостиницу и застрелилась. Ататюрк чувствовал свою вину, и это помешало его браку. Через 2 года они с Латифой развелись.

10 ноября 1938 года Мустафа Кемаль Ататюрк, храбрый и незабываемый предводитель, ушел из жизни. В траур была погружена вся Турция. Траурные мероприятия продолжались несколько дней. Он был похоронен временно в анкарском музее этнографии. А в 1953 году был возведен Мавзолей Ататюрка, где саркофаг с его телом покоится по сей день.

Для турок Мустафа Кемаль Паша является национальным героем, единственным бесспорным вождем. Свергнув султанат и введя реформы, он полностью изменил страну.

Турция уникальная страна. В отличие от своих арабских соседей, турки сумели построить светское государство. Главная заслуга в этом Мустафы Кемаля , позже прозванного Ататюрком, т.е. отцом турецкого народа. Мустафа – один из самых колоритных и значимых персонажей новейшего времени. Мустафа Кемаль родился в городе Салоники, что в Греции в 1881 году. Греция была частью османской Империи. Отец будущего героя Турции был лесоторговцем. Денег он зарабатывал не так много, но смог дать сыну хорошее образование. В османской Империи военные были на высоком счету в обществе. Причиной тому особенности государства. Османская Империя объединила под властью турок множество народов. Мустафа быстро определился с будущей профессией, ему хотелось стать офицером. На счету Кемаля обучение в двух военных училищах.

Заложив основу своим знаниям и умениям, он отправился учиться в Академию Генерального штаба, которую окончил в 24 года. Мустафа был идейным патриотом, намерения его были чисты. Так он вошел в движение «Младотурок» (молодых турецких офицеров). «Младотурки» были недовольны режимом, существующим в стране. Молодых людей удивляла средневековая жестокость, которая процветала в их государстве. Так в 1908 году случился переворот, и Кемаль принимал в нём активное участие. Надежды молодых турок не оправдались. На место жестоких деспотов, к власти пришли казнокрады. Офицер перестает увлекаться политикой и полностью посвящает себя военной карьере, участвует в войнах с Италией, воюет на фронтах второй Балканской и Первой Мировой войны. В этих кампаниях он зарекомендовал себя как бравый и умелый военноначальник.

Не смотря на техническую отсталость армии, за счет таланта и смелости своих солдат Кемалю удавалось одерживать победы. В 1916 полководец получил чин генерала и титул «паша», что было очень почетно. Итоги Первой Мировой войны были неутешительны для Турции. Османская Империя прекратила свое существование. Арабские земли стали частью английских владений, независимость получила Греция и балканские страны. Большие Европейские государства, в серьез раздумывали о том, как бы еще больше «растащить» Турцию. Кемаль был назначен правительством сулатана Мехмеда IV инспектором войск в Восточной Анатолии. Под прикрытием своей должности Кемаль складировал оружие и боеприпасы, проводил пропагандскую работу в разных частях страны. Политика султана вызывала все большее недовольство у населения, потому что тот потакал англичанам, не думая об интересах собственного государства.

Так в Турции разгоралась Гражданская война Гражданская война в Турции разгорелась между султаном и сторонниками Кемаля, главной идеологией которых был турецкий национализм. Мусульманское духовенство объявило Кемаля вероотступником. На территориях подконтрольных Кемалю то и дело вспыхивали восстания, совершались провокации. Войска Кемаля воевали с греками. Соладты Греции вели себя очень жестоко даже по отношению к мирному населению. Сказались годы владычества Османской Империи. Обида, ненависть за прошлые унижения двигали греческих воинов на не самые благородные поступки. Хотя их тоже можно понять. В августе 1920 года был опубликован Севрский договор. Его составили союзники для побежденной Турции. Фактически страна теряла свою независимость. Публикация этого документа прибавила сторонников Кемалю. Весной 1921 года греки добрались до самой Анкары – столицы сторонников Мустафы. В ходе продолжительных кровопролитных боев, вскоре турки отодвинули противника от города. К августу греки были уже у моря и спасались бегством.

Теперь Кемаль мог без проблем расправиться с Султаном. Это удалось генералу не без помощи страны Советов. Советские революционеры активно помогали мятежникам золотом. Кемаль одержал окончательную победу над Султаном, отстояв независимость своей Родины. В 1923 году Кемаль Мустафа пришел к власти в Турции. Он провозгласил Турцию республикой. Столицей государства становилась Анкара. Спустя несколько лет после прихода к власти Турция и Греция обменялись населением. Около полутора миллионов греков проживающих в Турции отправились на историческую Родину, обратный же путь проделали этнические турки. Это подломило экономику страны. Греки были хорошими предпринимателями и играли значительную роль в экономики Турции. Кемаль вносил инновации в турецкое общество.

Он стремился к общеевропейским ценностям, ему нравился новый мир, и достижения цивилизации. Был отменен Халифат, закрывались мусульманские школы, открывались светские. Общество больше не жило по законам шариата. Во главу угла встало право. Гражданский кодекс был позаимствован в Швейцарии, уголовный – в Италии, коммерческий – в Германии. Женщины теперь не носили палатки, и занимались европейскими танцами, многоженство было запрещено. Вместо традиционных приветствий Кемаль насаждал обычное европейское рукопожатие. Так складывалось светское турецкое общество. В 1934 году Кемаль обязал всех турок получить фамилию. До этого времени людей называли только по имени. Национальное собрание дало Кемалю фамилию Ататюрк, что в переводе с турецкого означает «отец всех турок». Закон запретил любому другому гражданину Турции брать себе такую фамилию. При Ататюрке Турция не сделал качественный экономический и промышленный рывок вперед, но зато стала светским государством. умер в возрасте 57 лет, в 1938 году. Сегодня его имя пользуется небывалым уважением и почетом среди местного населения.

Даже те, кто никогда не был в Турции, наверняка слышали имя одного из ее легендарных исторических лидеров Мустафы Кемаля Ататюрка. Ну а те, кто регулярно прилетает на турецкие курорты, давно привыкли встречать его портреты буквально на каждом шагу: в полицейском участке, в почтовом отделении, помещении банка, магазинах и школах. В честь Ататюрка в каждом городе, в каждой деревне Турции есть улица его имени, в честь него названы аэропорт, стадион, культурные центры, многочисленные площади, парки, учебные заведения. Практически все комнаты и номера гостиниц, в которых когда-либо останавливался Ататюрк, превращены в музеи. Его изображение смотрит со всех денежных купюр, а размашистая узнаваемая подпись нарядным, почти геральдическим, вензелем красуется на даже на автомобилях, чашках, сувенирах и продается в виде наклеек для всех желающих отдать дань Великому реформатору.

ФАКТЫ:

  • Родился в 1881 г. в семье таможенного чиновника в городе Салоники (ныне Греция), на территории Османской империи.
  • Окончил военное училище и Академию Генерального штаба.
  • Зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником на фронтах турецкой армии и Триполи (1911- 1912 гг.), Второй Балканской (1913 г.) и Первой мировой войны.
  • В 1915 г. вынудил войска Антанты признать Дарданеллы неприступными.
  • В 1919 г. возглавил национально- освободительное движение против расчленения Турции войсками Антанты.
  • В 1920 г. собирает Великое Национальное Собрание Турции, провозгласившее себя правительством страны.
  • 1923 г. - окончательный распад Османской империи, образование Республики Турция, избрание Мустафы Кемаля президентом нового государства.

Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк («отец турок») за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства. Он относится к числу тех деятелей, кто не только являлся активным участником исторических событий, но и был их непосредственным творцом, сумев доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.

Став в возрасте чуть более 40 лет полновластным правителем древней страны, Мустафа Кемаль занялся осуществлением очень трудной задачи - модернизацией турецкого общества, приобщением его к достижениям европейской цивилизации, культуры, науки и техники. Он закономерно полагал, что лишь с такой Турцией будут считаться великие мировые державы. Однако, несмотря на огромную популярность, принесённую ему военными и дипломатическими победами, действовать нужно было очень осторожно, так как нелегко заставить людей отказаться от прежнего образа жизни, освящённого религией и традициями.

Полное настоящее имя первого президента Турции - Гази Мустафа Кемаль-паша. Его военная карьера началась с детства: военная школа, в 20 лет - Высшее военное училище Генерального штаба, после - Османская военная академия в Стамбуле. В годы военного обучения Мустафы Кемаля в стране утвердился жестокий, беспощадный к противникам режим Абдул-Хамида, который практически подавил конституционное движение, приказав умертвить автора первой турецкой конституции Мидхат-пашу, создал отлаженный механизм поголовной слежки, доносов и преследований прогрессивных слоев общества. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Революционный настрой не давал покоя будущему президенту и его товарищам. Еще во время обучения они основали тайное общество «Ватан» («Родина»), но после Мустафа Кемаль примкнул к младотуркам, главной целью которых была замена султанского самодержавия конституционным строем. Чтобы понять, как Мустафа Кемаль стал Ататюрком, нужно вспомнить, что собой представляла Османская империя к моменту его рождения. В былые времена, в XV-XVI веках, особенно во времена Сулеймана Великолепного, она была сильнейшим государством в мире. К Турции и османским владениям относились, например, такие современные страны, как Ирак, Сирия, Ливан, часть Саудовской Аравии, Палестина, Иордания. До падения Османской империи Турция была крайне многонациональной страной, в которой турки составляли меньшинство. Но с конца XVII она все чаще терпит поражения, территория Османской империи постепенно сокращается, ключевые районы начинают подвергаться ударам.

По иронии судьбы в год рождения Мустафы Кемаля Османская империя объявила себя финансовым банкротом. К началу XX века, в период молодости Ататюрка, она уже успела потерпеть поражение в русско-турецкой войне, в результате которой независимость от османов получили Румыния, Сербия, Болгария. И вот теперь оказалось, что у турок осталась территория, на которой основную часть населения составляют именно турки, но и на ней осуществлена военная интервенция греческих и английских войск. Именно на борьбу с этой интервенцией Мустафа Кемаль и поднял турецкий народ.

Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляции. Приведя деморализованных солдат в боевую готовность, Ататюрк собирает войска по всей Турции, чтобы дать ин&тервентам отпор. Харизма Мустафы Кемаля завораживает турок, и они готовы за него умирать. В результате борьбы за независимость Турции он не только возглавил турецкие войска, разгромил армию Антанты, но и фактически завершил историю Османской империи. 29 октября 1923 года на картах появилось новое государство — Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.

Сразу после войны Ататюрк принялся за осуществление реформ. На смену султанской монархии уже пришла президентская республика, но он понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете — менталитета турок.

Принято говорить, что главной заслугой Ататюрка стало строительство современного государства по западному образцу, что конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Но не все буквально представляют, что стоит за этой расхожей фразой и через какие преобразования прошла молодая страна. Реформы, проводимые «отцом турок» сегодня можно назвать беспрецедентными, ни одному руководителю восточного государства фактически не удалось повторить их в подобном объеме. Самого Мустафу Кемаля сравнивают разве что с Петром I по масштабу личности и роли в истории страны.

“Богатство человека состоит в нравственности его личности.
Успехи в военной сфере не могут дать тех же результатов, как реформы в области экономики, быта и культуры”
Мустафа Кемаль Ататюрк .

О годах правления Ататюрка на-писаны книги и целые научные исследования, но даже беглый пе-речень изменений, военных и гражданских реформ, которые он успешно провел в стране, просто поразителен. После ликвидации Османской империи прежде все-го упраздняется халифат и шариат. Вместо власти султанов и ша-риата, священного закона мусуль-ман, Мустафа Кемаль ввел правовую систему западного типа. В 1926 году принят новый Гражданс-кий кодекс, где устанавились либеральные светские принципы граж-данского права. Кодекс был пе-реписан с текста Гражданского кодекса Швейцарии, тогда - самого передового в Европе. Так-же были введены итальянский Уголовный кодекс и германский Коммерческий кодекс.

Изменены положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Запрещено многоженство. Ислам стал частным делом каждого, ордена дервишей запрещены, введено равноправие мужчин и женщин, кстати, впервые в исламском мире. Сим-волом приобщения народа вообще, и женщин в частности, к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщины-учителя, врачи, юристы и пр. В 1934 г. турецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным делом для восточной страны. Старое судебное право было заменено новой Конституцией, новым Сводом законов. Религия отделена от государства - Ататюрк считал необходимым, чтобы исламские религиозные деятели занимались исключительно делами веры и буквально “не лезли” в государственные дела. Государство также не должно вмешиваться в дела веры. Земли, недвижимость, принадлежащие религиозным орденам и мусульманским монастырям, были изъяты и переданы государству. Ликвидированы религиозные школы, вместо них созданы государственные светские учебные заведения, где преподавание религии запрещалось. Образование стало подчиняться Министерству образования. Благодаря этим реформам Турция в короткий срок превратилась в настоящее светское государство.

Наглядную европеизацию Мустафа Кемаль начал с небольшой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску - головной убор, ставший к тому времени символом турок и исламской ортодоксальности. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Ататюрк объявил ношение фески преступлением.

Этой же цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Мустафы Кемаля - он отменяет арабскую письменность и создает новый литературный турецкий язык и алфавит. Президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище - «первый учитель республики». Именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав, некоторые исследователи считают «самым революционным преобразованием» Ататюрка. Благодаря введению единого языка все турки, вне зависимости от пола, происхождения или уровня доходов, впервые ощутили себя единой нацией.

Но Ататюрк идет дальше. Принимается закон, благодаря которому граждане страны получили фамилии. В это сложно поверить, но до 1934 года у каждого турка были только имя и связанное с должностью прозвище. Теперь же Ахмет-бакалейщик превратился в Ахмета Бакалейщика, а Ислам-почтальон стал Исламом Почтальоном. Также можно было выбрать себе любую фамилию из списков, вывешенных в общественных местах. Заслуги президента были оценены по достоинству, и в соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года парламент присвоил Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк, что значит «отец или предок турок», и специальным законом запретил носить эту фамилию любому другому гражданину страны.

Это интересно:
26 апреля 1920 года Ататюрк обращается за помощью к Ленину. Владимир Ильич предлагает помощь Турции, если та, в свою очередь, признает суверенитет советской России и отдаст спорные города на юге. Ататюрк соглашается на все условия. Большевики вернули Турции города Карс, Арт- вин и Ардаган, и 60 тысяч турецких военнопленных, ю тысяч интернированных солдат, в полном вооружении и амуниции. Турки признали право России на владение Батума. В соответствии с соглашением российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов ю миллионов рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 миллионов патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов и «большое количество другого военного снаряжения». В композиции памятника Республике в Стамбуле позади Ататюрка можно видеть фигуры Фрунзе и Ворошилова.
10 ноября 1938 года Мустафа Кемаль скончался. Его друг детства и неизменный адъютант Салих Бозок приближается к умершему, обнимает его в последний раз и быстро уходит в соседнюю комнату, где стреляет себе в грудь. Было объявлено о его смерти, но Салих Бозок выжил. Пуля прошла в нескольких сантиметрах от сердца.

Благодаря этим и многим другим реформам Ататюрка удалось стабилизировать экономику страны. Турция перестала отставать от ведущих держав и прекратила сокращаться в размерах. Более того, часть территорий, утраченных по условиям Севрского мира была возвращена обратно. Анкара стала выглядеть вполне достойно на фоне других мировых столиц, хотя еще за десять лет до этого здание парламента освещалось керосинками и отапливалось “буржуйками”, а западная пресса язвительно писала об “этой деревне”, куда стыдно отправлять послов.

К началу 1930-х годов Турция преобразилась. Она не просто шла в ногу с Европой, а в чем-то даже обгоняла ее. Когда западные страны погрязли в Великой депрессии, турецкая экономика, благодаря кемалистской политике государственного регулирования, переживала самый настоящий бум.

Предсказав мировую войну в 40-41 гг., Ататюрк завещал туркам не вступать в неё. В конце февраля 1945 года Турция объявляет войну Германии в виде формальной процедуры, но фактически турки исполнили последнюю волю своего первого президента и в войне не участвовали.

Ататюрк, долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 г. в Стамбуле, во дворце Долмабахче. Его тело было временно предано земле у здания этнографического музея в Анкаре, но после завершения строительства мавзолея Аныткабир останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены в место его последнего и вечного приюта.

В нынешней Турции и сейчас действуют законы, запрещающие порочить или оскорблять имя Ататюрка, которое до сих пор окружено необыкновенным почетом и поклонением. Население страны, за исключением религиозных экстремистов, продолжает его боготворить.

“Из всех видов славы Ататюрк достиг наивысшей, - славы национального возрождения”
Генерал де Голлъ (Золотая книга мавзолея)

Сегодня страна, которую мы привыкли знать как экономически развитое, прогрессивное, современное светское государство, своим нынешним статусом целиком и полностью обязана этому “архитектору новой Турции” - известному политическому деятелю, основателю и первому президенту Республики Турция, блестящему боевому генералу, человеку выдающегося склада ума Мустафе Кемалю Ататюрку. Конечно, всегда находились и недовольные критики, которые утверждали, что он был настоящий диктатор и сокрушитель традиций, но даже они признавали, что вряд ли в то время для Турции была возможна другая форма правления. Страну нужно было вывести из кризиса и войн, вернуть туркам гордость за Отечество и нацию. Мустафа Кемаль сделал это настолько блестяще, что результат сохраняется до сих пор, и буквально виден в глазах каждого жителя страны, гордо вывешивающего его портрет или турецкий флаг на своем балконе. Прошло уже 75 лет после смерти Ататюрка, но по-прежнему Мустафу Кемаля чтят как никакого другого политического деятеля XX века.