Самбор которое было уничтожено. Самбор - история и памятники архитектуры. Достопримечательности и туристические объекты вблизи Самбора


То, что Самбор — город особенный, я знала давно. И вот появилась возможность в этом убедиться. Два часа в пути электричкой Стрый — Самбор, и октябрьский день впереди.

У вокзала я увидела памятник депортированным украинцам. Скульптура женщины с тремя детьми установлена на рельсах, сложенных крестом. Она идёт своей крестной дорогой, как и сотни тысяч украинцев, высланных в Сибирь большевистской властью с территорий послевоенной Польши.


Вот новый Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Он построен на месте парка, который был разбит в советское время прямо на кладбище. Теперь на этой территории находятся скульптурные композиции эпизодов Крестной дороги Иисуса Христа. Здесь ещё велись работы по благоустройству.










Самбор — город разных религиозных конфессий, здесь много храмов. Самый старинный находится в центре. Упирается в небо костёл Усекновения головы Иоанна Крестителя построенный в 1530 году с готическими элементами на месте сожжённой татарами церкви.




Церковь Святителя Петра Конюшкевича является одной из лучших православных храмов Киевского Патриархата.


В церкви Рождества Пресвятой Богородицы, 1738 года сооружения, хранятся мощи святого Валентина. Влюблённые, возьмите на заметку.


Зал органной и камерной музыки размещается в бывшем бернардинском костёле. Но в этот день концерта не было, к сожалению. Рядом в бывшем монастыре находится училище культуры. Как же ему тут не быть? Самбор — город культурных традиций и учебных заведений.


Видела школу № 1.


Перед зданием социально-гуманитарного факультета Дрогобычского педагогического университета имени И. Я. Франко установлен памятник поэту.


По пути на глаза попадались множество памятников и мемориальных досок.
















Городскую Ратушу, построенную в 17 веке, нужно фотографировать рано утром. Вокруг много людей, на пушках повисли дети. Самбор — город туристов.


Ко мне обратилась женщина с просьбой запечатлеть её на фоне Ратуши. Я взяла её сумку, чтобы не было в руках этого вечного дамского атрибута. Сделала несколько кадров, немного поговорили. Оказалось, что она — львовянка, приехала сфотографировать достопримечательности в выходной день. Я про себя отметила, что у нас много есть общего, даже внешне, одинаковые детали в одежде. Конечно, как фотограф, она тоже не могла не заметить этого. Мы очень хорошо пообщались, не смотря на мой далеко не «галицкий» акцент.
Районная администрация занимает очень большое здание, чтобы у каждого чиновника был свой кабинет. А напротив находится маленький Детский дом творчества, требующий ремонта.




Ещё я познакомилась с руководителем общественной организации «Просвіта» (Просвещение). Я фотографировала здание, а Александра Орестовна пригласила меня посмотреть помещение и рассказала о деятельности товарищества, планах, что дом этот, 1904 года постройки, — памятник архитектуры местного значения. На стене вмонтирована мемориальная доска в честь И. Я. Франко, выступавшего здесь в 1913 году.


Потом Александра Орестовна повела меня в библиотеку, находящуюся на противоположной стороне улицы. Это тоже памятник архитектуры, бывшая вилла Козакевичей, 1909 года постройки. Я побеседовала с библиотекарями. Они с гордостью поведали, что читатели есть, в основном многолетние, преданные. Но есть и молодёжь, что радует. А огорчает то, что в хранилище крыша протекает, и им приходится в непогоду спасать книги.








Я поблагодарила своих новых знакомых, попрощалась и поспешила в историко-этнографический музей. Здание 1679 года постройки, требует ремонта. Меня встретила очаровательная хранительница музейных ценностей. Давно заметила, что работники музеев — красивые люди, со вкусом, эстеты. Экскурсовод провела меня в экспозиционный зал, рассказала о выставке и даже разрешила сфотографировать экспонаты.






За один день всё не рассмотришь, мне нужно было бежать на электричку. По пути на вокзал я крутила головой по сторонам, стараясь побольше рассмотреть и запомнить. Дома здесь все не похожи друг на друга. И даже станционные служебные помещения тоже красивы.










Возле вокзала сохранился пережиток советских социалистических соревнований — доска почёта. Поощряют одних, стимулируя других. Но теперь я знаю, что Самбор — город тружеников.


До электрички оставалось утомительных 20 минут. Чтобы скоротать время, я совершила марш-бросок к железнодорожной водонапорной башне, служившей раньше для заправки паровозов. Это был финишный рывок моего путешествия и точка в повествовании.


По дороге в Стрый вспоминала всё увиденное за прошедший день, впечатлениями о котором делюсь с вами.

Самбор, 2015

Львовская область

Во времена Великого Монгольского государства поселение Самбор (ныне город Старый Самбор), существовавшее с древнейших времен было разорено Золотой Ордой. Уцелевшие жители бежали и укрылись в лесных зарослях на берегу Днестра, в местечке Погонич, которое вскоре разрослось и стало называться Новым Самбором, а позднее Самбором. Годом его основания принято считать 1241 г.

В 1390 г. Самбор получает статус города и Магдебургское право.
В 1604 г. в замке самборского старосты Ежи Мнишека селится Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I, выдававший себя за сына Царя Ивана IV Грозного. Ежи Мнишек, чья дочь была женой Лжедмитрия I, помогает ему взойти на Российский Престол 21 июня 1605 года, который он удерживал до 17 мая 1606 года.

В 1772 г. после раздела Речи Посполитой самборские земли входят в состав Королевства Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге. С 1804 года - в Австрийской империи. Император Иосиф II дарует Самбору титул «Вольного королевского города».

В 1914 г. в Самбор вступают части 8 полевой армии генерала Брусилова.

После распада Австро-Венгрии и окончания Первой мировой войны на территории Самборского округа провозглашалась власть Западно-Украинской Народной Республики. 21 ноября 1918 года части Войска Польского оккупируют Львов и большую часть Восточной Галиции. Руководство ЗУНР переезжает в Тарнополь.

10 сентября 1939 года город оккупирован частями VII армейского корпуса вермахта. Оккупация продолжается до 25 сентября. 26 сентября 1939 г. согласно Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, на территорию бывшего польского Самборского повята вступают регулярные части Красной армии. Самбор входит в состав Дрогобычской области УССР как районный центр областного подчинения.

Первое упоминание о евреях Самбора относится к 1447 г. В 1542 г. королем Сигизмундом Старым евреям было запрещено проживать в Самборе. В 1551 г. запрет был подтвержден королевой Боной, однако евреи продолжали селиться в предместье города. Так образовался отдельный еврейский район, получивший название "Блих".

В 16 в. многие евреи арендовали мукомольни и пекарни. В 17 в. в Самборе имелись синагоги и еврейское кладбище.
В середине 17 в. отношения мещан к евреям особенно обострились; ссылаясь на новый декрет Яна-Казимира, они не впускали евреев в город и ходатайствовали ο полном их изгнании из Блиха. Кагал занял тогда 8000 злотых с тем, чтобы заручиться протекциями. Поручителем при займе явился пшемысльский кагал, прикагалком которого был Самбор. Когда по истечении двух лет кагал Самбора оказался не в состоянии платить проценты, кредиторы обратились к пшемысльскому кагалу. На заседании коронного ваада в Ярославе (13 октября 1682 г.) состоялось соглашение, по которому пшемысльский кагал взял на себя весь долг, самборский же кагал обязался ежегодно вносить в его пользу 240 злотых: 120 наличными, a остальные 120 должны взыскиваться пшемысльскими евреями с купцов, посещавших ярмарки в Самборе.

В 1735 г. король Август II выдал евреям «привилегию» на свободу проживания и торговли в Самборе, а также разрешил открыть мясную лавку: «Король дарует им свободу торговли, подтверждает, что они с давних времен имеют свою синагогу и свое кладбище и принимает сие к сведению. Разрешает им устройство мясной лавки с тем, чтобы один резник продавал мясо. Подлежат же они замковой юрисдикции, так как проживают на территории замка».
В 1740 г. «привилегия» была подтверждена королем Августом III. В 1763 г. еврейской общине Самбора было разрешено построить новую синагогу.
В 1764 г. в местечке уже проживало 513 евреев.

В начале 19 в. в Самборе работала еврейская типография, специализировавшаяся на выпуске еврейских календарей. В 1815 в Самборе проживало 15 караимов. В 1820 г. еврей открыл в городе банк. В 1830 г. евреями основана текстильная фабрика по производству скатертей.
В 1880 г. в Самборе проживало 4427 евреев - 33,1% всего населения местечка.

Первый раввином Самбора (с 1767 г.) был Йосеф Мойше Айзенберг. После отъезда р. Йосефа в Эрец Исроель раввином стал его сын Ицхок. В 1813-25 гг. раввин Самбора - сын И. Айзенберга Янкель Нафтоли.
Следующим раввином Самбора был Йосеф Арье Рапопорт, затем - его сын Довид, после Д. Рапопорта - его сын Йосеф.
В 1825-73 гг. раввином в Самборе был Йосеф Гирш Цви Витмеир.
В 1878 г. хасидский двор в Самборе основал Ури Йолес, в 1910 династию продолжил его сын Йегуда Цви, затем династию возглавил зять последнего Хаим Йоэль Мошкович (1888-1941, Треблинка).

С 1891 г. в Самборе действовало единственное в Галиции еврейское коммерческое училище (с 1931 г. - гимназия), пользовавшееся правами правительственных учебных заведений.
В 1894 г. в Самборе возникла первая сионистская организация «Бней Цион». В конце 19 в. открылась еврейская больница.
В 1900 г. здесь проживало 4900 евреев - 28,8% всего населения, в 1910 г. - 5418 евреев (26,7%). В конце 19 - начале 20 вв. многие евреи выехали из Самбора. В 1884 г. в США землячеством евреев - выходцев из Самбора было организовано благотворительное общество «Эрштер Самборер Кранкен Верейн».
С 1907 г. в местечке действовал хедер мэтукан. В Самборе работали интернат для евреев-гимназистов (в гимназии в 1910 было 150 учащихся-евреев), в 1907-12 гг. - школа с преподаванием на иврите «Сафа брура». В 1915 г. основано 2 еврейских детских дома.

В начале 20 в. евреи играли значительную роль в общественной жизни Самбора; большинство в городской думе в 1910 г. составляли евреи; бургомистром был еврей д-р Штейерман. В 1904-27 гг. раввином Самбора был Арон Левин, избранный в 1922 г. в Сейм Польши.
В 1916 из Самбора в Тернополь было выслано 9 евреев.
В 1917 г. основано «Общество для поселения в Эрец-Исроель». В 1918 г. в Самборе открылось отделениение «Га-Шомер га-Цаир», были основаны школа с преподаванием на иврите и талмуд-тора. В 1920-30-х гг. действовали отделения различных еврейских партий и организаций. В 1920-х гг. открылось отделение Еврейского кредитного банка. С 1926 г. работала школа для девочек «Бейс Яаков».
С 1932 раввин Самбора - Элиэзер Майзес. Раввинский суд с 1925 г. возглавлял Нафтоли Герц Бумбах. Оба они погибли во время оккупации Самбора нацистами.
По данным за 1931г. в Самборе проживало 6275 евреев, что составляло чуть больше 30% всего населения местечка.

29 июня 1941 Самбор оккупировали части вермахта. 1 июля 1941 местные украинцы устроили погром, в ходе которого было убито 50 евреев.
В июле 1941 г. создан юденрат (председатель - Леон Снайгер), позднее - гетто, в котором содержалось 3650 чел., в т.ч. евреи, депортированные в декабре 1942 г. из Турки, Старого Самбора и других сел.
В феврале 1942 г. в Самборе было убито 32 еврея-заложника. 4 августа 1942 г. около 6 тыс. евреев Самбора и окрестных населенных пунктов были депортированы в лагерь смерти Белжец.
В августе 1942 г. около 600 евреев были отправлены в Яновский лагерь.
4 сентября 1942 г. было расстреляно около 100 евреев-стариков, часть евреев депортирована в Белжец.
23 октября 1942 г. в Белжец депортировано 460 евреев.
13 февраля 1943 г. на еврейском кладбище расстреляно около 500 евреев.
В марте 1943 г. в Яновский лагерь депортировано несколько сотен евреев из Самбора.
22 мая 1943 г. из Самбора в Люблин депортировано около 550 евреев.
5-10 июня 1943 г. гетто было ликвидировано. После ликвидации гетто в Самборе производились расстрелы скрывавшихся евреев: 23 июня 1943 расстреляно около 100 чел., 6 июля 1943 г. - 25 чел.
Католические монахи спасли в Самборе более 10 еврейских детей. За помощь евреям в городе было расстреляно 27 человек.
После освобождения в августе 1944 г. в Самбор вернулось около 150 евреев. В 2005 в городе еще имелось еврейское население. В 2015 евреи в Самборе не проживают.

В городе сохранилось довольно много старинной застройки австрийских и польских времен, в т.ч. несколько очень интересных архитектурных памятников.

Старый Самбор - город на западе Львовской области, районный центр, расположенный на берегах Днестра . Город находится в 98 километрах от областного центра по автодороге Н-13 и железной дороге Львов - Ужгород . Происхождение топонима «Самбор» неизвестно, хотя имеется как минимум пять версий.

История

Старый Самбор назван так неслучайно. В Ипатьевской летописи под 1071 годом упоминается местечко Самбор. Его разрушили в 1241 году орды хана Батыя. Уцелевшие жители покинули эти места и переселились в селе Погонич, которое переименовали в Новый Самбор (впоследствии просто Самбор). Спустя некоторое время в покинутый Самбор вернулись жители, и поселение получило название Старый Самбор. Под таким наименованием город упоминается уже в 1301 году. Уже тогда здесь находилась резиденция Льва Даниловича, правителя Галицко-Волынского княжества.

В 1553 году Старый Самбор получил магдебургское право и, соответственно, торговые привилегии. Город сделался важным торговым центром в регионе. Несмотря на войны, эпидемии и прочие напасти, Старый Самбор процветал. Лишь от землетрясения 1837 года, разрушившего город, город не оправился. С той поры роль регионального центра перешло к соседнему Самбору . В первой половине 20 века Старый Самбор был еврейским местечком: 80% населения составляли иудеи и лишь около 20% - украинцы. После Второй Мировой войны еврейской общины «благодаря» усилиям нацистов не стало. В 1939 году Старый Самбор стал районным центром в составе Дрогобычской области УССР.

Из-за частых пожаров, сотрясавших город во второй половине 19 - начале 20 века, в Старом Самборе уцелело немного старинных построек. К утерянным памятникам архитектуры относится ратуша, построенная ещё в 1668 году. Она считалась одной из старейших в Украине , но не пережила Второй Мировой войны. На её месте построили кинотеатр. Уцелела, но находится в состоянии разрушения еврейская синагога конца 19 века.

Достопримечательности

К сохранившимся объектам Старого Самбора относятся костёл святого Николая 1890 года, здание железнодорожного вокзала, отдельные дома-каменицы (то есть построены на старых каменных фундаментах), имеются фахверковые дома. Достопримечательностью считается одно из старейших еврейских кладбищ, что появилось ещё в 16 столетии.

Старый Самбор, действительно один из старейших населенных пунктов Западной Украины, город тяжкой судьбы. Впервые упоминаемый не то в 1071, не то в 1199 году, в 1241-м тогда еще просто Самбор дотла сжигают татаро-монгольские захватчики. Часть оставшихся в живых жителей, расстроенных случившимся, предпочли переселиться на 15 км северо-восточнее, в район села Погонич и начать жизнь заново. Неизвестно, как к этому отнеслись погоничане, но их было по всей видимости меньше, чем понаехавших, потому как Погонич сначала волюнтаристски переименовали в Новый Самбор (а Самбор в Старый Самбор), а потом прилагательное "Новый" и вовсе куда-то потерялось. Так, на карте Львовской области появилось сразу два города, два райцентра, два Самбора.

В Новом (том, который сейчас просто) Самборе я был осенью 2009 года и даже успел разродиться . Он крупнее (36 тыщ душ vs 5,6) и конечно интереснее, но для порядка жизненно важно было побывать в Самборе изначальном, откуда топоним пошел есть, что и было осуществлено в августе 2011 года в ходе карпатско-закарпатского трипа.

1. Сначала как обычно еще едем, собирая по дороге въездные знаки. Вот самборский, которого в 2009-м я не видел по причине передвижения на фиолэтовом "Эталоне", а не на персональном "Крайслере" с водителем.

2. Никакой системности в установке въездных знаков в Украине нет. Могут стоять и между районами, а могут отсутствовать даже при въезде по оживленной трассе в немаленький город. Всех замороченных путешественников это жутко огорчает. Вот здесь например, меня обрадовал Старосамборский район и опечалил простоСамборский. Кроме этого, хорошо видно качество дорог на Львовщине. Это, впрочем, еще цветочки.

3. Но Старому Самбору зачет. Несмотря на крохотные размеры (он конечно длинный, но узкий), тут установили целую бетонную бабу с хлебом-солью. Это сразу настроило меня на позитивный лад и расположило к городу.

4. Тем более, что одной приветливой грудастой женщиной дело не обошлось. Компанию ей составляет пилон с гербом и сообщением, что Старый Самбор отнесен к перечню исторических городов Украины.

Структурно Старый Самбор представляет собой любимейший мной тип городов. Расположился он в долине реки Днестр (той самой), вытянут вдоль нее и по сути является городом одной улицы. Т.е. для его осмотра в принципе достаточно высадиться из автомобиля на въезде и попросить компаньонов подождать тебя на выезде. Никаких хаотичных метаний аки сраный веник по размазанному на трех квадратных километрах центру.

5. Центральная улица носит имя Льва Галицкого. Лев I Данилович с 1264 по 1301-й был 2-м королем Галицкой Руси и почему-то любил Старый Самбор, несмотря на то, что во второй половине XIII века тот только начал отстраиваться после татаро-монгольского нашествия. Лев имел здесь резиденцию и был похоронен в Лавровском монастыре в окрестностях города.

6. Недалеко от въезда со стороны Львова первая из двух городских площадей, новая со зданием районной администрации.

7. Кроме райисполкома здесь расположен и городской рынок, и вокзал, и автостанция. Общественная жизнь в общем-то наверное кипит, если бы не воскресенье.

8. Железная дорога пришла сюда в 1870-м и вокзал приятно старорежимен. Вид со стороны путей.

9. Станция "Старый Самбор" в сторону Ужгорода.

10. Та же станция в сторону Самбора-Львова. Как видите, это уже предгорья Карпат.

11. От привокзальной площади отправляемся вглубь города. Улица Льва Галицкого зелена и малоэтажна, многоэтажки (силикатные) тоже имеются, но они спрятаны за первой линией домов справа.

14. Тут я зачем-то свернул к железной дороге и естественно тут же на нее вышел.

15. Южная горловина станции "Старый Самбор". Имеется даже маневровый тепловоз.

16. Убедившись, что кроме индивидуальной застройки и некоторого количества промышленных предприятий за железной дорогой ничего нет, я вернулся на улицу Л.Галицкого. Она практически не изменилась.

17. Архитектурное детище начала 1960-х и пивной кабак "Кварта". Интересно, есть ли хоть в одном нашем 5-тысячном городе пивной кабак? Ну кроме адски злачных баров типа лиозненского "На хвілінку".

18. Частный сектор и двух-, трехэтажные капитальные здания, таким запомнился Старый Самбор. Перед Первой мировой войной город почти полностью сгорел и исторической застройки здесь уцелело немного.

19. Как насчет отвести детишек посмотреть на "Гоп компанию"?

20. Маленький скверик. Эй, что там белеет слева?

21. Для овцепаса с трубой наверняка ей какое-то специальное украинское слово, но я его не знаю. :(

22. Ближе к площади Рынок появляются редкие довоенные здания.

23. Вот еще пара экземпляров.

25. Типовой районный почтамт (тысячи их!). Улица Галицкого забирает вправо и вверх.

27. В административном здании ("1954 року", как написано на фронтоне), больше похожем на сельпо, умудрились разместиться городское отделение общества "Просвіта", Союз украинок и общественная приемная "Нашей Украины".

28. Греко-католическая церковь, довольно изящная на фоне остальных западноукраинских новоделов.

29. Ограда сквера по соседству.

30. Еще нечто как минимум довоенное. Интересно, что районная больница в Старом Самборе находится прямо на площади Рынок.

31. Так выглядит исторический центр города с севера...

32. ... и с юга.

33. На старосамбирском Рынке сохранилось некоторое количество исторических зданий, в т.ч. даже фахверковых.

35. Имеется бывший центральный универсам, второй этаж которого ныне заброшен.

36. Здесь же и кинотеатр, традиционно названный в честь Шевченко, хотя казалось бы, какое Кобзарь имеет отношение к кино.

37. Кинотеатр между тем занимает место городской ратуши, между прочим 1668 года, сгоревшей вместе с остальным Старым Самбором перед Первой мировой. Фото 1903 года.

38. Наконец, напротив кинотеатра костел св. Николая.

39. Костел построен в 1903 году и сейчас на удивление вновь принадлежит католической церкви. Польша недалеко, католики еще имеются.

41. За монументальную скульптуру в Старом Самборе отвечает новенький Бандера...

42. ... и кто бы вы думали, кто бы вы думали?..

43. Нет, не позабытый уже ВОЛШЕБНЫЙ КРОЛИК, а конечно Тарас Григорьевич, куда ж без него.

44. За площадью Рынок застройка Старого Самбора резко теряет городской характер.

46. По инерции я еще прошел с километр, но понял, что дело это бесперспективное, и пора сворачиваться.

47. Нам в этот день надо было еще форсировать Карпаты.

Геральдика Герб
Самборского района

Геральдический щит закруглен. В зеленом поле синяя балка с серебряной каймой, в центре - золотой олень в прыжке, а над ним дело золота бойковская розетка.
Большой герб района выглядит как щит с гербом района, который поддерживают с двух сторон два золотых льва с красными языками. Над щитом размещается корона, а под ним есть синяя лента с золотой надписью «Самборский район».

Флаг
Самборского района

Флаг представляет собой зеленое прямоугольное полотнище, с соотношением сторон 2: 3, состоящее из пяти горизонтальных полос (зеленый, белый, синий, снова белый и снова зеленый, соотношение полос как 5: 1: 3: 1: 5). В центре расположен желтый олень в прыжке, в верхнем углу на расстоянии 1/8 ширины флага (или 1/12 его длины) от древка изображена желтая бойковская розетка (диаметром в 1/4 ширины флага).

Герб
города Самбор
Флаг
города Самбор

Самборский район

Самборский район (укр. Самбірський район) – административная единица Львовской области Украины. Административный центр – город областного подчиненияСамбор.

Расположен в предгорьях Карпатских гор в центральной части области.

Граничит на севере и северо-востоке с Мостиским и Городокским , на юге и западе - с Дрогобычским и Старосамборским районами Львовской области.

Население: 74 598 чел.

Площадь: 934 км кв.

(укр. Самбір) – город областного значения, административный центр Самборского района Львовской области.

Расположен над Днестром за 73 км юго-западнее Львова, на шоссейном и железнодорожном пути Львов - Турка - Ужгород.

Административный центр Самборского городского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.

Население: 35086 чел.(2015)

Телефонный код: +380 (3236)

Самбор является важным железнодорожным узлом. Вокзал расположен в восточной части города. С вокзала идут пригородные электропоезда с сообщением Стрый - Самбор, Львов - Сянки и поезда Трускавец - Киев, Львов - Солотвино, Самбор - Хирев- Старжава и Самбор - Нижанковичи и соответственно обратные.

Через город проходят автомобильные дороги государственного значения Н13 (Львов - Самбор - Ужгород), Т 1418 (Нижанковичи - Самбор - Дрогобыч - Стрый), Т 1415 (Мостиска - Самбор - Борислав).

В городе действуют две автобусные станции: в центре (ул. Валовая) и станция у железнодорожного вокзала, которая состоит из двух частей: из стороны вокзала курсируют автобусы в львовском направлении, со стороны собора - во все остальные. Действуют межобластные автобусные перевозки из города Самбор - Тернополь, Самбор - Ивано-Франковск, Львов - Ужгород.

В Самборе действуют такие учреждения культуры: детская музыкальная школа, Народный дом, Училище культуры, музей «Бойковщина», мемориальный музей Леся Курбаса, студия изобразительного искусства, школа декоративно-прикладного искусства.

Система образования города имеет богатую историю. В Самборе расположен педагогический колледж имени Ивана Филипчака. Дети получают среднее образование в 10 общеобразовательных школах, из них две начальные (№ 2, № 7) и одна гимназия. Более 15 лет работает самборский факультет прикладного программного обеспечения Тернопольского национального экономического университета,который выпускает специалистов с высшим образованием по специальностям: «Экономическая кибернетика» и «Программная инженерия».

Самбор с 2012 года получил статус туристического города в городе заработал Туристический центр, который предоставляет информацию и услуги туристам. Также проводится экскурсия на башню городской ратуши.

Сейчас в Самборе действует много различных предприятий, магазинов и торговых комплексов. Также большой центральный рынок, который по сервису и размерами приравнивается к львовскому и другим областным рынкам.

История Самбора

История Самбора уходит в далекое прошлое. Уже в княжеские времена на месте его существовал город Погонич, городище, подобное многим другим на Прикарпатье. По преданию, которых придерживаются историки, в Погонич под охрану валов и частокола переселилась часть жителей, преимущественно ткачей с сожженного татарами в 40-х годах XIII века Самбора. С тех пор за Погоничом постепенно закрепляется вторая параллельная название - Новый Самбор или Самбор. Бывший Самбор переименован в Старый Самбор. Среди населения принимались также названия Новый город и Старый город.

Название Погонич встречается в документах к середине XV века, позже исчезает. Точное время возникновения Погонича неизвестен. Поселение на этом месте существовало очень давно. В 1929 году на территории одного из кирпичных заводов города выкопан клад бронзовых предметов (топоры, серп, браслеты, ошейник), принадлежавший людям, которые здесь жили примерно в IX-VIII веках до нашей эры. Эти изделия были изготовлены в трансильванских литейных мастерских и свидетельствуют о существовании оживленного обмена между племенами, жившими в то время по обе стороны Карпат. Археологическая разведка Академии наук УССР 1946 открыла на том же месте следы поселения бронзового века - второй половины второго тысячелетия до нашей эры. В частности, здесь найдены обломки посуды, принадлежащей к т. н. комаровской культуре.

Погонич-Самбор находился на перекрестке важных торговых путей. Днестром и сухопутным путем над Днестром приезжали сюда купцы с Востока. Через город проходили торговые пути из Городка и Львова на Венгрию (Русский путь) и с Стрыя и Дрогобыча в направлении Перемышля. Расположение Погонича среди лесов, над Днестром и небольшими реками Дубровка и Млыновка, между Карпатами, с одной стороны, и большими болотами, которые весной становились сплошным огромным озером, с другой, делало его хорошо защищенным пунктом.

До 1349 г. город находился под властью русских князей, а с 1387 по 1772 - в составе Речи Посполитой.

В 1390 году Самбору предоставлено магдебургское право, означало освобождение его, хотя и неполное, от центральной королевской администрации и земельных магнатов и обеспечениевнутреннего самоуправления. На месте бывшего поселения и частично новой территории, где вырубили лес, был построен город-крепость с широкой квадратной центральной площадью, равными по узким улицам, которые вели из центра к оборонительным валам, королевскому замку и ратуши.

В 1498 году двадцатитысячная орда татар, турок и валахов разграбила и сожгла Самбор. Но население города, которое заранее бежало в леса, вскоре отстроило его. На месте сожженных деревянных домов выросли новые, преимущественно каменные. В целом остался план древнего деревянного города, который дополнили новыми улицами и который не изменился до последнего времени.

Во время польско-шведской войны в 1656 году под Самбор подошел шведский отряд. Но для обороны города пришли с топорами, вилами и ножами жители Карпат бойки, и шведы после нескольких столкновений с ними вынуждены были отступить. Не смог получить Самбора в 1657 году во время похода на Краков и семигородский князь Ракоци, который удовлетворился выкупом. Устоял Самбор и в 1672 году перед турками.

Вне городских стен, укрепленными объектами, были еще монастырь бернардинцев и королевский замок. В замке была резиденция самборского старосты - управляющего королевских имений, т. н. Самборской экономии, в которую входили города Самбор, Старый Самбор и Старая Соль, 6 соляных жуп и около 150 сел.

Средневековый Самбор был важным торговым центром. Здесь размещались главный склад венгерских вин и таможенная служба Речи Посполитой.

Неоднократно город уничтожался пожарами. Так, в 1637 году сгорел почти весь город. Большой ущерб пригороду наносили наводнения Днестра, одна из которых (начало XVIII века) уничтожила не только посевы, но и хозяйственные и жилые дома.

Важным объектом средневекового Самбора был водопровод, построенный примерно в 1400 году. Воду получали из многочисленных источников на полях сел Дубровки и Бисковичи, расположенных на 40-50 м выше уровня Самбора. Вода из источников самотеком по дубовым трубам отводилась в главный трубопровод, ведущий в город. Трубопровод заканчивался бассейном, откуда вода подавалась в водосборники, размещенные в разных частях Самбора.

Существовали здесь также канализация и баня, построенная в конце XIV века, почта, сначала только частная, а с 1676 т. н. коронная.

С 80-х годов XVIII века до 60-х годов XIX он был центром Самборского округа (из десяти в Восточной Галичине), а позже центром Симбирского уезда.

В 70-80-х гг. XVIII века разрушена Стена, которая сковывала рост города. Тогда же были закрыты монастыри, а их помещения использовали для правительственных учреждений и казарм. Здесь был один из трех восточно уголовных судов.

О развитии культуры в Самборе свидетельствует то, что в середине XVIII века здесь было две типографии, несколько школ - при приходской костеле, церкви и синагоге, а с 1701 года - иезуитская коллегия.

После распада Австрии, 2 ноября 1918 года, власть в Самборе власть перешла к ЗУНР. Вскоре начала наступление Польша и уже 17 мая 1919 оккупировала Самбор.

Во время нападения фашистской Германии 1 сентября 1939 на Польшу гитлеровская авиация разрушила железнодорожный узел, паровозное депо, железнодорожный водонасосную станцию, лесопилку Лянгера и другие объекты.