Битва при лепанто - последнее большое сражение галер. Бой левого крыла

Франция

Название «Ля Реаль» означает, что галера принадлежала королю, а с 1526 года такие суда являлись одновременно и флагманскими кораблями галерного флота Франции. Когда король находился на борту, галера несла королевский штандарт и флаг адмирала. Наиболее полный, завершенный вариант судна такого типа, вероятно, существовал уже в начале XVII столетия. Декоративное оформление изображенной на открытке галеры «Ля Реаль» второй половины XVII века выполнено французским скульптором П. Пюже. В Морском музее в Париже сохранены фрагменты кормового украшения и модель судна. «Ля Реаль» была внушительным кораблем длиной около 52 м, шириной 6,4 м. Она имела 31 пару банок (вместо одной банки был размещен камбуз). Каждым веслом длиной около 15 м гребли семь человек, всего гребцов было 427. В носовой части галеры устанавливались бронзовые пушки: одна 36-фунтовая, две 24-фунтовые и две 18-фунтовые. Кроме того, с каждого борта было размещено еще по шесть пушек. На переходе морем использовались два больших латинских паруса. При безветрии и в бою переходили на весла.

«Прошлое - это зеркало, в которое смотрится настоящее»
Японская пословица

Прочитал статью о битве при Лепанто и тут же подумал, что ведь что-то такое у меня по этой теме есть, более того, это самое «что-то» я искал в свое время специально, а когда нашел, то очень сильно обрадовался. Да и как не обрадоваться, когда твоим глазам вдруг предстает та самая галера «Реал», которая была флагманом Хуана Австрийского в знаменитом сражении при Лепанто!

Галера «Реал» в Морском музее Барселоны. Вид спереди.

Но самое интересное, что это не дошедшее до нас с тех времен судно (ну, мало ли как старательно его сохраняли!), а точнейшим образом сделанная его копия, а попросту говоря – «ну очень большая модель»!

Большинства людей считают, что модель корабля – это всего лишь «игрушка», главное достоинство которой заключается в ее миниатюрности. Между тем, в есть немало примеров постройки моделей, не меньших по размерам, чем оригинал. Так, морской музей в городе Амстердаме в 1992 году заказал себе полноразмерную копию крупнейшего парусника голландской Ост-Индской компании, выстроенного в 1748 году и разбившегося у берегов Англии в первом же плавании. Триста лет Санкт-Петербурга было отмечено постройкой реплики первого балтийского фрегата «Штандарт». Ну, а самый свежий пример такого «моделирования» находится в Китайской Народной Республике. Там в 2005 году у морского причала города Вэйхай провинции Шаньдун застыл броненосец «Динъюань» – в прошлом флагман знаменитого Бэйянского флота империи Цинь. Сам корабль построили по заказу Китая в Германии в 1883 – 1884 гг. и на то время был одним из самых современных кораблей своего времени. В 1885 году «Динъюань» пришел в Китай вместе с однотипным кораблем «Чжэнъюань» и потом 10 лет был флагманом Бэйянского флота, базировавшегося в Вэйхайвэе (современный Вэйхай). В начале 1895 года он был сильно поврежден прямо в гавани японскими торпедами, а перед ее сдачей – подорван собственной же командой.


Китайский броненосец «Динъюань» – тоже корабль музей. Пушки есть, а вот двигатели отсутствуют в принципе. Делать их было сложно и дорого!

21 декабря 2002 г. управление порта Вэйхай организовало научно-практическую конференцию, на которой знатоки военно-морской истории и корабелы со всего Китая разработали основные принципы всей предстоящей работы по воссозданию этого броненосца. И ровно через год на судостроительном заводе фирмы «Хайда» в городе Жунчэн в провинции Шаньдун работа над ним началась. 13 сентября 2004 года корабль спустили на воду, а 15 апреля 2005 года он уже оказался на вэйхайском рейде. Броненосец был построен с соблюдением всех размеров: длина 94,5 м, ширина 18 м, осадка 6 м. Имея водоизмещение в 7220 тонн, «Динъюань» на сегодня представляет самый большой в мире новодел исторического корабля, исполненной в масштабе 1:1. Хотя судно построено при помощи электросварки, на листах бортовой обшивки видны заклепки, хотя гребные суда и пушки малого калибра смотрятся не слишком достоверно. Для изготовления палубного настила и трапов взят слишком уж тонкий металл: из-за чего грохот при ходьбе по нему просто оглушает. А вот 12- и 6-дюймовые орудия изготовлены очень хорошо: в стволах видны даже нарезы, а на казенниках – заводские клейма Круппа. Странно, что в барбеты главного калибра заходить можно, а вот в башни среднего – что расположены на носу и на корме, – почему-то нельзя! Зато можно фотографироваться возле массивного дубового штурвала с надписью по-английски: «Imperial Chinese Navy».


Галера «Реал» – масштабная модель во всей красе.

Ну, а галера «Реал» была создана много раньше, а именно в 1965 году, в канун 400-летнего юбилея сражения при Лепанто. Тогда директор Морского музея Барселоны Хосе Мартинес-Хидальго предложил воссоздать этот корабль и тем увековечить его память. Над чертежами работали несколько лет, используя в качестве источников старинные описания, рисунки, гравюры и модели, дошедшие до нашего времени. Благодаря всему этому они смогли построить максимально достоверную «модель» парусно-гребного судна XVI века, которая была спущена на воду в годовщину этой прославленной битвы 7 октября 1971 года. Ну, а сегодня эта галера находится в помещении Морского музея города Барселоны.


Резная и золоченая корма судна.


Ну, а картины на корме сделают честь любому музею, хотя они всего лишь копии работ тогдашних мастеров.

О том, что она там, я, естественно, узнал заранее, прежде чем туда ехать. Купил карту города, вылез из метро на станции Цитадели и дальше пошел через парк, по набережной, мимо Аквариума, памятника Колумбу и стоящих у причала яхт. И вот он – Морской музей Барселоны – несколько «ангаров», где когда-то давно строились настоящие суда. Так что место очень удобное, можно сказать «пропахшее духом истории». После городской жары и духоты внутри кажется даже прохладно. Минуешь холл… и вот она прямо перед тобой. И не просто перед тобой, а нависает над головой, словно огромный позолоченный дворец! Причем, это только корпус. Потому, что судно стоит под крышей без мачт.


При естественном освещении корма галеры выглядит так.

Как известно, в бою с турками, с их флагманской галерой «Султана», последняя таранила «Реал», да так, что ее таран проник в его корпус до четвертой скамьи. Однако туркам это не помогло. «Султана» была взята на абордаж, причем на ней захватили зеленое знамя Пророка, данное султаном Селимом II командующему турецким флотом Али-паше, и 150 000 золотых цехинов.


Вид с носа, слева.

Кроме этих подробностей было известно, что «Реал» строился как 30-баночная двух мачтовая галера в пропорциях, характерных для судов этого класса и своего времени, со всеми свойственными им достоинствами и, конечно, недостатками. Узкий корпус с незначительной осадкой, но с широкой верхней платформой, положенной на выступающие за борт кронштейны, позволяли развивать приличную скорость хода, но из-за этого галера была недостаточно остойчивой и мореходной. «Реал» реально мог использоваться только лишь при спокойной погоде, а при сильном ветре и волнении должен был пережидать в бухтах и портах, стоя на якоре.


Вид на палубу галеры.

А вот декоративное убранство галеры не знало себе равных, то есть может быть и знало (недаром французы называли первый английский линейный корабль «Роял Соверен» «Золотым дьяволом», так много на нем было позолоты и всяких там резных фигур!), но аналогов до нас не дошло. Декорирована она была в стиле барокко, который только-только входил в Европе в моду, что сделало этот корабль настоящим произведением искусства.


А вот съемка с подсветкой. Рядом для масштаба стоит автор.

Разработку декора корабля поручили одному из известнейших мастеров испанского Возрождения Хуану де Маль Лара. Ну, он и постарался, создав настоящий шедевр корабельного искусства. Так, надстройку на юте он снаружи украсил скульптурами и картинами на библейские и античные темы кисти выдающихся художников своего времени Хуана Баутиста Васкеса Старшего и Бенвенуто Тортелло; резьбы по дереву покрыли обильной позолотой, что придало галере по-настоящему «королевский» вид.


Носовая фигура.

Фигуру на конце шпирона – Нептун верхом на дельфине – вырезал скульптор Габриэль Алаберт. Паруса на галере были полосатыми, красно-белыми, что подчеркивало ее статус флагмана, так как обычные галеры имели паруса из обычной некрашеной ткани.


Кормовые фонари на галере просто огромные.


Фонарь крупным планом.

Кормовой фонарь тогда тоже ставили только на флагманских галерах; но на «Реале», чтобы лишний раз подчеркнуть его достоинство, кормовых фонарей поставили сразу три штуки!


«Битва при Лепанто» Х. Луна. (1887). Дон Хуан Австрийский на борту галеры «Реал».

Судно было спущено на воду в 1568 году и имело водоизмещение 237 тонн. Длина равнялась 60 м, ширина по мидельшпангоуту – 6,2 м, то есть судно было очень узким относительно своей ширины! Осадка составляла 2,08 м. В движение галера приводилась двумя косыми парусами и 60 веслами. Площадь парусности составляла 691 м². На веслах работало 236 гребцов, а кроме них экипаж галеры насчитывал около 400 солдат и матросов! То есть люди внутри у нее были набиты словно сельди в бочке! Кстати, в самом музее есть экран, на котором демонстрируется анимационная картинка работы гребцов. Посмотришь… и не захочешь так работать ни под каким видом!


Несколько фигур гребцов на палубе.

В днище есть вырез и видно, как в трюме располагались бочки и человек для масштаба. Сверху на палубу посмотреть можно, но сложно, и там под потолком темновато. Фотографировать против света больших арочных окон трудно и неудобно, а ракурс вид сбоку невозможен в принципе. И, тем не менее, реплика производит очень достоверное и исключительно сильное впечатление. Так и кажется, что это корабль того времени и это впечатление не исчезает в течение всего того времени, пока ты смотришь на этот корабль!


Кто скажет, что это палуба военного корабля? Каков паркет? Вот только фигура солдата в шлеме морион напоминает об обратном!

Селим II Великолепный?

В середине XVI века Европа переживала не лучшие времена. Уже более века над Южной Европой висела угроза турецкого завоевания. Однако в 1566 году умер Сулейман Великолепный — самый прославленный правитель Оттоманской Порты. Его наследник Селим II стремился превзойти Сулеймана, а для этого нужны были новые завоевания и победы. После неудачной осады Мальты взор султана обратился к Кипру — одному из множества средиземноморских владений Венеции. Республика св. Марка была главным противником Турции в Средиземноморье: она обладала обширными финансовыми и экономическими связями в регионе, имела владения за тысячи километров от метрополии и, разумеется, содержала сильный флот. Но даже могущественная республика не могла одна сдержать турецкую экспансию и поэтому, когда султан потребовал Кипр, венецианцам пришлось искать союзников в войне.

Священная лига — священная война

К сожалению для венецианцев, европейские государи не стремились взяться за оружие против басурман: император Максимилиан как раз заключил перемирие с султаном, а французский король и подавно был союзником Порты. Однако на призыв папы Пия V и Венеции откликнулся испанский монарх Филипп II. В мае 1571 года (через полтора года после начала войны) была образована Священная лига, в которую вошли Испанская империя, Венеция и Папа Римский. Союзники были обязаны выставить объединенный флот в 200 галер, 100 транспортников и армию (50 тыс. пехотинцев и 5 тыс. кавалеристов с артиллерией). Главнокомандующим был назначен сводный брат короля Дон Хуан Австрийский.


Дон Хуан Австрийский

Галера, галеас, галеон

Флоты того времени состояли почти целиком из галер — гребных судов, особенно удобных для действий у побережья. Европейская галера была длиной около 50 метров с осадкой немного более метра, с длинным (6−7 метров) носом-клювом — шпироном, происходившем от античного тарана. С каждой стороны у галеры насчитывалось по 20−25 весел (12−15 метров в длину). На весле работало до пяти человек — военнопленных, рабов или преступников. Работа на галерах была тяжелой и изматывающей, людей приковывали цепями к скамьям, где они гребли, спали и ели. Тех, кто греб недостаточно усердно били плетью, а тех, кто не мог грести от усталости или болезни, выкидывали за борт. Галеры вооружались 3−5 носовыми пушками, но основным «оружием» галеры была абордажная команда, находившаяся на борту. Парусное вооружение состояло из двух косых «латинских» парусов, помогавших при маневрах. В бою галеры старались обломать «клювом» часть весел противника, а затем взять корабль противника на абордаж («клюв» в этом случае играл роль абордажного моста). Такая тактика практически без изменений применялась еще с римских времен.


Флагманская галера в битве при Лепанто берет на абордаж турецкую галеру

Однако христианский флот был усилен совершенно новыми кораблями — галеасами (буквально большими галерами). Галеасы были длиннее галер (около 60 метров), шире и имели более высокие борта, что сильно затрудняло абордаж и повышало мореходные качества корабля. Они в большей степени опирались на свое парусное вооружение (3 мачты с косыми парусами), используя весла только в бою, а также артиллерийское вооружение, исчислявшееся десятками орудий, — от огромных носовых орудий (50−80 фунтовых) до легких пушек, расположенных по бортам.

В битве сошлись более 500 кораблей

В бою галеасы представляли собой плавучие крепости — из-за низкой скорости и плохой маневренности они не могли сравниться с галерами в подвижности, но превосходили их в огневой мощи и были трудны для абордажа. Экипаж галеаса, кроме того, превосходил экипаж галеры (700 человек против 400). Этих дредноутов эпохи весел в христианском флоте насчитывалось всего 6 кораблей. Галеас представляет собой переходных этап от гребных судов к парусным, закономерным продолжением которого стал галеон.


Галеас вторая половина XVI века

Перед битвой

24 августа 1571 года Хуан Австрийский прибыл на Сицилию, где принял командование соединенным флотом союзников. Между членами лиги сразу же обнаружились противоречия — как между командующими, так и между солдатами. Из-за разногласий флот вышел из Мессины только 16 сентября, 30 сентября корабли добрались до берегов Эпира, где узнали о падении кипрской крепости Фамагусты и страшной участи последних защитников, замученных турками. Это вызвало справедливое возмущение среди христиан и наполнило их сердца жаждой мести и гневом. Найти и разгромить турецкий флот теперь было делом чести.

За 1700 лет тактика галерного флота почти не изменилась


Рано утром 7 октября 1571 года при входе в Коринфский залив союзники обнаружили турецкие корабли, выходившие им навстречу. Накануне турецкий командующий Али-паша, подчиняясь инструкциям из Константинополя, решил дать сражение и выводил свои корабли для боя. Турецкие корабли вели операции в течение всего лета и были сильно недоукомплектованы (особенно, что касается абордажных команд), кроме того, европейские корабли превосходили турецкие в огневой мощи.

Силы сторон

Христианский флот состоял из 206 галер и 6 галеасов, на которых было около 25 тысяч солдат, преимущественно испанцев и немцев. Турки имели примерно 220−230 галер и несколько десятков мелких судов, использовавшихся для переброски подкреплений. Противники выстроились развернутым строем с четко выделенными флангами и центром. Такая тактика была традиционна для гребных флотов и применялась еще в греко-персидских войнах. Такое построение куда больше отвечало интересам турок, которые, имея численное превосходство и лучших лоцманов, могли попытаться охватить фланги христиан, разгромить одно из крыльев и перебить союзный флот. Дон Хуан, понимая невыгоды развернутого строя, решил усилить свой центр и нанести главный удар именно там.

Бой левого крыла

В 10 часов утра оба флота сблизились на дистанцию прицельного артиллерийского огня. Дон Хуан намеренно отправил перед основными силами тяжелые галеасы, которые завязали бой до подхода основных сил и даже успели потопить артиллерийским огнем две вражеские галеры. Через полчаса левое крыло союзников (53 галеры под командованием венецианца Барбариго) уже вовсю втягивалось в сражение. Турецкий флотоводец Сулик-паша, командовавший правым крылом турок (60 галер), решил охватить противника, так как союзники, не зная лоции и опасаясь мелей, держались на расстоянии от берега. Однако, несмотря на первоначальный успех и ранение Барбариго, турки были отброшены, а благодаря смекалке заместителя венецианского командира вражеские галеры были прижаты в берегу и находились под ураганным огнем христиан. Турки не выдержали и дрогнули — экипажи сдавались, но чаще бросали корабли и пытались спастись, добравшись до берега вплавь. К часу дня тут все было решено, Мехмед Сулик-паша взят в плен.


Схема битвы при Лепанто

Бой в центре и поединок флагманов

В центре сражения произошло наиболее ожесточенное и жестокое сражение (союзники — 62 галеры, 6 галеасов + резерв, турки — 87 галер). Эпицентром боя стал поединок флагманов испанского «Реала» и «Султаны», которые сошлись в абордажной схватке около полудня. Командующие лично участвовали в бою — Али-Паша был прославленным лучником, а дон Хуан — талантливым фехтовальщиком. Разумеется, флагманы окружали самые боеспособные и крупные галеры, которые единодушно старались помочь каждый своему флагману — очень быстро поединок флагманских галер превратился в свалку из десятков кораблей.

При Лепанто отличился и был дважды ранен Мигель Сервантес

Союзники ввели в бой последние резервы, удалось полностью очистить палубу «Реала» от янычар, бой переместился на «Султану». К часу дня турецкий флагман был захвачен, Али-паша убит, союзники насадили его голову на пику для устрашения турецких экипажей. Захват флагмана и гибель главнокомандующего удручающе подействовали на турок: сопротивление стало быстро ослабевать, а затем началось повальное бегство кораблей центра. В 1 час 30 минут турецкий центр был полностью разгромлен.


Битва при Лепанто, неизвестный автор XVI века

Генуэзский адмирал против берберского пирата

На правом фланге союзников (53 галеры) генуэзскому адмиралу на испанской службе Андреа Дориа противостоял еще один итальянец — Улуч-Али (67 галер — легкие берберские суда) — ренегат, пират, наместник Алжира.

Первоначально берберский корсар пытался обойти своего противника слева (с юга), но Дориа раз за разом повторял маневры Улуч-Али, так, что последнему пришлось отказаться от своего замысла. Но за это время противники сильно оторвались от центра, чем и решил воспользоваться Улуч-Али. Он решил воспользоваться своим превосходством в скорости, вклиниться между правым флангом и центром христиан и поддержать своего флагмана. Дориа разгадал план противника: он отрядил самые быстроходные корабли под командованием, чтобы задержать Улуч-Али. Маневр удался: Улуч-Али накинулся на эти галеры со всей яростью. Особенно досталось флагману Мальтийских рыцарей: Улуч-Али, потопив несколько галер, атаковал флагман Иоаннитов, взял его на абордаж, перерезал всю команду, кроме гребцов, и захватил флаг. Но тут с остальными силами правого фланга подошел Дориа. Тогда Улуч-Али, сковав его боем, с 30 галерами отправился на помощь своему флагману. Однако, в этот момент в центре все уже было кончено и Улуч-Али был вынужден спешно ретироваться.

Сражение произвело большое впечатление на современников

К 14 часам активная фаза сражения завершилась — победителям оставалось погасить очаги сопротивления и считать трофеи, побежденным — бежать. Трофеями христиан стали около 120 турецких галер, 400 орудий, 3000 пленных турок, 12 500 гребцов-христиан было освобождено. Погибло около 30 тысяч турок и более 10 тысяч христиан, потоплено 12−15 кораблей союзников.

Конец Священной лиги

Интересно, что такое сокрушительное поражение Турции, какое она потерпела при Лепанто, не оказало какого-то существенного влияния на ход войны Священной лиги. Разногласия и взаимное недоверие среди союзников вынудили их отказаться от активных действий. За зиму 1571/72 годов турки сумели построить новый флот, адмиралом которого стал Улуч-Али. В 1572 году умер главный идеолог коалиции — папа Пий V, король Филипп II быстро утратил интерес к войне, а венецианцы и вовсе вели тайные переговоры с турками о мире, и в 1573 году им все же удалось подписать мир. По условиям мирного договора Венеция передавала Турции Кипр (захваченный турками еще в 1571 году) и выплачивала контрибуцию в миллион дукатов.

Последствия битвы

С другой стороны, морально-психологическое значение победы христиан при Лепанто было очень велико. Флот турок, наводивших ужас на всю Европу, был разгромлен в генеральном сражении. Это было красноречивым доказательством того, что турок можно победить. В католической церкви в память Лепантского сражения даже был введен специальный праздник. Кроме того, Лепанто стало последним крупным сражением эпохи господства галерного флота. В скором времени, парусники вытеснят галеры, галеасы превратятся в галеоны, а развернутый строй эпохи Саламина канет в лету, уступив место кильватерной колонне. Разумеется, галеры не исчезли вовсе, они еще одержат несколько громких побед на Балтике, но будущее определенно принадлежало парусам.

Флагманские галеры

Как правило командующий флотом или эскадрой находился на самой крупной из имеющихся галер, или на галере с самым мощным вооружением. Флагманские корабли обычно несли на корме три больших фонаря, поэтому их обычно называли lantemas. Самая большая галера, имевшая больше всего гребцов и солдат, служила как бы символом власти. Например, королевская галера (real) императора Священной Римской империи Карла V (1500–1558) имела 28 гребных скамей на борт, расположенных по схеме alia scaloccio, на каждой скамье сидело но восемь гребцов. Таким образом, на галере было 208 гребцов. Флагманская галера дона Хуана Австрийского в сражении при Лепанто имела 35 гребных скамей alia scaloccio и 210 гребцов - по 6 человек на скамыо. Большие галеры также выступали в роли кораблей командиров эскадр (pretronas или capitana). Крупные галеры часто выступали флагманами небольших национальных контингентов в составе объединенных флотов (например, могли объединяться флоты Папской области, Генуи и Мальты). Такие корабли обычно несли усиленное вооружение и назывались bastardas. Хотя этот термин иногда использовался в значении любая крупная галера с числом гребцов на борту превышающим определенное значение, в конце XVI века он закрепился за самыми большими и хорошо вооруженными галерами. Это были весьма неуклюжие корабли, на веслах они не могли развить достаточную скорость, поэтому их оснащали двумя, а то и тремя мачтами с латинскими парусами. В Испании встречались галеры, несущие смешанное прямое и косое парусное вооружение. На этих галерах невозможно было использовать гребную схему alia sensile, хотя венецианцы и османы пытались разместить четверых гребцов на скамье, но очень быстро перешли к схеме alia scaloccio.

Сражение между госпитальерами и североафриканскими пиратами. Гравюра озаглавлена «Пленение корсара». Обратите внимание на редкий вид с кормы европейской галеры. Видны лестницы и небольшие лодочки, применяющиеся в сражении. Гравюра из книги Леонарда Фронсбергера Kriegssbuch.

Турецкие солдаты грузятся на галеру, турецкая иллюстрация конца XVI века. Галеры часто использовались для перевозки живой силы, так как скорость и малая осадка позволяла им выгружать десант практически па любом участке побережья. Десантные операции с участием небольших отрядов турецких солдат были обычной тактикой османов того времени.

Сражение между исламским парусным торговым судном и эскадрой галер ордена госпитальеров. Причиной атаки стал тот факт, что судно двигалось в сторону североафриканского побережья, где укрывались пираты. Гравюра из книги Леонарда Фронсбергера Kriegssbuch.

Буксировка захваченного судна в гавань Барселоны. Это вторая гравюра, изображающая последствия атаки мусульманского судна. Обратите внимание на то, что европейские галеры несут вымпелы на клотиках мачт и на верхнем конце рей. Гравюра из книги Леонарда Фронсбергера Kriegssbuch.

Сражение при Превезе, 1538 г.

Североафриканский галиот, около 1540 г.

Папская обычная галера, около 1560 г.

Сражение при Лепанто, 1571 г.

Североафриканский порт Тунис был занят христианами в 1573 году. На следующий год его долго осаждали и отбили турки, действовавшие при поддержке галерного флота. Галеры поддерживают осаду внешней линии городских укреплений.

Андреа Дориа (1466–1560), старший из двух генуэзских командующих галерным флотом, носившим такое имя. Он был сторонником союза с Испанией и командовал объединенным флотам в сражении при Превесе (1538).

Из книги Галеры. Эпоха ренессанса, 1470–1590 автора Иванов С. В.

Развитие средиземноморской боевой галеры Галеры плавали по Средиземному морю с доисторических времен. Непосредственными предшественниками галеры эпохи возрождения был византийский дромон и арабский шеланди. К сожалению, об этих двух типах кораблей, бывших

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Большие или торговые галеры (galla grosse) В Венеции и в меньшей степени в Генуе с XIV века строили большие торговые галеры. Хотя торговые галеры не предназначались для войны, часто их включали в состав военных флотов. Соотношение ширины к длине у торговых галер составляло

Из книги автора

Венецианские церемониальные галеры. «Буцентавр» За многие столетия своего существования как независимого государства Венецианская республика вела многочисленные войны с различными противниками. Венецианцам приходилось сражаться и с арабами, и с захватившими Южную

Морской музей (Драссанес). Галера "Ла Реаль". (Второй вариант)

В средние века Барселона была крупным центром судостроения. Каталонцы торговали с Левантом. С 1310 по 1388 гг. им даже принадлежало Афинское герцогство.

Морской музей Барселоны (Драссанес) размещается в здании XIV в., где раньше находились верфи. В XIV в. стапели, с которых сходили готовые суда, стояли прямо в воде. Сейчас море, на глазок, находится метрах в двухстах: береговая линия сильно изменилась с той поры.
Главный экспонат музея – реконструкция галеры "Ла Реаль", флагмана командующего христианским флотом в битве при Лепанто 7 октября 1571 г. дона Хуана Австрийского.
Идея воссоздания галеры принадлежит директору барселонского Морского музея Хосе Мартинесу Идальго, который выдвинул ее еще в 1965 г. Несколько лет ушло на изучение старинных описаний судна, разработку чертежей и постройку. Галера была спущена на воду 7 октября 1971 г. – в 400-ю годовщину битвы при Лепанто.
Галера воссоздана в натуральную величину. Это военный корабль, отделанный золотом и выкрашенный красным лаком, водоизмещением в 237 тонн, с пятьюдесятью восемью веслами, каждое толщиной с телеграфный столб.
В музее верхняя палуба почти задевает крышу здания. Туда поднимаешься по лестнице.
Благодаря роскошной отделке и точному воспроизведению стиля эпохи «Ла Реаль» по праву считается шедевром деревянного кораблестроения и декоративного искусства.

Первые две фотографии - из Интернета, мои собственные не очень-то получились. В музее было темно.


А это уже мои фотографии.

Внешний вид музея.