Профилактика детской и подростковой преступности посредством спорта. Профилактика подростковой преступности как социально-педагогическая проблема. Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики

Молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте, рассматриваются как отдельная социальная категория. Это особенный возраст, когда на формирование идеалов и ценностей оказывают влияние самые различные факторы. Причем взгляды подростка нередко расходятся теми нормами, которые приняты в обществе. В связи с этим в поведении молодых людей возникают так называемые девиации и отклонения, выражающиеся в совершении ими противоправных действий.

Именно поэтому особой значимостью обладает профилактика преступности несовершеннолетних. Подобная деятельность позволяет самым неустойчивым членам нашего общества не свернуть с правильного пути.

Определение понятия

Преступность - это явление, для которого характерно отклоняющееся поведение, весьма опасное для людей, находящихся в окружении нарушителя. Именно поэтому подобное деяние преследуется по закону.

И если преступность считают наиболее опасным видом отклоняющегося поведения, то стоит иметь в виду, что противоправные действия, совершенные подростками и детьми, являются ее составной частью. Нарушение закона молодыми людьми обладает рядом специфических особенностей. По сравнению со взрослой, характеризуется высокой динамичностью и имеет большую степень активности. Тот, кто стал на кривую дорожку в столь раннем возрасте, исправлению поддается весьма трудно. Очень сложно перевоспитать подобных подростков. Так и появляется резерв для взрослой преступности.

Основные мотивы

Из-за чего совершают преступления подростки 14-16 лет?

Молодые люди могут иметь либо корыстную, либо насильственно-эгоистическую мотивацию. Рассмотрим каждую из них подробнее:

  1. Корыстные мотивы. Подобные причины носят «детский» незавершенный характер. Основная масса подростковых правонарушений совершается из-за любопытства или озорства, желания показать ловкость, смелость и силу, а также «развлечься» и получить признание сверстников, утвердив себя в их глазах. Порой молодые люди совершают противоправные поступки, стремясь к чему-то необычному, мечтая об острых ощущениях и приключениях. Однако подобные мотивации в этом возрасте отличаются незрелостью. Ведь большая часть правонарушений совершается в составе группы и обладает ситуативно-импульсивной формой. Мотивация в подростковом возрасте предметна. У молодых людей, как правило, особый интерес вызывают вещи, относящиеся к молодежной моде, музыкальные инструменты, радиоаппаратура, вино и сладости, спортивные принадлежности, незначительные суммы денег и табачные изделия. В последнее время отмечаются случаи хищения медицинских препаратов наркосодержащего типа, а также больше стало угоняться мотоциклов и автомобилей.
  2. Насильственно-эгоистические мотивы. К данной причине стоит присмотреться повнимательнее при проведении профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних. Ведь у молодых людей существует острая потребность к самоутверждению. Она и является главным фактором, способствующим возникновению насильственно-эгоистической мотивации. Порой подобная мотивация идет параллельно с жестоким поведением.

Психологические причины совершения правонарушений

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй - социального характера. Первые из них характеризуются:

  • деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;
  • ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;
  • отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;
  • высокой ;
  • пониженной самооценкой.

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

  • различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;
  • заболевание алкоголизмом;
  • физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.

Социальные причины совершения правонарушений

Как объяснить явление преступности в подростковой среде? Для этого необходимо выяснить, как социальные факторы приводят к ее формированию. Их знание поможет в принятии эффективных мер профилактики преступности несовершеннолетних.

Все социальные факторы, которые влияют на развитие негативного явления, подразделяют на две больших группы. Одна из них - макросоциальные, а вторая - микросоциальные. В первую из этих двух групп входит непосредственно само общество, в котором живет молодой человек, включая его нравственные ценности, мораль, культурные традиции и историю, экономические и политические проблемы и т.д. К микросоциальным причинам относят непосредственное окружение подростка. Это, прежде всего, его друзья и семья, школьные товарищи и т.д. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.

Макросоциальные факторы

Профилактика преступности несовершеннолетних требуется там, где у большей части населения отмечен низкий уровень жизни, и где существует резкий контраст по распределению доходов в обществе. В среде малообеспеченных граждан, как правило, имеет место ярко выраженный уровень алкоголизации и наркотизации. Это в большинстве случаев и является причиной, приводящей к преступности. Нередко подростки из бедных семей совершают преступления только для того, чтобы выжить.

Проведение профилактики преступности несовершеннолетних особенно актуально и в тех регионах, где имеются недостатки в развитии системы развлечений и досуга. Это выражается в слабой организации сети кружков, спортивных клубов и секций, а также в отсутствии мероприятий по привлечению и закреплению в них тех несовершеннолетних, у которых имеют место неблагоприятные условия воспитания и жизни. Очень часто за посещение подобных учреждений приходится платить. Следовательно, они недоступны детям, проживающим в бедных семьях.

Меры по профилактике преступности несовершеннолетних должны приниматься и в случае имеющихся недостатков учебно-воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических обучающих заведениях. Ведь в том случае, когда педагогами проявляется формализм и не учитывается индивидуальный подход к каждой личности, у подростков не возникает чувства гражданской ответственности и необходимости управлять своим поведением. Очень часто молодые люди отчуждаются от коллектива и утрачивают всякий интерес к учебе. При этом контингент среды несовершеннолетних преступников начинает пополняться за счет тех молодых людей, которые бросили школу, а также являются отстающими и второгодниками. Дело в том, что подобные обстоятельства ослабляют социальные связи и даже приводят к их утере. Это значительно облегчает контакт подростков с источниками негативных влияний.

Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних должны проводиться и там, где имеются недостатки при организации трудоустройства молодых людей. Необходима она и в тех случаях, когда не проводится их воспитание в производственных коллективах.

Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних должна осуществляться с целью ограничений проникновения в молодежную среду тех стереотипов поведения, которые являются антогонистами общественным ценностям. В их числе культивирование жестокости, насилия, половой распущенности, а также пропаганда наркотиков.

Микросоциальные факторы

Возникновению преступности среди несовершеннолетних способствуют:

  1. Негативное влияние семьи. Эта ячейка общества считается самым важным для человека социальным институтом. Становление личности подрастающего человека происходит именно в семье. Но если она является для этого процесса неблагоприятным фоном, то это и способно привести подростка в криминогенную среду. Такими неблагоприятными факторами являются неполная семья или те случаи, когда у родителей отмечен Негативно влияет на формирование подростка неудовлетворительное материальное положение, а также постоянные конфликтные ситуации.
  2. Негативное воздействие неформальной группы. Под влияние асоциальных сверстников чаще всего попадает подросток, которого отличает плохая успеваемость и низкая дисциплина. Такие молодые люди не способны установить нормальные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для подростков-правонарушителей влияние друзей и высказываемые ими мнения оказываются более значимыми, чем замечания взрослых.
  3. Подстрекательство взрослых преступников. Подобная причина выявляется практически в 30 % случаев подростковых правонарушений. Нередко молодых людей предварительно вовлекают в азартные игры, пьянство, а также прочие формы антиобщественного поведения. Подобные действия сопровождаются пропагандой тех «преимуществ», которыми обладает жизнь преступников. Стоит отметить, что при целенаправленном воздействии преступной среды все большее распространение получает уголовный жаргон и обычаи, существующие на «зоне». Наиболее престижным при этом становится доход, полученный противоправными способами.

Социальная профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться в направлении устранения всех вышеперечисленных причин.

Личностные характеристики правонарушителей

Каковы объекты профилактики преступности несовершеннолетних? Если рассматривать выраженность и направленность волевых качеств, то подростки-правонарушители могут быть условно разделены на три типа. Знание подобной классификации позволит проводить максимально эффективные мероприятия по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних. Это:

  • подростки прирожденные организаторы, отличающиеся сильной волей;
  • молодые люди с высокими волевыми качествами, которые имеют отрицательную направленность и используемые при подготовке к совершению преступлений;
  • слабовольные подростки, совершающие противозаконные поступки под влиянием других лиц.

Психологи отмечают тот факт, что социальный статус подростка практически не имеет отличий от детского. У молодых людей лишь возникает чувство взрослости, выражающееся в уровне притязаний, возвышающих положение, которое ими еще не достигнуто.

Подростки постоянно стремятся к самоутверждению. Они приравнивают свою личность к взрослой и начинают требовать, чтобы с ними считались и уважали их мнение. Подростками также начинает усваиваться внешняя взрослая атрибутика поведения. Она выражается в манере говорить и одеваться. Молодые люди начинают употреблять спиртное, курить и т.п.

Подростковый возраст считается переходным. Психологи называют его еще и критическим. Что же означает этот переходный период? В биологии под ним понимают определенную фазу в развитии организма, когда он становится особенно чувствителен к некоторым внутренним и внешним факторам.

При проведении мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних следует иметь в виду тот факт, что подобные правонарушители, как правило, это лица, обладающие устойчивыми стереотипами, склонностями и привычками антиобщественного поведения. Случайно преступления совершают лишь единицы. Остальные правонарушители характеризуются:

  1. Постоянной демонстрацией пренебрежения к тем нормам поведения, которые приняты в обществе. Такие подростки сквернословят, пристают к гражданам, появляются на улице в нетрезвом виде, портят государственное имущество и т.д.
  2. Обладают пристрастием к азартным играм, наркотикам и спиртному.
  3. Систематически убегают из дома и бродяжничают.
  4. Отмечены половой распущенностью и наличием ранних половых связей.
  5. Виновны в создании конфликтных ситуаций. Из-за этих подростков в семье постоянно возникают ссоры. Причем молодые люди терроризируют родителей, а также других близких им людей.
  6. Имеют привычку присваивать все то, что плохо лежит, а также то, что можно отнять у слабого, не понеся за это никакого наказания.

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться с теми молодыми людьми, которые обладают эмоциональной неуравновешенностью, тщеславием, упрямством и агрессивностью. Все эти черты являются наиболее характерными для малолетних преступников.

В отличие от личностей, имеющих позитивные интересы, которые одобряются обществом, развитие потребностей правонарушителей идет чаще всего в обратном направлении. Такие молодые люди проводят свое время в основном бесцельно. Это и формирует у них негативный интерес. В дальнейшем он закрепляется в привычках, которые приводят к формированию социально чуждых для общества потребностей. На этом фоне и вырабатываются общественно опасные, противоправные способы их удовлетворения.

Принимая меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что подобные противоправные поступки совершаются по причине низкого самоуважения молодого человека. Подрастающая личность стремится найти способ самоутверждения. И он, как правило, не одобряется так называемой позитивной средой.

Когда проводится представителями ОВД профилактика преступности несовершеннолетних, то отмечается болезненно-агрессивное отношение молодых людей к сверстникам, имеющим заслуженную позитивную самооценку. Это также приводит молодых людей в криминогенную среду.

Субъекты профилактики противоправных действий

Какие мероприятия необходимо проводить по недопущению преступности среди несовершеннолетних? Для этого производятся действия, называемые профилактикой. Данный термин означает предупреждение любых нежелательных явлений. Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних считается особым видом социальной практики. Ее осуществление позволяет обеспечить такие преобразования общественных отношений, которые устраняют или нейтрализуют факторы (причины, условия), приводящие к отклоняющемуся поведению.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится конкретными учреждениями и органами, составляющими целостную систему. В нее входят, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних. Также роль субъектов профилактики преступности несовершеннолетних выполняют учреждения и органы попечительства и опеки, подразделения ОВД, организации здравоохранения, социальной защиты граждан, службы занятости и другие.

Рассмотрим функции каждого из них подробнее:

  1. Комиссии по делам несовершеннолетних. В числе функций этого органа находится оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, а также в социальной реабилитации тех подростков, которые нуждаются в помощи. Стоит иметь в виду, что эти комиссии не наделены прямыми полномочиями для решения проблем профилактики преступности среди несовершеннолетних. Они, как правило, лишь взаимодействуют с иными организациями, которые занимаются «неблагополучными» молодыми людьми.
  2. Органы социальной защиты. Эти субъекты профилактики преступности несовершеннолетних представляют собой территориальные центры, в которых оказывается экстренная психологическая, психолого-педагогическая и социальная помощь. Основной особенностью данных органов является то, что в большей степени их деятельность направлена на проведение индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в непростой жизненной ситуации. Это выражается в оказании бесплатных социальных услуг, а также в тесном сотрудничестве с семьей, в организации занятости и досуга несовершеннолетних.
  3. Спецучреждения для нуждающихся в проведении социальной реабилитации. Подобные организации призваны оказывать экстренную помощь подросткам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. В списке таких учреждений находятся социальные приюты, центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, и т.д.
  4. Органы управления и учреждения образования. Подобные институты вводят и реализуют различные методики, направленные на формирование у молодых людей законопослушного поведения, а также проводят комплексные психолого-медико-педагогические обследования, что позволяет выявить необходимую форму воспитания и обучения детей, отстающих в учебе, пропускающих занятия и т.д. К таким учреждениям образования относят школы-интернаты, а также детские дома, в которых проживают дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей.
  5. Органы по делам молодежи, учреждения туризма, спорта и культуры, различные молодежные объединения, а также прочие общественные движения и организации. Все они принимают участие в организации занятости, досуга и воспитания молодежи.
  6. Органы здравоохранения. Проведение лечебно-восстановительного процесса становится особенно актуальным в наше время, когда имеет место постоянный рост процента наркотизации и алкоголизации, а также психических отклонений у молодых людей. Помимо этого, органами здравоохранения организуются мероприятия по распространению санитарно-гигиенических знаний, по пропаганде ЗОЖ и оказанию медицинской помощи подросткам.
  7. Подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. Какова компетенция данных органов? Они осуществляют профилактику преступности и безнадзорности несовершеннолетних, представляющих особую опасность для общества. Помимо этого ОППН проводят работу с теми законными представителями подростков, которые не в полной мере исполняют свои обязанности по из воспитанию. Проводится органами ОВД и профилактика повторной преступности несовершеннолетних. Важной задачей ОППН является также и выявление тех лиц, которые вовлекают молодежь в антиобщественные действия и в совершение противозаконных деяний.
  8. Органы попечительства и опеки, а также службы занятости. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних этими элементами системы носят вспомогательный характер. Дело в том, что вся их деятельность предполагает проведение распорядительно-контрольных мероприятий, не связанных с непосредственной работой с подростками и их семьями.
  9. Возглавляет систему профилактики преступности несовершеннолетних Межведомственная комиссия, созданная при Правительстве России. Помимо этого, в перечне субъектов, выполняющих работу по предупреждению противоправных действий подростков, находится и прокуратура РФ. В ее задачи входит надзор за соблюдением свобод и прав молодых людей, а также координация работы правоохранительных органов, направленная на борьбу с преступностью.

Этапы профилактики

Те меры, которые принимаются перечисленными выше субъектами для недопущения нарушений подростками законодательных актов, осуществляются в определенной последовательности. При этом каждый из этапов профилактики преступности несовершеннолетних является уникальным и представляет собой принятие определенного комплекса мер, применяемых к трудным детям. Среди них:

  1. Ранняя профилактика. На этом этапе перед субъектами предотвращения подростковой преступности ставится задача в оказании помощи тем, кто находится в сложных условиях воспитания и жизни. Принимаются эти меры еще до того момента как на молодом человеке скажутся возникшие негативные факторы.
  2. Непосредственная профилактика. Задачей данного этапа является недопущение перехода подростка на путь преступлений, а также работа по исправлению тех лиц, которые совершают непреступные правонарушения и имеют значительную степень дезадаптации.
  3. Профилактика поведения предпреступного характера. Основная цель данного этапа состоит в недопущении перехода подростка на противоправную стезю. При этом принимаются все необходимые меры, создающие условия для исправления тех лиц, которые систематически совершают противоправные действия, что указывает на большую вероятность совершения ими преступления в самом ближайшем будущем.
  4. Предупреждение рецидива. Профилактика повторной преступности несовершеннолетних ставит своей целью не только оградить подростков от антиобщественных действий, но и защитить от них законопослушную молодежь.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

Ранняя профилактика

Данный этап является самым ответственным для предотвращения совершения подростками противоправных действий. Он подразумевает собой предупреждение и устранение имеющих место существенных нарушений в воспитании детей, а также в негативных изменениях условий их жизни. При этом устраняются источники неблагоприятного воздействия на личность и нормализуются условия как конкретных подростков, так и их групп.

Профилактика преступности несовершеннолетних в школе производится в следующей последовательности:

  • выявляются неблагополучные семьи;
  • диагностируется семейное неблагополучие;
  • осуществляются профилактические мероприятия, способствующие нормализации семейного микроклимата;
  • принимаются административные и уголовно-правовые меры воздействия на тех родителей, которые злостно нарушают обязанности, касающиеся воспитания детей.

Семьи с признаками неблагополучия выявляются учебным заведением с помощью опросов подростков, а также родителей или же близких родственников. Это мероприятие проводится силами педагогов или воспитателей.

Непосредственная профилактика

Проведение следующего этапа становится необходимой мерой только в том случае, когда склонность у подростка к правонарушениям не была ликвидирована при принятии ранних мероприятий, и он начал их совершать. На этой стадии нормализуются условия жизни и воспитания детей, а также производится оздоровление среды их обитания.

При этом усиливается непосредственное воздействие на несовершеннолетнего и, при необходимости, подключаются меры правового характера. Они состоят в контроле над поведением молодежи со стороны подразделений ОВД, а также в принятии принудительных мер, применяемых к родителям.

При этом необходимо:

  • развивать позитивную ориентацию несовершеннолетних;
  • проводить их нравственное воспитание;
  • вовлекать в секции физической подготовки;
  • проводить медицинскую профилактику и оздоровление;
  • повышать уровень правовой культуры.

Профилактика поведения предпреступного характера

На данном этапе реализуются меры в отношении подростков, которые уже находятся на грани преступления. При этом производится интенсивный и демонстративный контроль над поведением и связями молодого человека, а также над его времяпровождением. Основная задача подобных мер заключается в удержании перехода подростка на путь преступлений.

Профилактика рецидива

Как воздействовать на несовершеннолетнего, который уже совершил преступление?

Для этого может быть применена одна из следующих моделей:

  1. Карательная. Эта модель является самой распространенной в мире. Подростков наказывают, лишая их свободы, при этом мало уделяя внимание вопросам реабилитации. Например, для профилактики преступности несовершеннолетних в ХМАО открыта спецшкола. Также по стране существует целая сеть детских воспитательных колоний.
  2. Терапевтическая. Данная модель не признает наказание и предполагает вмешательство компетентных органов для исправления нарушений, имеющих место в процессе социализации.
  3. Восстановительного правосудия. При использовании этой модели борьба с преступностью осуществляется благодаря привлечению внимания к тому ущербу, который возникает при совершении противоправных действий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Причины, условия и особенности преступности несовершеннолетних, отличающие ее от преступности взрослых лиц. Общесоциальные меры по предупреждению и профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2015

    Виды преступности несовершеннолетних, характеристика ее причин. Личностные особенности несовершеннолетних преступников. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних, анализ ее состояния в Приморском крае. Критерии оценки детской преступности.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2015

    Криминологическая характеристика. Причины преступности несовершеннолетних. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних. Детальное осмысление преступности несовершеннолетних одна из основных задач современной криминологии.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2003

    История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних. Вопрос о малолетних до 1917 года. Уголовное законодательство советского периода. Анализ причин детской преступности. Основные субъекты социализации несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Проблема криминогенного влияния на молодежь. Анализ причин и условий преступности несовершеннолетних, реальный рост ее корыстной направленности. Выработка эффективных мер предупреждения преступности молодежи. Координация профилактики безнадзорности.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2015

    Исследование преступности несовершеннолетних с позиций объекта криминологического исследования. Взаимосвязь подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании и преступности. Причины и условия и пути профилактики преступности несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Понятие, цели, задачи предупреждения преступности. Виды, направления предупреждения преступности. Меры предупреждения преступности, классификация. Субъекты и объекты профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2009

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Ее предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - это процесс устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также создание нормальных социально-педагогических условий формирования нравственной личности.

Система борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, признанных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями (См. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей ред. А.И. Долговой. - М.,2011.- С.702).

Характер преступности несовершеннолетних и ее детерминации таков, что в борьбе с ней во главу угла должны ставиться не уголовная репрессия, а профилактические меры. В числе весомых факторов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних следует особо выделить социальную защиту подрастающего человека. Социальная защита представляет собой деятельность по социальной и экономической поддержке, оказанию материальной, медицинской и психологической помощи, создание наиболее благоприятных условий для развития каждого растущего человека, способствование социальному становлению его личности. Прежде всего - это защита подростка от неблагоприятного влияния рынка, последствия которого трудно поддаются прогнозированию.

Профилактика преступлений несовершеннолетних имеет самостоятельную законодательную основу - комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний осуществления борьбы с безнадзорностью и правонарушениями.

В последние годы принят целый ряд нормативных актов по защите детства, при использовании и внедрении в жизнь которых можно обеспечить нормальные условия развития, образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из основных документов, защищающих права детей, является Конституция Российской Федерации. Ею гарантируется общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципиальных образовательных учреждениях.

Улучшению социально-педагогических условий профилактики правонарушений способствуют и другие подзаконные акты, в частности, постановления правительства и указы президента.

1 июня 2009 года Президент РФ издал Указ «О первоочередных мерах по реализации «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в которой проблема защиты детей, их развитие определена как приоритетная. А в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был Указ Президента РФ от 18 августа 1994 года, по № 1696, в котором федеральная программа «Дети России» утверждена в качестве президентской.

Важное значение для защиты детства имеет и указ Президента РФ от 14 сентября 2015 года «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2014 года» (национального плана в интересах детей), в котором определены основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ.

Принимая во внимание рост безнадзорности и беспризорности детей и подростков, и их влияние на преступность среди несовершеннолетних, в целях улучшения их положения и профилактики преступлений приняты Указ Президента от 6 сентября 2007 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав» и Указ от 16 сентября 2009 года «О первоочередных мерах в области молодежной политики» - решение о создании единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

25 апреля 2015 г. под № 420 принято постановление Правительства Российской Федерации. Типовое положение «О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением». Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптация в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Правительство РФ 13 сентября 1996 г. утвердило Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации. Согласно Положению подобные учреждения должны создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе. При учреждениях предполагается создать попечительские советы (возводить старые, существующие в дореволюционное время).

Правительством РФ 24 июля 2012 г. принят Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которым гарантируется социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с отклонениями в поведении.

Большинство этих учреждений действуют в республиканских краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и создаются комитетами по делам семьи и молодежи, органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел. Помимо этого в создании учреждений социального обслуживания семьи и детей принимают участие общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели, религиозные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширить материальные, кадровые, финансовые возможности этих учреждений, сконцентрировать усилия на решении наиболее актуальных проблем социальной защиты семей. Однако, число этих учреждений все еще явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их созданию мешают межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников и других специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями, как и необходимых бюджетных средств.

Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны отдельных руководителей местных органов власти, и это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.

С целью совершенствования мер профилактики, 30 июня 2013 года Государственной Думой принят Закон «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который должен способствовать активизации всей профилактической работы среди несовершеннолетних с отклоняющим поведением. В федеральной политике продолжается линия на расширение социальной поддержки семей с детьми, детей, оставшихся без попечения родителей, других особо нуждающихся в помощи категорий детей и подростков. Внесены многие изменения в законодательные акты государства. Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые вернулись из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. При этом надо учитывать, что почти половина, освобождаемых иэ этих учреждений - это сироты и несовершеннолетние, лишившиеся родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Значит нужны новые формы их устройства и социальной защиты.

Возникает необходимость расширения сети социальных приютов, центров социальной реабилитации для несовершеннолетних, добровольно обратившихся за помощью и вниманием. Функциями таких учреждений являются снятие у ребенка психического напряжения, защита его прав, проведение первичной адаптации детей к жизни и социально здоровой среде, восстановление или компенсирование утраченных социальных связей.

С целью улучшения профилактической и реабилитационной работы учреждений социальной защиты, необходима финансовая и иная помощь со стороны федеральных органов, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, общественности. Также важна кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков.

Наряду с деятельностью государства, направленной на улучшение социально-правового положения детей в обществе, остается насущным вопрос о необходимости защиты детей и подростков от различного рода негативных воздействий именно уголовно-правовыми средствами. Имеются значительные резервы для более активного и эффективного использования правовых средств защиты интересов несовершеннолетних и предупреждения их виктимизации.

Необходимо обеспечить применение таких уголовно-правовых средств как ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) и антиобщественных действий (ст.151 УК РФ), за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК РФ).

Предупреждение подростковой преступности и ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей - одно из центральных направлений деятельности прежде всего школы, семьи, общественности, религиозных организаций, служб социальной защиты, правоохранительных органов.

Учреждения образования в развитом обществе являются одним из основных институтов воспитания и социализации личности молодого человека и поколения молодежи, вступающего в самостоятельную жизнь. Уровень учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, по данным исследований многих авторов, является важным условием, влияющим на формирование правомерного поведения. Одной из центральных задач, стоящих перед образованием, является создание в учебно-воспитательных учреждениях педагогически отработанной системы повышения уровня самоотдачи и прилежание школьников к учебному процессу, открытие для них перспективы получения в будущем перспективных профессий.

В этом плане важно актуализировать и новые формы организации трудовой подготовки. Труд в школьных кооперативах, мини-заводах, фермерских хозяйствах, пришкольных участках, фирмах и других формах хозяйствования станет одним из факторов борьбы с правонарушениями и преступлениями среди несовершеннолетних и ведущим звеном подготовки учащихся к суровым условиям рыночной экономики. В тех школах республики, где действуют ученические кооперативы, организованы трудовые хозрасчетные объединения, налажено взаимовыгодное сотрудничество с малыми предприятиями и фирмами, где разумно используется школьная мастерская и имеющееся в ней производственное оборудование, там, где коллективными трудовыми усилиями обеспечиваются материальные условия для активного досуга учащихся во внеурочное время, на высоком уровне находится нравственное воспитание и формирование правомерного поведения и, что не менее важно, достигаются успехи в учебе, в получении учениками полновесных и необходимых знаний.

Для формирования активной, инициативной личности с правомерным поведением важно развивать подростковое самоуправление в учебно-воспитательных учреждениях. На сегодняшний день назрела необходимость создания в школах каких-либо новых молодежных организаций наподобие комсомольской и пионерской, которые сплачивали бы ребят, занимали бы досуг несовершеннолетних. Важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних - их правовое просвещение и воспитание. Актуальными задачами являются повышение профессионализма этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов для ее проведения, обеспечение активного участия в ней юристов - научных и практических работников.

Важно повышать эффективность профилактико-воспитательной работы и средств массовой информации, направленная на формирование правомерного поведения подрастающего поколения. Для этого следует усилить нравственное воспитание с помощью специальных телепередач, вести пропаганду добра и милосердия, рекламировать предпринимательство, созидающее материальные ценности, возвышать людей труда и чести. Серьезной остается проблема изжития из средств массовой информации передач, пропагандирующих зряшное потребительство, сцен насилия и обмана, секса и порнографии. В последние годы органы управления образованием осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, образовательных учреждений, детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, а также участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают с целью содержания, воспитания и обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случае отсутствия родительского попечения.

Органы службы занятости в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российский Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Учреждения культуры, досуга, спорта и туризма привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры.

Следует отметить, что каждый регион обладает своим потенциалом предупреждения подростковой преступности. В частности в Дагестане созданы специфические традиции, организационные формы, в которых сконцентрирован созидательный, творческий опыт людей, а также методы и способы социализации подрастающего поколения; сложились свои представления об уважении к правилам в обществе, труду и к людям труда, любви к природе. Семья и семейно-родственные отношения служат важнейшими факторами социализации личности. Эти отношения, конечно, претерпели существенные изменения, но продолжают иметь свои особенности в разных регионах.

Во многих регионах России, и особенно в Республике Дагестан, наравне с обычаями и традициями велика воспитательно-профилактическая роль религии. В последние годы ислам в общественной жизни дагестанского народа приобретает заметную роль. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных моральных норм в обществе. Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила. В этом плане положительное влияние оказывает моральная система религии.

В заключение представляется необходимым особо обратить внимание на весьма серьезную и нерешенную проблему, от решения которой зависит эффективность предупредительно-профилактической работы среди несовершеннолетних. Дело в том, что ни в уголовном законе, ни в новом кодексе об административных правонарушениях нет норм, определяющих меры реагирования и принудительного воспитательного воздействия на лиц, совершивших предусмотренные уголовным кодексом деяния по сути преступления в возрасте до 14 летнего возраста, которые общем массиве преступности несовершеннолетних прочно и заметно стали занимать свою нишу.

На наш взгляд, необходимо на государственном уровне решить вопрос об открытии для этой категории несовершеннолетних специальных исправительно-воспитательных школ (а не колоний) по примеру многих зарубежных государств, где такая практика давно существует.

Специфика рассматриваемого преступления предполагает ряд разнообразных профилактических мероприятий для его предупреждения. К ним относятся: мероприятия по выявлению взрослых подстрекателей; меры профилактического воздействия на несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность; меры по улучшению деятельности общественности.

Общие направления предупреждения:

  • а) углубленный анализ проблем и перечня программ, услуг, учреждений и имеющихся ресурсов;
  • б) четко определенные обязанности компетентных организаций, учрежде-ний и сотрудников, участвующих в деятельности по предупреждению;
  • в) механизмы для надлежащей координации деятельности правительст-венных и неправительственных учреждений в области предупреждения преступности;
  • г) политика, программы и стратегии на основе прогнозирования, которые должны находиться под постоянным контролем и подвергаться тщательному анализу в ходе их осуществления;
  • д) методы эффективного снижения возможности совершения правонарушений несовершеннолетними;
  • е) участие молодежи в процессе реализации политики в области предупреждения преступности среди молодежи.

“Профилактика правонарушений - генеральное направление в борьбе с преступностью. От уровня и качества профилактики зависит укрепление правопорядка и законности в стране. Чем успешнее будет она осуществляться, тем меньше времени сил и средств придется затрачивать обществу на предотвращение замышляемых преступлений, перевоспитание правонарушителей”.

Следует отметить, что профилактика правонарушений несовершеннолетних должна учитывать неустойчивую психику подростка, его восприимчивость к внешним, иногда неблагоприятным, факторам и отсутствие четких установок по самоконтролю. В этом плане профилактика базируется на взаимодействии таких факторов, как психофизические и воспитательные, с максимально возможной коррекцией сознания и поведения в быту, на работе, на досуге.

Ученые-криминологи считают, что целенаправленная воспитательно -профилактическая работа в сфере досуга открывает большие возможности для изучения причин противоправного поведения несовершеннолетних. В литературе слово “досуг” определяется как свободное от работы время. Или как время, которое остается у человека после выполнения всех необходимых для него как члена общества, учебно-трудового коллектива, семьи функций и которое он тратит всецело по своему усмотрению.

Для предупреждения рассматриваемого вида преступления необходимо более рационально организовать досуг населения, особенно детей и подростков, чтобы свободное время не растрачивалось бессмысленно, в ущерб себе и обществу. “Расширению возможности творческого проведения досуга способствуют, наряду с другими факторами, также повышение образования и культурного уровня населения”.

Важная роль в предупреждении преступности по вовлечению несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность отводится органам внутренних дел Республики Казахстан. Это логически вытекает из анализа нормативных и ведомственных актов, регламентирующих профилактическую деятельность ряда служб органов внутренних дел. Органы внутренних дел располагают наиболее полной информационной базой для широкой и целенаправленной профилактики изучаемых преступлений. Она включает не только статистические данные о зарегистрированных преступлениях, а также о лицах, их совершивших, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и оперативно-розыскных аппаратов. Недостатки их работы отрицательно сказываются на состоянии преступности.

В силу сказанного, органы внутренних дел, в отличие от других субъектов предупреждения, имеют наиболее широкие возможности для аналитической работы и информирования государственных органов и общественных организаций, что чрезвычайно важно для разработки мер борьбы с рассматриваемыми посягательствами.

В связи с этим важное предупредительное значение имеет совершенст-вование профилактической работы среди ранее судимых лиц, которые способны совершить новые преступления. В настоящее время в нашей стране в этом направлении практически никакой работы не ведется из-за отсутствия у государства средств для финансирования такой деятельности.

В целях повышения эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов необходимо брать на профилактический учет всех возможных субъектов преступления: лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, имеющих отклонения в половом влечении, ведущих аморальный образ жизни, не занимающихся общественно-полезным трудом с целью проведения с ними мер индивидуальной профилактики.

Одной из форм реализации комплексного подхода к профилактике правонарушений является создание опорных пунктов охраны порядка, которые осуществляют профилактическую работу по месту жительства.

Важную роль в предупреждении рассматриваемого преступления играет выявление родителей, которые пренебрегают своими обязанностями в отношении своих детей, оказывают отрицательное влияние на поведение детей или не уделяют должного внимания их воспитанию. Эту работу могут успешно проводить общеобразовательные школы совместно с инспекциями по делам несовершеннолетних. При установлении семей, где родители ведут антиобщественный, аморальный образ жизни, необходимо проводить работу по нейтрализации дурного влияния таких родителей на подростка. В нашей стране в настоящее время принято правильное решение об обеспечении каждой общеобразовательной школы инспектором по делам несовершен-нолетних. Это будет способствовать, повышению эффективности профилактической работы среди школьников.

В случаях, когда родители злостно продолжают оказывать отрицательное влияние на своих детей или не уделяют должного внимания их воспитанию, необходимо ставить перед соответствующими органами вопрос о применении к ним морально-правового воздействия вплоть до лишения родительских прав или привлечения к уголовной ответственности по ст.137 УК РК. Указанные меры в отношении нерадивых безответственных родителей могут привести к уменьшению числа беспризорных детей, которые становятся нередко жертвами исследуемого состава преступления.

Анализируя возможности общесоциальных мер предупреждения негативных явлений, А.Э. Жалинский отмечал, “что любое антиобщественное явление может быть устранено, и притом окончательно, общесоциальными мерами, общесоциальным предупреждением”. Но этот вывод верен лишь в тенденции, в историческом плане. На самом деле нельзя перешагнуть через исторические этапы развития общества, например, искусственно ускорить процессы преодоления экономических и социальных противоречий или же изменить существующий на сегодня уровень сознательности людей.

Поэтому наряду с долговременными перспективными общенациональ-ными мерами необходимы предупреждающие мероприятия более узкого характера, которые именуются специальным предупреждением.

“В данном случае речь идет о деятельности государственных органов, общественных организаций и формирований, а также отдельных граждан, должностных лиц, в частности, органов внутренних дел по выявлению причин и условий совершения преступлений и принятию мер к их устранению или нейтрализации, раскрытию и расследованию преступлений, надзору за законностью поведения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также воспитанию лиц, приговоренных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, либо неустойчивых людей, еще не совершивших преступление, но ведущих себя антиобщественно или аморально”.

Профилактика позволяет решать задачи борьбы с преступлениями несовершеннолетних наиболее гуманными способами с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения “на полную силу” механизма уголовной юстиции и без применения такой острой формы го-сударственного принуждения, как уголовное наказание.

В распоряжении органов внутренних дел имеется целый комплекс целенаправленных профилактических мер, позволяющих в каждом конкретном случае осуществлять необходимое и достаточное воспитательное или правовое воздействие, которое соответствует особенностям личности и ситуации.

Вместе с тем, среди этого комплекса отчетливо усматриваются различия между мерами, ориентированными на устранение более или менее безличных криминогенных факторов, и мерами, “адресованными” определенным группам либо конкретным лицам, от которых можно ожидать преступного поведения. Многие авторы именуют “первую совокупность мер общей, вторую - специальной (групповой), а третью - индивидуальной профилактикой преступлений”.

Более того, правоприменительная практика убедительно доказывает, что “успехи в профилактике преступлений наиболее значимыми могут быть лишь в том случае, если в основу этой деятельности положен принцип единства общей, специальной и индивидуальной профилактики”.

Как известно, суть общей профилактики заключается в выявлении и устранении или нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений. Отсюда весь процесс общей профилактики органов внутренних дел по предупреждению рассматриваемого вида преступлений можно подразделить на следующие взаимосвязанные этапы.

Это, прежде всего:

  • - выявление причин и условий, способствующих совершению групповых преступлений несовершеннолетними;
  • - принятие мер по их устранению или нейтрализации с учетом компетенции органов внутренних дел и других субъектов профилактики.

Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что непосредственно сами работники органов внутренних дел принимают меры к устранению выявленных причин и условий путем встреч и выступлений перед школьниками, учащимися профессионально-технических заведений и студентами с информацией о состоянии борьбы с рассматриваемым видом преступлений, с разъяснением положений законодательства об ответственности за преступления с приведением примеров из местной практики.

Чтобы заставить местные органы самоуправления серьезно заниматься вопросами профилактики правонарушений, необходимо законодательное решение этого вопроса. Назрела необходимость принятия единого закона о профилактике правонарушений, в котором должны быть определены обязанности всех субъектов профилактической деятельности в предупреждении правонарушений.

“Мотивы правонарушений подростков отличаются от мотивов правонарушений взрослых, прежде всего, потому, что различно их социальное положение, обусловленное объективной причиной - возрастом”

Таким образом, предусмотренная государством уголовно-правовая защита несовершеннолетних от пагубного влияния взрослых преступников является одним из важных факторов в общей системе правоохранительных мер, применяемых для предупреждения преступности несовершеннолетних.

“Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность предполагает как бы двустороннюю систему мер. С одной стороны, это меры “блокирования”, или нейтрализации, пагубного влияния других лиц, прежде всего взрослых, причем в основном криминогенно пораженных, а с другой - и это более важно - охрана несовершеннолетних от совершения ими же, в том числе совместно с вовлекателями, антиобщественных деяний” .

Не может быть никакого сомнения в том, что “для существенного повышения эффективности предупреждения преступлений необходимо значительно усилить борьбу с тем, что их “питает”, - с допреступными формами антиобщественного поведения, которые также являются социальным злом, и бороться с ними нужно повседневно, твердо и решительно” .

Процессы подготовки к жизни в обществе:

  • а) каждое общество должно придавать первостепенное значение потреб-ностям и благополучию семьи и всех ее членов;
  • б) правительства обязаны обеспечивать всем молодым людям доступ к государственной системе образования;
  • в) следует создавать или укреплять уже имеющиеся службы и программы, учитывающие потребности, проблемы, интересы и заботы молодых людей и предоставляющие им и их семьям надлежащие рекомендации и консультации;
  • г) средства массовой информации должны сознавать свою огромную общественную роль и ответственность, а также то влияние, которое они порой оказывают, распространяя информацию о злоупотреблении молодежью наркотиками и алкоголем. Они должны использовать свои возможности для предупреждения злоупотребления наркотиками, передавая соответствующую информацию на основе сбалансированного подхода. Следует способствовать проведению эффективных кампаний по распространению информации о вреде наркотиков на всех уровнях;
  • д) планирование и разработку программ предупреждения преступности среди молодежи следует осуществлять на основе научных исследований и периодически подвергать контролю, оценке и корректировке;
  • е) в целях предотвращения дальнейшего подрыва репутации, виктими-зации и криминализации молодых людей следует принять законодательство, предусматривающее, что действия, не рассматриваемые в качестве правонарушения и не влекущие за собой наказания в случае их совершения взрослыми, не должны рассматриваться в качестве правонарушения и не должны влечь за собой наказание в случае совершения их молодыми лицами.

Реальная характеристика преступности несовершеннолетних все же может быть дана на основе использования ряда дополняющих друг друга источников данных.

Все это происходит на фоне социальной и финансово-экономической дестабилизации, неоправданно резко возросшего социального расслоения, появления обширных зон безработицы.

Несовершеннолетние в большинстве случаев теряют интерес к учебе, плохо учатся, целые дни проводят на улице и легко попадают под дурное влияние.

Большое значение имеет то, как понимают и разрешают проблемы воспитания в семье.

Большое значение в предупреждении преступлений несовершеннолетних имеет правовое воспитание в школе. Безусловно, одним из наиболее важных средств предупреждения преступности среди несовершеннолетних является прокурорский надзор за точным исполнением законов.

Успех борьбы с преступностью несовершеннолетних находится в прямой зависимости от правильно организованной совместной деятельности комиссий, подразделений по делам несовершеннолетних.

Комиссия - основное звено в системе государственных органов и общественных организаций, занимающихся предупреждениями проступков и правонарушений несовершеннолетних. В идее создания комиссий ярко воплощен принцип активного участия общественности в борьбе с преступностью.

С принятием нового уголовного законодательства 1997 года, расширившего применение к несовершеннолетним правонарушителям мер воспитательного и принудительного характера, профилактическая роль комиссий усилилась.

Главной задачей деятельности комиссий остается предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних путем устранения причин, вызывающих их. Расширены права комиссий в борьбе с отрицательным влиянием на детей в семье и быту.

Главным направлением деятельности отдела по делам несовершен-нолетних, которые являются структурным подразделением админист-ративной комиссии органов внутренних дел Республики Казахстан и основной целью является - не допустить несовершеннолетнего к соверше-нию правонарушений, преступлений при одновременном применении принципа неотвратимости ответственности в случае их совершения; оградить подростка от негативного влияния взрослых организаторов и подстрекателей, а также родителей или лиц, их заменяющих.

Успешная борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность во многом зависит от разработанности ее уголовно-правовых и криминологических аспектов, а также методики предупреждения этого преступления.

В настоящее время есть все основания говорить об отсутствии постоянных организационно-отлаженных функциональных связей между деятельностью всех субъектов, осуществляющих борьбу с преступностью несовершеннолетних в целом.

Органы предварительного расследования зачастую ограничивают свою роль лишь расследованием дела, в лучшем случае устанавливают причины преступления. Действенных мер по ликвидации последствий совершения преступлений ими не принимается.

“Поскольку лишение свободы является самой суровой мерой наказания, применяемой к несовершеннолетним, оно обладает наибольшей предупредительной силой. Его отбывание в трудовых колониях для несовершеннолетних должно быть организованно так, чтобы оно отвечало достижению целей наказания, требованиям исправления и перевоспитания осужденных, задачам как частного, так и общего предупреждения преступлений” .

Проведенное исследование показывает, что в большинстве случаев подростки вовлекаются взрослыми, с которыми они общались длительное время. За это время соответствующие действия взрослого по втягиванию подростка, при должной постановке работы специальных органов, можно заметить и принять соответствующие меры. Особое место должны занимать меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

В настоящее время происходит очищение правовой системы от карательно-репрессивной направленности деятельности правоохранительных органов и обвинительного уклона в судопроизводстве. Несмотря на всю важность принятых законодательных актов, нельзя не признать, что имеющаяся правовая база борьбы с преступностью в этом направлении требует дальнейшего развития и совершенствования в целях усиления защиты прав и свобод человека и гражданина.

“Приоритетным направлением их деятельности является реализация положений, содержащихся в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года, В программе профилактики и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2003 -2004 годы” .

Не решаются вопросы обеспечения занятости молодежи, растет детская беспризорность. Более половины несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, не учатся либо не обеспечены какими-либо видами занятости. Не снижается число детей и подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния до достижения возраста наступления ответственности.

На профилактических учетах органов внутренних дел состоит более 160 тысяч лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма, 47 тысяч наркоманов.

Вместе с тем крайне низок уровень профилактической работы, малочисленны лечебно-профилактические учреждения для лечения больных алкоголизмом и наркоманией, отсутствует целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни.

В рамках реализации Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы предусмотрен комплекс сбалансированных, наиболее эффективных мер в целях усиления борьбы с наркоманией. Правоохранительными органами продолжается практика проведения комплексных оперативно-профилактических операций “Мак”, “Допинг”, “Канал”, “Арна” и иных мероприятий.

С учетом будущего влияния на все параметры криминогенной ситуации в стране особого внимания требует профилактика преступности несовершеннолетних. За последние годы сложилась устойчивая тенденция нарастания криминализации подростковой среды, 75% совершенных ими преступлений относятся к тяжким и особо тяжким (в том числе убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, разбойные нападения).

Актуальной остается проблема предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. Почти половина несовершеннолетних участников преступных посягательств являются учащимися и студентами. Многие подростки на момент совершения противоправного действия находились в состоянии алкогольного опьянения либо имели криминальное прошлое.

Вследствие различных причин обостряется проблема социального сиротства и детского бродяжничества.

В таких условиях становится актуальной задача расширения в стране сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации. Однако в большинстве регионов страны таких учреждений нет.

Отсутствие должного количества учреждений такого типа неизбежно приводит к тому, что, не получив своевременной помощи со стороны государства, безнадзорные дети пополняют ряды правонарушителей.

Нет в стране и специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков, совершивших общественно опасные действия до достижения возраста уголовной ответственности. Ежегодно в таком возрасте совершают преступления около 3 тысяч несовершеннолетних, которые, не подвергаясь мерам наказания и перевоспитания, оказывают негативное влияние на подростковую среду.

В настоящее время в республике функционирует только одна специализированная общеобразовательная школа закрытого типа в г. Таразе, наполняемостью 150 человек. Несмотря на острую нехватку таких учреждений, их сеть не развивается. Создание специальных образовательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних в каждом регионе способствовало бы повышению эффективности профилактической работы с несовершеннолетними и стабилизации криминогенной обстановки в подростковой среде.

Не снижается уровень вовлеченности несовершеннолетних в употребление наркотических веществ. На учетах в учреждениях Министерства здравоохранения состоит 3,5 тыс. несовершеннолетних, из них свыше 400 с диагнозом “наркомания”. По мнению экспертов, истинное число больных наркоманией превышает официальные данные в несколько раз.

Необходимо обобщить результаты проведенного в городе Алматы и Алматинской области эксперимента по внедрению системы ювенальной юстиции, направленного на осуществление специализации отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и ориентированного, в первую очередь, на выявление причин и условий, способствующих совершению подростковых преступлений, а также применение к ним мер наказания, не связанных с лишением свободы.

Эффективная борьба с пьянством и наркоманией возможна при консолидации всех здоровых сил общества, скоординированной деятельности центральных и местных исполнительных органов.

Приоритетными направлениями в профилактике пьянства, алкоголизма и наркомании должны стать пропаганда здорового образа жизни, формирование устойчивого антиалкогольного и антинаркотического иммунитета, прежде всего у подрастающего поколения.

Следует продолжать работу по увеличению числа специализированных центров медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, в т.ч. несовершеннолетних, открытию в общеобразовательных школах и других учебных заведениях медицинских кабинетов по регулярному проведению обследования учащихся на предмет употребления психоактивных веществ.

Необходимо принять меры по совершенствованию учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных школах, повышению роли и статуса учителя, расширить сеть внешкольных организаций образования, обеспечить функционирование детских музыкальных, художественных, детско-юношеских спортивных школ. Необходимо также создание механизма адресного финансирования, возможности посещать такие школы для детей из малообеспеченных семей.

Согласно Декларации прав ребенка, каждому “ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в сознательном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства”.

Права ребенка, его интересы, нормальное его развитие должны обеспечиваться всеми государствами, уважающими общечеловеческие ценности. Республика Казахстан также признает положения указанной Декларации, Конвенции о правах ребенка и других международных документов, обеспечивающих охрану прав ребенка.

К сожалению, ситуация в нашей стране сегодня такова, что, кроме провозглашенных идей о защите детства, казахстанскому ребенку мало что может гарантироваться. Это связано с нестабильной экономической, политической, социальной обстановкой. Государство пока не в состоянии обеспечивать всем детям высокий уровень здравоохранения, образования и других социальных институтов общества, соответствующих мировым стандартам. Однако охрана детства является приоритетной функцией не только государства, но и общества, а также каждого конкретного члена общества. Каждый родитель, опекун, иной законный представитель несовершеннолетнего обязан заботиться о нормальном развитии ребенка и нести ответственность за его воспитание. Гражданским долгом каждого из нас является обеспечение и защита прав детей. Все мы, как члены нашего общества должны проявить максимум усилий, чтобы воспитать молодое поколение достойным и свободным.

“Несовершеннолетние - это наши дети. Это тот слой нашего общества, которому будет принадлежать завтрашний день нашей страны”. Однако права ребенка не просто не обеспечиваются, а порою являются объектом преступных посягательств со стороны взрослых. Примером посягательства на нормальное развитие ребенка являются такие преступления, как вовлечение несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что исследуемая норма РК по своей конструкции отличается от аналогичных норм УК. За последнее время накоплена обширная фактическая, нормативная и литературная информация по теме. Следует отметить, что существует целый ряд спорных вопросов по этой проблеме, которые предстоит решать в будущем, а “в настоящее время эта проблема в науке практически не разработана”.

Предлагаемая диссертация - уголовно-правовое и криминологическое исследование, не претендует на полноту исследования, т.к. в одной работе нельзя рассмотреть все аспекты столь сложной и многогранной проблемы, каковой является борьба с вовлечением в преступную или иную антиобщественную деятельность. Приоритетными направлениями должны стать предупреждение и профилактика преступности, наступательность в борьбе с нею. Необходимо создание эффективной системы профилактики правонарушений как на местном, так и на республиканском уровне; продолжить работу по декриминализации отдельных составов преступлений путем их перевода в категорию административных правонарушений. При этом необходимо придерживаться принципов системности и результативности всех мероприятий и программ, их гуманистической направленности.

Профилактика правонарушений

среди несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения правонарушений является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Какова роль деятельности социального педагога с трудновоспитуемыми школьниками в профилактике противоправного поведения?

Опыт работы показывает, что профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей.

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;

Анализ наблюдений за данной категорией обучающихся показал, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны.

1. Педагогическая неграмотность родителей:

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка

К ним, прежде всего, следует отнести:

Детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;

Трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

Безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.

Результаты работы с данной категорией обучающихся дают основание утверждать, что правонарушения среди обучающихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

Весьма четко прослеживается значимость таких признаков, как низкий культурный и образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей.

Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей подростков. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и педагогов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах. Постепенно отрываясь от учебного коллектива , такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов.

"Вредное влияние микросреды,- пишет болгарский психолог В. Момов, - часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макросреды». Именно это - одно из слабейших мест социализации подростка на современном этапе развития общества.

Поскольку среди учеников, совершивших преступления или правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, школе и общественным организациям следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.

С ними необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни класса и школы, укреплять связь с семьей и общественными организациями по месту проживания учащихся.

Наиболее пагубное влияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера семей. Своим отношением и поведением они прививают детям грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества.

Определенная часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, но родители, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей.

В порядке ранней профилактики правонарушений, следует активизировать деятельность родительских лекториев, родительских комитетов при школах, усилить социальный контроль общественных организаций и трудовых коллективов за воспитанием детей в семье. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного и правового воздействия, вплоть до лишения их родительских прав.

За период 2009 года по 2012 учебный год – родительских прав были лишены – 3 семьи. (Чурик, Сыйдины, Петуховы). Дети, были оформлены – в государственные учреждения (детские дома) и взяты под опеку родственников.

Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди обучающихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства.

Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию.

Поведение подростков во многом зависит от сложности обстановки, от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное решение.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля.

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным и охватывает период от 11 до 15 лет.

Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка. В этот период, особое значение придается межличностному общению. Если у подростка не складываются отношения с классом; то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

Особенности личности трудновоспитуемого подростка

Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов, развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и т. п.). Они имеют большие пробелы в знаниях. Особенно плохо усваиваются ими математика и языки. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.

Однако, если отношения с учителями по отдельным учебным предметам у подростка складываются благоприятно, он может под их руководством достигать определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.

Главное место отводится здесь индивидуальной целенаправленной работе социального педагога с проблемными подростками.

Индивидуальную работу с трудными детьми условно можно разделить на три этапа:

· изучение личности подростка и составление социально-психологической характеристики;

· разработка индивидуального плана воспитательного воздействия на него с учетом особенностей личности;

· непосредственное осуществление воспитательной работы, корректировка средств и методов воспитательного воздействия.

Для исследования личности необходимо установить:

1. Общие данные о ребенке - возраст, образование, место жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера, особенности развития моральных и волевых качеств.

2. Условия семейного воспитания - состав семьи, образование родителей, место работы и занимаемая должность, связь родителей со школой; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, меры воздействия.

3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной деятельности , поведение в школе.

4. Отношение к трудовой деятельности -

5. Общественная активность - какие общественные поручения имеет, как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.

6. Статус в классном коллективе - особенности общения с товарищами по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и

на чем основывается их дружба.

Профилактика правонарушений

среди несовершеннолетних

Социальный педагог

МКОУ СОШ с. Красное